Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СЕМЬИ ПОДРОСТКА

Работа №103223

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы27
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность. Анализ научной литературы показал, что понятие «позиция» рассматривалось с разных точек зрения в русле философии и педагогики - жизненная позиция (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.В.Макаров); социологии и социальной психологии - социальная позиция (Г.М. Андреева, И.С.Кон, Д.Б.Парыгин, Л.А.Петровская, A. В.Петровский и др.); психологии личности и психологии развития - позиция личности, внутренняя позиция (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.С. Мухина); психологии труда и педагогической психологии - профессиональная позиция, ролевая позиция (Е.В.Антонюк, Ю.М. Жуков, И.С. Кон, М.Д. Лаптева, B. С. Торохтий и др.), родительская позиция (Т.В.Архиреева, Т.В. Брагина, Т.В. Снегирева, Е.Л. Пороцкая, А. С. Спиваковская, А.А.Чекалина, О.В. Шапатина и др.).
При анализе работ, посвященных родительским позициям, выяснилось, что современный этап исследования родительских позиций характеризуется следующими особенностями:
- отсутствием системного подхода к трактовке родительских позиций, то есть их связи с другими позициями личности (жизненная, личностная, социально-ролевая);
- нечеткостью, расширительной трактовкой понятия «родительская позиция» как одного из синонимов множества других терминов, обозначающих воспитательный процесс в семье;
- отсутствием общей классификации родительских позиций и слабой очерченностью специфики материнской и отцовской родительских позиций;
- рассмотрением родительских позиций в статичном состоянии и недостаточной изученностью их динамики применительно к половозрастным и индивидуально-психологическим характеристикам детей;
- преобладанием исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и дефицитом подобных исследований в семьях подростков;
- отсутствием моделей и технологий формирования родительских (материнских и отцовских) позиций.
С другой стороны, результаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной ситуации развития подростков с изменением внутренней позиции личности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослыми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в самостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимости, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, М.Ю. Кондратьев, А. В. Петровский, К.Н.Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф.Райс и др.). Поэтому эффективность семейного воспитания во многом зависит от гибкости родительских позиций, которая определяет меру свободы и самостоятельности растущей личности и соотносится с ее возрастно-половыми и индивидуально-психологическими особенностями.
Однако, как показывают исследования (Е.Е. Ромицына, И.А. Хоменко, А.Н. Елизаров и др.) и семейная практика, многие родители ригидны в своих установках на ребенка, материнская и отцовская позиции часто не дифференцируются и не согласуются между собой.
Таким образом, возникает ряд противоречий:
- между перестройкой внутренней позиции подростков, проявлениями чувства взрослости, требующими обособления его личности, и практикой семейного воспитания, связанной с неадекватностью родительских позиций;
- между распространенностью неадекватного подхода к семейному воспитанию подростков и слабостью научной трактовки сущности адекватности родительских позиций применительно к подростковому возрасту;
- между необходимостью адекватности родительского влияния на подростка и отсутствием психолого-педагогической технологии формирования адекватных родительских позиций;
Цель исследования: изучение особенностей родительских позиций и разработка психолого-педагогической технологии коррекции воспитательной практики семьи подростка через формирование их адекватности.
Объект исследования: родительские позиции в аспекте их влияния на воспитательную практику семьи.
Предмет исследования: особенности родительских позиций в семьях подростков и психолого-педагогическая технология формирования их адекватности.
Гипотеза исследования: адекватность родительских позиций обусловливает воспитательный потенциал семьи, а психолого-педагогическая технология ее формирования является способом коррекции нарушений воспитательной практики семьи подростка.
Задачи исследования:
1. Обоснование психологической сущности родительской позиции как системы отношений родителя.
2. Уточнение теоретических представлений об адекватности родительских позиций и доказательство ее влияния на воспитательную практику в семьях подростков.
3. Определение критериев и разработка модели общей классификации родительских позиций.
4. Выявление типологии материнской и отцовской родительских позиций, факторов и психологических механизмов их реализации.
5. Разработка и апробация психолого-педагогической технологии коррекции воспитательной практики в семьях подростков на основе формирования адекватных родительских позиций.
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие). Рассматривая родительские позиции в семьях подростков, в качестве теоретической основы исследования мы используем концепции отношения В.Н. Мясищева, персонализации А.В. Петровского, родительства как психологического и социокультурного феномена Р.В.Овчаровой, И.С. Кона, а также опираемся на исследования психологии подростка Л. С. Выготского, В.С. Мухиной, Д. И. Фельдштейна и др.
Теоретико-методологической основой практической части исследования являются принципы психологической коррекции, разработанные Л. С. Выготским, теория планомерного формирования деятельности П.Я.Гальперина, современные идеи о методе формирования А.Г.Лидерса, А.К.Марковой, А.Б.Орлова, концепция педагогической технологии Г.К. Селевко.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитический и теоретический (анализ литературы и моделирование), эмпирические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико- статистические (дескриптивной статистики, корреляционного, факторного и кластерного анализа).
Научная новизна исследования состоит:
1) в рассмотрении родительских позиций во взаимодействии с другими позициями личности родителей;
2) в анализе родительских позиций как системы отношений родителя;
3) в выделении в качестве основного признака эффективности родительских позиций их адекватности;
4) в выявлении зависимости воспитательной практики семьи от адекватности родительских позиций;
5) в разработке технологии коррекции воспитательной практики родителей на основе формирования адекватных родительских позиций.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1) в определении психологической сущности родительской позиции как системы отношений родителя (отца, матери) в структуре позиций личности;
2) в экспериментальном подтверждении теоретических представлений об адекватности родительских позиций применительно к подростковому возрасту;
3) в определении критериев родительских позиций и создании на этой основе модели их общей классификации;
4) в уточнении специфики родительских отцовских и материнских родительских позиций;
5) в выявлении психологических механизмов реализации материнской и отцовской родительской позиции.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанной психолого-педагогической технологии в индивидуальном и семейном консультировании родителей. Она предназначена для гармонизации отношений между родителями, профилактики детско- родительских конфликтов и коррекции нарушений воспитательной практики в семьях подростков. Технология использовалась в производственной практике студентов-психологов при работе с родителями в школах г. Кургана, Шадринска, Ханты-Мансийска. Материалы исследования применимы в преподавании курсов «Психология семьи», «Педагогическая психология», так как были апробированы на психологических факультетах Курганского государственного университета и Шадринского государственного педагогического института.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается применением общеметодологических принципов, опорой на фундаментальные психологические исследования, сопоставлением предварительных результатов исследования с результатами экспериментальной проверки основных теоретических выводов, а также апробацией соответствующих материалов на практике. Статистическая обработка материалов исследования выполнялась с помощью пакета программ STADIA 5.0 и STATISTICA 5 и включала оценку достоверности полученных данных на уровне значимости 0,05; 0,01 и 0,001.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на расширенном заседании кафедры общей и социальной психологии Курганского государственного университета. Они обсуждались на конференциях аспирантов, молодых исследователей Зауралья, областных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях (г.г. Курган, Шадринск, Москва, 2001, 2003,2004); на международных конференциях «Личность в современном мире», «Психология родительства и семейного воспитания», «Психология общения: социокультурный анализ» (г.г. Курган, 2001, 2004; Ростов-на-Дону, 2003), Международном конгрессе молодых ученых «Науки о человеке» (г. Томск, 2004).
Основные идеи и научные результаты по теме исследования отражены в научных отчетах по исследовательскому проекту №УР. 10.01.040 -
«Университеты России» за 2003, 2004 г.г. Они включены в учебное пособие Р.В.Овчаровой «Психология родительства», рекомендованное УМО по классическому университетскому образованию для вузов России. Исследовательский проект по материалам исследования «Технология формирования адекватности родительских позиций - «Семейный круг» является лауреатом Курганского областного Молодежного конкурса 2004 г.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Родительская позиция - это система отношений родителя (отца, матери) к родительству, себе как родителю, родительской роли, ребенку и воспитательной практике, которая влияет на характер воспитательной практики семьи.
2. Адекватность родительских позиций как соответствие социальной ситуации развития подростка, социальным и воспитательным ролям отца и матери и позитивному восприятию подростка определяет их эффективность и реализуется в семьях с высоким воспитательным потенциалом.
3. Отцовские и материнские родительские позиции характеризуются общими и специфическими признаками, обусловливающими их типологию.
4. Реализация отцовских и материнских родительских позиций осуществляется через особые психологические механизмы.
5. Психолого-педагогическая технология изменения системы отношений родителя в аспекте их адекватности является способом коррекции нарушений воспитательной практики в семьях подростков.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 158 наименований, в том числе 8 - на иностранном языке, 10 приложений. Объем диссертации составляет 161 страницу машинописного текста, приложение - 74 страницы. В диссертации 19 рисунков, 22 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении формулируются основные выводы теоретического и эмпирического исследования, отмечаются перспективы дальнейшего изучения родительских позиций как психолого-педагогического феномена.
Выводы:
1. Родительская позиция - это система отношений родителя (отца, матери): к своему ребенку, родительской роли, воспитательной практике, себе как родителю (отцу, матери), родительству в целом. Системообразующими компонентами структуры родительских позиций являются первые три типа отношений, которые могут рассматриваться в качестве интегрального показателя родительских позиций.
2. Родительские позиции эффективны, если они адекватны социальной ситуации развития подростка, соотносятся с позитивным восприятием воспитательной практики родителей ребенком и воспитательными ролями отца и матери, не носят несформированного характера. В условиях демократизации семьи они не обусловлены традиционным распределением мужских и женских ролей в семье. Родители в семьях с высоким воспитательным потенциалом характеризуются большей демократичностью, наличием стиля сотрудничества, стремлением к общению, конструктивному диалогу, товарищеским взаимоотношениям с подростком, позитивными представлениями о родительстве, гармоничным стилем воспитания, то есть - наличием адекватных родительских позиций.
3. Общими факторами реализации родительских позиций в семьях подростков являются: доминирующая гиперпротекция, игнорирование потребностей ребенка, чрезвычайное вмешательство в его внутренний мир ребенка и сверхавторитет родителя. Специфические факторы отцов - потворствование ребенку; матерей - противоречивость матери. Общими типами родительских позиций в семьях подростков являются: адекватная и неадекватные - директивная, лидерская, потакающая, отстраненная, автономная, конформная и неустойчивая; специфическими для матерей - зависимая, для отцов - попустительская.
4. Основными психологическими механизмами реализации родительских позиций в семьях подростков являются: подавление ребенка, игнорирование ребенка; подавление родителем себя, компенсация личностной несостоятельности отца/матери, проекция неадекватности родителя на воспитательную практику.
5. Психолого-педагогическая технология формирования адекватных родительских позиций через изменение отношения отца и матери к родительству, родительской роли, ребенку и воспитательной практике, формирование субъектной позиции подростка в межличностных отношениях с родителями и практики субъект-субъектного общения в детско-
родительском взаимодействии является способом коррекции нарушений воспитательной практики семьи.
Проведенное исследование показало высокую эвристичность проблемы. Дальнейшие исследования могут быть продолжены в плане изучения специфики родительских позиций и ее динамики в разных возрастах детей; определении зависимости родительских позиций от различных социально-психологических факторов и других.



1. Жигалин С.С. К вопросу об исследовании динамики родительских позиций в семьях с разным воспитательным потенциалом //Личность в современном мире: Материалы международной конференции - Курган, 2000. - С. 37.
2. Жигалин С.С. Соотношение представлений о родительстве, родительских позиций и нарушений семейного воспитания //Сб. научных трудов аспирантов Курганского университета. - Курган, 2002. - С. 69-72.
3. Жигалин С.С. К вопросу о соотношении родительских позиций и воспитательного потенциала семьи //Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе. Сб. научных трудов. Ч.2. - Курган, 2002. - С. 9-12.
4. Жигалин С. С. Психологическая сущность и типология родительских позиций //Наука и образование Зауралья. - Курган, 2003. - № 1 . - С. 125-131.
5. Жигалин С. С. Родительская позиция и ее роль в психологической структуре
родительства //Психолого-педагогические проблемы этической психологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. -
Шадринск, 2003. Ч. I. - С. 163-164.
6. Жигалин С.С. Особенности материнской и отцовской родительской позиций
в аспекте социально-ролевой адекватности семьи подростка
//Международная конференция “Психология общения: социокультурный анализ”. - Ростов-на Дону, 2003. - С 249-250.
7. Жигалин С. С. Влияние родительских позиций на воспитательный потенциал семьи подростка //Социально-психологические аспекты формирования личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Шадринск, 2004. - С.164-171.
8. Жигалин С.С. Анализ экспериментального исследования родительских позиций в семьях подростков //Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции».- Екатеринбург, 2004.- С.22-25.
9. Жигалин С.С. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций //Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. - Курган, 2004. - С.38-43.
10. Жигалин С.С. Родительская позиция и воспитательная практика семьи подростка //Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. - Курган, 2004. - С.43-45.
11. Жигалин С.С. Типология родительских позиций в семьях подростков //Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции - Курган, 2004. - С.45-47.
12. Жигалин С.С., Овчарова Р.В. Родительская позиция как психологический феномен //Экономика, психология, бизнес. - Красноярск, 2004. - № 2. - С.166-182.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ