Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Общая характеристика коррупции на муниципальной службе…..….5
1.1. Понятие коррупции на муниципальной службе ……………………….….5
1.2. Причины возникновения коррупции на муниципальной службе ………..8
Глава 2. Виды коррупционных проявлений на муниципальной службе ...….11
2.1. Преступления коррупционной направленности ………………………….11
2.2. Административные правонарушения коррупционной направленности…………………………………………………………………..12
2.3. Дисциплинарные правонарушения коррупционной направленности…..14
Глава 3. Методы борьбы с коррупцией на муниципальной службе ……...…18
Заключение……………………..……………………………………….………..23
Список использованных источников и литературы………………………..….25
Работа сдана на «отлично», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 80%
Актуальность проблемы исследования. Коррупция присутствует в той или иной степени во всех современных странах мира, однако ее уровень напрямую связан с развитием социальных, политических, экономических и демократических институтов, гражданского общества, самосознания граждан, его доверия к институтам государства. Чем выше названные институты, чем качественней и прозрачней они устроены и функционируют, тем ниже уровень коррупции.
Правовое государство и коррупция – противоречащие друг другу понятия. Эффективно организованная государственная служба и коррупция представляют собой тоже не сочетающиеся явления. Вред коррупции связан с деморализацией общества, стагнацией, а чаще всего скорее даже с деградацией институтов, всех сфер экономики, общества и государства. Можно заключить, что все государства обязаны планомерно и институционально бороться с коррупцией, искоренять ее как на верхушках власти, так и на бытовом уровне, создать атмосферу полного и тотального неприятия, нетерпимости и отвращения к этому пагубному явлению. С целью эффективной борьбы с коррупцией, в частности на государственной (муниципальной) службе, необходимо понимать причины ее появления, виды коррупции в данных сферах.
Этим обусловлен выбор темы, ее структура и актуальность.
Целью настоящей курсовой работы является исследование детерминантов коррупции в муниципальной службе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• дать общую характеристику коррупции на муниципальной службе;
• исследовать виды коррупционных проявлений на муниципальной службе;
• рассмотреть методы борьбы с коррупцией на муниципальной службе.
Нормативной базой данного исследования служат, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и др.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных правоведов: Л.В. Сердюк, Н.А. Кузьмина, С.В. Плохова и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при проявлении действий коррупционной направленности, и действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений.
Предмет исследования составляют нормы российского конституционного права, основанная на них судебная практика, а также доктринальные исследования правоведов в этой области.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы (анализ, синтез и обобщение) и методы частно-научного познания (формально-логический, правовой, формально-юридический, системный и комплексный анализ).
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать некоторые общие выводы.
Коррупция – это умышленное использование публичным должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам общества и государства с целью получения выгоды имущественного и (или) иного характера для себя или третьих лиц
Основными причинами коррупции на государственной и муниципальной службе являются:
- недостаточный уровень заработной платы государственных и муниципальных служащих;
- недостаточный контроль за деятельностью сотрудников государственной и муниципальной службы со стороны компетентных органов, одной из основных функций которых является такой контроль;
- отсутствие правового сознания у граждан или его слабая развитость, пассивность общества к проявлениям коррупционных злоупотреблений;
- недостаточное материально-технического обеспечение.
В юридической литературе к коррупционным проявлениям в деятельности муниципальных служащих отнесены:
- использование муниципальным служащим своего должностного положения с целью решения различных вопросов, что напрямую или косвенно связано с удовлетворением материальных потребностей самого служащего или же его родственников;
- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на муниципальную службу и продвижении по ней;
- неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности;
- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;
- нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания и протокольных мероприятий.
Борьба с коррупцией должна быть системной и планомерной, с учетом международного опыта и российской специфики.
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс
3. "Международный кодекс поведения государственных должностных лиц" (Принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс
4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
5. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152
7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
8. Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2016. N 14. Ст. 1985.
9. Указание Генпрокуратуры России N 738/11, МВД России N 3 от 25.12.2020 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" // СПС КонсультантПлюс
10. "Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции" // Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rosmintrud.ru по состоянию на 19.12.2018.
Литература
11. Верхотуров А.А. Понятие коррупции: существующие подходы // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. N 4. С. 15 - 17.
12. Илий С.К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 460 - 468.
13. Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции // Российский следователь. 2019. N 24. С. 23-28.
14. Куракин А.В. Теоретические и практические проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в органах внутренних дел (милиции) Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
15. Николаева Л.А., Шмарцев А.Ю. Административно-правовой аспект юридической ответственности// Правоведение. 2016. № 1. С.30-35
16. Номоконов В.А. Коррупция в России: социальные последствия и особенности причин // Актуальные вопросы экономики и права. 2016. N 4. С. 61 - 67
17. Плохов С.В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Саратов, 2017. 32 с.
18. Покровский О.В. К вопросу о совершенствовании противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2019. N 4. С. 64 - 66.
19. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.
20. Потомский В.В. Антикоррупционная политика в России: тенденции формирования и реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. N 1. С. 131-135.
21. Сердюк Л.В. К вопросу о понятии коррупции и мерах ее предупреждения // Российская юстиция. 2018. N 2. С. 42.
22. Торопова Е.Е. Антикоррупционная политика в России в сфере государственной и муниципальной службы // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. N 4. С. 14 - 16.
23. Трунцевский Ю.В. Дисциплинарная и судебная практика по делам об увольнении за коррупционное правонарушение в связи с утратой доверия // Журнал российского права. 2020. N 11. С. 155 - 173.
24. Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2020. N 2. С. 14-21
25. Чанов С.Е. О направлениях активизации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов // Административное право и процесс. 2021. N 5. С.56-59