Репатрианты в Свердловской области в 1943 - начале 1950-х гг
|
Введение 3
Глава 1. Организация приема и размещения репатриантов 37
Численность, состав и размещение спецконтингента
из европейских стран 37
Реэмигранты из Китая в Свердловской области 63
Глава 2. Учет, фильтрация, розыск и репрессии в отношении репатриантов 84
Деятельность органов государственной безопасности
по учету, фильтрации и розыску репатриантов 84
Проверочно-фильтрационные лагеря 109
Репрессии органов НКВД-НКГБ-НКВД-МВД
в отношении репатриантов 130
Глава 3. Трудовое использование и материально-бытовое
положение репатриированных граждан 155
Материально-бытовое положение и трудиспользование граждан в составе рабочих батальонов и реэмигрантов из Китая 155
Режим и трудовое использование спецконтингентов в
проверочно-фильтрационных лагерях 174
Заключение 202
Список использованных источников и литературы 211
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Организация приема и размещения репатриантов 37
Численность, состав и размещение спецконтингента
из европейских стран 37
Реэмигранты из Китая в Свердловской области 63
Глава 2. Учет, фильтрация, розыск и репрессии в отношении репатриантов 84
Деятельность органов государственной безопасности
по учету, фильтрации и розыску репатриантов 84
Проверочно-фильтрационные лагеря 109
Репрессии органов НКВД-НКГБ-НКВД-МВД
в отношении репатриантов 130
Глава 3. Трудовое использование и материально-бытовое
положение репатриированных граждан 155
Материально-бытовое положение и трудиспользование граждан в составе рабочих батальонов и реэмигрантов из Китая 155
Режим и трудовое использование спецконтингентов в
проверочно-фильтрационных лагерях 174
Заключение 202
Список использованных источников и литературы 211
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Термин репатриация произошел от средневекового лат. repatriatio и означает возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за ее пределами вследствие войны, а также эмигрантов. В литературе они получили еще одно название – перемещенные лица, особенно часто этот термин встречается в зарубежных исследованиях. Возникновение в годы Великой Отечественной войны новой многочисленной категории спецконтингента НКВД из числа репатриантов было обусловлено рядом факторов. Среди них – миграционные процессы, вызванные Второй мировой войной. Другой фактор – перемещения людей, связанные с потребностями народного хозяйства страны.
Этот контингент НКВД был многочисленным и был размещен в промышленно значимых регионах страны. К началу 1952 г. в СССР было возвращено около 4, 5 млн. человек, кроме того, за эти годы советское гражданство приняли 431, 4 тыс. лиц, которые ранее не являлись гражданами СССР1. К этой же категории относились вышедшие из окружения противника или бежавшие из плена красноармейцы и гражданские лица, бывшие на оккупированных советских территориях. В литературе они получили название «внутренние перемещенные лица». К 1 января 1946 г. их число достигло 1, 153 тыс. человек2.
Проводя репатриацию, советское руководство преследовало две основных цели. Одна из них политическая – предотвращение формирования за рубежом оппозиции советской власти. Другая экономическая - вернуть в Советский Союз трудоспособных людей. Рабочие руки были необходимы для восстановления народного хозяйства страны, пострадавшего от оккупации и для развития отраслей промышленности.
Цель работы: реконструировать картину функционирования спецконтингента НКВД из числа репатриантов в военные и первые послевоенные годы.
Задачи исследования:
- выявить состав репатриантов и систему их распределения по регионам СССР и районам Свердловской области;
- изучить понятие “фильтрация”, проанализировать процесс государственной проверки, учета и розыска репатриированных граждан;
- рассмотреть режим содержания репатриантов в проверочно- фильтрационных лагерях;
- исследовать масштабы репрессий советского государства в отношении репатриантов в 1944-начале 1950-х гг.;
- воссоздать картину материально-бытового положения репатриированных граждан, их хозяйственного положения и трудового использования.
Методологической основой исследования являются методы «социальной истории». Они позволяют изучить репатриантов не только как один из видов спецконтингента НКВД, но и как социокультурное явление, отдельный социальный слой. Роль их в процессах, происходящих в российском послевоенном обществе, велика. Около пяти миллионов репатриантов без сомнения внесли заметный вклад в экономику, общественное развитие и культурную жизнь страны.
В работе использовались междисциплинарный подход, сравнительно-исторический и историко-системный методы. Изучение проблемы репатриантов произведено в рамках всей советской системы и конкретной исторической ситуации – военный и послевоенный период. В исследовании проведено сравнение положения репатриантов с другими категориями спецконтингента НКВД. Исследование проблемы осуществлялось с опорой на принципы объективности, научности и историзма.
Методы исследования. Наличие среди источниковой базы проверочно-фильтрационных дел, которые являются массовым источником, позволило использовать в данной работе статистические методы, в частности методы выборочного исследования. При этом был проведен предварительный анализ состава документов фонда проверочно- фильтрационных дел, сбор и регистрация данных об изучаемом объекте, с использованием методов частичного (выборочного) исследования социальных объектов. Полученные данные позволили составить представление о характеристиках документальных биографических данных (их состав, свойства, количественные и качественные признаки) и разработать основные принципы формирования базы личных дел репатриированных граждан для последующих выборок, которые были произведены в ходе исследования. Отбор производился на основе случайности, пропорциональности и репрезентативности. Кроме того, в ходе исследования были использованы аналитический, статистический, проблемно-хронологический методы.
Источниковая база работы. Особенностями источниковой базы исследования являются труднодоступность документов (часть из них досих пор засекречена) и специфика документов органов НКВД-НКГБ-МГБ- МВД, которые содержат личные дела (проверочно-фильтрационные и
архивно-следственные) граждан. В последнем случае встает вопрос о достоверности, содержащейся в них информации.
Опубликованных источников крайне мало, хотя в последние годы появились публикации, касающиеся общих вопросов репатриации. Кроме того, ряд официальных документов за 1940-1950-е гг. был напечатан на страницах газеты «Правда». Среди опубликованных есть и документы фондов региональных архивов, введенные в оборот исследователями. Однако, на сегодняшний день опубликованные документы по положению репатриантов, размещенных в Свердловской области в 1944-начале 1950-х гг., отсутствуют.
Среди опубликованных источников необходимо выделить мемуарную литературу. Негативное отношение советского государства и общества к бывшим военнопленным не стимулировало их к написанию воспоминаний. Поэтому время ее образования относится к периоду начала 1990-х гг. до настоящего времени. В диссертационной работе в качестве дополнительного источника были использованы мемуары и воспоминания жителей Маньчжурии, Таньцзиня и Шанхая, опубликованные в газете «Русские в Китае» и в краеведческих журналах. Для мемуаров характерна субъективность в отборе фактов и видении происходящего.
Несколько иной вид источников – воспоминания самих сотрудников отдела репатриации. Необходимо выделить книгу советского офицера А.И. Брюханова - его воспоминания о работе миссии по репатриации советских граждан2. Совершенно особую категорию составляют мемуары тех советских военнопленных, которые остались на Западе. Отсутствие советской цензуры позволило им подробно описать события тех лет. За редким исключением мемуары, как правило, имеют яркую антисоветскую направленность.
Большое значение приобретает исследование неопубликованных источников. В работе были использованы документы 30 фондов 10 федеральных и региональных государственных, а также муниципальных и ведомственных архивов и 1 фонда музея Первоуральского динасового завода. Среди них Государственный архив Российской Федерации – ГАРФ, Российский государственный архив экономики – РГАЭ, Российский центр хранения и изучения документов Новейшей истории - РЦХИДНИ, Государственный архив административных органов Свердловской области – ГААОСО, Государственный архив Свердловской области – ГАСО, Центр документации общественных организаций Свердловской области – ЦДООСО, архив Информационного центра ГУИН Свердловской области - ИЦ ГУВД Свердловской области, архив УФСБ РФ по Свердловской области, Отдел по делам архивов администрации г. Нижний Тагил - ОДА АНТ, Муниципальный архив социально-правовых документов г. Нижний Тагил - МАСПД НТ.
В структуре рассматриваемых источников можно выделить документы, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Фонд Р-9526 «Управление уполномоченного Совнаркома СССР – Совета Министров СССР по делам репатриации. 1944-1953 гг.». В нем собраны Постановления Советов Министров СССР и РСФСР по вопросам расселения и устройства репатриированных советских граждан, приказы по Управлению по репатриации, финансовые отчеты, донесения, справки, отчеты начальников отделов Управления Уполномоченного, заявления от граждан о желании вернуться, рапорты и докладные о количестве репатриантов, списки и книги регистрации граждан. Всего в фонде 2771 единиц хранения, которые в целом являются важным источником по общим вопросам репатриации.
Другой фонд ГАРФа – Р-7317 «Советская военная администрация в Германии (СВАГ)» содержит Приказы Начальника Управления СВАГ, переписку управления и отделов СВАГ с Управлением уполномоченного по делам репатриантов, докладные записки, акты приема от союзного командования репатриируемых советских граждан, списки и другие документы. Часть документов дублирует документы фонда Р-9526.
Заслуживает особого внимания фонд ГАРФ - Р-9408 «Отдел проверочно-фильтрационных лагерей НКВД СССР (1945-1946)», содержащий 58 единиц хранения. Здесь собраны приказы, циркуляры и инструкции НКВД и НКГБ СССР по вопросам работы со спецпереселенцами и репатриантами и деятельности специальных и проверочно-фильтрационных лагерей. Есть также сведения о материальном обеспечении лагерей, начислении зарплаты спецконтингенту и его использовании в промышленности страны, а также информация о дислокации проверочно-фильтрационных лагерей и сборно- пересыльных пунктов, о численности и составе спецконтингента по лагерям.
Из документов, хранящихся в фондах Российского государственного архива экономики (РГАЭ) можно узнать о хозяйственном использовании репатриантов, в том числе реэмигрантов из Китая, которых распределили по районам различных областей Уральского региона, в частности в Свердловской области, и по отраслям промышленности и сельского хозяйства. Это Ф. 1562 «Центральное статистическое управление СССР» и Ф. 5675 «Учреждения по руководству переселением в СССР. 1949-1954 гг.» Эти фонды содержат данные о реэмигрантах из Китая первой и второй послевоенной волны репатриации за 1946-1954 гг. Здесь же приведены сведения о движении реэмигрантов в Курганской, Свердловской, Челябинской областям, их распределении по отраслям народного хозяйства, трудоустройстве и материально-бытовом положении.
Российский центр хранения и изучения документов Новейшей истории (РЦХИДНИ) содержит фонды Ф. 69 «Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования (1942-1944 гг.)» и Ф. 553 «Коллекция документов об участии советских граждан в движении Сопротивления». В них находится информация о деятельности советских военнопленных во время пребывания в плену, их участии и организации системы сопротивления фашистскому режиму в странах Европы.
Особое значение приобретают региональные архивные фонды, среди которых информация по данной проблеме содержится в государственных, ведомственных и муниципальных архивах.
Сведения о репрессивной политике органов госбезопасности в отношении репатриированных граждан в последние военные годы и первое послевоенное десятилетие хранятся в Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО). В фонде Р-1 «УФСБ РФ по Свердловской области» находятся личные дела граждан, в том числе из числа репатриантов, осужденных по ст. 58-1 УК РСФСР – (измена родине), 58-6 – (шпионаж), 58-10-11 – (антисоветская агитация), эти пункты содержат стандартные формулировки, применяемые к гражданам, вернувшимся из-за границы в СССР. Документы на них интересны тем, что содержат подробные биографические сведения, в том числе о деятельности в период пребывания в плену или на работах в зарубежных странах. Есть также сведения об учете и фильтрации местными проверочными комиссиями всех пребывающих в Свердловскую область репатриантов. В архиве также находятся фонды военных комиссариатов, которые также содержат информацию об этой категории граждан.
Отдельно идут данные о численности, размещении, трудоустройстве, бытовых и материальных условиях в местах размещения репатриантов из Китая. Информация о них находится в фондах Государственного архива Свердловской области (ГАСО), и в некоторой степени дублирует сведения, содержащиеся в РГАЭ, но приведена более полно и подробно. Все эти сведения содержаться в фонде Переселенческого отдела при Свердловском облисполкоме - Ф. 2508 «Свердловский облисполком. Переселенческий отдел».
В Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) содержаться сведения о работе Нижнетагильского спецлагеря № 153, в котором, наряду с иностранными военнопленными, находились внутренние перемещенные лица и репатрианты. В архиве находятся фонды Ф. 1115 «Политотдел Богословского строительства и лагеря НКВД СССР "Базстрой"», г. Краснотурьинск (1941-1952гг.) и Политотдел «Тагилстрой» МВД СССР, г. Нижний Тагил (1941-1946 гг.). Здесь представлены данные о работе крупных строительных объектов на территории Свердловской области, на которых использовался труд репатриантов.
Документы архива УФСБ РФ по Свердловской области частично рассекречены в 1990-е гг. До этого времени они не были доступны исследователям. В них содержится необходимый для исследования данной темы материал об учете репатриантов, о результатах их фильтрации и деятельности органов НКВД-МГБ-МВД по выявлению изменников родине из числа прибывших в Свердловскую область граждан. Документы фондов представлены Приказами УНКВД СССР в отношении репатриантов, отчетами УНКВД по Свердловской области, отправленными в Москву. В состав документов входят многочисленные оперативные разработки лиц, подозреваемых в измене родине во время пребывания за границей, антисоветской деятельности против существующего строя, шпионаже в пользу иностранного государства.
Особую группу источников представляют документы проверочно- фильтрационного лагеря НКВД СССР № 0305 (г. Североуральск), хранящиеся в ведомственном архиве ИЦ ГУВД Свердловской области – Ф. 51 «Приказы Управления проверочно-фильтрационного лагеря № 0305». Документы этого фонда до сих пор засекречены. В них содержаться сведения о функционировании ПФЛ № 0305.
В Отделе по делам архивов при администрации г. Нижний Тагил (ОДА АНТ) хранятся документы фонда Ф. 223 «Спецгоспиталь № 2929 Отдела по делам военнопленных и интернированных Управления министерства внутренних дел СССР по Свердловской области за 1945- 1950-е гг.» В нем содержится информация и о деятельности спецлагеря № 153.
Личные дела освобожденных с территории, временно оккупировавшейся врагом, граждан, или внутренних перемещенных лиц и репатриантов, осужденных по ст. 58 УК РСФСР и содержащихся в Тагиллаге и Богословлаге НКВД, хранятся в Муниципальном архиве социально-правовых документов в г. Нижний Тагил (МАСПД НТ). Среди них документы трестов Ф. «Тагиллаг — Тагилстрой НКВД» и
«Богословлаг — Базстрой НКВД».
Среди перечисленных можно выделить несколько групп документов: законодательные акты высших органов государственной власти и органов государственной госбезопасности, документы местных органов власти, делопроизводственные документы органов внутренних дел, статистические материалы, огромный комплекс личных дел: архивно- следственных и проверочно-фильтрационных на репатриированных граждан, а также источники личного происхождения: мемуарная литература, личные коллекции документов репатриантов, фоно- и фотодокументы.
Все документы необходимо систематизировать в рамках двух хронологических периодов: 1941-1944 гг. и 1944-1950-е гг. В документах, созданных в 1941-1944 гг. содержится информация об учете и фильтрации советских военнослужащих, освобожденных из плена и вышедших из окружения. Во втором случае к этим материалам присоединяются также и все, которые касаются процесса репатриации. Документы всего последующего периода, 1950-2000-е гг., связаны с процессом восстановления правового статуса репатриированных граждан. Незаконно осужденные военнопленные, остарбайтеры и реэмигранты подлежат реабилитации, которая осуществляется до сих пор, а стоящие на учете, снятию с него.
В целом же документы типичны для советского периода: указы, приказы, директивы и циркуляры. Однако необходимо заострить внимание на некоторых особенностях документов органов госбезопасности – НКВД- МВД. Во-первых, в результате процесса рассекречивания личных дел на репатриированных граждан в региональных архивах отложился огромный комплекс проверочно-фильтрационных и архивно-следственных дел, заведенных в процессе фильтрации и учета прибывших в Свердловскую область граждан. Во-вторых, это документация, непосредственно относящаяся к деятельности спецлагерей НКВД СССР, расположенных на территории области. В-третьих, это документы фонда Отдела Переселений, возникшего на базе Отдела эвакуации, содержащие информацию о вселении реэмигрантов из Китая в 38 районов Свердловской области.
Законодательные акты органов государственной власти и карательных органов не собраны в единый свод, а разбросаны по фондам Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). К 1945 г. только по вопросам репатриации было выпущено более 60 различных нормативных документов. К этому числу можно добавить значительное количество документов местных административных органов, местного Управления НКВД-МВД СССР по Свердловской области, в том числе и переписка с центральными органами (Архив УФСБ РФ по Свердловской области). К делопроизводственным документам относится переписка Управления Уполномоченного СНК СССР по делам репатриантов с административными органами и МВД СССР, МИД СССР и другими ведомствами (ГАРФ). Сюда же можно отнести многочисленные письма от частных лиц – репатриантов и их близких по вопросам хозяйственного, трудового устройства и поиска своих родных (ГАРФ, ГАСО).
Особую значимость для исследования имеют документы органов госбезопасности (НКВД-КГБ СССР). Весь комплекс можно разделить на несколько видов. Во-первых, это делопроизводственные документы - докладные записки и переписка НКВД-НКГБ-МГБ-МВД, Главного управления контрразведки «СМЕРШ» НКО с высшими органами государственной власти СССР. Во-вторых, ведомственные нормативные правовые акты (указы, распоряжения, циркуляры, приказы), которыми руководствовались органы госбезопасности в своей деятельности в отношении бывших военнопленных. Третью группу образуют документы центрального аппарата, местных структур органов госбезопасности и органов военной контрразведки, отражающие исполнение директив по работе с репатриантами. Следующий вид источников – личные дела граждан, которые делятся на проверочно-фильтрационные дела репатриантов, проходивших после возвращения специальную государственную проверку (фильтрацию) и архивно-следственные дела, заведенные на тех, кто подозревался в измене родине.
Проверочно-фильтрационные дела составляют комплекс, насчитывающий около 26 тыс. единиц хранения, которые были переданы в 1993 году в Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО) из Федеральной службы безопасности РФ по Свердловской области. Эти документы составили фонд УФСБ РФ по Свердловской области. Он включает в себя две описи: проверочно- фильтрационных дел на репатриированных граждан и архивно- следственных дел, на тех граждан, в отношении которых выдвигались обвинения по ст. 58 УК РСФСР 1926 г. Документы, составляющие личные дела граждан, проходивших государственную проверку (фильтрацию), уникальны по содержанию и представляют ценный источник для изучения данной темы. Дела на военнопленных граждан имеют следующую структуру: справка о снятии проходящего по фильтрационному делу репатрианта с оперативно-справочного учета (начиная с 1954 г.), регистрационный лист на репатриируемого гражданина, анкета или опросный лист, протокол допроса, содержащий сведения о пребывании в плену, справки о наличии компрометирующего материала, заключение по фильтрационному делу, карточки, содержащие данные о прохождении фильтрации, немецкие регистрационные карточки (personalkarte, arbeitkarte), документы личного характера (паспорт, личные письма, фотографии).
В делах репатриантов, состоявших на службе у немцев или подозреваемых в сотрудничестве с германскими властями, есть агентурные разработки, показания свидетелей и протоколы опознания. В связи с этим необходимо заметить, что далеко не все документы, составляющие проверочно-фильтрационное дело, имеют одинаковую достоверность, например, автобиографии и опросные листы содержат подлинную информацию, а в агентурных донесениях и в части протоколов допросов она искажена1. Архивно-следственные и фильтрационно-проверочные дела можно использовать как массовый источник, который позволяет извлечь из них массовые данные - стереотипный ограниченный набор сведений, полученный в результате целенаправленных аналитических процедур. Научная новизна работы заключается в том, что впервые на региональном уровне проведено комплексное исследование, в котором рассматриваются основные вопросы пребывания спецконтингента НКВД из числа репатриантов на территории Свердловской области. В исследовании представлены сводные данные по составу, численности, размещению, материально-бытовому положению и трудовому использованию репатриантов; показаны отличия и сходство их от других категорий контингента НКВД. В процессе изучения темы был введен в научный оборот крупный массив принципиально новых по содержанию, засекреченных ранее источников из федеральных и местных государственных архивов, а также ведомственных архивов ФСБ и ГУВД РФ по Свердловской области.
В работе ставиться вопрос о необходимости определения правового статуса репатриантов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранные и проанализированные в нем документы имеют большую информативную ценность для написания работ по проблеме спецконтингента НКВД в 1940-1950-е гг. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке проблем истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, а также послевоенного десятилетия. Материалы диссертации могут использоваться при составлении как общих лекционных курсов по отечественной истории, так и курсов по истории Урала ХХ века.
Этот контингент НКВД был многочисленным и был размещен в промышленно значимых регионах страны. К началу 1952 г. в СССР было возвращено около 4, 5 млн. человек, кроме того, за эти годы советское гражданство приняли 431, 4 тыс. лиц, которые ранее не являлись гражданами СССР1. К этой же категории относились вышедшие из окружения противника или бежавшие из плена красноармейцы и гражданские лица, бывшие на оккупированных советских территориях. В литературе они получили название «внутренние перемещенные лица». К 1 января 1946 г. их число достигло 1, 153 тыс. человек2.
Проводя репатриацию, советское руководство преследовало две основных цели. Одна из них политическая – предотвращение формирования за рубежом оппозиции советской власти. Другая экономическая - вернуть в Советский Союз трудоспособных людей. Рабочие руки были необходимы для восстановления народного хозяйства страны, пострадавшего от оккупации и для развития отраслей промышленности.
Цель работы: реконструировать картину функционирования спецконтингента НКВД из числа репатриантов в военные и первые послевоенные годы.
Задачи исследования:
- выявить состав репатриантов и систему их распределения по регионам СССР и районам Свердловской области;
- изучить понятие “фильтрация”, проанализировать процесс государственной проверки, учета и розыска репатриированных граждан;
- рассмотреть режим содержания репатриантов в проверочно- фильтрационных лагерях;
- исследовать масштабы репрессий советского государства в отношении репатриантов в 1944-начале 1950-х гг.;
- воссоздать картину материально-бытового положения репатриированных граждан, их хозяйственного положения и трудового использования.
Методологической основой исследования являются методы «социальной истории». Они позволяют изучить репатриантов не только как один из видов спецконтингента НКВД, но и как социокультурное явление, отдельный социальный слой. Роль их в процессах, происходящих в российском послевоенном обществе, велика. Около пяти миллионов репатриантов без сомнения внесли заметный вклад в экономику, общественное развитие и культурную жизнь страны.
В работе использовались междисциплинарный подход, сравнительно-исторический и историко-системный методы. Изучение проблемы репатриантов произведено в рамках всей советской системы и конкретной исторической ситуации – военный и послевоенный период. В исследовании проведено сравнение положения репатриантов с другими категориями спецконтингента НКВД. Исследование проблемы осуществлялось с опорой на принципы объективности, научности и историзма.
Методы исследования. Наличие среди источниковой базы проверочно-фильтрационных дел, которые являются массовым источником, позволило использовать в данной работе статистические методы, в частности методы выборочного исследования. При этом был проведен предварительный анализ состава документов фонда проверочно- фильтрационных дел, сбор и регистрация данных об изучаемом объекте, с использованием методов частичного (выборочного) исследования социальных объектов. Полученные данные позволили составить представление о характеристиках документальных биографических данных (их состав, свойства, количественные и качественные признаки) и разработать основные принципы формирования базы личных дел репатриированных граждан для последующих выборок, которые были произведены в ходе исследования. Отбор производился на основе случайности, пропорциональности и репрезентативности. Кроме того, в ходе исследования были использованы аналитический, статистический, проблемно-хронологический методы.
Источниковая база работы. Особенностями источниковой базы исследования являются труднодоступность документов (часть из них досих пор засекречена) и специфика документов органов НКВД-НКГБ-МГБ- МВД, которые содержат личные дела (проверочно-фильтрационные и
архивно-следственные) граждан. В последнем случае встает вопрос о достоверности, содержащейся в них информации.
Опубликованных источников крайне мало, хотя в последние годы появились публикации, касающиеся общих вопросов репатриации. Кроме того, ряд официальных документов за 1940-1950-е гг. был напечатан на страницах газеты «Правда». Среди опубликованных есть и документы фондов региональных архивов, введенные в оборот исследователями. Однако, на сегодняшний день опубликованные документы по положению репатриантов, размещенных в Свердловской области в 1944-начале 1950-х гг., отсутствуют.
Среди опубликованных источников необходимо выделить мемуарную литературу. Негативное отношение советского государства и общества к бывшим военнопленным не стимулировало их к написанию воспоминаний. Поэтому время ее образования относится к периоду начала 1990-х гг. до настоящего времени. В диссертационной работе в качестве дополнительного источника были использованы мемуары и воспоминания жителей Маньчжурии, Таньцзиня и Шанхая, опубликованные в газете «Русские в Китае» и в краеведческих журналах. Для мемуаров характерна субъективность в отборе фактов и видении происходящего.
Несколько иной вид источников – воспоминания самих сотрудников отдела репатриации. Необходимо выделить книгу советского офицера А.И. Брюханова - его воспоминания о работе миссии по репатриации советских граждан2. Совершенно особую категорию составляют мемуары тех советских военнопленных, которые остались на Западе. Отсутствие советской цензуры позволило им подробно описать события тех лет. За редким исключением мемуары, как правило, имеют яркую антисоветскую направленность.
Большое значение приобретает исследование неопубликованных источников. В работе были использованы документы 30 фондов 10 федеральных и региональных государственных, а также муниципальных и ведомственных архивов и 1 фонда музея Первоуральского динасового завода. Среди них Государственный архив Российской Федерации – ГАРФ, Российский государственный архив экономики – РГАЭ, Российский центр хранения и изучения документов Новейшей истории - РЦХИДНИ, Государственный архив административных органов Свердловской области – ГААОСО, Государственный архив Свердловской области – ГАСО, Центр документации общественных организаций Свердловской области – ЦДООСО, архив Информационного центра ГУИН Свердловской области - ИЦ ГУВД Свердловской области, архив УФСБ РФ по Свердловской области, Отдел по делам архивов администрации г. Нижний Тагил - ОДА АНТ, Муниципальный архив социально-правовых документов г. Нижний Тагил - МАСПД НТ.
В структуре рассматриваемых источников можно выделить документы, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Фонд Р-9526 «Управление уполномоченного Совнаркома СССР – Совета Министров СССР по делам репатриации. 1944-1953 гг.». В нем собраны Постановления Советов Министров СССР и РСФСР по вопросам расселения и устройства репатриированных советских граждан, приказы по Управлению по репатриации, финансовые отчеты, донесения, справки, отчеты начальников отделов Управления Уполномоченного, заявления от граждан о желании вернуться, рапорты и докладные о количестве репатриантов, списки и книги регистрации граждан. Всего в фонде 2771 единиц хранения, которые в целом являются важным источником по общим вопросам репатриации.
Другой фонд ГАРФа – Р-7317 «Советская военная администрация в Германии (СВАГ)» содержит Приказы Начальника Управления СВАГ, переписку управления и отделов СВАГ с Управлением уполномоченного по делам репатриантов, докладные записки, акты приема от союзного командования репатриируемых советских граждан, списки и другие документы. Часть документов дублирует документы фонда Р-9526.
Заслуживает особого внимания фонд ГАРФ - Р-9408 «Отдел проверочно-фильтрационных лагерей НКВД СССР (1945-1946)», содержащий 58 единиц хранения. Здесь собраны приказы, циркуляры и инструкции НКВД и НКГБ СССР по вопросам работы со спецпереселенцами и репатриантами и деятельности специальных и проверочно-фильтрационных лагерей. Есть также сведения о материальном обеспечении лагерей, начислении зарплаты спецконтингенту и его использовании в промышленности страны, а также информация о дислокации проверочно-фильтрационных лагерей и сборно- пересыльных пунктов, о численности и составе спецконтингента по лагерям.
Из документов, хранящихся в фондах Российского государственного архива экономики (РГАЭ) можно узнать о хозяйственном использовании репатриантов, в том числе реэмигрантов из Китая, которых распределили по районам различных областей Уральского региона, в частности в Свердловской области, и по отраслям промышленности и сельского хозяйства. Это Ф. 1562 «Центральное статистическое управление СССР» и Ф. 5675 «Учреждения по руководству переселением в СССР. 1949-1954 гг.» Эти фонды содержат данные о реэмигрантах из Китая первой и второй послевоенной волны репатриации за 1946-1954 гг. Здесь же приведены сведения о движении реэмигрантов в Курганской, Свердловской, Челябинской областям, их распределении по отраслям народного хозяйства, трудоустройстве и материально-бытовом положении.
Российский центр хранения и изучения документов Новейшей истории (РЦХИДНИ) содержит фонды Ф. 69 «Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования (1942-1944 гг.)» и Ф. 553 «Коллекция документов об участии советских граждан в движении Сопротивления». В них находится информация о деятельности советских военнопленных во время пребывания в плену, их участии и организации системы сопротивления фашистскому режиму в странах Европы.
Особое значение приобретают региональные архивные фонды, среди которых информация по данной проблеме содержится в государственных, ведомственных и муниципальных архивах.
Сведения о репрессивной политике органов госбезопасности в отношении репатриированных граждан в последние военные годы и первое послевоенное десятилетие хранятся в Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО). В фонде Р-1 «УФСБ РФ по Свердловской области» находятся личные дела граждан, в том числе из числа репатриантов, осужденных по ст. 58-1 УК РСФСР – (измена родине), 58-6 – (шпионаж), 58-10-11 – (антисоветская агитация), эти пункты содержат стандартные формулировки, применяемые к гражданам, вернувшимся из-за границы в СССР. Документы на них интересны тем, что содержат подробные биографические сведения, в том числе о деятельности в период пребывания в плену или на работах в зарубежных странах. Есть также сведения об учете и фильтрации местными проверочными комиссиями всех пребывающих в Свердловскую область репатриантов. В архиве также находятся фонды военных комиссариатов, которые также содержат информацию об этой категории граждан.
Отдельно идут данные о численности, размещении, трудоустройстве, бытовых и материальных условиях в местах размещения репатриантов из Китая. Информация о них находится в фондах Государственного архива Свердловской области (ГАСО), и в некоторой степени дублирует сведения, содержащиеся в РГАЭ, но приведена более полно и подробно. Все эти сведения содержаться в фонде Переселенческого отдела при Свердловском облисполкоме - Ф. 2508 «Свердловский облисполком. Переселенческий отдел».
В Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) содержаться сведения о работе Нижнетагильского спецлагеря № 153, в котором, наряду с иностранными военнопленными, находились внутренние перемещенные лица и репатрианты. В архиве находятся фонды Ф. 1115 «Политотдел Богословского строительства и лагеря НКВД СССР "Базстрой"», г. Краснотурьинск (1941-1952гг.) и Политотдел «Тагилстрой» МВД СССР, г. Нижний Тагил (1941-1946 гг.). Здесь представлены данные о работе крупных строительных объектов на территории Свердловской области, на которых использовался труд репатриантов.
Документы архива УФСБ РФ по Свердловской области частично рассекречены в 1990-е гг. До этого времени они не были доступны исследователям. В них содержится необходимый для исследования данной темы материал об учете репатриантов, о результатах их фильтрации и деятельности органов НКВД-МГБ-МВД по выявлению изменников родине из числа прибывших в Свердловскую область граждан. Документы фондов представлены Приказами УНКВД СССР в отношении репатриантов, отчетами УНКВД по Свердловской области, отправленными в Москву. В состав документов входят многочисленные оперативные разработки лиц, подозреваемых в измене родине во время пребывания за границей, антисоветской деятельности против существующего строя, шпионаже в пользу иностранного государства.
Особую группу источников представляют документы проверочно- фильтрационного лагеря НКВД СССР № 0305 (г. Североуральск), хранящиеся в ведомственном архиве ИЦ ГУВД Свердловской области – Ф. 51 «Приказы Управления проверочно-фильтрационного лагеря № 0305». Документы этого фонда до сих пор засекречены. В них содержаться сведения о функционировании ПФЛ № 0305.
В Отделе по делам архивов при администрации г. Нижний Тагил (ОДА АНТ) хранятся документы фонда Ф. 223 «Спецгоспиталь № 2929 Отдела по делам военнопленных и интернированных Управления министерства внутренних дел СССР по Свердловской области за 1945- 1950-е гг.» В нем содержится информация и о деятельности спецлагеря № 153.
Личные дела освобожденных с территории, временно оккупировавшейся врагом, граждан, или внутренних перемещенных лиц и репатриантов, осужденных по ст. 58 УК РСФСР и содержащихся в Тагиллаге и Богословлаге НКВД, хранятся в Муниципальном архиве социально-правовых документов в г. Нижний Тагил (МАСПД НТ). Среди них документы трестов Ф. «Тагиллаг — Тагилстрой НКВД» и
«Богословлаг — Базстрой НКВД».
Среди перечисленных можно выделить несколько групп документов: законодательные акты высших органов государственной власти и органов государственной госбезопасности, документы местных органов власти, делопроизводственные документы органов внутренних дел, статистические материалы, огромный комплекс личных дел: архивно- следственных и проверочно-фильтрационных на репатриированных граждан, а также источники личного происхождения: мемуарная литература, личные коллекции документов репатриантов, фоно- и фотодокументы.
Все документы необходимо систематизировать в рамках двух хронологических периодов: 1941-1944 гг. и 1944-1950-е гг. В документах, созданных в 1941-1944 гг. содержится информация об учете и фильтрации советских военнослужащих, освобожденных из плена и вышедших из окружения. Во втором случае к этим материалам присоединяются также и все, которые касаются процесса репатриации. Документы всего последующего периода, 1950-2000-е гг., связаны с процессом восстановления правового статуса репатриированных граждан. Незаконно осужденные военнопленные, остарбайтеры и реэмигранты подлежат реабилитации, которая осуществляется до сих пор, а стоящие на учете, снятию с него.
В целом же документы типичны для советского периода: указы, приказы, директивы и циркуляры. Однако необходимо заострить внимание на некоторых особенностях документов органов госбезопасности – НКВД- МВД. Во-первых, в результате процесса рассекречивания личных дел на репатриированных граждан в региональных архивах отложился огромный комплекс проверочно-фильтрационных и архивно-следственных дел, заведенных в процессе фильтрации и учета прибывших в Свердловскую область граждан. Во-вторых, это документация, непосредственно относящаяся к деятельности спецлагерей НКВД СССР, расположенных на территории области. В-третьих, это документы фонда Отдела Переселений, возникшего на базе Отдела эвакуации, содержащие информацию о вселении реэмигрантов из Китая в 38 районов Свердловской области.
Законодательные акты органов государственной власти и карательных органов не собраны в единый свод, а разбросаны по фондам Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). К 1945 г. только по вопросам репатриации было выпущено более 60 различных нормативных документов. К этому числу можно добавить значительное количество документов местных административных органов, местного Управления НКВД-МВД СССР по Свердловской области, в том числе и переписка с центральными органами (Архив УФСБ РФ по Свердловской области). К делопроизводственным документам относится переписка Управления Уполномоченного СНК СССР по делам репатриантов с административными органами и МВД СССР, МИД СССР и другими ведомствами (ГАРФ). Сюда же можно отнести многочисленные письма от частных лиц – репатриантов и их близких по вопросам хозяйственного, трудового устройства и поиска своих родных (ГАРФ, ГАСО).
Особую значимость для исследования имеют документы органов госбезопасности (НКВД-КГБ СССР). Весь комплекс можно разделить на несколько видов. Во-первых, это делопроизводственные документы - докладные записки и переписка НКВД-НКГБ-МГБ-МВД, Главного управления контрразведки «СМЕРШ» НКО с высшими органами государственной власти СССР. Во-вторых, ведомственные нормативные правовые акты (указы, распоряжения, циркуляры, приказы), которыми руководствовались органы госбезопасности в своей деятельности в отношении бывших военнопленных. Третью группу образуют документы центрального аппарата, местных структур органов госбезопасности и органов военной контрразведки, отражающие исполнение директив по работе с репатриантами. Следующий вид источников – личные дела граждан, которые делятся на проверочно-фильтрационные дела репатриантов, проходивших после возвращения специальную государственную проверку (фильтрацию) и архивно-следственные дела, заведенные на тех, кто подозревался в измене родине.
Проверочно-фильтрационные дела составляют комплекс, насчитывающий около 26 тыс. единиц хранения, которые были переданы в 1993 году в Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО) из Федеральной службы безопасности РФ по Свердловской области. Эти документы составили фонд УФСБ РФ по Свердловской области. Он включает в себя две описи: проверочно- фильтрационных дел на репатриированных граждан и архивно- следственных дел, на тех граждан, в отношении которых выдвигались обвинения по ст. 58 УК РСФСР 1926 г. Документы, составляющие личные дела граждан, проходивших государственную проверку (фильтрацию), уникальны по содержанию и представляют ценный источник для изучения данной темы. Дела на военнопленных граждан имеют следующую структуру: справка о снятии проходящего по фильтрационному делу репатрианта с оперативно-справочного учета (начиная с 1954 г.), регистрационный лист на репатриируемого гражданина, анкета или опросный лист, протокол допроса, содержащий сведения о пребывании в плену, справки о наличии компрометирующего материала, заключение по фильтрационному делу, карточки, содержащие данные о прохождении фильтрации, немецкие регистрационные карточки (personalkarte, arbeitkarte), документы личного характера (паспорт, личные письма, фотографии).
В делах репатриантов, состоявших на службе у немцев или подозреваемых в сотрудничестве с германскими властями, есть агентурные разработки, показания свидетелей и протоколы опознания. В связи с этим необходимо заметить, что далеко не все документы, составляющие проверочно-фильтрационное дело, имеют одинаковую достоверность, например, автобиографии и опросные листы содержат подлинную информацию, а в агентурных донесениях и в части протоколов допросов она искажена1. Архивно-следственные и фильтрационно-проверочные дела можно использовать как массовый источник, который позволяет извлечь из них массовые данные - стереотипный ограниченный набор сведений, полученный в результате целенаправленных аналитических процедур. Научная новизна работы заключается в том, что впервые на региональном уровне проведено комплексное исследование, в котором рассматриваются основные вопросы пребывания спецконтингента НКВД из числа репатриантов на территории Свердловской области. В исследовании представлены сводные данные по составу, численности, размещению, материально-бытовому положению и трудовому использованию репатриантов; показаны отличия и сходство их от других категорий контингента НКВД. В процессе изучения темы был введен в научный оборот крупный массив принципиально новых по содержанию, засекреченных ранее источников из федеральных и местных государственных архивов, а также ведомственных архивов ФСБ и ГУВД РФ по Свердловской области.
В работе ставиться вопрос о необходимости определения правового статуса репатриантов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранные и проанализированные в нем документы имеют большую информативную ценность для написания работ по проблеме спецконтингента НКВД в 1940-1950-е гг. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке проблем истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, а также послевоенного десятилетия. Материалы диссертации могут использоваться при составлении как общих лекционных курсов по отечественной истории, так и курсов по истории Урала ХХ века.
Репатриация была необходимой мерой военного и послевоенного времени. В ходе ее были выполнены две задачи - обеспечение народного хозяйства страны, рабочими руками и возвращение миллионов людей на Родину. Другое дело, что многие из них увидели свои семьи через продолжительное время и вынуждены были «отрабатывать» свою несуществующую вину перед государством зачастую в невыносимых условиях. В какой-то мере это относится и к реэмигрантам из Китая, правовое положение различных категорий которых после прибытия в СССР значительно отличалось между собой. Часть их легко приняло условия жизни в Советском Союзе, а часть оказалась в исправительно-трудовых лагерях.
Анализ пребывания репатриантов в Свердловской области: их численности, состава, хозяйственно-бытового устройства и трудового использования, прохождение ими фильтрационно-проверочных процедур, а также сравнение этой категории спецконтингента с другими группами несвободных граждан позволяет выявить некоторые особенности их положения. Вместе с тем, анализ дает возможность осветить множество сторон жизни неизученного ранее контингента НКВД - репатриированных в СССР граждан.
Состав репатриируемых граждан, прибывающих в Свердловскую область, был представлен всеми категориями: прибывшие в составе рабочих батальонов, направленные по месту прежнего жительства, проходящие фильтрацию в спецлагерях НКВД, спецпоселенцы, а также репатрианты, направленные в ИТЛ по обвинению в измене родине и шпионаже. Контингент «репатрианты» использовались как рабочая сила на промышленных объектах Свердловской области. Структура их размещения была подчинена только одной цели - обеспечить промышленные районы области рабочей силой. Репатрианты в составе рабочих батальонов были направлены большинство районов на самые важные предприятия угольной промышленности, цветной и черной металлургии, а также в строительные тресты.
Прием, организация репатриации советских граждан из стран Европы и Азии, размещение, содержание и обеспечение бытовых условий и материальных нужд, организация трудового использования репатриантов потребовали немалых затрат сил и финансовых средств. Решение всех этих задач было возложено на Управление Уполномоченного по делам репатриантов, созданное в 1944 г., а позднее на Отдел Устройства. В областях и республиках СССР, куда были направлены репатрианты в составе рабочих батальонов и созданы проверочно-фильтрационные лагеря, организованы учет, фильтрация спецконтингента находились в ведении органов НКВД-НКГБ-МГБ-МВД. Размещение и трудоустройство реэмигрантов из Китая, прибывающих в область, было возложено на Отдел Переселений. Далее их судьба и материально-бытовое устройство во многом зависело от руководства того предприятия, к которому они были прикреплены. Другое дело, что они не всегда были готовы к приему граждан, не всегда могли обеспечить прибывших жильем, одеждой, обувью. Это служило причиной того, что люди терпели неоправданные лишения, да и производительность труда не соответствовала плану и установленным нормам.
Анализ вопросов, касающийся правового статуса репатриированных граждан, показывает следующую картину. Согласно всем законодательным документам репатрианты, направленные к месту постоянного жительства или для работы в промышленности в составе рабочих батальонов, являлись полноправными советскими гражданами. Более того, часть из них имела право на льготы как инвалиды Великой Отечественной войны, многодетные и одинокие матери. Репатрианты, направленные на предприятия и стройки министерств угольной и лесной промышленности, черной металлургии имели право получить ссуды на индивидуальное жилищное строительство и на хозяйственное обзаведение.
Все репатрианты при направлении на работу должны были быть использованы только по своей специальности.
Но права репатриантов не только не всегда и не везде соблюдались, но и открыто нарушались. Особенно частым нарушением было использование людей не по специальности, невыносимые материально- бытовые условия. Это относится как к тем, кто был целенаправленно направлен в промышленность и прибыл на объект в составе рабочего батальона, так и к тем, кто вернулся на свое прежнее место жительства. Имели место различные незаконные ограничения в отношении бывших военнопленных при трудоустройстве, поступлении на учебу и изменении местожительства. Часто отношение к тем, кто побывал в плену, как со стороны местных властей и сотрудников органов безопасности, так и населения изначально было враждебным. Многое зависело от администрации конкретного предприятия и района, но если говорить об общей картине, то нарушения прав были повсеместно.
Одной из особенностей данной категории контингента является то, что все они проходили процедуру фильтрации, государственной специальной проверки. Эту процедуру, должен был пройти каждый, кто побывал в окружении, в плену врага или был угнан на принудительные работы. Люди по-разному проходили фильтрационные процедуры: часть репатриантов прошла их на сборно-пересыльных пунктах и негативного отношения к себе не ощутила, другая же часть граждан подверглась пристрастному допросу и уголовному преследованию по ст. 58 УК РСФСР. Одни были направлены к месту прежнего жительства, благополучно прошли вторичную фильтрацию в местных проверочно- фильтрационной комиссии, встали на учет в органах НКВД-МВД и, после смерти И.В. Сталина, были сняты с него. Другие же, в составе рабочих батальонов были вынуждены в течение нескольких лет трудиться на промышленном предприятии, за которым были закреплены. Те, кто попадал под подозрение в сотрудничестве с немецкими властями, направлялись на спецпоселение. Однако в эту категорию зачастую попадали и те, кто виновен не был. В своих воспоминаниях, бывшие репатрианты отмечают, что им даже не объясняли причину, просто грузили в эшелоны и этапировали в проверочно-фильтрационные лагеря, а оттуда на поселение.
Создание института "фильтрации" имело объективные причины – в годы войны нередки были различные формы сотрудничества части военнопленных с фашистами. Проблема коллаборационизма в годы Второй мировой войны была наиболее острой в сравнении с другими периодами российской истории. В первые же недели и месяцы войны немцы захватили в плен огромное количество советских солдат и офицеров, часть из них сдалась добровольно и согласилась или была вынуждена сотрудничать с нацистами. Одной из форм фильтрации были спецлагеря НКВД. На севере области был создан проверочно- фильтрационный лагерь НКВД СССР № 0305, в котором внутренние перемещенные лица и репатрианты проходили специальную проверку. Кроме того, этот контингент содержался и в Нижнетагильском спецлагере
№ 153 и в спецлагере НКВД № 200 (г. Алапаевск). За все время фильтрацию в этих лагерях прошло около 12 тыс. человек.
Организация новой формы лагерей – проверочно-фильтрационных также была вызвана появлением категории контингента НКВД - репатриантов. Помимо основной цели – фильтрации, назначение этих лагерей состояло в том, чтобы обеспечить тот или иной промышленный объект рабочей силой. Устройство ПФЛ было сходным с исправительно- трудовыми, а условия содержания и режим ПФЛ отличись незначительно. Но если заключенные ИТЛ имели четкий фиксированный срок пребывания в лагере, то здесь время было ограничено фильтрационными процедурами.
Особое место занимает репрессивная деятельность органов госбезопасности в отношении репатриантов. Анализ этой деятельности показывает ее неоднозначный и противоречивый характер.
Наличие такого большого количества подозреваемых - одна четвертая от всех прибывших в область в составе рабочих батальонов граждан, было вызвано несколькими причинами. Во-первых, изначально негативное отношение к тем, кто побывал в немецком плену, предопределило большое количество арестованных среди репатриантов. Сотрудники органов НКВД-МВБ изначально были настроены к ним недоброжелательно, тем более, что «сверху» была дана соответствующая установка. Все, побывавшие за пределами СССР и видевшие уровень жизни в других странах, считались потенциальными врагами существующего строя.
Во-вторых, существовал план-разнарядка по набору контингента для работы в промышленности. В-третьих, такое количество подозреваемых можно определить как брак в чекистской работе. В общей атмосфере подозрительности в условиях начала «холодной войны» был усилен поиск «агентов мировой буржуазии, шпионов и диверсантов». Репатрианты же считались потенциальной базой для вербовки. Западные спецслужбы действительно использовали освобожденных из числа советских военнослужащих и гражданских лиц в качестве вербовочной базы. В связи с чем, действия органов госбезопасности не лишены логики, другое дело, что при этом были и крайности.
Без сомнения, среди репатриированных военнослужащих были лица, сотрудничавшие с оккупационными властями. Но большое число подозреваемых и репрессированных, а также воспоминания самих репатриантов ставит под сомнение виновность каждого четвертого прибывшего. Кроме того, процесс реабилитации, начавшийся в 1992 г. и не прекратившийся до сих пор показывает, что далеко не все эти граждане в действительности были «предателями, изменниками и шпионами».
Подробный анализ архивно-следственных дел репатриантов позволил выявить характерные принципы незаконности осуждения, проходящих по этим делам лиц. Обвинения часто основывались лишь на косвенных уликах или показаниях самих обвиняемых и не были доказаны в ходе следствия. В результате многие репатрианты были привлечены к уголовной ответственности и репрессированы по статье 58-1 «а», «б», 58-6 УК РСФСР (измена родине и шпионаж) незаконно.
Особенно это относилось к реэмигрантам из Китая, многие из которых впоследствии были арестованы по ст. 58-10 (антисоветская агитация) УК РСФСР 1926 г. Практически любого реэмигранта можно было привлечь по ст. 58-4-11 (оказание помощи мировой буржуазии и участие в контрреволюционных группировках) УК РСФСР за членство в эмигрантских организациях и отрядах, широко распространенных в Китае в годы Второй мировой войны.
Исследование показало, что в среде репатриантов можно выделить три крупные волны репрессий. Во-первых, в ходе проверки в 1944-1946 гг. было арестовано и взято в агентурную разработку большое количество репатриированных в СССР граждан. Из их среды выявлялись, прежде всего, изменники родины, агентура германской разведки и агентура разведывательных органов иностранных государств. Вторая «волна» затронула тех, кто был ранее в качестве подозреваемого взят в агентурную разработку. В результате этой разработки добывались сведения компрометирующего характера. Третий этап пришелся на начало
«холодной войны». В это время был усилен поиск «агентов мировой буржуазии, шпионов и диверсантов», а репатрианты входили в круг подозреваемых. Они действительно являлись потенциальной вербовочной базой иностранных спецслужб, но волна шпиономании и общая атмосфера подозрительности обусловили незаконность действий органов НКВД- НКГБ-МГБ-МВД.
Направленные в Свердловскую область в составе рабочих батальонов репатрианты, прибывали на сборный областной пункт в г. Свердловске, а затем распределялись по районам. Их распределяли по предприятиям, которые должны были предусмотреть мероприятия для создания дружественной атмосферы встречи, нормальных условий существования, хозяйственного и трудового устройства.
Основная масса репатриантов использовалась в трудоемких отраслях производства на предприятиях угольной промышленности, металлургических заводах, лесозаготовках и стройках. Направление значительного числа репатриантов в Свердловскую область и распределение их в основные промышленно значимые районы свидетельствует о том, что экономические мотивы в репатриации были весьма существенны.
Методы закрепления репатриантов в кадрах предприятий были стандартными. Среди них - ограничение права выбора места жительства и работы и материальные стимулы. Государство оказало нуждающимся репатриантам единовременную денежную помощь. Выдавались также ссуды на ремонт квартир и хозяйственное обзаведение в местах размещения. Их должны были выплачивать предприятия по заключению индивидуального трудового договора с членом семьи. Анализ архивных документов показал, что выплаты и ссуды в основном удалось получить реэмигрантам из Китая, приехавшим на Средний Урал после 1946 г.
Анализ трудового использования репатриантов показал, что в целом оно не всегда было эффективным в военные и послевоенные годы. Достичь полной отдачи мешала плохая организация производства, использование специалистов не по специальности, условия труда и материально-бытового положение. Из всех проблем бытового положения репатриантов и трудового использования можно выделить несколько основных. Самой острой была жилищная. Все, конечно, зависело от того предприятия и района, куда был направлен рабочий батальон, но в целом эта проблема в той или иной степени присутствовала во всех местах вселения. Далее это - низкий уровень организации производственного процесса, отсутствие механизации, качественного инструмента, технической учебы и повышения квалификации. Третьей проблемой была плохая обеспеченность продуктами питания, предметами быта и домашнего обихода.
В трудиспользовании различных категорий репатриированных граждан можно наблюдать некоторое различие. Если прибывшие с запада люди, были в основном задействованы на низкоквалифицированных работах, то при трудоустройстве реэмигрантов из Китая, принималась во внимание профессия, трудовые навыки и специальность. Это производилось согласно основной цели репатриации - обеспечить промышленность кадрами, в том числе и квалифицированными.
Условия содержания и режим в проверочно-фильтрационных лагерях режим содержания во многом был сходен с условиями, в которых содержались заключенные ИТЛ и ГУПВИ. Так, организация внутренней структуры ПФЛ соответствовала внутренней организации лагерей для иностранных военнопленных. Практически абсолютное сходство было и в распределении прав и обязанностей у граждан, содержащихся в ИТЛ и ПФЛ. Лагерный режим проверочно-фильтрационных лагерей был подчинен принципам поддержания дисциплины и извлечения наибольшей эффективности от трудиспользования содержащегося контингента. Вошедшие в состав контингента ПФЛ лица, распределялись в соответствии использованием их на контрагентских работах, то есть согласно потребностям государства. Уровень материального состояния спецлагерей напрямую зависел от конкретного хозяйственного органа, с которым был заключен договор на поставку рабочей силы.
Анализ, происходящих в ПФЛ процессов, позволил установить, что число внутренних перемещенных лиц и репатриантов, составляющее «трудовой фонд» лагеря, постоянно изменялось. Это происходило за счет вновь прибывающих из-за границы граждан, и за счет систематической передачи проверенных людей в кадры предприятий. Физическое состояние контингента также можно характеризовать двумя процессами. Лагерное начальство стремилось поддерживать нормальное состояние спецконтингента, необходимое для работы в тяжелых условиях. Однако в лагерь постоянно прибывали партии истощенных людей, которые требовали усиленного питания и лечения.
Одним из отличий трудиспользования репатриантов от заключенных ИТЛ было то, что за свою работу они получали заработную плату. Размер ее впоследствии был приравнен к зарплате вольнонаемных рабочих данного предприятия. Также обстояло и с дополнительным питанием и с материальным стимулированием труда. Существовала целая система денежных и других поощрений за выполнение и перевыполнение нормы. Все это делалось с целью повысить производительность труда. Нельзя сказать, что эта цель, хотя бы частично, не была достигнута. Например, благодаря труду репатриантов предприятие Бокситстрой за 1944-45 гг. выполняло и перевыполняло план по добыче алюминия.
Другое дело, что эти показатели и цифры достигались не только путем поощрений, но и за счет жесткой эксплуатацией людей. Труд на тяжелых горных шахтерских работах был опасен и требовал квалификации и технической оснащенности. Из-за недостатков в организации процесса производства: недостаточного освещения рабочих мест, отсутствия индивидуального освещения, касок, инструктажа по технике безопасности на производственных объектах, где трудились репатрианты, наблюдался повышенный травматизм и несчастные случаи. Кроме того, нередки были случаи, когда людей задерживали в лагере и после прохождения фильтрации.
Исследование показало, что принципы политики советского руководства в отношении различных видов спецконтингента были в полной мере применены и к репатриированным гражданам. Это прослеживалось как в неудовлетворительном обеспечении бытовых условий, так и в низком материальном уровне жизни фактически всех категорий репатриантов.
Анализ пребывания репатриантов в Свердловской области: их численности, состава, хозяйственно-бытового устройства и трудового использования, прохождение ими фильтрационно-проверочных процедур, а также сравнение этой категории спецконтингента с другими группами несвободных граждан позволяет выявить некоторые особенности их положения. Вместе с тем, анализ дает возможность осветить множество сторон жизни неизученного ранее контингента НКВД - репатриированных в СССР граждан.
Состав репатриируемых граждан, прибывающих в Свердловскую область, был представлен всеми категориями: прибывшие в составе рабочих батальонов, направленные по месту прежнего жительства, проходящие фильтрацию в спецлагерях НКВД, спецпоселенцы, а также репатрианты, направленные в ИТЛ по обвинению в измене родине и шпионаже. Контингент «репатрианты» использовались как рабочая сила на промышленных объектах Свердловской области. Структура их размещения была подчинена только одной цели - обеспечить промышленные районы области рабочей силой. Репатрианты в составе рабочих батальонов были направлены большинство районов на самые важные предприятия угольной промышленности, цветной и черной металлургии, а также в строительные тресты.
Прием, организация репатриации советских граждан из стран Европы и Азии, размещение, содержание и обеспечение бытовых условий и материальных нужд, организация трудового использования репатриантов потребовали немалых затрат сил и финансовых средств. Решение всех этих задач было возложено на Управление Уполномоченного по делам репатриантов, созданное в 1944 г., а позднее на Отдел Устройства. В областях и республиках СССР, куда были направлены репатрианты в составе рабочих батальонов и созданы проверочно-фильтрационные лагеря, организованы учет, фильтрация спецконтингента находились в ведении органов НКВД-НКГБ-МГБ-МВД. Размещение и трудоустройство реэмигрантов из Китая, прибывающих в область, было возложено на Отдел Переселений. Далее их судьба и материально-бытовое устройство во многом зависело от руководства того предприятия, к которому они были прикреплены. Другое дело, что они не всегда были готовы к приему граждан, не всегда могли обеспечить прибывших жильем, одеждой, обувью. Это служило причиной того, что люди терпели неоправданные лишения, да и производительность труда не соответствовала плану и установленным нормам.
Анализ вопросов, касающийся правового статуса репатриированных граждан, показывает следующую картину. Согласно всем законодательным документам репатрианты, направленные к месту постоянного жительства или для работы в промышленности в составе рабочих батальонов, являлись полноправными советскими гражданами. Более того, часть из них имела право на льготы как инвалиды Великой Отечественной войны, многодетные и одинокие матери. Репатрианты, направленные на предприятия и стройки министерств угольной и лесной промышленности, черной металлургии имели право получить ссуды на индивидуальное жилищное строительство и на хозяйственное обзаведение.
Все репатрианты при направлении на работу должны были быть использованы только по своей специальности.
Но права репатриантов не только не всегда и не везде соблюдались, но и открыто нарушались. Особенно частым нарушением было использование людей не по специальности, невыносимые материально- бытовые условия. Это относится как к тем, кто был целенаправленно направлен в промышленность и прибыл на объект в составе рабочего батальона, так и к тем, кто вернулся на свое прежнее место жительства. Имели место различные незаконные ограничения в отношении бывших военнопленных при трудоустройстве, поступлении на учебу и изменении местожительства. Часто отношение к тем, кто побывал в плену, как со стороны местных властей и сотрудников органов безопасности, так и населения изначально было враждебным. Многое зависело от администрации конкретного предприятия и района, но если говорить об общей картине, то нарушения прав были повсеместно.
Одной из особенностей данной категории контингента является то, что все они проходили процедуру фильтрации, государственной специальной проверки. Эту процедуру, должен был пройти каждый, кто побывал в окружении, в плену врага или был угнан на принудительные работы. Люди по-разному проходили фильтрационные процедуры: часть репатриантов прошла их на сборно-пересыльных пунктах и негативного отношения к себе не ощутила, другая же часть граждан подверглась пристрастному допросу и уголовному преследованию по ст. 58 УК РСФСР. Одни были направлены к месту прежнего жительства, благополучно прошли вторичную фильтрацию в местных проверочно- фильтрационной комиссии, встали на учет в органах НКВД-МВД и, после смерти И.В. Сталина, были сняты с него. Другие же, в составе рабочих батальонов были вынуждены в течение нескольких лет трудиться на промышленном предприятии, за которым были закреплены. Те, кто попадал под подозрение в сотрудничестве с немецкими властями, направлялись на спецпоселение. Однако в эту категорию зачастую попадали и те, кто виновен не был. В своих воспоминаниях, бывшие репатрианты отмечают, что им даже не объясняли причину, просто грузили в эшелоны и этапировали в проверочно-фильтрационные лагеря, а оттуда на поселение.
Создание института "фильтрации" имело объективные причины – в годы войны нередки были различные формы сотрудничества части военнопленных с фашистами. Проблема коллаборационизма в годы Второй мировой войны была наиболее острой в сравнении с другими периодами российской истории. В первые же недели и месяцы войны немцы захватили в плен огромное количество советских солдат и офицеров, часть из них сдалась добровольно и согласилась или была вынуждена сотрудничать с нацистами. Одной из форм фильтрации были спецлагеря НКВД. На севере области был создан проверочно- фильтрационный лагерь НКВД СССР № 0305, в котором внутренние перемещенные лица и репатрианты проходили специальную проверку. Кроме того, этот контингент содержался и в Нижнетагильском спецлагере
№ 153 и в спецлагере НКВД № 200 (г. Алапаевск). За все время фильтрацию в этих лагерях прошло около 12 тыс. человек.
Организация новой формы лагерей – проверочно-фильтрационных также была вызвана появлением категории контингента НКВД - репатриантов. Помимо основной цели – фильтрации, назначение этих лагерей состояло в том, чтобы обеспечить тот или иной промышленный объект рабочей силой. Устройство ПФЛ было сходным с исправительно- трудовыми, а условия содержания и режим ПФЛ отличись незначительно. Но если заключенные ИТЛ имели четкий фиксированный срок пребывания в лагере, то здесь время было ограничено фильтрационными процедурами.
Особое место занимает репрессивная деятельность органов госбезопасности в отношении репатриантов. Анализ этой деятельности показывает ее неоднозначный и противоречивый характер.
Наличие такого большого количества подозреваемых - одна четвертая от всех прибывших в область в составе рабочих батальонов граждан, было вызвано несколькими причинами. Во-первых, изначально негативное отношение к тем, кто побывал в немецком плену, предопределило большое количество арестованных среди репатриантов. Сотрудники органов НКВД-МВБ изначально были настроены к ним недоброжелательно, тем более, что «сверху» была дана соответствующая установка. Все, побывавшие за пределами СССР и видевшие уровень жизни в других странах, считались потенциальными врагами существующего строя.
Во-вторых, существовал план-разнарядка по набору контингента для работы в промышленности. В-третьих, такое количество подозреваемых можно определить как брак в чекистской работе. В общей атмосфере подозрительности в условиях начала «холодной войны» был усилен поиск «агентов мировой буржуазии, шпионов и диверсантов». Репатрианты же считались потенциальной базой для вербовки. Западные спецслужбы действительно использовали освобожденных из числа советских военнослужащих и гражданских лиц в качестве вербовочной базы. В связи с чем, действия органов госбезопасности не лишены логики, другое дело, что при этом были и крайности.
Без сомнения, среди репатриированных военнослужащих были лица, сотрудничавшие с оккупационными властями. Но большое число подозреваемых и репрессированных, а также воспоминания самих репатриантов ставит под сомнение виновность каждого четвертого прибывшего. Кроме того, процесс реабилитации, начавшийся в 1992 г. и не прекратившийся до сих пор показывает, что далеко не все эти граждане в действительности были «предателями, изменниками и шпионами».
Подробный анализ архивно-следственных дел репатриантов позволил выявить характерные принципы незаконности осуждения, проходящих по этим делам лиц. Обвинения часто основывались лишь на косвенных уликах или показаниях самих обвиняемых и не были доказаны в ходе следствия. В результате многие репатрианты были привлечены к уголовной ответственности и репрессированы по статье 58-1 «а», «б», 58-6 УК РСФСР (измена родине и шпионаж) незаконно.
Особенно это относилось к реэмигрантам из Китая, многие из которых впоследствии были арестованы по ст. 58-10 (антисоветская агитация) УК РСФСР 1926 г. Практически любого реэмигранта можно было привлечь по ст. 58-4-11 (оказание помощи мировой буржуазии и участие в контрреволюционных группировках) УК РСФСР за членство в эмигрантских организациях и отрядах, широко распространенных в Китае в годы Второй мировой войны.
Исследование показало, что в среде репатриантов можно выделить три крупные волны репрессий. Во-первых, в ходе проверки в 1944-1946 гг. было арестовано и взято в агентурную разработку большое количество репатриированных в СССР граждан. Из их среды выявлялись, прежде всего, изменники родины, агентура германской разведки и агентура разведывательных органов иностранных государств. Вторая «волна» затронула тех, кто был ранее в качестве подозреваемого взят в агентурную разработку. В результате этой разработки добывались сведения компрометирующего характера. Третий этап пришелся на начало
«холодной войны». В это время был усилен поиск «агентов мировой буржуазии, шпионов и диверсантов», а репатрианты входили в круг подозреваемых. Они действительно являлись потенциальной вербовочной базой иностранных спецслужб, но волна шпиономании и общая атмосфера подозрительности обусловили незаконность действий органов НКВД- НКГБ-МГБ-МВД.
Направленные в Свердловскую область в составе рабочих батальонов репатрианты, прибывали на сборный областной пункт в г. Свердловске, а затем распределялись по районам. Их распределяли по предприятиям, которые должны были предусмотреть мероприятия для создания дружественной атмосферы встречи, нормальных условий существования, хозяйственного и трудового устройства.
Основная масса репатриантов использовалась в трудоемких отраслях производства на предприятиях угольной промышленности, металлургических заводах, лесозаготовках и стройках. Направление значительного числа репатриантов в Свердловскую область и распределение их в основные промышленно значимые районы свидетельствует о том, что экономические мотивы в репатриации были весьма существенны.
Методы закрепления репатриантов в кадрах предприятий были стандартными. Среди них - ограничение права выбора места жительства и работы и материальные стимулы. Государство оказало нуждающимся репатриантам единовременную денежную помощь. Выдавались также ссуды на ремонт квартир и хозяйственное обзаведение в местах размещения. Их должны были выплачивать предприятия по заключению индивидуального трудового договора с членом семьи. Анализ архивных документов показал, что выплаты и ссуды в основном удалось получить реэмигрантам из Китая, приехавшим на Средний Урал после 1946 г.
Анализ трудового использования репатриантов показал, что в целом оно не всегда было эффективным в военные и послевоенные годы. Достичь полной отдачи мешала плохая организация производства, использование специалистов не по специальности, условия труда и материально-бытового положение. Из всех проблем бытового положения репатриантов и трудового использования можно выделить несколько основных. Самой острой была жилищная. Все, конечно, зависело от того предприятия и района, куда был направлен рабочий батальон, но в целом эта проблема в той или иной степени присутствовала во всех местах вселения. Далее это - низкий уровень организации производственного процесса, отсутствие механизации, качественного инструмента, технической учебы и повышения квалификации. Третьей проблемой была плохая обеспеченность продуктами питания, предметами быта и домашнего обихода.
В трудиспользовании различных категорий репатриированных граждан можно наблюдать некоторое различие. Если прибывшие с запада люди, были в основном задействованы на низкоквалифицированных работах, то при трудоустройстве реэмигрантов из Китая, принималась во внимание профессия, трудовые навыки и специальность. Это производилось согласно основной цели репатриации - обеспечить промышленность кадрами, в том числе и квалифицированными.
Условия содержания и режим в проверочно-фильтрационных лагерях режим содержания во многом был сходен с условиями, в которых содержались заключенные ИТЛ и ГУПВИ. Так, организация внутренней структуры ПФЛ соответствовала внутренней организации лагерей для иностранных военнопленных. Практически абсолютное сходство было и в распределении прав и обязанностей у граждан, содержащихся в ИТЛ и ПФЛ. Лагерный режим проверочно-фильтрационных лагерей был подчинен принципам поддержания дисциплины и извлечения наибольшей эффективности от трудиспользования содержащегося контингента. Вошедшие в состав контингента ПФЛ лица, распределялись в соответствии использованием их на контрагентских работах, то есть согласно потребностям государства. Уровень материального состояния спецлагерей напрямую зависел от конкретного хозяйственного органа, с которым был заключен договор на поставку рабочей силы.
Анализ, происходящих в ПФЛ процессов, позволил установить, что число внутренних перемещенных лиц и репатриантов, составляющее «трудовой фонд» лагеря, постоянно изменялось. Это происходило за счет вновь прибывающих из-за границы граждан, и за счет систематической передачи проверенных людей в кадры предприятий. Физическое состояние контингента также можно характеризовать двумя процессами. Лагерное начальство стремилось поддерживать нормальное состояние спецконтингента, необходимое для работы в тяжелых условиях. Однако в лагерь постоянно прибывали партии истощенных людей, которые требовали усиленного питания и лечения.
Одним из отличий трудиспользования репатриантов от заключенных ИТЛ было то, что за свою работу они получали заработную плату. Размер ее впоследствии был приравнен к зарплате вольнонаемных рабочих данного предприятия. Также обстояло и с дополнительным питанием и с материальным стимулированием труда. Существовала целая система денежных и других поощрений за выполнение и перевыполнение нормы. Все это делалось с целью повысить производительность труда. Нельзя сказать, что эта цель, хотя бы частично, не была достигнута. Например, благодаря труду репатриантов предприятие Бокситстрой за 1944-45 гг. выполняло и перевыполняло план по добыче алюминия.
Другое дело, что эти показатели и цифры достигались не только путем поощрений, но и за счет жесткой эксплуатацией людей. Труд на тяжелых горных шахтерских работах был опасен и требовал квалификации и технической оснащенности. Из-за недостатков в организации процесса производства: недостаточного освещения рабочих мест, отсутствия индивидуального освещения, касок, инструктажа по технике безопасности на производственных объектах, где трудились репатрианты, наблюдался повышенный травматизм и несчастные случаи. Кроме того, нередки были случаи, когда людей задерживали в лагере и после прохождения фильтрации.
Исследование показало, что принципы политики советского руководства в отношении различных видов спецконтингента были в полной мере применены и к репатриированным гражданам. Это прослеживалось как в неудовлетворительном обеспечении бытовых условий, так и в низком материальном уровне жизни фактически всех категорий репатриантов.
Подобные работы
- Репатрианты в Свердловской области в 1943 - начале 1950-х гг.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



