Творчество Фёдора Глинки достойно тщательного научного исследования. Поэт прожил уникально долгую жизнь в литературе (около 70 лет), всё это время активно отзываясь на изменения, которые в ней происходили. Его литературная деятельность началась во времена Н. Карамзина и В. Жуковского, а завершилась в эпоху А. Некрасова и В. Соловьёва.
На первый взгляд, может показаться, что творчество Ф. Глинки хорошо изучено. Его прозаические сочинения («Письма офицера», «Письма к другу») издают до сих пор, стихотворные произведения напечатаны отдельными томами в большой и малой сериях «Библиотеки поэта». Изучению его поэзии посвящены многочисленные работы. Но творческая деятельность художника и его биография осмыслялись иногда с диаметрально противоположных точек зрения: Глинка - поэт-декабрист (традиционное восприятие поэта в советское время, представленное в трудах В.Г. Базанова, А.В. Архиповой и др.), Глинка - поэт-философ (Ю.Н. Тынянов, В.В. Кожинов, Т.А. Ложкова), Глинка - поэт-масон (В.И. Сахаров), Глинка - русский духовный писатель (В.П. Зверев, В. Брио). При всём разнообразии исследовательских подходов многие вопросы жизни и творчества Глинки окончательно не прояснены, основные произведения поэта (в том числе «Опыты священной поэзии» и «Таинственная капля») не переизданы.
Характерная для культуры современной России потребность в обращении к духовным национальным истокам обуславливает актуальность данного диссертационного исследования. Духовное возрождение России в работах нынешних филологов и философов не случайно связывается с религией. Увеличивается интерес к незаслуженно забытым именам наших великих соотечественников, ибо в сталинских «застенках» оказались не только некоторые «неугодные» поэты - современники Сталина, но и многие произведения XVIII - XIX вв. Представленная работа, посвящённая одной из значимых стихотворных книг Ф. Глинки, восстанавливает часть нашего забытого духовного наследия. Цель реферируемой работы - точнее определить место Глинки в литературном процессе с учётом духовно-религиозного компонента его поэтического творчества, ранее в полном виде не подвергавшегося системному литературоведческому анализу.
Объектом диссертационного исследования является книга стихов Ф. Глинки «Опыты священной поэзии», рассматриваемая по первому изданию (СПб., 1826), во всём её объёме (50 стихотворений) и полноте художественно-эстетического замысла.
Предмет исследования - архитектоническая целостность «Опытов священной поэзии» Ф. Глинки (идейное и структурно-композиционное единство книги стихов, воплощение в ней религиозной картины мира и концепции человека), а также претворение в «Опытах...» жанровых традиций псалмодической и молитвословной поэзии, романтической элегии и «поэзии мысли».
Материалом исследования служит поэтическое и литературно-критическое творчество Глинки: «духовные» стихотворения 1820-1830-х гг., религиозные поэмы («Иов. Свободное подражание книге Иова», народное предание «Таинственная капля»), отдельные письма и автокомментарии к интересующим нас произведениям. В качестве необходимого контекста в работе рассматриваются псалмодическая и молитвенная лирика ХУШ-ХХХ вв. (переложения псалмов В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, Я. Княжнина, В. Капниста, М. Муравьёва, Г. Державина и др.), а также романтическая элегическая традиция и философская поэзия «тютчевской плеяды». Для наиболее адекватного понимания большинства произведений, анализируемых в диссертационной работе, привлекается славянский текст «Елисаветинской Библии», в частности, Псалтири, образно-метафорический и интонационный строй которой сопоставимы с «Опытами.» Ф. Глинки.
Методология исследования обусловлена спецификой выбранного литературного материала. Рассмотрение «Опытов священной поэзии» как книги стихов обусловило обращение к опыту филологов, занимающихся изучением феномена лирической циклизации (М.Н. Дарвин, Л.Е. Ляпина, О.В. Мирошникова, В.А. Сапогов, И.В. Фоменко). Определение места Глинки в литературном процессе потребовало внимательного изучения историко-литературных трудов A. В. Архиповой, В.Г. Базанова, П.Н. Беркова, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, B. М. Жирмунского, В.П. Зверева, Т.А. Ложковой, Ю.М. Лотмана, Л.Ф. Луцевич, И.З. Сермана, Ю.Н. Тынянова и др.
Своеобразное совмещение в «Опытах...» двух типов сознания - художественного и религиозного - обусловило обращение к достижениям русской филологии последних десятилетий (Э.М. Афанасьева, Ф.З. Канунова, В.А. Котельников, В. С. Непомнящий), а также к широкому контексту Библии, святоотеческого наследия (Ориген, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Афанасий Александрийский), религиозной философии (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, П.А. Флоренский).
Цель работы состоит в осмыслении архитектонической целостности, идейно-художественного единства и жанровой системы книги стихов Ф. Глинки «Опыты священной поэзии», а также в определении места этой книги в творческом наследии поэта и в контексте русской поэзии ХУ111-Х1Х вв.
Основные задачи диссертационного исследования:
1) обосновать своеобразие «Опытов священной поэзии» как не случайного жанрового раздела, а как книги стихов, то есть «ансамблевого» собрания стихотворений, выражающего индивидуальную авторскую концепцию;
2) выявить архитектоническую целостность книги стихов Ф. Глинки, её структурно-композиционное единство, субъектную организацию, инвариантный сюжет, особенности концептосферы;
3) объяснить философско-религиозный взгляд Ф. Глинки на мир и человека, специфику совмещения в индивидуальной авторской эстетике двух сознаний - религиозного и художественного;
4) осмыслить влияние на «Опыты священной поэзии» творчества поэтов XVIII в. и, в первую очередь, жанровой традиции переложения псалмов;
5) определить особенности «молитвенного дискурса» в стихотворениях Ф. Глинки;
6) установить характер творческого освоения Ф. Глинкой текста Библии, и прежде всего Псалтыри, - по степени точности переложения или вольности подражания (вариации).
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней книга стихов Глинки «Опыты священной поэзии» впервые анализируется в полном объёме как некая архитектоническая целостность, воплощающая особый тип религиозно-художественного сознания поэта. Для этого в работе обосновывается методологический подход, учитывающий при анализе художественных произведений основные параметры религиозного мышления, которым обладал Ф. Глинка. Помимо этого, диссертация логически продолжает исследование жанра переложения псалма, как правило, ограничивающееся в большинстве литературоведческих работ хронологическими рамками ХУП-ХУШ вв.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Опыты священной поэзии» Ф. Глинки представляют собой оригинальное циклическое единство - не просто жанровый раздел или стихотворный сборник, а именно книжную манифестацию, приближающуюся по своей структурно-архитектонической целостности к книге стихов .
2. Архитектоническая целостность «Опытов священной поэзии» определяется инвариантным лирическим сюжетом (путь человека от греховного состояния через сомнение и страдание к знанию Божественного закона, гармонии и покою), единством субъектной организации (разведение и взаимодействие двух субъектных сфер - Божественной и человеческой, разделение лирического «я» на «образные» ипостаси: кающийся грешник, праведник, поэт-визионер, пророк) и религиозной концепцией мира и человека, проявляющейся в противопоставлении двух сфер (земной и небесной), в приоритете духовных ценностей, в обосновании роли поэта и пророка в социальной и космической эволюции мира.
3. «Опыты священной поэзии» являются воплощением религиозного типа художественного сознания, в котором совмещаются догматичность в понимании духовно-нравственного идеала с красочностью и живописной пластичностью поэтического произведения. Религиозную картину мира и поэтику произведений, входящих в «Опыты священной поэзии», определяют устойчивые символы и метафоры, смысловые оппозиции и концепты, ветхо- и новозаветные идеи эволюции мира и человека, творчески усваиваемые Глинкой из текста Библии.
4. «Опыты священной поэзии» - сложное полижанровое объединение, включающее в себя традиционные переложения псалмов, стихотворные молитвы, а также опыты романтической элегии, спиритуалистической «лирики желаний» и «поэзии мысли».
5. Место и роль Глинки в русском литературном процессе определяется подробной разработкой тем и сюжетов Библии, сохранением традиции русской псалмодической лирики XVIII в., созданием особого типа героя-визионера, стремящегося в поисках истины за пределы видимого мира. Творчество Глинки - переходный этап от восторженно-риторической и назидательной духовно-религиозной поэзии XVIII в. к личностно ориентированной поэзии религиозных переживаний, характерной для философского романтизма XIX в.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания курсов истории русской литературы XVIII и XIX вв., в освещении поэзии декабристов, жанровой традиции переложения псалма, стихотворной молитвы. Результаты исследования могут быть учтены при разработке историко-литературных и теоретико-литературных спецкурсов по творчеству поэтов XVIII - первой трети XIX в., а также по вопросам жанрового сознания поэтов-декабристов и лирики философского романтизма.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения исследования изложены автором в пяти публикациях и отражены в докладах на Международной научной конференции «Дергачёвские чтения-2000: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» (Екатеринбург, 2000); Международной конференции «Подходы к изучению текста» (Ижевск, 2002); Всероссийской научной конференции «Дергачёвские чтения- 2002» (Екатеринбург, 2002); X Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы анализа литературного произведения в системе филологического образования наука - вуз - школа» (Екатеринбург, 2004); Всероссийской научной конференции молодых учёных (Новосибирск, 2004); Международной конференции «Библия и национальная культура» (Пермь, 2004); VII Всероссийской научной конференции «Дергачёвские чтения-2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» (Екатеринбург, 2004). Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры русской литературы Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура и объём диссертации: работа состоит из Введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три раздела, Заключения и Приложения, в котором приводится текст «Опытов священной поэзии» по изданию 1826 года. Объём исследования составляет 170 страниц, объём Приложения - 36 страниц, список литературы включает в себя 250 наименований.
1. Козлов И. В. «Свободное подражание книге Иова» Ф. Н. Глинки: поэтика жанра / И. В. Козлов // Дергачёвские чтения-2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности : Материалы международной науч. конф. 10-11 окт. 2000 г. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. - С. 104-106.
2. Козлов И. В. Жанр переложения псалма в творчестве Ф. Н. Глинки («Опыты священной поэзии») / И. В. Козлов // Подходы к изучению текста : Материалы Международной конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей 23-25 апреля 2002 г. - Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 2003. - С. 165-172.
3. Козлов И. В. Железная дорога - путь к мифу / И. В. Козлов // Дергачёвские чтения-2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности : Материалы Всероссийской научной конференции 2-3 октября 2002 г. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2004. - С. 108-112.
4. Козлов И. В. Анализ одного из основных концептов творчества Ф. Глинки («Блудный сын») / И. В. Козлов // Анализ литературного произведения в системе филологического образования. Профильные классы, колледжи : Материалы X Всероссийской науч.-практич. конф. «Проблемы анализа литературного произведения в системе филологического образования наука - вуз - школа». - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. - С. 14-19.
5. Козлов И. В. Образы ветхозаветных пророков в поэме Ф. Н. Глинки «Таинственная капля» / И. В. Козлов // Библия и национальная культура : Межвузовский сб. науч. статей и сообщений. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2004. - С. 168-171.