Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Книга стихов Ф. Н. Глинки «Опыты священной поэзии»: проблемы архитектоники и жанрового контекста

Работа №103373

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы23
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Публикации

Творчество Фёдора Глинки достойно тщательного научного исследования. Поэт прожил уникально долгую жизнь в литературе (около 70 лет), всё это время активно отзываясь на изменения, которые в ней происходили. Его литературная деятельность началась во времена Н. Карамзина и В. Жуковского, а завершилась в эпоху А. Некрасова и В. Соловьёва.
На первый взгляд, может показаться, что творчество Ф. Глинки хорошо изучено. Его прозаические сочинения («Письма офицера», «Письма к другу») издают до сих пор, стихотворные произведения напечатаны отдельными томами в большой и малой сериях «Библиотеки поэта». Изучению его поэзии посвящены многочисленные работы. Но творческая деятельность художника и его биография осмыслялись иногда с диаметрально противоположных точек зрения: Глинка - поэт-декабрист (традиционное восприятие поэта в советское время, представленное в трудах В.Г. Базанова, А.В. Архиповой и др.), Глинка - поэт-философ (Ю.Н. Тынянов, В.В. Кожинов, Т.А. Ложкова), Глинка - поэт-масон (В.И. Сахаров), Глинка - русский духовный писатель (В.П. Зверев, В. Брио). При всём разнообразии исследовательских подходов многие вопросы жизни и творчества Глинки окончательно не прояснены, основные произведения поэта (в том числе «Опыты священной поэзии» и «Таинственная капля») не переизданы.
Характерная для культуры современной России потребность в обращении к духовным национальным истокам обуславливает актуальность данного диссертационного исследования. Духовное возрождение России в работах нынешних филологов и философов не случайно связывается с религией. Увеличивается интерес к незаслуженно забытым именам наших великих соотечественников, ибо в сталинских «застенках» оказались не только некоторые «неугодные» поэты - современники Сталина, но и многие произведения XVIII - XIX вв. Представленная работа, посвящённая одной из значимых стихотворных книг Ф. Глинки, восстанавливает часть нашего забытого духовного наследия. Цель реферируемой работы - точнее определить место Глинки в литературном процессе с учётом духовно-религиозного компонента его поэтического творчества, ранее в полном виде не подвергавшегося системному литературоведческому анализу.
Объектом диссертационного исследования является книга стихов Ф. Глинки «Опыты священной поэзии», рассматриваемая по первому изданию (СПб., 1826), во всём её объёме (50 стихотворений) и полноте художественно-эстетического замысла.
Предмет исследования - архитектоническая целостность «Опытов священной поэзии» Ф. Глинки (идейное и структурно-композиционное единство книги стихов, воплощение в ней религиозной картины мира и концепции человека), а также претворение в «Опытах...» жанровых традиций псалмодической и молитвословной поэзии, романтической элегии и «поэзии мысли».
Материалом исследования служит поэтическое и литературно-критическое творчество Глинки: «духовные» стихотворения 1820-1830-х гг., религиозные поэмы («Иов. Свободное подражание книге Иова», народное предание «Таинственная капля»), отдельные письма и автокомментарии к интересующим нас произведениям. В качестве необходимого контекста в работе рассматриваются псалмодическая и молитвенная лирика ХУШ-ХХХ вв. (переложения псалмов В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, Я. Княжнина, В. Капниста, М. Муравьёва, Г. Державина и др.), а также романтическая элегическая традиция и философская поэзия «тютчевской плеяды». Для наиболее адекватного понимания большинства произведений, анализируемых в диссертационной работе, привлекается славянский текст «Елисаветинской Библии», в частности, Псалтири, образно-метафорический и интонационный строй которой сопоставимы с «Опытами.» Ф. Глинки.
Методология исследования обусловлена спецификой выбранного литературного материала. Рассмотрение «Опытов священной поэзии» как книги стихов обусловило обращение к опыту филологов, занимающихся изучением феномена лирической циклизации (М.Н. Дарвин, Л.Е. Ляпина, О.В. Мирошникова, В.А. Сапогов, И.В. Фоменко). Определение места Глинки в литературном процессе потребовало внимательного изучения историко-литературных трудов A. В. Архиповой, В.Г. Базанова, П.Н. Беркова, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, B. М. Жирмунского, В.П. Зверева, Т.А. Ложковой, Ю.М. Лотмана, Л.Ф. Луцевич, И.З. Сермана, Ю.Н. Тынянова и др.
Своеобразное совмещение в «Опытах...» двух типов сознания - художественного и религиозного - обусловило обращение к достижениям русской филологии последних десятилетий (Э.М. Афанасьева, Ф.З. Канунова, В.А. Котельников, В. С. Непомнящий), а также к широкому контексту Библии, святоотеческого наследия (Ориген, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Афанасий Александрийский), религиозной философии (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, П.А. Флоренский).
Цель работы состоит в осмыслении архитектонической целостности, идейно-художественного единства и жанровой системы книги стихов Ф. Глинки «Опыты священной поэзии», а также в определении места этой книги в творческом наследии поэта и в контексте русской поэзии ХУ111-Х1Х вв.
Основные задачи диссертационного исследования:
1) обосновать своеобразие «Опытов священной поэзии» как не случайного жанрового раздела, а как книги стихов, то есть «ансамблевого» собрания стихотворений, выражающего индивидуальную авторскую концепцию;
2) выявить архитектоническую целостность книги стихов Ф. Глинки, её структурно-композиционное единство, субъектную организацию, инвариантный сюжет, особенности концептосферы;
3) объяснить философско-религиозный взгляд Ф. Глинки на мир и человека, специфику совмещения в индивидуальной авторской эстетике двух сознаний - религиозного и художественного;
4) осмыслить влияние на «Опыты священной поэзии» творчества поэтов XVIII в. и, в первую очередь, жанровой традиции переложения псалмов;
5) определить особенности «молитвенного дискурса» в стихотворениях Ф. Глинки;
6) установить характер творческого освоения Ф. Глинкой текста Библии, и прежде всего Псалтыри, - по степени точности переложения или вольности подражания (вариации).
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней книга стихов Глинки «Опыты священной поэзии» впервые анализируется в полном объёме как некая архитектоническая целостность, воплощающая особый тип религиозно-художественного сознания поэта. Для этого в работе обосновывается методологический подход, учитывающий при анализе художественных произведений основные параметры религиозного мышления, которым обладал Ф. Глинка. Помимо этого, диссертация логически продолжает исследование жанра переложения псалма, как правило, ограничивающееся в большинстве литературоведческих работ хронологическими рамками ХУП-ХУШ вв.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Опыты священной поэзии» Ф. Глинки представляют собой оригинальное циклическое единство - не просто жанровый раздел или стихотворный сборник, а именно книжную манифестацию, приближающуюся по своей структурно-архитектонической целостности к книге стихов .
2. Архитектоническая целостность «Опытов священной поэзии» определяется инвариантным лирическим сюжетом (путь человека от греховного состояния через сомнение и страдание к знанию Божественного закона, гармонии и покою), единством субъектной организации (разведение и взаимодействие двух субъектных сфер - Божественной и человеческой, разделение лирического «я» на «образные» ипостаси: кающийся грешник, праведник, поэт-визионер, пророк) и религиозной концепцией мира и человека, проявляющейся в противопоставлении двух сфер (земной и небесной), в приоритете духовных ценностей, в обосновании роли поэта и пророка в социальной и космической эволюции мира.
3. «Опыты священной поэзии» являются воплощением религиозного типа художественного сознания, в котором совмещаются догматичность в понимании духовно-нравственного идеала с красочностью и живописной пластичностью поэтического произведения. Религиозную картину мира и поэтику произведений, входящих в «Опыты священной поэзии», определяют устойчивые символы и метафоры, смысловые оппозиции и концепты, ветхо- и новозаветные идеи эволюции мира и человека, творчески усваиваемые Глинкой из текста Библии.
4. «Опыты священной поэзии» - сложное полижанровое объединение, включающее в себя традиционные переложения псалмов, стихотворные молитвы, а также опыты романтической элегии, спиритуалистической «лирики желаний» и «поэзии мысли».
5. Место и роль Глинки в русском литературном процессе определяется подробной разработкой тем и сюжетов Библии, сохранением традиции русской псалмодической лирики XVIII в., созданием особого типа героя-визионера, стремящегося в поисках истины за пределы видимого мира. Творчество Глинки - переходный этап от восторженно-риторической и назидательной духовно-религиозной поэзии XVIII в. к личностно ориентированной поэзии религиозных переживаний, характерной для философского романтизма XIX в.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания курсов истории русской литературы XVIII и XIX вв., в освещении поэзии декабристов, жанровой традиции переложения псалма, стихотворной молитвы. Результаты исследования могут быть учтены при разработке историко-литературных и теоретико-литературных спецкурсов по творчеству поэтов XVIII - первой трети XIX в., а также по вопросам жанрового сознания поэтов-декабристов и лирики философского романтизма.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения исследования изложены автором в пяти публикациях и отражены в докладах на Международной научной конференции «Дергачёвские чтения-2000: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» (Екатеринбург, 2000); Международной конференции «Подходы к изучению текста» (Ижевск, 2002); Всероссийской научной конференции «Дергачёвские чтения- 2002» (Екатеринбург, 2002); X Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы анализа литературного произведения в системе филологического образования наука - вуз - школа» (Екатеринбург, 2004); Всероссийской научной конференции молодых учёных (Новосибирск, 2004); Международной конференции «Библия и национальная культура» (Пермь, 2004); VII Всероссийской научной конференции «Дергачёвские чтения-2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» (Екатеринбург, 2004). Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры русской литературы Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура и объём диссертации: работа состоит из Введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три раздела, Заключения и Приложения, в котором приводится текст «Опытов священной поэзии» по изданию 1826 года. Объём исследования составляет 170 страниц, объём Приложения - 36 страниц, список литературы включает в себя 250 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Козлов И. В. «Свободное подражание книге Иова» Ф. Н. Глинки: поэтика жанра / И. В. Козлов // Дергачёвские чтения-2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности : Материалы международной науч. конф. 10-11 окт. 2000 г. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. - С. 104-106.
2. Козлов И. В. Жанр переложения псалма в творчестве Ф. Н. Глинки («Опыты священной поэзии») / И. В. Козлов // Подходы к изучению текста : Материалы Международной конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей 23-25 апреля 2002 г. - Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 2003. - С. 165-172.
3. Козлов И. В. Железная дорога - путь к мифу / И. В. Козлов // Дергачёвские чтения-2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности : Материалы Всероссийской научной конференции 2-3 октября 2002 г. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2004. - С. 108-112.
4. Козлов И. В. Анализ одного из основных концептов творчества Ф. Глинки («Блудный сын») / И. В. Козлов // Анализ литературного произведения в системе филологического образования. Профильные классы, колледжи : Материалы X Всероссийской науч.-практич. конф. «Проблемы анализа литературного произведения в системе филологического образования наука - вуз - школа». - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. - С. 14-19.
5. Козлов И. В. Образы ветхозаветных пророков в поэме Ф. Н. Глинки «Таинственная капля» / И. В. Козлов // Библия и национальная культура : Межвузовский сб. науч. статей и сообщений. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2004. - С. 168-171.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ