Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №103183

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы39
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Публикации

Актуальность темы исследования. Необходимость разработки методологических оснований и принципов анализа противоречий функционирования и развития культуры региона связана с ярко проявившейся тенденцией к повышению его роли в модернизации российского общества. В условиях развития демократии каждый регион становится активным субъектом совершенствования общественной жизни страны, в зависимости от степени раскрытия имеющегося у него потенциала. В связи с этим становится актуальной проблемой выявление противоречий, возникающих между центром и регионами в процессе поиска оптимальных вариантов воспроизводства и развития культуры как отдельных территорий, так и страны в целом.
Необходимо исследовать диалектику общего, особенного и единичного в функционировании и развитии культуры отдельных регионов. Ее анализ позволяет выявить основные противоречия и закономерности развития России как целостного образования в условиях расширения самостоятельности отдельных краев и областей. Появляется возможность исследовать логику взаимодействия регионов при использовании местных достижений для развития всего государства.
Традиционно система противоречий исследуется в философии, однако социологический анализ позволяет выявить конкретное содержание возникающих противоположных тенденций, методы разрешения противоречий и достигнутые результаты. При этом важной задачей становится исследование разных вариантов воспроизводства культуры конкретных регионов и их развития на основе заимствования достижений других территорий, а также самостоятельного поиска новых форм реализации творческого потенциала собственного населения.
Основные противоречия функционирования и развития культуры региона анализируются нами на примере Ханты-Мансийского автономного округа как отдельного субъекта Российской Федерации, обладающего специфическими особенностями: историческими, природно-географическими, демографическими, этнокультурными, конфессиональными и т.п.
Кроме того, актуальность данного исследования предопределена региональной разобщенностью и необходимостью формирования на территории Западной Сибири, Уральского федерального округа единого культурного пространства, которое бы обеспечило населению этой территории возможность более полной самореализации в разнообразной творческой деятельности, способствующей улучшению условий труда, быта, отдыха различных социальных групп на современном этапе противоречивого утверждения рыночной экономики в нашей стране.
Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) представляет собой специфическое социокультурное образование, где общероссийские проблемы дополняются и осложняются своеобразными региональными социокультурными процессами. Особенность округа обусловлена несколькими факторами: это, во- первых, удаленность от центральных регионов России, где сосредоточены основные культурные центры. Во-вторых, практически полная урбанизированность и относительная молодость многих муниципальных образований, что свидетельствует об отсутствии укоренившихся культурных традиций. В- третьих, чрезвычайно многообразный и имеющий тенденцию к изменениям этнокультурный, языковой и конфессиональный субстрат (за счет свойственных северным регионам миграционных процессов). Эти специфические факторы, наряду с общероссийскими культурными и национальными проблемами, делают приоритетной задачу формирования и реализации выверенной и адаптированной к местным условиям региональной культурной политики.
Наличие в регионе разных субкультур: коренной (ханты и манси) и русскоязычной (старожильческое население), сельской и городской, традиционной и индустриальной, различных образов жизни требует разрешения противоречий, возникающих при их воспроизводстве и развитии. Социокультурная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе представлена в настоящее время в виде «очагов» национальных культур, которые под влиянием региональных условий противоречиво воспроизводятся в отдельных своих элементах, одновременно выступая как объект воздействия более развитых культур. Также предпринимаются усилия по их саморазвитию с целью сохранения уникальности культурного пространства.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что в последнее время стала очевидна политика руководства страны, направленная на укрупнение ее регионов. Ставится вопрос о передаче значительной части полномочий национальных округов по предметам совместного ведения центру, а также тем краям и областям, в состав которых они входят. Это вызывает необходимость выявления тех противоречий, которые в настоящее время существуют между ХМАО и Тюменской областью, и возможности их разрешения при укрупнении региона.
В условиях модернизации российского общества остро встает задача глубокого социологического анализа основных противоречий функционирования и развития культуры населения России в процессе дальнейшего усиления роли центральной власти, более жесткого подчинения политики регионов общим задачам укрепления единства страны. Необходимо осмыслить существующие этнокультурные различия, особенности формирования регионального самосознания и региональной идентичности, исследовать специфику функционирования и развития отдельных видов культуры, роли материального производства, образования, искусства в воспроизводстве и изменении ценностных ориентаций, установок различных социальных групп. В связи с этим особое значение приобретает исследование роли и перспектив влияния ХМАО на развитие культуры Западной Сибири и других регионов России.
Степень научной разработанности проблемы.
В последнее время все большую значимость приобретает необходимость исследования локальных сообществ. Региональный социум как предмет исследовательского поиска представлен в трудах В.Г.Барулина, Е.Н.Заборовой, Л.А.Зеленова, А.И.Кузьмина, Б.С. Павлова, В.Г.Попова, А.К.Уледова. Понятие социального пространства, позволяющего в ходе исследования обнаружить не-которые фундаментальные закономерности развития культуры регионов, рас-крыто в трудах П.Бурдье, Э.Гидденса, Г.Е.Зборовского, Р. Коллинза, П.А.Сорокина, А.Ф. Филиппова и др.
Немало работ посвящено социально-пространственной интерпретации человеческого поселения, наиболее значимые из них принадлежат Н.Г.Агафонову, Н.А.Аитову, А.В. Баранову, В.Г.Виноградскому, В. Л .Глазычеву, Л.Н.Когану, М.Н.Межевичу, Е.Н.Перцику, В.Н. Петрову, Ю.Л.Пивоварову, Ф.С.Файзуллину, O. Н.Яницкому и др. Проблемы процедуры измерения социального пространства, тех противоречий, которые возникают в процессе его становления и изменения, анализируются в работах М.М.Бекарева, В.А.Канке, В.Г. Черникова, В .И.Шинкарука.
Культурному пространству как интегральной категории социологии посвящены труды С.А. Азаренко, А. Д. Герда, Т.М. Дридзе, А.Г. Дружинина, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, Г.С. Лебедева, В.М. Розина, С.Я. Сущего, P. Ф. Туровского, В. С.Цукермана, в той или иной степени - работы М.Г. Вохрышевой, Г.П. Иванова, А.С.Кармина, Л.И.Михайловой, В.В. Савельева, М.А. Шустрова.
Основы отечественной региональной социологии были созданы благодаря усилиям социологов и экономистов, таких, как А.Г. Аганбегян, Н.А.Аитов, Ю.В. Арутюнян, Т.И. Заславская, В.И. Староверов, Ж.Т. Тощенко, О.И. Шкаратан, а позднее - А.А.Адамеску, Ю.Г. Волков, Р.Р. Галямов, А.Г. Гранберг, Ю.Н.Гладкий, А.Б.Курлов, Ф.С.Файзуллин, Б.С. Хорев, А.И. Чистобаев, В.И.Шамшурин и др. В рамках западной социологической мысли работы Э. Берджесса, М.Вебера, Л.Вирта, Г.Зиммеля, Р.Парка, Н.Смелзера, Д.Харви и др. существенно расширили предмет и проблематику региональной социологии.
Для авторской концепции большую значимость имеют методологические и общетеоретические исследования региона. Изучению региона посвящены работы Э.Б.Алаева, И.В.Бестужева-Лады, В.И.Бутова, В.Г. Игнатова, В.Л.Каганского, Г.М. Казаковой, Н.И. Лариной, А.Е. Левинтова, Н.Н.Некрасова, B. И.Староверова, ученых Уральского отделения РАН - Н.И. Данилова, О.А.Романовой, А.И.Татаркина и др.
Методология исследования культуры, различных аспектов ее воспроизводства и изменения представлена в трудах зарубежных и отечественных ученых: Н.А.Бердяева, В.С.Библера, В.И Вернадского, Ю.Р. Вишневского, Э.Гидденса, Л.Н. Гумилева, Э.Гуссерля, В.Е. Давидовича, Н.Я. Данилевского, Г.Зиммеля, Н.С. Злобина, И.А.Ильина, Л.Г.Ионина, А. Кребера, К. Клакхона, Л.Е. Кертмана, М.С. Кагана, Л.Н.Когана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Т. Парсонса, Ю.М. Резника, П.Н. Савицкого, Н.Смелзера, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, A. Тойнби, Л. Уайта, З.И. Файнбурга, А.Ф. Федорова, П.А. Флоренского,
C. Л. Франка, В.Т.Шапко, О Шпенглера и др.
Особенности противоречий функционирования и развития культуры северных регионов рассматриваются в трудах Л.Н.Захаровой, В.А.Мазина, B. В.Мархинина, В.И.Полищука, Ф.Н. Рянского, Т.Г. Харамзина и др.
Трансформационные процессы в России и северных регионах отражены в работах Г.А. Аграната, А.В. Артюхова, М.К.Горшкова, А.П.Гудыма, З.Т. Голенковой, Н.М.Добрынина, Т.И. Заславской, В.М. Княгинина, Г.Ф.Куцева, М.Г.Лазарева, В.В. Мархинина, А.Н.Силина, В.И. Сперанского, В.С.Степина, В.Н. Стожарова, В.А.Тена и др.
Культурная политика как социальное явление исследована в трудах зарубежных и отечественных ученых. Западноевропейский подход демонстрируют позиции М.Драгичевича-Шешича, Э. Гросжана, Д.Тросби и др., в отечественных - подходы А.Н.Алексеева, Е.С, Баразговой, Ю.А. Веденина, Л.Е.Вострякова, Г.М. Галуцкого, В.В. Гаврилюк, И.И. Горловой, Г.Е. Зборовского, Б.С.Ерасова, И.М. Куликовой, Г.Б .Кораблевой, А.В. Меренкова, Э.А. Орловой, В.А. Розина, Л.Я. Рубиной, Л.Л.Рыбцовой, В.Л. Тамбовцева, Г.Л. Тульчинского, П.Г.Щедровицкого, А.Я. Флиера и ряда других.
Тем не менее, следует отметить явную недостаточность работ теоретического и обобщающего характера, посвященных основным противоречиям функционирования и развития культуры регионов в условиях становления рыночной экономики в России. Это делает менее четкими приоритеты эмпирического поиска, а последние, в свою очередь, не ведут к дальнейшему развитию теоретических моделей. В отечественной науке недостаточно изучены процессы регионализации в области культуры (их сущностные параметры и характерные особенности), не раскрыты связи и структурные отношения территориальных систем в социокультурном пространстве России, общие процессы социокультурной и институциональной трансформации. С социологических позиций данная проблематика в последнее время практически не изучалась, а это ведет к трудностям осуществления научно выверенной региональной политики в сфере культуры.
Необходимость решения обозначенных теоретических и практических проблем потребовала от автора комплексного подхода к анализу основных противоречий функционирования и развития культуры конкретного региона в современных условиях.
Цель работы заключается в социологическом анализе сущности и содержания основных противоречий функционирования и развития культуры региона в современных условиях (на примере Ханты-Мансийского автономного округа).
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих конкретных исследовательских задач:
1. Выявить категориальную сущность региона как формы организации социума и тех противоречий, которые возникают при воспроизводстве и развитии его культуры.
2. Создать теоретические и методологические основания для исследования основных факторов, определяющих разнонаправленность развития куль-туры регионов в современных условиях.
3. Изучить и уточнить концептуально-теоретические положения о специфике содержания, целей и методов государственного управления сферой культуры на федеральном и региональном уровнях.
4. Исследовать с позиции социологического подхода содержание, особенно-сти и противоречия современной культурной политики в регионах (государственной, региональной, муниципальной), а также проанализировать специфику социальных и экономических факторов, детерминирующих задачи культурной политики в условиях модернизации российского общества.
5. Выявить общее и особенное в противоречиях функционирования и развития культуры северных регионов.
6. Проанализировать общие закономерности и региональные особенности функционирования и развития культуры ХМАО в условиях противоречивого становления рыночной экономики.
7. Разработать научно-практические рекомендации, направленные на оптимальное разрешение основных противоречий изменения социокультурной ситуации в ХМАО.
Данные задачи составляют проблемное поле исследования и предполагают комплексный подход с использованием средств и методов современной социологии.
В качестве объекта исследования в работе выступают основные характеристики и тенденции функционирования и развития культуры региона. Предмет исследования - противоречия, возникающие в процессе воспроизводства и развития современной культуры региона на примере Ханты-Мансийского автономного округа.
Методологическая и теоретическая база исследования. Исследование региона включает несколько методологических подходов и направлений. Подход к региону как к социуму, проживающему на локализованной территории, выдвигает на первый план изучение закономерностей воспроизводства и развития социальной жизни населения, его культуры. Социологическая трактовка понятия «регион» позволяет выяснить диалектику взаимодействия центра и разных регионов в развитии страны.
Методология исследования связана, прежде всего, с системным подходом, позволяющим интерпретировать социум как объект управления на макро-, мезо- и микроуровнях познания. В соответствии с этим средовой подход выступает методологией рассмотрения всех социальных объектов, явлений, проблем и т.п. как единства общественного и природного характера, объединяемых временем и пространственными границами.
Применение институционального подхода позволяет использовать возможности структурного функционализма, изучить характер связи и взаимовлияний элементов системы регионального управления культурой, определить функции, роль и место этих элементов в его функционировании и развитии.
Реализация метода сравнительного анализа, используемого при изучении культуры региона, позволила автору анализировать предмет исследования на нескольких уровнях (общем, особенном, единичном).
Установка на изучение локальных проявлений универсальных культуротворческих процессов ориентирует на междисциплинарный подход к использованию той совокупности знаний, на которое опирается данное исследование, к его методологическому инструментарию.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных социологов, культурологов, этнографов, регионоведов, посвященные вопросам функционирования регионов и их культуры. Исследования подобного рода предполагают использование эмпирических данных по двум или большему числу регионов и осуществляются на базе специально подобранных территорий. В работе предпринята попытка сопоставления развития культуры ХМАО с другими субъектами РФ, входящими в состав Тюменской области, а также с регионами, входящими в состав Уральского федерального округа (Курганская, Свердловская, Челябинская области).
Кроме того, в процессе исследования использованы различные методы конкретно-социологического познания: анализ статистических данных, контент-анализ документов, экспертная оценка, анкетный опрос, глубинное интервью.
Эмпирическая база исследования опирается на результаты конкретных социологических исследований, проводившихся автором в Уральском федеральном округе, Западной Сибири, в частности, в ХМАО - Югре.
В качестве эмпирической базы также были использованы законодательные акты федерального и регионального уровней, документы местного значения из архивных фондов и периодической печати, данные органов государственной статистики РФ, Тюменской области по проблемам культуры.
В работе использованы материалы региональных исследований, в которых автор принимал участие:
- межрегиональный научный проект «Семья - 99», где по одной стандартизированной выборке был проведен опрос 1360 семейных горожан, проживающих на территориях Крайнего Севера, Среднего и Южного Урала, Среднего Поволжья, Забайкалья с целью изучения противоречий повседневной культурной деятельности городских семей;
- анкетный опрос «Безнадзорник - 2001»: было опрошено 232 несовершенно-летних - подопечных социально-реабилитационных центров, расположенных в гг. Челябинске и Екатеринбурге, и 56 сотрудников этих учреждений;
- опрос учащихся 5-11 классов школ региона, проведенный в рамках окружной антинаркотической акции «Не преступи черту» Управлением социально-политических исследований администрации Губернатора ХМАО в сентябре 2000 г. (были опрошены 60 тыс. учащихся средних общеобразовательных школ округа);
- опрос муниципальных служащих методом «кейс-стади» в городах различной величины УрФО, в частности, г. Мегиона ХМАО (2001 г.), где было опрошено 26 экспертов с целью получения прогностического материала по развитию территории и эффективности муниципального управления культурой;
- материалы диагностики северных территорий, где в качестве объекта исследования выступали муниципальные служащие нескольких городов и поселков ХМАО (в течение 1999 - 2001 гг. было опрошено 2 тыс. человек);
- социологическое исследование: «Потребности жителей г.Нижневартовска в учреждениях культуры», проведенное в 2001 г. с целью совершенствования планирования в сфере культуры, определения уровня развития учреждений культуры города и их востребованности. Методом стандартизированного интервью было опрошено 800 жителей г.Нижневартовска и 50 экспертов - работ-ников учреждений культуры.
Помимо указанных выше исследований были использованы материалы ряда конкретно-социологических исследований, проведенных автором в рамках Лаборатории проблем региональной культуры Центра культурологии Нижневартовского государственного педагогического института:
- социологическое исследование «Отношение к деятельности городских библиотек в условиях перехода к рыночной экономике» (1996 г.). Было опрошено 800 человек, принадлежащих к различным категориям населения г.Нижневартовска;
- социологический проект «ХМАО - 97», в результате реализации которого были опрошены 400 жителей с целью изучения особенностей функционирования учреждений культуры в городских поселениях Тюменского Севера;
- социологическое исследование, проводимое Компанией «ТОЙ - ОПИНИОН» (г. Санкт-Петербург) в сентябре 1998 г. в 10 городах Российской Федерации. В г. Нижневартовске было опрошено 200 человек методом стандартизированного интервью и проведены глубинные интервью с руководителями промышленных предприятий и представителями местной администрации с целью более глубокого изучения проблем и потребностей развития культуры региона;
- исследовательский проект «Роль субъективного фактора в становлении и развитии местного самоуправления в РФ и повышении эффективности управления на муниципальном уровне» (исследовательская группа «Циркон» по за-просу Администрации Президента РФ). Исследование проводилось в 1999 г. в 110 муниципальных образованиях, представляющих различные географические зоны РФ, а также разные типы муниципального образования по статусу и численности, в том числе в г. Нижневартовске;
- социологическое исследование «Молодежь и наркотики» (2000 г.); методом интервьюирования были опрошены 263 представителя молодежи г. Нижневартовска;
- социологический мониторинг культурных запросов и потребностей, интересов и предпочтений студентов Нижневартовского филиала Санкт- Петербургского института бизнеса и права. Методом интервьюирования было опрошено 310 студентов (2001 - 2003 гг.);
- социологический проект «Югра - 2002 г.», выполненный в русле диссертационного исследования на базе 10 городов и поселений ХМАО. Основными предметами исследования являлись деятельность и самочувствие северян в сфере культуры, духовной жизни региона, а также деятельность и функционирование институтов культуры в городах и поселениях Тюменского Севера в процессе адаптации к рыночным отношениям. Опрошены 1100 респондентов в гг. Нижневартовск, Сургут, Радужный, Мегион, Ханты-Мансийск, поселках Излучинск, Новоаганск, Аган, Варьеган и деревне Вата. В тех же городах и поселениях были опрошены 115 экспертов - руководители окружных, областных, городских и районных подразделений, ведающие вопросами культуры, образования, науки, молодежной политики, спорта.
Помимо указанных социологических проектов нами использовались конкретные эмпирические данные исследований других авторов, отраженные в публикациях, докладах, выступлениях на конгрессах, научно-практических конференциях (международных, общероссийских, региональных), прямо или косвенно связанных с темой диссертации.
Научная новизна.
- на основе диалектики общего, особенного и единичного в работе представ-лена методологическая и теоретическая концепция анализа основных противоречий функционирования и развития культуры региона в современных условиях. Показано, что при активном заимствовании достижений другого региона обостряется противоречие между общим и особенным в культуре данной территориальной общности, а в условиях саморазвития ее культуры «свое» единичное получает благоприятные возможности стать тем особенным, которое позволяет влиять на характер и направленность изменений в культуре других регионов;
- с социологических позиций изучены основные способы изменения культуры региона на основе противоречивого сочетания саморазвития и освоения опыта других территориальных образований. Утверждается, что саморазвитие региона в современных условиях возможно только в том случае, когда в результате овладения достижениями иных территорий выделяются принципиально новые подходы к решению актуальных для всего человечества проблем;
- выявлены факторы, определяющие превращение региона либо в объект целенаправленного воздействия культуры других территориальных общностей, либо позволяющие ему самостоятельно искать оптимальные варианты воспроизводства и развития своей уникальной культуры. Показано, что отсутствие условий для свободы творчества активной части населения региона неизбежно ведет к превращению его особой культуры в то единичное, что только дополняет общее в культуре многих регионов мира;
- впервые в отечественной науке проведен системный анализ возможных на-правлений развития культуры конкретного региона в контексте процессов глобализации и регионализации, формирования новой парадигмы развития северных территорий Российской Федерации. Доказывается, что в настоящее время каждая территориальная общность в нашей стране стоит перед выбором сценария развития либо путем копирования опыта более развитых в социально-экономическом плане регионов, либо поиска внутренних источников функционирования и дальнейшего совершенствования своей культуры;
- на основе исследования современных закономерностей функционирования и развития культуры различных регионов России выявлены основные противоречия становления полистилистической культуры, приходящей на смену моно- стилистической. Полистилистическую культуру характеризуют деиерархизация, деканонизация, детотализация, толерантность, диверсификация, эзотеричность, возникновение новых форм и стилей. Процесс вытеснения моностилизма в настоящее время происходит постепенно;
- осуществлен анализ и сравнение культурной ситуации отдельного региона - ХМАО с другими регионами РФ. Показано, что социокультурная ситуация ХМАО представлена в виде «очагов» национальных культур, которые под влиянием региональных условий постепенно трансформируются. В настоящее время идет процесс поиска оптимальных путей развития духовной жизни населения, воспроизводства его культуры. Происходит рост интереса к локальным идентичностям, национальным культурам, этническим и религиозным особенностям, что позволяет отдельным группам и сообществам сохранить свою «самость». В каждом регионе, в том числе и ХМАО, обостряется проблема само-идентификации и самоопределения. Усиление идентификационных процессов происходит не только на индивидуальном, но и на групповом уровне;
- исследованы те объективные и субъективные факторы, которые позволяют превратить ХМАО в субъект развития отдельных элементов культуры других регионов страны. Доказывается, что пока ведущая роль в этом процессе при-надлежит руководителям разного уровня законодательной и исполнительной власти, а также градообразующих нефтяных и газовых предприятий. Благодаря продуманному, административно и профессионально обоснованному опыту руководства культурными процессами, данная сфера достигает значительных успехов в своем развитии;
- выявлены основные противоречия воспроизводства и развития культурных потребностей и интересов различных социальных групп, проживающих в Западно-Сибирском регионе, в частности, в ХМАО. Характеристики культурных потребностей различных социальных групп не отличаются существенно от общероссийских. С одной стороны, у отдельных групп проявляется потребность в самореализации и самоутверждении в процессе освоения и развития производственной, бытовой культуры, а с другой, - не происходит возвышения потребностей в досуговой деятельности;
- изучены противоречия, возникающие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях при управлении процессами воспроизводства и развития культуры отдельных регионов страны. Доказывается необходимость новой модели управления функционированием и развитием культурных процессов как на уровне региона, так и российского государства в целом. На уровне регионов и муниципалитетов культурная политика должна быть направлена на стимулирование развития местных учреждений культуры, обеспечение их «самодостаточности» в удовлетворении и формировании культурных потребностей населения;
- впервые исследованы основные тенденции развития в современных условиях региональной культурной политики Западной Сибири в целом и ХМАО, в частности, разработаны конкретные предложения по ее совершенствованию. Показано, что основной целью органов управления в сфере культуры ХМАО должна стать выработка механизмов органичного бесконфликтного взаимодействия всех типов культур на территории округа, целенаправленного регулирования культурной жизни в соответствии с системой общечеловеческих ценностей. Фактором устойчивого развития региона должно стать сохранение и развитие его культурного разнообразия, а также системы культурных коммуникаций как инфраструктуры межрегиональных, межсубъектных и пр. связей;
- проанализировано программное обеспечение развития региональных систем сферы образования и учреждений культуры, определена роль Целевых программ в воспроизводстве кадрового и духовного потенциала региона. Показано, что по этим программам в трех субрегиональных центрах округа (Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске) постепенно складываются образовательные комплексы, ориентированные на высококачественную подготовку специалистов, способных успешно трудиться в сложных климатических условиях;
- впервые осуществлен социологический анализ социокультурных характеристик населения Ханты-Мансийского автономного округа и исследована специфика его повседневной культуры. Доказывается, что на формирование повседневной культуры населения ХМАО оказывают огромное влияние природно-географические условия, которые находят свое отражение в различных явлениях обыденного уклада. Другой важный фактор - ментальность, в которой наиболее ярко проявляется этническое своеобразие и национальный характер. Именно культура повседневности детерминирует формирование региональной идентичности, регионального самосознания;
- выявлены основные направления и способы разрешения противоречий в функционировании и развитии культуры ХМАО в современных условиях.
Практическая значимость работы. Данное исследование имеет как теоретическую, так и значительную прикладную направленность. Оно обеспечивает научную базу для формирования перспективных направлений совершенствования культуры Западно-Сибирского региона, успешное развитие которого будет оказывать влияние на подъем культуры России в целом. Оно также позволяет отработать новую систему взаимодействия различных субъектов культуры региона при ее воспроизводстве и развитии, повысить управляемость процессами культурного развития ХМАО, Уральского федерального округа. Анализ результатов исследования представляет интерес для других территорий России, где возникают аналогичные проблемы. В частности, анализ развития и функционирования духовной культуры Югры может быть использован в решении социокультурных проблем других промышленно развитых территорий России.
Во-вторых, - результаты исследования активно внедрялись в научно-дискуссионную практику. Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в 40 научных работах, в том числе в 3 монографиях (общий объем - около 60 п.л.), выступлениях на 30 международных, всероссийских, региональных, межвузовских конференциях, симпозиумах, семинарах. Результаты исследования регулярно обсуждались на кафедрах культурологии Нижневартовского государственного педагогического института и Тюменского государственного института культуры и искусств, на кафедре культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, на кафедре социально-экономических наук Санкт-Петербургского филиала Института бизнеса и права, в отделе экономической социологии Института экономики УрО РАН.
В-третьих, результаты исследований широко используются в учебно-воспитательной и преподавательской работе. Автором разработаны и читаются курсы «Социология культуры», «Региональная политика в области культуры», «Менеджмент культуры», «Культурное пространство ХМАО» и др., проводятся консультации для молодых специалистов в сфере образования и культуры. Автор является руководителем госбюджетной темы в рамках научно-исследовательского направления «Формирование единого культурного и образовательного пространства ХМАО», над которой работает коллектив кафедры культурологии, социально-культурного сервиса и туризма Нижневартовского государственного педагогического института.
Материалы диссертационной работы обсуждены на кафедре прикладной социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав (включающих 11 параграфов), заключения, приложения, библиографического списка, (содержащего 299 наименований). Объем диссертации 346 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Скульмовская Л.Г. Образ Югры в пространстве российской культуры // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар.- 2005. - № 1. - С.21-25.
2. Скульмовская Л.Г. Регион как источник разнонаправленного развития // Известия Уральского гос. ун-та им. А.М. Горького, 2005. № 34. Вып. 17. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. - С. 127-138.
Монографии:
3. Скульмовская Л.Г. Культурное пространство Югры: новые города. - Екатеринбург - Нижневартовск: Изд-во Урал. ун-та, 2000.- 248 с.
4. Скульмовская Л.Г Город в пространстве культуры региона: общее и особенное. - СПб: Изд-во ИНФО-ДА, 2004.- 160 с.
5. Скульмовская Л.Г. Регион как субъект функционирования и развития культуры. - Екатеринбург-Нижневартовск: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 299 с.
Научные статьи:
6. Скульмовская Л.Г. Новые промышленные города в условиях Тюменского Севера: демографический аспект. // Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Выпуск 1. - Нижневартовск: МУ БИС, НГПИ, 1998.-С. 130-142.
7. Скульмовская Л.Г. Ценностные ориентации и образовательные запросы учащейся молодежи г. Нижневартовска // Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Выпуск 2.- Екатеринбург: ФГУИПП Уральский рабочий, 1999. - С.92-95.
8. Скульмовская Л.Г. Культурные запросы и потребности населения моно- профильного северного города (на примере г. Нижневартовска) // Культурологические исследования в Сибири. Сб. науч. трудов /Сибирский филиал Росс. ин-та культурологии. - №1.- Омск: Изд-во педагогического института, 2000.- С.77-83.
9. Скульмовская Л.Г. О некоторых проблемах организации досуга населения монопрофильного города в условиях Тюменского Севера (на материалах конкретно-социологического исследования) // Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Выпуск 3. - Екатеринбург: Средне¬Уральское кн. изд-во, 2000.- С.66-74.
10. Скульмовская Л.Г. Культурное пространство региона как объект социологического анализа // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: Проблемы и перспективы: Материалы окружной научно-практической конференции (21-24 мая 2002 года, Нижневартовск) - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С.48-55.
11. Скульмовская Л.Г. Культура управления персоналом как одна из составляющих российских перемен: региональный аспект // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 5. - Тюмень: Мандрика, 2003.- С.172-179.
12. Скульмовская Л.Г. Категория пространства: философско- социологический и культурологический аспекты // Россия и Запад: Проблемы истории и культуры: Сб.науч.тр. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед.ин- та, 2003.- С. 224-237.
13. Скульмовская Л.Г. Понятие городской культуры в концепциях современных зарубежных и отечественных исследователей // Проблемы отечественной и зарубежной культурологии XIX - XX веков: Уч. пособие / Под общ. ред. В.И. Полищука. Сер. «Учебная книга». Раздел 2. Гл. 4. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. педагогич. ин-та, 2004. - С.257-280.
14. Скульмовская Л.Г. Городам Югры прирастать Сибирью...// Человек и Вселенная. - СПб., 2003. - №12.- С.75-97.
15. Скульмовская Л.Г. К вопросу о роли интеллигенции в воспроизводстве духовной культуры региона (на материалах исследования автономных округов Тюменского Севера) // Гражданские позиции интеллигенции: «Камо гряде- ши?.» Сб.статей по материалам Международной теоретико¬методологической конференции (31 марта 2004 г.) /РГГУ, соц.фак, Центр социологических исследований; Сер. «Интеллигенция и современность». Вып.5.- М.: РГГУ, 2004.- С.190-200.
16. Скульмовская Л.Г. Городская культура в социокультурном пространстве региона // Проблемы истории культуры: Сб. науч. тр. Вып. 2 - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2005.- С.27-34.
Тезисы научных конференций
17. Скульмовская Л.Г. Культура как специфический феномен // Проблемы исторической культурологии. Сб. науч. трудов - Нижневартовск: Изд-во Ниж- неварт.пед.ин-та, 1998.- С.28-34.
18. Скульмовская Л.Г Молодежь и молодежная политика (на материалах со-циологического исследования молодежи г. Нижневартовска) // Гуманизация культуры и образования в ХМАО на пороге III тысячелетия. Материалы окружной научно-практической конференции - Нижневартовск: Изд-во Приобье, 2000.- С. 100-105.
19. Скульмовская Л.Г. Качество городской пространственной среды как часть культуры города // Исследования эколого-географических проблем природопользования для обеспечения территориальной организации и устойчивости нефтегазовых регионов России: теория, методы и практика: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 14-16 ноября 2000 года). - Нижневартовск: НГПИ, ХМРО РАЕН, ИОА СО РАН, 2000.- С.297-299.
20. Скульмовская Л.Г. Город как часть духовной культуры // Философия и педагогика. Вторые Соколовские чтения. Материалы региональной научно-практической конференции. (Нижневартовск, 17-19 мая 1999г.) - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед.ин-та, 1999.- С. 89-90.
21. Скульмовская Л.Г. Региональная культурная политика: мировоззренческий аспект // Россия XXI века: Мировоззренческие аспекты: Материалы региональной научно-теоретической конференции докторантов, аспирантов и соискателей. Нижневартовск, 27 января - 4 февраля 2000г. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед.ин-та, 2000.- С. 24-25.
22. Скульмовская Л.Г. Проблема культурного пространства в творческом наследии Л.Н. Когана // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции и статьи - Екатеринбург: УГППУ, Ин-т социологии и экономики, 2001.- С. 15-16.
23. Скульмовская Л.Г. Город как социокультурное явление // Толерантность в контексте многоукладности российской культуры. Тезисы Международной научной конференции. Екатеринбург, 29-30 мая 2001г.- Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.- С. 105-107.
24. Скульмовская Л.Г. К вопросу о создании единого культурного и образовательного пространства ХМАО // Северный регион: наука и социокультурная динамика: Сборник тезисов и докладов Всероссийской научной конференции. Май 2002 /Под ред. В.В.Мархинина, Г.И. Назина. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2002.- С. 216-218.
25. Скульмовская Л.Г. О роли духовной культуры в статусе города // Современные проблемы науки и образования: Материалы республиканской школы- семинара докторантов (Нижневартовск, 23-28 апреля 2001 г.) - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.- С. 57-60.
26. Скульмовская Л.Г. Город как способ существования культуры // Культу¬ра как способ бытия человека в мире: Материалы III Всероссийской конферен¬ции, Томск 13-15 декабря 2001 г. - Томск: Изд-во НТЛ, 2002.- С. 100-104.
27. Скульмовская Л.Г. Проблема наркомании в северных регионах России (на примере ХМАО) // Образование и молодежная политика в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-28 сентября 2002 г.- СПб: Изд-во СПбГУ, 2002.- С. 493-494.
28. Скульмовская Л.Г. Особенности региональной культуры в условиях трансформации российского общества (на примере ХМАО) // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: Материалы VI Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию профессора З.И.Файнбурга - Пермь: Пермский гос.техн.ун-т, 2002.- С.213-215.
29. Скульмовская Л.Г. Миграция как показатель социальной мобильности населения ХМАО // Динамика миграции населения и проблемы современного развития Западной Сибири: Сб тезисов докладов региональной научной конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2002.- С. 67-71.
30. Скульмовская Л.Г. Художественная культура - часть духовной культуры города (на примере Нижневартовска) // Художественная культура как феномен: Материалы региональной научно-практической конференции: г.Тюмень. - Тюмень: Изд-во Тюмен.гос.ун-та, 2002. - С. 81-83.
31. Скульмовская Л.Г. Основные направления и приоритеты муниципальной культурной политики (на примере г.Нижневартовска) // Культура. Социум. Творчество: Материалы Всероссийской научной конференции «Досуг. Творчество. Культура». - Омск: Изд-во Омск.пед.ун-та, 2002.- С. 247-249.
32. Скульмовская Л.Г. Художественные запросы и потребности населения нового северного города // Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция «Художественное образование в российской провинции в XXI веке». 8-11 октября 2002 г. Сборник докладов и материалов. - Томск: Изд-во ТОИПКРИКТ, 2002.- С. 183-187.
33. Скульмовская Л.Г. Духовная культура региона: общее и особенное // Рос- Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития: Материалы XX Международной научно-практ. конференции (17-18 апреля 2003 г.) / Урал. соц.-эк. ин -т АТиСО. Ч. V. - Челябинск, 2003.- С. 282-283.
34. Скульмовская Л.Г. Региональное образование как интегральный институт социума // Актуальные вопросы развития образования и науки: Материалы республиканской школы-семинара докторантов (Нижневартовск, 21-23 октября 2002 г.) - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед.ин-та, 2003.- С. 30-33.
35. Скульмовская Л.Г. О пространственной форме организации социума и культуры // Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития. В V ч. Ч.1. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - С. 37-44.
36. Скульмовская Л.Г. Имидж региона: культурологический аспект // XIV Уральские социологические чтения: Сб. материалов Всероссийской научной конференции (Тюмень, 8-9 сентября, 2003 года). - Тюмень: Изд-во Тюмен.гос.ун-та, 2003. - С. 124-126.
37. Скульмовская Л.Г. Образование как индикатор потенциала духовной культуры города (на примере городов Ханты-Мансийского автономного округа) // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: Материалы I Международной научной конференции (17-18 декабря 2003 года, Нижневартовск) - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед.ин-та, 2003.- С. 260-263.
38. Скульмовская Л.Г. Формирование общей культуры студентов в условиях Тюменского Севера // Формирование деловой и профессиональной культуры преподавателей, школьников, студентов и специалистов: Сб. статей участников 2 Всероссийской научно-методической конференции (23-24 апреля 2003 г.): Ч.1.- Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2003.- С. 34-38.
39. Скульмовская Л.Г. Городской социум как объект культурологического исследования // Проблемы культуры городов России: Материалы Пятого всероссийского научно-практического семинара -Омск: Изд. дом «Наука», 2004. - С.12-14.
40. Скульмовская Л.Г. Объекты культуры и культурная политика // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: Материалы II Международной научной конференции (Нижневартовск, 23-24 декабря 2004 г.) - Нижневартовск: ООО «Полиграфист-сервис», 2004. - С. 117-118.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ