Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принцип софийности в культуре поздней античности

Работа №103321

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы195
Год сдачи2003
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Софийная терминология в Ветхом Завете и иудаизме первых веков нашей эры
1.1. Термин «София» в традиции позднеантичного иудаизма
1. «Абсолютно божественный аспект» и проблема дотварной Софии
2. Абсолютно божественная София, обращённая к твари
1.2. Другие имена и образы библейской Софии
1. Имя Божие
2. Дух Божий
3. Начало
4. Тора и её буквы
5. Слава Божия
6. Логос
7. Сила Божия
8. Ангелы
9. Архетипико-антропологический аспект иудейской Софии
10. Шехина
1.3. Попытка реконструкции софийной логики в иудаизме
Глава 2. Лики гностической Софии
2.1. Проблема историко-философской идентификации гностицизма
2.2. «Евангелие истины»: в поисках точной интерпретации
Заключение
Приложение: “Евангелие истины” (библиотека из Наг-Хаммади, I. 3)
Источники и литература


Периоду поздней античности принадлежит особая роль в истории мировой философии. Во-первых, это знаменуемый неоплатоническим синтезом период своеобразного подведения итогов многовекового развития античной философской традиции. Во-вторых, именно в это время происходит становление новых, принципиально иных религиозно-философских традиций, которым суждено было определить всю специфику философской мысли Средневековья и Нового времени.
В первые века нашей эры античная культура — культура космологически ограниченной, замкнутой формы,1 — переживает жестокий кризис. С включением малых автаркичных социальных организмов в единую Pax Romana происходит размыкание границ полисов и вместе с тем — кризис и разрушение всех традиционных норм, определявших отношение человека к другим людям, к миру и к богам; человек, отчуждённый от государства и — вследствие разрушения традиционной системы общественных связей, — от других людей, оказывается один на один с миром и с самим собой. Отсюда и то напряжённое стремление к самопознанию и самообретению, которое определяет духовный облик эпохи («какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?»— Матф. 16:26), то, выражаясь языком одного гностического трактата, «обращение чрева души вовнутрь»2 и обретение внутреннего «сокровенного сердца человека» (1 Петр. 3:4), которое стало важнейшим достоянием эпохи. Так за «внешней культурно-исторической смесью» в синкретизме поздней античности происходит постепенная и мучительная смена самой культурной парадигмы.
В связи с этим особое значение приобретают те комплексы образов и понятий, через которые представители каждой из традиций, участвовавших в культурном диалоге поздней античности, определяли своё отношение к самим себе, к миру и к Богу. Едва ли случайно, что в центре таких понятийных комплексов каждой из основных религиозно-философских традиций эпохи мы находим понятие мудрости, софии. Этому понятию и посвящена наша работа.
Комплекс проблем, связанный с понятием Софии, занимает чрезвычайно важное место и в философском процессе последних полутора столетий. Получив единое философско-поэтическое выражение в трудах В. С. Соловьёва, идея Софии стала своеобразным религиозно-философским символом русского духовного ренессанса нач. XX столетия, заняв центральное место в концепциях таких мыслителей как П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, привлекая самое пристальное внимание Вяч. Иванова, Л. П. Карсавина, Е. Н. Трубецкого, А. Ф. Лосева. При этом следует подчеркнуть обращённость русских религиозных философов к софийным умозрениям иной эпохи — поздней античности. Более того, мы находим, что комплексы софийных категорий, сложившиеся в первых веках н. э., служили своеобразным историко-философским ориентиром и для других мыслителей XX в., обращавшихся к данной теме (К.-Г. Юнг, П. Тейяр де Шарден, М. Френч). Таким образом, внимательное историко-философское исследование комплексов софийных категорий поздней античности позволяет нам более адекватно воспринять ряд замечательных достижений философской мысли XX в.
Кроме того, значительный интерес для истории философии представляет само исследование принципа софийности в каждой из основных религиозно-философских традиций, составлявших культурное пространство поздней античности: такое исследование открывает сложный комплекс онтологических, гносеологических, антропологических проблем, характерных для данной традиции; позволяет осознать её фундаментальный внутренний принцип (А. Ф. Лосев), которым определялась позиция представителей этой традиции в религиозно-философском диалоге эпохи.
Особая грань актуальности поставленной проблемы связана с типологической близостью культурных ситуаций поздней античности и современности. Эта близость определяется двумя важнейшими признаками: во-первых, масштабом и интенсивностью культурного диалога, происходившего в первые века н.э., когда традиции, прежде более или менее обособленные, на некоторое время стали взаимопроницаемы, впервые создав феномен синкретической «глобальной» (в масштабах средиземноморской ойкумены) культуры. Во- вторых, наши эпохи сближает то, что развитие этого диалога происходило на фоне кризиса фундаментальных основ прежней культурной традиции и вызревания в этом кризисе иных мировоззренческих принципов.
Степень разработанности проблемы. Историю философского изучения софийной проблематики поздней античности следует начинать с командировки В. С. Соловьёва в «Британский музей» в 1875 г. Непосредственным итогом этой поездки явились рукопись «Sophia», «Чтения о Богочеловечестве» (оба произведения несут на себе сильный отпечаток софийных концепций христианского гнозиса II – III вв.) и — начало той религиозно- философской традиции, которая позднее получила название «русской софиологии». Одной из характерных черт соловьёвского подхода к софийным концепциям поздней античности явился особый универсалистический пафос, благодаря которому мысль философа оказывается конгениальной мысли его источников (неоплатонических, гностических, ветхозаветно-иудейских, раннехристианских), проникнутых тем же пафосом сопряжения «мудрости Афин и Иерусалима». В философском учении о Софии, созданном В. С. Соловьёвым, многие из софийных концепций поздней античности обрели вторую жизнь.
Среди работ, развивающих софийные интуиции Вл. Соловьёва и при этом чрезвычайно значимых для понимания софийной проблематики поздней античности, особого внимания заслуживает знаменитое сочинение П. А. Флоренского «Столп и утверждение Истины». В частности, в этой работе представлена одна из первых попыток комплексного историко-философского изучения принципа софийности на материалах отдельной культурной традиции (в данном случае, христианской). На основании исследования огромного массива богословских, литургических, агиографических, иконописных материалов П. А. Флоренский делал вывод, что три основных аспекта в христианском учении о Софии суть три грани или три исторически последовательные формы манифестации единой неизменной интуиции, данной в духовном опыте. В спекулятивном богословии Византии София, зачастую сближаясь с Богом-Словом, трактовалась как умный мир, замысел Божий о совокупной твари; в духовной культуре Руси этот замысел Божий — онтологическая основа всего сущего, — был понят, прежде всего, как первозданное естество каждой отдельной твари, «чистота и святость отдельной души»; в новое время (в религиозно-философских исканиях к.XIX – н.XXв.) на первый план выходит стремление мыслить Софию как совокупное спасённое человечество, Церковь. В единстве этих трёх аспектов София трактуется Флоренским как вечная живая “Память Божия (курсив Флоренского — А. К.), в священных недрах которой есть всё, что есть, и вне которой — Смерть и Безумие”.
К софийным комплексам поздней античности обращались в нач. XX в. С. Н. Булгаков («Философия хозяйства», «Свет невечерний»), Л. П. Карсавин («София земная и горняя») и многие другие русские религиозные философы. Скрытая софийная проблематика, по существу, близкая к той, что мы находим в гностических источниках II в., обнаруживается (при сознательном отталкивании от построений софиологов) даже у Н. А. Бердяева. Кроме того, в первые десятилетия XX в. в России и на Западе (преимущественно, в Германии) появляется немало историко-философских исследований, посвящённых изучению софийной проблематики в отдельных памятниках и отдельных религиозно-философских традициях поздней античности.4
К сер. 20-х гг., после депортации одних выдающихся философов и политического преследования других, в России исследование софийной проблематики практически сходит на нет и возобновляется лишь в последние десятилетия века (А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, В. Н. Топоров, М. К. Трофимова). На Западе оно продолжается в рамках изучения гностицизма (Р. Бультман, Х. Йонас, Г. Лейзеганг, Е. Де Фай, М. Краузе, У. Бьянчи, К. Рудольф и др.), христианства (С. Булгаков, Г. Флоровский), иудейских религиозно- философских учений первых веков нашей эры (в первую очередь, в работах Г. Вольфсона и Г. Шолема). Кроме того, софийные темы поздней античности звучат в произведениях таких мыслителей как П. Тейяр де Шарден 5 и К.-Г. Юнг.
На сегодняшний день мы располагаем достаточно широким кругом историко- философских работ, посвящённых исследованию софийной проблематики в отдельных религиозно-философских традициях поздней античности. Среди них особое место занимает работа А. Ф. Лосева, который в последнем томе своей «Истории античной эстетики» выступил с итоговым утверждением о софийности всех основных категорий античной культуры. Согласно Лосеву, софия есть «такой принцип, который функционирует не просто как таковой, но и активно развивается во всём другом, активно его порождает, сам, однако, пребывая в нетронутом виде … Решительно все категории бытия и мышления, как их понимает античность, всегда именно софийны (курсив Лосева — А.К.), т.е. всегда функционируют как активно-осмысливающее порождение». Алексей Фёдорович доказывает софийный характер таких категорий как элемент, число, ум, душа, эманация, потенция, энергия, эйдос, энтелехия, парадигма, ипотеса, логос и, по сути дела, всех бытийных структур, посредствующих между «сверх-сущим» Первоединым и «не-сущей» материей.6 Мы можем заключить, таким образом, что софийные категории, как их мыслит античность, суть категории выражения, раскрытия первоединого в ином. Именно такое понимание софийных категорий и самого принципа софийности легло в основу настоящей диссертации. Софийная проблематика в ветхозаветно-иудейской традиции обсуждается (преимущественно, в историко-филологическом ключе) в работах Дж. ван Рэда, Д. Моргана; не потерял научного значения ряд статей, вошедших в сборник «Аспекты Премудрости в иудаизме и раннем христианстве».7 Этой теме посвящена одна из работ С. С. Аверинцева.8 Намечаются подступы к комплексному исследованию системы софийных категорий и образов в гностической традиции поздней античности.9 Из исследований по проблемам раннехристианского софиесловия следует отметить работы Г. Флоровского, В. Бычкова и, особенно, С. С. Аверинцева.
Однако до сих пор нет обобщающего историко-философского исследования, в котором софийные комплексы основных религиозно-философских традиций поздней античности рассматривались бы в их диалоге. Попытка такого рода исследования и предпринята в настоящей диссертации.
Цель и задачи исследования. Целью нашего исследования является историко- философское изучение принципа софийности на материале основных религиозно- философских традиций поздней античности (эллинистической, ветхозаветно-иудейской, гностической и раннехристианской).
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
— выявить и описать комплексы софийных категорий, характерных для каждой из указанных традиций;
— определить онтологический и гносеологический статус софийных категорий; предпринять попытку реконструкции особой софийной логики (на примере одной из традиций);
— определить понятие принципа софийности
— выяснить степень взаимной открытости (диалогичности) комплексов софийных категорий в различных культурах поздней античности;
— обозначить специфику интерпретации принципа софийности в различных традициях эпохи, через это — определить экзистенциальные основания, специфические исходные интуиции каждой из этих традиций (в частности, уточнить историко-философское определение гностицизма).
Теоретико-методологические основы исследования. Методология настоящей работы определена спецификой её предмета и представляет собой позитивное историко- философское исследование. Стремясь избежать как невольной модернизации и навязывания изучаемым текстам отвлечённых схем, так и ухода в экзегезу, мы ставим перед собой задачу вхождения в аутентичное смысловое пространство текста с последующей объективной историко-философской рефлексией, результатом которой является раскрытие и описание внутренней смысловой структуры текста (или отдельной категории). Примеры такого подхода мы находим в трудах А. Ф. Лосева, С. С. Аверинцева, Х. Йонаса, Б. Аланд, Р. В. Светлова, М. К. Трофимовой, И. С. Сидорова.
Необходимы ещё два пояснения методологического характера:
1. Коль скоро софийная терминология есть терминология выражения (А. Ф. Лосев), круг софийной терминологии должен включать в себя те категории бытия и мышления, которые мыслятся не просто как таковые, но как служащие выражению во всём сущем первоединого начала. Однако поскольку бытие каждой вещи мыслилось в рассматриваемый период лишь в отношении к истоку всякого бытия и существование самого мира полагалось возможным лишь при условии некоей теофании, софийными, в той или иной мере, оказываются практически все категории. Каким образом, не выстраивая некой отвлечённой схемы, выявить во всём многообразии софийной терминологии хотя бы одной культурной традиции единую систему интуиций?
В литературе мы находим несколько удачных примеров такого рода систематизации. Среди них особого внимания заслуживает подход А. Ф. Лосева11, выделившего в софийных воззрениях В. С. Соловьёва ряд аспектов, располагаемых по мере иерархического нисхождения (не столько в стадиальном, сколько в «описательном» смысле) — от абсолютно-божественного и богочеловеческого до тварных космологического и антропологического. Эти четыре основных аспекта дополняются, по Лосеву, ещё шестью: "универсально-феминистическим" ("разновидность четвёртого аспекта"), "интимно- романтическим" и "эстетически-творческим" (относимыми к третьему и четвёртому — тварным аспектам Софии), магическим, национально-русским и эсхатологическим. Достоинство данного подхода в том, что в многообразии софийных представлений того или иного мыслителя или той или иной культурной традиции он позволяет различить наиболее характерные, основные моменты, описать систему этих представлений в её историческом своеобразии. Поскольку наша задача заключается именно в выявлении и описании комплексов софийных представлений, характерных для каждой из традиций, составлявших культурное пространство поздней античности, мы пойдём именно этим путём, начиная исследование каждого комплекса с того аспекта Софии, который наиболее близок к абсолютному первоначалу (как оно мыслится в данной традиции), и далее последовательно раскрывая всё многообразие характерных аспектов этого комплекса.
2. Стремясь примирить широту поставленных задач с принципиально ограниченным объёмом диссертационного исследования, мы выдвигаем на первый план две религиозно- философские традиции эпохи — ветхозаветно-иудейскую и гностическую. При этом каждый проблемно-понятийный комплекс данных традиций рассматривается нами в общем контексте духовной культуры поздней античности. Это позволяет проследить моменты диалога и преемственности между софийными представлениями в иудаизме и эллинистической философии, христианстве и гностицизме; позволяет в итоге рассмотреть единое диалогичное образно-понятийное поле софийной проблематики поздней античности. Научная новизна исследования. В работе сформулировано понятие принципа софийности, определён онтологический и гносеологический статус софийных категорий.
Была доказана взаимосвязь и внутренняя преемственность в развитии софийных комплексов основных религиозно-философских традиций поздней античности.
Проведено историко-философское исследование обширного комплекса софийных категорий ветхозаветно-иудейской мысли; результатом этого исследования явилась попытка реконструкции особой софийной логики данной традиции, утверждение о «вертикальной» структуре и комплексной соположности важнейших софийных категорий ветхозаветно- иудейской мысли (таких как Имя Божие, Премудрость, Дух Господень, Слово Божие и ряд других).
На основании проведённого сопоставления гностицизма с основными религиозными и религиозно-философскими движениями поздней античности по ряду ключевых тем (в частности, сопоставляются учения о космогонической объективации в гностицизме и эллинистической философии) были выявлены экзистенциальные основания данного феномена и уточнено его историко-философское определение.
В диссертации впервые в отечественной науке исследуется система софийных категорий «Евангелия истины» — одного из наиболее интересных, с историко-философской точки зрения, памятников христианского гностицизма. Исследование дополняется авторским переводом памятника.
Мы выносим на защиту следующие положения:
1. Софийная терминология выступает в религиозных и философских традициях поздней античности как терминология выражения, и сам принцип софийности в его наиболее широкой, общей трактовке есть принцип выражения абсолютного бытия в бытии мира и человека (или, что то же, — принцип связи, укоренённости бытия относительного в абсолютном).
2. Софийные категории схватывают момент тождества трансцендентного и имманентного (каким бы парадоксальным факт такого тождества ни казался). Этим объясняется, в частности, особая «открытость» границ этих категорий вверх и вниз.
3 Утверждение А. Ф. Лосева о софийности «всех основных категорий бытия и мышления», приложимо не только к традиции эллинистической философии, но и к другим религиозно-философским традициям поздней античности (ветхозаветно-иудейской, гностической, раннехристианской).
4. Различные трактовки принципа софийности, которые мы наблюдаем в эллинистической философии, иудаизме, гностицизме и раннем христианстве, отражают сущностную специфику каждой из этих традиций.
5. В культурном пространстве поздней античности действительно существовало единое диалогичное образно-понятийное поле софийной проблематики, на котором соприсутствовали, взаимодополняя друг друга, умозрения палестинских равви о Хокме, творческой Премудрости Божией, и неоплатонические учения о мудрости-софии как особой внутриумной жизни (вечном эйдетическом становлении, в котором новые, рождающиеся смыслы воплощаются в интеллигибельной материи), — то смысловое поле, на котором гностические мифы о духовном человечестве как падшей и пленённой миром Софии могли находить опору в новозаветном учении о церкви как соборном теле Христовом.
6. С историко-философской точки зрения, сущность синкретизма поздней античности определяется происходящей в этот период сменой культурной парадигмы, что выразилось, в частности, в персоналистической интерпретации ряда ключевых категорий античной философии («умный космос», «Логос», «софия» и т.д.) в гностицизме и христианстве.
Практическая значимость исследования. Методологический и содержательно- концептуальный потенциал диссертации может быть использован в педагогической практике преподавания истории философии, религиоведения и культурологии.
Апробация работы. Положения и выводы диссертации прошли апробацию на следующих научных конференциях:
— Международная молодёжная научно-практическая конференция «Родовое сознание и духовное предпринимательство» (Пермь, 2002);
— Российская научно-практическая конференция «Религия в изменяющейся России» (Пермь, 2002);
— Восьмая ежегодная научная конференция «Россия и Гнозис» (Москва, 2002);
— Девятая ежегодная научная конференция «Россия и Гнозис» (Москва, 2003).
Основное содержание диссертационного исследования было отражено в 5-ти публикациях общим объёмом 3,82 п.л. Основные идеи и результаты работы обсуждались на кафедре философии Пермского государственного технического университета и были рекомендованы к защите.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, мы постарались, по возможности, полно, рассмотреть софийную терминологию иудаизма эпохи поздней античности, попытавшись описать внутреннюю смысловую структуру основных категорий, и реконструировать своеобразную софийную логику данной традиции. Было показано, что каждая из важнейших софийных категорий — таких как Имя Божие, Премудрость, Дух Господень, Слово Божие и ряд других, — не принадлежит какому-то одному "уровню" бытия, но, подобно лучу, проницая и связывая их все, выражается в каждом, соотнося всё сущее с единственным абсолютным субъектом.
Благодаря тому, что каждая из основных софийных категорий имеет такую “вертикальную” структуру, в комплексе они не соподчинены, но как бы со-положны, “параллельны” друг другу. Впрочем, их “параллельность” не означает взаимной изолированности. На каждом из уровней теофании отдельные софийные категории могут соотноситься и даже отождествляться друг с другом.
Следует особо отметить персонализм ветхозаветно-иудейского софиесловия: если в античной философской традиции софия предстаёт как вполне безличное активно-смысловое порождение, определённое интуициями материально-чувственного космоса, то здесь учение о Софии определяется откровением абсолютной надмирной личности. Иными словами, софийная терминология иудаизма есть терминология теофании (богоявления) и притом такой, в которой Бог открывается не просто как безличная духовная основа сущего, но как всеблагая абсолютная личность.
Нам удалось раскрыть особую “диалектику теофании”: в каждом событии богоявления присутствуют три момента. Первый — это указание на непосредственное пребывание в откровении самого Бога. Второй момент, скрыто или явно присутствующий в описании теофании, есть некое “иное” — то, в чём происходит выражение или откровение Божества. В качестве такого “топоса” и одновременно — средства выражения Божества, «материи богоявления», могут выступать неведомые глубины божественной сущности, небесные миры Меркабы, вся целокупная тварь (в эсхатологическом аспекте), народ Божий или человеческое сердце. Следует подчеркнуть: для Бога это “иное” — “Своё иное” (предполагающее интимно-личное отношение, совершенно отличное от чисто логических отношений “иного” к Единому в платоновском “Пармениде”). Оно либо почти неотличимо от самого Бога (когда речь идёт о пребывании Божества в собственных недрах), либо — когда сообщается о присутствии Бога в тварном, — Им Самим замысленное и сотворённое, но обладающее собственной (тварной) природой, отличной от природы Божества, и потому могущее “ведать” и “не ведать” Бога, находиться у Него в послушании или в непослушании. Третий момент, содержащийся в описании теофании — это момент тождества Бога как являющегося и «иного» как принимающего и выражающего Его явление. В свете этого тождества трудно различить «тварные» и «нетварные» аспекты иудейской Софии: в каждом «событии теофании» присутствует и безусловно божественное начало, и тварное, открывающееся навстречу божественному, принимающее его в себя, и неразличимое единство, взаимопроникновение обоих.
Кроме того, нами была предпринята попытка дать точное историко-философское определение такому феномену как гностицизм. На наш взгляд, фундаментальной особенностью позднеантичного гностицизма, обусловившей всю его историческую специфику, являлся недостаток любви — той любви, которая невозможна без объективации и саморасточения, но которая только и может преодолеть отчуждающую силу объективации. Гностицизм ярче, чем какое-либо иное современное ему религиозно- философское движение, выразил противоречивый дух своей эпохи; его нельзя определять ни как "радикальный имманентизм", ни как принципиальный дуализм или трансцендентизм: обе тенденции сосуществовали и боролись в нём — на основе рождающегося самоосознания личности — осознания её единственности и неповторимости, стремления к преодолению (само-)разорванности и (само-)отчуждённости, но при этом — и возможно, именно из-за этого (из-за страстного стремления обрести себя) — то отсутствие смирения (выражаясь христианским языком), которое отличало гностический персонализм от христианского.
Наконец, нами (впервые в отечественной науке) была исследована система софийных категорий замечательного памятника ранехристианского гностицизма — “Евангелия истины”.



Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. Перевод С. Г. Фруга. М., 1993.
Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета (Синодальный перевод).
United Bible Societies, 1991.
Ветхозаветные апокрифы. / Под ред. П. Берснева. СПб., 2001.
Иосиф Флавий. Иудейская война. Пер. М. Финкельберг. М. – Иерусалим, 1993.
Книга Иеремии. Перевод, вступит. статья и комментарии Л. В. Маневича. Минск, 2001.
Книга Иова. Перевод и примечания С. С. Аверинцева // Мир Библии, 1993 /1. С. 37 – 64.
Книга Эноха праведного. — В кн.: От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневосточной литературы I тыс. н. э. / Перевод, введен, и коммент. С. С. Аверинцева. М., 1994.
Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873.
Рижский М. И. Книга Иова. Новосибирск, 1991.
Талмуд. Мишна и Тосефта. В 6-ти томах. Критический перевод Н. Переферковича. СПб, 1899 — 1904.
Тексты Кумрана, Вып. 1. Пер. с древнееврейского и арамейского, введен, и коммент. И. Д. Амусина. М., 1971.
Тынтарев К. (Ифтах Цур). Поэзия откровения: от иерусалимских книжников к раннему гностицизму. Из древнееврейской поэзии // Человек. 1992, № 5. С. 136 – 149.
Учение. Пятикнижие Моисеево. Перевод, введение и комментарии И. Ш. Шифмана. М., 1993.
Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. Перевод и комментарий А. В. Вдовиченко, М. Г. и В. Е. Витковских, Е. Д. Матусовой и др. М., 2000.
2. Основные гностические тексты
Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. Предисл., перевод и коммент. Е. В. Афонасина. — http://www.philosophy.ru/afonasin/gnosis texts.html.
Апокриф Иоанна; Гром. Совершенный Ум; Евангелие от Филиппа; Евангелие от Фомы; Евангелие от Марии; Книга Фомы Атлета. — В кн.: Трофимова М. К. Историко- философские вопросы гностицизма. М., 1979.
Афонасин Е. В. Валентин и его школа. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001.
Климент Александрийский. Извлечения из Теодота. Перевод и коммент. Е. В. Афонасина.
— http://philos.nsu.ru/rus/classics/stromateis.html.
Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997.
Происхождение мира; Сущность архонтов; Откровение Адама. — В кн.: Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. Введение, перевод и коммент. А. И. Еланской. СПб., 1993.
Толкование о душе; Поучение Силуана; Подлинное учение; Свидетельство истины. — В кн.: Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991.
The Nag Hammadi Library in English, translated and introduced by members of the coptic gnostic library project of the Institute for Antiquity and Christianity. Ed. by J. М. Robinson. 3rd edition. San Francisco, 1988.
Evangelium Veritatis. Ed. М. Malinine, H. Ch. Puech, G. Quispel. Zurich, 1956. The Gospel of Truth. — in: Grant R. М. Gnosticism. N.-Y., 1961. P. 45 – 57.
3. Другие источники
Августин. Исповедь. Пер. с лат. и коммент. М. Е. Сергеенко. М., 1992.
Августин. Цветы благодатной жизни. СПб, 1997.
Брихадараньяка Упанишада. Перевод, предисловие и коммент. А. Я. Сыркина. —
Упанишады. В 3-х книгах. Кн. 1. М., 1992.
Ириней, еп. Лионский. Творения. М., 1996.
Климент Александрийский. Строматы. Кн. V, гл. 11 – 13 (перевод и коммент. Е. В. Афонасина) // Историко-философский ежегодник`95. М., 1996. С. 254 – 267.
Марк Аврелий. Наедине с собой. — В кн.: Римские стоики. М., 1995.
Ориген. Гомилии на Песнь песней. Пер. H.Холмогоровой//Альфа и Омега. М., 1995. №1, 2.
Ориген. О началах. Новосибирск, 1993.
Писания мужей апостольских. Перевод, введения и примечания П. Преображенского. М., 1862.
Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М., 1990 — 1995.
Плотин. Против гностиков (Энн. II, 9). — В кн.: Гностики, или О лжеименном знании.
Киев, 1996. С. 170 – 193.
Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах / под ред. Ю. А. Шичалина. СПб., М., 1995.
Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996.
Порфирий. Жизнь Плотина. — В кн.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1998. С. 427 – 440.
Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. Составитель А. А. Тахо-Годи. М., 1993.
Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990.
Творения свят. Григория Нисского. М., 1861. Ч. I.
Тертуллиан. Творения. Перев. Е. Карнеева. Т. 1 – 2. СПб, 1849 – 1850.
Учение двенадцати апостолов (Дидахе) // Символ. Вып. 29. Париж, 1993. С. 275 – 306.
Цельс. Правдивое слово. — Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990. С. 263 – 330.
The Enneads by Plotinus on Windsor Castle, http://oaks.nvg.org/sa1ra6.html
The Greek New Testament. 4th Revised Edition. Ed. by B. Aland, K. Aland etc. Stuttgart, 1994.
Книги и статьи, упомянутые в данной работе
Аверинцев С. С. Адам Кадмон. — Мифы народов мира. Энциклопедический словарь. М., 1991. Т. 1. С. 43 – 44.
Аверинцев С. С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность". — Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.
Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
Аверинцев С. С. София — Логос. Киев, 2001. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991. Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983.
Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
Бердяев Н. А. Антихристианская мысль. // Путь. Париж, 1926 (репринт — М., 1992). С.642.
Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988.
Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.
Булгаков С. Н. Сочинения. В 2-х т. М., 1993.
Бурмистров К. Каббалистическая экзегетика и христианская догматика: еврейская мистика в учении русских масонов к. XVIII в. // Россия и Гнозис. Материалы конференции. М., ВГБИЛ, 22-23 апреля 2002 г. М., 2003. С. 102 – 113.
Бычков В. В. Aesthetica Patrum. M., 1995.
Винников И. Н. Самаритянское Пятикнижие и устная палестинская традиция//
Палестинский сборник, 1966. Вып. 15 (78).
Гарнак А. Сущность христианства. СПб, 1907.
Гинцбург Д., с предисловием и примечаниями В. С. Соловьёва. Каббала, мистическая философия евреев // Вопросы философии и психологии, 1896, май – июнь.
Гностики, или О лжеименном знании. Киев, 1996.
Джонсон П. Современность: мир с двадцатых по девяностые. Т. 1. М., 1995.
Иванов В. В. Гностическое понимание мудрости и его продолжение в русском учении о Софии. — Россия и Гнозис. Материалы конференции. М., ВГБИЛ, 1996. С. 6 – 12.
Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб, 2000.
Каменских А. А. Гностицизм в культурном контексте поздней античности //
Религиоведение, 3/2002. С. 21 – 36.
Каменских А. А. “Евангелие Истины”: в поисках точной интерпретации // Религиоведение, 4/2003. С. 63 – 77.
Каменских А. А. Об одном из источников софиологии Валентина // Россия и Гнозис.
Материалы конференции. М., ВГБИЛ, 22-23 апреля 2002 г. М., 2003. С. 19 – 23.
Каменских А. А. Страсти Софии по Валентину и архаическая мифологема космогонической жертвы // Родовое сознание и духовное предпринимательство. Материалы международной молодёжной научно-практической конференции. Часть 2. Пермь, 2002. С. 99 – 103.
Каменских А. А. Трагедия объективации в древнем гностицизме и в русской религиозной философии. // Религия в изменяющейся России. Материалы российской научно- практической конференции. Т. 1. Пермь, 2002. С. 11 – 13.
Карсавин Л. П. Глубины сатанинские (Офиты и Василид) — В кн.: Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб, 1994. С. 58 – 75.
Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994.
Карсавин Л. П. София земная и горняя — В кн.: Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб, 1994. С. 76 – 98.
Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.
Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
Лосев А. Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990.
Лосев А. Ф. Имя. СПб, 1997.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1994. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 2000.
Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Майоров Г. Г. Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии // Логос. 1992.Вып. 2. С. 139 – 151.
Мейлах М. Б. Шехина // Мифы народов мира. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1992.С. 642.
Мельник С. Плотин об идеях отдельных вещей // Логос, № 6, 1999. С. 59 – 67.
От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тыс. н. э. Введ., перевод и примеч. С. С. Аверинцева. М., 1994.
Письма Г. Флоровского С. Булгакову и С. Тышкевичу // Символ. Вып. 29. Париж, 1993. С. 199 – 216.
Поснов М. Э. Гностицизм II в. и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917 (репринт: Брюссель, 1991).
Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. М. — Иерусалим, 1993.
Рубинштейн Р. И. Серапис. — Мифы народов мира. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1992. С. 427.
Сидоров А. И. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Религии мира: история и современность. Ежегодник. М., 1982. С. 159 – 183.
Сидоров А. И. Гностическая философия истории // Палестинский сборник, вып. 29 (92). Л., 1984.
Сидоров А. И. “Дидахе” (вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи) // Символ. Вып. 29. Париж, 1993. С. 307 – 318.
Сидоров А. И. Зарубежная литература по гностицизму. (Критико-аналитический обзор) //
Современные зарубежные исследования по античной философии. М., 1978.
Сидоров А. И. Проблемы гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии // Актуальные проблемы классической филологии. М., 1982.
Сидоров А. И. К. Rudolph, Die Gnosis. Leipzig, 1977 // Вестник древней истории, 1981, №2.С. 208 – 215.
Смагина Е. Библейская экзегеза и истоки гностицизма // Россия и Гнозис. Материалы VII
научной конференции (ВГБИЛ, апрель 2001). М., 2002. С. 4 – 10.
Соловьёв В. С. Валентин и валентиниане; Вардесан; Василид; Гностицизм; Каббала; Симон. — Философский словарь Владимира Соловьёва. Ростов-на-Дону, 1997. (Данные статьи можно найти также в соответствующих томах Словаря Брокгауза и Ефрона и энциклопедического словаря “Христианство”).
Соловьёв В. С. Чтения о богочеловечестве. — В кн.: Соловьёв В. С. Сочинения. М., 1994.
Соловьёв В. С. София. — Соловьёв В. С. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. Т. 2. М., 2000.
Соловьёв С. М. Владимир Соловьёв. Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.
Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Тринитарный вопрос. Сергиев Посад, 1914.
Тейяр де Шарден П. Гимн Вечной женственности; Мировая душа. — В кн.: Шипфлингер Т. София — Мария: целостный образ творения. М., 1997. С. 259 — 263.
Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов. — Труды по знаковым системам. Вып. V. Тарту, 1971. С. 9 – 62.
Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.
Трубецкой С. Н. Учение о логосе в его истории. М., 2000.
Флоренский П. А. Имена. М. — Харьков, 1998.
Флоренский П. А. Оправдание космоса. СПб, 1994.
Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Т. 1, 2. М., 1990.
Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998.
Френч М. Премудрость в личности // ВФ, 2000, № 4. С. 80 – 111.
Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991.
Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997.
Чистяков Г. П. Комментарий к докладу Евг. Смагиной // Россия и Гнозис. Материалы VII
научной конференции (ВГБИЛ, апрель 2001). М., 2002. С. 11-16.
Шатёр, над которым облако. Сборник статей о религиозном значении еврейской женщины.
Составитель и переводчик Г. Розенштейн. М. — Иерусалим, 1990.
Шехина. — Еврейская энциклопедия. Т. XVI. М., 1991 (репринтное издание). С. 20 – 23.
Шохин В. К. Санкхья-йога и традиция гностицизма // ВФ, 1994, №7. Aland В. Gnosis und Christentum // RG I. P. 330-350.
Aland B. Gnosis und Philosophie // ICG. P. 34-73.
Aspects of Wisdom in Judaism and Early Christianity (ed. R. L. Wilken). Notre Dame, 1975.
Attridge H. W., MacRae G. W. The Gospel of Truth. Introduction // The Nag Hammadi Library in English. San Francisco, 1988. P. 38 – 39.
Betz H. B. Observations on Some Gnosticizing Passages in Plutarh // ICG. P. 169 – 178.
Bianchi U. Religio-Historical Observation on Valentinianism. — The Rediscovery of Gnosticism.
Vol. I. Leiden, 1980. P. 103 – 117.
Danielou J., Marrou H. The First Six Hundred Years. L., N.-Y., 1978. Danielou J. The Theology of Jewish Christianity. Cambridge, 1964.
Finnestad R. B. The Cosmogonic Fall in Evangelium Veritatis // Temenos, vol. 7. Helsinki, 1971.
P. 38 – 49.
Good D. J. Reconstructing the Tradition of Sophia in Gnostic Literature. Atlanta, 1987. Grant R. М. Gnosticism and Early Christianity. New-York, London, 1959.
Images of the Feminine in Gnosticism. / Ed. by K. L. King. Harrisburg (Pennsylv.), 2001.
Jonas H. Evangelium Veritatis and the Valentinian Speculation // Studia Patristica 6. Berlin, 1962. P. 96 – 111.
Jonas H. The Gnostic Religion. Boston, 1958. Menard J. E. L'Evangile de Verite. Leiden, 1972.
Morgan D. F. Wisdom in the Old Testament Tradition. Atlanta, 1981. Pearson B. A. The Figure of Norea in Gnostic Literature // ICG. P. 152.
Robinson J. М. Introduction // The Nag Hammadi Library in English. 3rd edit. San Francisco, 1988. P. 1 – 25.
Robinson J. М. The Three Steles of Seth and the Gnostics of Plotinus // ICG. P. 132 – 142. Puech H. Ch., Quispel G., van Unnik W. C. The Yung Codex. Ed. F. L. Cross; London, 1955. Quispel G. Gnosis als Weltreligion. Brill, 1951.
Rudolph K. Gnosis. The Nature and History of Gnosticism. San Francisco, 1987.
Runia D. T. Philo of Alexandria and the Beginnings of Christian Thought // Studia Philonica Annual, 7 (1995). P. 143 – 160.
Schenke H. М. Die Herkunft des sogenannten Evangelium Veritatis. Berlin, 1958. Schoedel W. R. Gnostic Monism and the Gospel of Truth // RG I. P. 378 – 390.
Scholem G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism and Talmudic Tradition. N.-Y., 1965. Scholem G. Kabbalah. N.-Y., 1974.
Scholem G. On the Mystical Shape of the Godhead. N.-Y.,1991. Scholem G. Origins of the Kabbalah. Princeton, 1992.
Smith S. Mark. The Origins of Biblical Monotheism: Israel's Polytheistic Background and the Ugaritic Texts. Oxford — New York, 2001.
Standaert B. L'Evangile de Verite: Critique et Lecture // New Testament Studies, 1967. P. 17 – 42.
Stead G. C. In Search of Valentinus // RG I. P. 65 – 84.
Theiler. Gott und Seele in kaiserzeitlichen Denken. Leipzig, 1966.
Turner J. D. Gnosticism and Platonism. The platonizing Sethian texts from the Nag-Hammadi Library in their relation to later platonic literature. — Studies in Neoplatonism, 6. Ed. Wallis
R. T. and Bergman J. Albany (Nebraska), 1992. P. 425 – 459.
Whittaker J. Self-generating Principles in Second-century Gnostic Systems // RG 1. P. 176 – 193. Williams M. A. Variety in Gnostic Perspectives on Gender // Images of the Feminine in
Gnosticism. Ed. K. L. King. Harrisburg, 2001. P. 2 – 22.
Wilson R.McL. Gnostics — in Galatia? // Studia Evangelica IV, 1968. P. 340 – 362. Wilson R.McL. The Gnostics and the Old Testament // ICG. P. 164 – 168.
Wilson R.McL. The Gnostic Problem. L., 1958.
Wilson R. McL. Valentinianism and the Gospel of Truth // RG I. P. 133 – 145.
Wolfson H. A. Philo. Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam.
Vol. I, II. Cambridge (Massach.), 1948.
Yamauchi E. Pre-Christian Gnosticism. A Survey of the proposed evidences. Grand Rapids, 1973.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ