ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
§1. Состояние проблемы исследования и анализ профессиональных требований к сотруднику налоговой полиции как субъекту эффективного межличностного общения
§2. Особенности и содержание деятельности и межличностного общения сотрудника налоговой полиции
§3. Психолого-акмеологические факторы эффективности
общения сотрудника налоговой полиции.
Глава 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
§1. Критерии и показатели развития навыков эффективного
межличностного общения офицеров налоговой полиции
§2. Типичные трудности в межличностном общении офицера налоговой полиции
§3. Технологии развития навыков эффективного общения в
процессе профессиональной подготовки офицеров
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
ЛИТЕРАТУРА 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 141
Актуальность проблемы исследования
Развитие и эффективное использование человеческих ресурсов, повышение компетентности и профессионализма - одно из основных условий решения сложных и ответственных задач, стоящих перед офицерским составом налоговой полиции. В условиях активных социально- экономических преобразований особенно важным является формирование социально развитой, зрелой в гражданском, профессиональном и нравственном отношении личности. Необходимым средством и условием, обеспечивающим достижение этой цели, является общение между людьми.
Как отмечал Б.Ф.Ломов, общение выступает важнейшим компонентом данного процесса, как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта, ее результат - это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношение с другим человеком, с другими людьми.
Значимость общения в профессиональной деятельности офицера на- логовой полиции обусловливается следующими обстоятельствами:
• в межличностном общении осуществляется всесторонний обмен опытом, результатами профессиональной деятельности;
• в общении формируется общность настроений, взглядов, достигается взаимопонимание, вырабатываются привычки и традиции;
• в непосредственном общении постигаются мотивы действий, установки, появляется возможность прогнозирования действий, отношений сторон в будущем;
• общение также дает возможность влиять в известной степени на мотивы, цели, ценности другого человека.
Тем не менее, проведенный нами опрос показал, что 56,6% работников налоговой полиции испытывают трудности в общении, 42,5% хотели бы получить знания, как улучшить свои взаимоотношения с окружающими, в том числе и в профессиональной деятельности, а 38,2% отметили, что решать эту проблему необходимо еще в ходе профессиональной подготовки специалиста1.
В этой связи особую важность приобретает внедрение целостной системы обучения общению офицеров налоговой полиции как в процессе их профессиональной подготовки, так и в ходе непосредственной профессиональной деятельности. В этом процессе большую роль способны сыграть методы, ориентированные на личностный подход к образованию офицерских кадров, индивидуальные технологии обучения офицеров навыкам продуктивного общения.
Состояние разработанности проблемы исследования. Категория общения была и остается предметом специального анализа в философии (Л.П. Буева, И.И. Барсуков, Ф.И. Макаров, Б.Д. Парыгин, Ю.М. Смоленцев, Ф. М. Соковин и др.), социологии (Г.В. Булацкий, М.С. Коган, И.С. Кон, Ю.Д. Прилюк, Н.В. Теслюк и др.), психологии (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Д. Глоточкин, А.И. Гончаров, В.В. Девятко, М.И. Дъяченко, Н.Ф. Ильин, С. Л. Кандыбович, А.Г. Ковалев, В.А. Кольцова, Е.С. Кузьмин. А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Ю.Панасюк, А.В. Петровский, Л.А.Петровская, И.В. Страхов, Э.П. Ут- лик, Л.М. Фридман. Н.Ф. Феденко. А.Ф. Шикун, И.М. Юсупов и др.) педагогике (А.В. Барабанщиков, А.Н. Капустин, Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, С.С. Муцинов, В.Н. Мушкатов, А.И. Щербаков и др.), психолингвистике (А.П. Василевич, А.А. Леонтьев, Р.М. Фрумкина и др.), психотерапии (В.Н. Мясищев, В.Л. Леви, А.Б. Добрович), а также в биологии, медицине, этнографии и др.
Вместе с тем, проведенный анализ указывает на отсутствие единой точки зрения на явления, определяющие сущность феномена общения, его специфики в деятельности профессионала налоговой полиции. Это относится к обоснованию критериев и показателей эффективности общения, классификации трудностей общения, изучению его особенностей для конкретной профессиональной группы - офицеры налоговой полиции -, к разработке конкретных технологий формирования навыков эффективного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки.
Отмеченное выше обусловило выбор темы исследования и определило его конкретное содержание.
Цель исследования состоит в выявлении психолого-акмеологических факторов эффективного межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки и разработке конкретных технологий его оптимизации.
Объект исследования - межличностное общение офицеров налоговой полиции.
Предмет исследования - пути оптимизации межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки.
Гипотезы исследования
Эффективная профессиональная деятельность офицера налоговой полиции предполагает в качестве основного условия владение навыками продуктивного межличностного общения и взаимодействия, специфика которого проявляется в непосредственно-личностном и интенсивном характере взаимодействия с людьми в процессе выполнения служебных за- дач, что с необходимостью должно учитываться в ходе профессиональной подготовки.
Оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности.
Эффективным средством повышения успешности межличностного общения выступает анализ типичных трудностей, возникающих в ходе реализации основных профессиональных функций налогового полицейского, требующих общения и взаимодействия с другими людьми, его социальным окружением, а также специально организованный психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на позитивные изменения дифференцированности межличностного восприятия, повышение адекватности в использовании средств межличностной коммуникации и степени взаимопонимания в ситуации общения.
В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:
1. Проследить генезис проблемы исследования, изучить сущность меж- личностного общения офицеров налоговой полиции.
2. Исследовать психолого-акмеологическое содержание и факторы, обеспечивающие эффективное межличностное общение офицеров налоговой полиции.
3. Обосновать пути наиболее продуктивного развития межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их подготовки к конкретной профессиональной деятельности.
4. С учетом выявленных содержательных характеристик и факторов разработать конкретные научно-практические рекомендации по оптимизации межличностного общения офицера в процессе его профессиональной подготовки.
Методологическую основу исследования составили научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); психологические теории развития личности в процессе общения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.); положения отечественной психологии и педагоги- ки о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентаций в процессе общения (И.С.Кон, Д.Н.Узнадзе и др.).
В исследовании был использован комплекс научных методов.
Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, включенное наблюдение, опрос, анкетирование и тестирование, самоотчеты и формирующая работа, реализуемая средствами психолого-акмеологического тренинга целевой направленности, психологического практикума, контент- анализ, метод экспертных оценок, качественный анализ. При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных: корреляционный и факторный анализ с применением статистических пакетов «Excel», «Statistica for Windows 95».
Эмпирическая база и этапы исследования: основная работа над вышеуказанной темой охватывает пятилетний период. База и конкретное содержание исследования на различных его этапах определялись многообразием решаемых задач и многоаспектностью изучаемой проблемы. В исследовании приняли участие: офицеры налоговой полиции (128 чел.), студенты вузов (106 чел.), их преподаватели (36 чел.), а также сотрудники налоговой полиции и люди, с которыми работают офицеры.
Общая численность охваченных эмпирическим исследованием со- ставила более 370 человек.
На первом этапе исследования (1995-1996гг.) была изучена философская, социально-психологическая, акмеологическая литература по проблеме исследования, разработана теоретико-методологическая основа реализации психолого-акмеологического подхода в решении поставленных задач.
На втором этапе (1996--1997) продолжалось изучение литературы; разработаны и апробированы формы и методы констатирующей стадии эксперимента, исследованы особенности межличностного взаимодействия и трудности общения в изучаемой группе. Результатом этого этапа стали конкретизация задач и гипотез исследования, разработка программы формирующего эксперимента и методики исследовательской работы.
На третьем этапе исследования (1997-1998) осуществлялась разработка и экспериментальная апробация программы формирующего эксперимента и методик исследовательской работы, проводился анализ и обобщение полученного научного материала.
На четвертом этапе (1998- 1999) проведено обобщение полученных данных и результатов, определение перспектив дальнейшего исследования проблемы, разработка практических рекомендаций. Результатом этой работы стала публикация статей по изучаемой проблеме.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
В результате анализа генезиса проблемы, теоретико- методологических основ и современных подходов уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции. С позиций специфики профессиональной деятельности определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности, что позволило классифицировать их для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.
В ходе проведенного анализа выявлены две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющие на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающиеся по их причинной обусловленности. Первичные трудности в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. К ним относятся - робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность. Вторичные трудности в большей степени носят психогенный и социогенный характер.
Показано, что ко вторичным трудностям относятся неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении (коммуникативные, смысловые, лингвистические). Причинами этих трудностей выступают просчеты воспитания (грубость, невоспитанность), социальные ситуации общения (сверхинтенсивность профессионального общения, социальная изоляция), неудачный опыт эмоциональных и социальных контактов.
Доказательно представлено, что психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: взаимопонимание в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение), жестикуляция.
Экспериментально доказано, что оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности, таких как психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.
Показано, что методика тренинга, основанная на моделировании процесса разрешения трудностей в межличностном общении офицера налоговой полиции, и представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы через развитие у личности компетентности в общении, является эффективным средством развития навыков межличностного общения.
Практическая значимость результатов исследования
Полученные в настоящем исследовании результаты, выступили основой разработки практических рекомендаций по формированию эффективного межличностного общения офицера налоговой полиции с учетом специфики его профессиональной деятельности.
Выводы и рекомендации проведенного исследования по эффективности межличностного общения офицеров могут быть использованы в учебном процессе подготовки офицеров налоговой полиции.
Предложенный подход позволил диагностировать трудности в межличностном общении и разработать конкретные рекомендации для офицеров, направленные на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их профессиональной деятельности. В целях оптимизации межличностного общения большое практическое значение имеет психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского. Полученные данные исследования могут быть использованы образовательными органами подготовки и переподготовки офицеров налоговой полиции, при определении содержания специальных тем, посвященных изучению общения офицера.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, математическими методами обработки и анализа данных с помощью различных компьютерных программ, а также апробацией материалов в ходе специальных курсов подготовки офицеров налоговой полиции.
Апробация и внедрение результатов исследования
Теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях проблемных групп кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, ряде научно-практических конференций (Москва, 1997- 1999гг.; Калуга, 1998 и др.
По теме диссертации опубликовано 3 научных работы.
Результаты исследования нашли свою реализацию в системе подготовки кадров налоговой полиции, в практике работы ряда налоговых инспекций г.Москвы. Результаты проведенной работы использовались при диагностике развития навыков общения офицеров налоговой полиции г.Москвы с последующим анализом и рекомендациями по оценке их управленческого потенциала. Материалы исследования составили основу спецкурса «Психологические факторы успешного общения» (18 час.).
Положения выносимые на защиту
Владение навыками продуктивного межличностного общения и взаимодействия, проявляющееся в непосредственно-личностном и интенсивном характере взаимодействия с людьми в процессе выполнения служебных задач, выступает важной составляющей структуры профессионализма офицера налоговой полиции, определяющей эффективность его профессиональной деятельности.
Эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции выражается в мере поэтапного достижения и поддержания психологической близости с партнером по общению путем согласования и корректировки целей, умений и состояний, способов взаимодействий в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
Использование в процессе профессиональной подготовки офицеров налоговой полиции специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе будущей профессиональной деятельности, может обеспечить оптимизацию межличностного общения офицеров налоговой полиции и соответственно выступить предпосылкой их продуктивной профессиональной работы.
Психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: степень взаимопонимания в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, адекватность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение).
Повышение эффективности межличностного общения в процессе профессиональной подготовки может быть обеспечено:
за счет анализа типичных трудностей, возникающих в ходе реализации основных профессиональных функций налогового полицейского, требующих общения и взаимодействия с другими людьми, его социальным окружением;
путем разработки и использования специально организованного психолого-акмеологического тренинга целевой направленности, ориентированного на развитие перцептивных и коммуникативных способностей. Структура диссертации
Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы, включающего 266 наименований работ отечественных и зарубежных авторов и приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило получить новые данные об оптимизации общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки. Так, в результате анализа генезиса проблемы уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции, определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности и осуществлена их классификация для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.
Исследование позволило выявить две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющих на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающихся по причинной обусловленности. Первичные трудности (робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность) в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. Вторичные трудности (неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении - коммуникативные, смысловые, лингвистические) в большей степени носят психогенный и социогенный характер.
Проведенное исследование позволило доказать, что психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: взаимопонимание в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение), жестикуляция.
Показано, что оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности, таких как психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.
Показано, что эффективным средством развития навыков межличностного общения может выступать методика тренинга, основанная на моделировании процесса разрешения трудностей в межличностном общении офицера налоговой полиции, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы через развитие у личности компетентности в общении.
Полученные в настоящем исследовании результаты позволили разработать методические указания по формированию эффективного межличностного общения офицера налоговой полиции с учетом специфики его профессиональной деятельности, которые могут быть использованы в учебном процессе подготовки офицеров налоговой полиции.
Предложенный подход позволил не только диагностировать трудности в межличностном общении, но и разработать психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.
Результаты проведенного исследования способствовали также разработке практических рекомендаций по личностно-профессиональному развитию офицеров налоговой полиции, развитию навыков их общения и взаимодействия в условиях как подготовки, так и профессиональной деятельности, направленных на:
• оптимизацию межличностного общения офицера налоговой полиции в процессе его профессиональной подготовки
• диагностику и анализ степени выраженности особенностей межличностного общения офицера в его профессиональной деятельности;
• планирование дальнейшей индивидуальной карьеры офицера и определение перспективных направлений деятельности, адекватных его личностно-профессиональным особенностям.
В целом проведенная работа показала необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых анализ влияния психолого-акмеологических характеристик личности офицера налоговой полиции на специфику межличностного общения в профессиональной деятельности, исследование условий и разработка конкретных технологий оптимизации профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции за счет развития навыков эффективного психологического воздействия, комплексное изучение условий и факторов эффективного общения и взаимодействия офицеров налоговой полиции в профессиональной среде.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299с.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. –
М., 1980. – 311 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. – М.: Наука, 1977. – 224 с.
4. Аминов Н. А. Модель управления образованием и стили преподавания.
//Вопросы психологии. - 1994. - № 2 – С. 37–49.
5. Аналитическая записка "О состояниях и перспективах развития кадровой ситуации в федеральных органах государственной власти" (статистический анализ). - М.: РАГС, 1995.- С.3-34.
6. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. //Вопросы психологии, 1968. -№ 6 – С. 21-33.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.– 380 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленингр. ун- та, 1968. – 339 с.
9. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2–х книгах. – М.: Педагогика, 1982. – 279 с.
10. Андреева Г.М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции. //Вопросы психологии.- 1977.- №2.
11. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. //Межличностное восприятие в группе. - М.- 1981.- С.34-67.
12. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии. //Вопросы психологии. -1979. -№6.
13. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения
//Общение и деятельность. - Прага, 1981.-С.3-89.
14. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:МГУ, 1980.- 144с. 15.Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности.
//Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1985.- 267с.
16. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. – М.: Экономика, 1991. – 310 с.
17. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. – М.: РАГС, 1995. – 272 с.
18. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях
//Психологический журнал.- 1994.- № 3.- С.99-105.
19. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. –
М., 1977. – 263 с.
20. Арутюнян М.Ю. , Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного познания. - М., 1981.
21. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. – М.: Высшая школа, 1988. – 150 с.
22. Асеев В. Г. Мотивация поведения личности. – М.: Мысль, 1976. – 162с. 23.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
24. Атватер И. Я Вас слушаю. - М., 1984.
25. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1977. – 386 с.
26. Балаховский А.Л. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис... докт. философ. наук.: ВПА, 1989. – 379 с.
27. Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно- педагогического процесса. – М.: ВПА, 1967. – 209 с.
28. Барабанщиков А.В., Конюхов Н.И. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии. – М.: ВПА, 1982. – 72 с.
29. Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений. //Учен. записки Ленингр. ун-та. - Вып. 7. - Л., 1980.
30. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Автореф. дисс. докт. пед. наук. – М.: РАО, 1993. – 40 с.
31. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995.
32. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978. – 297 с.
33. Бобров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. – М., 1991. – 162 с.
34. Богомолова Н.Н. Об исследовании восприятия коммуникатора//Проблемы психологии познания людьми друг друга и самопознания. -
Краснодар, 1978.
35. Богомолова Н.Н. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации. //Межличностное восприятие в группе. - М., 1981.
36. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань: Ряз. высш. школа МВД, 1994. - 90 с.
37. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. – М.: РАУ, 1993. – 31 с.
38. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. 39.Бодалев А.А. Изучение зрелого человека - важная задача акмеологической науки. //Труды НИИВО. - М.- 1993, С.5-11.
40.Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983. 41.Бодалев А.А. О предмете акмеологии//Психологический журнал.-1993.- № 5.- С. 34 - 42.
42. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям. //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. -Тезисы Всесоюзного симпозиума. - Л.:ЛГУ, 1973.
43. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. -
СПб.: Служба доверия, 1994. - 316 с.
44. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л.И.Анциферовой. - М.: Наука, 1981, С.159-177.
45. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становления профессионала //Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1975, С.142-161.
46. Братусь Б.С. К проблемам развития личности в зрелом возрасте.
//Вестник МГУ, Серия 14: Психология, 1989.- № 2.
47. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: Знание, 1985.- 64с. 48.Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.:Наука, 1994.
49. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994. - 109 с.
50. Брушлинский А. В. Проблемы психологии развития. – М.- 1994. 51.Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Наука, 1978. 52.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Санкт-Петербург, 1999.
53. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. - М.: МГУ, 1986. - 127 с.
54. Введение в профессию: Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов. – М., 1992. – 76 с.
55. Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. – М.: ВПА, 1971. – 271 с.
56. Витцлак Г. Основы психодиагностики. //Психодиагностика: теория и практика. Сборник статей. – М.: Прогресс, 1986, С. 4–10.
57. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - Л.: Лениздат, 1980.
58. Волков А. Ф. Методологические проблемы оптимизации управления войсками: Учебное пособие. – М.: МО СССР, 1975. – 189 с.
59. Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность и пути формирования. -
Ростов-на-Дону, 1995. - 189 с.
60. Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования офицеров. – М., 1994. – 53 с.
61. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд–во АПН РСФСР, 1957. – 517 с.
62. Гаврилова Т. П. К вопросу об эмоциональной социальной децентрации.
//Личность в системе коллективных отношений. - М., 1980.
63. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: ЛГУ, 1984.-175с. 64.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
65. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим. //Вестник Моск. ун-та . - Сер. 14: Психология. - 1985. -№4.
66. Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Тренинги по психологической саморегуляции и формированию профессионально важных качеств. - М.: ГКТР, 1988. - 61 с.
67. Государственная служба в России (опыт организации и кадрового обеспечения). - Нижний Новгород, 1994. - 212 с.
68. Государственная служба: организация, кадры, управление. Вып. второй. - М.: РАГС, 1995. - 232 с.
69. Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело, 1993. - 208 с.
70. Грибанов В.П. Отношения личности как психологическая проблема.
//Психологические аспекты социальных отношений личности. - Рязань, 1981.
71. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. – М., 1994. – 152 с.
72. Гусева А.С. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. – М.: РАГС, 1996.- С. 86-118.
73. Гусева А.С., Козлов В.В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. – М.:РАГС, 1993. – 201 с.
74. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.:РАО, 1986. – 214с.
75. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии.
//Вопросы философии.- 1981.- №12.
76. Давыдов Г.А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. – М.: ВПА, 1977. – 162 с.
77. Данилин К.Е. Аутосоциометрическая методика. //Социально - психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии. - М., 1981.
78. Данилин К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в группе: Автореф. дисс...канд. психол. наук. - М.,1984.
79. Деркач А.А. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отношений личности. - М.: РАУ, 1993. – 137 с.
80. Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: дисс.... докт. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1981. – 386 с.
81. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.:РАУ, 1993. – 31 с.
82. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологически и профессионально зрелости личности. – М., 1995. – 187 с.
83. Деркач А.А., Старовойтенко Е.В., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). – М., 1993. – 214 с.
84. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективной профессиональной деятельности кадров госслужбы. //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: РАГС, 1996. - С. 20-39.
85. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. - М.: Луч, 1993. - 71 с.
86. Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности.
//Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
87. Дробижева Л.М. Межличностные национальные отношения: основные черты и особенности. //Социологические исследования.- 1982.- №4.
88. Дударев В. В. Психологические условия эффективного овладения офицерами управленческой деятельностью: Дис канд. психол. наук. – М.:
ГАВС, 1992. – 204 с.
89. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 159 с.
90. Емельянов Ю. М. Активные методы социально-психологического обучения. – Л.:Наука, 1987. – 144 с.
91. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. - Л.: ЛГУ, 1985.
92. Железняк Л. Ф. Психология личности курсанта (слушателя).- В кн. "Психология и педагогика высшей военной школы". //Под ред. А. В. Барабанщикова. – М.: Воениздат, 1989. – С. 117 – 153.
93. Жуков Ю.М. Методические проблемы исследования межличностного восприятия в группе. // Межличностное восприятие в группе.-М.,1984.
94. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Проблема диагностики социально- перцептивной компетентности в педагогическом общении. //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации.- М.,1983.
95. Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы управления.- В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983. – С.46– 57.
96. Забродин Ю.М. "Модель личности" в психодиагностике. - М.: Наука, 1994. - 116 с.
97. Зазыкин В.Г. Психолого-акмеологические исследования: основные понятия и категории.-Основы общей и прикладной акмеологии.// Под ред. А.А.Деркача. - М.: РАГС и Воен.акад. им.Дзержинского, 1995. - С.69- 85.
98. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М.: НИИВО, 1993. - 47 с.
99. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -М.: МГУ, 1982.
100. Зимняя И.А. Психологические аспекты организации устного пропагандистского общения и формирование социалистической личности.
//Прикладные проблемы социальной психологии.-М.,1983.
101. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии . -М., 1983.
102. Капустин В.Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. – М., 1992. – 59 с.
103. Кидрон А. Умение общаться как фактор взаимодействия.//Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании.-Таллинн., 1979.
104. Кирчанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1990.
105. Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва-Воронеж, 1996.- 400 с.
106. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. –Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. - 278 с.
107. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. – М.: МГУ, 1995. – 224 с.
108. Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: Мысль, 1973. – 198 с.
109. Кокурина И.Г. Социально-психологические аспекты мотивации трудовой деятельности: Автореф. дис канд.психол.наук.-М.,1985.
110. Кокурина И.Г. Социометрический тест. //Социально- психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии.-М.,1981.
111. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности).-Минск,1976.
112. Коломинский Я.Л. Психология общения. - M.,1974.
113. Кон И.С. Социология личности.-М., 1967.
114. Конюхов Н. И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов: дис канд. психол. наук. – М.:ВПА, 1982. – 244 с.
115. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. - М., 1996. - 378 с.
116. Костинская А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском. // Вопросы психологии. - 1976.-№5.
117. Костинская А.Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений. //Вопр.психологии.-1984.-№1.
118. Краткий психологический словарь. //Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985.
119. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах.- Ки- ев.,1982
120. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения.
// Вопросы психологии. - 1985. - N 1. - С. 86-93.
121. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. –
Л.: ЛГУ, 1980. – 149 с.
122. Кузьмина Н. В. Проблема отбора и профессиональной подготовки специалистов в Вузах. – Л., 1970. – 143 с.
123. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. – М.: АПН, 1990. – 149 с.
124. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб.: НИЦРТМ, 1993. – 52 с.
125. Кукосян О.Г. Профессиональные особенности познания людьми друг друга. //Научные сообщения советских психологов к ХХI Между- народному психологическому конгрессу. -М.,1980.
126. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя.- Л.,1972.
127. Кучинский Г.М. Психология внутреннего общения. - Минск, 1988.
128. Кэмпбелл Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность.//Психологические механизмы регуляции социального поведения .-М.,1979.
129. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально - перцептивный подход).- Ростов-на-Дону ,1986.
130. Лаптев Л. Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. – М.: РВСН, 1994. – 242 с.
131. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования.
//Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
132. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту., 1973.
133. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 303 с.
134. Ломов Б. Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода.
//Психологический журнал. – 1987. – № 1. –С. 12–19.
135. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 448 с.
136. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопросы психологии, 1975. – № 2. – С. 31–45.
137. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида.
//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.
138. Ломов Б.Ф Общение как проблема общей психологии.
//Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
139. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. //Психологический журнал.-1980.-Т.1.-№5.
140. Лутошкин А.Н. Методика исследования эмоциональных коммуникаций в группе. //Сборник научных трудов.Вып.39.-Ярославль,1975.
141. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия
//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и уча- щихся.-М.,1980.
142. Максимов С.В. Методика Т.Лири в исследовании представлений человека о себе и о других.// Методы исследования межличностного воспитания.-М.1984.
143. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
144. Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности). – М., 1982. – 291с.
145. Межличностное восприятие в группе. /Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова.-М.,1981.