Актуальность. Анализ научной литературы показал, что понятие «позиция» рассматривалось с разных точек зрения в русле философии и педагогики - жизненная позиция (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.В.Макаров); социологии и социальной психологии - социальная позиция (Г.М. Андреева, И.С.Кон, Д.Б.Парыгин, Л.А.Петровская, A. В.Петровский и др.); психологии личности и психологии развития - позиция личности, внутренняя позиция (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.С. Мухина); психологии труда и педагогической психологии - профессиональная позиция, ролевая позиция (Е.В.Антонюк, Ю.М. Жуков, И.С. Кон, М.Д. Лаптева, B. С. Торохтий и др.), родительская позиция (Т.В.Архиреева, Т.В. Брагина, Т.В. Снегирева, Е.Л. Пороцкая, А. С. Спиваковская, А.А.Чекалина, О.В. Шапатина и др.).
При анализе работ, посвященных родительским позициям, выяснилось, что современный этап исследования родительских позиций характеризуется следующими особенностями:
- отсутствием системного подхода к трактовке родительских позиций, то есть их связи с другими позициями личности (жизненная, личностная, социально-ролевая);
- нечеткостью, расширительной трактовкой понятия «родительская позиция» как одного из синонимов множества других терминов, обозначающих воспитательный процесс в семье;
- отсутствием общей классификации родительских позиций и слабой очерченностью специфики материнской и отцовской родительских позиций;
- рассмотрением родительских позиций в статичном состоянии и недостаточной изученностью их динамики применительно к половозрастным и индивидуально-психологическим характеристикам детей;
- преобладанием исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и дефицитом подобных исследований в семьях подростков;
- отсутствием моделей и технологий формирования родительских (материнских и отцовских) позиций.
С другой стороны, результаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной ситуации развития подростков с изменением внутренней позиции личности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослыми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в самостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимости, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, М.Ю. Кондратьев, А. В. Петровский, К.Н.Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф.Райс и др.). Поэтому эффективность семейного воспитания во многом зависит от гибкости родительских позиций, которая определяет меру свободы и самостоятельности растущей личности и соотносится с ее возрастно-половыми и индивидуально-психологическими особенностями.
Однако, как показывают исследования (Е.Е. Ромицына, И.А. Хоменко, А.Н. Елизаров и др.) и семейная практика, многие родители ригидны в своих установках на ребенка, материнская и отцовская позиции часто не дифференцируются и не согласуются между собой.
Таким образом, возникает ряд противоречий:
- между перестройкой внутренней позиции подростков, проявлениями чувства взрослости, требующими обособления его личности, и практикой семейного воспитания, связанной с неадекватностью родительских позиций;
- между распространенностью неадекватного подхода к семейному воспитанию подростков и слабостью научной трактовки сущности адекватности родительских позиций применительно к подростковому возрасту;
- между необходимостью адекватности родительского влияния на подростка и отсутствием психолого-педагогической технологии формирования адекватных родительских позиций;
Цель исследования: изучение особенностей родительских позиций и разработка психолого-педагогической технологии коррекции воспитательной практики семьи подростка через формирование их адекватности.
Объект исследования: родительские позиции в аспекте их влияния на воспитательную практику семьи.
Предмет исследования: особенности родительских позиций в семьях подростков и психолого-педагогическая технология формирования их адекватности.
Гипотеза исследования: адекватность родительских позиций обусловливает воспитательный потенциал семьи, а психолого-педагогическая технология ее формирования является способом коррекции нарушений воспитательной практики семьи подростка.
Задачи исследования:
1. Обоснование психологической сущности родительской позиции как системы отношений родителя.
2. Уточнение теоретических представлений об адекватности родительских позиций и доказательство ее влияния на воспитательную практику в семьях подростков.
3. Определение критериев и разработка модели общей классификации родительских позиций.
4. Выявление типологии материнской и отцовской родительских позиций, факторов и психологических механизмов их реализации.
5. Разработка и апробация психолого-педагогической технологии коррекции воспитательной практики в семьях подростков на основе формирования адекватных родительских позиций.
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие). Рассматривая родительские позиции в семьях подростков, в качестве теоретической основы исследования мы используем концепции отношения В.Н. Мясищева, персонализации А.В. Петровского, родительства как психологического и социокультурного феномена Р.В.Овчаровой, И.С. Кона, а также опираемся на исследования психологии подростка Л. С. Выготского, В.С. Мухиной, Д. И. Фельдштейна и др.
Теоретико-методологической основой практической части исследования являются принципы психологической коррекции, разработанные Л. С. Выготским, теория планомерного формирования деятельности П.Я.Гальперина, современные идеи о методе формирования А.Г.Лидерса, А.К.Марковой, А.Б.Орлова, концепция педагогической технологии Г.К. Селевко.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитический и теоретический (анализ литературы и моделирование), эмпирические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико- статистические (дескриптивной статистики, корреляционного, факторного и кластерного анализа).
Научная новизна исследования состоит:
1) в рассмотрении родительских позиций во взаимодействии с другими позициями личности родителей;
2) в анализе родительских позиций как системы отношений родителя;
3) в выделении в качестве основного признака эффективности родительских позиций их адекватности;
4) в выявлении зависимости воспитательной практики семьи от адекватности родительских позиций;
5) в разработке технологии коррекции воспитательной практики родителей на основе формирования адекватных родительских позиций.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1) в определении психологической сущности родительской позиции как системы отношений родителя (отца, матери) в структуре позиций личности;
2) в экспериментальном подтверждении теоретических представлений об адекватности родительских позиций применительно к подростковому возрасту;
3) в определении критериев родительских позиций и создании на этой основе модели их общей классификации;
4) в уточнении специфики родительских отцовских и материнских родительских позиций;
5) в выявлении психологических механизмов реализации материнской и отцовской родительской позиции.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанной психолого-педагогической технологии в индивидуальном и семейном консультировании родителей. Она предназначена для гармонизации отношений между родителями, профилактики детско- родительских конфликтов и коррекции нарушений воспитательной практики в семьях подростков. Технология использовалась в производственной практике студентов-психологов при работе с родителями в школах г. Кургана, Шадринска, Ханты-Мансийска. Материалы исследования применимы в преподавании курсов «Психология семьи», «Педагогическая психология», так как были апробированы на психологических факультетах Курганского государственного университета и Шадринского государственного педагогического института.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается применением общеметодологических принципов, опорой на фундаментальные психологические исследования, сопоставлением предварительных результатов исследования с результатами экспериментальной проверки основных теоретических выводов, а также апробацией соответствующих материалов на практике. Статистическая обработка материалов исследования выполнялась с помощью пакета программ STADIA 5.0 и STATISTICA 5 и включала оценку достоверности полученных данных на уровне значимости 0,05; 0,01 и 0,001.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на расширенном заседании кафедры общей и социальной психологии Курганского государственного университета. Они обсуждались на конференциях аспирантов, молодых исследователей Зауралья, областных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях (г.г. Курган, Шадринск, Москва, 2001, 2003,2004); на международных конференциях «Личность в современном мире», «Психология родительства и семейного воспитания», «Психология общения: социокультурный анализ» (г.г. Курган, 2001, 2004; Ростов-на-Дону, 2003), Международном конгрессе молодых ученых «Науки о человеке» (г. Томск, 2004).
Основные идеи и научные результаты по теме исследования отражены в научных отчетах по исследовательскому проекту №УР. 10.01.040 -
«Университеты России» за 2003, 2004 г.г. Они включены в учебное пособие Р.В.Овчаровой «Психология родительства», рекомендованное УМО по классическому университетскому образованию для вузов России. Исследовательский проект по материалам исследования «Технология формирования адекватности родительских позиций - «Семейный круг» является лауреатом Курганского областного Молодежного конкурса 2004 г.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Родительская позиция - это система отношений родителя (отца, матери) к родительству, себе как родителю, родительской роли, ребенку и воспитательной практике, которая влияет на характер воспитательной практики семьи.
2. Адекватность родительских позиций как соответствие социальной ситуации развития подростка, социальным и воспитательным ролям отца и матери и позитивному восприятию подростка определяет их эффективность и реализуется в семьях с высоким воспитательным потенциалом.
3. Отцовские и материнские родительские позиции характеризуются общими и специфическими признаками, обусловливающими их типологию.
4. Реализация отцовских и материнских родительских позиций осуществляется через особые психологические механизмы.
5. Психолого-педагогическая технология изменения системы отношений родителя в аспекте их адекватности является способом коррекции нарушений воспитательной практики в семьях подростков.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 158 наименований, в том числе 8 - на иностранном языке, 10 приложений. Объем диссертации составляет 161 страницу машинописного текста, приложение - 74 страницы. В диссертации 19 рисунков, 22 таблицы.
В заключении формулируются основные выводы теоретического и эмпирического исследования, отмечаются перспективы дальнейшего изучения родительских позиций как психолого-педагогического феномена.
Выводы:
1. Родительская позиция - это система отношений родителя (отца, матери): к своему ребенку, родительской роли, воспитательной практике, себе как родителю (отцу, матери), родительству в целом. Системообразующими компонентами структуры родительских позиций являются первые три типа отношений, которые могут рассматриваться в качестве интегрального показателя родительских позиций.
2. Родительские позиции эффективны, если они адекватны социальной ситуации развития подростка, соотносятся с позитивным восприятием воспитательной практики родителей ребенком и воспитательными ролями отца и матери, не носят несформированного характера. В условиях демократизации семьи они не обусловлены традиционным распределением мужских и женских ролей в семье. Родители в семьях с высоким воспитательным потенциалом характеризуются большей демократичностью, наличием стиля сотрудничества, стремлением к общению, конструктивному диалогу, товарищеским взаимоотношениям с подростком, позитивными представлениями о родительстве, гармоничным стилем воспитания, то есть - наличием адекватных родительских позиций.
3. Общими факторами реализации родительских позиций в семьях подростков являются: доминирующая гиперпротекция, игнорирование потребностей ребенка, чрезвычайное вмешательство в его внутренний мир ребенка и сверхавторитет родителя. Специфические факторы отцов - потворствование ребенку; матерей - противоречивость матери. Общими типами родительских позиций в семьях подростков являются: адекватная и неадекватные - директивная, лидерская, потакающая, отстраненная, автономная, конформная и неустойчивая; специфическими для матерей - зависимая, для отцов - попустительская.
4. Основными психологическими механизмами реализации родительских позиций в семьях подростков являются: подавление ребенка, игнорирование ребенка; подавление родителем себя, компенсация личностной несостоятельности отца/матери, проекция неадекватности родителя на воспитательную практику.
5. Психолого-педагогическая технология формирования адекватных родительских позиций через изменение отношения отца и матери к родительству, родительской роли, ребенку и воспитательной практике, формирование субъектной позиции подростка в межличностных отношениях с родителями и практики субъект-субъектного общения в детско-
родительском взаимодействии является способом коррекции нарушений воспитательной практики семьи.
Проведенное исследование показало высокую эвристичность проблемы. Дальнейшие исследования могут быть продолжены в плане изучения специфики родительских позиций и ее динамики в разных возрастах детей; определении зависимости родительских позиций от различных социально-психологических факторов и других.
1. Жигалин С.С. К вопросу об исследовании динамики родительских позиций в семьях с разным воспитательным потенциалом //Личность в современном мире: Материалы международной конференции - Курган, 2000. - С. 37.
2. Жигалин С.С. Соотношение представлений о родительстве, родительских позиций и нарушений семейного воспитания //Сб. научных трудов аспирантов Курганского университета. - Курган, 2002. - С. 69-72.
3. Жигалин С.С. К вопросу о соотношении родительских позиций и воспитательного потенциала семьи //Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе. Сб. научных трудов. Ч.2. - Курган, 2002. - С. 9-12.
4. Жигалин С. С. Психологическая сущность и типология родительских позиций //Наука и образование Зауралья. - Курган, 2003. - № 1 . - С. 125-131.
5. Жигалин С. С. Родительская позиция и ее роль в психологической структуре
родительства //Психолого-педагогические проблемы этической психологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. -
Шадринск, 2003. Ч. I. - С. 163-164.
6. Жигалин С.С. Особенности материнской и отцовской родительской позиций
в аспекте социально-ролевой адекватности семьи подростка
//Международная конференция “Психология общения: социокультурный анализ”. - Ростов-на Дону, 2003. - С 249-250.
7. Жигалин С. С. Влияние родительских позиций на воспитательный потенциал семьи подростка //Социально-психологические аспекты формирования личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Шадринск, 2004. - С.164-171.
8. Жигалин С.С. Анализ экспериментального исследования родительских позиций в семьях подростков //Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции».- Екатеринбург, 2004.- С.22-25.
9. Жигалин С.С. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций //Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. - Курган, 2004. - С.38-43.
10. Жигалин С.С. Родительская позиция и воспитательная практика семьи подростка //Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. - Курган, 2004. - С.43-45.
11. Жигалин С.С. Типология родительских позиций в семьях подростков //Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции - Курган, 2004. - С.45-47.
12. Жигалин С.С., Овчарова Р.В. Родительская позиция как психологический феномен //Экономика, психология, бизнес. - Красноярск, 2004. - № 2. - С.166-182.