Место прохождения практики: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 411"
Задание 1: Реферат.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ…8
1.1. Общая характеристика развития логического мышления ………………... 8
1.2. Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ……………14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ……23
2.1. Психолого - педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте 23
2.2. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста….29
ЗАДАНИЕ 2: ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
2.3 Результаты диагностики уровня развития логического мышления старших дошкольников……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 39
Приложение 1……………………………………………………………………….44
Объект: процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие логического мышления у старших дошкольников.
Цель: выявить основные закономерности развития мышления в старшем дошкольном возрасте.
Определены задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику развития логического мышления.
2. Раскрыть особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить психолого - педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
4. Подобрать диагностические задания для определения уровня сформированности логического мышления старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение литературы по теме, моделирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, синтез и аналогия. Практические: анализ изученной литературы, наблюдение за ходом образовательного процесса.
Методологической базой данной работы явились: труды ученых в области психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.); работы ученых – педагогов (Фребеля, Ушинского, Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко); труды и практический опыт педагогов (Б. П. Никитина, М. Фидлер, А. В. Белошистой, В. В. Воскобовича, Е. В. Колесниковой и др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что ряд результатов исследования могут быть использованы педагогами ДОУ, методистами и руководителями дошкольных учреждений для планирования деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Приемы логического мышления – сравнение, обобщение, классификация и сериация позволяют систематизировать знания ребенка, развивать его умственные способности.
Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:
- различные формы мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно – образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга; мышление ребенка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных);
- старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.
- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация. Результаты исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.З. Зака, Н.Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым;
Подобранные и использованные нами методики позволяют получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем дошкольном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления //Дошкольное воспитание. - № 1. - 2009. С. 15 - 18.
2. Андрущенко Т.Ю. Коррекция и развитие игрой // Начальная школа. - 2005. - №5. - с. 56-58.
3. Белошистая А.В. Развиваем логику // Дошкольное воспитание.- 2002. - №6.-С.33-35.
4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2010. - 378, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 345-374. - Алф. указ.: с. 375-378. - Прил.: с. 379. - ISBN 978-5-91180-841-9: 203-36
5. Бурмистрова Е.В. Развитие логического мышления детей старшего школьного возраста через дидактические игры/ Логические исследования.- 2010.- № 5- с.12-16
6. Болотова А. К., Макарова И. В., Угарова Г. М. Прикладная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 383 с.
7. Веселая математика в картинках [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/veselaja-matematika-v-kartinkah
8. Григорьева И. А., Грузинцева Т. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - с. 28-31
9. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2014. - 56 с.
10. Демина Е.С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов, обучающихся по специальности «дошкольная педагогика и психология». – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2012. – 119 с.
11. Денисова Е. А. Организация самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / Е. А. Денисова, Э. Ф. Николаева, С. Ю. Николаева ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Теорет. и прикладная психология". - Тольятти : ТГУ, 2016. - 78 с. - Библиогр.: с. 76-78. - ISBN 978-5-8259-0987-5 : 1-00.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
13. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека. // Дошкольное воспитание,-2002,-№4,-С.2.
14. Зак А.З. Как определить различия в мышлении детей 6-10 лет. - М.: НПО «Модэк», 2009. - 144 с.
15. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А.З. Зак - Издательство: АРКТИ, 2013. – 143 с.
16. Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению.- М.: ИМАТОН, 1999.-256с.
17. Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 48-52.
18. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. -М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
19. Костина Л. Игровая терапия в детском саду. // Дошкольное воспитание,- 2004,-№ 12. – 10с.
20. Кралина М.В. Логика. Для обучения детей в семье, детском саду и далее: [Электронный ресурс: http://bib.convdocs.org/v12231], (дата обращения 12.01.2017г.).
21. Корнилова Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - Гриф УМО. - СПб. : Питер, 2006. - 316 с. - (Учеб. пособие). - Библиогр.: с. 308-316. - ISBN 5-94807-015-8: 123-27
22. Латий Е. 365 развивающих игр и затей для маленьких детей:/Художник А.Босин.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.-752 с.
23. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2009. - 144с.
24. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2008. - 76 с.
25. Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии : учеб. пособие / С. В. Маланов; РАО; Моск. психолого-социальный ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005, 2005. - 333 с. - (Б-ка психолога). - Библиогр.: с. 319-329. - ISBN 5-89502-674-5 (МПСИ): 76-08
26. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5-с.25
27. Михайлова З.А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх // Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство-Пресс, 2008. С. 128-146.
28. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. КН. 1. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 687 с.
29. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2008. - 219 с.
30. Огерчук Л.Ю. Изучение «Технологии» как средство развития логического мышления младших школьников: дис.канд.пед.наук: М.: КДУ (МГУ им. М. В. Ломоносова), 2008. – 190 с.
31. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. - 368 с.
32. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 208 с.
33. Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59
34. Пасяева К.З. Развитие внимания и логического мышления // Начальная школа. - 2008. - №7. - с. 38-40
35. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Академия, 2011. - 512 с.
36. Психологический словарь. под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 2010.
37. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та.- 2008. - с. 211.
38. Подьяков Н. Н. Мышление дошкольника.- М.; Педагогика, 2007.-360с.
39. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Автор: Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. – Издательство: Просвещение, 2016 г.-с.232
40. Развивающие задания для детей 4, 5, 6 лет. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/5111852/post268778794
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2010 - 712 с.
42. Смиронова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.-287с.
43. Терентьева Е. С., Кабанова С. Н., Фомичёва И. Б. Содержание проблемы развития логического мышления при обучении математике в школе // Молодой ученый. - 2015. - №4. - с. 622-625.
44. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей/ Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2005.-369с.
45. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
46. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2008. – 557с.
47. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 115517, ст. 12, ст. 2 п. 6.
49. Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников.- М: Академия, 2002-208с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.,: Академия, 2006. -384с