Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция религиозного (православного) воспитания в России с XVIII века до настоящего времени

Работа №103385

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы25
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность проблемы и темы исследования. Социальная нестабильность, стимулируемая политическими и экономическими преобразованиями, начавшимися в нашей стране с разрушения социалистической системы, привела к пересмотру духовно-нравственных устоев общества. Системные изменения затронули и российское образование, которое оказалось в ситуации непрерывного реформирования. Концепция модернизации отечественного образования (на период до 2010 года) предполагает «комплексную и глубокую модернизацию системы образования» в качестве стратегического направления. Приоритетом провозглашается воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешно социализироваться в обществе и адаптироваться к условиям рыночной экономики. При этом подчеркивается необходимость сохранения лучших традиций и использования богатого опыта российской и советской образовательных систем.
Законодательные акты РФ последних лет регламентируют отношения образования, имеющего светский характер, и церкви, которая отделена от государства. Однако заметим, не отделена от общества, более того, официальная доктрина Русской православной церкви, отраженная в таких документах как «Основы социальной концепции РПЦ», «Концепция молодежного служения РПЦ», материалы ежегодных Рождественских чтений, научно-практические конференции свидетельствуют о нарастающем интересе к православной педагогике и стремлении влиять на воспитание подрастающего поколения. Согласно социологическим исследованиям, 74% от общего числа верующих в нашей стране исповедуют православие. В данном контексте увеличивается значимость религиозной (православной) традиции как культуросообразной для российской системы воспитания и образования, где приоритетными были духовные, нравственные ценности.
Анализ потенциала традиционных образовательных систем позволяет говорить о том, что религиозные представления, педагогичные и антропологичные по своей сути, были концептуальной базой для теории и практики образовательно-воспитательного процесса на протяжении значительной части человеческой истории. Тысячу лет, со времени принятия христианства, российская государственность связана с православием, ориентированным на воспитание человека духовного и нравственного. Проведенный нами историко-педагогический анализ государственной системы образования в России, реализующей идеи религиозной духовности и нравственности, позволяет говорить о трех веках ее существования. В этот период формировалась система народных и церковно-приходских школ на православной основе, в школах и гимназиях было обязательным преподавание Закона Божия. Что касается советского периода господства коммунистической идеологии и воинствующего атеизма, то российская педагогическая религиозная (православная) мысль продолжала плодотворно развиваться благодаря деятельности философов и педагогов «русского зарубежья». В начале 90-х годов XX века, с развитием демократии происходило активное возрождение религиозных, в том числе православных традиций, создавались религиозные образовательные учреждения, усиливалось взаимодействие Русской православной церкви со светской школой. Этот процесс свидетельствует, с одной стороны, о социокультурном запросе российского общества, актуализирующего религиозное (православное) воспитание, с влиянием которого на духовно-нравственную жизнь общества связывают надежды на достижение социальной стабильности, и, с другой, о жизненности религиозной педагогики. По данным пилотного исследования, проведенного нами, 73 % опрошенных (111 студентов, преподавателей школы, колледжа и вуза Свердловской области) высказались за то, что современное образование должно содержать религиоведческий курс, построенный на принципах поликонфессиональности и поликультурности.
Эти обстоятельства выявляют противоречия между:
-необходимостью преодоления духовно-нравственного кризиса в условиях отсутствия национальной идеи и возможностью реализации для этого духовно-нравственных ценностей в системе образования;
-усилением тенденции глобализации и стремлением сохранить культурную идентичность российского народа на основе религии (православия);
-демократизацией общества, востребованностью современной школой гуманистических идей, способствующих личностному и социальному развитию учащихся, и стремлением определенной части населения реализовать свое право на традиционное для России религиозное (православное) воспитание;
-ростом внимания к традициям религиозного (православного) воспитания при создании новых образовательных и воспитательных программ и недостаточной разработанностью его теоретико-методологических основ и практики;
-потребностью введения религиоведческих курсов, факультативов в светской школе и недостаточностью соответствующих методик и опыта воспитания толерантных свойств личности учащихся и педагогов в условиях поликультурности, поликонфессиональности.
Анализ актуальности имеющихся противоречий и степени разработанности проблемы позволил нам сформулировать тему исследования: «Эволюция религиозного (православного) воспитания в России с XVIII века до настоящего времени».
Научный принцип в рассмотрении актуализированной нами проблемы предполагает, в отличие от теолого-богословского познания сущности религиозного воспитания, возможность ставить объект исследования под сомнение и использовать весь спектр гуманитарных и естественнонаучных позиций по проблеме.
Проблемно-хронологическое обоснование вех исследования состоит в том, что в XVIII столетии в России формируется государственная система образования, базирующаяся на принципах православного воспитания. В настоящее время, на рубеже ХХ-ХХ1 веков, в стране наблюдается процесс актуализизации религиозной, в частности, православной педагогики, реализации ее некоторых принципов, созвучных новой гуманистически ориентированной образовательной парадигме.
Объект исследования - религиозное (православное) воспитание как отечественный социокультурный феномен.
Предмет исследования - педагогический потенциал религиозного (православного) образования и воспитания в его эволюционном развитии.
Проблема и тема позволяют сформулировать цель исследования: выявить потенциал религиозной (православной) педагогики и обосновать возможность его реализации в современном образовании и воспитании.
Для достижения цели исследования мы руководствовались следующей гипотезой:
- научно-педагогический анализ позволит утверждать, что религиозная (православная) педагогика является предметной областью , определяемой соответствующей сущностью, содержанием, понятийно-категориальным аппаратом, принципами, а также формами, методами, приемами и средствами воспитания;
- историко-генетический анализ позволит выделить этапы и обосновать периодизацию эволюционного процесса развития религиозного (православного) воспитания в России от зарождения до настоящего времени;
- анализ религиозно- педагогического наследия деятелей отечественной педагогики и образования ХУШ-ХХ вв. позволит установить преемственность педагогических идей и понимание их созвучности современной гуманистически ориентированной образовательной парадигме.
В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа философской, исторической, психологической, социологической и педагогической, в том числе религиозной (православной) литературы, раскрыть теоретико-методологические основы религиозной (православной) педагогики как актуальной для воспитания подрастающих поколений.
2. Проследить генезис религиозного (православного) образования и воспитания с XVIII века до настоящего времени, выявить качественные изменения, позволяющие обосновать его периодизацию.
3. Исследовать виды: и формы православного образования в настоящее время (на примере Свердловской области).
4. Установить возможность реализации идей религиозной (православной) педагогики в контексте национально-регионального компонента (НРК) Государственного образовательного стандарта.
Теоретико-методологическими основами исследования явились: концепции отечественной философии о феномене религиозного (православного) воспитания в России, о единстве национального и общечеловеческого (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Г.П. Федотов, С.Л. Франк, П.Я. Чаадаев), педагогическое осмысление религиозной образовательно-воспитательной традиции, рассматривающей место и образ человека в религиозной (православной) картине мире, смысл его жизни, методы и цели духовно-нравственного воспитания, образ религиозного наставника, соотношение философского и религиозного начал в ценностной составляющей бытия (В.В. Зеньковский, И. А. Ильин, Н.И. Ильминский, И.В. Киреевский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич). Методологической основой рассмотрения религии как психологического феномена явились положения психоанализа и гуманистической психологии (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл, А. Маслоу, Э. Эриксон).
Теоретической базой анализа потенциала содержания современного образования, актуализирующего традиции духовно-нравственного воспитания, явились идеи о человеке как «предмете воспитания» (К.Д. Ушинский), формировании человека как члена человеческого рода, нации, (П.Ф. Каптерев), религии как основе педагогики ненасилия (Л.Н. Толстой), о религии как «зрелом плоде воспитания» (Н.К. Вентцель), об этнической обусловленности содержания образования и методов обучения (Г.В. Мухаметзянова).
Демократизация России, сопровождающаяся нарастанием научного интереса к отечественному философско-педагогическому наследию, актуализировала исследование вопросов веры и проблемы религиозного образования, что было невозможно в рамках господства идеологической коммунистической доктрины (В .А. Алексеев, П.С. Гуревич, Б.В. Емельянов, Л. А. Конева, И.Б. Котова, Н.Д. Наумов, В.С. Невелева, Н.В. Омельченко, Т.А. Остапов, Т.А. Петрунина, Д.В. Чернилевский).
Актуализация концепции религиозной образовательно-воспитательной парадигмы привела к обращению к основным положениям, содержащимся в трудах отцов церкви (Климент Александрийский, Святой Иустин, Святой Иереней Лионский, Архиепископ Фаддей Успенский), а также популярному изложению теоретических и практических вопросов православного воспитания (А. Владимиров, Г. Каледа, М.В. Захарченко, Н.А. Зелевская, И.А. Медведева, И.Н. Мошкова, Л.В. Сурова, Е. Шестун, И. Экономцев).
Проведенный нами анализ диссертационных исследований последних лет показал, что большой интерес проявляется к проблеме духовно-нравственных основ жизни человека и общества, к философско-религиозным основаниям отечественной педагогической мысли, эволюции отношений государства и церкви (А.В. Азов, С.А. Ан, Е.Ю. Базаров, Т.А. Гололобова, А.А. Гуляев, Б.В. Емельянов, Н.Д. Наумов, В.Д. Жукоцкий, Р.Л. Лившиц, А.М. Максимов, М.А. Остапенко, Т.А. Петрунина); рассматриваются традиции православной образовательно-воспитательной парадигмы в культуре современной российской молодежи (А.В. Медведев, А.А. Глуханюк).
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в областном педагогическом колледже (г. Екатеринбург), средней общеобразовательной школе этнокультурного профиля ГОУ СОШ «Народная культура» (г. Екатеринбург), муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 (г.Верхняя Салда), воскресной школе Храма- на-Крови (г.Екатеринбург), катехизаторских курсах для начинающих православных педагогов при Екатеринбургской епархии, слушателем которых была автор диссертации. В разное время в опытно-поисковой работе участвовали 175 человек.
Методы исследования. Был использован комплекс теоретических методов: историко-логический и историко-генетический анализ педагогической, философской, психологической, социологической литературы по проблеме исследования, систематизация научных фактов, классификация, аналогия, обобщение, контент-анализ, а также комплекс эмпирических методов: анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, статистическая обработка полученной информации, изучение и обобщение педагогического опыта и рефлексивный анализ личного опыта диссертанта.
Этапы исследования: На первом этапе (2002-2003гг.) осуществлялось изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме; были определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования, выявлено соотношение понятий «воспитание» и «образование» в светских и религиозных педагогических концепциях.
На втором этапе (2003-2004гг.) уточнялась гипотеза, разрабатывались теоретические основы опытно-поисковой работы, исследовались виды и формы религиозного (православного) воспитания в современной образовательной ситуации, в том числе в Свердловской области.
На третьем этапе (2004-2005гг.) проводились анализ, систематизация и обобщение результатов, формулировались основные выводы, шла работа над оформлением диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлена тенденция нарастания интереса к теории и практике религиозного воспитания, его методологическим основам, а также значительный педагогический потенциал православной образовательно-воспитательной традиции, способность успешно реализовываться в условиях светской системы образования на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
2. Актуализирована концепция отечественного религиозного (православного) воспитания в условиях современных социокультурных трансформаций. Выявлены сущность, понятийно-категориальный аппарат религиозной (православной) педагогики (Бог, мир, человек, жизнь, смерть, тело, душа, дух, свобода, сердце, любовь, грех, воцерковление, вера, надежда), ее принципы, отражающие онтологический, гносеологический, антропологический, аксиологический, этический и эстетический аспекты бытия и познания.
3. Установлена востребованность религиозной (православной) концепции воспитания в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания и процесса формирования ценностных ориентиров личности в современном мире.
4. Обоснована периодизация религиозного (православного) воспитания с XVIII века до настоящего времени (выделены пять периодов).
5. Выявлены и описаны виды: и формы религиозного (православного) образования, организации педагогического процесса, его цели, содержание и методы (на примере Свердловской области).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют говорить о значительном потенциале религиозного (православного) воспитания и его востребованности в условиях социокультурных трансформаций; о созвучности его принципов и понятийно-категориального аппарата современной гуманистически ориентированной парадигме, о возможности ее использования при решении проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Выводы диссертации значимы для исследования истории педагогики и образования обоснованием периодизации генезиса религиозного (православного) воспитания в России, анализом его видов и форм.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут использоваться в работе для повышения компетентности педагогов по проблемам воспитания и образования, в том числе религиозного, актуализации его положений в гражданско-патриотической модели воспитания подрастающего поколения; могут стать основой для разработки учебных курсов и методического пособия для школы и вуза «Религиозное (православное) воспитание в России (с XVIII века до настоящего времени).
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены исходными методологическими и теоретическими позициями; комплексом методов педагогического исследования, адекватных объекту, предмету и задачам исследования, репрезентативностью полученных данных, подтвержденных опытно-поисковым путем при личном участии автора.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты теоретического исследования и опытно-поисковой работы обсуждались на кафедре педагогики Уральского государственного университета им. А.М. Горького, на педагогических советах и научно-практических конференциях в средней общеобразовательной школе этнокультурного профиля ГОУ СОШ «Народная культура» (г. Екатеринбург), на международной (Екатеринбург 2005), всероссийских (Челябинск 2003, 2004, Уфа 2004, 2005), межрегиональной (Екатеринбург 2005), региональной (Екатеринбург 2006) научно-практических конференциях, публиковались в печати.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На современном этапе модернизации отечественного образования, определения ценностных ориентаций проблема религиозного (православного) воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной и требует теоретико-методологического обоснования и поиска адекватных методик.
2. Традиции религиозного (православного) воспитания обладают большим педагогическим потенциалом, созвучны современной гуманистически ориентированной образовательной парадигме, поддержаны широкой общественностью, в том числе педагогической, и имеют теоретическое и практическое значение для формирования духовно-нравственных ориентиров подрастающих поколений.
3. Религиозная (православная) педагогика строится на принципах, отражающих различные аспекты бытия и познания (онтологический, гносеологический, антропологический, аксиологический, этический, эстетический): Мир сотворен Богом; Истина постигается через познание Бога; Человек - единство духа, души и тела; Свобода как неотъемлемая часть духовно-нравственно самоопределения человека; Сердце как средоточие духовно-нравственного содержания человека Любовь как основополагающий принцип жизни; Воцерковление как приобщение к жизни приходской общины и семейным ценностям; Национальное самосознание и патриотизм как задача духовно-нравственного развития личности.
4. Качественные изменения генезиса религиозного (православного) воспитания позволяют выделить пять периодов:
I - церковный (X век - вторая половина XVII века) - от принятия христианства до реформ Алексея Михайловича;
II - государственный (нач. XVIII - первая половина XIX века) - от реформ Петра I до реформ Александра II;
III - общественный (1861 - 1917 гг.) - от отмены крепостного права до Октября 1917 года;
IV - общественный, «диссидентский» (1917 - 1991 гг.) - от прихода большевиков к власти до падения советской социалистической системы;
V - общественный, возрожденческий (современный период).
5. Классификация видов религиозного образования и воспитания (на примере Свердловской области), имеющая в основе четыре показателя: периодичность , массовость, традиционность и вариативность , позволяет говорить о многообразии форм организации педагогического религиозного процесса (постоянные и эпизодические, коллективные, групповые и индивидуальные, традиционные и инновационные др.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 270 наименований, двух приложений .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы.
1. Теоретико-методологические основы религиозной (православной) педагогики содержат значительный потенциал для реализации в современном педагогическом пространстве, созвучны гуманистически ориентированной образовательной парадигме и актуальны для воспитания подрастающих поколений, живущих в условиях поликультурности, поликонфессиональности. В силу своего высокого духовно-нравственного потенциала, принципов ненасилия, любви и свободы, соборности, они могут способствовать выработке аксиологических ориентиров молодого поколения в период становления демократического государства и гражданского общества.
2. Научно-педагогический анализ, проведенный нами, позволил выделить
принципы религиозного (православного) воспитания, отражающие различные аспекты бытия и познания (онтологический, гносеологический, антропологический, аксиологический, этический, эстетический), оперирующие понятиями Бог, мир, человек, личность, истина, свобода, любовь, созвучными современной гуманистически ориентированной образовательной парадигме.
3. Изучение генезиса религиозного (православного) воспитания с XVIII века до настоящего времени позволило обосновать пять периодов его эволюционного развития и выявить преемственность, устойчивую взаимосвязь в разные исторические периоды существования, несмотря на глубокие трансформации социокультурной жизни страны и системы образования.
4. Современная религиозная (православная) педагогика реализуется на фундаментальных принципах природосообразности и культуросообразности, позиционируя Русскую православную церковь как неотъемлемую часть отечественной и мировой истории, создавая целостную картину мира, для которой, характерны тенденции, с одной стороны, глобализации, интеграции мирового сообщества, с другой - нарастания конфликтов на межконфессиональной почве.
5. Идеи религиозной (православной) педагогики в настоящее время реализуются в национально-региональном и школьном компонентах Государственного образовательного стандарта как вариативные при условии добровольности и поликонфессиональности участников образовательного процесса.
6. Современное религиозное (православное) воспитание осуществляется в различных видах (периодичность, массовость, традиционность, вариативность) и формах (постоянные и эпизодические; коллективные, групповые и индивидуальные; традиционные и инновационные).
Проблема религиозного воспитания подрастающего поколения остается актуальной. Перспективными направлениями дальнейшего научно-педагогического исследования, на наш взгляд, являются разработка аксиологических основ религиозной педагогики, ее духовно-нравственного и патриотического потенциала, а также поиск конкретных путей их реализации.



1. Разина М.В. Традиции духовно-нравственного воспитания в России и проблема модернизации // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч.3 / Южно-Уральск. гос. ун-т; Ин-т доп. проф. образ. пед. раб.; Отв. ред. Д.Ф.Ильясов. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. - 0,25 п.л.
2. Разина М.В. Инновационный подход в духовно-нравственном образовании // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч.2 / Инт-т доп. проф. образ. пед. раб.; Отв. ред. Д.Ф.Ильясов. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - 0,25 п.л.
3. Разина М.В. Культура православного педагога: традиция и современность // Педагогическая культурология: теоретические, методологические и методические основы формирования и развития педагогической культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 0,25 п.л.
4. Разина М.В. Эволюция религиозного (православного) воспитания как социокультурный феномен. //Культурология: исследования и материалы. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. -0,25 п.л.
5. Разина М.В. Антропологические основы религиозной (православной) педагогики // Научный апрель 2005 на СГФ: Материалы научных конференций. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. - 0,25 п.л.
6. Разина М.В. Религиозное воспитание: как не сбиться с пути // Социализация личности в XXI веке: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию профессора В.Д. Семенова. / Отв. ред. Л.Л. Рыбцова, И.Е. Левченко. - Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2005. -0,25 п.л.
7. Разина М.В. Религиозное (православное) образование и проблема реализации педагогического потенциала национальной культуры. // Проблемы образования в условиях глобализации: Материалы 8-й Международной конф. памяти проф. Л.Н. Когана. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005. -0,2 п.л.
8. Разина М.В. Отечественная религиозная (православная) образовательно-воспитательная традиция :понятийно-категориальный аппарат и принципы // Философия и наука: Материалы У-й Региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 25 апреля 2006 г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 0,3 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ