Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Религиозная проблематика живописи М. В. Нестерова советского периода

Работа №103189

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы22
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Заключение
Публикации

Актуальность исследования. Новый виток отечественной истории отмечен небывалым всплеском межэтнических войн и конфликтов, религиозных распрей - Россия вновь решает для себя вопрос: «какой ей быть и как жить дальше?». Современное общество, обращаясь к опыту прошлого: к религии, философии стремится обрести утраченные когда-то ценностные ориентиры. Исполненное пророческих прозрений, русское искусство конца Х1Х - начала ХХ века становится одним из наиболее востребованных духовных источников. Этим объясняется и возросшее внимание в последние годы к М. В. Нестерову, в исследованиях творчества которого появляются новые аспекты. Становится очевидной необходимость глубокого осмысления религиозно-философской проблематики его произведений, сохранившейся на протяжении всего периода творчества и обеспечившей неразрывную связь религиозных картин художника с его портретами, написанными в советский период.
Религиозно-философские аспекты нестеровской живописи советского периода никогда не рассматривались специалистами. Обращаясь к послереволюционному творчеству художника, исследователи всё внимание сосредотачивали на портретах деятелей науки и культуры. Традиционные для Нестерова религиозные картины, которые он наряду со своими знаменитыми портретами настойчиво продолжал писать, воспринимались не представляющими интереса вариациями и повторениями прежних полотен. Этот взгляд, упрочившийся в советском искусствознании, привел к тому, что целый корпус произведений художника, датируемый 1917-1942 годами и включающий в себя около сорока новых работ религиозно-философского плана, то есть в количественном отношении равный прославленной портретной сюите, оставался в тени. В этой связи актуальность исследования определяется введением в научный оборот целого пласта ранее неизвестной религиозной живописи Нестерова, осмысленной, как в контексте творчества самого художника, так и в русле общего развития отечественного искусства, несводимого к понятию соцреализма. Найденные в результате исследования материалы позволяют внести значительные дополнения в наиболее полные до сегодняшнего дня каталоги нестеровских произведений.
Степень научной разработанности проблемы.
Смена политической обстановки в России после Октября 1917 года, развернувшаяся в стране атеистическая пропаганда привели к тому, что религиозные произведения, созданные Нестеровым в советский период, были невостребованы. Возможность их изучения затруднялась тем, что они находились в закрытых церковных и частных собраниях, а в государственных музеях до недавнего времени не покидали запасников. Причиной тому были и сохранявшиеся в стране до середины 1980-х годов идеологические установки, поддерживающие мнение о «чудесном переломе», произошедшем в нестеровском творчестве в 1920-е годы и обособившем мастера религиозных картин от «создателя портрета эпохи». Необходимость всестороннего и объективного анализа творчества художника в полной мере осознаётся в конце 1980-х - первой половине 1990-х годов. Об этом свидетельствуют исследования Г. К. Вагнера, А. А. Русаковой и П. Ю. Климова, позволившие нам сделать религиозную проблематику живописи Нестерова темой специального изучения.
Впервые о религиозных картинах Нестерова советского времени и о целостности его творчества написал П. П. Перцов. В неопубликованной статье «М. В. Нестеров» (1920-е годы), представляющей малоизвестный архивный материал, Перцов, анализируя произведения первых послереволюционных лет, подчеркивал верность художника «раз избранному пути». Восторженно отзываясь о картинах «Архиепископ» (1917), «Философы» (1917), «Мыслитель» (1921-1922), «Путник» (1921) и «Пророк» (1924), Перцов относил их к «последним вдохновениям художника, обозначившим новый его расцвет».
Преемственность дореволюционного и советского периодов в творчестве Нестерова прослеживал в своих исследованиях С. Н. Дурылин. Его книга «Нестеров в жизни и творчестве»(1965, 1976, 2004) помимо глубокого анализа известных нестеровских произведений включала записи бесед автора с художником, мысли, замечания и наблюдения, высказанные им о своих произведениях, об искусстве, об отношении к жизни. Дурылин оставил скупые, но исключительно ценные замечания о малоизвестных религиозных картинах 1930-х годов, справедливо указав, что у художника в религиозной теме усилилось героическое начало, появился несвойственный для него ранее «мотив устремления к борьбе и победе», мотив активного действия. Им отмечалось, что в представление Нестерова о «лучшем русском человеке включился те-перь и современник в борениях мысли, в устремлении мечты, в напряжении воли - прекрасный и без обаяния святости и очарования легенды, прекрас¬ный в своём жизненном деле».
Внимания заслуживает фундаментальная монография А. И. Михайлова «Михаил Васильевич Нестеров. Жизнь и творчество» (1958). В ней давалось хронологически последовательное изложение творческого пути Нестерова, и содержался самый полный на то время каталог произведений художника, в том числе являющихся предметом нашего исследования. Многие положения, нашедшие отражение в этой книге, сейчас утратили свою бесспорность. Сформировавшийся как критик в 1920-е-1930-е годы и воспринявший жёсткие методы и принципы «классового анализа», Михайлов не смог окончательно преодолеть предвзятости при рассмотрении религиозной живописи Нестерова. Ценнейший материал пропускался через призму современной идеологии: Нестеров «советский» неизменно противопоставлялся Нестерову «дореволюционному». Прежние темы, к которым обращался художник, по мнению автора, «сужали его творческие возможности, ограничивали его реалистическое мировосприятие и темперамент». У Михайлова можно встретить довольно беглые описания некоторых религиозных произведений, созданных Нестеровым в 1920-е - 1930-е годы, по которым трудно представить, как они выглядели. Михайлов касается их лишь для того, чтобы констатировать, что такие работы в творчестве Нестерова послереволюционного периода были, но что они «выпадали из всего созданного в это время художником в портрете, свидетельствовали о противоречиях, живущих в его сознании и уводивших его порой от реальной действительности в мир далёких от неё переживаний».
Начатое И. И. Никоновой в 1960-е годы исследование нестеровского творчества нашло своё продолжение в монографии (1979). Вобрав в себя всё накопленное многолетним нестерововедением, эта книга предопределила пути, по которому пошли будущие исследователи художника. Говоря о религиозно-философских произведениях Нестерова, созданных в послереволюционный период, Никонова лаконично фиксировала произошедшие в живописи художника перемены, выразившиеся «в большей лиричности сюжетов и вместе с тем в скупости изобразительных средств». Заслуживающим внимания представляется вывод Никоновой, что переломным для нестеровского творчества был не 1923 год, связанный с созданием «Девушки у пруда», как до сих пор считает большинство авторов, а - 1928 год, когда появился «Автопортрет с кистями». По её мнению «только после 1928 года момент раздумья, ... самосозерцания, преобладавший в дореволюционных портретах, исчезает, и содержание искусства Нестерова начинает определяться темой активного, мыслящего человека, значительного своей деятельностью, творчеством и созиданием».
Издание «Воспоминаний» Нестерова (1985, 1989) и переиздание его «Пи-сем» (1968, 1988), пополнившееся более полуторастами вновь обнаруженных писем и восстановленными купюрами ранее опубликованных, равно как и вступительная статья А. А. Русаковой к ним, оказались очень своевременными и актуальными. Принадлежащие перу этого автора статьи о Нестерове (первые из них были написаны в начале 1960-х годов) неизменно отличались объективностью и новизной исследовательского подхода ко многим проблемам творчества художника. По своей содержательности и насыщенности фактами небольшие статьи Русаковой выдерживают сравнение с очерками монографического типа. Её комментарии к письмам и картинам художника содержат скрупулезно собранный уникальный материал, помогающий выявить разбросанные по провинциальным музеям и частным собраниям религиозные произведения художника советского периода. Среди незаменимых источников был и подготовленный Русаковой альбом «Михаил Нестеров» (1990), который представлял целый ряд неизвестных ранее произведений, а, сопровождавший альбом, каталог Е. В. Баснер давал возможность использовать последнюю информацию об их местонахождении.
Таким образом, настоящее исследование появилось благодаря предпринятым ранее изысканиям, обозначившим нерешенные проблемы в изучении нестеровского творчества и наметившим возможные пути будущих исследований.
Источниковедческая база диссертационной работы: станковые произведения М. В. Нестерова, хранящиеся в государственных музеях, церковных и частных собраниях Москвы, Петербурга и других городов России, в зарубежных коллекциях. К ценнейшим источникам относится литературное творчество самого Нестерова: его книги «Давние дни», «Воспоминания», письма художника, наследие русской философской мысли, решающее близкие художнику мировоззренческие проблемы; материалы из Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного архива РФ, Российской национальной библиотеки, отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, фототеки ГТГ, Государственного Русского музея, дома-музея С. Н. Дурылина, частных архивов Москвы. Особо необходимо отметить значение для работы бесед с дочерью художника Натальей Михайловной Нестеровой (1903-2004) и его внучками Ириной Викторовной Шретер (1919-2002), Марией Ивановной Титовой (р.1937), Татьяной Иванов-ной Титовой (р.1939).
Объект исследования: живопись М. В. Нестерова 1917-1942 годов.
Предмет исследования: религиозная проблематика живописи М. В. Нестерова советского периода.
Цель исследования: осмысление духовных аспектов живописи М. В. Нестерова советского периода, включающей в себя картины религиозно-философского плана, портреты, пейзажи.
Задачи исследования:
• проанализировать степень изученности религиозной проблематики живописи М. В. Нестерова как дореволюционного, так и советского периодов отечественной гуманитарной наукой;
• выявить религиозные произведения, созданные художником в послереволюционное время и связанные с ними архивные материалы;
• дополнить каталог произведений Нестерова советского периода новыми сведениями и произведениями, уточнить датировку и местонахождение известных произведений художника советского периода, опираясь на открывшиеся в процессе исследования изобразительные и письменные источники;
• проследить углубление духовно-нравственных исканий Нестерова, отразившихся в его религиозной живописи советского периода;
• обозначить отношение Нестерова к православной вере как мировоззренческой основе творчества.
Методология исследования. В ходе работы над диссертацией были применены следующие методы:
• сравнительно-исторический метод позволил включить произведения М. В. Нестерова в контекст русского религиозного искусства конца XIX - первой половины ХХ столетия, провести аналогии с сочинениями русских философов серебряного века.
• историко-типологический метод помог сгруппировать произведения по тематическому принципу, определить степень их значения в процессе творческого развития художника.
• метод стилистического анализа позволил проследить структурные изменения в нестеровских образах, эволюцию творческого метода художника.
Гипотеза исследования: религиозная проблематика живописи М. В. Нестерова сохраняется на протяжении всего творчества, обогащаясь новыми глубокими аспектами понимания и художественного обобщения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• диссертация является первым исследованием на заявленную тему: на основе комплексного изучения литературы о художнике, изобразительных и письменных источников в диссертации впервые проанализирована религиозная проблематика живописи М. В. Нестерова советского периода;
• привлечен и исследован обширный историографический материал о Нестерове: определены основные причины неоднозначности оценок, данных дореволюционной художественной критикой и советским искусствознанием религиозной живописи Нестерова;
• выявлено значение Нестерова как «художника молитвы», чьё религиозное понимание и творчество оказались поразительно созвучными русской религиозной философии Серебряного века;
• прослежена эволюция образа Христа краеугольного для творчества художника: от исторической интерпретации к знаковому пониманию в его последних программных произведениях «Страстная седмица» (1933), «Путник» (1936);
• проанализированы стилистические изменения, произошедшие в религиозной живописи Нестерова советского периода;
• определена взаимосвязь портретов и пейзажей М. В. Нестерова и П. Д. Корина, портретов М. В. Нестерова и К. С. Петрова-Водкина советского периода;
• впервые проведен искусствоведческий анализ произведений художника: «Путник» (1921), «За Волгой. Пастушок» (1922), «Портрет С. Н. Дурылина» (1922, 1926), «Небесные защитники»(1932), «Сергий и спящий монах» (1932), «Страстная седмица» (1933) и эскизы к картине 1920-х-1930-х годов, «Отцы пустынники и жены непорочны» (1933, вариант 1934), «Путник» (1936);
• атрибуированы произведения художника «Святой старец» (1910-е гг.), «Гонец» (1930-е гг.), «На земле покой» (1930-е гг.), «Пустынник» (1930-е гг.);
• существенно дополнен каталог произведений Нестерова советского периода, включением в него пятидесяти пяти неизвестных ранее живописных и графических произведений художника;
• введены в научный оборот следующие архивные документы: рукопись П. П. Перцова «М. В. Нестеров» (ОР Государственной национальной библиотеки), три письма Нестерова к А. А. Турыгину 1920-х годов (ОР ГРМ), два письма С. Н. Дурылина к Нестерову 1930-х годов (РГАЛИ), черновик записок С. Н. Дурылина о Нестерове (Частный архив, Москва).
Теоретическая значимость. Обоснована необходимость осмысления созвучных миропониманию русского религиозного Ренессанса начала ХХ века религиозных взглядов М. В. Нестерова, которые получили своё законченное воплощение во второй половине творческого пути мастера.
Практическая значимость. Материалы, основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по русскому искусству конца Х1Х - первой половины ХХ века, при подготовке лекций; в организации выставочных проектов, в музейной практике (описании, атрибуции, датировке произведений, составлении каталога произведений М. В. Нестерова).
Использование полученных результатов. По материалам исследования в 2002-2003 гг. был подготовлен и прочитан спецкурс по проблемам творчества М. В. Нестерова для студентов художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. «русская идея» проходит через все творческое наследие М. В. Нестерова, который был убежден, что особенностью русского Православия является идея достижения «через единение во Христе, всеобщего духовного примирения для человечества»;
2. религиозно-нравственная проблематика живописи Нестерова сформировалась в самом начале его творческого пути и сохранялась неизменной до конца жизни художника;
3. выявление глубинной связи живописи Нестерова советского периода с его дореволюционным творчеством является необходимым условием для создания целостного представления о живописном наследии мастера;
4. материалы данной диссертации, введенные в научный оборот, помогают объективно оценить место и значение Нестерова в контексте русского искусства конца Х1Х - первой половины ХХ века.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается избранными методами, опорой на фундаментальные исследования отечественного искусствознания, привлечением к диссертационной работе архивных материалов и изучением живописных и литературных произведений Нестерова.
Апробация. Основные положения диссертации были представлены в пяти статьях в журналах, четырех статьях в сборниках материалов научных конференций, вступительной статье и аннотациях к альбому «Произведения М. В. Нестерова в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова», выступлениями на всероссийских, региональных, международной конференциях: «Искусство Евразии: на перекрестке культур» (Уфа, 1998); «Актуальные проблемы изучения и преподавания истории и культуры Башкортостана» (Стерлитамак, 2001); «Культурное наследие России: универсум религиозной философии (к 125-летию со дня рождения А. Ф. Лосева» (Уфа, 2003); «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (Уфа, 2004); «С. Н. Дурылин и его окружение» (Москва, 2004).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения (160 страниц основного текста с подстрочными примечаниями), списка литературы (197 названий), списка архивных материалов (8 единиц хранения), каталога (178 произведений М. В. Нестерова советского периода), приложения (119 иллюстраций).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подводятся краткие итоги проведенного исследования, позволяющие сделать следующие выводы. Уникальность положения Нестерова в отечественном искусстве конца Х1Х - первой половины ХХ века связана с главной в его творчестве темой, которая очень точно определена Г. К. Вагнером, как «исповедание мира души». Эта тема только у Нестерова - «художника молитвы» разрабатывалась с такой поразительной настойчивостью и последовательностью на протяжении всего творчества.
Религиозно-философская направленность искусства художника, выходца из патриархальной среды, проявилась уже в его ранних произведениях. Знакомство с искусством Бастьена Лепажа, Пюви де Шаванна и прерафаэлитов, с эстетическими теориями Джон Рёскина, с историософской и религиозно-нравственной проблематикой трудов русских философов и писателей еще больше укрепили художника в верности избранному нравственному императиву, понимаемому им, как служение Высшему идеалу.
Важной особенностью творчества художника стало утверждение Сущего, Богочеловеческого единства, соборности. Не этическое самоусовершенствование отдельной личности, как у передвижников, а мечта о возможности достижения всеобщего духовного примирения через единение всех во Христе и вера в великое предназначение России, которая должна осуществить это единение, связала Нестерова с основополагающими идеями русской культуры конца Х1Х - начала ХХ века, определив характер его дальнейшего творчества.
Предложенная нами хронология творчества Нестерова советского периода с разделением его на два этапа: первое послереволюционное десятилетие и отрезок, обозначенный 1928-1942 годами, представляется логически оправданной. Первый этап ещё во многом связан с дореволюционным творчеством: художник продолжает разрабатывать начатую в «Святой Руси» и «Душе народа» тему пути к Богу, изменения касаются, главным образом, живописных и композиционных решений его картин. Лишь в портретах 1925 года намечается то принципиально новое, появление которого обусловлено возрождением веры художника в светлое будущее России, находящейся под покровительством Высших сил. Это мироощущение найдёт своё полное воплощение в его последних программных произведениях 1932-1934 годов, а также в портретах и пейзажах, созданных после 1928 года.
Религиозная проблематика в искусстве художника сохраняется в советский период. Значительно расширяется представление Нестерова о том, каким может быть служение Высшему Идеалу. Не свойственная ранее мастеру активная, проявляющая себя в конкретных «земных» делах деятельность во имя этого идеала, определяет собой отныне характер всех созданных им произведений.
Среди художников-сверстников, Нестеров, поистине, единственный, кто переживает в это время творческую молодость. Ему удаётся сочетать в своей живописи лучшие классические традиции и находки модерна, преломленные через призму собственного опыта, соединив все это с остротой видения, подчас граничащего с прозрением человека ХХ века.
Подлинное значение подвижнического труда немолодого уже художника, создавшего в этот период целый ряд религиозных произведений и знаменитую портретную галерею своих современников, ещё предстоит осознать будущим поколениям. Предпринятое исследование лишь одна из ступеней подхода к их пониманию.



1. Хасанова Э. В. Итоги и проблемы изучения творчества М. В. Нестерова: Исторический аспект //Искусство Евразии на перекрестке культур: Материалы Всероссийская научная конференция. - Уфа. - 1998. - С. 14-18. - 0,2 п. л.
2. Хасанова Э. В. Религиозная живопись М.В. Нестерова 1920-1930-х годов //Актуальные проблемы изучения и преподавания истории культуры Башкортостана: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Стерлитамак. - 2001. - 0,3 п. л.
3. Хасанова Э. В.М. В. Нестеров и русские философы о духовности в искусстве //Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа. - 21-22 апреля 2004. - С. 95-99. - 0,4. п. л.
4. Хасанова Э. В. Михаил Васильевич Нестеров. Живопись и графика. 1878-1922. - Уфа. - 2004. - 1 п. л.
5. Хасанова Э. В. «Русская идея» и её воплощение в последних религиозных произведениях М. В. Нестерова //Собрание. - № 7. - 2005. (принято к печати). - 0,5 п. л.
6. Хасанова Э. В. Религиозная проблематика творчества Нестерова советского периода //Известия Уральского государственного университета: Гуманитарные науки. - Выпуск 9. - Екатеринбург, 2005 (принято к печати). - 0,3 п. л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ