Актуальность темы исследования
В социологии рубежа ХХ-ХХ1 веков по-новому актуальной становится проблема социального действия. Направление ее актуализации было задано в работах Э.Гидденса, Дж.Ритцера, ведущих методологов современной западной социологии. Они подчеркивают значение социального действия как ресурса изменений социальной структуры и социальной системы. Но при этом, зависимость социального действия от социальной структуры не отрицается. Между ними в актуальном социальном процессе складывается взаимодействие и взаимообусловленность, которое обеспечивает непрерывность развития. Таким образом, изучение социального действия с неизбежностью предполагает одновременное рассмотрение изменений, происходящих в социальной системе. Наиболее значимым из них является возрастающая рискогенность социального процесса, обусловленная преимущественно научно - техническим развитием, составившим социальное своеобразие ХХ века.
Это своеобразие характерно не только для западных стран, но и для нашей страны. Однако, в отечественной социологии личности до сих пор, отсутствует целостная теория социального действия, которая учитывала бы актуальное состояние современного российского общества, его повышенную рискогенность. В этом заключается основное противоречие развития науки, необходимость обращения к данной теме.
Парадокс современного развития заключается в том, что техническое могущество общества продуцирует риски действия и среды жизни человека. Этот парадокс немецкий исследователь У.Бек обозначил понятием «общество всеобщего риска». Наиболее важным является момент научного понимания феномена риска в единстве его конкретных проявлений. Современный человек постоянно рискует. Риск - это явление, народившееся под мощным влиянием антропогенного фактора. Механизм, обеспечивающий связь социальной системы и личности - социальное действие. Этот механизм был описан в классических социологических работах периода относительного социального равновесия. Однако, произошедшие социальные изменения продиктовали необходимость развития этой теории.
Для решения проблемы определения качественного своеобразия социального действия на различных этапах историко-цивилизационного процесса целесообразно обращение к специфическим состояниям социальной среды, в которых человек развивается в ходе социального взаимодействия. Только анализ взаимодействия дает возможность выйти на структуры деятельности и мотивы ее осуществления. Для осуществления этой возможности необходимо проводить системные исследования в двух сопряженных между собой направлениях:
1. Изучение особенностей современного общества, современности как некоей качественной целостности;
2. Изучение природы рисков как системного элемента данной целостности.
Оба эти направления составляют объект многих научных дисциплин. Но одновременно они образуют предмет теоретической социологии, в чью функцию входит понимание и объяснение социальной системы в ее качественно определенных развитием социального процесса состояниях. Современное общество не может исключить риски, но оно должно приспособиться в своем функционировании к ним. Это приспособление может непосредственно происходить через социальное действие индивидов - «агентов» структуры. Оно недостаточно изучено, что определяет актуальность социологического исследования диссертационной темы.
Действие личности в России определялось обществом и общностями, в которые она была включена. Отсутствие исторического опыта индивидуализма продуцирует для человека риск неготовности к принятию ответственности за выбор ценностного направления, методов действия и его последствий. Это определяет практическую актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы
Методологической основой работы являются труды социологов классического периода - это работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса и Ф. Тенниса. Обращение к их работам, заложившим фундаментальные методологические основания социологии, позволяет сделать вывод, о том, что категории, выработанные в традиционных, классических теориях имеют значительный эвристический потенциал даже при условии использовании их в рамках неклассической социологии. Указанные авторы описывали ситуацию середины-конца 19-го века (начала современности). В диссертации анализируется ситуация рубежа 20-21 веков. Отсюда следует требование к развитию методологии анализа и соответствующего обогащения научного аппарата, с помощью которого изучается современное общество.
Проблема анализа социального действия была впервые актуализирована в теоретической социологии на рубеже Х1Х-ХХ веков, причем пик активности приходится на середину прошлого столетия. На сегодняшний день эта проблема достаточно широко освещена как в отечественной, так и в зарубежной социологической литературе. В анализе социального действия, в работе была изучена традиция западноевропейской и американской социологии. Работы М.Вебера, К. Левина, Дж.Г. Мида и Т. Парсонса позволили реконструировать классический подход. Труды П. Бурдье, Э. Гидденса, Г. Дебора, Г.Маркузе, Ю.Хабермаса подвергают критическому анализу ситуацию вхождения в современность традиционных обществ, указывают на противоречия и проблемные зоны этого вхождения. Таким образом, они помогают осмыслить ситуацию социального действия в современном обществе.
Для выделения онтологических основ развертывания человеческой деятельности были рассмотрены социологические работы, опубликованные в 60 - 80 годы, а также в начале 2000-х в нашей стране. Их потенциал обнаруживается в глубине методологического подхода, сочетающего философский и социологический анализ проблемы. Наиболее полезными в диссертационном исследовании стали труды И.Ф. Девятко, М.С Кагана, А.В.Меренкова и др.
Дискуссия относительно современного общества развернулась достаточно давно, однако в настоящее время ее интенсивность возросла. В работе отмечается, что в последние годы в научную полемику активно включились и отечественные социологи. Поэтому в диссертации были осмыслены единство и различие, а также теоретический потенциал, значимый для решения поставленных задач подходов М.С. Кагана, Б.Г. Капустина, Г.П.Орлова, А.Ф. Филиппова, В.А. Ядова, а также зарубежных социологов - A. Аппадураи П. Бергера, Э.Гидденса, Н.Лумана, Ю. Хабермаса, и др.
Следующая группа работ - это работы важные для понимания проблем рисков и рискогенности современности. Это труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященные анализу факторов риска в различных сферах современного общества (Е.С. Баразгова, У.Бек, Ю.Р. Вишневский, B. В. Гришаев, М. Дуглас В.И. Зубков, Дж. Ритцер, Н.Л. Смакотина, О.Н.Яницкий и др.). Обращение к указанным авторам позволяет выявить общую ось анализа понятия риска в социологии, а также выяснить сходство и различие подходов, существующих в отечественной и зарубежной социологии.
Для достижения целей диссертационного исследования автор обращается к работам в области методологии и методики проведения эмпирического социологического исследования (И.Ф. Девятко, В. Глэзер, П. Лазерсфельд, В.Р. Ленуар, Л.Пэнто, А.Страусс, В.А.Ядов и др.).
Объектом диссертационной работы выступает социальное действие в современном обществе.
Предметом работы являются риск-аспекты социального действия в современном обществе
Цель работы - исследование методологических проблем анализа риск- аспектов социального действия в современном обществе.
Достижение цели осуществляется в ходе реализации следующих задач:
1. Характеристика сущности «современности» в контексте метода историко-социологической реконструкции.
2. Определение факторов рискогенности социального действия в современности.
3. Выявление системного императива социального действия в современном обществе и предложение модели социального действия, соответствующей данному императиву.
4. Выведение принципов анализа риск-аспектов социального действия в социологии.
5. Апробация принципов анализа риск-аспектов социального действия в изучении российской современности.
Теоретико-методологическую базу исследования риск-аспектов социального действия составили принципы анализа, сформулированные в истории теоретической социологии в рамках парадигм исторического материализма, структурно - функционального анализа, социального конструктивизма. Историко - социологический анализ, проведенный в работе, позволяет избежать методологической эклектики посредством демонстрации эвристических возможностей означенных подходов на различных этапах развития общества.
Новизна работы представлена в следующих положениях диссертации:
1. Проведено сравнение отечественной и западной традиции в интерпретации смыслов понятия «современность», зафиксировано их несовпадение. Дано авторское понимание этого понятия.
2. Определены специфические условия осуществления социального действия в современном обществе. Они отличаются необходимостью принятия личностной ответственности за последствия принимаемых решений, реализующихся в действии индивида. Комплекс условий для осуществления социального действия в современности рассматривается в качестве императива - требования, носящего объективный характер.
3. Развито классическое представление о социальном действии, сложившееся в эпоху социальной определенности, относительной равновесности общества. Направление развития детерминировано признанием неопределенности, рискогенности среды действия и, соответственно, необходимостью принятия личностью ответственности за выбор направленности и последствия действия. Цель определяется субъектом действия на основе личной (индивидуальной) восприимчивости к рискам среды действия. В выборе и оценке условий и средств деятель, субъект действия выказывает доверие партнерам по взаимодействию.
4. В контексте анализа социального действия было введено авторское понятие «риск-аспекты», фиксирующее обязательность присутствия разнообразных рисков в действии личности в современном обществе.
5. В работе показаны методологические и эвристические возможности
метода историко-социологической реконструкции. Был осуществлен методологический эксперимент, заключавшийся в соединении классического и неклассического подходов к анализу современного общества и действий функционирующих в нем личностей, позволивший выявить их качественные состояния.
6. Автором исследованы ведущие принципы риск-аспектов социального действия, а именно:
• Принцип неопределенности;
• Принцип универсальности;
• Принцип самопорождаемости /саморазвития
• Принцип императивности.
При этом в качестве ведущего определяется принцип неопределенности, поскольку в нем находит непосредственное отражение качественное состояние современной социальной системы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы:
• В ходе модернизации учебных курсов «Общая социология», «Социология», «Социология личности»;
• При разработке спецкурса «Социология доверия»;
• Для развития программ специализаций: «Основы менеджмента» и «Менеджмент в социальной сфере», «Менеджмент персонала», «Маркетинговые исследования»;
• Для проведения тренингов, способствующих формированию готовности к принятию ответственности за последствия личностных решений в среде рисков.
Апробация результатов исследования:
Результаты данного исследования обсуждались на: научно-практической конференции «Возрождение России: общество - образование - культура - молодёжь» (г.Екатеринбург, 1998 г.); Международной конференции «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию» (Екатеринбург, 2001г.); VI Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора З.И. Файнбурга «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2002г.); Третьей Международной научно-практической конференции «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике» (Екатеринбург, 2003 г.); Интернет-конференции «Поиск эффективных институтов для России XXI века» (ноябрь-декабрь 2003 г., Федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту: http://ecsocman.edu.ru), а также на заседаниях городского социологического клуба (Екатеринбург, 2004г.)
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры теории и истории социологии ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького».
Структура диссертации
Работа состоит из двух глав, каждая из которых, в свою очередь, разбивается на два параграфа. В диссертации содержится введение, заключение и список литературы, включающий 221 источник. Содержание работы изложено на 120 страницах.
1. Вандышев М.Н., Глотов Ю.Н. Особенности сексуальной жизни учащейся молодёжи и проблема СПИДа. // Актуальные вопросы ВИЧ- инфекции на Урале, Екатеринбург, 1997. - с. 63-68.
2. Вандышев М.Н. О социальном риске. // Возрождение России: общество - образование - культура - молодёжь., Екатеринбург, 1998. - с.68.
3. Вандышев М.Н. К постановке вопроса об эффективности стратегий воздействия на наркоситуацию. // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию., Екатеринбург: УГППУ, 2001. - с.55-58
4. Вандышев М.Н. О рисках // Современное общество: вопросы теории,
методологии, методы социальных исследований.- Пермь.:
Перм.гос.тех.ун-т, 2002. - с.292-294
5. Вандышев М.Н., Петрова Л.Е. Экономическая мотивация благотворительной деятельности (на примере предприятий Екатеринбурга). // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: ЛИКИ РОССИИ, 2003. - с. 503-521
6. Вандышев М.Н. Рациональные особенности современных личностных
рисков // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике: материалы Международной третьей науч.-практ. конф. Екатеринбург, 27-28 марта 2003г.: Вып.1 / Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет, Екатеринбург, 2003 г. - с.164-166
7. Вандышев М.Н., Петрова Л.Е., Полякова А.Г. Благотворительность и социальная ответственность уральских предприятий. // Социальное измерение в бизнесе, гл. 7, Екатеринбург.: Ирида-Пресс, 2003. - с. 67¬80
8. Вандышев М.Н., Петрова Л.Е. Некоторые аспекты благотворительной
деятельности (на примере предприятий Екатеринбурга)//
Экономическая социология, 2004, №1 - с.57-75