Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи диалогической речи (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №103203

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы36
Год сдачи2022
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: База исследования: БДОУ «Детский сад №77» г. Омска.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 5 до 6 лет, 10 детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 5 до 6 лет.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1 Проблема развития диалогической речи дошкольников в научной литературе 6
1.2 Особенности диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 10
1.3 Методы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с сообщим недоразвитием речи 14
Выводы по Главе 1 18
Глава 2 Экспериментальное изучение уровня развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 22
Выводы по Главе 2 30
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 36

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», одна из приоритетных задач которой – развитие связной, грамматически правильной диалогической речи у детей. Значительные трудности в овладении диалогической речью испытывают старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (Далее – ОНР). У детей с детей с ОНР нарушения в диалогической стороне речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Вторичные отклонения в развитии психических процессов создают дополнительные трудности. У детей с ОНР отмечаются трудности при планировании и составлении диалога и отборе соответствующих языковых средств.
В настоящее время можно выделить ряд противоречий:
- между необходимостью владения старшими дошкольниками с ОНР диалогической стороной речи и отсутствием специальных методик по организации обучения диалогической речи данной категории детей;
- между требованиями ФГОС ДО к состоянию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием в работе логопедов определенной системы в обучении диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
Проблема исследования: каковы особенности развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Цель исследования – изучить состояние диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему развития диалогической речи дошкольников в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в отличии от детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме, диалогическая речь характеризуется несформированностью, фрагментарностью.
Объект исследования – состояние связной диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В работе использованы следующие методы: эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (констатирующий этап), психодиагностические (диагностические методики), праксиметрические примеры анализа деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные методы.
Методики исследования:
1. Методика Ю. Белополовой «Разговор по телефону».
2. Методика А.В. Чулковой «Беседа».
3. Методика А.В. Чулковой «Формирование диалогической речи».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды О.А. Бизиковой, С.А. Ивановой, Г.А. Каше и др. Н.Ф. Комарова, Л.О. Кривощапова, И.М. Рогова и др. раскрыли закономерности становления связной диалогической речи в младшем дошкольном возрасте с нормальным и нарушенном речевом развитии. В.Г. Катаева, Е.В. Лаврова и др. проанализировали особенности диалогической речи у старших дошкольников с ОНР. Методы и приемы развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР описаны в работах А.А. Пасынковой, Н.П. Яковлевой и др.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе диагностики, могут быть использованы в работе логопедов по обучению связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
База исследования: БДОУ «Детский сад №77» г. Омска.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 5 до 6 лет, 10 детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования в рамках курсовой работы рассмотрены теоретические основы развития связной диалогической речи, выявлена специфика развития связной диалогической речи у младших дошкольников с речевым развитием в норме и у младших дошкольников с дизартрией, проведено исследование, направленное на определение состояния диалогической речи у детей данной категории. Проанализированы результаты диагностики в качественном и количественном плане.
Становление диалога играет важнейшую роль в ходе речевого развития дошкольника и занимает существенную часть в общей системе работы по развитию речи в дошкольной организации. Диалогическую речь можно назвать целью и средством практического овладения языком. Для развития диалогической речи, ребенку необходимо освоить разные стороны речи, также развитие диалога влечет за собой использование дошкольниками отдельных слов и синтаксических конструкций.
Было отмечено, что важно уделять внимание развитию диалогической речи дошкольников, так как это определяет успешное психическое и личностное развитие дошкольника. Основная цель развития диалогической речи детей является умение использовать диалог как форму общения.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования диалога, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Диалог старших дошкольников с ОНР непроизволен, не проявляется осознанность в построении развернутого связного диалогического высказывания. Для построения диалога дети старшего дошкольного возраста с ОНР не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения.
Был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня не овладевают самостоятельно диалогической речью. Диалогическая речь детей в основном состоит от 2 до 4 слов. Дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других. Часть детей малоактивна и малоразговорчива в общении со сверстниками, не проявляют любознательности в диалоге, не задают дополнительных вопросов, полностью сосредоточены на текущей задаче построения фраз с целью общения. Нередко они невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Дети могут вступить в разговор, но не всегда готовы поддерживать его. Им трудно дается завершение разговора, делать выводы, заключения, ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его.
Выявленные недостатки в состоянии диалогической речи обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы в данном направлении.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антипова, Ж. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Ж. В. Антипова. – М.: Секачев В.Ю., 2018. – 224 с.
2. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Вопросы языкознания. – 2016. – № 5. – С. 51-59.
3. Балабаева, А. О. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. А. Балабаева // В сборнике: Актуальные вопросы образовательной и воспитательной деятельности. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск, 2021. –С. 22-29.
4. Белополова, Ю. С. Связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи: теория и практика / Ю. С. Белополова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 225 с.
5. Бизикова, О. Развитие речи дошкольников в игре / О. Бизикова // Педагогические исследования. – 2016. –№2. – С. 112-116.
6. Ветрова, С. И. Средства развития речевой успешности дошкольников / С. И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 87-88.
7. Городилова, С. А. Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средством аудиосказки / С. А. Городилова // Научное образование. – 2022. – № 3 (16). – С. 121-126.
8. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
9. Ефимова, К. А. Диалогическая речь и педагогические условия ее воспитания / К. А. Ефимова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 96-99.
10. Жулина, Е. В. Игровая технология в коррекции нарушений диалогической речи у старших дошкольников с ОНР / Е. В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-4. – С. 88-91.
11. Иванова, С. А. Методика развития речи / С. А. Иванова. – М.: Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
12. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: [учеб. пособие для вузов по специальности «Социал. работа] / С. А. Игнатьева. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 299 с.
13. Каримова, Д. Р. Методы и приемы формирования диалогической речи / Д. Р. Каримова // В сборнике: Образование и наука в современных реалиях. сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. – Чебоксары, 2020. – С. 55-63.
14. Катаева, В. Г. Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи / В. Г. Катаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-3. – С. 166-168.
15. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста / Г. А. Каше. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
16. Комарова, Н. Ф. Методика работы над связностью речи дошкольников: методические рекомендации / Н. Ф. Комарова. – М.: Сфера, 2019. – 174 с.
17. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
18. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. – М.: Академия, 2017. – 463 с.
19. Макарова, А. В. Особенности развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР / А. В. Макарова // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. – Киров, 2021. – С. 104-106.
20. Маргаритова, Е. А. Особенности формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Маргаритова // Студенческий вестник. – 2021. – № 40-1 (185). – С. 30-31.
21. Пахомова, Т. С. Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи / Т. С. Пахомова // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28 (3). – С. 424-431.
22. Пасынкова, А. А. Изучение специфики связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. А. Пасынкова // Студенческий. – 2022. – № 20-6 (190). – С. 23-25.
23. Полозкова, Н. И. Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. И. Полозкова // Интернаука. – 2017. – № 1-1 (5). – С. 44-47.
24. Рогова, И. М. Проблема развития диалогической речи дошкольников в историческом аспекте / И. М. Рогова. – 2016. – №7. – С. 76-79.
25. Сиафетдинова, Д. К. Нарушения диалогической речи у старших дошкольников с ОНР / Д. К. Сиафетдинова // В сборнике: Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного. – Нижний Новгород, 2021. – С. 29-31.
26. Чулкова, А. В. Диагностика связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста // А. В. Чулкова /// Коррекционная педагогика. – 2020. – №2. – С. 88-95.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
28. Яковлева, Н. П. Исследование состояния диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Яковлева // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 6 (22). – С. 983-986.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ