Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕРИВАЦИОННО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЁЗД ГЛАГОЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ» (на материале словообразовательных гнёзд глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять)

Работа №103310

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы22
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Краткое содержание работы
Публикации

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено многоаспектному анализу словообразовательных гнёзд (СГ), исходные слова которых принадлежат к одной лексико-семантической группе (ЛСГ), которая в Толковом идеографическом словаре русских глаголов (под ред. Л.Г. Бабенко, 1999) выделена под названием «бытия-существования в определённом времени и пространстве».
Актуализация исследований ЛСГ различных грамматических классов слов (Уфимцева, 1968; Базилевич, Кривченко, 1977; Кузнецова, 1979; Вепрева, Гогулина, Жданова, 1984; Боровикова, 1985; Михайлова, 1985; Нетяго, 1986; Сивкова, 1986; Васенькин, 1987; Плотникова, Скорнякова, 1989; Попова, 1995 и др.) обусловлена семантикоцентризмом современной деривационной лингвистики. Наименее разработанным является анализ ЛСГ глаголов в словообразовательном аспекте, хотя именно он позволяет выявить общие и специфические сферы действия-состояния, отражающиеся в русской языковой картине мира различными способами: непроизводными лексемами, дериватами или средствами вторичной номинации (Попова, 1995).
Особый интерес вызывают исследования тех ЛСГ, которые наиболее важны для формирования национальной языковой картины мира; к таким группам, несомненно, относится анализируемая ЛСГ глаголов, поскольку «языки отличаются друг от друга “устройством” пространственных слов, то есть выбором дифференциального пространственного признака объекта в качестве основы наименования, а также связанных с ним ассоциаций» (Шаклеин, 1997). В связи с этим очевидна важность изучения СГ, исходные слова которых принадлежат к ЛСГ «бытия-существования в определённом времени и пространстве».
Особое место в этой ЛСГ - наряду с базовыми глаголами находиться, располагаться - занимают глаголы висеть, лежать, сидеть, стоять: если первые обозначают абстрактное положение во времени и пространстве, то вторые - конкретизированное. Их можно объединить в лексико-семантическую подгруппу (ЛСПГ) «положение в пространстве», являющуюся семантическим центром всей ЛСГ, благодаря свойственному им базовому, прототипическому уровню категоризации и включённости значения каждого из них в семантику почти всех глаголов данной ЛСГ.
Базовый уровень представляет средний уровень категоризации (абстракции), не требующий специальных, теоретических знаний об объектах, которым, по мнению психологов, и оперирует обыденное сознание. Явления этого уровня требуют наименьших когнитивных затрат при их восприятии, а для их обозначения употребляют слова, образующие основу словарного запаса языка и использующиеся в нейтральных контекстах (Болдырев, 2000). Исходя из этого, глаголы висеть, лежать, сидеть, стоять при категоризации «бытия-существования в определённом времени и 3
пространстве» можно отнести именно к среднему (базовому) уровню, глаголы находиться, располагаться - к вышестоящему, а все остальные глаголы данной ЛСГ - к нижестоящему уровню.
Несмотря на особую роль данных глаголов в системе языка и русском языковом сознании, они до сих пор не подвергались комплексному анализу, в частности, не рассматривались в деривационно-семантическом аспекте. Это отражается, прежде всего, в отечественной лексикографической практике: в разных словарях нет единого представления названных глаголов и их дериватов; дефиниции многих производных не отражают в полной мере особенностей их значения, так как строятся без учёта семантики производящего слова, даже в тех случаях, когда эта связь легко эксплицируется. Таким образом, весьма значимыми оказываются как лексико-деривационные, так и лексикографические аспекты рассматриваемой проблемы. Описание деривационно-семантической структуры конкретных СГ или группы гнёзд будет способствовать дальнейшей разработке функциональной грамматики, служить источником исследований, направленных на раскрытие сложных взаимоотношений между словообразовательными элементами и текстом, активизировать компаративные исследования в области словообразования.
Актуальность исследования определяется необходимостью более глубокого изучения закономерностей деривационно-семантических процессов внутри СГ с исходными словами, принадлежащими к одной ЛСГ.
Объектом нашего исследования являются СГ с исходными глаголами висеть, лежать, сидеть, стоять, принадлежащими к лексико-семантической подгруппе «положение в пространстве».
Предмет исследования составляет деривационно-семантическая структура данных словообразовательных гнёзд.
Цель исследования: выявление закономерностей организации деривационно-семантической структуры СГ с исходными глаголами висеть, лежать, сидеть, стоять.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить синхронные границы данных СГ с учётом новообразований последних лет;
- охарактеризовать лексическую семантику непроизводных глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять, являющуюся мотивационной базой для образуемых ими СГ;
- охарактеризовать деривационную семантику всех производных в этих СГ;
- выявить деривационно-семантические подгнёзда исследуемых СГ;
- дать комплексную деривационно-семантическую характеристику анализируемых СГ в целом и каждого из подгнёзд;
- составить фрагмент Толкового словообразовательного словаря, включающего данные СГ и их семантико-деривационную характеристику.
Методы и приёмы исследования: для отбора части материала исследования (неологизмов современного русского языка, входящих в анализируемые СГ) использовался метод сплошной выборки из словарей, изданных позднее 1985 года; для анализа семантики производящего и производного слов широко применялись компонентный, мотивационный, словообразовательный и морфемный анализы слова; для решения отдельных задач - элементы квантитативного анализа и структурно-семантический анализ лексикографических дефиниций.
Материал исследования: основными источниками материала явились современные словари русского языка: Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. - М.: Рус. язык, 1985; Словарь русского языка: В 4 т. - М.: Рус. язык, 1981-1984 (МАС); Словарь русского языка: В 4 т. - М., 1957-1961 (САН); Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. - М., Л., 1950-1965; Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000 и др.
Анализу подверглись 749 лексем и свойственные им 1074 семемы, входящие в СГ глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Деривационно-семантическая структура СГ представляет собой сложный конструкт, состоящий из взаимосвязанных разнотипных элементов: 1) системы значений слова-вершины, являющейся мотивационной базой СГ, источником развития его деривационно-семантической структуры; 2) деривационно-семантического пространства производных слов, входящих в СГ; 3) системы деривационно-семантических подгнёзд, образуемых конкретными лексико-семантическими вариантами исходного слова СГ и соотносимых с ними производных слов.
2. Словообразовательная семантика дериватов, входящих в исследуемые СГ, гетерогенна. Она формируется словообразовательными значениями 36 словообразовательных категорий, состоящих из 201 словообразовательного типа, свойственных основным частям речи современного русского языка: именам существительным, прилагательным, глаголам и наречиям. Словообразовательные категории, общие для всех анализируемых СГ, составляют ядро деривационно-семантического пространства глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять.
3. Количество деривационно-семантических подгнёзд в СГ не совпадает с набором лексико-семантических вариантов (семем) исходных глаголов, так как: 1) некоторые семемы обладают нулевой словообразовательной активностью, не формируя собственного подгнезда; 2) разные лексико-семантические варианты исходных глаголов образуют близкие или тождественные деривационно-семантические подгнёзда; 3) оттенки некоторых значений исходных глаголов формируют самостоятельные деривационно-семантические подгнёзда.
4. Объём и деривационно-семантическая структура словообразовательных подгнёзд в СГ с исходными глаголами висеть, лежать, сидеть, стоять обусловлены рядом факторов, среди которых наиболее значимы следующие: 1) принадлежность исходных глаголов СГ к одной лексико-семантической подгруппе; 2) объём лексико-семантического и денотативного пространств исходных глаголов СГ; 3) степень удалённости вторичных значений от главного значения исходного глагола СГ; 4) частотность употребления исходных глаголов СГ.
Научная новизна исследования состоит в том, что: 1) впервые предпринята попытка комплексного анализа СГ с вершинами висеть, лежать, сидеть, стоять для выявления деривационно-семантической структуры СГ, исходные слова которых принадлежат к одной ЛСГ; 2) прослежены закономерности взаимоотношений между структурно-семантическими сегментами этих СГ; 3) дана классификация вторичных значений исходных глаголов СГ на основе степени их удалённости (по составу сем) от главного, основного значения; 4) представлен новый подход к анализу проблемы зависимости структуры семантико-словообразовательных подгнёзд от типа значения глагола-вершины СГ; 5) введён в научный оборот не исследовавшийся ранее лексический материал.
Теоретическая значимость работы состоит: 1) в структурации понятия деривационно-семантической структуры СГ; 2) в выявлении специфики отношений между деривационно-семантическими сегментами СГ, исходные слова которых принадлежат к одной ЛСГ; 3) в исследовании направлений семантической связи между мотивирующим и мотивированным словом в СГ, исходные глаголы которых принадлежат к одной ЛСГ, что представляет интерес для более глубокого понимания механизмов функционирования семантических категорий и будет способствовать более полному описанию словообразовательной системы русского языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что: 1) разработанная методика комплексного анализа СГ с исходными глаголами висеть, лежать, сидеть, стоять может быть экстраполирована на исследование СГ, исходные слова которых принадлежат к другим лексико-семантическим группировкам; 2) результаты и методика исследования могут быть полезны в учебном процессе: в спецкурсах, спецсеминарах, на занятиях по курсу лексикологии и словообразования современного русского языка как в русскоязычной, так и в иностранной аудитории; 3) материалы исследования могут быть использованы в лексикографической практике, в частности, для составления Толкового словообразовательного словаря, фрагмент которого представлен в Приложении III.
Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на региональных, межвузовских, всероссийских и международных научных конференциях в г. Екатеринбурге (1998, 1999, 2000, 2001, 2002), Челябинске (2000), Ельце (2001, 2003). Результаты исследования отражены в 11 публикациях, в том числе 7 статьях и 4 тезисах докладов.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии, включающей 256 наименований и трёх Приложений: 1) Лексико-семантические варианты глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять; 2) Схемы деривационно-семантических подгнёзд СГ глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять; 3) Фрагмент Толкового словообразовательного словаря, включающий СГ глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять. В работе содержится 23 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Денотативное пространство глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять //Денотативное пространство русского глагола: Материалы IX Кузнецовских чтений. 5-7 февраля 1998 г., Екатеринбург /Под ред. проф. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. С. 130-133.
2. Лексико-семантическая характеристика существительных, мотивированных глаголами ЛСГ «положение в пространстве» //Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения - 99: Материалы ежегодной региональной научной конференции, Екатеринбург, 2-3 февраля 1999 г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. С.74-75.
3. Лексико-семантическая характеристика глаголов ЛСГ «положение в пространстве» в произведениях А. С. Пушкина //Слово в языке, речи, тексте. Материалы конференции 28-29 сентября 1999 г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. С. 58-61.
4. Характер словообразовательных значений префиксальных глаголов, мотивированных глаголом сидеть //Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения - 2000: Материалы ежегодной региональной научной конференции, Екатеринбург, 1-2 февраля 2000 г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. С.55-56.
5. Соотношение ЛСВ глагола сидеть с ЛСВ его префиксальных дериватов (на материале МАС) //IV Житниковские чтения: Актуальные проблемы лексикографирования научных исследований: Материалы межвуз. науч. конф., Челябинск, 20-21 апр. 2000 г.: В 2 ч. /Под. общ. ред. Е.Н. Квашниной; Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2000. Ч.1. С.152-156.
6. Адъективная зона словообразовательной парадигмы непроизводных глаголов со значением «положение в пространстве» //Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения - 2001: Материалы ежегодной региональной научной конференции, Екатеринбург, 1-2 февраля 2001 г. /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. С.67-68.
7. Словообразовательная синонимия глагольных дериватов //Семантико-синтаксическое пространство русского глагола: Материалы XI Кузнецовских чтений. 7 февраля 2001 г. Екатеринбург. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С.43-46.
8. Синонимические отношения слов внутри словообразовательного гнезда //Актуальные проблемы русского словообразования: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 70-летию профессора А.Н. Тихонова. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. С. 76-79 (в соавторстве с Г.Н. Плотниковой).
9. Структура адвербиальной семантической категории в словообразовательных гнёздах одной ЛСГ //Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения-2002: Материалы ежегодной региональной научной конференции, Екатеринбург, 1-2 февраля 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - № 15. С. 88-89.
10. К вопросу о структуре дескриптивных толкований в филологических словарях //Актуальные проблемы современной русской лексикографии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора А.Н. Тихонова (12-13 мая 2003 г.). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. С. 47-52 (в соавторстве с Г.Н. Плотниковой).
11. К вопросу о границах словообразовательного гнезда //Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества /Урал. гос. пед. ун-т; Отв. ред. В.И. Томашпольский /А.П. Чудинов. Екатеринбург, 2003. Т. 10. С.163¬171.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ