Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философская автобиография как форма духовного творчества, жанр дискурса и нарратив эпохи

Работа №103299

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы11
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Публикации

Актуальность исследования.
Современная цивилизация находится на сложном этапе развития, который характеризуется постоянными социокультурными изменениями, обусловленными формированием нового мировоззрения, ценностных ориентаций, что в свою очередь приводит к появлению новых форм духовного творчества. Становится востребованным желание человека прогнозировать будущее не только с научно - технических позиций, но и со стороны ценностных нормативов, вырабатывая определённую модель поведения индивида в обществе. В связи с этим особую значимость приобретает опыт личностного осмысления окружающей действительности тех людей, которых мы с уверенностью можем назвать ориентирами исторических эпох.
С момента возникновения письменности было создано огромное количество текстов о реальной жизни людей. Процесс раскрытия внутреннего мира человека, его чувств, стремлений, желаний обладает особой притягательной силой для читателя, потому что помогает приобщиться к человеческим ценностям, постигнуть гармонию межличностных отношений, выявить свои скрытые способности.
Судьбы таких текстов, как и судьбы самих авторов, различны и необычны. Имена авторов остались в памяти потомков, а их произведения, обретшие определенные свойства, стали всеобщим культурным достоянием, определенными жанрами словесности, классическими образцами для возникновения новых форм творчества.
Смена эпох требует изменения ориентиров, диктуя свои правила. В условиях кризисных ситуаций одним из способов понимания и осмысления действительности стала философская автобиография, как уникальный способ организации человеческой мысли.
Исследование феномена философской автобиографии дает нам возможность увидеть степень ответственности человека перед самим собой и социумом, его желание быть необходимым и полезным обществу, а также понять и осмыслить становление процесса самосознания индивида по отношению ко всеобщему.
Степень научной разработки проблемы.
Обращаясь к проблеме возникновения феномена философской автобиографии, необходимо отметить, что в процессе определения момента его появления решающее значение отводится анализу вопроса о возможности и праве индивида на самоопределение и самостоятельность жизненного выбора. Как только в обществе становится востребованной индивидуальность, возникают первые биографические произведения. Повествование о жизненном пути, трудностях и их преодолении, о душевных переживаниях написаны не теми, о ком идет речь, а другими людьми. Опираясь на положение, что предшественницей автобиографии были произведения биографического характера, первую группу работ, изученных автором, составили исследования феномена биографии. Это работы С.С. Аверинцева, М. М.Бахтина, Д.А. Жукова, А.М. Левидова, Ю.М. Лотмана, Ш.О. Сент-Бёва, О.М.Фрейденберг и др.
Парадоксальность возникновения феномена философской автобиографии потребовала обращения, как к биографическому, так и автобиографическому материалу, представленному в произведениях Аристофана, А.Боннара, Ксенофонта, Д. Лаэртского, А.Ф.Лосева, В.С. Нерсесянца, Платона, Вл. Соловьёва и др.
Следующую группу источников составили труды Т.В. Васильевой, Б.В. Емельянова, В.П. Комаровой, Г.Г. Майорова, А.-И. Марру, Ф.Ницше, В.Л. Рабиновича, В.И. Уколовой, Л. Шестова и др., посвященные жизни и деятельности тех персоналий, чьи автобиографии мы относим к философским.
Исследования проблем индивидуального бытия человека, тайны его существования, образа мышления той или иной культурно-исторической модели человека показывают динамику развития отношений уникального и универсального. На это указывают работы Ж.Батая, Г.С. Батищева, Л.М. Баткина, Ф.Х. Кессиди, И.В. Кондакова, К.Н.Любутина, Л.А. Мясниковой, А.П. Назаретяна, В.В.Налимова, А.Е.Чучина-Русова.
Поиск тождественных оснований различных форм феномена философской автобиографии потребовал обращения к работам по проблемам идентичности, самосознания и самопознания следующих авторов - А.С. Ахиезера, В.В. Байлука, Б.П.Вышеславцева, М.А.Гарнцева, Э. Эриксона и др. В произведениях В.А. Подороги, В.П.Руднева, использующих автобиографический материал, намечены ориентиры исследования личности автора и его жизненного опыта.
Анализ многообразия культурных традиций и социальных отношений, а также феномена духовности и ценностных ориентиров, накладывающих свой отпечаток на динамику и становление философской автобиографии, отразились в исследованиях А.К.Абишевой, Г.В.Ф. Гегеля, В.И. Плотникова, Г.Г.Майорова, Ф. Ницше, В. Г.Федотовой, М.М.Шибаевой и др. Характеризуя особенности духовных периодов отдельных эпох, мы опирались на идеи Ф. Броделя, А.Я. Гуревича, И.С. Кона, А.А.Лосева, Г.Г.Майорова, О.В.Охотникова, В.Л. Рабиновича.
Определение философской автобиографии способом существования философии и, признание её самостоятельным жанром, привело диссертанта к исследованию пограничной области между художественным творчеством и философией. Сочетание литературной стилистики и философской тематики в процессе создания новой формы философской автобиографии указало на необходимость обращения к исследованиям жанров словесности, жанрообразовательном процессе, стилях. Это работы Л. М. Андрюхиной, М. М. Бахтина, Л. М. Баткина, Ю. Борева, Л. Ф. Киселёвой, Г. В. Колшанского, А. Л. Кребера, Ю. М. Лотмана, В. И. Максимова, О. В. Максимовой, В. В. Одинцова, П. В. Палиевского, Я. Парандовского, Г. Н. Поспелова, В. М. Розина, Г. В. Степанова, В. Н. Турбина, В. Федорова и др. Ряд публикаций посвящен нарративу, как определяющему методу в процессе создания текста, и различным приёмам, в том числе психологическим, раскрывающим замысел автора. Эго сочинения Н. Д. Арутюновой, Э. Ауэрбаха, Л. Г. Бергер, Р. В. Гуревич, В. И. Максимова, X. Ортеги-и-Гассета, Н.С. Петренко, П. Рикера, Е. Г. Трубиной и др.
Большое значение для диссертации имели труды тех, кто занимался проблемами феномена автобиографии, а также исследовал такие жанры, как исповедь, мемуары, воспоминания и др. в контексте автобиографического дискурса, выявляя общие моменты, присущие автобиографическому жанру в целом. Огромный вклад в разработку данной проблематики привнесли отечественные разработки Н. Д. Александрова, Н. Анастасьевой, Э. А. Бальбурова, И. С. Кона, А. М. Левидова, Ю. М. Лотмана, Ю. Манна, С. О. Машинского, А. Михайлова, В. Д. Оскоцкого, М. Пьяных, В. Л. Рабиновича, С. В. Рудзиевской, М. С. Уварова, О. М. Фрейденберг, В. Г. Щукина и др. В исследовании В.А.Бачинина указывается на существование философской автобиографии как текстуального воплощения философского автопортрета - одного из типов портрета. Зарубежные авторы, такие как, Э Ауэрбах, М. Джолли, фон Крузенштьерн, Ф.Лежен, Г. Миш, Г. Ниггль, Дж. Олней, Х.Терш и др. раскрывают специфические и теоретические моменты феномена автобиографии.
Указанные группы источников содержат необходимую и ценную для нашего исследования информацию, позволяющую воссоздать целостную картину возникновения и становления жанровой формы философской автобиографии.
Цель и основные задачи исследования.
Цель исследования - обосновать историческую значимость и жанровое своеобразие феномена философской автобиографии в целостном единстве его творческих, дискурсивных и нарративных характеристик.
Достижение этой цели предполагает постановку в диссертации следующих задач:
-выявить своеобразие условий, в которых с исторической необходимостью рождается феномен философской автобиографии;
-раскрыть значимость и роль переломных периодов истории человечества в становлении обновляющихся образцов феномена философской автобиографии;
-показать исторически детерминированную взаимосвязь между образцами философской автобиографии, отражающими многообразие форм духовного творчества;
-выявить общеисторическую доминанту разных форм феномена философской автобиографии и обосновать мировоззренческий смысл их идентичности как «вариантов» отображения определённой исторической эпохи;
-обосновать философскую автобиографию как один из способов существования философии и показать специфику данного феномена как жанра дискурса;
-исследовать наиболее важные нарративные особенности жанра философской автобиографии, определяющие их уникальную принадлежность и их универсальный смысл.
Объект и предмет исследования.
Объектом диссертационного исследования являются основные философские автобиографии классического периода Античности, Средних веков, Нового времени.
Предмет исследования - выяснение исторической значимости феномена философской автобиографии, выявление тождественных и особенных характеристик, позволяющих философским способом связать прошлое и настоящее в личностном осмыслении философа.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Так как в диссертационном исследовании предпринимается попытка обозначить появление феномена философской автобиографии и дальнейшее его развитие в свете рационального поиска единства отношений уникального и универсального, то мы сознательно рассматриваем только классический период развития философской мысли. Основными ключевыми фигурами мы выбрали тех авторов, чьи автобиографии, по нашему представлению, отражают определенные события эпохи и духовное состояние общества наиболее отчетливо и ярко.
Методологическим основанием исследования является онтогенетический и гносеологический анализ, благодаря которому появилась возможность определить момент рождения феномена философской автобиографии и проследить его дальнейшее развитие.
Исходя из особенностей исследуемого материала, используемый в работе сравнительно-исторический подход применяется в двух вариантах: как сравнительно-исторический и аналитический методы. Эго позволяет выделить образцы философской автобиографии, конституируемые эпохой и проанализировать границы вариативности жанра, выявить его историческую, социокультурную и нарративную обусловленность.
Научная новизна исследования.
В диссертационном исследовании представлена попытка обосновать историческую, социокультурную и нарративную значимость жанра философской автобиографии. В связи с этим были осуществлены онтогенетический и сравнительно - исторический анализы основных форм феномена философской автобиографии, позволившие определить момент появления данного феномена и его дальнейшее развитие в различных формах. В диссертации раскрывается и показывается влияние переломных периодов истории, уровня развития культуры на порождение богатства форм духовного творчества, в том числе и на формирование и становление философской автобиографии. Впервые даётся определение философской автобиографии как способа организации мысли, в основе которого лежит оправдание значимости принципов, отстаиваемых автором, посредством мировоззренческих установок эпохи, что обуславливает тождественность разных форм жанра в их историческом изменении. Рассматривается и анализируется влияние нарратива на особенности формирования жанра философской автобиографии.
Положения, выносимые на защиту:
1.Основанием для появления феномена философской автобиографии явилось несовпадение устной и письменной традиции, ориентированной вокруг переломных событий Античности. «Апология Сократа» Платона представляет собой непосредственно рождающуюся философскую автобиографию, уникальность и парадоксальность которой заключается в моменте зарождения. Её творцом является Сократ, не написавший ни строчки, и его ученик Платон, аутентично изложивший на бумаге оправдательную речь Сократа.
2. Уровень развития культуры той или иной эпохи, особенности переломных периодов истории обуславливают процесс дальнейшего развития и становления феномена философской автобиографии в разнообразных формах. Общеисторическим тождеством различных форм философской автобиографии является оправдание своего жизненного принципа, посредством мировоззренческих установок своей эпохи. Различные формы оправдания детерминированы не только эпохальными запросами, но и личностными мотивами, в основе которых лежат механизмы самопознания.
3. Философская автобиография является самостоятельным жанром философствования, отличительными чертами которого является сочетание литературной стилистики и философского познания и освоения действительности. Границами жанра являются социокультурные нормы, в рамках которых автор защищает определённые духовные ценности. Формой выражения особенностей социальной реальности той или иной эпохи является нарратив, основные конструктивные характеристики которого - обращение, социально-исторические доминанты, языковые средства, обуславливающие различные текстуальные воплощения жанра философской автобиографии.
Практическая значимость исследования:
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
-В ходе дальнейшего изучения философской автобиографии как жанра философского дискурса;
-В сфере Высшего профессионального образования при чтении специальных курсов по онтологии, гносеологии, истории философии, этике, культурологии, философской антропологии, герменевтике, литературоведении.
Апробация исследования.
Основные положения диссертации выносились автором на обсуждение в ряде Всероссийских и региональных конференций: Региональная научно - практическая конференция “Наука и образование: пути интеграции” (Анжеро-Судженск, 1998г.), II Всероссийский философский конгресс ”ХХ1 век: будущее России в философском измерении” (Екатеринбург, 1999г.), Всероссийская научно-методическая конференция “Гуманитарная среда вуза: ее сущность, функции и факторы” (Новокузнецк, 1999г.), I Кузбасские философские чтения (Кемерово.2000г.), Всероссийская научно-практическая конференция “Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе” (Пермь,2001г.), Всероссийская научно-практическая конференция “Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения” (Новокузнецк,2003г.), III Региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов (Новокузнецк,2003г.).
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав: каждая по три параграфа, заключения, списка литературы. Общий объем диссертации составляет 138 страниц. Библиографический список включает 168 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Проблема самопознания в современном образовании // Наука и образование: пути интеграции [Текст]: тез. докл. Регион, науч. - практ. конф. / Анжеро - Судженск, 1998. - С. 33-34.
2. Проблема автобиографического самопознания как жанра отечественного философствования // XXI век: Будущее России в философском измерении [Текст]: материалы Второго Российского философского конгресса (7 -11 июня 1999 г.): в 4-х т. Т.4: Философия духовности, образования , религии. Ч.1./ Екатеринбург: Изд - во Урал, ун -та, 1999.-С.152 -153.
3. Проблема исповеди как становления самопознания // XXI век: Будущее России в философском измерении [Текст]: материалы Второго Российского философского конгресса (7 -11 июня 1999 г.): в 4-х т. Т.4: Философия духовности, образования , религии. Ч.1./ Екатеринбург: Изд - во Урал, ун - та, 1999. - С. 254 -255.
4. Роль философии в формировании личности студента // Гуманитарная среда вуза: ее сущность, функции и факторы [Текст]: материалы Всероссийской науч. - метод, конф., 1-2 дек. 1999. / СибГИУ. - Новокузнецк, 1999. - С.95 -97.
5. Автобиографическое самопознание как жанр философствования // Первые Кузбасские философские чтения [Текст]: материалы Всеросс. науч, конф., Кемерово, 5-6 окт. 2000. / Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. -С. 172 -173.
6.Основной подход к проблеме изучения философских текстов в техническом вузе // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе [Текст]: материалы 4 Всероссийской науч. - практ. конф. Т.1. / Пермь, 2001. - С. 152 - 154.
7. Со-творчество как новая форма преподавания философии в техническом вузе // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе [Текст]: материалы 4 Всероссийской науч,- практ. конф. Т.1. / Пермь, 2001. - С. 154 -155.
8. Автобиография как форма духовного творчества // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения [Текст]: сб. науч. тр. Всеросс. научно - практ. конф, студентов, аспирантов и молодых ученых. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - Вып. 7. 4.1. Гуманитарные науки. - С. 54 -55.
9. Изучение философских автобиографий в техническом вузе // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения [Текст]: сб. науч. тр. Всеросс. научно - практ. конф, студентов, аспирантов и молодых ученых. /
СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - Вып. 7. 4.1. Гуманитарные науки. - С. 198 -199.
10. Философская автобиография как решение проблемы самопознания и форма духовного творчества // III Регион, науч.-практ. конф, студентов и аспирантов. Гуманитарные науки [Текст]: мат - лы конф., апрель, 2003. /НФИ КемГУ. - Новокузнецк, 2004. - С. 61 -63.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ