Реферируемая диссертация входит в ряд исследований концептосферы русского языка и посвящена описанию концепта цветок. Работа проводилась в рамках семасиологического, лингвокультурологического и когнитивно-стилистического направлений.
В современной лингвистике изучению концептов посвящено множество работ. Первоначально изучались концепты, связанные с главными нравственными категориями: истина, судьба, долг, любовь, ревность, душа, свобода, воля, вера, жизнь, я, совесть, стыд и др. (Артемова 2000, Арутюнова 1991, Булыгина, Шмелев 1991, Вежбицкая 2001, Воркачев 1995, Данькова 2000, Дзюба 2001, Ермакова 1999, Ивашенко 2000, Катаева 2004, Каштанова 1997, Красных 2003, Лисицын 1995, Лукин 1993, Пименова 2004, Попова 2000, Пугач 2001, Радзиевская 1991, Савенкова 1998, Степанов 1997, Тильман 1999, Чернейко 1997, Юшкова 2003 и др.). Затем круг изучаемых концептов расширился: туман, язык, французская национальная личность, муза, родина, труд, дом, свет, тьма, война, еда, вопрос, женщина (Артемова 2000, Бабурина 1998, Бабулевич, Басова 2004, Венедиктова 2004, Габдуллина 2004, Григорьева 2004, Миронова 2002, Панченко 1999, Плисецкая 1999, Рапопорт 1999, Рябцева 1991, Фесенко 2005, Чернова 2004 и др.). Несмотря на множество исследований, посвященных описанию разных концептов и разных аспектов концепта, остается еще немало нерешенных вопросов и лакун в изучении русской концептосферы. Выявлению более полной картины концептосферы способствуют частные описания конкретных концептов, необходимость таких исследований и определяет актуальность нашей работы.
Лексическую единицу цветок можно рассматривать как концепт, так как в русском языке это слово имеет в содержании достаточно богатый культурный фон, в том числе ценностную составляющую. Описываемый нами концепт цветок является лексическим с точки зрения языковой реализации, вербализованным, актуальным, относится к конкретным концептам, так как обозначает конкретную предметную реалию, но при этом, обладая обобщенной семантикой, является гиперонимом, охватывающим всю совокупность конкретных видов цветов. Несомненное наличие ценностного компонента позволяет отнести исследуемый концепт к лингвокультурным концептам. Вероятно, цветок можно рассматривать и как художественный концепт, поскольку этот образ является одним из ключевых в поэзии.
Поэзия представляет собой особую среду, способствующую развитию смысловых приращений в семантике слов, и является своего рода концентратом символических смыслов, связываемых с концептом, поэтому в работе осуществляется анализ текстового содержания концепта цветок в поэтическом произведении. В современной лингвистике на материале художественных текстов изучаются отдельные концепты и средства их воплощения (Н.М. Мухина, И.А. Долбина, В.Ю. Прокофьева и др.), отдельные семантические ассоциативные лингвокультурологические поля концептов (М.А. Бабурина, Н.Р. Суродина и И.В. Белобородова, И.А. Тарасова др.), семантика и прагматика текста как отражение картины мира автора (И.И. Бабенко, Н.С. Болотнова, А.А. Васильева, Н.Г. Петрова, Н.С. Пушкарева и др.).
В данном исследовании осуществляется, во-первых, анализ языковых и культурных признаков концепта цветок и, во-вторых, анализ признаков, присутствующих в индивидуально-художественном сознании.
Объектом работы является семантика слова цветок.
Предмет исследования меняется в соответствии с этапами работы:
1) на первом этапе предметом анализа является языковое и общекультурное содержание концепта;
2) на втором этапе исследования - смыслы концепта, актуализирующиеся в поэзии, а также индивидуальные смыслы, привносимые творческими усилиями поэтов разных направлений Серебряного века и обогащающие концептуальное содержание.
Материал также менялся в соответствии с этапами исследования:
1) на первом этапе анализа материалом исследования послужили словарные дефиниции, представляющие пространство концепта цветок и извлеченные методом сплошной выборки из толковых и энциклопедических словарей, а также из энциклопедий и справочников по символике, эмблематике и знаку;
2) на втором этапе исследования в качестве материала были выбраны стихотворные тексты поэтов - представителей разных течений Серебряного века: И. Бунина (реализм), Ф. Сологуба (символизм), О. Мандельштама (акмеизм), В. Хлебникова (футуризм). Выбор творчества именно этих поэтов обусловлен значимостью каждого художника в контексте отдельного литературного направления Серебряного века.
Цель работы - описать содержание концепта цветок, которое складывается из признаков, закрепленных в языке, культурно-фоновых признаков и семантических текстовых приращений.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
1) выделить системно-языковые признаки концепта цветок по материалам толковых и энциклопедических словарей;
2) дополнить и уточнить список языковых признаков концепта признаками культурного фона;
3) проанализировать контексты из стихотворений, включающие слово цветок и его производные, и выделить индивидуально-авторские приращения смысла и трансформации языковых признаков концепта цветок.
В работе использованы методы синхронной лингвистики: компонентного, семантико-когнитивного, контекстологического анализа, классификационный метод, а также приемы лингвокультурологической интерпретации и стилистического анализа.
Научная новизна исследования заключается в материале, привлеченном для изучения (концепт цветок, насколько нам известно, не был предметом специального изучения), а также в комплексном подходе к исследованию: описано языковое и культурное содержание концепта цветок, а также выявлено текстовое содержание этого концепта в творчестве поэтов - представителей разных художественно-эстетических направлений Серебряного века.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что выводы и результаты исследования могут быть востребованы в теоретических трудах по лексикологии, лингвокультурологии, лингвистическому анализу художественного текста, в работах, посвященных изучению языка поэзии Серебряного века. Проведенное описание является вкладом в разработку общей типологии концептов.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в курсах по лексикологии русского языка, лингвокультурологии, лингвокультурологической стилистике, лингвистическому анализу художественного текста.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международных и региональных конференциях: «Дергачевские чтения 2004. Русская литература: национальное и региональное развитие» (Екатеринбург, 2004); «Дергачевские чтения 2005». (Екатеринбург, 2005); «Уральские лингвистические чтения - 2005. Актуальные проблемы лингвистики» (Екатеринбург, 2005).
Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры риторики и стилистики русского языка Уральского государственного университета им. А. М. Горького.
Основное содержание исследования отражено в пяти публикациях, в том числе в четырех статьях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Слово цветок является концептом, так как представляет собой значимую единицу словаря, обладает богатым лексическим фоном и ценностным для русской лингвокультурной общности содержанием.
2. Содержание концепта цветок многослойно и включает понятийные, а также культурно-фоновые признаки, развивающие и усложняющие языковое содержание.
3. В поэтических текстах наблюдается многократное умножение и трансформация языковых смыслов концепта цветок. Важные прототипические признаки концепта цветок ‘красота’, ‘хрупкость’, ‘недолговечность’ актуализируются и манифестируются в творчестве поэтов Серебряного века, соотносятся с основными мотивами жизни, любви, смерти.
Структура работы: диссертация состоит из Введения, двух глав, включающих соответственно два и пять параграфов, Заключения, списков источников, словарей, справочников и использованной литературы и сокращений.
1. Молоткова А.И. Авторская интерпретация концепта роза в творчестве поэтов “серебряного века” как проявление направленческих ориентаций // Проблема автора. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. - С. 124-131.
2. Васильева А.И. Цветы в поэзии серебряного века: инвенции и рецепции направлений // Дергачевские чтения-2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2004. - С. 233-235.
3. Молоткова А. И. Цветы в поэзии символистов // Проблемы
интерпретационной лингвистики: Интерпретаторы и типы интерпретации. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во
Новосибирского гос. пед. ун-та, 2004. - С. 241-250 (В соавторстве с Михайловой О.А.).
4. Молоткова А.И. Метафорические субституты «цветка» в поэзии И.Бунина // Уральские лингвистические чтения - 2005, №8. Актуальные проблемы лингвистики. Материалы ежегодной научной конференции 1-3 февраля 2005 года. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2005. - С. 77.
5. Молоткова А.И. Общекультурные и индивидуально-поэтические смысловые планы в концепте «цветы» у Велимира Хлебникова // Lingüistica Juvenis. Вып.5. Дискурс и текст. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.пед. ун-та, 2005. - С. 185-193.