Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению феномена манипулятивного речевого воздействия в коммуникативно-прагматическом аспекте.
Актуальность темы диссертации определяется, с одной стороны, возросшим в последние годы интересом к воздействию на человека с помощью речи и особенно к такой его разновидности, как манипуляция, с другой стороны - недостаточностью теоретического осмысления данного феномена в лингвистике, что проявляется в следующем.
• Лингвисты вслед за психологами уделяют основное внимание описанию приемов и средств манипулятивного воздействия (см.: Е.Л. Доценко, В.И. Карасик, С. Поварнин, К.Ф. Седов, И.А. Стернин, И.В. Сентенберг, И.П. Тарасова, Р. Фишер, У. Юри и др.), что приводит к подмене описания процесса манипулятивного воздействия описанием набора речевых средств частных реализаций этого воздействия.
• Существующие лингвистические описания манипуляции содержат некие перечни характеристик результата манипулятивного речевого воздействия и отчасти условий его осуществления, однако базовая характеристика манипуляции и причинно- следственные связи между прочими отмечаемыми характеристиками данного феномена продолжают оставаться неопределенными.
• Характер речевого воздействия (далее - РВ) при манипуляции определяется как внушение (см., например: О.С. Иссерс, И.А. Стернин, Н.Н. Трошина и др.), и лингвистические модели манипуляции продолжают оставаться психологообразными. Лингвистически не определены параметры описания речевого воздействия.
Цель настоящего диссертационного исследования - создание собственно лингвистической (коммуникативно-прагматической) модели манипулятивного речевого воздействия. Объектом исследования послужило коммуникативное событие - процессуальная единица членения потока коммуникации (И.Н. Борисова), - в котором имело место манипулятивное речевое воздействие. Предмет исследования - структурно-содержательная сторона манипулятивного коммуникативного события.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач:
1. установления идентификационной (порождающей) характеристики манипуляции;
2. определения параметров лингвопрагматического описания речевого воздействия;
3. выявления ограничения значений этих параметров для манипулятивного речевого воздействия;
4. представления речевого воздействия в виде коммуникативной стратегии воздействующего субъекта;
5. описания структурно-содержательной модели коммуникативного события, в котором осуществляется манипулятивное речевое воздействие.
Материалом исследования послужили фрагменты текстов, содержащие коммуникативные события - факты манипуляции. Единицей анализа избрана реплика коммуниканта. Источник материала - тексты художественной литературы русских авторов XIX - XX веков. Отбор речевых фрагментов осуществлялся на основании анализа образа героя - субъекта воздействия - и сюжетной линии произведения. Каждый из речевых фрагментов анализировался при погружении в контекст всего художественного произведения. Использование подобного рода материала для изучения манипуляции возможно, так как комментарии автора позволяют оказаться в позиции осведомленного стороннего наблюдателя, владеющего информацией о коммуникативных целях участников общения, их моделях мира, потребностях и т.п.
Методика исследования материала. В первой главе работы предложен так называемый послойный анализ реплик коммуникантов, который и применяется при исследовании речевого материала в главе 2. Указанный метод анализа опирается на собственно лингвистические методы исследования - лексико-семантический, грамматический, функционально-стилистический анализ языковых единиц. В исследовании также применялись общенаучные методы: системный, структурный, функциональный, стратегический.
Новизна исследования. В работе представлена собственно лингвистическая модель манипулятивного речевого воздействия: 1) выявлены параметры лингвопрагматического описания речевого воздействия, 2) определены их значения для манипулятивного речевого воздействия, 3) описана структурная организация речевого поведения манипулятора, 4) дана структурно-содержательную модель манипулятивного коммуникативного события. Предложен метод анализа речевого материала, позволяющий осуществить последовательный переход от плана содержания языковых единиц к плану содержания речевых поступков коммуниканта, осуществляющего любое (манипулятивное и неманипулятивное) речевое воздействие.
Теоретическая значимость диссертации: исследование вносит вклад в разработку важной для лингвистики проблемы воздействия на человека с помощью речи. В диссертационной работе решается важная научная задача лингвопрагматического моделирования феномена манипулятивного речевого воздействия.
Практическая значимость диссертации: материалы диссертации могут быть использованы при чтении вузовских курсов по лингвопрагматике, психолингвистике, теории речевого воздействия, теории коммуникации, теории рекламы, они могут составить основу спецкурсов по проблеме исследования речи как средства воздействия на индивида; положения и выводы диссертационного исследования могут быть полезны при разработке методов психотерапевтического и педагогического воздействия на человека.
Апробация результатов исследования. Результаты работы отражены в 4 публикациях автора. Основные положения исследования изложены автором на международных (2001г., 2003г.) и всероссийских научных конференциях (2000г., 2003г.) в Екатеринбурге. Диссертация обсуждалась на кафедре риторики и стилистики русского языка Уральского государственного университета, на кафедре русского языка Уральского государственного технического университета.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Идентификационной характеристикой (порождающим фактором) манипуляции является специфическая коммуникативная установка воздействующего субъекта, которая выражается в непризнании равной ценности собственных потребностей и потребностей объекта воздействия и стремлении удовлетворить собственную потребность, не обнаруживая перед объектом воздействия конфликта интересов.
2. Специфика манипулятивного речевого воздействия состоит в ограничении значений лингвопрагматических параметров: а) коммуникативные смыслы речевых поступков должны обязательно создавать образ манипулятора как единомышленника; б) прагматические смыслы не должны содержать угрозу неудовлетворения потребности манипулируемого из-за действий самого манипулятора.
3. Коммуникативная стратегия манипулятора представляет собой систему субстратегий - субстратегии создания для манипулируемого мотивации к совершению нужного манипулятору действия (М-субстратегия) и субстратегии создания для манипулируемого интерпретации текущей коммуникативной ситуации (И- субстратегия).
4. Специфика манипуляции не касается процесса и механизма речевого воздействия: не существует каких-либо специфических «мишеней» и языковых средств манипулятивного воздействия. Речевое поведение манипулятора отличается от неманипулятивного особой структурной организацией, а не конкретным наполнением коммуникативной стратегии в виде приемов, тактик и т.п.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списков литературы, словарей и источников речевого материала, приложения с фрагментами художественных произведений, содержащих коммуникативные события, частично или полностью представленные в тексте диссертации.
1. Феномен манипуляции: речедеятельностная интерпретация. // Культур-но-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий. Тез. докл. всероссийск. науч.-метод, конф.; Екатеринбург 19 - 21 марта 2000 г. / Под ред. И.Т. Вепревой. - Екатеринбург: УрГУ, 2000 г. - 209 с. - С. 66 - 68.
2. Возможно ли толерантное общение при манипуляции: к постановке во-проса. // Лингвокультурологические проблемы толерантности: Тез. докл. Между- нар. науч. конф. Екатеринбург, 24 - 26 октября 2001 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001. - 403 с. - С. 196 - 197.
3. Манипуляция и шантаж как разного рода нарушения этических норм общения. // Коммуникация и толерантность: теоретические и прикладные аспекты. Программные материалы межд. научи, конф.; Екатеринбург 15 - 18 мая 2003г. -С. 9.
4. Речевое воздействие: опыт лингвистического описания. // Совершенствование языковой компетенции и культуры речи в вузах негуманитарного профиля. Сборник статей и тез. докл. всероссийск. научно-метод. конф.; Екатеринбург 26 - 27 ноября 2003 г. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2004. - С. 25 - 36.