Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБНАЖЕННОСТЬ В ЖЕНСКОЙ МОДЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №103187

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы22
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Современный мир характеризуется разрушением прежних нравственных, эстетических норм, правил, определяющих в течение многих веков отношения между людьми. То, что еще сравнительно недавно считалось незыблемым, отвергается, заменяясь на новое, необычное, многими не принимаемое. Одной из причин таких изменений является превращение моды в движущую силу социокультурных преобразований. Она начинает диктовать приобретение не только одежды, но и аудио и видеотехники, средств телефонной связи, авто-машин, мебели, косметических средств и т.д. Практически не осталось той сферы повседневной жизни, в которую бы не вторглась мода. Она побуждает людей учитывать не столько потребительские свойства товаров, их стоимость, сколько степень соответствия ее требованиям.
Мода с момента ее широкого распространения стала важнейшим способом развития ценностных ориентаций, установок человека. Следуя ей, он уже должен с определенной периодичностью отказываться от прежних своих представлений о прекрасном, полезном, приятном и принимать те взгляды на свойства вещей, поведение людей, которые она утверждает в данное время. С ее помощью происходит смена культурных ориентиров, вызывая неизбежные изменения и в отношениях между индивидами и общностями.
Выделяются те группы, которые сразу принимают модные нововведения, им в разной степени противостоят другие, более медленно на них реагирующие или даже отвергающие. Внутри этих групп и между ними складываются разные отношения, влияющие на общий процесс социальных преобразований, про-исходящих в условиях дальнейшего ускорения технического прогресса. В связи с этим актуальной социологической проблемой становится изучение различных аспектов моды как социокультурного явления, все более и более активно влияющей практически на все стороны жизнедеятельности современного человека.
Необходимо выяснить как основные факторы, порождающие у индивидов, общностей потребность быть модными, так и противоречивые последствия подчинения ее требованиям. Мода не имеет однозначно позитивного результата на всех этапах ее возникновения, утверждения и постепенного отмирания. Поэтому важной задачей социологического анализа становится определение тех изменений, которые она вносит в конкретный вид культуры, а в результате и в отношения между социальными субъектами. Такое исследование позволит глубже разобраться в основных механизмах преобразования сознания и поведения современного человека. В частности, более полно исследовать роль потребности в самоутверждении в изменении его жизнедеятельности.
Мода в одежде является самой первой и наиболее заметной формой проявления этого социокультурного феномена. Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с разными ее требованиями к мужчинам, женщинам, взрослым, детям. Он с раннего детства приучается оценивать окружающих по степени соответствия их одежды господствующим в данное время модным тенденциям. Одежда всегда влияла на содержание представлений о прекрасном и безобразном, допустимом и не-приемлемом, этичном и аморальном в конкретный исторический период. В результате мода в одежде прямо или опосредовано воздействует на характер отношений между мужчинами и женщинами, представителями разных поколений, ее приверженцами и критиками.
Мода всегда отличалась по гендерному признаку. Наибольшие изменения происходили и происходят в женской модной одежде. Периодически возникают попытки сделать модной ту одежде, которая в большей степени раскрывает достоинства женской телесности. В связи с этим актуальной проблемой становится социологическое исследование особенностей воздействия модной одежды на те нормы, правила, которые регулируют отношения между мужчинами и женщинами. Существуют особенности ее влияния на взаимодействия двух гендерных общностей в прошлом, а также в наше время.
Оно характеризуется отмиранием прежней половой морали и утверждением норм, возникших в период т.н. сексуальной революции. Произошло не только сближение в способах проявления сексуальных потребностей у представителей разных полов, возникла мода на одежду, которая либо скрывает данные природой внешние отличия женщин от мужчин, либо их специально подчеркивает. С помощью модной одежды, в конечном счете, регулируется проявление сексуального инстинкта. На рубеже веков это выразилось в утверждении особой моды на одежду, повышающую обнаженность женской телесности. Благодаря новым материалам, творческому поиску дизайнеров возникла одежда, которая создает иной в сравнении с традиционными этическими и эстетическими нормами образ привлекательной женщины. Обнаженность того, что почти всегда предписывалось женщине скрывать, стало важнейшей отличительной чертой этой моды.
В связи с этим, становится актуальной социологической проблемой изучения влияния повышенной обнаженности в со-временной женской модной одежде на изменение некоторых норм и правил культуры взаимодействия мужчин и женщин в повседневной жизни. Важно выяснить направленность преобразований в системе регулирования культурой природных инстинктов человека под воздействием существенного раскрытия модой тех частей тела, которые всегда специально закрывались одеждой. Социологический анализ этой проблемы также позволяет выяснить изменение самого содержания представлений человека о свободе проявления его индивидуальности в современном социуме. Вновь обостряется противоречие в самоутверждении личности на основе внешних или внутренних достоинств. Обостряется в специфической форме проблема гендерного равенства в современной модной одежде.
Актуальной задачей становится исследование тех противоречий в культуре взаимодействия различных не только по полу, но и возрасту общностей, которые возникают в результате активного распространения обнажающей женщину моды в одежде. При этом важно изучить особенности ее утверждения в нашей стране, быстро копирующей многие нововведения в моде, создаваемой известными дизайнерами мира.
Социологический анализ указанных противоречий позволит выяснить возможности регулирования тех отношений между раз-личными индивидами и общностями, которые возникают в процессе появление и распространении новой моды в одежде.
Степень изученности проблемы
Социологический анализ обнаженности в женской моде как социокультурного явления, прежде всего, опирается на работы таких исследователей культуры, как М. Вебер, Ю.Р. Вишневский, Л.Г. Ионин, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.И. Курбатов, К. Поппер, П. Сорокин, Ж.Т. Тощенко, Г. Тард, В.Т. Шапко. В их трудах раскрываются методологические подходы к анализу культуры и факторов, вызывающих ее изменение.
Важную методологическую роль в исследовании указанной проблемы выполняют работы, посвященные вопросу выяснения сущности телесности человека и форм ее проявлениях в разнообразных видах деятельности. Эти вопросы изучались Г.А. Ариной, Р.К. Баландиным, К. Визе, А. Гагановой, А.И. Коркошко, Р. Кюн, О.В. Лавровой, Э. Мичаурд, Н. Нарицыным, В.Н. Никитиным, В.В. Николаевой, А.Б. Орловым, В.А. Подорогой, И.А. Серовой, Б. Тернером, Л. Этинген.
Так как повышенная обнаженность телесности влияет на проявление сексуальных потребностей человека, то следует специально выделить работы о роли полового фактора в регулировании поведения мужчин и женщин. Этот вопрос изучался С.И. Голодом, Е.А. Здравомысловой, В. Джонсон, А. Кинзи, О. Кифер, И.С. Коном, У. Мастерс, А.В. Меренковым, М. Мид, Ю.И. Новоженовым, М.Н. Никитиной, Т.А. Пичугиной, Л.Л. Рыбцовой, A. Г. Сосновским А. Темкиной, З. Фрейдом.
В последние годы выделилась особая отрасль социологического знания - социология тела. В рамках ее исследований анализируются разнообразные философские, психологические, социо-логические проблемы тела как социокультурного образования. В связи с этим следует отметить работы С. Велби, И.С. Кона, Д.В. Михель, Д. Моргана, В.А. Подороги, П.В. Романова, Б. Тернера, Д. Твигг, М. Фуко, Е.Р. Ярской-Смирновой.
Так как объектом изучения является мода в одежде, то при ее исследовании опирались на труды Л.В. Архиповой, Л. Бенаима, А.Б. Гофмана, З. Бархатовой, А. Васильева, И. Доброхотовой, B А. Зайцева, Г. Зиммеля, А.К. Зиновьева, В. Зомбарта, Р. Кеннинга, Е.В. Киреева, Л. Орловой, Л.В. Петрова, С. Рей, З.Л. Совдагаровой. В их работах изучены основные объективные и субъективные факторы, определяющие направленность изменения моды в разные эпохи и наше время.
Социологический анализ тенденций развития современной моды дан в работах Андреевой А.Ю., Васильева А., Володина В., Гофмана А.Б., Зелинг Ш., Кокаревой Л.В., Коркошко А.И., Курбатова В.И., Липовецкого Ж., Масленцевой Н.Ю., Пармен Ф.М., Херсонской Е.А.
Проведенный нами анализ социологической литературы показал, что практически не исследована проблематика влияния повышенной обнаженности в современной женской модной одежде на изменение моральных, эстетических норм, регулирующих взаимодействие двух полов, представителей разных возрастов. Появляется необходимость специального теоретического и эмпирического анализа тех проблем и противоречий, которые характеризуют обнаженность в современной женской моде как особое социокультурное явление.
Методологической основой исследования являются гендерный, исторический, структурно-функциональный, междисциплинарный подходы, позволяющие раскрыть направленность и особенности изменений в женской моде как в прошлом, так и в настоящее время. Выделяются основные причины, которые вызывали в отдельные эпохи потребность в повышенной обнаженности в женской одежде. Исследуется роль тех факторов, которые породили на рубеже веков очередную моду на повышенную обнаженность в женской одежде.
Использование гендерного подхода позволило обнаружить ту роль, которую выполняет повышенная обнаженность в одежде в регулировании отношений между мужчинами и женщинами. При этом изучаются особенности восприятия различными общностями проявления этой моды не только в женской, но и в мужской одежде. Междисциплинарный подход помог выяснить специфику философского, психологического, социологического анализа человеческой телесности и форм ее проявления с помощью модной одежды. Выделены основные противоречия, которые характеризуют утверждение современной моды на повышенную обнаженность в женской одежде.
Объект исследования - современная мода на повышенную обнаженность в женской одежде как социокультурное явление.
Предмет исследования - изменения, происходящие в нормах культуры, регулирующих отношение различных общностей к повышенной обнаженности в женской одежде.
Целью диссертационной работы является анализ основных противоречий, возникающих в культуре и отношениях между различными общностями в процессе утверждения моды на повышенную обнаженность в женской одежде на рубеже веков.
Задачи:
1. Осуществить анализ человеческой телесности как социокультурного явления.
2. Исследовать основные факторы, определяющие периодическое возникновение в истории западной культуры моды на повышенную обнаженность в женской одежде.
3. Изучить основные противоречия становления моды на повышенную обнаженность в современной женской одежде.
4. Выяснить общее и особенное в восприятии и оценке данной моды как ее создателями, распространителями, так и потребителями.
5. Изучить влияние данной моды на эстетические и нравственные нормы, регулирующие взаимодействие между различными общностями в современных условиях.
Эмпирической базой работы послужили материалы исследований, проведенных автором в 2002-2004 гг. Методом анкетирования по квотной выборке было опрошено 600 жителей г. Екатеринбурга, представляющих все основные социальные группы. Также методом анкетирования по двухступенчатой квотной выборке опрошено 300 подростков в возрасте 15-17 лет. Методом глубинного интервью было опрошено 15 известных в городе дизайнеров одежды, а также 15 моделей, постоянно представляющих модную одежду на различных конкурсах и выставках.
Научная новизна работы заключается в следующем:
-раскрыты особенности современной телесности как социо-культурного явления. Они характеризуются ориентацией на конструирование всегда молодого, привлекательного тела с помощью использования последних достижений биотехнологий, медицины, косметологии, а также других способов обеспечения необходимых его характеристик;
- изучены основные причины формирования современной моды на требуемые свойства телесности. Они связаны в первую очередь с появлением в последние годы многоотраслевой индустрии создания разными способами красивого и привлекательного тела;
-исследованы факторы, вызывающие потребность в повышенной обнаженности женской телесности. Рассматривается противоречие между реальной и желаемой обнаженностью;
-дано понимание обнаженности как атрибута телесности, так как мера ее раскрытия определяется господствующими в данной культуре моральными, эстетическими, правовыми, религиозными нормами и правилами. Исходя из этого, раскрываются основные гендерные особенности обнаженности;
-выявлены основные противоречия, характеризующие со-временную культуру обнаженности женского тела. С одной стороны, утверждаются общие с мужчинами нормы поведения на производстве, в быту, в интимной сфере. С другой стороны, обостряется потребность в стимулировании женщинами интереса к себе с помощью повышенной обнаженности в одежде;
- показаны исторические особенности изменения потребности в одежде, меняющей степень обнаженности женщины. Доказывается спиралевидный характер развития моды на такую одежду в западной культуре;
- исследовано противоречивое воздействие сексуальной революции на развитие женской моды. С одной стороны, идеология равенства с мужчинами формирует моду на «унисекс», с другой - появляется и развивается особая женская мода на повышенную обнаженность;
-на материалах конкретно-социологических исследований выявлены противоречия в оценке создателями моды и ее потребителями различных вариантов проявления обнаженности в женской одежде. Показано, что дизайнеры, независимо от гендерной принадлежности, возраста, позитивно оценивают большинство форм утверждения повышенной обнаженности в одежде, в то время как у различных групп населения при ее восприятии и оценки четко проявляются гендерные и возрастные различия.
Практическая значимость работы
Результаты как теоретических, так и эмпирических исследований диссертационной работы могут быть использованы в процессе организации просвещения различных групп населения по поводу основных тенденций развития современной моды в одежде, культуры ее использования для выявления индивидуальности личности.
Они важны при подготовке будущих дизайнеров одежды в различных учебных заведениях региона и страны в целом. Они могут быть применены в работе тех специалистов, которые занимаются созданием современной женской и мужской одежды.
При чтении курсов: «Социология культуры», «Гендерная социология», «Социология молодежи», «Социология телесности».
Апробация диссертационной работы
Положения и выводы настоящей работы нашли свое отражение в выступлениях автора на практических конференциях: «Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи». // Российская научно-практическая конференция, Екатеринбург, 2004; «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса, власти».// ХХ Международная научно-практическая конференция. Челябинск, 2004; «Возрождение России: общество-управление - образование, культура - молодежь» // 5 Всероссийская конференция, Екатеринбург, 2004; «Политическая культура и политические процессы в современном мире». // 7 Международная конференция памяти Л.Н. Когана, Екатеринбург, 2004; «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» // 8 международная конференция памяти Л.Н. Когана. Екатеринбург, 2005.
Основные положения диссертационной работы были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы. Содержание работы изложено на 132 страницах, библиографический список включает 135 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Шихалева Е.А. Роль молодежной моды в процессе адаптации студентов в вузе // Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи. Екатеринбург, 2004. С. 105-110
2. Шихалева Е.А. Мода как механизм регуляции поведения молодежи. // Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи. Екатеринбург, 2004. С. 143-149
3. Шихалева Е.А. Особенности восприятия и поведения женщин и мужчин в процессе делового общения.// Совершенствование существующих технологий с целью снижения себестоимости производства на ОАО «Уралэлектромедь». г. В- Пышма, 2004. С.125-128
4. Шихалева Е.А., Меренков А.В. Мода как фактор развития личности в современном мире.// Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти. Челябинск, 2004. С.261-269
5. Шихалева Е.А. Феномен «звезды» в модной коммуникации: социально-психологический аспект.// Место и роль личности в процессах моды. Екатеринбург, 2004. С.12-19
6. Шихалева Е.А. Гендерные особенности современной моды в одежде.// Кросс- культурные и гендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи и молодежи. Ч 2. Екатеринбург, 2004. С.42-44
7. Шихалева Е.А. Мода как форма конструирования поведения личности.// Актуальные проблемы социологии и менеджмента: общество - управлении- образование - молодежь- культура. Вып.6. Екатеринбург, 2004. С. 140-142
8. Шихалева Е.А. Мода в системе регулирования поведения учащейся молодежи. // Кросс - культурные исследования: методология, опыт эмпирического анализа. Ч. 3. Екатеринбург, 2005. С. 116-120


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ