Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БИБЛИИ И КОРАНА)

Работа №103125

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы23
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Основное содержание работы
Публикации

Актуальность темы исследования. Общее напряженное драматическое состояние российского общества связано с историческим переломным моментом, характерной чертой которого является переход от одних ценностных ориентиров и идеалов к другим, в связи с чем нарастает ощущение растерянности, неустойчивости бытия, потери смысла жизни. Общество ищет пути, формы, средства выхода из подобного состояния. Религия и Церковь наряду с другими общественными силами стремится внести свою лепту в этот процесс. Мы являемся свидетелями возросшей общественной и культурной активности религии и Церкви. При этом следует отметить, что Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство, в котором складываются взаимоотношения многообразных религиозных организаций с государством и обществом. Для стабилизации этих отношений важным является поиск диалога между религиозными организациями и объединениями, который предполагает сознательную ориентацию на взаимоуважение традиций имеющего право на существование иного культурного мира. Для конструктивного диалога культур и религий необходимо акцентировать внимание на ценностных идеалах, являющихся едиными для всех религиозных систем, что предпринимается в данном исследовании и представляет его актуальность.
В истории культуры России важнейшую роль играли прежде всего христианство и ислам Современное общество, видимо обоснованно, видит в религии некую духовную силу, способную помочь обществу выйти из кризисного состояния. В связи с этим обращение к сакральным книгам, в которых мы видим квинтэссенцию религиозного мировоззрения, является насущной потребностью сегодняшнего дня. Необходимо преодолеть сложившееся отчуждение между обществом и священными книгами, ввести их в активный культурный оборот Исторически сложилось так, что Библия и Коран, сконцентрировавшие в себе мировоззренческие идеи христианства и ислама, явились основой культуры.
Актуальность диссертационного исследования обуславливается и тем, что и Библия, и Коран представляют собой памятники, которые не могут быть локализованы исключительно границами религиозного видения. Их можно и должно осмысливать и переживать как явление культуры в целом. Д.С. Лихачев как-то заметил, что Библия - это ключ к культуре. Эти слова могут быть применены в равной степени и к Корану. Знание сакральных текстов продиктовано жизненной необходимостью, поскольку Библия и Коран освещают особенности и своеобразие христианской и мусульманской культур. В Библии и Коране представлены этические и эстетические идеалы, на основе которых сформировалась иерархия духовных ценностей христианской и мусульманской культур. Система нравственно-этических и эстетических ценностей, представленная в Библии и Коране, имеет ценностное значение для общечеловеческой культуры.
Библия и Коран являются литературно-художественными памятниками мировой культуры. Как художественный текст они представляют собой эстетико-художественный феномен. В них поднимаются проблемы, являющиеся актуальными и в наше время: проблема нравственности, добра и зла, проблема человека, смысла его жизни, отношений в обществе. Поэтические сказания Библии и Корана, написанные рифмованной прозой, представляют художественную ценность. Идеи, сюжеты и образы героев Библии и Корана нашли отражение в произведениях философской и художественной литературы, искусства.
Для верного понимания взаимодействия разных культур в рамках целостности российского общества обращение к Библии и Корану, пристальное и осознанное изучение данных сакральных текстов, имеющих ценностное значение в мировой культуре, представляется актуальным в настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях, посвященных вопросам христианства и ислама в ракурсе этической и эстетической проблематики, внимание уделяется раскрытию основных идей, содержания, роли и значения Библии и Корана в историко-культурном процессе. Осмысление истории происхождения, структуры, различных переводов и принципов интерпретации Библии и Корана обуславливается тем или иным подходом.
Теологические и богословские труды, стремящиеся осветить смысл и содержание Священных текстов с позиций самой религии, составляют богатый пласт в изучении сакральных тестов. Для богословского подхода характерным является толкование Библии и Корана как богооткровенной истины. В библейском богословии, в православии и католицизме, считались абсолютно верными излагаемые в Библии события, в то время как в протестантизме сложился аллегорический метод толкования сакрального текста. Мусульманская теологическая концепция Бога, мира и человека нашла отражение в классических трудах мусульманских теологов, среди которых представляют большой интерес для данного исследования труды Ибн ал-Араби/ Основываясь на материале Корана, Ибн ал-Араби размышляет об отношениях Бога и человека. Человек, утверждает он, является зеркалом, в котором отражаются Божественные качества. Ибн ал-Араби раскрывает понятие «божественное имя». Сущности мира, согласно воззрениям философа, генетически связаны с атрибутами божественной сущности и онтологически тождественны им.
В XX веке теологическая система подвела итог определенному этапу развития христианской мысли, ознаменовала собой новый период в осмыслении содержания христианского Писания Р.Бультман говорит о необходимости экзистенциональной интерпретации дуалистической мифологии Нового Завета, поднимает проблему демифологизации новозаветного провозвестия, феномены которого подлежат историко-критическому, социологическому и психологическому рассмотрению. Р.Гвардини обращает внимание на то, что видение христианским сознанием в Иисусе Христе Единосущного Сына Бога указывает на догматический характер христианства, научный же взгляд распознает в нем тот же коренной феномен, что лежит в основе других образов «спасителей» известных из истории религий. Но, указывает философ, сакральный характер личности «спасителя» проявляется у Христа иначе. В культурных мифах в «Спасителе» видна стихийная жизненная сила, у Христа она носит психологический, этический и личностный характер, в нем оживают все универсальные представления о «спасителе» мира.
Особый интерес представляют труды русских философов «серебряного века», выработавшие собственные принципы интерпретации библейского текста (Н.Бердяев, С. Булгаков, В. Соловьев, С. Трубецкой и др ). Так, В. Соловьев исходил из философского и нравственного осмысления сущности сюжетов Библии, в котором библейская история, выражавшая общие закономерности человеческой истории, приобретала глубокий смысл. В произведениях русских философов «серебряного века» большое внимание уделяется проблемам добра и зла, Бога и человека, идеи первородного греха и смысла искупления. Так, Е. Трубецкой утверждает, что искупление есть акт исцеления человека, человечества и всего распавшегося на части космоса, видит в нем восстановление мира как живого целого.
Обращались к Библии и философы-экзистенциалисты, Э. Фромм, рассматривая концепцию мира у ветхозаветных пророков, считает, что она является частью общей исторической и религиозной их концепции, находящей полное выражение в идее мессианского времени, которое, согласно философу, есть воплощение истинной гармонии и единения, конец отчуждения, возвращение человека к самому себе. К. Ясперс отмечает, что Библия - хранилище тысячелетних пограничных опытов человечества, которые озарили дух человека, уверовавшего в Бога, а вместе с тем и в самого себя, что создает, согласно философу, неповторимую атмосферу Библии. Он обращает внимание на противоречия в Библии (религия закона и религия любви, национальный Бог и Бог всех людей и др ). Следствием этих полярностей в Библии, отмечает он, явилось то, что все партии и представители разных тенденций последующей истории могли так или иначе ссылаться на Библию. М.Бубер отмечает, что для библейского гуманизма важное значение имеет конкретное преобразование всей нашей жизни, а не только внутренней.
Сакральные тексты рассматривались и с атеистической точки зрения. Подобная критика сакральных текстов отражает сложившееся атеистическое отношение к ним только как к религиозным текстам, но не как к памятникам культуры. Так, И.Крывелев при помощи методов беспристрастного и научного исторического анализа показывает несостоятельность библейской морали и попыток приукрашивания библейских персонажей церковниками. Л.Климович с этих же позиций анализирует Коран. Он отмечает, что в Коране отсутствует представление о человеке как «венце творения», а также постепенности развития жизни на Земле, ее биосферы и тем более ноосферы. Согласно ученому, эта книга не внесла ничего нового в познание природы, незначительны в ней и географические сведения.
С позиций научного и исторического методов, в которых используются данные истории, археологии, литературоведения дается анализ библейских и коранических сказаний рядом в трудах З. Косидовского, М.Пиотровского, Д.Фрэзера, И.Шифмана и др. Исследователи рассматривают Библию и Коран как памятники древности, отражающие определенный этап историко-культурного развития. Так, И.Шифман, считая единственно верным подходом исторический - изучение Ветхого Завета как литературного памятника, возникшего в определенной среде и в определенную историческую эпоху, исследует священный текст как сборник избранных произведений древней иудейско-израильской литературы, показывает его связь с культурой и литературой древней Передней Азии. Споры вокруг коранических сказаний составляли непременный элемент христиано-мусульманской полемики. Долгое время в коранических сюжетах видели лишь заимствования из библейских. В 20-е годы XX в. в ряде работ по исследованию идей и сюжетов Корана были сделаны акценты на обнаружение конкретной языковой и культурной среды, к которой они восходят. Первая попытка сравнительного анализа социальной морали и социальной психологии в доисламской поэзии и Коране сделана И. Гольциером. В исследовании М.Б. Пиотровского предлагается новый подход: коранические сказания рассматриваются с точки зрения их места в коранической проповеди и их связи с аравийской культурной средой. Исследователь, анализируя истоки коранических легенд и преданий, их бытование в доисламской Аравии и в странах арабо-мусульманской культуры, акцентирует внимание на композиционных и идейных особенностях сказаний, вошедших в Коран, своеобразных феноменов «двойничества» и «обрамленной» проповеди, составляющих одну из наиболее характерных черт проповеди Мухаммеда. Важной является попытка исследователя реконструировать тот культурный фон, духовную среду, где рождался ислам, роль иудейско-христианских и гностических учений.
Наиболее полно основные этапы истории изучения Корана в Европе, исследование и понимание Священного Писания ислама как памятника культуры, отражающиеся в истории его изданий и переводов, представлены в работах Е А.Резвана. Исследователь подчеркивает, что с момента своего возникновения Коран интерпретировался и изучался в контексте противостоящих политико-идеологических и конфессиональных интересов, в условиях многовековой конфронтации христианского мира с миром ислама. Это отразилось в многообразных подходах в изучении Корана, в которых выделяются две традиции - внеисламская и внутриисламская. Выбор подхода к Священной книге ислама и ее толкования обуславливала идеологическая заданность. Так, раннелатинские переводы по существу являются пересказами, переложениями текста, главная цель которых - доказательство несостоятельности претензий мусульман на обладание священным писанием. В 1647 г. был опубликован французский перевод Корана, выполненный Андрэ Де Рие, вызвавший интерес, хотя и не вполне отвечал научным требованиям, он был переведен в Англии (1688), Голландии (1698), позднее в Германии и в России (1716). Первым собственно научным переводом Корана в Европе был латинский перевод Л. Мараччи (1698г.), основанный на сличении нескольких рукописей арабского текста Корана, за которым последовала целая серия переводов на европейские языки. Переводы Корана были сделаны и в России. В 1787 г. был напечатан арабский текст Корана, подготовленный и прокомментированный муллой У.Ибрахимом. Этот текст, получивший высокую оценку ориенталистов, выдержал множество изданий. Перевод Корана, выполненный М.И.Веревкиным, отличающийся высокими литературными достоинствами, вдохновил А.С.Пушкина на создание поэтического переложения фрагментов 33 сур - знаменитых «Подражаний Корану». В России был издан перевод Г.С.Саблукова (1878), который явился важнейшим достижением «казанской школы» исламоведения. Перевод Саблукова был сделан из необходимости иметь представление о «татарском исламе», основывался на сочинениях, популярных в татарской среде. Труд генерала Д.Н. Богуславского, основанный на поздних турецких комментариях, был попыткой передать понимание Корана в османской Турции. И.Ю. Крачковский одним из первых поднял вопрос о необходимости нового подхода к переводу Корана. Рассматривая Священное Писание ислама как памятник определенной эпохи и среды, Крачковский опирался на материал языковой среды и текст самого Корана (опубликован в 1963 г., переиздан 1986, 1990 г.г.).
В 90-е годы в нашей стране были изданы переводы Корана, выполненные В. Пороховой, М.-Н. Османовым. Перевод В.Пороховой, названный автором «Коран. Перевод смыслов» (1993), представлен в стихотворной форме. Автор, воспринимая Коран как «один из величайших литературных шедевров человечества», стремится передать поэтическую красоту, большую эмоциональную и стилистическую приближенность к оригиналу. М.-Н. Османов в своем переводе Корана, стремясь осуществить более полное и точное воссоздание арабского оригинала, используя достижения предшественников и наиболее авторитетные источники, нашедшие отражение и в данных им комментариях, главный приоритет в выборе варианта перевода отдавал контексту, анализу и смысловому воспроизведению лексического, грамматического и синтаксического богатства оригинала.
В последние годы появились исследования Библии и Корана как феноменов культуры. Так, А.В. Медведев рассматривает Библию как исторический документ, представляющий целостный образ жизни древнееврейского общества, и как эстетико-художественный феномен, определяет эстетику Библии как «воплощение эстетического сознания той эпохи, когда складывались библейские тексты»; Коран, как подчеркивает исследователь, заложил новые принципы нравственности, новое понимание человека. Л.З. Немировская отмечает, что сакральные тексты вводят человека в мир культуры. Она анализирует космогонию и антропологию Библии и Корана, их состав и содержание, проблемы Бога и человека, нравственные и социальные проблемы, нашедшие отражение в сакральных текстах. А.В. Никифоров подчеркивает, что показываемая им параллель библейских и коранических сюжетов не является тождеством, несмотря на множество общих мифологических источников, каждая из этих Священных книг имеет свою специфику и неповторимость. Как утверждает Д.В. Фролов, кораническое откровение содержит довольно большой и многогранный набор идей и образов, имеющих отношение к эстетике и в значительной степени определивших эстетические представления многих культур, входящих в мусульманский ареал
Объект исследования - Библия и Коран
Предметом исследования выступают этические и эстетические ценности Библии и Корана, представляющие основу сакральных текстов.
Целью исследования является обоснование культурообразующей роли сакральных текстов в истории культуры.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать соотношение религии и культуры;
- раскрыть роль христианства и ислама в истории культуры;
- определить роль Пророков в истории культурного развития;
- выявить генезис отношений «Бог - человек» в Библии и Коране;
- проследить развитие системы нравственно-этических принципов и эстетических идеалов, представляющих духовную основу Библии и Корана.
Методологическая база определяется задачами диссертационного исследования. В диссертации использован историко-культурологический подход с целью раскрытия специфики сакральных текстов как мировоззренческого аспекта культуры человечества. Важным явился диахронический метод, позволивший выявить характерные особенности становления и развития иудаизма и ислама Для более полного раскрытия своеобразия христианской и мусульманской религий и культур применены диахронический и компаративистский методы, обусловившие все формы исследования: сравнительно-сопоставительный, историко-типологический и историко-генетический. С помощью системного и структурно-функционального метода раскрывается концепция единого религиозного мировоззрения, в которое входят иудаизм, христианство и ислам. Герменевтический метод помогает заглянуть вглубь сакральных текстов, раскрыть их сакральную смысловую ценность. Стремление глубже рассмотреть мировоззренческий аспект Библии и Корана, эволюцию отношений «Бог - человек» потребовало обращение к исторической культурологии.
Научная новизна данного исследования заключается в формулировке концепции целостности религиозной системы авраамистических религий, представляющей возможность проследить генезис религиозного мировоззрения с точки зрения культурологических проблем, что отображено в следующих положениях:
- анализируются основные принципы христианства и ислама с целью выявления общего и различного в данных религиозных мировоззрениях и их влияния на культуру;
- рассматривается роль личности Пророков в культурно-историческом процессе;
- дается сравнительно-сопоставительный текстологический анализ Библии и Корана;
- рассматривается генезис отношений «Бог-человек» в Библии и Коране;
- выявляется единство нравственно-этических принципов в Библии и Коране, путем выполнения которых возвышается человеческая духовность;
- рассматриваются эстетические идеалы Библии и Корана
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования материала исследования в подготовке общих и специальных учебно-методических курсов, на практических и семинарских занятиях по предметам ((Культурология», ((История религии», «Этика», а также в теоретическом аспекте (как часть процесса осмысления религии и ее значимости как духовного явления в истории человечества).
Апробация работы: основные положения диссертации были использованы при чтении лекций по спецкурсу «Культура и религия, сакральные тексты» в Нижневартовском государственном педагогическом институте. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии Уральского государственного университета. Основные положения диссертационного исследования обсуждались в ходе работы: региональной научно-теоретической конференции аспирантов и студентов «Культура и образование» (Нижневартовск, май 1995 г); международной научно-практической конференции «Культура, человек, образование» (Москва, октябрь 1996 г); «Человек в философско-культурологическом измерении» (Нижневартовск, 6-7 февраля 1998 г.); «Философская и педагогическая антропология» (Первые Соколовские чтения) (Нижневартовск, 25-27 мая 1998 г), «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 7-11 июня 1999 г); «Культура и образование» (Третьи Соколовские чтения) (Нижневартовск, 16-19 мая 2000г.); окружной научно-практической конференции «Гуманизация культуры и образования в Ханты-Мансийском автономном округе на пороге третьего тысячелетия» (Нижневартовск, 19 мая 2000 г); IV Всероссийской научной конференции «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (Екатеринбург, 23 марта 2001 г).
Положения, выносимые на защиту
1. Религия и культура взаимосвязаны и взаимообусловлены, они представляют собой единую целостность. Став сакральной основой конкретной культуры, религия утвердила свою доминирующую роль в духовной культуре человечества. Возникая как заданность социума, религия претворяет эволюцию духовного развития личности и общества. Всякое религиозное мировоззрение генетически связано с историческими корнями культуры того общества, в недрах которой оно зарождается (например, в иудаизме и исламе). Культуротворческий потенциал религии ярко проявился в возникновении новых типов культур - христианской и мусульманской, отражающих мировоззренческие идеи христианства и ислама. Христианство и ислам заявили о себе как культуросозидающие религии.
2. Иудаизм, христианство и ислам, являясь единой целостной религиозной системой, выявляющей генезис религиозного мировоззрения авраамистических религий, зафиксировали в сакральных текстах логику понимания божественного, что позволяет рассмотреть усиление этической стороны религиозного мировоззрения, а также утверждение роли самого человека в его судьбе. В текстах Ветхого Завета, Нового Завета и Корана прослеживается изменение понятия божества В религиозном мировоззрении изменяются формы - ритуальные требования, но содержание - нравственно-этические принципы - составляет единую основу этих религий. Усиление этической стороны в религиозном мировоззрении утверждает возможности человека как личности, несущей ответственность за свободно сделанный выбор. Свобода воли, данная человеку, согласно Библии и Корану Богом, возвышает человека. От самого человека зависит его судьба в этом мире и награда или наказание в мире будущем. Духовное совершенство человека, к которому он стремится, предлагается через этическое отношение к окружающему миру, к людям.
3 История религии содержит в себе личностный аспект. Внимание к личности создателя оказывается методологически полезным, ибо позволяет приблизиться к тайнам христианской и мусульманской культур. С деятельностью Моисея, Христа и Мухаммеда связано утверждение нового религиозного мировоззрения, на основе которого явились миру уникальные и своеобразные типы культур - христианская и мусульманская, т. е деятельность Пророков - культуротворческая. Культурно-историческая миссия Моисея, Христа и Мухаммеда состоит в кристаллизации нового понятия Бога, через которое формируются нравственно-этические ценности, являющиеся смыслополагающими в культуре.
4. Концепция единой религиозной системы, в которую входят иудаизм, христианство и ислам, демонстрирует усвоение человеком нравственно-этических ценностей, определяющих бытие как бытие нравственное. Культовые предписания предполагают очищение души, что невозможно в отрыве от добрых деяний и помыслов, т е. они имеют нравственную основу. Вера в Бога, культивируемая религией, является лакмусовой бумагой, которой проверяются деяния человека, его поступки и помыслы. Ключевыми понятиями, характеризующими веру, являются понятия «добро», «милосердие», «сострадание», «любовь к ближнему». Понятия «богобоязненность» означает творить добро, а «страх Господен» - ненавидеть зло.
5. Сакральные тексты выражают уровень эстетического развития культур, в которых они заложили эстетическую парадигму, определили эстетическое миропонимание. Доминанта эстетики сакральных текстов - своеобразное отношение Бога и человека. Эстетический ракурс в Библии и Коране представлен в образах Бога и человека. Эстетические идеалы формируются на основе нравственных представлений: идеал прекрасного - нравственное, безобразного - безнравственное. Эстетическое и этическое находятся в едином пространстве, составляют единую целостность. В этом заключается своеобразие, специфика эстетики сакральных текстов. Образ Бога - идеал совершенного, прекрасного. Человек одухотворен Богом, богоподобие его утверждается в Библии и Коране. Идеал прекрасного - образы Царства Небесного и рая, где, согласно сакральным текстам, человек воссоединится с Богом, т.е. достигнет духовного совершенства - явится идеалом прекрасного. Критерием духовности является этическое. Образ Ада - образ безобразного. Ад - местопребывание творящих зло Бездуховность, безнравственность характеризует их как образ безобразного.
Структура и объем диссертации Структура работы обусловлена последовательностью разрешения основных задач и целей исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем исследования составляет 147 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Ислам и общечеловеческие ценности //Культура и образование. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции аспирантов и студентов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт пед. ин-та, 1995. 0,25 п. л.
2. Этика Корана. //Культура, человек, образование. Тезисы докладов международной конференции. М., 1996.0,1 п. л.
3. Влияние религиозных верований на уйгурское изобразительное искусство //Культура, человек, образование. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Изд-во АО «Диалог -МГУ», 1996. 0,1 п. л.
4. Образ Пророка Мухаммеда в мусульманской культуре //Вопросы философии
и культурологии. Сборник научных трудов. Нижневартовск. Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997.0,2 п. л. ■
5. Библия и Коран о смысле человеческого бьггия //Человек в философско-
культурологическом измерении. Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998.0,2 п. л. -
6. Принципы общечеловеческой нравственности и житейской мудрости в книгах Ветхого Завета //Философская и педагогическая антропология (Первые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-теоретической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998.0,2 п. л.
7. Нравственно-этические принципы в Библии и Коране //Проблемы исторической культурологии. Сборник научных статей. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. 0,25 п. л.
8. Сакральные тексты как основа духовной культуры //Философия и педагогика
(Вторые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 17-19 мая 1999 г.) Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед.ин-та, 1999.0,1 п. л. -
9. Религия в контексте мировой культуры //XXI век: будущее России в
философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4 т. Т. 4: Философия духовности, образования, религии. Ч. 2. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. 0,1 п. л. -
10. В. Соловьев о Мухаммеде //Гуманизация культуры и образования в Ханты- Мансийском автономном округе на пороге третьего тысячелетия. Материалы окружной научно-практической конференции. Нижневартовск. Изд-во «Приобье», 2000.0,25 п. л.
11. Иудаизм, христианство и ислам как единое религиозное мировоззрение //Россия XXI века: Мировоззренческие аспекты. Материалы региональной научно-теоретической конференции докторантов, аспирантов и соискателей. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. 0,1 п л.
12. Сакральные тексты в историческом пространстве культуры //Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики: Тез. докл. IV Всероссийской науч. конф, и статьи Екатеринбург, 2001. 0,3 п. л.
13. Сакральные тексты в ракурсе анализа различных типов культур //Культура и цивилизация: Материалы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 17-18 апр. 2001 г., в 2 ч. 4.2. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. 0,3 п л.
14. Коран как эстетико-художественный феномен //Проблемы духовности в истории культуры и образования. Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2001. 0,7 п л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ