Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

Работа №103337

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы162
Год сдачи2000
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 13
§1. Сущностные характеристики профессиональной деятельности офицера налоговой полиции 13
§2. Проблема повышения эффективности профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции 29
§3. Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности: теоретическая модель и методы исследования 43
Выводы по первой главе. 59
ГЛАВА 2 САМООБРАЗОВАНИЕ ОФИЦЕРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
§1. Формы и содержание самообразования офицеров налоговой полиции 64
§2. Влияние профессионального самообразования на объективные и субъективные показатели эффективности деятельности офицера налоговой полиции. 76
§3. Управление самообразованием офицера налоговой полиции в ходе профессиональной подготовки. 89
Выводы по второй главе 107
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
ЛИТЕРАТУРА 114
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования
Процесс коренных реформ, развернувшийся в современном российском обществе, выдвигает перед офицерским составом налоговой полиции качественно новые задачи, значимость которых возрастает в связи с противоречивым характером становления новых экономических отношений в России. Это обусловливает повышение эффективности профессиональной деятельности современного офицера налоговой полиции. Основным звеном в решении этой задачи является сам офицер, его профессионализм, личностные и индивидуальные качества.
Важность личностного подхода в решении выдвинутой проблемы отмечена в Законе о налоговой полиции, сформулирована в Кодексе чести офицера налоговой полиции. Здесь приведены основные требования к личности офицера, среди которых на первом месте - высокая профессиональная компетентность, организаторские и деловые способности.
В то же время практика показывает, что существующие формы под- готовки специалиста не могут в достаточной степени охватить тот большой круг задач, которые встают перед офицерским составом. В этих условиях особая роль отводится процессу профессионального самосовершенствования, который заключается в активизации работы офицера над собой, позволяет актуализировать личные усилия и резервы в достижении целей профессиональной деятельности. Так, 86,4% опрошенных офицеров отмечают, что постоянно занимаются самосовершенствованием, 69,7% - отмечают, что именно личные усилия в саморазвитии и самосовершенствовании способствовали их успешной карьере1.
В общем процессе профессионального самосовершенствования выделяется основная ее составляющая - профессиональное самообразование, которое предусматривает интеграцию в личности офицера целой системы гражданских, социально-психологических и узкопрофессиональных качеств. Эффективность данной интеграции во многом определяется владением специалистом средствами и способами профессионального самообразования, направленностью личности офицера на постоянное повышение своей квалификации, сформированностью мотивации профессионального самосовершенствования.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, потребностями развития общества, самих органов налоговой полиции в формировании грамотного профессионального корпуса офицеров, а с другой стороны - стремлением самих офицеров к достижению вершин профессионализма.
Состояние разработанности проблемы исследования
Самообразование как важнейшая составляющая часть более общего процесса самосовершенствования является предметом изучения представителей различных наук: философии, психологии, педагогики, социологии и др. Вопросы профессионального самосовершенствования, самообразования, их взаимосвязь с эффективностью, результативностью профессиональной деятельности достаточно глубоко изучались отечественными и зарубежными исследователями. Выделены различные аспекты данной проблемы. Влияние операционной сферы субъекта деятельности на эффективность профессиональной деятельности рассматривалось в исследованиях Т.И. Артемьевой, С.Г. Геллерштейна, Д.Н.Завалишиной, Е.П.Ильина, Н.П.Нечаева, В.Д.Шадрикова и др. Развитию мотивационной сферы в процессе профессионального развития личности уделяется большое внимание в работах Б.Г.Ананьева, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбовича, В.И.Ковалева, Е.А. Климова, В.Э. Мильмана и др.
Особую значимость для настоящего исследования представляют работы Б.Г.Ананьева, В.А. Бодрова, Е.М. Борисовой, А.А.Деркача, М.И.Дьяченко, Л.Ф.Железняка, В.Г.Зазыкина, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К.Марковой, Ю.П.Поваренкова, А.В.Сухарева, в которых рассматриваются проблемы активности личности в достижении высоких результатов профессиональной деятельности.
Вместе с тем можно констатировать недостаточную разработанность данной проблематики в конкретных условиях профессиональной деятельности офицера налоговой полиции. В первую очередь это касается изучения влияния профессионального самообразования на эффективность профессиональной деятельности.
Отмеченное выше обусловило выбор темы исследования и определило его конкретное содержание.
Объектом исследования выступает профессиональная деятельность офицера налоговой полиции.
Предмет исследования - процесс самообразования как фактор эффективности профессиональной деятельности офицера налоговой полиции.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении сущности и содержания профессионального самообразования, путей его оптимизации и влияния на эффективность профессиональной деятельности офицера налоговой полиции.
Гипотеза исследования
Эффективная профессиональная деятельность офицера налоговой полиции предполагает в качестве основного условия постоянное самообразование профессионала. Профессиональное самообразование, будучи производной от основной профессиональной деятельности, оказывает влияние как на объективные, так и на субъективные показатели эффективности профессиональной деятельности.
В ходе профессионального развития меняется функционал самообразования, от репродуктивных функций (самостоятельное изучение сложившихся норм, приемов, способов профессиональной деятельности и т.д.) до продуктивных (самопроектирование, самостоятельный поиск неизвестных профессиональных решений, проблем профессиональной деятельности, разработка самостоятельных проектов и т. д.).
Эффективным средством повышения успешности профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции может выступать целенаправленное управление процессом профессионального самообразования, включающее овладение офицером в период профессиональной подготовки психолого-акмеологическими приемами и техниками профессионального самосовершенствования и саморазвития.
В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:
 Раскрытие психологических особенностей профессиональной деятельности офицера налоговой полиции, показателей ее эффективности и в этом контексте определение сущности и содержания самообразования;
 Выявление особенностей влияния самообразования на профессиональную деятельность офицера налоговой полиции;
 Разработка и апробация способов психолого-педагогического воздействия на процесс самообразования с целью его оптимизации.
Методологическую основу исследования составили положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); философские, психологические, педагогические теории развития личности (Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, В.А.Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи развивающего обучения (К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.); акмеологические концепции целостного развития личности в зрелом возрасте (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В.Кузьмина и др.); теоретико-практические подходы к проблеме непрерывного образования (Г.Л.Ильин, Н.Б.Ковалева, М.В.Кларин, Ю.Н.Кулюткин и др.).
Диссертация выполнена в русле психолого-акмеологических исследований (К.А.Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин, П.А.Корчемный, Н.В.Кузьмина, Л.Г. Лаптев, В.Г.Михайловский, А.Ю.Панасюк, Ю.В.Синягин, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова и др.). Методологические подходы к технике и методике эмпирического исследования строились на основе анализа работ А.Я. Анцупова, А.В. Барабанщикова, Г.А.Волковицкого, К.М.Гуревича, Ю.А.Елбаева, Л.Ф. Железняка, Е.А. Климова, А.К.Марковой, В.В.Столина, Б.Я.Шведина и др.
В исследовании использовались следующие методы: изучение литературных источников отечественных и зарубежных авторов, ретроспективный анализ профессиональной деятельности государственных служащих, анализ документов, анкетирование, опрос, экспертная оценка, наблюдение, анализ независимых характеристик, констатирующий и формирующий эксперименты.
Эмпирическая база и этапы исследования: период работы над темой диссертационного исследования охватывает пятилетний период. База и конкретное содержание исследования на различных его этапах определялись многообразием решаемых задач и многоаспектностью изучаемой проблемы. В исследовании приняли участие: офицеры налоговой полиции (178 чел.), слушатели курсов переподготовки офицеров налоговой полиции (64 чел.). В качестве экспертов выступали руководители органов налоговой полиции (22 чел.).
На первом этапе исследования (1994-1995гг.) была изучена философская, социально-психологическая, акмеологическая литература по проблеме исследования, разработана теоретико-методологическая основа реализации психолого-акмеологического подхода в решении поставленных задач.
На втором этапе (1995-1996) продолжалось изучение литературы; были разработаны и апробированы формы и методы констатирующего эксперимента, исследованы формы и способы самообразования офицеров, уровни освоения профессионального мастерства, проанализированы критерии и показатели эффективности деятельности офицера налоговой полиции.
На третьем этапе исследования (1997-1998) осуществлялась разработка и экспериментальная апробация программы формирующего эксперимента и методики исследовательской работы, проводился анализ и обобщение полученного научного материала.
На четвертом этапе (1998-1999) проведено обобщение полученных данных и результатов, определение перспектив дальнейшего исследования проблемы, разработка практических рекомендаций.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
Доказательно представлено, что профессиональное самообразование выступает важнейшей составляющей, обеспечивающей эффективную профессиональную деятельность сотрудника налоговой полиции и оказывает значимое влияние на такие объективные и субъективные показатели ее эффективности, как: временные параметры; качественные показатели; количественные показатели; удовлетворенность профессиональной деятельностью; заинтересованность профессиональной деятельностью. При этом профессиональное самообразование представляет собой целенаправленную, систематическую деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования основной профессиональной деятельности.
Выявлены динамические характеристики самообразования на различных этапах профессионального развития личности офицера налоговой полиции. Показано, что по своему содержанию профессиональное самообразование может выполнять как адаптивную (приспособительную), так и продуктивную (творческую) функции. Так, в ходе адаптационного периода профессиональное самообразование выполняет адаптационные функции, которые направлены на достижение конкретного результата в заданных условиях профессиональной деятельности. В дальнейшем профессиональное самообразование обеспечивает продуктивные процессы профессиональной деятельности, итогами которой являются: устойчивая профессиональная деятельность офицера (этап стабильного функционирования специалиста) или профессиональное творчество (этап специалиста - новатора).
Обоснованы методы воздействия на процесс профессионального самообразования офицера налоговой полиции. Эмпирически доказано, что целенаправленное управление процессом профессионального самообразования, включающее овладение офицером в период профессиональной подготовки психолого-акмеологическими приемами и техниками профессионального самосовершенствования и саморазвития, обучение личности осознанной работе с методами, методиками, методическими приемами самообразования; развитие и совершенствование приемов и способов саморегуляции в профессиональной деятельности, использование индивидуальной самодиагностики выступает эффективным средством повышения успешности профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции.
В целом полученные в настоящем исследовании результаты выступили теоретической основой разработки практических рекомендаций для офицеров налоговой полиции по совершенствованию процесса их самообразования в профессиональной деятельности и процессе переподготовки.
Практическая значимость исследования
Результаты диссертационного исследования, обобщений и выводов о содержании процесса самообразования, его структуре, особенностях на различных этапах профессионализации офицера налоговой полиции могут быть использованы для совершенствовании профессиональной подготовки государственных служащих.
Полученные данные исследования могут быть использованы образовательными органами подготовки и переподготовки офицеров налоговой полиции, при определении содержания специальных тем, связанных с организацией процессов самообразования и саморазвития специалистов.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа, а также экспертной оценкой ведущих специалистов, практической апробацией полученных материалов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе формирующего эксперимента, так и непосредственно в профессиональной деятельности государственных служащих. Практические результаты внедрены в систему государственной и специальной под- готовки офицеров налоговой полиции. Теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на семинаре кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, учебно-методических сборах офицеров налоговой полиции, семинарах руководящих работников налоговой полиции, различных научно-практических конференциях (Москва, 1997-1999гг.; Краснодар,1998 и др.).
По теме диссертации опубликовано 3 научные работы.
Результаты проведенной работы использовались при диагностике развития навыков общения офицеров налоговой полиции г.Москвы с последующим анализом и рекомендациями по оценке их управленческого потенциала.
Материалы исследования составили основу спецкурса «Профессиональное самообразование и эффективность профессиональной деятельности офицера налоговой полиции» (20 час.).
На защиту выносятся следующие положения
Целенаправленная систематическая деятельность, управляемая самой личностью и ориентированная на совершенствование основной профессиональной деятельности, включает профессиональное самообразование как важнейшую составляющую, обеспечивающую эффективную профессиональную деятельность сотрудника налоговой полиции и оказывающую значимое влияние как на объективные, так и субъективные показатели ее эффективности.
В ходе адаптационного периода профессиональной деятельности самообразование выполняет адаптационные функции, которые направлены на достижение конкретного результата в заданных условиях профессиональной деятельности. В дальнейшем профессиональное самообразование обеспечивает продуктивные процессы профессиональной деятельности, итогами которой являются: устойчивая профессиональная деятельность офицера (этап стабильного функционирования специалиста) или профессиональное творчество (этап специалиста - новатора) результатами которого выступают: формирование психических новообразований (мотивы, знания, навыки, умения, новые смыслы профессиональной деятельности и т.д.); возникновение профессиональных задач, инициирующих начало новых актов продуктивной активности личности.
Особенностями влияния самообразования на эффективность профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции на этапе адаптации к профессиональной деятельности являются: осуществление самообразования в виде предписаний; самостоятельное изучение сложившейся деятельности путем анализа действий и операций. На этапе стабильного функционирования: ориентированность содержания профессионального самообразования на обеспечение устойчивости профессиональной деятельности через самостоятельный поиск причин ошибок в деятельности, самостоятельный поиск неизвестных профессиональных решений, самостоятельное овладение новыми техниками и приемами профессиональной деятельности. На этапе новаторства самообразование имеет аналитико- проектный характер и реализуется в виде самостоятельного поиска неизвестных решений проблем профессиональной деятельности, разработки самостоятельных проектов, самостоятельного анализа и овладения новыми видами профессиональной деятельности, самопроектирования, построения и реализации сценария профессиональной жизни.
Оптимизация процесса самообразования офицера налоговой полиции может быть обеспечена на основе методики профессионального тренинга, выступающей в качестве базового компонента средств формирующего воздействия на самообразование офицера налоговой полиции.
Структура диссертации
Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного теоретического анализа подходов к проблеме профессиональной деятельности и экспериментального исследования сделаны следующие выводы и заключения. Показано. что профессиональная деятельность определяется как сложный многопризнаковый объект представляющий собой особую систему. Интегрирующим компонентом дан- ной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех ее компонентов.
Проведенное исследование в основном подтвердило гипотезу о влиянии самообразования на профессиональную деятельность офицера и показало зависимость его от этапа профессионального развития специалиста, соотношения адаптивных, продуктивных (аналитических и проектных) форм профессионального самообразования.
Показано, что профессиональное самообразование выступает важной составляющей, обеспечивающей эффективную профессиональную деятельность сотрудника налоговой полиции и оказывает значимое влияние на такие объективные и субъективные показатели ее эффективности, как:
• временные параметры;
• качественные показатели;
• количественные показатели;
• удовлетворенность профессиональной деятельностью;
• заинтересованность профессиональной деятельностью.
При этом профессиональное самообразование представляет собой целенаправленную, систематическую деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования основной профессиональной деятельности.
Проведенное исследование позволило выявить динамические характеристики самообразования на различных этапах профессионального развития личности офицера налоговой полиции и показать, что по своему содержанию профессиональное самообразование может выполнять как адаптивную (приспособительную), так и продуктивную (творческую) функции (так, в ходе адаптационного периода профессиональное самообразование выполняет адаптационные функции, которые направлены на достижение конкретного результата в заданных условиях профессиональной деятельности, в дальнейшем профессиональное самообразование обеспечивает продуктивные процессы профессиональной деятельности, итогами которой являются: устойчивая профессиональная деятельность офицера (этап стабильного функционирования специалиста) или профессиональное творчество (этап специалиста - новатора).
Проведенное исследование позволило обосновать методы воздействия на процесс профессионального самообразования офицера налоговой полиции и показать, что целенаправленное управление процессом профессионального самообразования, включающее овладение офицером в период профессиональной подготовки психолого-акмеологическими приемами и техниками профессионального самосовершенствования и саморазвития, обучение личности осознанной работе с методами, методиками, методическими приемами самообразования; развитие и совершенствование приемов и способов саморегуляции в профессиональной деятельности, использование индивидуальной самодиагностики выступает эффективным средством повышения успешности профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции.
Настоящее исследование выступило теоретической основой разработки практических рекомендаций для офицеров налоговой полиции по совершенствованию процесса их самообразования в профессиональной деятельности и процессе переподготовки.
Обобщения и выводы диссертационного исследования о содержании процесса самообразования, его структуре, особенностях на различных этапах профессионализации офицера налоговой полиции полезны для совершенствовании профессиональной подготовки государственных служащих.
Проведенный количественный и качественный анализ данных входного и выходного контроля дает основания утверждать, что с помощью предлагаемых средств профессионально-психологического практикума можно оказывать влияние на повышение эффективности профессиональной деятельности офицера налоговой полиции.
Полученные данные исследования могут быть использованы образовательными органами подготовки и переподготовки офицеров налоговой полиции, при определении содержания специальных тем, связанных с организацией процессов самообразования и саморазвития специалистов.
В целом, проведенное исследование с позиций комплексного психолого-акмеологического подхода показало, что профессиональное самообразование представляет собой целенаправленную, систематическую деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования основной профессиональной деятельности и выступающую важнейшей составляющей, обеспечивающей ее эффективность. Выявлены динамические характеристики самообразования на различных этапах профессионального развития личности офицера налоговой полиции. Профессиональное самообразование может выполнять как адаптивную (приспособительную), так и продуктивную (творческую) функции. Показано, что развитие и совершенствование приемов и способов саморегуляции в профессиональной деятельности, использование индивидуальной самодиагностики выступает эффективным средством повышения успешности профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции.
Установлено, что в ходе профессионального развития меняется функционал самообразования, от репродуктивных функций (самостоятельное изучение сложившихся норм, приемов, способов профессиональной деятельности и т.д.) до продуктивных (самопроектирование, самостоятельный поиск неизвестных профессиональных решений, проблем профессиональной деятельности, разработка самостоятельных проектов и т. д.); управляя процессом самообразования, можно оказывать влияние на эффективность профессиональной деятельности офицера налоговой полиции. Полученные в исследовании результаты выступили основой разработки практических рекомендаций для офицеров налоговой полиции по совершенствованию процесса их самообразования как в профессиональной деятельности, так и в процессе переподготовки, направленные на:
• диагностику и анализ степени личностной ориентированности офицера налоговой полиции в профессиональной деятельности;
• повышение эффективности деятельности офицера налоговой полиции;
• прогноз дальнейшей индивидуальной карьеры офицера налоговой полиции.
В целом, проведенная работа показала необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых психолого-акмеологический анализ структуры ценностей эффективных специалистов налоговой службы, а также необходимость саморазвития и самообразования у офицеров налоговой службы раз- личных уровней, занимаемых должностей и профессий.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр “Академия”, 1997. - 704с.
2. Абульханова-Славская К., Бодалев А., Деркач А., Кузьмина Н., Лаптев Л. “Акмеология вчера сегодня завтра.”//Прикладная психология и психоанализ №1; 1997г.
3. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта
//Основы общей и прикладной акмеологии. - М.: 1995. - 388с. - 85-95.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.- 335с.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299с.
6. Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности.: В кн. Эргономика. -М., 1979г.
7. Аминов Н. А. Модель управления образованием и стили преподавания
// Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 37–49.
8. Аналитическая записка "О состояниях и перспективах развития кадровой ситуации в федеральных органах государственной власти" (статистический анализ). - М.: РАГС, 1995.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.// Соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика,1980. - Т.1.- 232с.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.// Соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика,1980. - Т.2.- 288с.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. - 380с.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: ЛГУ, 1968 - 340с. 13.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.
14. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмео- логии. – М.: РАГС, 1995. – 272 с.
15. Анциферова Л. И. Личность с позиции динамического подхода.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990. - с. 7-17.
16. Анциферова Л.И. Принцип развития в психологии: (Сборник статей), АН СССР, Институт психологии;[отв. ред. Л.И. Анциферова и др.].- М.: Наука,1978.-368с.
17. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности.
//Человек в системе наук. /Под ред. И.Т. Фролова. -М., 1989
18. Асеев В. Г. Мотивация поведения личности. – М.: Мысль, 1976. – 162с. 19.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -
М.: Изд-во МГУ, 1984.- 105с.
20. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367с.
21. Балаховский А. Л. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис... докт. философ. наук: ВПА, 1989. – 379 с.
22. Барабанщиков А. В., Демин В. Г. О закономерностях военно- педагогического процесса. – М.: ВПА, 1967. – 209 с.
23. Барабанщиков А.В., Конюхов Н.И. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии. – М.: ВПА, 1982. – 72 с.
24. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип.// Проблема человека в современной философии .- М.: Наука, 1969.- с.73-144.
25. Бедерханова В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Дисс. … канд.пед.наук. - Л., 1977. - 194с.
26. Безчеревных Э.В. Философско-психологические проблемы развития образования.
27. Бердяев Н.А. Личность в ХХ столетии. М., “Мысль”, 1979.
28. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии).- М., 1980.
29. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.
30. Бешелев С. Д., Гуревич Ф. Г. Математико–статистические методы экс- пертных оценок. – М.: Статистика, 1974. – 159 с.
31. Блюм Геральд. Психоаналитические теории личности. М.: Изд-во
“КСП”, 1996. 247с.
32. Бобров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. – М., 1991. – 162 с.
33. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. О методах активной социально- психологической подготовки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1971, № 1.
34. Бодалев А.А. О предмете акмеологии. //Психологический журнал,1993, Т.14, № 5
35. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188с. 36.Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -
Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 135с.
37. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? - М.: Квант, 1997.-106с.
38. Большая советская энциклопедия (в 30-ти томах). / Главный ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 Т.25.
39. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становления профессионала. // Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. /Под ред. К.М. Гуревича. - М., 1975.
40. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л.И. Анциферовой. -М., 1981
41. Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г.С. Никифорова. С.-П., 1991.
42. Братусь Б.С. Психология личности в контексте мировоззрения
//Деятельностный подход в психологии.- М.: Изд-во АПН СССР, 1990. -
с 76-83.
43. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) //Психологический журнал. - 1991. - Т.12. - №6. - С.3-11.
44. Бурков В.Н. Человек, управление, математика. М.,Просвещение,1989. 45.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. Санкт-Петербург, 1999.
46. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно- психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136с.
47. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. - М.: МГУ, 1986. - 127 с
48. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200с.
49. Введение в профессию. / Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов. – М., 1992. – 76 с.
50. Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. – М.: ВПА, 1971. – 271 с.
51. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.
52. Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1989. - С. 46 - 60.
53. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288с.
54. Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность и пути формирования. -
Ростов-на-Дону, 1995. - 189 с.
55. Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования офицеров. – М., 1994. – 53 с.
56. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собрание соч. В 6-ти томах -М.: Педагогика, 1984. - Т.3, Т.4
57. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479с.
58. Гайдар К.М. О субъектном подходе к изучению контактной группы.
//Психология сегодня 1996. Т.2. в. 2. - С.95.
59. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 151с. 60.Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельно-
сти // Приобщение к педагогической профессии. - Воронеж, 1992.
61. Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Тренинги по психологической саморегуляции и формированию профессионально важных качеств. М.: ГКТР, 1988. - 61 с.
62. Государственная служба в России (опыт организации и кадрового обеспечения). - Нижний Новгород, 1994. - 212 с.
63. Государственная служба: организация, кадры, управление.
Вып.второй. - М.: РАГС, 1995. - 232 с.
64. Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело, 1993. - 208 с.
65. Греков А.А., Рогов Е.И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога: перестройка педагогического образования.: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: РГПИ. 1991. - 64с.
66. Гриндер М Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике (практическое пособие к семинарам по НЛП). М., Независимая ассоциация психологов-практиков, 1995 - 84с.
67. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. – М., 1994. – 152 с.
68. Гусева А. С. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих / В сборнике "Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы". – М.: Изд-во РАГС, 1996. – С. 86 - 118.
69. Гусева А. С., Козлов В. В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. – М., 1993. – 201 с.
70. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика - М.: Агентство Гал “Квант”, 1997.- 299с.
71. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 214 с. 72.Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. // Вопросы философии. - 1981. - N 12.
73. Деркач А. А. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности. - М.: РАУ, 1993. – 137 с.
74. Деркач А.А. Перспективность акмеологических исследований. // Материалы первой годовой научной сессии РАУ. - М., 1993
75. Деркач А.А. Социально-психологические исследования состояния готовности воспитателя к деятельности. // Актуальные проблемы социальной психологии. - Кострома, 1986.
76. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: Российская академия управления, 1993 - 23с.
77. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. Изд-во РАГС, М.: 1996, 127с.
78. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии.- М.:РАУ, 1993.
79. Дерябо С.Д., Ясвин В.Я. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996, 480с.
80. Долгова В.И. Управление внедрением науки в практику. Челябинск, 1991.
81. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1990. - 191с.
82. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 128с.
83. Дударев В. В. Психологические условия эффективного овладения офицерами управленческой деятельностью: Дис канд. психол. наук. – М.:
ГАВС, 1992. – 204 с.
84. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в прикладной социологии// Социология труда. - М.: Изд-во МГУ,1993
85. Дъяченко М.Н., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976. - 193с.
86. Емельянов В.В., Никитин П.С. Философская культура молодого специалиста. - М.: Высш. шк., 1987. -137с.
87. Емельянов Ю.Н. , Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. -Л, 1983- 103с.
88. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологического обучение. -Л.:
Изд-во ЛГУ, 1985.- 167с.
89. Жуковская З. Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – СПб: СПб. ГУ, 1994. – 35 с.
90. Забродин Ю.М. “Модель личности” в психодиагностике. Кн. 1 - М., 1994.
91. Зазыкин В.Г. Психолого-акмеологические исследования: основные понятия и категории / Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А.Деркача. - М.: РАГС и Воен.акад. им.Дзержинского, 1995. - С.69- 85.
92. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993. - 48с.
93. Зак Л. Статистическое оценивание. - М.: Статистика, 1976.
94. Захаров В.П., Хрящева В.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 55с.
95. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -М.: МГУ, 1982.
96. Зимичев А.М. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки : Автореф. дисс. … доктора псих.наук. - Киев, 1989. - 40с.
97. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития. Читая О. Мандельштама // Вопр. психол. - 1991.- №5.- с.139-150.
98. Зинченко В.П. Системный анализ в психологии. // Психологический журнал. - 1991.- Т.12.- №4.- с.120-135.
99. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.- 304с.
100. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии . -М., 1983.
101. Значение гуманитаризации образования в преодолении противоречий в подготовке специалистов. // В кн.: Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высш. шк., 1990.- с.32-52.
102. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения / методологические проблемы социальной психологии. /Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1975. - 292с.
103. Иванов В.П. Человеческая деятельность- познание- искусство. Киев, 1977.
104. Капустин В.Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. – М., 1992. – 59 с.
105. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. / Перевод М.Ю. Никуличева, Ю.Г. Григорьевой./ М.: ТОО “Независимая фирма “Класс”, 1993. - 224с.
106. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368с.
107. Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. Изд-во “Наука”, М. 1978.- 110с.
108. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во “Ин-т практ. психол.”, Воронеж: НПО ”МОДЭК”, 1996. - 400с.
109. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Изд- во “Феникс”, Ростов-на-Дону, 1996.- 507с.
110. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: Изд-во “Принтер”, 1993.-56с.
111. Климов Е.А. Роль психолога в обновляющемся обществе. // Вопросы психологии - 1989, № 3.- С.5-10.
112. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. - М.: Высш.шк.,1972.-176с.
113. Ковалевский В. Ф. Военная профессиология: проблемы, теория, практика. – М., 1983. – 189 с.
114. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1982 - № 2.- С.140-146.
115. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252с.
116. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335с.
117. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.: 1996, 160с.
118. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. - М., 1996. - 378 с.
119. Краткий психологический словарь-хрестоматия. М.: Высшая школа, 1974, 133с.
120. Краткий словарь по социологии./Под общ. ред. Д.М. Гвишлани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. - Политиздат, 1988. - 479с.
121. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. - М.: Знание, 1983. - 64с.
122. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 192с.
123. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. - М., 1972,
124. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М.: Высшая школа, 1989 - 167с.
125. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя (Тексты лекций). Гомель, 1976.- 56с.
126. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. /Междун. академия акмеол. наук, Н-и центр разв.творч. - СПб.: Рыбинск,1993.-53с.
127. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение,1985. 128с.
128. Лаптев Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка: Монография.- М., 1994.-242с.
129. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975 - 304с.
130. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1983.- Т.1.-392с.
131. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 448 с.
132. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии, 1975. – № 2. – С. 31–45.
133. Ломов Б.Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода.
//Психологический журнал, 1987 - Т2., №1.-С.3-17.
134. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988 - 128с.
135. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. С-Петер. гос. ун-т.: Изд-во С-Пт. ун-та, 1993. - 229с.
136. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
137. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990 - 192с.
138. Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности). – М., 1982. – 291с.
139. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
140. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319с.
141. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. (Учебное пособие к спецкурсу). Пермь, 1988, 79с.
142. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. / Под ред. Е.А. Климова - М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.- 448с.
143. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М. : Дело ЛТД, 1995.-704с.
144. Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров (Монография). – М.: РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. – 260 с.
145. Михайловский В. Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: дис докт. пед. на-
ук. –М.: РАГС, 1995. – 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ