Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интернет-технологии как социальный механизм взаимодействия субъектов образования в развитии регионального университета

Работа №103318

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы152
Год сдачи2004
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 12
Роль Интернета в трансформации современных социальных институтов и организаций 12
Специфика Интернета в развитии регионального университетского образования 45
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 83
Особенности ориентаций и установок субъектов университетского образования на использование интернет-технологий в современных условиях 83
Механизмы оптимизации использования интернет-технологий во взаимодействии субъектов университетского образования 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141


Актуальность исследования. За последнее десятилетие ХХ в. сеть Интернет стала неотъемлемым компонентом общественных отношений и индивидуальных коммуникативных практик в странах “первого мира”. В России развитие Интернета сталкивается с серьезными препятствиями – устаревшими телекоммуникационными сетями, низким уровнем компьютеризации, низкими доходами населения. Тем не менее, включение крупных и средних российских городов во “всемирную паутину” состоялось: объем аудитории Интернета к концу 2002 г. составил 8,8 млн. чел (8% жителей России старше 18 лет).1 Чем более привычными и повседневными будут становиться практики виртуального взаимодействия, тем актуальнее будут исследования Интернета как одного из ресурсов, определяющих динамику различных социальных переменных: от общества в целом до отдельных локальных сообществ и групп.
Развитие российского сектора "всемирной паутины" было тесно связано с использованием материально-технической и кадровой базы учреждений высшего профессионального образования, и, в первую очередь, - классических университетов. На основе этих вузов создавались телекоммуникационные сети, в них открывались крупные Интернет-центры, первые классы публичного доступа в Интернет. Все эти аргументы позволяют уверенно предполагать существование в классических российских университетах группы студентов и преподавателей, постоянно и активно работающих в виртуальном информационном пространстве. Очевидны и возможности, которые предлагает Интернет субъектам образовательного процесса. В то же время совершенно не изученными оказываются вопросы о полезности образовательных интернет- практик в реализации социальных функций университета, а также о возможных альтернативах развития информационной инфраструктуры вуза, с учетом ограниченности материальных ресурсов и имеющихся сведений о применимости тех или иных ресурсов Интернета в учебной или исследовательской работе.
Расширение области применения новых информационных технологий в сфере образования напрямую зависит от постоянно возрастающих требований к качеству университетской подготовки. В условиях ограниченности ресурсной базы, низкого уровня доступности центральных российских и иностранных библиотечных фондов своевременное освоение ресурсов Интернета может рассматриваться как стратегическое направление развития регионального университета, несмотря на возможные риски, неизбежно возникающие при освоении инновационных практик.
Именно интернет-технологии в период экономического кризиса 90-х гг. стали рассматриваться администрациями многих российских вузов не только как альтернатива устаревающим библиотечным фондам, но и как возможность существенно расширить сферы своего влияния посредством электронной издательской деятельности, а в ряде случаев – приемом студентов на дистатные формы обучения. Все большее число классических региональных университетов официально получает статус Федеральных экспериментальных площадок развития системы открытого образования. В 1997 г. в Удмуртском государственном университете в рамках Программы Института «Открытое общество» был открыт крупный интернет-центр для студентов и преподавателей. Сегодняшние усилия университетского менеджмента направлены на создание информационных ресурсов учебного и научного назначений в виртуальных представительствах вузов, которые будут интегрированы в Российский Интернет-портал открытого образования. Значительное количество технологий интернет-образования – от публикации учебных программ до организации видеоконференций уже апробировано практически во всех региональных университетах.
Однако очевидно также и то, что огромный потенциал сети Интернет в повышении качества регионального университетского образования на сегодняшний день не может быть использован в полной мере в связи с целым рядом объективных и субъективных факторов. К числу наиболее значимых можно отнести ограниченность материальных и технических ресурсов университетов, а также неразработанность менеджерских стратегий оптимизации процессов использования интернет-технологий в разрешении образовательных и исследовательских задач вузов. В результате, администраторы университетов, как правило, ставят исключительно задачи повышения доступности средств связи и рабочих мест, оснащенных компьютерами, а также публикации максимального количества веб-ресурсов. В то же время повышение доступности интернет-технологий для студентов и преподавателей вызывает очевидные трудности, связанные с неразработанностью педагогических и управленческих методик координации и повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Нельзя не выделить и недостаток социологической информации, необходимой для эффективного управления этими процессами. Это касается как отсутствия социально ориентированных теоретических моделей развития университетских интернет-ресурсов, так и недостатка данных о структуре и содержании реальных практик работы вузовских студентов и преподавателей в Сети. Актуальность разрешения этих проблемных ситуаций также обусловлена необходимостью формирования практических рекомендаций по повышению качества использования ресурсов Интернета в российских региональных университетах.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальные основы социально-философского и социологического анализа феномена новых информационных технологий были заложены в ряде классических концепций теории информационного общества, представленных работами Д. Белла, З. Бзежинского, Дж. Гелбрейта, М. Маклюэна, Дж Мартина, Е. Масуды, Дж. Пелтона, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера, А. Турена. Значительный вклад в конкретизацию социальных проблем развития средств массовой коммуникации внесли представители советской и росийской науки – Р. Ф. Абдеев, А. П. Алексеев, Н. Н. Богомолова, В. Л. Иноземцев, Н. Н. Моисеев, И. А. Федякин, Ю. А. Шерковин. В 80-90-е гг. возникает ряд социологических интерпретаций теории информационного общества, направленных на описание этого феномена в категориях классической социологической науки. В числе наиболее важных работ этого типа необходимо выделить труды П. Дракера, Р. Инглегарта, М. Кастельса, А. Этциони.
На основе сформировавшейся теоретической базы в 90-хх гг. XX века получило институциональное оформление новое направление социологической теории - социология Интернета. В середине 90-х гг. его представители практически одновременно, как за рубежом, так и в России, сформулировали необходимость анализа основных методологических, методических и организационных проблем, возникающих при проведении теоретических и эмпирических исследований "всемирной паутины". Так, среди зарубежных социологов можно отметить Б. Веллмана и Г. Рейнгольда, впервые обосновавших социологическую специфику новых норм виртуальной коммуникации. Монографии и статьи ведущих отечественных авторов – П. Г. Арефьева, Г. С. Батыгина, Б. З. Докторова, Д. В. Иванова, Т. В. Филипповой, А. Е. Шадрина - направлены, в первую очередь, на выявление особенностей развития новых информационных технологий в социально-экономических условиях российского общества. Нельзя не отметить и огромный вклад А. А. Ослона в развитие методологии эмпирического изучения интернет-аудитории.
Традиция социологического изучения проблем высшей школы имеет значительно более обширную историю. К теоретическому анализу деятельности университета обращались такие классики социологической и философской мысли, как М. Вебер, С. И. Гессен, Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс.
Проблемы образования занимают значительное место в творчестве Дж. Дьюи, Э. Дюркгейма, Дж. Локка, К. Мангейма, Т. Парсонса. Предельные альтернативы реализации социальных функций университета сформулированы в концепциях В. фон Гумбольдта и Дж. Г. Ньюмена. Не менее актуальны проблемы развития университетского образования и для зарубежных исследователей 70-90-х гг. Базовые принципы применения новых информационных технологий в сфере образования предложены И. Илличем. Детальные прогностические оценки развития зарубежной высшей школы даны М. Марголисом, М. Льюисом и Д. Мак-Артуром, П. Россманом, А. Рэдфордом и рядом других исследователей.
Представители отечественной науки также внесли весомый вклад в разработку теоретических концепций и накопление эпмирической исследовательской информации о высшем образовании. Изучению методологических оснований социологических исследований сферы образования посвящены монографии Г. Е. Зборовского, В. Я. Нечаева, А. М. Осипова, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппова. Авторские направления анализа актуальных социально-философских проблем современного образования разрабатывают Ю. Р. Вишневский, Д. Л. Константиновский, Г. Б. Кораблева, Н. С. Ладыжец, Л. Я. Рубина, В. Т. Шапко, С. В. Шишкин. Значительную роль в развитии социологии высшей школы сыграли концепции взаимодействия институционального образования и саморазвития личности, представленные работами А. А. Вербицкого, А. В. Меренкова, Е. А. Шуклиной.
Таким образом, при разработке направления исследований актуализации ресурсов Интернета в развитии российского университетского образования допустимо обращение к двум, практически не зависящим друг от друга областям социологического знания – социологии информационного общества и социологии высшей школы. Именно с этим фактом и связана необходимость разработки интегративной методологии анализа важнейших интернет-практик субъектов университетского образования.
Объектом изучения данного исследования является Удмуртский государственный университет как типичный классический региональный университет Российской Федерации. Предметом исследования – противоречия использования Интернета в реализации образовательных и научно- исследовательских задач университетов.
Цель исследования – выявление основных противоречий использования информационно-образовательных ресурсов Интернета в развитии регионального университета.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач:
- определение функций Интернета в трансформации и развитии социальных институтов и организаций;
- выявление основных противоречий формирования информационно-образовательного пространства регионального классического университета;
- уточнение основных факторов, определяющих активность использования интернет-технологий в студенческой аудитории;
- эмпирическое определение особенностей актуализации интернет-ресурсов в образовательных практиках современного регионального университета;
- выявление ресурсов оптимизации взаимодействия основных субъектов образовательного процесса при использовании Интернета в обучении и исследовании в условиях ограниченности материально-технических ресурсов регионального университета.
Теоретико-методологические основания исследования. Методологические основания изучения Интернета как социального феномена сформулированы в концепциях "информационного общества", представленных работами М. Кастельса, Э. Тоффлера, Р. Инглегарта и ряда других авторов. Вместе с тем, исследование социальных фукнций Интернета может быть проведено с привлечением методологического аппарата структурно- функциональной социологической теории, что позволит сформировать конкретное описание универсальной схемы социальных функций Интернета и сформулировать механизмы ее операционализации в процессе проведения эмпирического социологического исследования.
При изучении проблем развития университетского образования в качестве базового был использован системный подход к определению предмета социологии образования, обосновывающий возможность одновременного социологического анализа институциональных связей образования с различными подсистемами общества и информации смежных научных дисциплин о содержании образовательного процесса. Вместе с тем, его основные положения также были дополнены концепцией философии университетского образования Н. С. Ладыжец, в которой сформулирована базовая структура подходов к определению социальной миссии университета, а также обоснована роль проективной, менеджерской составляющей при изучении проблем развития высшей школы.
Эмпирическая база исследования основывается на результатах:
 эмпирического исследования "Использование Интернета студентами Удмуртского государственного университета", проведенного исследовательской группой Центра социальных исследований УдГУ под руководством автора в 2003 г. Методика исследования – групповое анкетирование. Объем выборки – 400 человек. Тип выборки – комбинированная;
 эмпирического исследования "Механизмы взаимодействия студентов и преподавателей УдГУ при использовании интернет-технологий", проведенного автором в 2003 г. Методика исследования – полуструктурированное интервью. Объем выборки – 30 человек. Тип выборки – целевая.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• разработана типология социальных функций Интернета, представленная информационной, коммуникативной, масс-медийной и коммерческой функциями Сети; обоснованы методологические возможности ее применения в теоретико-прикладном исследовании проблем информатизации регионального университета;
• уточнена роль регионального университета в развитии интернет-технологий, заключающаяся в том, что университет выступает основным субъектом их партнерского продвижения и развития в регионе;
• на материалах конкретно-социологических исследований определены факторы, обеспечивающие высокую активность использования Интернета студенческой аудиторией, важнейшими из которых являются содержание получаемой специальности, а также необходимость использования интернет-ресурсов в процессе профессиональной подготовки;
• выявлена тенденция расширенного потребления учебных и исследовательских ресурсов Интернета среди студентов старших курсов, которые активно включены в трудовую деятельность по специальности;
• прояснены механизмы повышения эффективности интернет-взаимодействия студентов и преподавателей, состоящие в активизации коммуникативной функции Сети, соединении учебной деятельности с исследовательскими и профессиональными практиками, в формировании гибких моделей доступа к услугам связи и использовании сетевых технологий в научном руководстве.
Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, его актуальностью и связана с тем, что полученные результаты способствуют расширению научной информации о социальной роли Интернета. Основные выводы и методические рекомендации диссертации могут найти применение при планировании образовательной политики вузов, проектировании педагогических методик, а также при проведении аналогичных исследовательских мероприятий в российских региональных университетах. Научные результаты диссертации могут быть использованы при подготовке учебных материалов в чтении курсов по общей и прикладной социологии, разработке спецкурсов по социологии массовых коммуникаций и информационному менеджменту.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы получили апробацию на научных и научно-методических конференциях "Студент и научно-технический прогресс" (Новосибирск, 2000 г.), "Стратегия бизнеса и социально-экономическое развитие региона" (Ярославль, 2003 г.), "Научно-практическая конференция студентов и аспирантов УдГУ" (Ижевск, 2000, 2001, 2002 гг.), Открытом конкурсе Министерства образования РФ на лучшую научную работу студентов в высших учебных заведениях РФ по специальности "социологические науки" (диплом лауреата, 2003 г.), аналитических семинарах кафедры социологии Удмуртского государственного университета. Ряд теоретических положений работы был использован при разработке курса "Информационный менеджмент", с 2002 г. читаемого автором на отделениях очного профессионального и дополнительного образования факультета социологии и философии Удмуртского государственного университета. Все основные разделы работы отражены в публикациях автора


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Динамика общественных изменений, связанных со все более активным применением интернет-технологий в деятельности различных социальных групп, определяет структуру теоретического социологического исследования феномена глобальной компьютерной сети. Аналитически можно говорить о выделении двух уровней этой структуры. Во-первых, необходимо точное, не- противоречивое и целостное понимание той роли, которую играет Интернет в развитии современного социума. Во-вторых, также очевидно, что различные институты и организации используют виртуальные информационные и коммуникативные ресурсы по-разному, а, следовательно, обобщение исследовательских результатов может привести к их значительному искажению и уменьшению их практической ценности.
Одним из целесообразных вариантов реализации теоретико-прикладного исследования практик использования Интернета в определенной области общественной жизни является разработка методологии исследования социальных функций сети Интернет. Именно выявление функциональности ресурсов "все- мирной паутины" в деятельности социальных институтов и организаций и дальнейшая интерпретация этих результатов в контексте актуальных управленческих организационных задач позволяет обеспечить необходимый баланс "общего" и "частного" в изучении Интернета.
Практической реализацией основных принципов такого методологического подхода является социологическая интерпретация теории информационного общества, в которой Интернет определяется как важнейшая информационная технология постиндустриальной эпохи, существенно изменяющая со- держание основных социальных процессов, структуру управления ими, а также способы их культурного закрепления и кодификации. Это теоретическое предложение может быть дополнено концепций социальных функций Интернета выполненной на основе критериев универсальности и целостности, сформулированных в рамках структурно-функциональной социологической теории. Так, обоснование наличия этих критериев для четырехэлементной схемы функций Сети, представленной информационной, коммуникативной, масс-медийной и коммерческой функциями, создает возможность не только ее применения в анализе различных социальных институтов, организаций и групп, но и эмпирической интерпретации, что, в итоге, позволяет наполнить показатели "проникновения" интернет-технологий в социальную жизнь конкретным содержанием.
Результатом теоретического исследования перспектив интеграции региональных российских университетов в виртуальное образовательное пространство стало определение возможных стратегических приоритетов вузовского менеджмента на каждом из трех названных уровней – содержательном, управленческом, культурном. Управленческая составляющая этого процесса неизбежно предполагает наличие выбора между стратегией полной "виртуализации" учебного процесса и стратегией избирательного использования ресурсов Сети в обучении и исследовании. Целесообразность выбора в пользу второго варианта во многом обусловлена трансформацией социокультурного статуса российского регионального университета, который может рассматриваться как один из главных центров развития интернет-технологий в регионе. Соответственно, представляется принципиальной не только разработка таких форм образовательного процесса, которые обеспечивали бы рост его качества без прямого конкурирования с центральными и зарубежными вузами, но и создание норм и моделей применения новейших информационных образовательных технологий в "региональных" условиях. С этой необходимостью связан социологический анализ содержания учебных и исследовательских интернет-практик. Теоретически значимым является обоснование важности пропорционального развития всех основных компонентов виртуального образовательного пространства – технических служб и сетей, материальной базы, информационных ресурсов, норм и стандартов работы студентов и преподавателей в Сети, а также мотивации основных субъектов образовательного процесса на эффективное использование информационных технологий.
Однако, не менее востребованным оказывается и эмпирическое исследование феномена "интернетизации" российского высшего образования, главной задачей которого является выявление действительного объема университетской интернет-аудитории, основных проблем, с которыми она сталкивается, а также перспектив повышения эффективности взаимодействия в Сети всех основных субъектов образовательного процесса. Современный уровень развития методики социологических интернет-измерений практически не оставляет возможности для комплексного анализа нескольких университетов в рамках единого исследовательского проекта. Более адекватной задачам исследования является стратегия кейс-стади как изучения ситуации отдельного регионального университета, успешная реализация которой позволяет в перспективе рассчитывать на формирование более универсальных измерительных методик. Основой репрезентативности проведенного исследования является сочетание количественных и качественных методов.
Так, проведенный массовый опрос показал, что уровень охвата студенческой аудитории регионального университета достаточно высок, что позволяет говорить о наличии активной группы потребителей услуг "всемирной паутины". Важнейшей проблемой этой группы является предпочтение преимущественно информационных возможностей Сети и очень незначительное внимание к коммуникативным и масс-медийным ресурсам. Это приводит к тому, что нормы образовательной электронной коммуникации и стандарты электронных научных публикаций остаются несформированными. Ограниченными, в значительной степени, оказываются и возможности реализации коммерческой функции Интернета: часть новых пользователей не находит в Сети информации нужного качества или партнеров с необходимым уровнем компетентности. В итоге, возможности интернет-технологий в повышении качества аудиторного учебного процесса, а также научной работы студентов и преподавателей востребованы ровно в той мере, в какой они уже представлены: сами студенты и преподаватели практически не участвуют в их преобразовании. Следовательно, не увеличиваются ни массивы рецензируемых учебных и научных текстов, ни число активных сетевых коммуникаторов.
Анализ проведенных серий глубинных интервью позволил обосновать "экспертно-центричную" модель развития образовательных интернет-практик в качестве основного варианта решения названной проблемы. Модель предполагает ориентацию университетского менеджмента не на максимальное выравнивание возможностей доступа к машинному парку всех субъектов университетского образования, а на расширение количества активных интернет- пользователей среди преподавателей и закрепление за ними функций отбора и представления студентам текстовой информации высокого уровня, дистанционного консультирования и веб-публикации авторских методических и научных материалов. Изучение существующих типов деятельности наиболее активных интернет-пользователей среди студентов и преподавателей позволяет прогнозировать успешность этой модели, если приоритетной станет не тенденция принудительного или добровольного освоения новых практик работы с информацией большинства сотрудников вуза, а материальной и символической поддержки небольших групп активных в использовании новых информационных технологий преподавателей. Значимым результатом этой деятельности может стать ситуация, когда за счет рационально организованных процессов доступа к текстам, коммуникации и веб-публикации увеличится число пользователей образовательных интернет-технологий без существенного увеличения потребности в компьютерах и сеансах связи.
Актуальность "экспертно-центричной" модели использования ресурсов Интернета в региональном университете нельзя рассматривать как универсальный императив. Динамика развития информационных технологий может привести к необходимости пересмотра модели уже через ближайшие 5-10 лет. В этом заключается ценность разработки и организации системы непрерывного мониторинга интернет-активности вузовских студентов и преподавателей. Та- кая активность является одной из конкретных проекций глобального процесса развития технологий самоподготовки в сфере университетского образования. Соответственно, выводы диссертационного исследования имеют, прежде всего, научно-управленческую направленность, в то время, как их теоретическое значение может со временем измениться, в зависимости от направленности развития российского высшего образования.
Таким образом, принципиальным результатом всей работы стало не толь- ко обоснование необходимости поэтапной интеграции интернет-технологий в образовательный процесс регионального университета, но и разработка механизма социологической оценки эффективности деятельности по реализации конкретных функций и возможностей Сети. Это создает возможности для развернутого исследования процесса трансформации мирового и российского образования, в котором интернет-практики будут выступать не как самостоятельный объект анализа, а как один из компонентов новых форм взаимоотношения между студентами и преподавателями вузов.
В числе наиболее общих управленческих рекомендаций развития образовательных интернет-технологий в региональном университете можно выделить разработку образовательных методик, предполагающих более активное включение студентов и преподавателей в процессы учебной и исследовательской электронной коммуникации. В ряде случаев оправданным выглядит и использование дополнительных материально-технических возможностей, таких как открытие дополнительных платных интернет-классов и активизация образовательной работы в Сети студентов, совмещающих работу и учебу. Наконец, отдельное приоритетное направление развития практик использования Интернета в региональном университете состоит в стандартизации технологий работы с электронными текстами – от легализации интернет-ссылок в научных публикациях до разработки качественных каталогов образовательных интернет- ресурсов. Активная административная работа в названных направлениях, по данным проведенного исследования, позволит уже в ближайшее время обеспечить снятие актуальности в проблемах технической доступности Интернета и повышение внимания субъектов образовательного процесса к содержательным аспектам развития региональных учебных и исследовательских интернет- технологий.



1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.– 336 с.
2. Аверьянов Л. Я., Рунов А. В. Современные проблемы интернет-обучения //
Информатика и образование. - 2003. - №5. – С. 70-78.
3. Алексеев А. П. Массовая коммуникация как объект социологического исследования // Массовая коммуникация в социалистическом обществе / под ред. А. В. Дмитриева и др. - Л.: Наука, 1979. – С. 43-57.
4. Арефьев П. Г. Интеграция российского академического сообщества в гло- бальные коммуникации // Социологический журнал. – 2001. – №2. - С. 25- 39.
5. Астляйтнер Г. Дистанционное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. - М.: «Можайск-Терра», 2000. – С. 333-366.
6. Афанасьев Ю. Н. Гуманитарный университет третьего тысячелетия. М.: Изд-во Росс. гос. гуманит. ун-та, 2000. – 460 с.
7. Батыгин Г. С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.
«Социология». – 2001. - №1. - С. 6-16.
8. Баразгова Е. С. Американская социология: традиция и современность. Екатеринбург: Деловая книга , 1997. – 174 с.
9. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. – 320
с.
10. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество / Пер. с англ. - М.: Academia, 1999. – 783 с.
11. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича - М.: Прогресс, 1986. – С. 330-342.

12. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России// Молодежь Рос- сии на рубеже 90-х гг. Кн. 2 / Под ред. М. М. Малышева. - М.: ИС РАН, 1992. – С. 152-165.
13. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991. – 128 с.
14. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец Социального /
Пер с фр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. – 96 с.
15. Бокарев Т. В. Энциклопедия интернет-рекламы. М.: Промо-РУ, 2000. – 416
с.
16. Васильев В. Н. Региональные аспекты информатизации непрерывного образования // Информатика и образование. – 1996. - №2. – С. 7-8.
17. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 805
с.
18. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.
19. Вершинская О. Н., Ершова Т. В. Готовность России к информационному обществу. М.: Российский портал развития, 2001. – 113 с.
20. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. – М.: ИТДК "Гнозис", 2002. – 192 с.
21. Вишневский Ю. Р. Социология молодежи: междисциплинарные связи //
Учен. зап. НТГПИ, сер. "Общественные науки". – 2001. – вып. 1. – С. 68-75.
22. В поисках золотого Рунета // Коммерсантъ-Власть. – 2000 - 5 декабря.
23. Гагин А. Все СМИ – электронные (грозит ли передел полю сетевых изданий?) // Известия. - 2002. - 20 марта.
24. Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЕН, 1999. – 815 с.
25. Гмурман В. Г. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998. – 257 с.
26. Годин В. В. Управление информационными ресурсами. М.: ГУ ВШЭ, 2000.– 324 с.
27. Громыко Н. В. Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования // Вопросы философии. – 2000. – №2. – С. 175-180.
28. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе/ Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986.– С. 343-356.
29. Делез Ж. Логика смысла / Пер. с фр. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 480 с.
30. Делицын Л. Догнать Бразилию // Независимая газета. - 2002. - 11 ноября.
31. Делицын Л. Пожар, теракт, "Норд-ост" // Независимая газета – 2000. - 15
ноября.
32. Долженко О. В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования: Автореф… д-ра филос. наук. М., 1995. – 54 с.
33. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. – С. 67-71.
34. Дронишинец Н. П. Государственная политика Японии в сфере образования: Автореф… д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1997. – 43 с.
35. Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ.??? - М.: Педагогика- Пресс, 2000. – 382 с.
36. Ефимов Ю. Е. Новые информационные технологии в управлении и образовании. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2001. – 159 с.
37. Жожиков А. В. Проблемы и пути формирования региональной информационной культурно-образовательной среды в глобальной сети Интернет // Университетский менеджмент: теория и практика. – 2001. - №4. – С. 46-50.
38. Журавлев В. А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. – 2000. - №2. - С. 25-32.
39. Зборовский Г. Е. Образование: от ХХ к ХХI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 301 с.
40. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема // СОЦИС. – 1997. - №10. – С. 78-87.
41. Землянова Л. М. Информационное общество, информационализм и виртуальная культура // Вестн. Моск. гос. ун-та., сер. "журналистика". – 1999. - №2. – С. 58-69.
42. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 96 с.
43. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. – С. 245-261.
44. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: Academia, 1999. – 639 с.
45. Иудин А. А. Типология университетов России // Социология высшей школы. Горький. - 1989. – С. 23-33.
46. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /
Пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
47. Киселев Г. Цифры нашего времени // Мир Интернет – 2002. - №9. – С. 14- 16.
48. Колесников Л. Ф. и др. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. - М.: Педагогика, 1994. – 127 с.
49. Кораблева Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // СОЦИС. – 2000. – №6. – С. 48-51.
50. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 344 с.
51. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №1. – С. 3-27.
52. Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 314-332.
53. Купер И. Р. Гипертекст как форма коммуникации // Социологический журнал. – 2000. - № 1/2. - С. 37-59.
54. Ладыжец Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск: Филиал изд-ва Нижегородского ун-та при УдГУ, 1992. – 236 с.
55. Лобанова Е. И. Социокультурные проблемы использования информационных технологий в высшем образовании: Автореф… канд. филос. наук. М., 2000. – 26 с.
56. Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Социум, 2000. – 224 с.
57. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. – 1995. -
№ 3. - С. 114-128
58. Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология: методы исследования / Пер. с англ. -
М.: Весь мир, 1997. – 544 с.
59. Мангейм К. Очерки социологии знания / Пер с нем. - М.: ИНИОН, 1998. – 249 с.
60. Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическая волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича - М.: Прогресс, 1986. – С. 375-386.
61. Массель Л. В. Информационные технологии в науке и образовании. Иркутск: Ин-т систем энергетики СО РАН, 2002. – 165 с.
62. Масуда Е. Компьютопия//Философская и социологическая мысль. – 1993. -
№6. – С. 36-41.
63. Матронина Л. Ф. Интернет-технологии в образовании: новые возможности
// Вестник Российского философского общества. – 2003. - №1. – С. 65 – 67.
64. Мельников Е. Г. Интернет: некоторые аспекты социологического исследования // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та, сер. "философия, политология, социология, психология, право". – 1998. - №3. – С. 53-58.
65. Меренков А. В. Личность: формирование потребности в нравственном раз- витии. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1985. – 144 с.
66. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. – 1995. - №4. – С. 27-36.
67. Мирская Е. З. Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. – С. 211-233.
68. Мирская Е.З., Шапошник С.Б. Компьютерные коммуникации в российской науке // Вестник Российской академии наук. – 1998. - №3. - С. 18-25.
69. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории //
Свободная мысль. - 1996. - № 1.- С. 76-82
70. Нечаев В. Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. – 200 с.
71. Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности. Омск: Изд-во ОГПУ. – 183 с.
72. Орлов Г. П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. – 176 с.
73. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Пер. с исп. – М.: Весь мир, 2000. – 701 с.
74. Ослон А. А Интернет в России/ Россия в Интернете -

75. Основы прикладной социологии // Под. ред. Э. Ф. Шереги, М. К. Горшкова. - М.: Просвещение, 1995. – 325 с.
76. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982. – 218 с.
77. Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. - М.: Академический проект, 2002. – 879 с.
78. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Изд-во Института "Открытое общество", 1997. - 270 с.
79. Перфильев Ю. Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура. М.: Гардарики, 2003. – 272 с.
80. Пичугина Т. А. Опыт социологического исследования проблемы толерантности как основы социальной безопасности преподавателей и студентов государственных вузов УР // Толерантность / Под ред. Н. С. Ладыжец. – Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 2002. – С. 10-57.
81. Родионов А. А. Социальность виртуальности. М.: Спутник, 2001. – 241 с.
82. Рубина Л. Я., Шеремет И. И. Жизненные пути одного поколения. М.: ЦК ВЛКСМ, 1990. – 42 с.
83. Рубина Л. Я. Советское студенчество. М.: Мысль, 1981. – 207 с.
84. Рубина Л. Я. Социалистический образ жизни и проблемы образования. Свердловск: Изд-во Свердловского пед-го ин-та, 1985. – 135 с.
85. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, cистема образования, молодежь. - М. : Политиздат, 1988. - 224 с.
86. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социо- логию. М.: Добросвет, 1998. – 292 с.
87. Сергеев А. Интернет-ресурсы открытого общества // Мир Интернет. –2002.
- №10. – С. 14-23.
88. Смолян Г. Л., Шошников К. Б. Феномен персональных ЭВМ: философско- методологический аспект // Вопросы философии. – 1986. - №6. – С. 42-55.
89. Современная западная философия. Словарь. / Под ред. В. П. Филатова. - М.: Политиздат, 1991. – 414 с.
90. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича - М.: Прогресс, 1986. – С. 395-413.
91. Стриженко А. А.. Глобализация мировой экономики: информационный аспект. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2001.- 415 с.
92. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. – С. 372-401.
93. Субетто А. И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. СПб.: Изд- во Петровской академии наук и искусств, 1999. – 87 с.
94. Тарасенко В. В. Анализ сетевого мышления // Философия науки. – 2002. –
вып. 8. – С. 54-72.
95. Тоффлер Э. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. – С. 449 – 462.
96. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 261 с.
97. Третьяков В. Е. О региональной роли университетов// Университетский менеджмент: теория и практика. – 2000. - №2. – С. 5-7.
98. Трудовая ориентация молодежи: Статистический сборник/ Госкомстат России. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1994. – 428 с.
99. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Новая технократическая волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича - М.: Прогресс, 1986. – С. 413-423.
100. Турченко В. Н. Интегративная роль социологии в исследованиях проблем образования // Взаимодействие наук как фактор их развития / Под ред. А. Н. Кочергина. - Новосибирск: Наука, 1986. – С. 162-178.
101. Удмуртский государственный университет // Под ред. Л. Ф. Тюкиной. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2000. – 160 с.
102. Федякин И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М.: Наука, 1988 – 212 с.
103. Филиппова Т. В. Интерактивная коммуникация в эмпирической социологии: Автореф… канд. соц. наук. М., 2000. – 23 с.
104. Филиппова Т. В. Социология в Интернете // СОЦИС. – 2000. - №5. – С. 131- 137.
105. Цветаева Н. Н. Массовая коммуникация в системе общественных отношений // Массовая коммуникация в социалистическом обществе / под ред. А. В. Дмитриева и др. - Л.: Наука, 1979. – С. 54-64.
106. Чураков А. Н. «Информационное общество» и эмпирическая социология //
Социологические исследования. - 1998.- № 1.- С. 35-44.
107. Шадрин А. Е. Информационные технологии и совершенствование социальных институтов // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. – С. 91-118.
108. Шапко В. Т. Феномен актуальной культуры // СОЦИС. – 1997. - №10. – С. 93-104.
109. Шафранов-Куцев Г. Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования // Университетский менеджмент: теория и практика. – 2000. - №2. – С. 12-20.
110. Шван Г. Информационный банк или формирование граждан? Будущее университета//Университетский менеджмент: теория и практика. – 2002. - №2. -

111. Щеглова С. Н. Использование Интернет-технологий в преподавании социологических дисциплин // СОЦИС. – 2002. - №4. – С. 130-134.
112. Щедровицкий Г. П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности // Управление изменениями. Социальное проектирование / Под. ред. С. Э. Зуева. М.: Изд-во МВШСЭН, 2003. – С. 129- 168.
113. Щедровицкий Г. П. К анализу топики организационно-деятельностных игр.
– Пущино: НЦБИ АН СССР, 1986. – 42 с.
114. Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. - 2002. - №2. - С. 31-35.
115. Шуклина Е. А. Самообразование как отрасль социологического знания //
СОЦИС. - 1999. - №4. – С. 87–94.
116. Шюц А. Структура повседневного исследования // Социологические исследования. - 1988. - №2. – С. 131-138.
117. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. – 1998.
- №32. – С. 5-14.
118. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.
– 596 с.
119. Ямпольский В. З. Развитие региональной информационной среды и интересы высшей школы // Проблемы информатизации высшей школы. - 1995. -№4. – С. 3-5.
120. Ясперс К. К вопросу об обновлении высшей школы// Историко- философский ежегодник. М., 1995. – С. 307-327.
121. Aronowitz S. The Knowledge Factory. Boston: Beacon Press. – 205 p.
122. Brown G. L. Bridging the digital divide through the integration of computer and information technology in science education: An action research study. EdD the- sis. Fielding Graduate Institute, 2002. - 220 p.
123. Burbules N. C., Callister T. A. Jr. Watch It: The Risks and Promises of Informa- tion Technologies for Education. Boulder: Westview Press, 2000. – 194 p.
124. Dator J. The Futures for Higher Education. From Bricks to Bytes to Fare Thee Well! // The University in Transformation: Global Perspectives on the Futures of the University / Ed. by J. Gidley, S. Inayatullah. – Westport: Bergin&Garvey, 2000. – Р. 69-79.
125. Garner R., Gillinham M. Internet communication in six classrooms: conversa- tions across time, space and culture. Mahwah: Lawrence Erlbaum Ass., 1996. – 152 p.
126. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990. – 186 p.
127. Giles M. W. From Gutenberg to Gigabytes: Scholarly communication in the age of cyberspace // The Journal of Politics. - 1996. - Vol. 58. - No. 3. - Р. 613-626.
128. Harvey D. The Condition of Postmodernity. Oxford: Blackwell Publishing, 1990.
– 387 p.
129. Howard Ph., Rainie L., Jones S. Days and Nights on the Internet // The Internet in Everyday Life / Ed. by B. Wellman. Oxford: Blackwell Publishing, 2002. – Р. 45-77.
130. Illich I. Deschooling Society. Harmondsworth: Penguin Books, 1971. - 118 p.
131. Karpenko A. V. The Influence of Internet on the System of Higher Professional Education in Norh-west Russia // Changing Times and the Consequences for the Social Structures in the North / Ed. by G. Karlsen, I. Mescherova. – Helsing- force: Finnmark College/Murmansk State Pedagogical Institute, 1999. - Р. 55-65.
132. Leydesdorff L., Etzkowitz H. The Transformation Of University-industry- government Relations // Electronic Journal of Sociology. – 1995. – Vol. 5. - No.
4. -
133. Lewis M. W., McArthur D. J. Untangling the Web: Applications of the Internet and Other Information Technologies to Higher Learning. Santa Monica: Rand, 1998. - 114 p.
134. Margolis M. Brave New Universities // First Monday. – 1998. – Vol. 3. –No. 5. -

135. Matthews G. Е. The use of the Internet among faculty at Utah State University: A demographic analysis. MS thesis. Utah State University, 2003. - 118 p.
136. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typografic Man. Toronto: University of Toronto Press. – 298 p.
137. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Glencoe: Free Press, 1957. – 645 p.
138. Murphy R. Sociological theories of Education. Toronto: McGraw Hill Ryerson, 1979. – 231 p.
139. Radford A. The Future of Multimedia in Education // First Monday. – 1997. – Vol. 2 – No. 11. -
140. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. N.Y.: MIT Press, 200. – 360 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ