Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (Научно-исследовательская работа, Тольяттинский государственный университет)
|
Место прохождения практики: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 411"
Задание 1: Реферат.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ…8
1.1. Общая характеристика развития логического мышления ………………... 8
1.2. Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ……………14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ……23
2.1. Психолого - педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте 23
2.2. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста….29
ЗАДАНИЕ 2: ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
2.3 Результаты диагностики уровня развития логического мышления старших дошкольников……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 39
Приложение 1……………………………………………………………………….44
Задание 1: Реферат.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ…8
1.1. Общая характеристика развития логического мышления ………………... 8
1.2. Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ……………14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ……23
2.1. Психолого - педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте 23
2.2. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста….29
ЗАДАНИЕ 2: ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
2.3 Результаты диагностики уровня развития логического мышления старших дошкольников……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 39
Приложение 1……………………………………………………………………….44
Объект: процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие логического мышления у старших дошкольников.
Цель: выявить основные закономерности развития мышления в старшем дошкольном возрасте.
Определены задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику развития логического мышления.
2. Раскрыть особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить психолого - педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
4. Подобрать диагностические задания для определения уровня сформированности логического мышления старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение литературы по теме, моделирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, синтез и аналогия. Практические: анализ изученной литературы, наблюдение за ходом образовательного процесса.
Методологической базой данной работы явились: труды ученых в области психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.); работы ученых – педагогов (Фребеля, Ушинского, Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко); труды и практический опыт педагогов (Б. П. Никитина, М. Фидлер, А. В. Белошистой, В. В. Воскобовича, Е. В. Колесниковой и др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что ряд результатов исследования могут быть использованы педагогами ДОУ, методистами и руководителями дошкольных учреждений для планирования деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Предмет: развитие логического мышления у старших дошкольников.
Цель: выявить основные закономерности развития мышления в старшем дошкольном возрасте.
Определены задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику развития логического мышления.
2. Раскрыть особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить психолого - педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
4. Подобрать диагностические задания для определения уровня сформированности логического мышления старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение литературы по теме, моделирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, синтез и аналогия. Практические: анализ изученной литературы, наблюдение за ходом образовательного процесса.
Методологической базой данной работы явились: труды ученых в области психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.); работы ученых – педагогов (Фребеля, Ушинского, Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко); труды и практический опыт педагогов (Б. П. Никитина, М. Фидлер, А. В. Белошистой, В. В. Воскобовича, Е. В. Колесниковой и др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что ряд результатов исследования могут быть использованы педагогами ДОУ, методистами и руководителями дошкольных учреждений для планирования деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Приемы логического мышления – сравнение, обобщение, классификация и сериация позволяют систематизировать знания ребенка, развивать его умственные способности.
Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:
- различные формы мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно – образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга; мышление ребенка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных);
- старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.
- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация. Результаты исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.З. Зака, Н.Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым;
Подобранные и использованные нами методики позволяют получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем дошкольном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:
- различные формы мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно – образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга; мышление ребенка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных);
- старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.
- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация. Результаты исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.З. Зака, Н.Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым;
Подобранные и использованные нами методики позволяют получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем дошкольном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Подобные работы
- Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Логико-математические игры как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ВОСЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Развитие описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством использования серии сюжетных картин (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Контрольно-измерительные материалы по английскому языку для младших школьников
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



