Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФИЯ МАДХАВА САДАШИВА ГОЛВАЛКАРА

Работа №103115

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы190
Год сдачи2002
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ТРАДИЦИИ
ИНДУИЗМА И НЕОИНДУИЗМА 21
§ 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 21
§ 2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ НЕОИНДУИЗМА 38
ГЛАВА II. ИСТОКИ И КРИТЕРИИ ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА МАДХАВА САДАШИВА ГОЛВАЛКАРА 62
ГЛАВА III. СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И
СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТОВ ЧЕЛОВЕКА В КОНЦЕПЦИИ М.С. ГОЛВАЛКАРА 85
§ 1. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД 87
§ 2. ЧЕЛОВЕК КАК СОЦИУМ 100
§ 3. ЧЕЛОВЕК КАК БОГ 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 178
ПРИЛОЖЕНИЯ

До наступления ХХ века - нового периода в истории индийской культуры, спецификой Индостана, создающей в нем культурный конгломерат, являлся фактор индуизма, который вышел за рамки религии и создал особую систему, регулирующую жизнь индийского общества. Основой этой системы стала индийская философия древности, ведического и эпического периодов, имеющая свои особенности, проникающая во все сферы жизни индийского общества и несущая эти традиции в современную эпоху.
В результате внешних воздействий на индийское государство, берущих свое начало в XVI веке (мусульманское завоевание) и многократно возросших к началу ХХ века, столетиями державшийся уклад жизни начал разрушаться, а точнее сказать, изменяться в результате эволюции индусской системы, которая приобретала все новые и новые черты. Этот процесс завершился индийской буржуазной реформацией XIX века, по аналогии с европейской реформацией, и последующим периодом борьбы за независимость Индии. Эти два периода очерчивают время, когда произошел бурный всплеск, и буквально, переворот в индийской философской мысли, названный в западной историографии «неоиндуизмом», а в отечественной - современной индийской философией.1 Благодаря указанным процессам в Индии возникают явления, казалось бы, не связанные ни с местной культурой, ни с традициями, но, при этом, именно от них ведущие свои корни.
Одним из таких явлений современной Индии, наряду с гандизмом и марксизмом можно назвать индусский коммунализм2 - порождение нового времени в индийской истории с его стремлением к национальному самоопределению, с его тягой к прогрессу и в то же время с его жаждой возрождения классического индусского наследия. Именно «жажда возрождения» (за что индусский коммунализм часто носит и другое название: «возрожденчество»), вылившаяся на практике в крайний экстремизм перевела это течение в разряд тем, научно закрытых и критикуемых с политической точки зрения не только в рамках самой Индии, но и во всем мире.
Поэтому не удивительно, что творчество и философские взгляды Мадхава Садашива Голвалкара (1906-1973), являвшегося видным идеологом индусского коммунализма, во многом идейно оформившим это неоднородное массовое течение, стали научно забытыми. Исследователи и специалисты, изучавшие современную индийскую философию, в силу одиозности возрожденчества и фигур его представляющих, не обращались к этой теме, или делали это вынужденно при изучении смежных вопросов. Однако в недрах индусского коммунализма так же, как и в иных неоиндусских течениях рождались заметные философские концепции, хотя лик их был замутнен идеями превосходства индусов и индусской культуры, как глобального явления.
Если ранний коммунализм, приходящийся на период борьбы за независимость, пострадал в меньшей степени, оставшись фрагментарно вписанным в историю современной индийской философии в качестве своеобразной диковинки, печати времени, то поздний коммунализм - коммунализм в независимой Индии, с которым тесно связано имя Голвалкара, остался для исследователей в стороне от индийской философии, в результате чего из нее исчезли целые философские школы, отдельные имена и труды. История философии только тогда может считаться написанной, когда в ней найдут свое место все забытые мыслители, не взирая, на их политические и общественные взгляды. Таким образом, наличие указанного пробела в истории индийской философии делает поставленную исследовательскую задачу научно актуальной.
Актуализирует исследование философии Голвалкара и то обстоятельство, что относительно недавно в индийском государстве произошли политические, а, следовательно, и идеологические изменения: Терпит крах своей идеологической доктрины, теряет поддержку и отходит от власти долго правивший Индийский Национальный Конгресс, наследник гандизма, а его место занимает Бхаратия Джаната Парти («Bharatiya Janata Party» - BJP) - партия коммуналистского толка. В связи с этим М. С. Голвалкар становится одной из знаковых фигур для современной индийской политической и философской мысли.
Причина этого в том, что единственной возрожденческой организацией, пережившей все перипетии национальной борьбы и становления независимой Индии, была Раштрия Сваямсевак Сангх (Союз добровольных служителей Родины). Являясь не политической, а культурно-просветительской организацией, она сумела развиваться в условиях запретов и в итоге буквально вырастить и воспитать несколько поколений своих сторонников, которые сумели не просто добиться власти в современной Индии через BJP, но и утвердить новые идеологические рубежи. Ведущим идеологом РСС, по существу, создавшим ее и написавшим своего рода «библию» этой организации - «Пучок мыслей», был Мадхав Садашив Голвалкар. Именно его философские взгляды легли в основу современного индусского коммунализма и его социальной теории. В связи с этим исследование философского наследия Мадхава Садашива Голвалкара имеет и социально-политический резонанс.
Знание философских взглядов этого мыслителя вооружает современных ученых, политологов, востоковедов-индологов, философов необходимыми основаниями для адекватной оценки политических, экономических, ментальных и культурных процессов, происходящих в современной Индии, а также создает возможность их прогнозирования.
Обращаясь к степени научной разработанности проблемы следует отметить, что вопросы, связанные с изучением философии Мадхава Садашива Голвалкара, поднимались в научной литературе довольно эпизодически и достаточно поверхностно в контексте рассмотрения иных вопросов более обширного свойства, таких, как индусский коммунализм, современная индийская философия и индуизм. Исходя из этого, о какой-либо особой историографии изучаемого нами вопроса говорить не приходится.
Это связано, прежде всего, с уже упомянутой политической спецификой индусского коммунализма вообще, распространяющейся на все явления, имеющие к нему какое-либо отношение. Именно политические соображения довлеют в подходе исследователей к возрожденчеству а, следовательно, и к творчеству М.С. Голвалкара. Именно они диктуют ракурс и подходы к рассматриваемым проблемам, создавая довольно узкий предмет исследования, очерченный рамками, именуемыми в научной литературе «политическим индуизмом»3. При этом, иные аспекты явления, такие, как философские, экономические, культурные, социальные, остаются за кадром на фоне неизменного глобального подхода, пытающегося создать единую идеологическую картину, выделив общее из весьма разнородных источников.
В связи с этим, М.С. Голвалкар никогда не оценивался и не анализировался как философ, только как политический лидер и идеолог возрожденчества, чья деятельность рассматривалась, исключительно, в контексте целостного развития индусского коммунализма. Философское же наследие этого мыслителя в научном плане оказалось забытым, притом, что оно не является отмершей ветвью индийской философии, а продолжает жить в традициях современной РСС.
В результате того, что поднятый в диссертационном исследовании вопрос имеет столь незначительную степень разработанности, есть смысл обратиться к смежным областям индологии для того, чтобы там выделить подходы и фактографические данные, применимые к изучаемому предмету. Начнем с проблемы индусского коммунализма или возрожденчества.
На сегодняшний день существует довольно небольшая группа монографий, рассматривающих возрожденчество как целостное явление, и множество статей, поднимающих отдельные проблемы индусского коммунализма.
Среди них стоит выделить, по сути, единственное полновесное исследование, посвященное индусскому коммунализму, - труды Romila Thapar4, вписывающих это явление в историю Индии.
В основном же большую часть работ, поднимающих проблемы, связанные с возрожденчеством, составляют научные статьи таких видных индологов, как Б.И. Клюева,5T.C.A. Raghavan,6 I. Prakash,7Р.Б. Рыбакова.
Эти авторы довольно подробно останавливаются на перипетиях политического и идеологического развития коммуналистского движения, давая развернутый анализ его механизмов и восстанавливая историю этого движения. При этом исследователи поднимают обширный пласт источников, включая труды идеологов возрожденчества, в число которых попали и работы Голвалкара. Однако, указанные монографии не дают целостной, глубокой оценки работ идеологов коммунализма (в том числе, и Голвалкара) и теорий в них содержащихся, используя этот материал лишь для истолкования событий или иллюстрирования непримиримости позиций представителей этого течения по широкому кругу проблемных социально-политических вопросов, характерных для Индии XX века.
Несколько особняком в разряде литературы, посвященной движению индусского коммунализма, стоит собственно коммуналистская по происхождению критическая литература, созданная самими представителями этого течения. Она не изобилует множеством работ, большинство из которых имеет ненаучный характер и наполнено апологетикой возрожденческих идей, что также делает их узкими и тенденциозными.9 Исследования такого рода в основном рассчитаны на поддержку определенного направления политических процессов в самой Индии, заостряя внимание на тех моментах коммуналистской доктрины (в том числе, и философских), которые становятся распространенными в настоящее время. Или наоборот популяризируют те моменты, которые входят в программу современных коммуналистских политических партий. Здесь стоит выделить две работы, помогающие раскрыть материал исследования: «Toward The Hindu Century» (На пути к индусской эпохе) и «Widening Horizons» (Расширяя горизонты)
В итоге научные труды по индусскому коммунализму в силу указанной их специфики не могут дать необходимой теоретической базы для анализа философии Голвалкара и являются, скорее, справочными при изучении поставленной проблемы, т.к. содержат довольно обширный фактографический материал связанный с деятельностью и взглядами изучаемого мыслителя.
Еще более сложная картина наблюдается в исследованиях, посвященных индийской философии.
Принимая во внимание то, что история индийской философии насчитывает довольно большое количество трудов, эта наука сравнительно молода и еще не выработала устоявшихся теоретических моделей развития индийской философской мысли. На сегодняшний день не существует какого-либо исследования, берущего на себя смелость воссоздать пути и механизмы развития индийской философии от ее зарождения до наших дней, сформулировавшего единые критерии подхода и оценки истории индийской философии. Можно сказать, что в научной среде утвердилось представление о «двух» индийских философиях: «философии ортодоксальной» (философии ведического и эпического периода с ее школами, течениями, устоявшимся категориями, проблематикой и религиозно-философским понятийным аппаратом) и новой индийской философии (философии реформационного и последующего периода).
Ортодоксальная индийская философия насчитывает довольно большое количество исследований10 и ряд имен признанных специалистов в этой области, таких, как В.К. Шохин, С Чаттерджи., В.Г.Лысенко, С. Радхакришнан и др. Однако, нередко, сами исследователи ортодоксальной индийской философии ограничивают философский потенциал индийской общественной мысли временными рамками классического периода, считая, что уже в ХУП-ХУШ существуют лишь отголоски индийского философского творчества, а позже стало развиваться лишь интерпретаторство. Исследователи же новой индийской философии ведут ее отсчет от индусской реформации XIX века, зачастую, не посягая на наследие классического ортодоксального периода и не выходя за рамки классических индусских текстов. Тем самым исчезает необходимая преемственность и единство в изучении и понимании идей древних и современных индусских философов. Фактически, на сегодняшний день история ортодоксальной индийской философии и история современной индийской философии - это две обособленные науки. Благодаря такому размежеванию отсутствуют прочные философские теоретические основы для изучения представителей современной индийской философии и индусского коммунализма в особенности, т.к. апелляция к «золотому веку» индийской философии является отличительной чертой возрожденчества и философии Голвалкара, как его представителя, в том числе.
Тем не менее, имели место попытки создать единую историю индийской философии, в особенности, среди самих индусов, столкнувшихся в Х1Х-ХХ вв. с европейской философской мыслью, что вызвало необходимость научной кодификации национальной философской традиции. В связи с этим, необходимо выделить труды Радхакришнана, написавшего труд - «Индийская философия». Это исследование, в котором автор, кроме того, что дал исчерпывающий анализ школ древнеиндийской философии (так называемых, «даршан»), выделил ряд периодов становления индийской философской мысли, проследил вопросы ее зарождения, становления и развития. Кроме того, Радхакришнан высказал ряд ценных замечаний по поводу особенностей индийской философской мысли современного ему этапа развития, трактуя их с учетом анализа прошлого индийской философии.
Кроме того, будучи сам индийским философом, работавшим в тот же период, что и Голвалкар, Радхакришнан не пошел по пути реконструкции линий развития индийской философии на основании европейской модели, а постарался воссоздать индийскую философскую мысль и логику ее развития независимо от существующих клише. Этот подход позволил сохранить для дальнейших исследований самобытные черты индийской философии, ее связи с практической деятельностью, религией индуизма и индусским социумом. Такой взгляд на проблему представляется нам наиболее плодотворным для изучения идей Голвалкара, как индусского философа, несмотря на то, что этот подход не обладает необходимой долей проработанности и изобилует пробелами.
В отечественной историографии также имеется свыше десятка работ, в той или иной степени дающих теоретическое обоснование и глубокое осмысление отдельных моментов истории развития индийской философии (тоже, в основном, ортодоксальной). Из них для нашего исследования наибольшую ценность имеют две работы: «Современная индийская философия» А. Д. Литмана и «Буржуазная реформация индуизма» Р.Б. Рыбакова. Обе работы посвящены интересующему нас современному этапу развития индийской философии и способны дать теоретические основания и ключи к анализу философии Мадхава Садашива Голвалкара с учетом традиций неоиндуизма. Оба указанных автора вскрыли ранее не неизвестные черты философии в современной Индии.
А.Д. Литман довольно скрупулезно обрисовал условия идеологического вакуума независимой Индии, соотнеся их с формами, которые приобретает индусская философская мысль. Хотя остается сожалеть, что, во второй части своего труда: «Индийская философия в условиях независимой страны» автор обошел вниманием вопросы, связанные с философией индусского возрожденчества.
Р.Б. Рыбаков, исследуя процессы буржуазной реформации индуизма, сделал новаторский вывод о наличии параллельных линий реформации, порождающих новые течения и даже этапы в индийской философии, но, тем не менее, остающихся в достаточной мере независимыми друг от друга и от своих плодов, развиваясь внутри своей структуры и не допуская новых внешних идеологических влияний. Это тем более важно, потому что именно явление буржуазной реформации индуизма заложило основы современной индийской философии.
Еще одну грань подхода к философским взглядам Мадхава Садашива Голвалкара затрагивает пласт исследовательской литературы, посвященный проблемам индуизма. Каким бы парадоксальным это ни показалось, исследования, посвященные индуизму, неразрывно связаны с индийской философией. Если в отечественной историографии можно встретить труды, носящие названия типа: «Современная индийская философия» или «Брахманистская философия», то на Западе речь идет об индуизме или неоиндуизме - областях более глобальных, нежели индийская философия, которая, по сути, вписывается в историю развития индуизма в качестве одной из важнейших его областей.
«Индуизм», как и «индусский социум» имеет обширную историографию как отечественную, так и западную. Из отечественных специалистов, профессионально занимающихся проблемами индусского социума, необходимо выделить А. А. Куценкова.12 Кроме того, существует ряд исследований, рассматривающих индусский социум, как особый тип цивилизации, сравнивая его с другими мировыми явлениями того же порядка. Это работы: А.Дж. Тойнби, Е.Ю. Ваниной, Л.С. Васильева, Л.А. Седова.
Индуизм, как явление, благодаря своей разноплановости, имеет широкий круг исследователей, зачастую, не пересекающихся проблематикой направлений своих исследований. Так, признанными специалистами по религиозно-обрядовой стороне являются Н.Р. Гусева и А. Бэшем,14 который, в своей работе попытался охватить все сферы жизни индийской цивилизации.
Кроме того, существует целая группа исследователей, занимающихся теорией индуизма, подходя к нему как к целостному явлению и анализируя его составляющие. Таковы труды Г.-Д. Зонтхаймера, Г. Фон Штитенкрона и Л.С Васильева и др.15 Именно исследователи, занимающиеся теорией индуизма, и изучающие пути его развития, часто поднимают в своих трудах проблемы современной индийской философии в качестве одной из наиболее ярких и значимых граней в развитии индуизма. В этой связи хотелось бы упомянуть работу О.В. Мезенцевой «Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии», посвященную влиянию индуизма на общественную мысль Индии, в том числе, на современную индийскую философию. И опять же можно указать на имена Б.И. Клюева16 и А.А. Куценкова,17 активно разрабатывающих во многих статьях «политический» и «социальный» индуизм соответственно и тем самым затрагивающих вопросы, связанные с философией Мадхава Садашива Голвалкара.
Неоиндуизму, входящему в качестве последнего этапа в историю развития индуизма, также посвящено ряд исследований. Здесь интерес представляет статья специалиста по индусскому мистицизму А.А. Ткачевой «Неоиндуизм и неоиндусский мистицизм»,18 в которой автор, опираясь на работы вышеперечисленных исследователей, выводит общие черты неоиндуизма и неоиндусской философии. Также любопытный анализ этого явления дают в своих работах М.Т. Степанянц и А.С. Тимощук,19 который рассматривает неоиндуизм в индийской философии, сравнивая его с явлением постмодернизма, перенося на него основные черты последнего.
В целом следует отметить, что, несмотря на достаточно серьезную разработанность отдельных вопросов по идеологии и практике возрожденчества, а также современной индийской философии, до сих пор как в отечественной, так и в мировой науке не было предпринято попытки анализа философского наследия индусского коммунализма, не было выработано теоретических основ для изучения философской грани такого явления. Это создает серьезный пробел в истории современной индийской философии.
В результате, основным и, по сути, единственным источником, из которого на сегодняшний момент можно получить достоверное представление о философии Мадхава Садашива Голвалкара, остается «Bunch of Thoughts»20(«Пучок мыслей») - сборник трудов этого мыслителя, относящийся к различным периодам его жизни. К «Пучку мыслей» следует добавить источники, имеющие генетическую с ним связь.
Автор «Пучка», излагая свои мысли, ссылается на множество источников, а к некоторым, наиболее авторитетным для него, апеллирует, излагая свою концепцию. При этом ряд заимствованных идей остаются недосказанными или не нуждающимися в доказательствах, т.к. труд мыслителя - это собирательная индусская философская интерпретация, которая рассчитана на аудиторию, с детства знакомую со священными источниками и работами индусских мыслителей.
Среди этих источников можно выделить несколько групп:
Прежде всего, это источники «золотого века» индийской философии: веды, упанишады, шастры, сутры, эпическая индусская литература. Они представляются наиболее авторитетными для Голвалкара, для которого особенно ценны упанишады и «Бхагавадгита». Последняя имеет особое значение для неоиндуизма. Как писал С.Д. Серебряный: «В сознании и сочинениях ряда ведущих представителей этой, европеизированной Индии XIX-XX вв. «Гита», занимая едва ли не центральное место, стала объектом пристального внимания и размышлений, индийские мыслители этого времени вносили свое восприятие и толкование «Гиты»..,»
Зачастую, мыслитель использует не столько сами источники, сколько информацию, мифы, притчи, философские доказательства в них содержащиеся, не ссылаясь на источник. Таковыми являются «Ригведа»,24 «Артхашастра»,25 «Законы Ману»,26 «Кама-сутра»27 и др. древние памятники.
Во-вторых, с «Пучком мыслей» связан ряд современных мыслителю источников. Здесь можно назвать программную работу другого идеолога индусского возрожденчества В. Саваркара «Хиндутва» Голвалкар часто обращается к мнению различных мыслителей и общественных деятелей неоиндусского периода индийской философии, таким, как М. Ганди, Дж. Неру, Рамакришна Парамхамса, Свами Вивекананда, К.Б. Хедгевар и др. Обращаясь к авторитету этих деятелей или высказываясь в пику их идеям, Голвалкар, так или иначе, использует в своих построениях их философские доктрины. Поэтому существует потребность обратиться к целому ряду источников и литературе, стоящих, казалось бы, в стороне от изучаемого вопроса но, тем не менее, необходимых для раскрытия проблемных моментов, связанных с философской концепцией Голвалкара.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить очень низкую степень разработанности вопросов, связанных с философией Голвалкара. Здесь речь идет не только об одной забытой философской доктрине, но и об отсутствии в написанной истории индийской философии целого направления, о существовании которого на сегодняшний день можно судить лишь по косвенным научным данным. В научной литературе не просто отсутствуют философия Голвалкара, но теоретические основы для ее изучения.
В связи с этим, целью данной работы является определение основных характеристик, сущности и формы философской концепции Мадхава Садашива Голвалкара как представителя одной из ветвей современной индийской философии.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Определение характера и места философской концепции Мадхава Садашива Голвалкара в рамках существующего в Индии современного течения философии неоиндуизма.
2. Реконструкция философской системы Мадхава Садашива Голвалкара, изложенной в «Пучке мыслей» на основе выявления терминологических и мировоззренческих основ труда и круга поднимаемых им вопросов.
3. Анализ соотношения индивидуального и социального аспектов человека, как ядра, создающего внутреннее единство философской концепции Голвалкара.
Общий замысел диссертационного исследования, теоретические и концептуальные установки автора формировались под влиянием обширного круга источников, охватывающих различные стороны развития индийской философии в тесной связи их с индусской культурной традицией: теорией и практикой индуизма и индусского социума, насчитывающих более четырех тысяч лет существования.
Каждое из направлений общественно-политической мысли Индии имеет собственные глубокие древние философские традиции, окончательно оформившиеся в период реформации и укрепившиеся в период национально-освободительной борьбы, а также продолжающие свое развитие и в последующее время.
Поэтому, несмотря на то, что философские аспекты идеологии индусского коммунализма практически не рассматривались, в работах Р.Б. Рыбакова, Л.С. Васильева, А.Д. Литмана, Б.И. Клюева, А.А. Куценкова, В.А. Пименова, С. Радхакришнана, R. Thapar и других ведущих индологов и философов были выработаны общие подходы к исследованию современной индийской философии, основанные на представлении о преемственном, эволюционном характере ее развития, ее прочной связи с религией индуизма, индусским социумом и его практической стороной жизни.
В связи с этим, авторская теория «системы индуизма» 29, как основа исследования, является логическим продолжением подходов и теоретических наработок, созданных вышеупомянутыми индологами. Система индуизма помогает воссоздать ментальную среду, в которой работали индусские мыслители, установить общую направленность их деятельности, очертить круг основных понятий и вопросов современной индийской философии, помогает проследить внутренние ее связи и установить индусские корни современных философских концепций Индии.
В данном исследовании такой подход представляется особенно важным, т.к. теория системы индуизма особенно ярко высвечивает социальные аспекты индийской философской мысли, над которыми работал Мадхав Садашив Голвалкар.
Поставленные задачи определяют общетеоретические методы, использованные в исследовании: логический, исторический, сравнительно исторический, биографический и метод философского анализа сущности явления. Так же используется системный комплексный подход, когда речь заходит о связи философии Голвалкара с индуизмом, сформированный на основе дескриптивного подхода в религиоведении.
Методология, таким образом, имеет комплексный характер и задана, с одной стороны, социокультурными особенностями изучаемого явления, а, с другой, - многообразием аспектов изучаемого явления.
Данная работа достраивает историю развития современной индийской философии в рамках ее социально-политического направления - индусского возрожденчества. Вводит в научный оборот имя Мадхава Садашива Голвалкара и его философскую концепцию; впервые дает анализ философского наследия этого мыслителя.
На материале философии Голвалкара диссертационное исследование раскрывает механизмы индуизации политической и социальной сфер жизни современного индийского общества и, соответственно, механизмы политизации индуизма и индийской философии, превращения ее в инструмент преобразования общественной модели.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении можно сделать ряд выводов, сформировавших следующие положения, выносимые на защиту и содержащие элементы новизны:
1. В работе показано, что главные вопросы, которые Голвалкар ставит во главу угла своей концепции, являются традиционными для индийской философии, и в то же время это социально-философские вопросы, а не политические. Эти два момента доказывают философский смысл «Пучка мыслей» и возможность исследования Голвалкара, как неоиндусского философа, а не только, как политического деятеля.
2. Раскрыта сущность философской концепции Голвалкара, как концепции построения нового типа общества, основанного на центральной идее социального божества, идее служения и представлениях об естественных свойствах человека, находящих свою полноту во внутренних узах и свое проявление в общем субстрате.
3. Сопоставление основных свойств и качеств философской мысли, относящихся к различным периодам современной индийской философии, как философии неоиндузма, проведенное через призму системы индуизма, позволило создать авторскую периодизацию современного этапа индийской философии, дающую возможность охарактеризовать философию Голвалкара, как своего рода, возврат на новом витке от философии неоиндуизма к философии индуизма, от философии человека как индивида (садханы) к философии человека, как существа социального (дхарме), сочетая традиционную индусскую основу с неоиндусским содержанием.
4. В философии Голвалкара выявлено три основных структурных блока: Концепция Живого Бога, как статический элемент общей концепции, Концепция Родины-Матери, как динамический аспект общей концепции и философия действия, как практический аспект общей концепции.
5. Показаны особенности философской концепции Голвалкара, главными из которых являются введение мыслителем категорий: внутренних уз и общего субстрата, как непреходящих и естественных свойств человека, детерминирующих его жизнь; категории Живого Бога, раскрывающей человеческий социум как естественное единое вечное, вселенское начало. А также, осторожное введение Голвалкаром в баланс категорий индивидуального и общего («общее» предстает в философии Голвалкара как божественное, социальное) категории, которую в результате проведенного анализа можно обозначить как «макроиндивидуальное». Макроиндивид, наиболее часто ассоциируемый у Голвалкара с Живым Богом, сочетает черты и характеристики двух упомянутых категорий таким образом, что в статическом аспекте макроиндивидуальное сливается с общим, как статическим Божественным Вечным и общественным началом, а в динамическом аспекте - с индивидуальным бренным началом, связанным с представлением о части целого. И в то же время макроиндивид един в двух своих аспектах.
6. Выявлен дхармически утилитарный характер философских подходов Голвалкара, в силу которого мыслитель строит свою философскую концепцию исходя из задачи практической пользы и руководства в построении нового индийского общества.
7. Выделены два ведущих принципа, определяющих характер философии Голвалкара: 1. Принцип корпоративной истины, содержащийся в утверждении: «Истина одна, но мудрецы называют ее по-разному». 2. Принцип служения людям, доведенный Голвалкаром до уровня закона мироздания.



1. Артхашастра или «Наука политики». Пер. с санскрита. - М., Наука, 1993 (Литературные памятники)
2. Бхагавадгита, как она есть. Полн. изд. - М.- Л., Калькутта, Бомбей, 1986
3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Изд. 4-е.- Брюссель, «Жизнь с Богом»,1989
4. Ватсьяяна Малланага Кама-сутра. - М., «ЭКСМО-ПРЕСС», 2000
5. Ганди М. Индия моей мечты. - М., «Наука», 1969
6. Ганди М. Истина есть бог. - В кн.: Мезенцева О.В. Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии. - М., Наука, 1985 (Приложение, с.144-152)
7. Законы Ману. Пер. с санскрита. - М., «Наука», «Ладомир», 1992 (Памятники литературы народов Востока)
8. Махабхарата. Книга пятая или книга о старании. Пер. с санскрита В.И. Кальянова. - Л.: Издательство «Наука», 1976
9. Махабхарата. Вып. V. Кн. 2, Нараяния. Кн.12, гл.175-367, шлоки 6457-13943. Изд. 2-е. Пер., прим. Б.Л. Смирнова. - Ашхабад, «Ылым», 1989
10. Махабхарата. Вып. VI. Лесная. Кн. III, гл.80-175, 311-315. Изд. 2-е. Пер., прим. Б.Л. Смирнова. - Ашхабад, «Ылым», 1984
11. Махабхарата. Книга седьмая или книга о Дроне. Пер. с санскрита В.И. Кальянова. - СПб., Наука, 1993
12. Неру Дж. Открытие Индии. В 2-х т.т. - М., «Издательство политической литературы», 1989
13. Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. Пер. с англ., бенгали, урду. Ред.: Комаров Э., Ламшуков В., Полонская Л. и др. - М., «Художественная литература», 1987 (Библиотека индийской литературы)
14. Священное писание. Пер. с англ. - М., Республика, 1995
15. Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. Пер. с санскрита и древнетамильского. - М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996
16. Ригведа. Изд. Под ред. Т.Я. Елизаренкова. - М., Наука, 1989 (АН СССР. Литературные памятники)
17. Упанишады. Пер. А.Я. Сыркина. - М., «Наука» Главная редакция восточной литературы, Научно-издательский центр «Ладомир», 1992 (Академия наук СССР. Институт востоковедения)
18. Widening Horizons, [Electronic resource] // Home page of R.S.S., (13 файлов) - http://rss.org/rss/library/books/WideningHorizons/, 24.03.99
19. Golwalkar M.S. Bunch Of Thoughts, [Electronic resource] // Home page of R.S.S., (38 файлов) - http://rss.org/rss/library/books/bot/, 24.03.99
20. R.S.S.: A Vision In Action. Compiled And Edited By H.V.Seshadri. Dec. 1988 [Electronic resource] // Home page of R.S.S., (8 файлов) - http://rss.org/rss/library/books/Vision/, 24.03.99
21. Rajah Rammohun Roy The English Works. Vol.1. - Allahabad, 1906
22.Savarkar V.D. Hindutva. - Poona, 1942. - 117p.
23.Sudheer Birodkar What is Hindutva? [Electronic resource] // Hindutva, (1 фаил) - http://www.hindutwa.com/Hindutva.htm, 22.10.01
24.Swami Shradhanand Yindu Sangathan, Savior Of The Dying Race. - New Delhi: 1924. - 167p.
Литература
25. Большой энциклопедический словарь. В 2-х т.т. Т.2. - М., «Советская энциклопедия», 1991.
26. Бонгард - Левин Г.М. и Ильин Г.Ф. Древняя Индия. Исторический очерк.
- М., Главная редакция восточной литературы,1969
27. Бродов В.В. Ведантизм Вивекананды. - В сб.: Идеологические течения современной Индии. - М., Наука, 1965, с.90-108
28. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. - М., МГУ, 1990
29. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. Изд. 2-е. Материалы и исследования.- М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000 (Культура народов Востока. РАН. Ин-т востоковедения)
30. Ванина Е.Ю. Некоторые особенности развития общественной мысли Индии в XVI - XVIII в.в. - В сб.: Общественная мысль Индии: проблема человека и общества. - М., Наука, 1992, с.59-85
31. Ванина Е.Ю. Свобода утраченная и обретенная. //Азия и Африка, 1997, N7, с.34-39.
32. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. Т.1. - М., Высшая школа, 1994
33. Васильев Л.С. История религий Востока. 2-е изд. перераб. и доп. - М., Высшая школа,1988
34. Великие мыслители востока. Под. ред. Яна П. Мак-Грила. - М., «Крон- пресс», 1999
35. Глушкова И. Ганеша. //Азия и Африка, 1997, N7, с.66-69
36. Голованов А.Э. Неоиндуизм и его влияние на молодежь Запада и России // Восток=Orients,1996, №5. - С.130-143.
37. Григорьева Г.М. К вопросу о религии в политической жизни Северо-Восточной Индии. - В сб.: Религия и общественная жизнь в Индии. - М., Наука, 1983
38. Гусева Н.Р. Индуизм. - М., Наука, 1977
39. Гусева Н.Р. Познакомимся с Индуизмом. Популярные очерки. - М., «Форум», 1999
40. Древо индуизма. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 (Культура народов Востока)
41. Зонтхаймер Г.-Д. Пять компонентов индуизма и их взаимодействие. // Древо индуизма. - М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 (Культура народов Востока)
42. Идеология и политика современного индусского коммунализма. Научно-аналитический обзор. - М., 1984 (АН СССР Ин-т научной информации по общественным наукам)
43. Иллюстрированная история религий. В 2-х тт. Под ред. Проф. Д.П. Антепи де ля Соссей. Изд. 2-е. - М., 1899
44. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. - М., Республика, 1996
45. Индуизм. Традиции и современность. Сб. статей. - М., 1985
46. История философии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999. - 576 с.
47. Клюев Б.И. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди». - В сб.: Индия: религия в политике и общественном сознании. - М., Наука, 1991
48. Клюев Б.И. «Политический индуизм»// Древо индуизма. - М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 (Культура народов Востока)
49. Клюев Б.И. «Сыновья земли» идут во власть. //Азия и Африка, 1997, N7, с.30-32
50. Клюев Б.И. Этноконфессиональные интересы: хрупкое равновесие. //Азия и Африка, 1997, N7, с.54-60.
51. Комаров Э.Н. Рам Мохан Рай - просветитель и провозвестник национального движения в Индии. - В сб.: Общественно-политическая и философская мысль Индии. - М., 1962, с.5-65
52. Куценков А.А. Социальный индуизм // Древо индуизма. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 (Культура народов Востока)
53. Куценков А.А. Эволюция индийской касты. - М., 1983
54. Литман А.Д. Некоторые особенности развития современной индийской философии//Политическое развитие и общественная мысль Индии в Новое и Новейшее время. - М., «Наука», 1976
55. Литман А.Д. Секуляризм в Индии: мировоззренческие аспекты. - В сб.: Религия и общественная мысль в Индии. - М., Наука, 1983
56. Литман А.Д. Современная индийская философия. - М., «Мысль», 1985
57. Литман А.Д. Философские взгляды М.К. Ганди. //Общественно-политическая и философская мысль Индии. - М., 1962, с.131-199
58. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., «ИНСАН», 1992
59. Малыгина Л.М. Гангадхар Гхатак //Рамакришна и его ученики
[Электронный ресурс] // Миссия Рамакришны, Выступление на Дне
рождения Учителя 18.02.01г. в Москве, (1 файл) -
http://www.solibor.ru/pub08.htm, 11.06.01
60. Марлеб М. Религии человечества. - М.-СПб., Рудомино. Университетская книга, 1997
61. Мезенцева О.В. Проблема человека в учении Свами Дайянанды Сарасвати. - В сб.: Общественная мысль Индии: проблема человека и общества. - М., Наука, 1992, с.85-104
62. Мезенцева О.В. Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии. - М., Наука, 1985
63. Мирча Элиаде Священные тексты народов мира. М., «Крон-пресс», 1998
64. Миссия Рамакришны. Сто лет. (Юбилейный сборник) - М., «Сиринъ», 1997
65. Мифология. Большой энциклопедический словарь. 4-е (репринтное) издание 1991 года. - М., Большая Российская энциклопедия, 1998
66. Паулос Мар Грегориос Приход просвещения в Индию и его распространение. - В сб.: Общественная мысль Индии: проблемы человека и общества. - М., Наука, 1992, с.229-244
67. Пименов В.А. Возвращение к дхарме. - М., «Наталис», 1998
68. Пименов В.А. Дхарма для каждого: «Бхагават-гита» и становление индуизма. // Древо индуизма. - М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 (Культура народов Востока)
69. Плешова М. Федерализм, испытанный временем. //Азия и Африка, 1997, N7, с.24-29
70. Полонская Л.Р. Религия в политической культуре Индии. - В сб.: Индия: религия в политике и общественном сознании. - М., Наука, 1991
71. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т.т. Пер. с англ. - М., 1996
72. Религии мира. Справочное издание. 2-е изд., пер. с англ. - Минск, Белфакс, 1998 (Оксфорд)
73. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. - М., Наука, 1981
74. Рыбаков Р. Индуизм - космическая дхарма. //Наука и религия, 1997, №6. - С.2-5.
75. Рыбаков Р.Б. Основные черты буржуазной реформации индуизма. - В сб.: Религии и атеизм в Индии. - М., Наука, 1973, с.125-168
76. Седов Л.А. К типологизации средневековых общественных систем Востока. //Азия и Африка, 1989, № 3
77. Смирнов М.Г. Аксиология любви в Ведический и Эпический период.// Философия и общество, 2002, N 1(26) с. 46-69
78. Смирнов М.Г. Индуизм как системообразующий фактор индийской цивилизации. Система индуизма. // Уржумка,2000, №1(6), с. 85-96
79. Смирнов М.Г. Социальное божество современности. Индусский взгляд.- В сб.: Ученые записки. Издание филиала УрАГС. - Челябинск, 2001, с.197-207
80. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс, [Электронный
ресурс] // Институт философии Российской Академии Наук. Библиотека. Восточная философия., (6 файлов) -
http://www.philosophy.rU/library/asiatica/step/00/0.html, 15.01.02
81. Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. - М., «Восточная литература» РАН, 2000
82. Тамилин А. В. Дели правят индуисты. // Независимая газета, 31.03.1998
83. Тамилин А.В. Индия на пороге парламентских выборов. // Независимая газета, 10.02.1998
84. Тимощук А.С. Постмодернизм и неоиндуизм как единое пространство пост-культуры. [Электронный ресурс] // Институт философии Российской Академии Наук. Библиотека. Восточная философия. (1 файл)
- http://kiev.philosophy.ru/timoschuk/post_neo.html, 15.01.02
85. Ткачева А.А. Индусские мистические организации и диалог культур. - М., Наука, 1989 (Академия наук СССР. Институт востоковедения)
86. Ткачева А. А. Наставник-гуру в индуизме // Восток=Orients, 1996, №4. - С.85-104.
87. Ткачева А. А. Неоиндуизм и неоиндусский мистицизм // Древо индуизма.
- М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 (Культура народов Востока)
88. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Пер. с англ. - М., «Прогресс», «Культура», СПб., «Ювента», 1996
89. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М., «Советская энциклопедия», 1989
90. Чаттерджи Сокровенная религиозная философия Индии. Калуга,
Типография Губернской Земской Управы, 1905 [Электронное издание] // Институт философии Российской Академии Наук. Библиотека. Восточная философия. (1файл) -
http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/index.html, 15.01.02
91.Чичеров А.И. Проблемы национальных отношений в независимой Индии.
-В сб.: Политическое развитие и общественная мысль Индии в новое и новейшее время. - М., Наука, 1976
92. Шаумян Т. Новое - это хорошо забытое старое. //Азия и Африка,1997, №7, с.46-49.
93. Шохин В.К. Брахманистская философия. - М., Восточная литература, 1994
94.96.Шохин В.К. Санкхья-йога и традиция гностицизма// Вопросы
философии. - 1994. - №7-8
95.Штитенкрон Г. Фон, О правильном употреблении обманчивого термина. // Древо индуизма. - М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 (Культура народов Востока)
96.Эканатх Дас. Духовные аспекты жизни ведического общества // Время великого синтеза: Религии. Науки. - М., 1996. - С.112-117.
97. Юрлов Ф. Становление демократической системы. //Азия и Африка, 1997, №7, с.19-22
98. Madhav Sadashiv Golwalkar. aka. Guruji., [Electronic resource] // Hindu
Hitler II. (1 файл) -
http://www.geocities.com/Athens/Forum/1050/Hitler2.html, 8.06.01
99. Madhav Sadashiva Golvalkar Ji, [Electronic resource] // Home page of R.S.S., (1 файл) - http://www.rss.org/guruji.htm, 2.06.01
100. Prakash I. A Review Of The History And Work Of The Hindu Mahasabha And Hindu Sanghatan Movement. - New Delhi: 1952 131p.
101. Raj H., Dr. History Of Ancient India. New Delhi: 1993
102. Raghavan T.C.A. Origins And Development Of Hindu Mahasabha Ideology. Econ & Polit Weekly, Bombay: 1983, vol. 18, N15, p.595-600
103. Rajput A.B. The Muslim League Yesterday A Today. - Lahore: 1948 154p.
104. Resnick H.J. For Whom Does Hinduism Speak?, [Electronic resource] //
Институт философии Российской Академии Наук. Библиотека. Восточная философия., (1 файл) -
http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/index.html, 15.01.02
105. Romila Thapar Communalism and History, [Electronic resource] // Altindia net, (1 zip файл) http://www.altindia.net//document.htm, 8.06.01
106. Romila Thapar Communalism and History in India. Ch. 2., [Electronic resource] // Indian National Social Action Forum Manual, (1 файл) -http://www.mnet.fr/Communalism and History in India.htm, 8.06.01
107. The Dancing with Siva Lexicon. [Electronic resource] // The Dancing with Siva home page, (1 файл) http://www.himalayanacademy.com/The Dancing with Siva Lexicon Page.htm, 27.10.00


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ