Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Искусство отчуждения в поэзии Даниила Хармса и Иосифа Бродского

Работа №103396

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы24
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Содержание работы
Заключение
Публикации

Актуальность. Диссертация посвящена исследованию феномена отчуждения как искусства на материале поэзии Даниила Хармса и Иосифа Бродского. Отчуждение в поэтическом мире Хармса и Бродского представляет собой осознанный выбор стратегии организации текста, реализующей мировоззренческие и эстетические установки авторов, а также отбор художественных средств для их воплощения. Аспект рассмотрения отчуждения как ведущего принципа создания эстетически завершенной реальности обусловил выбор поэзии Д.Хармса и И.Бродского в качестве материала исследования, так как поэзия связана с феноменом отчуждения в большей степени, чем любой другой вид искусства, являясь особым типом языковой деятельности, основанным на явлении отчуждения. Особенно актуальной проблема отчуждения как искусства становится относительно художественных миров Д.Хармса и И.Бродского, представляющих собой тип поэтического миромоделирования как воплощения особой философской системы, в основе которой лежит принцип отчуждения.
Появление поэзии обусловлено прежде всего особым состоянием сознания, которое можно охарактеризовать как отчужденное от обыденного способа восприятия. Исключение из пределов мира в его повседневных проявлениях как специфика поэтического состояния сознания обуславливает и выпадение творящего «я» из языкового наполнения обыденной реальности, что приводит к появлению особого, вне-повседневного языка. Иной способ существования языка, обусловленный отчужденным/поэтическим состоянием сознания, подробно описывается и анализируется Ю.В. Казариным как «поэтическое состояние языка» (термин Ж.Женетта). Отчужденное от обыденного, то есть поэтическое состояние языка проявляется в иных по отношению к повседневной норме принципах функционирования языковых единиц, в ином подходе к номинации реалий, в разрыве привычных связей между формой и смыслом слова. Следовательно, отчуждение как выпадение творящего «я» из границ повседневности и обретение иных, чуждых обыденным способа восприятия и обусловленного им способа выражения, то есть специфических для поэзии состояния сознания и языка, становится универсальным, непременным условием рождения поэтического текста.
Выбор поэзии Д. Хармса и И. Бродского в качестве материала исследования обусловлен типологическим сходством применяемых поэтами стратегий художественного миромоделирования, основанных на принципе отчуждения. При этом отчуждение, воплощенное у Хармса и Бродского в специфике организации поэтической реальности на различных уровнях текста посредством различных художественных приемов и механизмов смыслопорождения, становится также способом реализации эстетических установок поэтов относительно общего эстетического канона эпохи. Столь различные на первый взгляд поэтические пространства, включаемые исследователями в связи с тем или иным аспектом творчества поэтов в многочисленные разнообразные художественные парадигмы, в частности: модернизм, авангард как «разрушение средствами искусства существующих литературных канонов и норм» (И.Е.Васильев), сюрреализм, основанный на принципе письма как выражении бессознательного (М.Ямпольский), абсурдизм как «самодостаточное и закрытое текстовое «бытие-в- себе» (Д.В.Токарев), экспрессионизм, актуализирующий в качестве ведущего принципа организации художественного мира «грандиозный процесс самоотчуждения» (Н.В. Пестова), постреализм как постоянное присутствие на различных уровнях текста «состояния отчуждения - от социума, от людей, от истории, от природы» (Н.Л. Лейдерман), а также и постмодернизм (О.А.Лекманов), сближает единая целенаправленная, декларируемая и акцентируемая стратегия отчуждения в качестве как основы и самого способа создания поэтического мира, так и некоего единого, специфического для Хармса и Бродского принципа художественного самосознания относительно общего литературно-исторического контекста. В качестве такого принципа может быть названо отстранение, выпадение из всеобщей, современной каждому из поэтов художественной парадигмы, отторжение мировоззренческих и эстетических принципов господствующего литературного направления. Так, творчество Д. Хармса представляет собой явление авангарда в эпоху соцреализма, то есть искусства, в основе которого заложена установка на разрушение всех, в том числе и соцреалистических литературных принципов и канонов средствами поэзии. Художественный мир И. Бродского достаточно трудно включить в какую-либо парадигму на основании тех или иных категорий поэтики, однако его творчество в эпоху постмодернизма также выпадает из общих для этого направления установок на игру и тотальную иронию, в связи с чем творчество Бродского может быть условно охарактеризовано как явление модернизма в эпоху постмодерна.
В связи с явлением отчуждения, определяющего своеобразие художественных миров Д.Хармса и И. Бродского, нами были учтены работы исследователей, направленные на выявление и анализ феномена отстранения в поэзии Хармса и Бродского, а также обусловленной им специфики организации текста: М.Б. Ямпольского, Ж.-Ф. Жаккара, Д.И.Токарева, Е.Г.Красильниковой, С.И. Красовской, М.Ю. Лотмана, Ю.М. Лотмана, Й.Кюста, М.Н.Липовецкого, Н.Л. Лейдермана.
Источником понятийного поля и терминологии, используемых в работе, кроме собственно литературоведческих, послужили принятые в философских системах экзистенциализма и феноменологии категории и понятия, так как именно в связи с философией Ж.-П. Сартра и М. Хайдеггера появляется понятие отчуждения как особого состояния реальности и специфики пребывания познающего сознания в этой реальности. Термин «отчуждение» использовался в различных философских системах, в том числе - в философии Г.В.Ф. Гегеля, К.Маркса, И.Г. Фихте, при этом различия в смыслах, вкладываемых в понятие отчуждения, довольно существенны и обусловлены как социально-историческими предпосылками, так и спецификой мировоззрения и мышления того или иного мыслителя. Однако наше исследование поэзии Д. Хармса и И. Бродского строится на том понимании отчуждения, которое было выдвинуто и разработано философией экзистенциализма, то есть отчуждении как некоторой априорной данности человеческого сознания, обуславливающей специфику его самоопределения в мире. В соответствии с экзистенциальной философией исчезновение, пустота, Ничто изначально присутствуют в самом явлении человеческого бытия, в связи с чем, существуя, человек тем самым постоянно реализует и возможность своего отсутствия, небытия. Таким образом, согласно экзистенциализму, человеческое сознание обречено на существование посредством постоянного дистанцирования от своей реальности и себя самого.
Применение понятийного поля и категориального аппарата философии для анализа и описания поэтического текста становится особенно актуальным в связи с проблемой отчуждения как стратегии создания особого, внеповседневного смыслового и эстетического пространства, так как язык, которым говорит и в котором рождается философия, представляет собой «остранение» языка повседневного, разрыв связи с прежними значениями и прежними принципами номинации. Следовательно, философия и поэзия представляют собой варианты отчуждения языка от его обыденной нормы, «остранение» повседневного образа языка и языковых связей между выражением и смыслом. В связи с этим представляется закономерным использование языка философии для описания специфики поэтического языка, так как именно философия в силу своей отстраненности от привычной языковой нормы является адекватным инструментом литературоведческого анализа поэзии Д.Хармса и И.Бродского как художественных пространств, организованных по принципу отчуждения на различных уровнях, то есть для исследования отчуждения как ведущей текстовой стратегии.
Нами в работе использованы понятия и категории, некоторые из которых были введены И.Кантом и полнее разработаны философией экзистенциализма в связи с феноменом отчуждения и спецификой отчужденного бытия человека в реальности, такие как «вещь-в-себе» (и «для-себя»), «бытие для других», «бытие- для-себя» («бытие-в-себе»), «я-в-мире», «мир-без-меня», а также категория Другого как обозначение чуждого, непознанного, то есть не присвоенного сознанием явления.
Понятие «вещи-в-себе» («для-себя») было введено И.Кантом в его работе «Критика чистого разума» как выражение невозможности абсолютного познания человеком вещи в частности и самого явления бытия в целом, невозможности их полного присвоения сознанием, что обуславливает присутствие в вещи/бытии некоего скрытого, изначально недоступного человеческому познанию смысла, самодостаточного, замкнутого на себе состояния, определяемого Кантом как «вещь/бытие-в-себе и для-себя». Вещь/бытие в процессе познания их человеком предстают в качестве совокупности внешних проявлений, адресованных познающему сознанию и воплощающих образ вещи/бытия в человеческой повседневной реальности, то есть то состояние, которое Кант назвал «бытием-для- других».
Присутствие человека в реальной действительности, его включенность во все многообразие проявлений мира, то есть осознание своего «я» как условия и формы существования мира описывается экзистенциалистами посредством понятия «я-в-мире». Соответственно, событие отстранения от мира, а также и от своих собственных эмоций и переживаний, рожденных в момент пребывания в реальности и вызванных тем или иным проявлением этой реальности, приводит к особому состоянию самого познающего «я», определяемого как «я-без-мира», а также и к особому состоянию мира, утратившему «я» в качестве формы своего существования, которое характеризуется как «мир-без-меня».
Для описания специфики пребывания отчужденного сознания в материальной реальности относительно телесности и плотности мира, а также относительно телесности самого человека были применены категории феноменологии, в частности, «здесь-и-сейчас» как обозначение единого, нерасчлененного момента восприятия реальности во всей совокупности тех её проявлений, которые в момент этого восприятия включены и актуализированы в пространстве познающего сознания; а также «тело» и «телесность» в феноменологическом понимании, то есть в качестве основного инструмента и способа познания реальности.
Объектом исследования феномена отчуждения как искусства является поэзия Д.Хармса и И.Бродского, так как поэзия представляет собой особый вид языковой деятельности, реализующей в специфике художественного миромоделирования отстраненное от повседневной реальности состояния сознания, обуславливающего особое состояние языка, утрачивающего связь с языком повседневным. Исследование отчуждения в качестве стратегии моделирования художественного мира на материале поэзии также обусловлено и тем, что в поэтическом тексте актуализировано единство и связи иного, не только семантического рода, то есть поэзия обнажает саму специфику создания новой, поэтической природы слова, сам способ разрыва связи поэтического состояния языка с повседневным, следовательно, саму реализацию стратегии отчуждения посредством определенных художественных приемов и средств.
Предметом исследования является способ моделирования художественного мира в поэзии Д.Хармса и И.Бродского, то есть проблематики, поэтики и особых механизмов смыслопорождения, в основе которых лежит феномен отчуждения как реализации авторских мировоззренческих и эстетических установок.
Теоретическая значимость и актуальность работы заключаются во- первых, в продолжении и уточнении вырабатываемых современной филологией приемов литературоведческой реконструкции философской версии бытия, реализованной в поэтическом тексте; во-вторых - в обнаружении коррелятивных отношений между философскими категориями и поэтической образностью.
Практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории литературы ХХ века, при разработке и чтении спецкурсов по поэзии ХХ века, а также спецкурсов «Философия и литература», «Философская поэзия ХХ века».
Цель данной работы - выявление и анализ способов реализации стратегии отчуждения как основы создания художественного мира Д.Хармса и И.Бродского.
В связи с этим главными задачами работы становятся:
на материале поэтического мира Д.Хармса: 1) исследование явления отчуждения как авторской стратегии «очищения мира» от временной, пространственной определенности, а также следов рационального и духовного опыта человека, а именно - культуры и религии; 2) описание феномена отстранения от своего «я», включенного в рамки повседневной реальности, что порождает явление онтологической неуверенности в поэзии Хармса; 3) анализ собственно языкового уровня поэзии Хармса, организованного по принципу высвобождения языка из рамок нормы и обуславливающего особый тип взаимоотношений с читателем.
Относительно поэзии И.Бродского в качестве основных задач могут быть названы следующие: 1) выявление феномена отчуждения как способа разрушения повседневного образа вещи с целью открытия её в качестве чистой формы пространственно-временной организации, а также описание «пограничного» смысла материи как формы проявления и существования вещи в реальности; 2) анализ отчуждения в качестве процесса и результата творческого акта, направленного на воплощение своего «я» как отсутствующего в рамках пространственно-временной определенности мира; 3) исследование отстранения от обыденного состояния языка с целью обретения иной, поэтической/божественной природы слова.
Методология работы. Специфика методологии работы обусловлена пограничным характером и аспектом исследуемого феномена, представляющего собой синтез философских и эстетических проблем. Вследствие этого в данной работе были использованы как типологический и структурно-функциональный методы анализа текста, так и методы феноменологии. Относительно поэзии Д.Хармса продуктивным также является метод рефлексивного чтения, так как тексты Хармса имеют неклассический, диалогический, провокационный характер, вызывающий определенные читательские реакции, принципиально важные в аспекте исследуемой проблемы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отчуждение как мировоззренческая и эстетическая установка реализуется в поэзии Д.Хармса посредством стратегии «очищения» мира от бытийных координат, что воплощается в нейтрализации временной определенности мира, трансформации пространства, а также в деконструктивной направленности изображения сфер культуры и религии.
2. Феномен отчуждения формирует особый тип самоописания в поэзии Хармса, характеризуемый как «принцип онтологической неуверенности».
3. Отстранение от нормы на языковом уровне в поэтическом пространстве Д.Хармса представляет собой художественную стратегию трансформации языковой природы и открытие новых механизмов смыслопорождения.
4. В поэзии И.Бродского отчуждение представляет собой способ моделирования художественного мира, направленный на создание особого пространства постбытийной пустоты, в связи с чем поэтом осуществляется деформация и исчезновение материального мира и высвобождение бытийных координат времени и пространства в их «чистом виде».
5. Отчуждение как художественная стратегия в поэзии И.Бродского обуславливает специфику описания своего «я» относительно как мира, так и Вечности, что воплощается в поэтической процедуре завершения своего пребывания в реальности и выходе в сферу Вечности.
6. Отчужденное от повседневности состояние сознания в поэзии И.Бродского порождает особый тип языкового бытия личности, характеризуемый как «поэтическое состояние языка».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает в себя три параграфа), заключения и библиографии, включающей 196 источников.
Апробация работы. Основные положения данного исследования обсуждались на научных конференциях: «Дергачевские чтения» (УрГУ им. А.М.Горького, Екатеринбург, 2004), «Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования наука - вуз - школа» (УрГПУ, Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник», Екатеринбург, 2005).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подводятся итоги исследования и излагаются выводы:
Феномен отчуждения, рассматриваемый нами в качестве определенной мировоззренческой установки, реализуемой в особых художественных стратегиях организации поэтического пространства в поэзии Д.Хармса и И.Бродского, становится искусством преобразования самого способа бытия «я» относительно реальности, то есть самим способом создания эстетически завершенного мира. В обоих случаях отчуждение представляет собой моделирование средствами поэтического языка выхода из границ повседневной реальности, а также реконструкцию - в поэзии Хармса - и творение - в поэзии Бродского - особых, внеповседневных пространств пребывания отчужденного состояния сознания и языка. В случае Хармса таким полем отчужденного бытия становится «домирная пустота», а в случае Бродского - постбытийная чистота. Разрушение мира во всех его проявлениях и творение своего исчезновения из мира как реализация отчуждения в поэзии Хармса и Бродского воплощают высвобождение бытийных категорий в их «чистом виде» (Бродский), а также само явление бытия из границ повседневной реальности и повседневного сознания с целью открыть бытие и себя в качестве формы божественной пустоты/чистоты, в качестве формы поэтической внепредельности.



1.Б.Пастернак и Д.Хармс: два пути к лингводицее. // Русская литература ХХ - ХХ1 веков: направления и течения. Вып. 7. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; ИФИОС «Словесник», 2004. - С. 55-64.
2.Оппозиция «свое - чужое» в лирике ранней А.Ахматовой. // Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: теоретические аспекты; 5 - 8 классы; 9 - 11 классы: Материалы Х1 Всероссийской научно-практической конференции «Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: наука - вуз - школа». 24-25 марта 2005 г. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник», Екатеринбург, 2005. - С. 204-207.
3. Н.Заболоцкий: поэтическая игра с реальностью. // Дергачевские чтения - 2004: Русская литература: общенациональное развитие и региональные особенности. Материалы междунар. науч. конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. - С. 133-137.
4. Принцип онтологической неуверенности в поэзии Д.Хармса. // Дергачевские чтения - 2004: Русская литература: общенациональное развитие и региональные особенности. Материалы междунар. науч. конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. - С. 50-54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ