Актуальность темы исследования:
Капитализация знаний в современном обществе влечет за собой изменение мотивации образовательной активности специалистов, формирование новых отношений между специалистами и предприятием, между специалистами и внешним рынком труда, между рынком труда и рынком образовательных услуг. Исследование содержания этих изменений является, на наш взгляд, решающим условием увеличения человеческого капитала и более плодотворного его использования специалистами, обществом и предприятием. Актуальность исследований данного круга проблем в теоретическом аспекте состоит: во-первых, в необходимости разработки адекватных, соответствующих тенденциям социального и научно-технического развития, представлений о месте и роли образования в современном обществе, самоопределении и саморазвитии личности, ее взаимоотношениях с обществом и государством; во- вторых, они позволяют развить теорию мотивации личности, в частности, осовременить взгляды на взаимосвязь и взаимодействие образовательной, профессиональной и социальной ориентации, взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда в условиях складывания специфического вида капитала - человеческого капитала. В социальной практике особо актуальны проблемы достижения единства интересов отдельного работника и предприятия. Это, прежде всего, вопросы эффективного стимулирования образовательной активности специалистов; создания модернизированных институциональных форм и технологий повышения квалификации специалистов. Они будут способствовать увеличению человеческого капитала специалистов, повышению рентабельности предприятий, функционирующих в рыночной экономике современной России и, одновременно, в становящемся единым экономическом пространстве мира.
Степень научной разработанности проблемы:
В диссертационном исследовании предпринят анализ обширного круга источников, связанных с изучением сложной, междисциплинарной и многоаспектной темы.
Концептуальным ядром исследования стал процесс складывания в истории научно-технического развития человеческого капитала. Его рассматривали в своих работах отечественные и зарубежные специалисты: Ю. Васильчук, Р. Нуреев, С. Струмилин, Г. Беккер, Э. Денисон, Дж. Коулмен, Г. Саймон, Т. Щульц. Анализ их трудов позволяет рассмотреть противоречия данного процесса в современной России.
Рассмотрение проблем образовательной активности российских специалистов в рамках данного процесса диктует необходимость системного анализа работ, посвященных изучению ключевой для социологии культуры и духовной жизни проблемы - мотивации поведения личности: это труды отечественных и зарубежных исследователей В. Асеева, С. Вершинина, Е. Ильина, В. Кемерова, А. Леонтьева, А. Марковой, А. Меренкова, Ю. Орлова, С. Адамса, В. Арнольда, В. Врума, Ф. Герцберга, В. Зигерта, Г. Кауфмана, А. Кохэна, Л. Ланга, Э. Лоулера, Т. Парсонса, Л. Портера, Р. Престаса, Д. Мак-Грегора, Д. Мак-Клеланда, А. Маслоу, Х. Хеккаузена, И. Яниса, П. Якобсона.
Логика анализа темы диссертации предопределила интерес автора к работам, посвященным роли и месту образования в структуре человеческого капитала - это Л. Бреслав, Ю. Вишневский, Б. Лисовик, И. Ломова, В. Мельянцев, А. Морова, Л. Рубина, В. Шапко, Г. Беккер, Э. Денисон, Г. Саймон, Т. Щульц.
Выводы автора о расширении пространства рисков в образовательной активности российских специалистов потребовали обращения к трудам, посвященным общему анализу социальных рисков, и, в частности рискам образования: Е. Баразгова, В. Зубков, О. Яницкий, У. Бек, Д. Белл, Э. Гидденс, Н. Луман.
Специальное исследование проблем образовательной активности специалистов опирается на авторский анализ публикаций, посвященных функционированию и развитию профессионального образования в России. Особо полезными в контексте работы стали исследования Ю. Вишневского, А. Галаган, В. Герасимова, Г. Зборовского, С. Иконниковой, Г. Кораблевой, В. Лисовского, И. Молчанова, А. Новикова, О. Пряшниковой, М. Руткевича, Ф. Филлипова, Г. Чепуренко, В. Шапко, Н. Шаталовой, В. Шубкина. Автор развивает идеи рассмотрения взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, представленные в трудах Л. Вишневской, И. Заславского, И. Герчиковой, Г. Зборовского, А. Кочетова, И. Масловой, М. Руткевича, А. Соловьева, В. Турченко, Е. Шуклиной.
В границах, определенных целью диссертации, автор рассматривает положения работ Е. Аксеновой, Т. Базарова, В. Дятлова, В. Пугачевой, А. Сарно, М. Станкина, К. Торшина, В. Травиной, С. Адамса, В. Врума, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клеланда, А. Маслоу, Э. Мейо, Ф. Тейлора, Х. Хекхаузена, которые посвящены анализу проблем управления персоналом и стимулирования труда.
Изучение социально-психологической и экономической литературы под углом зрения исследуемой темы помогло выявить т.н. «белые пятна», в заполнении которых мы предметно заинтересованы. К ним могут быть отнесены:
- проблемы изучения механизма реализации образовательной активности в условиях процесса непрерывности образования;
- проблемы асимметрии развития рынка образования и рынка труда в трансформирующемся российском обществе;
- проблемы рисков образовательной активности
- процессы индивидуализации в образовательной стратегии и тактике личности.
- проблемы изучения противоречий образовательной активности на современном уровне научно-технического прогресса, стимулирующего процесс переструктурирования управления производством.
Теоретико-методологические основы исследования:
Методологическая база исследования сформирована автором на основании осмысления традиций классических подходов, а также новых парадигм, получивших апробацию и признание в социологических дискуссиях последней четверти прошлого века. Ведущими в диссертационном анализе являются принципы т.н. интегрированной социологии, воплощенные в соединении автором:
• системного анализа тенденций развития в сфере профессионального образования и рынка труда;
• структурно-функционального анализа актуальных связей образования и производства;
• метода социального конструирования, позволяющего моделировать образовательную активность специалиста как «игру» в предложенном пространстве социальных условий и факторов.
Цель исследования - анализ проблем и противоречий образовательной активности специалистов в послевузовской профессиональной деятельности и построение модели образовательной активности специалиста в современном российском обществе.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности ценностного отношения к образованию в современном российском обществе.
2. Проанализировать на теоретическом и эмпирическом уровнях основные противоречия развития образовательной активности российских специалистов на современном рынке труда.
3. Определить основные риски образовательной активности специалистов во взаимодействии рынка образовательных услуг и рынка труда в современной России.
4. Зафиксировать и проанализировать особенности образовательной мотивации специалистов крупных промышленных предприятий различной наукоемкости Урала и Западной Сибири.
5. Выявить, описать и проанализировать отечественные и западные технологии повышения образовательной активности специалистов.
6. Предложить направления модернизации технологий повышения образовательной активности российских специалистов в послевузовской профессиональной деятельности.
Объект исследования - образовательная активность специалистов в послевузовской профессиональной деятельности.
Предмет исследования - противоречия образовательной мотивации и образовательной активности специалистов в современной России.
Эмпирическая база исследования:
Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты социологических исследований 2003-2004 гг., проведенных по авторской программе и инструментарию: «Изучение мотивации образовательной активности специалистов с высшим образованием крупных промышленных предприятий». Общая выборка анкетного исследования составила 600 человек. Выборка осуществлялась по принципу целевого квотного пошагового отбора: в исследовании приняли участие 10% от общего числа специалистов с высшим образованием крупных промышленных предприятий. Опрашивались работники трех категорий: руководители, специалисты и служащие. Изучались предприятия ряда отраслей различной наукоемкости. Среди предприятий с традиционным производством были представлены предприятия нефтегазовой промышленности: Завод стабилизации конденсата (г. Сургут) - 100 чел.; энергетической - Ново-Свердловская ТЭЦ (г. Екатеринбург) - 100 чел; машиностроительной - ОАО «Уралмашзавод» (г. Екатеринбург) - 200 чел. - все это предприятия с «устоявшимися» технологиями работы с персоналом. Наукоемкие предприятия были представлены: НИТИ - 100 чел. (г. Екатеринбург), НПО «Автоматика» - 100 чел. (г. Екатеринбург). Это предприятия, работающие в сфере высоких технологий, производящие гражданскую и оборонную продукцию. Обработка данных производилась с использованием программы 8Р88 у.10.0.5.
Кроме того, в диссертации использовались данные прикладного исследования «Образовательные ориентации молодежи», проведенного автором в 2000 г. и посвященного изучению образовательных ориентаций учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов 3-4 курсов вузов г. Екатеринбурга (выборка - 200 чел.).
Научная новизна исследования:
• Предложено авторское определение образовательной активности специалистов, которая понимается как мера деятельности, сознательно ориентированная на накопление и модернизацию знаний в соответствии с изменяющимися (мировыми, национальными, региональными) требованиями общественного производства.
• Вводятся авторские определения образовательной стратегии и образовательной тактики личности, позволяющие проводить анализ и систематический мониторинг состояния образовательной активности специалистов в послевузовской профессиональной деятельности. Под долгосрочной стратегией личности понимается образовательная активность, направленная на долгосрочную перспективу. Образовательная тактика - активность, носящая оперативный характер, направленная на освоение личностью актуальных знаний. Продемонстрировано операциональное значение этих понятий в проведенном автором конкретно социологическом исследовании.
• Выявлены и проанализированы основные противоречия, определяющие особенности образовательной активности российских специалистов. Первое противоречие связано с неравномерностью развития общественного и индивидуального сознания - образовательная мотивация индивида отстает от изменений в отношении к ценности образования, утверждающемся в культуре современного общества. Второе - это противоречие между общественным сознанием и общественным бытием, проявляющееся в отсутствии адекватных структур, обеспечивающих реализацию ценностных ориентаций личности и социальных групп по отношению к образованию. Третье противоречие, зафиксированное в авторском социологическом исследовании - это противоречие между сознанием и деятельностью личности, которое проявляется в несоответствии содержания и интенсивности образовательной активности ценностному отношению к образованию.
• В исследовании также выявлено отсутствие значимых различий в образовательной активности специалистов на предприятиях различной наукоемкости на примере предприятий Урала и Западной Сибири, дано авторское объяснение данного феномена.
• Описаны специфические риски образовательной активности специалистов в послевузовской профессиональной деятельности: «риск невостребованности специалистов», «риск образовательной асимметрии», «риск неравенства возможностей получения послевузовского образования различными группами специалистов», «риск «утечки умов».
Научно-практическая значимость работы:
Выводы и результаты проведенного автором исследования могут быть использованы:
• для продолжения исследований по изучению образовательной активности специалистов предприятий и решения методологических проблем ее конкретно-социологического исследования;
• для систематизации понятийного аппарата социологического анализа образовательной активности специалистов в послевузовской профессиональной деятельности;
• при разработке и чтении основных и специальных курсов:
«Управление персоналом», «Управление человеческими ресурсами» для руководителей и менеджеров производства;
• при внедрении модернизированных технологий стимулирования образовательной активности специалистов.
Апробация исследования:
Результаты данного диссертационного исследования обсуждались на следующих научно-практических конференциях: «Управление социальными процессами в регионах» (г. Екатеринбург, УрАГС, 2002 г.), «Социология в Российской провинции» (г. Екатеринбург, УрГУ, 2002 г.), «Уральские социологические чтения памяти Л.Н. Когана» (г. Екатеринбург, УрГУ, 2003 г.), «Проблемы охраны труда на современном этапе развития трудовых отношений» (г. Каменск-Уральский, 2003 г.).
Структура и объем диссертационной работы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы и приложения. Содержание работы изложено на 120 страницах, библиография содержит 265 наименований
1) Актуальные проблемы подготовки специалистов. // Юбилейный сборник научных работ НИИ Охраны труда. - Екатеринбург, НИИОТ, 2002 г.
2) Мотивация к самообразованию как фактор активизации человеческого капитала. // Управление социальными процессами в регионах: материалы конференции. - Екатеринбург, УрАГС, 2002 г.
3) Профессиональное образование и мотивация: современные тенденции. // Социология в Российской провинции: материалы конференции. - Екатеринбург, УрАГС, 2002 г.
4) Профессиональная дезадаптация специалистов: рискологический аспект. // Материалы Уральских социологических чтений памяти Л.Н. Когана - Екатеринбург, УрГУ, 2003 г.
5) Мотивация персонала к совершенствованию знаний в сфере охраны труда. // Проблемы охраны труда на современном этапе развития трудовых отношений: тезисы доклада региональной научно-практической конференции . - Каменск-Уральский, 2003 г.
6) Информационное обеспечение производственной безопасности: пособие. - НИИОТ, Екатеринбург, 2003 г.
7) Влияние некоторых личностных характеристик на мотивацию к
повышению профессионального уровня.// Вестник Гуманитарного университета. - Екатеринбург, 2004, № 1 (3).