Актуальность темы исследования. Молодость - это особый этап в жизни каждого человека. Стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации молодых людей. Долгое время советская молодежь находилась в уникальном положении, когда общество гарантировало постоянность социальной жизни и обязательное исполнение поставленных жизненных целей в том случае, если они соответствуют заданным обществом программам. Этому способствовали: экстенсивное развитие экономики, постоянная потребность рынка труда в рабочей силе, возможность получения образования выходцами из различных социальных слоев общества, система распределения выпускников высших учебных заведений и многое другое.
90-е гг. ХХ в. внесли существенные коррективы в процесс жизненного проектирования молодежи. Смена государственной идеологии привела к серьезной трансформации общества. Рыночная экономика, пришедшая взамен советской командно-административной системе, кардинально изменила социально-статусную иерархию, которая долгое время строилась по принципам классовой принадлежности и близости к государственно-партийной элите, повысив роль профессии и образования.
Благодаря развитию системы негосударственного и внебюджетного профессионального образования у молодых людей расширились возможности выбора вида, формы его получения. Как свидетельствует статистика, в настоящее время 80% выпускников школ получают будущую профессию в стенах высшей школы. При этом для значительной части студентов процесс обучения стоит немалых денег, что зачастую вынуждает их прибегать к поиску дополнительной работы.
Расширение свобод выбора в образовательной сфере и увеличение контингента обучающихся в вузах наталкивается на реалии свободного рынка труда, где количество свободных рабочих мест для специалистов с высшим профессиональным образованием ограничено, а требования к претендентам достаточно высоки. Большинство фирм и учреждений предпочитают получать «готовых» специалистов с опытом работы если не по специальности, то в близкой области или с навыками профессиональной деятельности, свидетельствующими о способности человека быстро осваивать новые знания и профессиональные требования.
Новые реалии требуют научного осмысления и специального исследования в силу нестандартности самого пути перехода России к обществу рыночного типа и определяемой этим специфики социальных процессов.
Успешность разрешения данного объективного противоречия между расширением возможностей удовлетворения профессионально¬
образовательных потребностей молодежи и сокращением вероятности трудоустройства в соответствии с полученным дипломом, по нашему мнению, в значительной степени определяется жизненной стратегией индивида.
Здесь мы сталкиваемся с другой научной проблемой, требующей дополнительного исследования. Понятие «жизненная стратегия» в рамках его изучения связано с анализом длительного периода, который обычно принято называть жизненным путем. Для характеристики базовых оснований, предпосылок, определяющих выбор жизненного пути, в лексиконе исследователей встречаются различные по степени, широте и направленности понятия: жизненная программа, жизненный план, жизненная перспектива, стратегия жизни, жизненные ориентации, биографическое проектирование и жизненные стратегии.
Научная точность и определенность в выборе оснований для изучения феномена жизненного пути, позволит решить проблему критериев оценки его успешности. Особенно важно это для тех групп населения, которые вступают в трудовую жизнь, определяют свои профессиональные ориентации. К таким группам безусловно относится студенческая молодежь, поскольку на этапе студенческой жизни закладываются основы будущей жизненной успешности и рыночной конкурентоспособности, что определяется не только выбором профессиональной специализации и успешной учебы, но и способами формирования профессиональных и личностных качеств, необходимых для будущей карьеры.
Итак, трансформация системы образования привела к инфляции высшего образования, девальвации ряда дипломов на рынке труда, росту безработицы среди молодых дипломированных специалистов.
Высокий уровень образования сам по себе уже не является предпосылкой для успешной самореализации молодых людей. В условиях повышенной конкуренции, существующей в современном российском обществе, наибольшего успеха добивается тот выпускник, который уже имеет опыт профессиональной деятельности. Поэтому студенты изменяют модель достижения жизненных перспектив путем сокращения усилий, затрачиваемых на учебу и получение диплома, перестающего гарантировать доступ к социально привилегированным позициям, в пользу получения профессионального опыта в сфере вторичной занятости. Данные факты свидетельствуют о том, что произошли существенные изменения в представлениях молодежи о путях достижения успеха в жизни и факторах, его определяющих.
Все это позволяет говорить об актуальности изучения условий и факторов выбора жизненных стратегий студенческой молодежью, которые выступают основной исследовательской проблемой данной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Отдельные направления изучения жизненного мира, жизненного пути разрабатывались как западными учеными (П. Бергер, Э. Берн, Э. Гофман, Т. Лукман, В. Франкл, Э. Фромм и т.д.), так и отечественными социологами и психологами (К.А. Абульханова-Славская, Е.С.Балабанова, Е.С. Баразгова, Е.И. Головаха, Е.Н. Данилова, Г.Е. Зборовский, Г.А.Иванченко, Д.Л. Константиновский, А.А. Кроник, Л.Н. Коган, В.С. Магун, Н.Ф.Наумова, Ю.М. и Т.Е. Резники, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Л.В. Сохань, М.Х.Титма, Ф.Н. Филипов, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин, В. А. Ядов,и многие другие).
Данные авторы сформировали несколько подходов и предложили для описания процесса жизненного проектирования разные понятия.
В 60-е гг. ХХ в. проблематикой жизненных планов занимались следующие социологические школы: уральская (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Ф.Н. Филиппов), ленинградская (В.Т. Лисовский, В.А. Ядов), прибалтийская (М.Х. Титма), новосибирская (Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин).
В 70-80 гг. ХХ в. приоритет в описании жизненного проектирования сместился с понятия жизненные планы на другие подходы. Л.В. Сохань предложил для описания жизненного пути молодежи использовать понятие жизненная программа. Жизненная перспектива как интегральное описание будущего рассматривалась Е.И. Головахой.
М.Х. Титма, который долгое время занимался проблематикой жизненных ориентаций, однако, в последние годы отошел от этого понятия в пользу жизненных стратегий, как наиболее адекватно описывающих современные тенденции.
В разработке концепции жизненных стратегий, на наш взгляд, можно выделить следующие направления. Наиболее масштабные работы, посвященные жизненным стратегиям, принадлежат Ю.М. Резник и Т.Е. Резник. Заслуга авторов в том, что они предложили комплексный подход, направленный на всестороннее изучение жизненных стратегий, который сочетает в себе антропологический, институциональный и позиционный анализ.
Н.Ф. Наумова, Е.Н. Данилова, Е.С. Балабанова рассматривают жизненные стратегии как результат экономической адаптации и идентификации.
Жизненная стратегия как результат трансформации притязаний личности нашла свое отражение в работах В.С. Магуна и его соавторов.
Студенчество как социальная группа, проблемы его профессиональных ориентаций, трудоустройства и вторичной занятости как научные проблемы также нашли отражение в трудах отечественных исследователей, таких как Е.С. Баразгова, В.А. Житенев, Е.Н. Заборова, Г.Е. Зборовский, Г..Б. Кораблева, Н.Б. Костина, В.Т. Лисовский, А.В. Меренков, Т. Петрова, В.Г. Попов, Л.Я. Рубина, Б. А. Ручкин, Ф.Э. Шереги, И.В. Шапко и др.
Значительный вклад в разработку различных аспектов вторичной занятости студентов был сделан Г.Балян, Ю.Р. Вишневским, Е.В. Вознесенской, В.И. Герчиковым, Ю. Комениковым, Д.Л. Константиновским, Т.В. Лисовским, П.Ф. Лисс, А.В. Меренковым, Л.Я. Рубиной, И.В. Холодняк, Г.А. Чередниченко, Р. Черновым, В.Т. Шапко, Е.В.Щепкиной и др.
Признавая значение и роль указанных исследователей и их трудов в разработке проблем жизненного проектирования молодежи, в анализе студенчества как социальной группы, проблем его ценностных и профессиональных ориентаций, трудоустройства, следует отметить, что в отечественной социологии еще недостаточно исследованы особенности формирования жизненных стратегий студенческой молодежью, проблемы влияния вторичной занятости на выбор жизненного пути, отсутствуют комплексные методики социологического измерения успешности проектирования молодежи и требуются дальнейшие исследования этих вопросов.
Объектом диссертационного исследования выступают жизненные стратегии молодежи, под которыми мы понимаем выбор способа жизненного самоопределения и самореализации.
Предметом диссертационного исследования является вторичная занятость студенческой молодежи как фактор формирования жизненных стратегий.
Цель диссертационного исследования состоит в изучении вторичной занятости студенческой молодежи как фактора формирования жизненных стратегий.
Реализация цели предопределила решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть содержание и специфику понятия жизненные стратегии в системе понятийного аппарата социологии.
2. Построить типологию жизненных стратегий современного российского студенчества.
3. Рассмотреть систему факторов формирования жизненных стратегий студенчества и место вторичной занятости в ней.
4. Показать особенности вторичной занятости студенческой молодежи в современных российских условиях.
5. Разработать методику эмпирического исследования жизненных стратегий студенческой молодежи.
6. Выявить эмпирические типы жизненных стратегий студенческой молодежи.
7. Раскрыть специфику процесса выбора стратегий у работающих и у неработающих студентов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных социологов, философов и социальных философов, представляющих методологию анализа социального процесса, осмысливающих актуальное содержание и структуру жизненных стратегий молодежи и вторичной занятости студентов.
Основными концептуальными положениями являются представления о студенчестве как специфической социально-демографической группе, находящейся на стадии жизненного выбора, жизненного старта, в ходе которого закладываются предпосылки дальнейшего жизненного успеха и конкурентоспособности в различных сферах деятельности.
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, а также сравнительно-исторического, социально-психологического подходов. Системный подход позволил раскрыть целостность феномена формирования жизненных стратегий, рассмотреть их как часть жизненного проектирования. Сравнительно-исторический подход позволил выявить этапы в исследовании проблем жизненного проектирования молодежи. Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (с помощью типологического, содержательного, факторного анализа).
Эмпирическую базу исследования составляют материалы, полученные в ходе социологического исследования тенденций изменения процесса конструирования жизненных стратегий студенческой молодежью. Нами предполагалось, что традиционные количественные методы сбора социологической информации не способны в полной мере отразить качественные изменения изучаемого процесса. В связи с этим появилась необходимость сочетания количественных и качественных методов сбора информации и анализа.
Эмпирические данные были собраны в два этапа с применением методов, позволяющих зафиксировать содержание и динамику жизненных стратегий в среде молодежи, находящейся на этапе актуального жизненного выбора. Общее количество опрошенных составило 578 студентов.
Первый этап исследования проходил в 2001 - 2003 гг., объектом исследования выступали студенты вузов г. Екатеринбурга (УрГУ, УГТУ-УПИ, УрГХА, УГТИ, УрГПУ), совмещающие работу и учебу. Объем целенаправленной выборки составил 200 человек.
Второй этап (2005 г.) включал в себя:
1. Количественной опрос студентов вузов г. Екатеринбурга (УрГУ, УГТУ-УПИ, УГЛТА, Гуманитарный Университет, Уральская государственная консерватория, Финансово-Юридический Институт). Выборка гнездовая, объем 378 человек.
2. Биографическое исследование. Анализируются данные 10 устных биографий, собранных с помощью нарративного интервью и 43 письменных свободных автобиографий
На данном этапом стояла задача - выявить особенности формирования жизненных стратегий работающих студентов.
Научная новизна исследования. Положения диссертации, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
- выявлена специфика социологического подхода к пониманию жизненных стратегий молодежи, которая заключается в рассмотрении типичных для группы притязаний в контексте жизненной ситуации;
- уточнено понятие «жизненные стратегии», содержание которого в работе связывается с выбором личностью и социальной группой способа жизненного самоопределения и самореализации.
- предложена авторская типология жизненных стратегий молодежи: ситуативная, вынужденная стратегии и стратегия развития, которые формируются на основе способов жизненного самоопределения и самореализации посредством использования различных жизненных тактик (неадекватная внутренним потребностям, инновационная и гармоничная тактики, ориентация на статус и др.)
- выявлены элементы (действие, наблюдение, рефлексия) и уровни (начальный, пересмотренный, откорректированный и т.д.) процесса формирования и реализации жизненной стратегии;
- определены общие для молодежи и выявлены специфические для студенчества факторы формирования жизненных стратегий. К общим относятся факторы исторического развития, социального происхождения, рынок труда и занятость молодежи, к специфическим - система высшего профессионального образования и вторичная занятость студенческой молодежи;
- разработана методика социологической диагностики выбора жизненной стратегии, особенность которой состоит в единстве качественных и количественных методов исследования;
- по результатам социологического исследования доказано, что в современных условиях нестабильности и неразработанности критериев отбора молодых специалистов в организациях вторичная занятость студентов, способствуя формированию профессиональной конкурентоспособности, созданию дополнительных жизненных шансов для самореализации, сокращению переходного периода жизненного старта, становится важнейшим фактором успешности жизненной стратегии.
Практическая значимость диссертационного исследования. Выводы, результаты, а также авторская методика эмпирического исследования жизненных стратегий студенческой молодежи могут быть использованы:
- при разработке методологии исследования содержания и структуры проектирования жизненных стратегий молодежи в современном российском обществе;
- в научно-исследовательских проектах, требующих эмпирического исследования жизненных стратегий молодежи;
- при корректировке соответствующими органами (образования, власти, рынка труда) молодежных образовательных и социальных программ в Уральском регионе;
- при разработке и чтении курсов «Роль семьи в процессе формирования жизненных стратегий молодежи», «Социологии личности», «Социология молодежи».
Апробация работы. Результаты данного исследования обсуждались на: научно-практической конференции «Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития» (Екатеринбург 2003 г.); международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2003» (Москва 2003 г.); международной научно-практической конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь 2004 г.); межрегиональных молодежных социологических чтениях (Екатеринбург 2005 г.); международной научно-практической конференции «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада» (Екатеринбург 2006 г.), XVI Уральских социологических чтениях «Социальное пространство России и Запада - ХХ1 век» (Челябинск 2006 г.).
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры прикладной социологии и кафедры социальной работы Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы.
1. Константинова Е.Б., Мокерова Ю.В. Жизненные пути поколения:
проблемы конструирования поколенческой идентификации (по
материалам исследования разных возростных групп) / Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития. В У-ти частях. Ч.1. Екатеринбург, 2003. С. 194-200.
2. Константинова Е.Б. Опыт использования метода фокус-групп для изучения поколенческой идентификации / Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Выпуск 10. М.: Студенческий союз МГУ, 2003. С. 90-91.
3. Константинова Е.Б. Студенческая занятость в современных российских условиях как фактор профессионального самоопределения личности // Актуальные проблемы социологии и менеджмента: общество-управление - образование - молодежь - культура. Выпуск 6. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. С. 109-112.
4. Константинова Е.Б. Структура трудовой мотивации работающего студента // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Т. I. Пермь: Изд-во Пермс. гос. ун-та, 2004. С. 120-123.
5. Константинова Е.Б. Анализ деятельности системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов (на примере Уральского университета г. Екатеринбург) // Молодежь и рынок: жизненное и профессиональное самоопределение, предпринимательство, труд, занятость. Межрегиональные молодежные социологические чтения: Сб. научн. ст. Вып. 2. Екатеринбург: УрАГС, 2005. С. 35-37.
6. Константинова Е.Б. Методические основы изучения жизненных стратегий молодежи // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования. Ч. 1. Екатеринбург, 2006. С. 82-83.
7. Константинова Е.Б. Жизненное проектирование молодежи: исторический аспект // Социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. С.192-194.