ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Консервативное правительство М.Тэтчер и проблемы образования, здравоохранения (1979-1990 гг.)
§1. Проблемы социального реформирования в теории британского неоконсерватизма 70-х гг. Победа на выборах 1979 г 25
§2. Реформирование системы образования в период правления консервативного правительства М.Тэтчер 36
§3. Консервативные подходы к решению проблем здравоохранения. 52
ГЛАВА II. Жилищная политика правительства М.Тэтчер (1979-1990 гг.)
§1. Государственная жилищная политика 63
§2. Институционная структура управления, система финансирования и государственных субсидий 78
ГЛАВА III. Социальное обеспечение в Великобритании (1979-1990 гг.)
§1. Структура, реформирование и финансирование системы социального обеспечения 98
§2. Пенсионное обеспечение 106
§3. Социальные пособия 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
ПРИМЕЧАНИЯ 133
Список использованных источников и литературы
На протяжении многих десятилетий консервативная партия Великобритании демонстрировала собой классический пример успешной адаптации к резко меняющемуся экономическому и социальному окружению. Неизменно находившаяся на правом фланге общественно - политической жизни страны, она устойчиво сохраняла положение одной из ведущих партий в системе британского двухпартийного механизма.
За последние 130 лет консерваторы находились у власти восемь десятилетий, и за весь этот период партия ни разу не получила менее трети голосов избирателей.1 При этом консерваторов стабильно поддерживают представители столь разных слоев и категорий населения Великобритании, что естественно возникает интерес к такому феномену, как идеология и практика британского консерватизма, которая в настоящее время объединяет в рядах своих сторонников рабочих, фермеров, бизнесменов, представителей интеллигенции и прочих лиц, ведущих абсолютно несхожий образ жизни.
В этом ракурсе, феномен британского консерватизма привлекает постоянное и повышенное внимание историков, публицистов, философов, социологов и политологов. "Тэтчеристское десятилетие", как чаще называют в Великобритании годы правления Маргарет Тэтчер, ознаменовалось столь серьезными изменениями в экономической и социально-политической жизни страны, в самом образе жизни британцев, что стало восприниматься широким общественным мнением, как один из рубежных периодов эволюционного развития британского общества. И хотя не утихают споры по поводу того, в какой мере произошедшие изменения оказались необратимыми, а в какой лишь временным отклонением от "нормы", сам факт смены исторической парадигмы и начала нового этапа развития страны практически ни у кого не вызывает сомнения.
Нельзя сказать, что М.Тэтчер была единственной основательницей современного британского консерватизма, но влияние её политического наследия на развитие консервативных принципов и идей в настоящем трудно отрицать.
Современные консерваторы немало почерпнули из богатого опыта партии М.Тэтчер и во внутренней, и во внешней политике. В этом плане наибольший интерес представляет процесс реформирования социальных сфер британского общества, осуществлявшийся в годы пребывания у власти кабинета М.Тэтчер. Она дает достаточно материала для размышлений современным историкам, социологам и политикам, как в России, так и за рубежом.
Возрождение консервативной традиции в России, жаждущей стабильности и порядка, имеет для нее особое значение и притягательную силу. Становление в нашей стране многопартийной политической системы и парламентской демократии в условиях постоянных экономических трудностей и повышенной социальной напряженности неминуемо ведет к тому, что теоретические и практические наработки в рамках неоконсервативной идеологии, должны занять подобающее им место в ценностной шкале российских политологов, социологов и историков. В этой связи обращение к истории политики социального реформизма британских консерваторов в 80-е гг. ХХ века представляется вполне оправданным и актуальным.
Помимо прочего нелегкая ситуация с проведением реформ, в которой оказалась Россия за последнее десятилетие ХХ века, требует обстоятельного обращения к опыту других стран в этом деле. В настоящее время в России осознали необходимость перехода от "дикого капитализма" к социально-ориентированной рыночной экономике. В этом ракурсе изучение теории и практики социального реформизма одной из старейших партий Европы представляется более чем необходимым.
Обращение к опыту консервативной партии в области внутриполитического реформирования наводит на мысль, что при построении принципиально новой модели общественных отношений в стране, успешность и эффективность работы её руководства напрямую зависит от того, насколько оно верно базовым ценностям данного общества, его потребностям, а также имеет ли оно в 5 наличии глубокие идейно-теоретические и профессиональные разработки планов его дальнейшего развития на основании этих ценностей.
Таким образом, идея необходимости реформ должна, в первую очередь, созреть в недрах общества. Затем оно должно указать руководству своей страны путь, в направление которого следует дальше двигаться. Именно так и произошло в Великобритании 80-х гг., когда, исходя из требований широкой общественности, правительство М.Тэтчер провело целую серию крупномасштабных реформ в социальной области, которые имели огромное значение для последующего социально-экономического развития страны. В связи с этим, объектом исследования данной работы является:
- общественно-политическая ситуация в Великобритании, на фоне которой протекала реформистская деятельность консервативного правительства М. Тэтчер в социальной сфере;
- межпартийная борьба в ходе рассмотрения наиболее важных законопроектов в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и жилищной политики;
- усилия общественности в проведении социальных реформ в 80-е годы ХХ века.
Основная цель диссертационной работы состоит в том, чтобы дать всесторонний анализ политике социального реформирования консервативного правительства М. Тэтчер в Великобритании. Изучить границы и глубину воздействия данных проблем на общественно-политическую жизнь страны, социальную атмосферу и оценить последствия такого воздействия.
Исходя из поставленной цели, в диссертации определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть социальные, экономические, политические и идеологические факторы, обусловившие поворот консервативной партии к социальной проблематике в 80-е гг. ХХ века, следствием которого стала целая серия реформ в социальной сфере в период пребывания у власти консервативного правительства М. Тэтчер;
- исследовать проблемы, которые возникли в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищной политике и их характер, а также показать трудности, с которыми столкнулись реформаторы при проведении социальных реформ;
- рассмотреть отношение общественности к вышеупомянутым проблемам, а также отношение консервативной и лейбористской партий к политике реформ;
- показать роль премьер-министра М. Тэтчер в процессе социального реформирования;
- проанализировать отечественную и зарубежную историографию по проблеме, дать оценку достижениям и выявить пробелы в историографическом исследовании темы.
Хронологические рамки исследования охватывают период пребывания у власти правительства М. Тэтчер. В качестве его начального рубежа берется 1979 г., когда консервативная партия завоевала парламентское большинство в палате общин и с триумфом пришла к власти. Рубеж 1989/90 гг. знаменовал собой определенную завершенность политики М. Тэтчер и ее коллег. К этому времени она утратила свое былое значение и популярность, а новации М. Тэтчер в политике, в том числе и социальной, не встречали поддержки у общественности, что и привело к отставке консервативного премьер-министра.
Методологическая основа диссертационного исследования: Одним из методов, определяющих методологический характер данной работы, является междисциплинарный подход. Серьезная всесторонняя проработка различных аспектов проблем реформирования в политики консервативной партии Великобритании, ввиду многогранности объекта исследования, практически невозможна в рамках конкретной научной дисциплины и соответствующего ей методологического арсенала. Во-первых, предварительный комплексный отбор исследуемого явления, необходимая для этого широта кругозора невозможны без учета методов социологии и экономики; во-вторых, при изучении конкретных вопросов и локальных блоков исследования, безусловно,
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что рассматривается социальная политика консервативной партии в 1979-1990 гг., которая прежде в такой постановке и таких хронологических рамках не изучалась. В историографии с большей или меньшей степенью подробности рассмотрен процесс создания соответствующей законодательной базы, сопутствующая ему внутри- и межпартийная борьба, осуществление реформ на практике и их значение для дальнейшего социально-экономического развития страны. В работе делается попытка вскрыть воздействие на партийное руководство влиятельных социально-экономических группировок: представителей промышленного бизнеса, сторонников и противников преобразований в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и других.
В диссертации разработана периодизация реформаторской деятельности консервативного правительства и дается характеристика каждого из них. Оценен вклад британских политиков разного ранга и политических взглядов этого периода времени в разработку и претворение в жизнь законопроектов социальной направленности. Таким образом, данное исследование восполняет собой пробел в изучении внутренней политики консерваторов периода нахождения у власти правительства М. Тэтчер.
Апробация и использование практических результатов.
По теме диссертационного исследования опубликован ряд статей. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в общем курсе лекций по новой и новейшей истории стран Европы и Америки в вузах, а также в специальных курсах по партийно-политической истории Великобритании второй половины ХХ века.
Реалии 80-х годов ХХ века заставили руководство консервативной партии задуматься о новых обстоятельствах развития экономики, политики социальных проблем и, наконец, о дальнейшей судьбе своей партии. Таким образом, перед лидером консерваторов - Маргарет Тэтчер стала задача обновления идеологических установок консервативной партии и создания новых принципов, на основании которых ее можно было модернизировать и максимально адаптировать к быстро изменяющейся политической и социально-экономической обстановке.
С 1979 г., когда консерваторы победили на парламентских выборах, они обратили свой взор на проблемы социального реформирования. Правда, в списке, представленных М. Тэтчер перед партией задач, социальному реформированию отводилось последнее место после экономических вопросов и международной политики.
Социальные программы требовали расширения и демократизации социальной деятельности государства. Консервативные круги, напротив, выступали за максимальное ограничение и ужесточение государственного вмешательства в социальную сферу, предоставление свободы рук монополиям.
Факты свидетельствуют о том, что проводимые реформы в социальной сфере не были целенаправленной и хорошо спланированной акцией, скорее они являлись спонтанным реагированием на текущие проблемы. Это не означает, что некоторые из осуществленных ими преобразований в этой сфере можно было оценить как более или менее удавшиеся.
Законопроекты представлялись отдельными министрами, руководствовавшимися самыми различными мотивами: требованиями общественного мнения, докладами специальных парламентских комиссий, интересами партийной борьбы. Что касается М. Тэтчер, то она не всегда имела собственные конкретные предложения, зато весьма эффективно осуществляла связующую координирующую функцию.
Активность реформаторской деятельности консервативного правительства М. Тэтчер распределилась неравномерно за годы ее пребывания у власти. Своеобразный пик активности приходится на 1986 г., когда было рассмотрено и принято наибольшее количество законопроектов по сравнению с предшествующими и последующими годами пребывания правительства М. Тэтчер у власти.
Результаты новаций консервативного правительства М. Тэтчер в системе образования были весьма неоднозначными. Увеличение числа элитарных школ для состоятельных горожан сопровождалось общим упадком основной образовательной сети. Множество школьных зданий приходило в негодность. Устаревал и амортизировался учебный инвентарь. Стала остро ощущаться нехватка учителей, особенно в «непрестижных» районах. Результатом всего этого стал невысокий уровень подготовки молодежи. Все это ущемляло интересы малоимущих семей, находившихся на уровне официальной черты бедности или ниже ее.
Наряду с форсированным развитием независимых от государства школ консервативное правительство М. Тэтчер приняло на себя обязательство повысить стандарты обучения в общедоступных школах депрессивных районов, для чего были выделены дополнительные средства. Предметом повышенного правительственного внимания стала подготовка учительских кадров. Были предприняты меры по развитию и совершенствованию профессиональной подготовки и переподготовки кадров для производства и экономики.
Попытки урезать ассигнования на реформы в системе образования, предпринятые на первом этапе пребывания Тэтчер у власти, натолкнулись на решительное сопротивление общества, что повлекло за собой частичное отступление правительства. В системе образования была расширена система платных услуг. В ряде случаев возникали их смешанные - частно-государственные формы. Однако в целом качество услуг возросло незначительно, поскольку новации представляли собой попытку продолжить ранее начатые курсы. В свою очередь, государственные затраты на образование заметно выросли.
Новации правительства в системе здравоохранения предусматривали ощутимое повышение общего уровня и качество медицинского обслуживания. Мероприятия консервативного правительства М. Тэтчер в системе здравоохранения предусматривали дальнейшую приватизацию медицинских услуг. В принятых правительством документах гарантировалось право равного доступа к услугам здравоохранения всем гражданам страны, вне зависимости от средств, которыми они располагают. На официальном уровне были сформулированы задачи по снижению смертных случаев от конкретных заболеваний. Продолжался прежний курс на «дебюракратизацию» здравоохранения, правительство одновременно наметило тенденцию к сворачиванию бесплатных медицинских услуг.
К концу 80-х годов стало очевидным, что социальная структура Великобритании оказалась на пороге серьезных потрясений. Для значительной части населения, неспособной оплатить дорожающие медицинские услуги, минимально необходимый уровень здравоохранения стал менее доступным. Это проявилось, в частности, в растущих очередях в больницы и на операции, в том числе неотложные.
Значительных успехов консерваторы достигли в сфере жилищной политики. Это относится в первую очередь к программе распродажи муниципального жилья и стимулирования нового индивидуального жилищного строительства. Населению страны гарантировалось право на улучшение жилищных условий. Во многом этому способствовало предоставление правительством займов и кредитов. Данная программа позволила миллионам людей получить более комфортабельные жилища и, безусловно, способствовала привлечению на сторону консерваторов многих избирателей.
Принятие значительного числа соответствующих законов дает право говорить об огромном практическом значении данных мероприятий консервативного правительства. Вместе с тем у этой программы была теневая сторона. Перенос центра тяжести на поощрение частного домовладения сопровождался снижением на половину ассигнований на государственное жилищное строительство, что вызвало серьезное недовольство неимущих слоев населения.
Великобритания - это страна, в которой существуют различия в доходах, сбережениях, социальном статусе и стремлениях. Поэтому реформирование системы жилищной политики не могло быть подчинено как рыночному механизму, так и проводиться только с помощью административных мер.
80-е годы в Великобритании были отмечены значительным повышением уровня бедности. А то, что происходило на фоне общего роста благосостояния более удачливых горожан, не ослабляло негативного воздействия на настроения в стране в целом. Экономический спад, рост безработицы, отсутствие весомых признаков возрождения «деиндустриализованных» регионов средней и северной Англии, Уэльса и Шотландии послужили причиной смены общественных настроений и способствовали развитию законотворческой инициативы консервативного правительства М. Тэтчер в сфере социального обеспечения.
Изменения в системе социального обеспечения (пособия и пенсии) не имели главного обстоятельства: основную тяжесть расходов по-прежнему брало и берет на себя государство. Вместе с тем, консервативное правительство М. Тэтчер реализовало специальные программы, призванные улучшить существующие попечительские службы, повысить качество предоставляемых услуг, расширить свободу выбора между помощью на дому или в условиях стационаров. Были предприняты меры по повышению качества подготовки социальных работников, от квалификации и добросовестности которых во многом зависела эффективность всей системы социального обеспечения.
Консерваторы сумели создать систему воздействия на избирателей, с помощью которой меньшинство населения страны в лице правящей элиты, умело используя на выборах лозунги социальной направленности, способно заставить большинство поддерживать свои интересы. Эта система оправдывает себя до сих пор, позволяя консервативной партии Великобритании уверенно держаться на плаву в условиях развития современной социально-политической обстановки в стране и мире.
1.1. ABC of Thatcherism 1979-1989. L.: Fabian soc., 1989.
1.2. Annual abstract of statistics ( Centr. statist. office). L.: HMSO, 1988.
1.3. Association of Metropolitan Authorities. A new deal for homeowners and tenants. L., 1987.
1.4. Association of Metropolitan Authorities. Housing Fact. L., 1986.
1.5. Britain 1986. An official handbook. L.: HMSO, 1986.
1.6. Britain 1987. An official handbook. L.: HMSO, 1987.
1.7. Britain 1988. An official handbook. L.: HMSO, 1988.
1.8. Britain 1989. An official handbook. L.: HMSO, 1989.
1.9. Building statistics / Department of statistics. Wellington, 1984.
1.10. Building statistics / Department of statistics. Wellington, 1985.
1.11. Building statistics / Department of statistics. Wellington, 1986.
1.12. Conservative Party. The conservative manifesto 1979. L.: Conservative central office, 1979.
1.13. Department of Environment. Housing and contraction statistics, 1974-1984. L.: HMSO, 1985.
1.14. Department of Environment. Inquiry into the condition of local authority housing stock. L.: HMSO, 1985.
1.15. DES. Better School. L., 1985.
1.16. DES. Curriculum 11-16: Working Papers by HMI. L., 1977.
1.17. DES. Higher Education: Meeting the challenge. L.: HMSO, 1987.
1.18. DES. National Curriculum 5-16: Consultant Document. L., 1986.
1.19. DES. Report by Her Majesty's Inspectors on the effects of local authority expenditure policies on education provision in England 1983. L., 1984.
1.20. DES. School education in England- Problems and initiatives. L., 1976.
1.21. DES. The supply of teachers for the 1990s, Note for Education, Science and
Arts Committee of the House of Commons. L.: HMSO, 1988.
1.22. DHSS. Health and personal social services statistics for England. L.: HMSO,
1985.
1.23. DHSS. Medical manpower - the next twenty years: A discussion paper. L.: HMSO, 1979.
1.24. DHSS. Social security statistics (A publ. of the gov. statist. service). L.: HMSO,
1986.
1.25. DHSS. The health service in England: Annual report. L.: HMSO, 1987.
1.26. DHSS. The health service in England: Annual report. L.: HMSO, 1988.
1.27. Great Britain. Health and safety commission. Annual report. L.: HMSO, 1988.
1.28. Great Britain. Health service commissioner. Annual report. L.: HMSO, 1986.
1.29. Great Britain. National housing committee. A national housing policy. Report of the national housing committee. L.: HMSO, 1980.
1.30. Great Britain. Royal commission on the National Health Service. Report. July 1979. L.: HMSO, 1979.
1.31. Great Britain. Social security advisory committee. Report. L.: HMSO, 1985.
1.32. Great Britain. Stationery office. Government publication: Sectional list. L.: HMSO, 1984.
1.33. Her Majesty's Inspectorate of schools 1988. The effect of local spending policies. L.: HMI, 1988.
1.34. Housing for all: A document for discussion/ Nat. econ. development office. L.: HMSO, 1977.
1.35. Housing policy: Technical volume / Dep. of the environment. L.: HMSO, 1977.
1.36. Housing the homeless: The local authority role / Ed. the Audit commiss. for local authorities in England a. Wales. L.: HMSO, 1989.
1.37. Managing social services for the elderly more effectively: A report / By Audit commission. L.: HMSO, 1986.
1.38. National Federation of Housing Associations. A profile of new tenancies: the 1988 NFHA census of new lettings. L., 1988.
1.39. National Federation of Housing Associations. Inquiry into British Housing: the
Evidence. L., 1985.
1.40. NUT. The Educational Bill and equal opportunities. L.: HMSO, 1987.
1.41.Office of Health Economics. Compendium of Statistics. L., 1987.
1.42.On the state of the public health: The annual report of chief medical officer of the Department of Health and Social Security. L.: HMSO, 1984.
1.43.On the state of the public health: The annual report of chief medical officer of the Department of Health and Social Security. L.: HMSO, 1986.
1.44. Parliamentary Debates. House of Commons. Official Report. Vols. 596, 899, 1054, 1198, 1199, 1210.
1.45. Public health in England: The report of the commission of inquiry into the future development of the public health function. L., 1988.
1.46. Reform of social security. L.: HMSO, 1985.
1.47. Reform of social security: Programme for action. L.: HMSO, 1985.
1.48. Report of the Committee to review the functioning of financial institutions. L.: HMSO, 1977.
1.49. Royal commission on National Health Service. Access to primary care. L.: HMSO, 1979
1.50. Secretaries of state for health Wales, Northern Ireland and Scotland. Working for Patients. L.: HMSO, 1989.
1.51. Secretary of state for social security and the minister for welfare reform. New ambitions for our country: a new contrast for welfare. L., 1988.
1.52.Social security act 1989. L.: HMSO, 1989.
1.53.Social security bill 1986. L.: HMSO, 1986.
1.54.Social security: A guide to income support. L.: DSS, 1989.
1.55. DES. The Education Reform Act 1980. L.: HMSO, 1980
1.56. The Government’s Expenditure Plans, 1979/80 to 1981/82; 1985/86 to 1987/88;
1986/87 to 1988/89; 1987/88 to 1989/90; 1988/89 to 1990/91.
1.57. The next move forward. The Conservative manifesto, 1987. L., 1987.
1.58. The Right Approach to the economy. L., 1977.
1.59. The Right Approach. A statement of conservative aims. L., 1976.