Актуальность исследования. О романтизме нельзя сказать, что этот феномен был обойден вниманием ученых. Однако если об эстетике и художественной практике русского романтизма существует огромная научная литература, то вопросы специфики религиозных воззрений романтиков, сложности их религиозного поиска изучены недостаточно глубоко. Конечно, работа в этом направлении велась. Уже современники романтизма - философы (Ф.В. Шеллинг, Г.Ф. Гегель, Ф.Д. Шлейермахер), поэты и литературные критики (в России: Д.В. Веневитинов, А.А. Бестужев, Н.А. Надеждин, В.Г. Белинский и др.) возводили генезис романтизма к эпохе христианских средних веков. На близость романтизма к христианству указывали ученые: И.И. Замотин, Н.А. Козьмин, А.Н. Сакулин, А.М. Скабичевский, Н.А. Котляревский,
А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский, А.А. Шахов, Ф.А. Браун, А.С. Дмитриев, Р.М. Габитова, Н.А. Гуляев и др. При этом чаще всего они не рассматривали вопросы специально, а затрагивали мимоходом, в самых общих чертах, ограничиваясь констатацией того, что «романтическая религиозность содержит относительно мало церковно-клерикального смысла» (Н.А. Гуляев, И.В. Карташова). В истории отечественной науки нет ни одной крупной монографической и диссертационной работы, посвященной проблеме «Русский романтизм и религия». Советское литературоведение если и обращало внимание на связь романтиков с религией, то это относилось чаще всего к немецкой и французской школам, реже - к школе Жуковского, при этом термин «религия» употреблялся литературными деятелями порой как синоним реакции.
Актуальность исследования вызвана и дискуссионностью названной проблемы. Рассматривая мировоззренческую основу романтизма, большинство ученых считают его светским искусством, но существует также взгляд на романтизм как «своеобразную форму мистического сознания» (В.М. Жирмунский). Довольно распространено мнение, что романтизм, имея религиозную основу, «являл собой психологическую и эстетическую реакцию на протестантизм» (Эйхендорф). По словам представителя церковной науки, русский романтизм «не имел религиозной основы, да и не мог ее иметь в православной среде» (М.М. Дунаев). Кроме того, признаваемое большинством теоретиков искусства положение об особом статусе личности как методологической основе романтизма служит аргументом для различных, порой прямо противоположных интерпретаций. Исходя из того, что дух христианства есть «дух овнутрения» («Царство Божие внутрь вас есть», Лк. 17:21) и апелляция к «внутреннему человеку» характерна как для учения Христа и христианской экзегетики, так и для романтического искусства, одни ученые именно в этом видят близость романтизма к христианству, а романтической личности к Богу. В такого рода исследованиях романтический автор и его герой дают решение коренных жизненных противоречий в духе христианского смирения и
сострадания (анализ К.К. Зейдлицем позиции В.А. Жуковского в его лирике). В этом же ряду нужно рассматривать высказывания о глубоком внутреннем родстве романтического героя и «идеального человека христианства» (О.А. Кислякова). Авторы другой точки зрения выдвигают тезис об отлучении романтизма от религии, а романтической личности как ни в чем неограниченной, свободной индивидуальности - от Бога (на этом построена концепция И.И. Замотина, который называет основным мотивом романтизма «индивидуализм, доведенный до высокого культа личности»). Обе научные тенденции имеют длительную историю, восходят к дореволюционным трудам, имеют серьезную теоретическую базу. Понятно, что вопросы, не получившие удовлетворительного разрешения на прежних методологических основаниях, вполне актуально поставить для нового, адекватного культуре и науке рубежа ХХ-ХХ1 вв. прочтения. Исследование актуально и тем, что отвечает духовным запросам общества, дает возможность обнаружить закономерности метафизического порядка.
Объектом исследования является романтическая эстетика и поэзия первой трети XIX века; предметом - характер бытования библейско- евангельского текста как текста канонического в художественной практике поэтов, принадлежащих к разным видам русского романтизма (психологическому, декабристскому, гражданскому, философскому). Черты мировоззрения, умственного склада, литературного вкуса налагают печать на восприятие библейско-евангельской традиции каждым поэтом. У одних художников преобладает гармонически примиряющее звучание (В.А. Жуковский), у других - драматически обостряется противостояние истины и лжи, веры и безверия (декабристы, М.Ю. Лермонтов). Это же проявляется и в жанровом предпочтении. В лирике В.А. Жуковского основной жанр - философская медитация религиозного плана, у декабристов - псалом, в гражданском и философском романтизме - молитва. При всей условности терминов (психологический, декабристский, гражданский, философский), характеризующих разные ветви русского романтизма, они используются современным литературоведением. В каждом течении романтизма рассматривается творчество тех художников, у которых библейско-евангельская традиция выражена наиболее ярко: в психологическом романтизме - лирика В.А. Жуковского, Й.И. Козлова, в декабристском - лирика Ф.Н. Глинки, В.К. Кюхельбекера, в гражданском и философском - лирика П.А. Вяземского, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова, А.А. Григорьева. В последней главе работы анализируются две поэмы о Христе В.А. Жуковского и В.К. Кюхельбекера. Хронологически они выходят за рамки исследования (40-е годы), но интересны по другим соображения. Если в период расцвета романтизма оба художника занимали крайне противоположные позиции и эстетика их была, по сути дела, несовместима, то в 30-40-е гг. в их творчестве зарождаются и развиваются духовно близкие тенденции. Художественное преломление религиозных исканий В.А. Жуковского и В.К. Кюхельбекера в поэмах о Христе связано не только с логикой их собственного развития, но и с нравственно-философскими исканиями времени; в таком же отношении к христианству находим И.И. Козлова и позднего А.С. Пушкина, в иных аспектах - М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, Ф.Н. Глинку, Н.В. Гоголя. Подчеркнем: рассматривается лирическая светская поэзия. Отдельные произведения с религиозной окраской, а также религиозные жанры здесь - лишь часть светской психологической и философской романтической поэзии. Совсем иной род творчества представляет поэзия, религиозная по своему служебному предназначению (духовные оды, гимны, церковные песнопения), по теме, в которой воплощено конфессиональное сознание, когда смысл произведения существует до его создания в виде определенного религиозного убеждения.
Целью работы является концептуальное осмысление религиозной основы мыслительных интенций романтизма как мировоззренческой системы, характеристика религиозной составляющей в эстетических суждениях романтиков (чему посвящена теоретическая глава исследования) и анализ важнейших форм ее существования в русской романтической поэзии. Интерес будет сконцентрирован, главным образом, на художественной природе трактовок поэтами-романтиками библейских по своему происхождению символов, жанров, мифов как способов воплощения философского и мировоззренческого смысла произведений.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих исследовательских задач:
1. Выявление и сравнительный анализ противоположных научных суждений о религиозном характере романтической эпохи и литературы XIX века в целом, а также различных позиций духовных авторитетов Церкви и светских деятелей на природу искусства.
2. Рассмотрение философско-эстетического творчества идейных предтеч русской эстетики - немецких теоретиков и практиков романтизма - с целью определения своеобразия русской эстетической мысли.
3. Концептуальный анализ философских, критических, публицистических работ теоретиков русского романтизма с точки зрения вычленения религиозной идеи в их суждениях о мире и искусстве, о миссии и назначении поэта, о сущности, истоках, своеобразии романтической поэзии; реконструирование этой идеи в логико-исторической последовательности.
4. Изучение романтической символики в ее соотнесенности с религиозной библейской символикой на примере лирического творчества В.А. Жуковского - «самого христианского» (В.Г. Белинский) поэта из всех русских романтиков.
5. Определение природы религиозных жанров - псалма и молитвы; рассмотрение этих жанров в свете библейской и литературной традиции; изучение своеобразия переложения библейских подлинников в художественной романтической практике.
6. Характеристика места, роли и значения библейского мифа в поэзии позднего романтизма.
Методологические основания и теоретические источники исследования заданы его объектом и предметом, целью и задачами. Методология имеет комплексный характер. Применены конкретные методы философско- эстетической реконструкции, концептуально-сравнительного и структурно-семантического анализа, текстуально-герменевтической аналитики. Используются такие исследовательские принципы, как объективность, когда основные теоретические положения проверены несколькими методами, а ведущие детерминации романтического мышления изучаются не только в эстети¬ческой, но в практической и религиозной плоскостях; целостность - когда используется как типологическая, так и конкретно-историческая методология, позволяющая раскрыть полиструктурность проблемы «русский романтизм и религия», ее важнейшие детерминации, внутренние противоречия; историзм - при котором логически выявляется этапность присутствия религиозной составляющей в эстетике и художественной практике романтизма.
Необходимо отметить, что, осмысляя методологию работы, автор ссылается на ряд исследований русских (Аверинцев С.С. Смысл вероучения и формы культуры И Христианство и культура сегодня. М., 1995; Котельников
В.А. Язык Церкви и язык литературы // Рус. лит. - 1995. - №1; Бухаркин Б.Е. Православная церковь и светская литература в Новое время: основные аспекты проблемы. - СПб., 1996) и зарубежных (Sternberg М. The Poetics of Biblical Narrative: Ideological literature and the Drama of Reading. Bloomington, 1985; Barton G.A. The International Critical Com-mentary. A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Ecclesiastes. Edinburg, 1980; Murphy R. Word Bibli¬cal Commentary. Ecclesiastes. Dallas, 1992) ученых, подчеркивая, что большинство из них признают «пока еще совершенно не разработанной методологию, которая позволила бы успешно соотнести очень разные сферы - чисто духовную и чисто эстетическую» (И. Есаулов), что опорой в данной работе будет являться категория «текст», и исследовательский интерес будет сконцентрирован на характере бытования библейско-евангельского текста как текста канонического в русской романтической поэзии.
Основными теоретическими источниками явились:
- оригинальные труды философов, эстетиков, деятелей культуры Европы и России, оказавших наибольшее влияние на формирование романтического типа мышления и романтической эстетики, прежде всего И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, И.В. Гете, В.Г. Вакенродера, Ф.Д. Шлейермахера, Г. Гейне, В. Гюго, Д.Г. Байрона, Ф.Р. Шатобриана, Новалиса, Г.Ф. Гегеля, П.Б. Шелли, А.И. Галича, Д.В. Веневитинова, В.А. Жуковского, В.К. Кюхельбекера, В.Ф. Одоевского, А.А. Бестужева, Н.И. Надеждина, В.Г. Белинского;
- творения Отцов Церкви, ряд аскетических творений: свв. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника; новейших русских духовных писателей: еп. Феофана Затворника, еп. Игнатия (Брянчанинова), св.еп. Тихона, прот. И. Кронштадского, арх. Софрония (Сахарова) и др.;
- сочинения русских религиозных философов В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, посвященные вопросу взаимоотношений искусства и религии.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историко-литературоведческой науке предпринята попытка рас-смотреть религиозную основу русского романтизма в качестве единого генетического концептуально-теоретического ядра его эстетики и поэзии; в выдвижении концепции, согласно которой романтизм как художественно-эстетическая мировоззренческая система принципиально отличается от христианства как религиозной мировоззренческой системы и в то же время, имея христианские истоки и оставаясь явлением христианской художественной культуры, близок ему в своих интенциях, имеет с ним немало общих черт и общей терминологии; в концептуальном осмыслении нетрадиционной романтической религиозности; в характеристике романтизма как особой формы Богопознания, неразрывно связанной с трагическим самопознанием человеческой личности; в утверждении, что путь к этому самопознанию в поэтической практике романтиков шел через переосмысление религиозной символики, трансформацию канонических религиозных жанров - псалмов и молитв, - модификацию религиозных мифов и создание неомифов. Концептуально-сравнительный анализ показывает, что, хотя религиозная и светская системы организации духовного опыта человека находятся в принципиально разных сферах, разрыв между ними относительный, и потому библейско- евангельская традиция (используемая романтиками для утверждения новой религии), преломляясь в романтической поэзии и приобретая качественно иной характер (не просто «вливають вина нова в мехи ветхи» - Мф. 9:17, а старые мехи, оказавшись в романтическом контексте, становятся отчасти новыми), сохраняет в то же время религиозную основу библейских первообразов.
Научно-практическая значимость работы. Диссертация вносит существенный концептуально-организующий вклад в рассмотрение проблемы «Русский романтизм и религия». Авторские выводы и положения могут инициировать последующие исследования в этой неисчерпаемой для научных разысканий области. Возможно дальнейшее углубление в первоисточники, обоснование темы, расширение круга имен, произведений поэтов так называемой «второй величины».
Материалы диссертационного исследования возможно использовать для концептуальной перестройки сложившихся ценностных ориентиров романтизма, для понимания феномена светской романтической религиозности. Теоретические и практические положения работы могут быть введены в программы вузовских курсов преподавания истории и теории литературы, спецкурсов по проблемам литературы XIX века, по методике литературоведческого анализа, в подготовку цикла спецкурсов, посвященных проблеме «Русская литература и христианство» и т.д.
Диссертант включил материалы исследования в лекционные курсы «Русская литература XIX века», «Теория литературы», читаемые им в Челябинской государственной академии культуры и искусств, в разработку планов семинарских занятий по русской классической литературе, в многочисленные доклады теоретического и научно-методического характера.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре истории литературы ЧелГУ (1992, 1994, 1997), на кафедре литературы МГИК (г. Москва, 1992), на кафедре литературы и русского языка ЧГАКИ (1989-2000), на кафедре русской литературы УрГУ им. А.М. Горького (2000).
Отдельные фрагменты и идеи исследования получили освещение и обсуждались на конференциях:
- международных («Россия и Восток: проблемы взаимодействия» - Челябинск, 1995; «Россия в истории мировой цивилизации» - Челябинск, 1997; «Человек на рубеже нового тысячелетия» - Челябинск, 1997; «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» - Екатеринбург, 1998;
- 15-ти всероссийских («Культура - источник возрождения духовности народа» - Омск, 1993; «Духовность и культура» - Екатеринбург, 1994; «Кармановские чтения» - Ижевск, 1995; «Судьба России: духовные ценности и национальные интересы» - Екатеринбург, 1996; «Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность» - Челябинск, 1998; «Дергачевские чтения» - Екатеринбург, 2000 и др);
- на всесоюзном семинаре в МГИКе (г. Москва, 1992);
- межвузовских и региональных («Проблема характера в литературе» - Челябинск, 1990; «Бирюковские чтения» - Челябинск, 1988, 1990, 1992, 1994, 1996, 1998); Проблемы русской духовности и современности» - Хабаровск, 1993; «Проблемы духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии» - Челябинск, 1993; «Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйства» - Челябинск, 1996; «Лермонтовские чтения» - Екатеринбург, 1999 и других);
- итоговых научных конференциях ЧГАКИ (1990-2000).
Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора: «Религиозные истоки эстетики и поэзии русского романтизма: Монография» (Челябинск, 2000. - 12 п.л.); в статьях и тезисах (25 названий общим объемом 20,5).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы, содержащего 466 наименовании. Общий объем работы составляет 312 страниц.
1. Религиозные истоки эстетики и поэзии русского романтизма: Монография / Челяб. гос. пед. ун-т; Челяб. гос. акад, культуры и искусств. - Челябинск, 2000.-264 с.
2. Концепция преподавания литературы на художественном факультете института искусства и культуры // Новые подходы в теории и практике преподавания гуманитарных и специальных дисциплин в вузе искусства и культуры: Коллективная монография / Челяб. гос. ин-т культуры и искусств. - Челябинск, 1995. - С.77-88
3. Восточные мотивы в творчестве русских романтиков: к постановке проблемы // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тез. докл. III Междунар. науч. конф. / Челяб. гос. ун-т; Ин-т востоковедения РАН и др. - Челябинск, 1995. - С. 17-20
4. О христианских корнях в эстетике русского романтизма // Вести. Челяб.
гос. ун-та. Серия 2. Филология. - 1999. - №2. - С. 129-137
5. Литературная молитва М.Ю. Лермонтова в свете христианской традиции // Лермонтовские чтения: 185-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова посвящается: Сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т и др. - Екатеринбург, 1999. - С. 127-133
6. Романтический герой М.Ю. Лермонтова в оценке В.Г. Белинского / Челяб. гос. ин-т культуры.-М., 1987.-Деп. в ИНИОН АН СССР 30.04.87, №29322. - 14 с.
7. В.Г. Белинский о типологических особенностях творчества русских и западноевропейских романтиков «в духе средних веков» / Челяб. гос. ин-т культуры. - М., 1987. - Деп. в ИНИОН АН СССР 30.04.87, №29323. - 12 с.
8. Поэзия Владимира Бенедиктова в оценке В.Г. Белинского / Челяб. гос. ин-т культуры. - М., 1989. - Деп. в ИНИОН АН СССР 07.08.89, № З9165.-14с.
9. В.Г. Белинский о разновидностях романтического творчества / Челяб. гос. ин-т культуры. - М., 1989. - Деп. В ИНИОН АН СССР 07.08.89, №39167. - 19 с.
10. В.Г. Белинский и русский романтизм: К вопросу о состоянии изучения проблемы в советском литературоведении / Челяб. гос. ин-т культуры. - М., 1989. - Деп. в ИНИОН АН СССР 07.08.89, №39166. - 11 с.
11. Проблема романтического характера в критике В.Г. Белинского // Проблема характера в литературе: Тез. докл. науч. конф. / АН СССР. Урал, отд-ние и др. - Челябинск, 1990. - С.44-46
12. Проблема гуманизации в преподавании классической литературы на КПФ института культуры // Гуманизация высшего образования: Тез. докл. Рос. науч. конф. / Исполн. комитет Челяб. обл. совета нар. деп. - Челябинск, 1990.-С.101-102
13.Общечеловеческие ценности в русской классической литературе // Личность, художественная культура и общество: Тез. докл. Всерос. науч, конф. / Урал. гос. ун-т и др. - Екатеринбург, 1992. - С.32-34
14.Тема любви в духовных исканиях поэтов русского романтизма // Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии: Сб. науч. тр. / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры - Челябинск, 1993.-С.120-126
15.Общечеловеческие ценности в русской классической литературе как средство воспитания культуры студента художественного вуза // Проблемы и пути формирования культуры студенческой молодежи: Сб. науч. тр. / Челяб. пед. ин-т и др-Челябинск, 1992.-С. 133-135
16. Нетрадиционные формы преподнесения и проверки знаний по литературе в условиях многоуровневого образования // Проблемы методического совершенствования учебного процесса в вузе искусства и культуры: Сб. науч. тр. / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры. -Челябинск, 1995.—С.12-16
17. Русские провинциальные поэты-романтики: к постановке проблемы // Двенадцатые Бирюковские чтения: Тез. докл. науч. конф. / Челяб. гос. ун-т; Петровская акад, наук и искусств. - Челябинск, 1996. - С. 140-143
18. Библейско-евангельский текст в лирике В.А. Жуковского // Россия в истории мировой цивилизации: Тез. докл. П-й Всерос. науч. конф. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 1997. - С.29-36
19. Библейская символика в поэтической медитации В.А. Жуковского // Вести. Челяб. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. - 1997. - №2. - С. 10-16
20.Человек и Вселенная в лирике русских романтиков // Человек на рубеже нового тысячелетия: Сб. науч. тр. / Челяб. гос. ун-т; Петровская акад, наук и искусств. - Челябинск, 1998. - С.68-74
21. Новозаветные мотивы в лирике В.А. Жуковского // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность: Тез. докл. науч. конф. / Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 1998. - С.72-74
22. Библейский псалом в поэзии В.К. Кюхельбекера // Вести. Челяб. гос. ун¬та. Сер. 2. Филология. - 1998. - №1. - С.78-87
23 .Библия в творческом сознании В.К. Кюхельбекера // Дергачевские чтения- 98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы междунар. науч. конф. / Урал. гос. ун-т и др. - Екатеринбург, 1998. - С.207-209
24. Религиозный подтекст культурологических дискуссий в России первой трети XIX века (литературоведческий аспект) И Тез. докл. науч.-практ. конф. / Челяб. гос. акад, культуры и искусств. - Челябинск, 2000. - С.56-59
25. Русская классическая литература и христианская традиция: к постановке проблемы // Тез. докл. науч.-практ. конф. / Челяб. гос. акад, культуры и искусств. - Челябинск, 2000. - С.59-61