Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: социологический аспект

Работа №103181

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы16
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется развитием рыночных отношений, которые привели к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни, в деятельности социальных институтов и организаций. Не остался в стороне и институт образования, функционирование и развитие которого все в большей степени определяется законами рынка.
Перемены, произошедшие в образовании, нельзя оценить однозначно, как только положительные или отрицательные. С одной стороны, увеличивается свобода выбора путей, вариантов деятельности в сфере образования, обусловленная созданием новых типов образовательных учреждений с различными формами собственности (государственной, муниципальной, негосударственной). Возросла степень свободы социальных субъектов, включенных в образовательный процесс: преподаватели свободны в выборе вуза, в реализации своих профессиональных установок, в использовании различных форм, методов обучения, в изложении своих концептуально-мировоззренческих позиций. Студентам предоставлен выбор между бюджетной (бесплатной) и внебюджетной (платной) формами обучения, возможность одновременного обучения в нескольких вузах. В целом расширился спектр предлагаемых образовательных услуг и доступность в их получении.
С другой стороны, рыночные отношения, повлекшие за собой коммерциализацию образовательной сферы, помимо позитивных моментов привели и к отрицательным результатам. К ним можно отнести облегченные способы получения образования, позволяющие без особого труда, не прилагая усилий, получить документ о наличии определенного образовательного уровня; не всегда гарантированное качество образовательных услуг и пр. В условиях, когда множество учебных заведений различного типа выпускают специалистов одной профессии, возрастает актуальность проблемы сравнения качества их подготовки.
Перед образовательной сферой всегда стояла проблема подготовки выпускников с уровнем квалификации, адекватным спросу на специалистов определенной профессии. Сегодня, в сложившейся ситуации постоянных изменений в профессиональной структуре общества, эта проблема стоит еще более остро. Общество в лице работодателя является заказчиком на «продукцию» образовательной сферы, которая, в свою очередь, должна удовлетворять эту потребность и при этом ориентироваться не на сиюминутный спрос, а осуществлять долгосрочный прогноз, реализуя своеобразный маркетинг рынка труда.
Особенно высокие требования предъявляются к качеству высшего образования, поскольку именно ему принадлежит особое место в структуре профессионального образования. Высшая школа является механизмом воспроизводства всей системы образования и науки и поэтому тенденция формирования нового качества высшего образования должна опережать процессы изменений во всех остальных системах непрерывного образования.
В рамках системы высшего образования с проблемой оценки его качества сталкиваются различные социальные группы, непосредственно и опосредованно связанные с данной сферой: руководство (министерства, ведомства и пр.), заинтересованные в создании и обнародовании рейтингов вузов; ректорат университетов и институтов, с одной стороны, отчитывающийся перед вышестоящим начальством, а с другой - заинтересованный в росте популярности и престижа своих вузов; точные сведения о качестве образования, даваемого студентам того или иного вуза, хотят иметь абитуриенты и их родители; и, наконец, в конечном итоге все наше общество заинтересовано в повышении качества образования - развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. Проблема качества образования актуализируется в связи с возникновением негосударственных высших учебных заведений, ростом конкуренции. Актуальность разработки критериев оценки качества образования такова, что ее можно оценить как особой социальный заказ, предложенный общественным наукам в современных условиях.
В настоящее время накоплен обширный арсенал методик, требований, моделей оценки качества образования, однако единой, общепризнанной схемы не создано, существующие методологические и методические подходы нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Работники органов управления образованием, эксперты часто руководствуют формальными показателями, редко используя оценки результативности образования по таким параметрам, как уровень его соответствия современным потребностям развития страны, интересам различных социальных групп; отсутствует комплексность, целостность оценки системы универсальных знаний, умений и навыков и опыта самостоятельной деятельности и ответственности обучающихся.
Обеспечение комплексности оценки качества образования на всех уровнях, в том числе и на уровне государственных и негосударственных учреждений высшего образования, является одним из базовых условий модернизации российского образования.
Состояние разработанности проблемы. В современной научной литературе глубоко разработаны теоретико-методологические основания исследования образования с позиций педагогики, философии, социологии и других наук. Следует отметить, что при этом основное внимание, прежде всего учеными-социологами, уделялось функционированию и развитию социальных общностей, включенных в образовательный процесс, изучались проблемы общего и профессионального образования. Активное реформирование системы образования в России предъявляет новые требования к его качеству, этот аспект требует к себе самого пристального внимания. Отечественные авторы уделяют внимание проблемам качества общего (школьного) образования, активно изучается и проблема качества высшего образования, однако целостного анализа качества высшего профессионального образования в литературе сегодня не представлено.
Общетеоретические и социологические подходы к исследованию проблемы образования, его ролевые и функциональные характеристики, значение в общественной жизни представлены в работах Е.С. Баразговой, И.В. Бестужева-Лады, Л.Г.Борисовой, Ю.Р. Вишневского, В.А. Дмитриенко, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, Л.Ф. Колесникова, Г.Б. Кораблевой, В.Т. Лисовского, A. В. Меренкова, В.Я. Нечаева, Б.С. Павлова, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевича, В.В. Серикова, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппова, З.И. Файнбурга, В.Г. Харчевой, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шубкина и других.
Немаловажное значение для нашей работы имели методологические исследования проблемы образования в педагогике, которые осуществляли А.С. Белкин, Л.А. Беляева, Б.М. Бим-Бад, С.Г. Вершловский, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, А.Н. Леонтьева, Т.Н. Мальковская, А.В. Петровский, B. Д. Семенов, И.Ф. Харламов, Г.П. Щедровицкий и др.
Проблемы высшего образования, его современное состояние и перспективы развития рассматривались в работах Л. Амбаевой, Т. Бархатовой, В. Зернова, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнова, М.В. Петропавловского, Г. Шило и др.
В процессе изучения особенностей негосударственного высшего образования в современной России мы обратились к трудам В.И. Астаховой, А.И. Гаджиева, Г.Е Гермаидзе, О. Дашковской, В. Жукова, Е.Н. Заборовой, Н. Козакевича, В.С. Митиной, О.В. Нотман, Л.Н. Тарасюк, К.Н. Цейковича, В.П. Щетинина, Е. Ямбург и др.
При анализе качества высшего образования, формировании собственной концептуальной модели его исследования, мы опирались на теоретико-методологические разработки таких авторов как В.А. Кальней, В. Качалов, В.П. Панасюк, Б. Прудковский, А. Субетто, С.Е. Шишов, Е.А. Шуклина, Ю.Яковлев и другие. Существенное методологическое и методическое значение для анализа проблемы имели подходы, заложенные в исследованиях В.П. Беспалько, А.С. Запесоцкого, А.П. Егоршина, В. Моисеева, Л. Романовой, А. Савельевой, М. Поташник, Б. Прудовского и др.
Названные ученые внесли значительный вклад в изучение общетеоретических и эмпирических аспектов образования, его функциональных, структурных и качественных характеристик. Однако разработок единой целостной системы оценки качества высшего образования с социологических позиций на сегодняшний день практически нет. Таким образом, налицо противоречие между общественной потребностью в качественном высшем образовании и недостаточной разработанностью вопросов его оценки, отсутствием конкретных технологий измерения методами социологии.
Исходя из этого, представляется возможным сформулировать цель диссертационного исследования: выявить общее и особенное в обеспечении качества образования в системе государственных и негосударственных вузов.
Задачи исследования:
1. Уточнить теоретико-методологические подходы к анализу высшей школы в русле исследования качества образования, охарактеризовать высшее профессиональное образование как систему, раскрыть ее функциональные особенности.
2. Опираясь на анализ структуры высшего профессионального образования, раскрыть особенности образования в государственных и негосударственных вузах.
3. Осуществить понятийный анализ качества образования, выявить теоретические подходы к его исследованию.
4. Проанализировать особенности современных методик оценки качества образования, разработанных отечественными авторами.
5. Разработать операциональную модель оценки качества высшего образования.
6. На материалах конкретно-социологического исследования провести сравнительный анализ качества образования в вузах различной организационно-правовой формы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи реформирования и модернизации российской системы образования, наполнения последнего новым содержанием и смыслом, перехода к новому этапу развития, заложенные в работах крупных отечественных ученых - философов, социологов, педагогов, психологов, экономистов. Теоретическими основаниями предпринятого исследования явились современные идеи и концепции личностно-ориентированного образования, теории социальных групп и общностей, теория личности, концепции качества образования. Автор учитывал основные положения теорий гуманизации образования, направленных на переориентацию системы образования на потребности и интересы личности. При изучении проблемы активно использовалась методология системно-функционального, институционального и комплексного подходов. Диссертант также опирался на законодательные акты Российской Федерации в области образования, программные и концептуальные документы федерального и регионального значения.
Эмпирическая база исследования. Работа написана на материалах конкретно-социологического исследования, проведенного в 2001-2002 гг. в г. Екатеринбурге. Объектом исследования выступили преподаватели и студенты Уральского государственного экономического университета и Института Международных Связей. Объем выборочной совокупности составил 558 студентов и 117 преподавателей. В исследовании была использована целевая квотная выборка.
Научная новизна исследования. Положения диссертации, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, состоят в следующем:
- Доказана необходимость комплексного подхода, позволяющего выстроить логически обоснованную систему анализа основных качественных характеристик современного высшего образования. При его социологическом рассмотрении необходимо обеспечить сочетание институционального, деятельностного, процессуального, социокультурного, системного подходов.
- Качество образования трактуется как степень соответствия характера, содержания, условий и результатов деятельности образовательных учреждений потребностям и ожиданиям общества, различных социальных групп. Показано, что содержание этих потребностей различается, что создает проблемы в понимании и практической деятельности по обеспечению качества образования.
- Доказана необходимость при исследовании качества образования учитывать в комплексе объективные и субъективные факторы, влияющие как на организацию образовательного процесса, так и его результаты.
- Предложена авторская модель оценки качества высшего образования независимо от организационно-правовой формы и доказана возможность ее применения при оценке качества образования различных вузов.
- Выявлено общее и особенное в восприятии и оценке преподавателями и студентами основных факторов образовательного процесса, влияющих на его качество с учетом различной организационно-правовой формы. На материалах конкретно-социологического исследования доказано, что общим для вузов выступает ориентация на реализацию госстандарта, идентичность профессорско-преподавательского состава. Особенное выступает в оценках объективных факторов: уровень оплаты труда преподавателей, состояние аудиторного фонда, возможности индивидуальной работы студентов, численность студентов на одного преподавателя.
- Разработаны рекомендации по совершенствованию качества образования в системе высшей школы для вузов различной организационно-правовой формы. Администрации негосударственного вуза следует особое внимание уделить учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, а также дальнейшей презентации негосударственного вуза на рынке образовательных услуг, формированию его позитивного имиджа у потенциальных работодателей. В структуре стратегического развития государственного вуза достойное место должен занять фактор материально-технического обеспечения учебного процесса.
Практическая значимость работы. Выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для осмысления ряда дискуссионных проблем качества образования; в разработке методологических основ социальной политики в сфере высшего образования, концепций его развития как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне конкретных образовательных структур; для уточнения показателей (критериев) процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации вузов, совершенствования современной модели оценки качества образования. Материалы исследования могут использоваться в лекционных курсах и на практических занятиях по социологии, в преподавании таких спецкурсов, как «Социология образования», «Социология молодежи».
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были представлены на конференциях различного уровня: II всероссийской научно-практической конференции «Личностно-ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2003), Третьей всероссийской научно-практической конференции «Управление социальными процессами в регионах» (Екатеринбург, 2003), Международной конференции «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004). Диссертационная работа обсуждена на кафедре социологии и социальной психологии Уральского государственного экономического университета.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Содержание работы изложено на 138 страницах, список литературы содержит 137 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Щипачева Н.В. Высшее образование как фактор социального здоровья // Конкурентоспособность территорий и предприятий - стратегия экономического развития страны. Тезисы V Всероссийского форума молодых ученых и студентов. Ч.1 Екатеринбург, 2002. С.177-178.
Щипачева Н.В. Система показателей качества образования в высшей школе // Личностно-ориентированное профессиональное образование. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2003. С. 342-346
Щипачева Н.В. Качество образования в высшей школе: методологические подходы // Управление социальными процессами в регионах. Третья Всероссийская научно-практическая конференция. Ч.1: Регион как социум: социальная структура, институты и процессы: Сб. статей. Екатеринбург, 2003. С. 210-212.
Щипачева Н.В. Социологический анализ качества образования в системе высшей школы // Кросс-культурные и гендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи. Часть II. Екатеринбург, 2004. С. 143-146.
Щипачева Н.В. Качество образования в системе высшей школы: опыт социологического анализа // Известия Уральского государственного экономического университета. 2004. №9. Екатеринбург. С.76-83. (В соавторстве).
Щипачева Н.В. Анализ качества образования в системе высшей школы // Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире. Материалы VII Всероссийского форума молодых ученых и студентов. Ч.1. Екатеринбург, 2004. С.284-285.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ