Актуальность темы. Анализ развития России в последние полтора десятилетия заставляет пересмотреть многие представления, которые казались устоявшимися и незыблемыми. Одним из них стало представление о роли философии в жизни общества. На протяжении почти всего ХХ века было принято полагать, что философия есть вершина научной мудрости, опирающаяся на достижения всех частных наук: она соединяет все знания, добытые учеными, в единое научное мировоззрение. Считалось, что изучение основ философии во всех государственных учебных учреждениях - а иных просто не было - позволит донести это научное мировоззрение до всех и каждого. На таком надежном фундаменте только и может строиться и политика государства, и повседневная жизнь любого его гражданина.
Реформы, начавшиеся в 1991 году и поддержанные на выборах большинством народа России, поставили такое видение общественной миссии философии под сомнение. В демократическом обществе нет и не может быть обязательного к усвоению всеми мировоззрения, санкционированного государством. Свобода мысли и свобода слова предполагают наличие множества различных мировоззрений, выражающих жизненные позиции разных социальных слоев и групп, которые ведут между собой диалог, отстаивая собственные интересы. Такой диалог на принципах толерантности, допускающей «ненасильственное существование разномыслия» (М.Б. Хомяков), происходит в парламенте, в средствах массовой информации, а также и в университетских аудиториях. Он и позволяет определить ту политику, которая является результатом социального компромисса и позволяет учитывать интересы различных социальных субъектов.
В условиях мировоззренческого плюрализма не может быть одной единственной философии, которая обладала бы монополией на истину. Поскольку же философские учения, допускавшие множественность истин, в России ХХ века были просто не известны никому, кроме узкого круга специалистов, стали раздаваться голоса, требующие отказаться от философии вообще как рудимента тоталитарного общества, заменить ее социо-логией, политологией и правом позитивистского толка, которые просто фиксируют факты и существующие тенденции, предоставляя делать мировоззренческий и жизненный выбор самому гражданину.
Времена философии, навязываемой государством «сверху» всем своим гражданам, миновали. Почти полтора десятилетия Россия живет без официального философского мировоззрения. И тем не менее нет оснований считать, что философия в России исчезла, что она утратила всякое влияние на повседневную жизнь людей. Рассматривая сегодняшнюю ситуацию в стране, остается только признать правоту И.Канта: «Чтобы дух человека когда-нибудь совершенно отказался от метафизических исследований, это также невероятно, как и то, чтобы мы когда-нибудь совершенно перестали дышать из опасения вдыхать нечистый воздух. Всегда, более того, у каждого человека, в особенности у мыслящего, будет метафизика и при отсутствии общего мерила у каждого на свой лад. То, что до сих пор считалось метафизикой, не может удовлетворять никакой пытливый ум, а совсем отказаться от метафизики невозможно, ...так как нет других средств удовлетворить эту настоятельную потребность, которая есть нечто большее, чем простая любознательность» .
Действительно, «у каждого человека, в особенности у мыслящего» сегодня есть своя метафизика, то есть свои представления о мире в целом, о силах, движущих им, о свободе, о возможностях человеческого познания, о той организации общества, которая была бы оптимальной. Философ по профессии может вслед за Кантом считать, что эта «жизненная философия», «профанная метафизика» неудовлетворительна, далека от научности, а порой и вовсе являет собой соединение грубо упрощенных философских рассуждений с мифологическими и религиозными представлениями. Тем не менее, факт остается фактом: сегодняшняя история России делается людьми, которые руководствуются собственными философско- мировоззренческими идеями. Не следует с просветительским высокомерием отвергать их с порога как грубые и наивные заблуждения хотя бы потому, что по данным статистики четверть трудящихся россиян имеет высшее образование. Но, разумеется, не следует и считать эти «жизненные философии» адекватной заменой философии профессиональной.
Нужно просто принять как данность, что сегодняшние экономические, политические и культурные процессы направляются тем, что ранее снисходительно именовалось «обыденным сознанием». Философ никогда больше не сможет «исправлять» его, назидать массы, заручившись государственной поддержкой. Если он желает оказывать влияние на жизнь своей страны, ему придется действовать иначе, чем действовали просветители давнего и недавнего прошлого, рассчитывавшие на поддержку «просвещенных государей». Он должен изучать жизненные философии своих сограждан, выявлять логику их построения, далеко не всегда совпадающую с логикой философа по профессии; постигать не только идеи и «мнения», но и системы ценностных представлений, отстаивание которых всегда неотделимо от социальных чувств. Иначе говоря, от философа сегодня требуется понимание менталитетов различных социальных слоев и групп, на основе которого он только и сможет выработать свои собственные способы влиять них, утверждать в них те философско-мировоззренческие представления, которые считает обоснованными и верными.
Все это и определяет актуальность историко-философского исследования тех идей, которые были положены в основу теории исторического познания представителями школы «Анналов», то есть сообщества единомышленников, существующего во Франции с конца двадцатых годов ХХ века. Используемое в данной работе название - школа «Анналов» - достаточно условно, хотя и является распространенным и устоявшимся в научной литературе. Так принято называть тех французских исследователей, которых объединяет не формальный признак (совместная работа в одном из университетов или научных центров), а приверженность некоторым общим принципам, которыми они руководствуются в исторических и культурологических исследованиях. Именно приверженность этим принципам и отличает тех, кто публиковался и публикуется в журнале «Анналы». Название журнала выступает в данном случае - точно так же, как это было с названиями российских литературных журналов, - символом определенного идейного течения, представители которого могут заниматься рассмотрением различных вопросов, действовать в разных областях, но при этом разделять некоторые исходные, фундаментальные идеи. Наиболее известными представителями школы «Анналов» являются Ф. Арьес, М. Блок, Ф. Бродель, Р. Бутрюш, А. Бюргьер, М. Вовель, Ж.-И. Гренье, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, Б. Лепти, Э. Ле Руа Ладюри, Р. Мандру, Ж. Ревель, Л. Февр, Ф. Фюре, Р. Шартье.
Теоретические основоположения школы «Анналов» не выводятся из конкретных историографических исследований, которые проводили и проводят ее представители. Они есть результат рефлексии исторической науки. Они выражают самосознание истории и культурологии, которое не может быть никаким иным, кроме как философским. Любая из наук, как только она ставит вопрос о своих основах, возможностях и пределах, о своем месте в культуре человечества и влиянии на жизнь человечества, неизбежно выходит за свои «частно-научные» пределы и разрабатывает свою философию, явно или неявно черпающую свои представления из философии академической. Следовательно, анализ таких предельных философских оснований, на которых конституирует себя школа «Анналов», относится к компетенции историка философии.
Актуальность такого анализа определяется тем, что на протяжении многих десятилетий школа «Анналов» занимается такими исследованиями, которые только начинаются в современной России - анализом менталитетов различных социальных групп и слоев общества. Представителями школы «Анналов» развита оригинальная философия исторического познания, согласно которой историю и культуру творит мыслящий народ, а потому все достижения материальной культуры несут на себе отпечаток его ментальности. Исследование этой философии исторического познания, анализ ее положений способен многое прояснить и в современных российских реалиях.
Степень разработанности проблемы. Научные труды школы «Анналов» достаточно хорошо известны не только историкам, но и философам.
Оригинальная модель исторического процесса, предложенная представителями этой школы, неизбежно рассматривается и обсуждается теми исследователями, которые заняты проблемами философии истории и предлагают собственные концепции исторического развития. Различные идеи школы «Анналов» анализируются в монографиях и статьях М.А. Барга, О.Л. Вайнштейна, А.Я. Гуревича, И.Д. Ковальченко, В.И. Метлова, В.М. Мучника, Л.П. Репиной, О.Ф. Русаковой, В.Г. Федотовой, К.В. Хвостовой.
Среди работ, непосредственно посвященных анализу научных трудов школы «Анналов», можно указать монографии и статьи А.В. Адо, К. А. Агирре Рохаса, Ф. Артоги, Ю. Н. Афанасьева, Ю.Л. Бессмертного, А. Бюргьера, И. Валлерстайна, В. Вжозека, Ж.-И. Гренье, В.М. Далина, Н.Н. Зубаковой, И.С.Кона, Б. Лепти, А. Д. Люблинской, В.М. Малова, Л.А.Пименовой, А. Про, Ж. Ревеля, Л.П. Репиной, И.И. Розовской, М. Рожанского, О.Ф. Русаковой, Ю.И. Семенова, Я.Д. Серовайского, В.Р. Смирнова, М.Н. Соколовой, А.Ю. Соломеина, Л.Уокера, А.С. Ходонова, В.А. Шкуратова, М. Эмара, А.Л. Ястрембитской, P. Burke, F. Боззе. Однако эти исследования посвящены разным аспектам научной деятельности школы «Анналов». Во многих из них рассматриваются конкретные достижения школы в сфере историографии и культурологии. Меньшее количество работ посвящено анализу методологии исторического познания, ее сравнению с методологией иных историографических и культурологических школ. Монографии и статьи, специально посвященные прояснению философско-мировоззренческих оснований и истоков философии исторического познания, разработанной в школе «Анналов», до сих пор отсутствуют.
Поскольку главной темой данной работы является анализ понимания менталитета в школе «Анналов», мы, разумеется, не можем обойти вниманием те статьи и монографии российских и зарубежных авторов, которые были посвящены раскрытию содержания понятия «менталитет» и возможности применения его в гуманитарных науках. Среди таких исследований, посвященных анализу понятия «менталитет» и близких ему по содержанию, следует назвать работы П. Арискина, Ю.В. Бромлея, A. П.Бутенко, М. Вебера, В.П. Визгина, У. Джемса, А. Я. Гуревича, И.Канта, А.С. Кармина, П. Козловски, Ю.В. Колесниченко, В.Г. Кусова, Л. Леви-Брюля, Б.В. Маркова, М. Оссовской, А. Пиррена, А.В. Перцева, B. К. Трофимова, У. Уокера, Й. Хейзинги, В. А. Шкуратова.
Объект исследования: концепция философии истории, развитая представителями первых трех поколений школы «Анналов» (1929-1994гг.).
Предмет исследования: философские основания концепции философии истории, созданной в школе «Анналов», наиболее полно проявляющиеся в системе представлений о менталитете.
Цель диссертационного исследования: проанализировать развитую школой «Анналов» концепцию менталитета как конституирующей силы в историческом процессе, выявить ее философские истоки и философское содержание, дать их историко-философский анализ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. определить специфику историко-философского исследования трудов школы «Анналов», т.е. прояснения предельных философско-мировоззренческих оснований, на которых строятся историографические концепции французских историков;
2. проанализировать понятие «менталитет», призванное описывать конституирующую силу, реализующую себя в истории; провести критическое сопоставление различных трактовок этой категории в работах различных представителей школы «Анналов»;
3. прояснить философские истоки концепции менталитета, развитой в школе «Анналов», изучить то влияние, которое оказали на создание этой концепции философы Х1Х-ХХ веков.
Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании используется метод сравнительного историко-философского исследования, позволяющий выявлять генезис и дальнейшую эволюцию философско-теоретических представлений о сущности исторического процесса и специфике его изучения.
Новизна исследования заключается:
1. в целенаправленном выявлении комплекса тех философско-теоретических оснований, на которых базируются конкретные историографические и культурологические штудии школы «Анналов»;
2. в прояснении философского содержания понятия «менталитет», которое обозначает в школе «Анналов» конституирующую силу исторического процесса;
3. в выявлении философских истоков концепции менталитета, своеобразно соединяющей у представителей школы «Анналов» отдельные идеи марксизма, структурализма, интуитивизма А. Бергсона, психоанализа, герменевтики.
Положения, выносимые на защиту:
- Дух французской историографической школы «Анналов», обеспечивающий ее идентичность, определяется именно уникальным синтезом философских идей, в результате которого возникла не эклектическая конструкция, а оригинальная, качественно новая концепция исторического познания. Этот синтез требует историко-философского исследования, несмотря на антиметафизические декларации представителей школы.
- Дистанцированность историков от профессиональной академической философии дала им возможность акцентировать и соединить те философские идеи, которые представлялись им эвристически плодотворными для исторического исследования, но которые философ-профессионал считал совершенно несовместимыми, поскольку их развивали представители различных течений и направлений.
- Из марксизма школой «Анналов» была воспринята идея исторического процесса как результата творчества масс, которое выражается не в создании «идеологических», «надстроечных» конструкций, а прежде всего в создании материальной культуры. Поэтому историк должен обратить свое внимание именно на нее. Из позитивизма была заимствована техника «очищения» такого рода исторических источников от субъективных интерпретаций и принципиальное неприятие спекулятивных схем, предопределяющих восприятие источников. Но после этого очищенные от метафизики исторические источники должны стать предметом своеобразной исторической герменевтики: по ним следует восстановить образ мышления народа, творящего историю.
- Именно менталитет народа, неотрывный от его образа жизни, и представляет, по мнению историков школы «Анналов», движущую силу исторического развития, поскольку он реализуется в практической деятельности народа. Менталитет народа являет собой неразрывное единство мышления, ориентированного на практику, воли и социальных чувств. Этот тезис школы «Анналов» позволяет усмотреть существенное сходство ее философской базы с «философией жизни», в особенности - с бергсонианством.
- Представление о менталитете народа как движущей силе исторического развития является непосредственно философским по своему происхождению. Именно оно и обеспечивает единство школы «Анналов», не закрепленное институционально. В то же время нельзя не видеть индивидуальных особенностей в понимании менталитета у различных представителей школы «Анналов».
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории современной зарубежной философии и по философии истории, специальных курсов по культурологии, посвященных проблеме единства культуры народа в различных ее проявлениях.
Апробация результатов исследования. Материалы, изложенные в диссертационном исследовании, были представлены на Зимней школе молодых ученых «Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт» (январь-февраль 2000г.); на конференциях «Антропоэкология как педагогика жизнедеятельности» (апрель 2001г.); «Повседневная толерантность: методология описания и практика формирования» (апрель 2004г.); «Актуальные проблемы модернизации исторического и обществоведческого образования» (июнь 2004г.). По проблемам диссертации опубликованы работы общим объемом 5,7 печатных листа.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории философии Уральского государственного университета им. А.М. Горького и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Общий объем - 161 страница. Список литературы включает в себя 229 наименований.
В заключении к работе формулируются основные выводы и результаты исследования:
- Историко-философский анализ трудов школы «Анналов» показывает, что при всех критических демаршах против метафизики ее представители исходят из предельных философских оснований, которые отнюдь не выводятся из исторических фактов, данных в опыте, а предшествуют им и задают характер их интерпретации. Именно общность исходных философских принципов определяет единство и преемственность существования школы «Анналов»;
- Философская основа школы «Анналов» представляет собой оригинальный синтез идей, выдвинутых под влиянием достаточно разнородных философских течений. Влияние марксизма проявляется в том, что за экономикой признается важное значение в жизни человеческого общества, что именно она определяет характер образа жизни народа, повседневное его существование. Однако, в отличие от марксизма, представители школы «Анналов» трактуют экономику не как первопричину, а как наглядно-материальное воплощение народного менталитета, видя в нем творческое, созидательное начало, некую «энергию», которая не может быть постигнута исключительно рациональными методами. Влияние позитивизма проявляется в высочайшей оценке роли факта в историческом познании, в отказе от умозрительных схем « философии истории». Однако, в отличие от позитивистов, представители школы «Анналов» склонны искать за фактами «смысл», а не просто фиксировать регулярности и повторяемости. Этот «смысл» и задается менталитетом народа. Наконец, влияние «философии жизни» и в особенности учения А.Бергсона проявляется в том, что признается важное значение внерациональных компонентов в человеческой психике, в жизни индивида и общества. Менталитет трактуется как неразрывное единство рациональных и эмоциональных компонентов. Но, в отличие от концепций «философии жизни», представители школы «Анналов» отвергают расплывчатость и нестрогость выводов, которая отличает философов романтического толка, требуют строго соответствия герменевтических интерпретаций материальной культуры принятому в исторической науке способу отношения к источникам.
- Суть концепции представителей школы «Анналов» сводится к тому, что историю творит народ как носитель определенного менталитета. Этот менталитет неотделим от образа жизни и выступает в роли непосредственного основания для всех видов деятельности народа. Поэтому следует отказаться от исторического познания как исследования интерпретаций событий, а перейти к «самим вещам», к памятникам материальной культуры. Однако эти «вещи» должны рассматриваться как формы материализации народного менталитета, творящего историю. Налицо специфическая форма исторической герменевтики, заставляющая вспомнить о В.Дильтее, но - ограниченная представлениями о строгости и доказательности, принятыми в исторической науке.
- Понятие «менталитет» является ключевым в системе философских представлений школы «Анналов». На каждом из этапов существования школы оно претерпевало некоторые изменения, а также отличалось известным своеобразием толкования у каждого из представителей школы. Тем не менее есть основания говорить о принципиальном единстве толкования понятия «менталитет», которое во многом определяет самотождественность школы «Анналов. Менталитет трактуется как начало, творящее историю и в то же время выражающее отношение народа к результатам собственной деятельности, его представление о собственных жизненных устремлениях, ценностях и идеалах.
- Концепция народного менталитета как движущей силы в истории не свободна от недостатков. Она не позволяет строго определить критерии истинности в историческом познании, заставляет приходить к некоторым выводам, которые поддаются лишь ограниченной верификации. Тем не менее, такой подход может быть эвристически ценным и актуальным в современном обществе - как на Западе, так и в России, когда авторитетность и влиятельность умозрительных теорий о смысле и движущих силах истории значительно девальвировались в массовом сознании. Такой подход можно и нужно рассматривать как важное дополнение к традиционным подходам исторической науки как необходимое ограничение ее сциентизма.
1. Сарпова О.В. Ментальность: понятие и сущность// Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы. Тюмень: ТОГИРРО. - 2003. - № 6. - С. 11-15.
2. Сарпова О.В. Методологический плюрализм школы «Анналов» // Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы. Тюмень: ТОГИРРО. - 2003. - № 6. - С. 48-53.
3. Сарпова О.В. Проблема обновления содержания исторического образования через призму опыта французской историографической школы «Анналов»: необходимость изучения ментальности// Педагогическая и региональная культурология. Вып. 3./Под ред. Вержицкого Г. А., Макарени А.А., Кривых С.В. СПб-Новокузнецк-Тюмень, ТОГИРРО, 2001. - С. 20-24.
4. Сарпова О.В. Роль и место менталитета в историческом процессе. Мет.пос. - Тюмень: ТОГИРРО, 2004. - 41с.
5. Сарпова О.В. Философские предустановки историка, их влияние на профессиональную деятельность// Теория и методология современного научного исследования в Тюменском регионе/Под ред. А.А. Макарени.- Тюмень: ТОГИРРО, 2004. - С. 85-107.
6. Сарпова О.В. Формирование ценностей современного общества: антропологический аспект (по материалам исследований французского историка Жака Ле Гоффа)// Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы. Тюмень: ТОГИРРО. - 2003. - № 6. - С. 56-65.
7. Сарпова О.В. Формирование ценности труда в современном обществе (по материалам исследований французского историка Жака Ле Гоффа)// Социальное партнерство в сфере профессионального образования. Материалы межотраслевой регионально-практической конференции 22-23 апреля 2004г. Тюмень: ТОГИРРО, 2004. - С. 28-30.