Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕОЛОГИЯ УСТАШСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ХОРВАТСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА (1929-1945 гг.)

Работа №103361

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы24
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Заключение
Публикации

Усташство - хорватское националистическое движение - с 1929 г. по 1941 г. вело борьбу за создание независимого хорватского государства. В апреле 1941 г. усташи, воспользовавшись разгромом Королевства Югославии войсками гитлеровской Германии и ее союзников, провозгласили Независимое государство Хорватия ((НГХ, №/а^па Эггауа Нгуа1дка - N1)11). Идеология усташского движения - этнический национализм, - фактически, стала государственной идеологией этого государства, просуществовавшего до мая 1945 г. Изучению становления, программного оформления усташской идеологии, её трансформации в период борьбы против королевского режима в предвоенной Югославии, а также в период нахождения усташей у власти в марионеточном государстве НГХ посвящено данное диссертационное исследование.
Актуальность темы исследования. Этнический национализм является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Межэтнические конфликты в 1990-х гг. унесли жизни десятков и сотен тысяч людей в Боснии и Герцеговине, Карабахе, Чечне, Руанде и Бурунди. Нет конца арабо-израильскому конфликту в Палестине, продолжается борьба курдов за независимость. Более того, определенный рост ксенофобских, антииммигрантских настроений в Западной Европе показывает, что этнонационализм, очевидно, отнюдь не «привилегия» стран третьего мира и бывших социалистических стран. Пример СССР и особенно Югославии наглядно показывает, какую опасность представляет для полиэтничного государства распространение этнонационалистических идей. А поскольку в наше время в связи с интенсивными миграционными процессами такие страны, как Германия, Великобритания, Франция превратились в полиэтничные государства, то распространение в этих странах этнонационалистических настроений чревато серьезными последствиями. Эти факты говорят о том, что исследование феномена этнонационализма представляется не просто актуальным, но жизненно важным для современных полиэтничных государств.
Хотя проблема этнического национализма чрезвычайно актуальна для многих стран мира, Балканы уже много лет остаются, пожалуй, наиболее конфликтогенным регионом в Европе и одним из наиболее конфликтогенных регионов мира. Если в отношении Западной Европы мы можем говорить лишь об угрозе возникновения межэтнических столкновений, то в Юго-Восточной Европе, на Балканах эти конфликты, время от времени перерастающие в войны малого масштаба, уже более полутора десятка лет дестабилизируют обстановку в этом регионе. Не решенной остается проблема Косова. Проблема албанского меньшинства в Македонии угрожает самому существованию этого государства. Существование «международного протектората» - Республики Босния и Герцеговина, этой «Югославии в миниатюре», итоги референдума в Черногории показывают, что процессы фрагментации, распада государств на этнические составляющие продолжаются. Для предотвращения подобного сценария необходимо понимание причин межнациональных конфликтов и механизма их возникновения. Разумеется, для того, чтобы понять глубинные причины этих конфликтов и саму природу этнонационализма, нужны глубокие, комплексные исследования в области теоретической этнологии, экономической, социальной, политической истории, истории культуры и, конечно же, истории межэтнических взаимоотношений. Будучи ограничен рамками данной работы, автор диссертационного исследования остановится на лишь одном из аспектов интересующей нас проблемы. Кровавые межнациональные столкновения в Хорватии, Боснии и Герцеговине в 1990-1995 гг. стали во многом следствием проведения в жизнь принципов, заложенных в идеологии хорватского этнонационализма. В создании хорватского национального государства, понимаемого как государство для одной нации, изгнании с его территории значительной части сербского населения, в попытке присоединения части территории Боснии и Герцеговины к Хорватии хорватские националисты 1990-х гг. шли по стопам усташей, создавших в 1941 г. под протекторатом нацистской Германии и фашистской Италии Независимое государство Хорватия (НГХ, Ые7ау1зпа Бггауа Нгуа1ька - ИБИ).
Методологические основы исследования. Диссертация опирается на принципы объективности и историзма. Принцип объективности предполагает анализ предметов и явлений как феноменов объективной действительности. Принцип историзма позволяет рассматривать события и явления как феномены конкретной исторической эпохи, взятые в контексте общеисторических событий и закономерностей своего времени, исследовать явления в их постоянном развитии и видоизменении, понимая частные факты как отражение более общих закономерностей.
Специфика диссертационного исследования обусловила необходимость создания авторской методологии исследования структуры идеологии этнического национализма, которая базируется на принципах системного и примордиального подходов. При системном подходе изучаемый объект понимается как система - комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. В основе этого подхода лежит принцип системности, согласно которому существует зависимость каждого элемента, части, свойства от его места и функции внутри системы. Поведение системы есть результат взаимодействия всех элементов и уровней системы, влияния других социальных систем и окружающей среды, а также прошлого состояния системы и ожидаемого будущего. Примордиальный подход исходит из представлений о том, что этнос, нация и национализм являются объективно существующими феноменами, а не «конструктами», созданными по воле элит. Одним из основоположников этого подхода можно считать немецкого философа И.Г. Гердера, который считал, что нация является естественным, присущим самой природе человека образованием.
В диссертационном исследовании также были использованы сравнительно-исторический метод, предполагающий сравнение и обобщение однородных исторических явлений, и концепция развития процесса становлении наций в Центральной и Юго-Восточной Европе, предложенная Мирославом Хрохом.
Объектом исследования станет усташство как исторический тип хорватского этнического национализма.
Предметом данного диссертационного исследования станет структура идеологии усташства, становление и трансформация ее основных элементов.
Цель нашего исследования - показать особенности идеологии этнонационализма, взаимодействие между структурными элементами идеологии этнонационализма на примере идеологии усташства, ее трансформации от идеологии радикальной экстремистской организации до государственной идеологии НГХ. Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
1. Дать анализ источниковой базы и историографии проблемы, ввести в оборот еще неиспользовавшиеся в отечественной историографии материалы.
2. Показать процесс зарождения и развития идеологии хорватского этнического национализма, а также борьбу за осуществление на практике принципов идеологии хорватского этнического национализма в ее усташской форме.
3. Изучить структуру этнонациональной составляющей идеологии Усташского движения.
4. Изучить место и роль политической и социально-экономической составляющей идеологии Усташского движения, показать ее трансформацию на протяжении всего периода его истории.
5. Составить целостное представление о структуре идеологии Усташского движения, месте и роли ее основных составляющих, а также о влиянии внешних факторов на эволюцию усташской идеологии.
Хронологические рамки работы охватывают временной отрезок с января 1929 г. года по 15 мая 1945 г. 6 января 1929 г. югославский король Александр ввел в стране чрезвычайное положение, парализовав деятельность легальной оппозиции в стране. В этих условиях председатель Хорватской партии права и будущий вождь усташства Анте Павелич с несколькими сторонниками бежал за границу, где продолжил борьбу за создание независимого хорватского государства как легальными, так и нелегальными, террористическими методами. Он начал сколачивать террористическую усташскую (повстанческую) организацию. Сам термин «усташи» появился позднее, однако именно деятельность А. Павелича, Г. Перчеца и их немногочисленных сторонников в 1929 г. положила начало усташству. Сами усташи принимали январь 1929 г. за точку отсчета, с которой началась история их движения. В начале мая 1945 г. вся территория НГХ была освобождена войсками титовской Юголавской армии. 15 мая 1945 г. считается датой окончания Второй мировой войны в Югославии. В этот день последняя значительная группировка хорватских и германских войск сдалась в плен. Крах НГХ, победа руководимого коммунистами Народно-освободительного движения и создание федеративной Югославии означали поражение усташства. Лидеры и идеологи движения либо попали в плен к титовцам, либо оказались в эмиграции. Последние, в большинстве своем, пересмотрели свои взгляды, отказавшись от многих усташских идей. Хорватская националистическая эмиграция продолжала бороться за создание независимого хорватского государства, однако в ее идеологии произошли существенные перемены, которые позволяют говорить о конце собственно усташства как формы хорватского этнонационализма и становлении его новых форм.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые в отечественной историографии предпринята попытка комплексного изучения идеологии Усташского движения, являвшейся, с нашей точки зрения, исторической формой хорватского этнического национализма.
2. В данном исследовании предпринята попытка апробации авторской методики исследования структуры идеологии этнического национализма, включающий в себя анализ основных ее элементов .
3. Введены в оборот источники, прежде не использовавшиеся отечественной исторической наукой.
Апробация основных результатов данного исследования проводилась на научных конференциях студентов и аспирантов в Екатеринбурге в 2001-2003 гг., на международных и всероссийских конференциях в Самаре, Новосибирске, Севастополе и Москве в 2001-2004 гг.
Практическая значимость
1. Данное исследование может стать частью более общего исследовательского проекта по изучению феномена хорватского этнического национализма, а также частью еще более масштабного проекта, предусматривающего изучение феномена этнического национализма в целом.
2. Материалы и важнейшие выводы диссертации могут быть использованы для разработки специального курса, посвященного изучению феномена этнического национализма. Данный курс может быть предназначен для студентов как исторических, так и политологических факультетов.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и научной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подведены итоги изучения темы, сформулированы окончательные выводы обобщающего характера.
1. Развитие хорватского этнического национализма явилось частью процесса пробуждения национального самосознания народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Основные положения идеологии хорватского этнического национализма сформулировали А. Старчевич и Э. Кватерник во второй половине XIX в. Центральное место в ней занимало учение о хорватском государственном праве. Это учение стало основой для выдвижения требования создания независимого хорватского национального государства, которое должно было объединить все «исторические хорватские» земли, и в котором вся полнота власти должна принадлежать только хорватскому народу.
Борьба за создание независимого хорватского государства продолжалась и даже активизировалась после создания югославского государства. Радикализация хорватского национализма после гибели вождя Хорватской крестьянской партии С. Радича привела к появлению Усташского движения, начавшего борьбу за создание независимого хорватского государства, используя как легальные, так и нелегальные, террористические методы.
2. Идеология Усташского движения представляла собой особую форму идеологии хорватского этнического национализма, особенности которой были связаны со спецификой того исторического контекста, в котором сформировалось усташство. Идеология усташей содержала в себе «национальную концепцию» (этнонационалистическую составляющую), включавшую в себя, в свою очередь, представления о хорватском народе и хорватском государстве; и вспомогательные идеи, касавшиеся политического и социально-экономического устройства хорватского государства.
3. Национальная концепция составляла основополагающую конструкцию, своеобразный «скелет» усташской идеологии. Ее формирование началось еще в XIX веке, когда А. Старчевичем и Э. Кватерником были созданы основные постулаты идеологии Партии права. Основу усташского этнонационализма составляли идеи самобытности хорватского народа, его коренного отличия от сербов, обоснование необходимости создания хорватского государства «на всей исторической и национальной территории». Национальная концепция практически не изменялась на всем протяжении истории Усташского движения.
Рассматривая национальное государство как государство, в котором право на существование имеет лишь одна нация, идеологи усташства обосновали необходимость «очищения» его территории от этнических меньшинств. В то же время создание мифа об обширных «исторических и национальных» землях Хорватии и включение в состав НГХ большей части этих земель привело к созданию полиэтничного государства, что не соответствовало усташским представлениям о национальном государстве. Решения национального вопроса в НГХ заключалась в попытке создания моноэтничного государства через а) элементы ассимиляторской политики в отношении боснийских мусульман и части сербского населения; б) политику геноцида в отношении сербского населения страны.
4. Вспомогательные идеи, составлявшие политическую и социально-экономическую программу усташства, вошли в систему усташской идеологии под влиянием внешнего фактора. Популярность Хорватской крестьянской партии, общность социальной базы усташей и ХКП способствовали усвоению идеи создания «крестьянской республики», положение Югославии в системе версальской Европы, в конце концов, предопределило ориентацию усташей на антиверсальские силы. Тесная связь с Италией в 1930-е гг., а позднее - зависимость НГХ от Италии и Германии привели к имплантированию в систему усташской идеологией идей итальянского фашизма и германского национал- социализма. Однако эти идеи так и остались чужеродными усташской идеологии, которая сохранила свое этнонационалистическое ядро.



1. Идеология усташского движения: между этническим национализмом и фашизмом. // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 10. Екатеринбург, 2005. С. 127-135.
2. Усташский геноцид и межэтническая война в Боснии (1941-1943). // Мир истории: Новые горизонты: Тезисы докладов студенческой научно-практической ежегодной конференции - Екатеринбург, 2001. С. 214-216.
3. Коллаборационизм как средство осуществления планов националистических движений (на примере Югославии 1941-1945 гг.). // Актуальные проблемы современной науки: Гуманитарные науки: Тезисы докладов второй международной конференции молодых ученых и студентов. Часть 7. Самара, 2001. С. 158.
4. Геноцид сербского народа в Независимом государстве Хорватия. // Военный комментатор. 2002. № 3. С. 77-80.
5. К вопросу о попытке создания единого фронта сопротивления в Югославии 1941 г. // Материалы XL международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: История — Новосибирск, 2002. С. 57-59.
6. Идея национального государства в идеологиях усташского и четнического движений в годы Второй мировой войны. // Актуальные проблемы отечественной и зарубежной истории: Сб. науч. тр. студентов, аспирантов и мол. ученых. - Екатеринбург, 2004. С. 194-198.
7. Теория неславянского происхождения хорватов в идеологии усташства. // Политика силы и эволюция систем международной безопасности: Сборник материалов конференции молодых исследователей. - Екатеринбург 28 октября - 1 ноября 2003. - Екатеринбург, 2004. С. 60-61.
8. Хорватский национализм: От идей партии права к этнонационализму усташей. // Россия - Крым - Балканы: Диалог культур: Научные доклады международной конференции (Севастополь, 6-10 сентября). - Екатеринбург, 2004. С. 351-355.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ