Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА ВЛ. СОЛОВЬЕВА: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТРАДИЦИИ

Работа №103220

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы21
Год сдачи2003
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что тема диссертации звучит достаточно традиционно, актуальность её не исчезает. О Вл. Соловьеве, действительно, говорится и пишется в последнее время очень много, но от этого он не становится нам понятнее. Понять его с точки зрения традиционных историко-философских подходов, вообще не представляется возможным, по той причине, что результатом его творческой деятельности является не философия в собственном смысле слова. Философия (если речь идёт о западноевропейской философии) есть по определению познание «исключительно теоретическое и отвлечённое». Поэтому, когда Вл. Соловьев заявляет, что, в качестве такового, она «перешла безвозвратно в мир прошедшего» (Соловьёв В.С. Соч. В 2т. - Т.2. - М., 1990. - С.5.), он дистанцируется относительно самой философии. Всё дальнейшее творчество Вл. Соловьева уже не может рассматриваться с чисто философской точки зрения, иначе оно предстаёт в виде фрагментарных писаний с периодическими «уходами» в политику, религию, социологию, искусствоведенье. Чтобы понять целостность соловьёвского феномена необходимо сменить угол зрения, посмотреть на него с разных сторон, поискать подходящий ракурс.
Именно поиском подходящего ракурса и является настоящее исследование. Автор предпринимает попытку оценить творчество Вл. Соловьев в контексте его философской традиции. Каким образом столько великих самобытных умов своего времени, таких как С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, оказались связаны между собой узкими рамками «философской школы»? Может быть, правы те исследователи, которые считают связь между этими философами внешней, не выходящей за рамки терминологии, и предпочитают рассматривать их учения обособленно? Ставя перед собой эти вопросы, автор приходит к выводу, что философская школа всеединства является одним из ключей к пониманию творчества самого Вл. Соловьева.
Школа всеединства возникла как результат мета-философской деятельности Вл. Соловьева. Она есть именно школа жизни, школа не теоретического отношения к познанию, поэтому не может быть понята в традиционном смысле как «соловьёвство» или «неосоловьёвство». Все перечисленные философы являются последователями Вл. Соловьева по духу, а не по букве. Тогда как сама «буква» воспринимается ими как повод для раздумья, призыв к творческому переосмыслению. Традиция всеединства является, таким образом, уникальным в мировой философии феноменом живой связи между самостоятельными и оригинальными мыслителями, каждый из которых достоин быть основателем собственной философской школы.
Сама осуществлённость этой связи говорит о претворении принципа «положительного всеединства». Стремление самоценных мыслителей к совместному поиску философского синтеза - это новое слово для западноевропейской традиции в философии. С этого момента теоретическая философия уже неотделима от законов нравственности, от эстетического детерминизма, она перерастает себя и становится подлинным философским деланием.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена широким культурно-историческим и нравственно-практическим контекстом рассмотрения проблемы. Автор исследует идейное наследие Вл. Соловьева в качестве субъективного и объективного оснований для становления философской традиции всеединства в России. И обратно, традицию всеединства как специфический феномен русской духовной реальности предлагается рассмотреть через обусловленность «философским деланием» Вл. Соловьева.
Степень разработанности проблемы. О Вл. Соловьеве написано уже в несколько раз больше, чем написал он сам. Начали писать о нём уже современники, соглашаясь с его идеями, либо, напротив, их критикуя. Среди главных критиков Вл. Соловьева нужно отметить Б.Н. Чичерина, близкого друга Вл. Соловьева Л.М. Лопатина, К.Н. Леонтьева, А.И. Введенского и В.В. Розанова. В этой критике уже бесспорно содержалась некоторая доля осмысления философской концепции Вл. Соловьева, но, в целом, полемический пыл не позволил названным философам дать более менее объективную оценку соловьёвским идеям. Поэтому основное пристальное изучение его трудов началось всё же после его смерти.
Философским воззрениям Вл. Соловьева было посвящено два специальных выпуска журнала «Вопросы философии и психологии», в которых свою оценку творчеству философа дали практически все крупнейшие мыслители России того времени. В 1906 г. было создано Религиозно-Философское Общество памяти В.С. Соловьёва, а 1910 г. вышел первый сборник статей о Вл. Соловьеве, в который вошли работы С.Н. Булгакова, В.И. Иванова, Е.Н. Трубецкого, А. Блока, Н.А. Бердяева и В.Ф. Эрна. Среди них наиболее основательной оказалась работа В.Ф. Эрна «Гносеология В.С. Соловьёва». Примерно с этого времени можно говорить о становлении философской школы, воспринявшей и творчески разрабатывающей идейное наследие Вл. Соловьева.
Наиболее крупными исследовательскими работами, посвящёнными Вл. Соловьеву в первой половине ХХ века являются «Миросозерцание Вл.С. Соловьёва» Е.Н. Трубецкого (1913г.), книга племянника Вл. Соловьева С.М. Соловьёва «Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция» (1922г.), а также «Владимир Соловьёв: жизнь и учение» К.В. Мочульского (1936г.). Две последние работы были изданы уже за рубежом.
В советской России исследование творчества Вл. Соловьева надолго прекратилось, а его последователи были высланы или подвергнуты репрессиям. Однако интерес к соловьёвской традиции не ослабевал даже в самые тяжёлые для свободной философской мысли времена. Всю жизнь собирал материалы для своей будущей книги А.Ф. Лосев, а в начале 40-ых гг. была написана очень честная и обстоятельная книга В.Ф. Асмуса «Владимир Соловьёв», которая увидела свет только в 1990г.
Среди первых объективных исследовательских работ о Вл. Соловьеве, выпущенных в нашей стране, нужно отметить книгу А.Ф. Лосева «Вл. Соловьев» (1983г.), небольшое, но важное
исследование В.А. Кувакина «Философия Вл. Соловьева» (1988г.) и, наконец, «полную энциклопедию о Вл. Соловьеве» А.Ф. Лосева, которая называлась «Владимир Соловьёв и его время» (1990г.). С этого же времени под редакцией В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги стали выходить работы самого Вл. Соловьева, которые не переиздавались у нас с 1914 года.
На сегодняшний момент в России вышли уже десятки монографий, посвящённых Вл. Соловьеву, защищено более двадцати кандидатских и несколько докторских диссертаций, близится к завершению полное академическое собрание его сочинений. Среди основных современных исследователей творчества Вл. Соловьева следует назвать П.П. Гайденко, Е.Б. Рашковского, С.С. Хоружего, Б.В. Емельянова, А.А. Носова, А.П. Козырева, О.С. Пугачёва, Г.Ф. Гараеву, С.П. Заикина, В.В. Сербиненко, Н.К. Гаврюшина, М.В. Максимова, В. А. Малинина.
Философская традиция школы всеединства - тема гораздо менее исследованная и разработанная. Существуют монографии посвящённые отдельным философам этого направления, но работ, анализирующих всю совокупность философов всеединства, сравнительно немного. Если не считать критики Вл. Соловьева, С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского в книге прот. Г. Флоровского «Пути русского богословия», то первая попытка исследования школы под названием «Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии» принадлежит Н.О. Лосскому (1926г., журнал «Путь»). Затем философский анализ работ всеединцев появился в «Истории русской философии» В.В. Зеньковского (конец 40-ых гг.), но здесь труды философов не были сгруппированы в качестве отдельной школы, объединённой общей идеей.
В советский период появились работы В. А. Кувакина, Н.С. Семёнкина, М.П. Новикова, А.Б. Черткова, анализировавшие концепции философской школы Вл. Соловьева в рамках всей русской религиозной философии, или же в контексте софиологических традиций. А в 1989-90гг. А. Менем был прочитан курс лекций по русской религиозной философии, впоследствии выпущенный отдельной книгой. Среди исследуемых философов были Вл. Соловьев , братья Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк. Эти лекции содержали ценнейший биографический и аналитический материал, необходимый для дальнейшего исследования творчества всеединцев. Однако первым исследованием школы всеединства как определённой философской традиции является работа В.Н. Акулинина «Философия всеединства: от В.С. Соловьёва к П.А. Флоренскому» (1990г.). Важные работы о последователях Вл. Соловьева, вышедшие за последние годы, принадлежат также П.П. Гайденко, Г.Ф. Гараевой, Н.К. Гаврюшину, М.Н. Громову, Б.В. Емельянову, Д.А. Крылову.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются философские концепции Вл. Соловьева, Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, а предметом - основополагающая идея всеединство».
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования - историко-философский анализ основных идей и традиций философии всеединства Вл. Соловьёва.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
- Выявить субъективные и объективные основания становления философской школы всеединства.
- Определить степень влияния и заимствования идей Вл. Соловьева в философских концепциях его последователей.
- Выявить специфику решения основных проблем в онтологии и гносеологии с точки зрения философов всеединства.
- Определить место и роль софиологического аспекта в общем контексте философии всеединства.
- Обозначить специфику нравственных критериев философии всеединства, границы её православной ориентации.
- Определить степень реализации основных замыслов Вл. Соловьева в философской концепции школы.
- И, наконец, рассмотреть философию всеединства в качестве открытой системы знания, имеющей практические преимущества на современном этапе философской, культурной и научно-технической эволюции человека.
Теоретическая и методологическая основа. Для решения задач диссертационного исследования использовался метод историко-философской реконструкции, включающий в себя методики первичного (при изучении источников) и вторичного (при использовании критической литературы) анализа данных. Использовался метод сравнительного анализа, а также принцип целостного подхода к предмету исследования.
Источниками диссертации являются философские произведения Вл. Соловьева, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.Ф. Эрна, Б.П. Вышеславцева.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в творческом переосмыслении философского наследия Вл. Соловьева,
рассматривающем его концепцию с точки зрения возникшей философской традиции. Предложенный контекст позволяет наметить новые пути в исследовании творчества Вл. Соловьева в русской и мировой философской мысли. Результаты исследования предоставляют дополнительную аргументацию для утверждения самобытности философской школы всеединства. Некоторые полученные выводы могут сыграть положительную роль в формировании гармоничной картины мира у современной молодёжи и послужить в качестве духовно-нравственных ориентиров в ситуации российского духовного кризиса.
Настоящее исследование может стать предпосылкой для дальнейшего историко-философского исследования дооктябрьского периода отечественной философии. Результаты работы могут быть использованы при подготовке основных и специальных курсов по истории отечественной философии, по гносеологии, по анторопологии, по философии глобальных проблем, по этике.
Апробация диссертации. Основные идеи исследования представлены в ряде научных тезисов и статей. Положения диссертации излагались также на II Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999г.), на региональных и межвузовских научных конференциях. Материалы диссертации были использованы при подготовке семинарских занятий по истории отечественной философии и для проведения курса лекций по русской философии всеединства для общественной организации «Философский семинар» (г.Озёрск) при Российском философском обществе в 2000-2003гг. Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии Уральского государственного университета и была рекомендована к защите.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 125 страницах, библиография включает 150 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Всемирные горизонты русской философии // ХХ1 век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса: В 4т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - Т.4: Философия духовности, образования, религии. - Ч.1. - С.89-90.
2. Эстетическое учение Владимира Соловьёва // В. С. Соловьёв: жизнь, учение, традиции: Материалы I Всероссийской научной заочной конференции. - Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2000. - С.154-158.
3. Интуитивизм в традиции русской философии всеединства //
Русская философия ХХ века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы: Материалы III Всероссийской научной заочной конференции. -
Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2000. - С.153-157.
4. Софийность мира: Очерк о возрождении русской философии всеединства (Третья премия) // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук: Пятый областной конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов: Сборник тезисов. - Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-тет, 2001. - С. 116-117.
5. Вестники иной реальности в русской философии и поэзии // Литература как форма существования русской философии: Материалы научной конференции Общества ревнителей русской философии. - Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С.84-86.
6. В.С. Соловьёв и особенности русского идеализма // Персонология русской философии: Материалы IV Всероссийской научной заочной конференции - Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С.204-209.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ