Организация системы обучения, подготовки и повышения квалификации персонала на примере предприятия ООО «ЖБИ» г.Зеленогорска Красноярского края
|
Введение 11
1. Теоретические основы обучения персонала в организации 13
1.1. Понятие, сущность и цели обучения 13
1.2. Современные методы и виды обучения персонала 19
1.3. Методы выявления потребности в обучении 25
2. Система обучения персонала на примере ООО «ЖБИ» 34
2.1. Краткая правовая и организационно-экономическая характеристика ООО
«ЖБИ» 34
2.2. Специфика кадрового состава ООО «ЖБИ» 40
2.3. Анализ системы обучения персонала ООО «ЖБИ» 49
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы обучения в ООО
«ЖБИ» 64
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала ООО
«ЖБИ» 64
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных
мероприятий 67
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложение А (обязательное) 78
Приложение Б (обязательное) 92
1. Теоретические основы обучения персонала в организации 13
1.1. Понятие, сущность и цели обучения 13
1.2. Современные методы и виды обучения персонала 19
1.3. Методы выявления потребности в обучении 25
2. Система обучения персонала на примере ООО «ЖБИ» 34
2.1. Краткая правовая и организационно-экономическая характеристика ООО
«ЖБИ» 34
2.2. Специфика кадрового состава ООО «ЖБИ» 40
2.3. Анализ системы обучения персонала ООО «ЖБИ» 49
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы обучения в ООО
«ЖБИ» 64
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала ООО
«ЖБИ» 64
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных
мероприятий 67
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложение А (обязательное) 78
Приложение Б (обязательное) 92
Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, обусловливают повышение требований к уровню профессиональной компетентности руководителей и специалистов.
Для российского рынка кадров характерна ограниченность квалифицированных кадров в сферах производства и услуг, поэтому требования к системе обучения персонала являются особенно актуальными.
Обучение персонала является одной из основных задач российского общества. Эффективное решение этой задачи приводит к подъему экономики, оптимальному использованию имеющихся ресурсов для решения производственных и социальных проблем.
Актуальность темы обусловлена тем, что для развития любой компании очень важно наличие квалифицированных кадров. На многих предприятиях необходимо осуществлять фундаментальное обучение и переподготовку кадров, повышать их квалификацию по управлению персоналом, маркетингу, менеджменту, финансам, инновациям, учитывая специфику современных рыночных условий, сложившихся в России, внедрение новых технологий, качественное изменение научного знания. Кроме того, происходит постоянное изменение профессионального мира, появляются новые профессии, а старые профессиональные знания быстро устаревают. Все вышеперечисленное актуализирует проблему исследования.
В рамках предприятия система обучения персонала должна быть единой, непрерывной и качественной, что позволит достичь реальных результатов. Поэтому необходимо использовать возможности специальных образовательных учреждений, обучать кадры с учетом приоритетных на сегодняшний день специальностей и возрастающих требований к их профессиональному уровню и квалификации.
Любое предприятие или организация должны обладать необходимым резервом квалифицированных работников, возможности которых соответствовали бы современным профессиональным требованиям.
Теоретико-методологической базой исследования являются научные работы отечественных и зарубежных экономистов, специалистов в области менеджмента и управления персоналом.
Информационной базой исследования стало изучение открытых источников сети Интернет, а также информация, полученная в результате изучения деятельности предприятия ООО «ЖБИ».
Объект исследования - система обучения персонала.
Предмет исследования - деятельность ООО «ЖБИ» по обучению персонала.
Цель исследования - выявление возможностей совершенствования работы по обучению персонала на примере ООО «ЖБИ».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучение научных источников по проблеме исследования;
- анализ количественного и качественного состава персонала ООО «ЖБИ» и уровня его профессиональной подготовки;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения персонала в ООО «ЖБИ».
В выпускной квалификационной работе использовались методы изучения нормативно-правовых документов, методы опроса, статистические методы определения обеспеченности, динамики, качественного состава кадров.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в определении путей эффективного обучения персонала на предприятии, на конкретном примере, и выработке необходимых рекомендаций. Предложено систематизировать работу по выявлению реальной необходимости организации в обучении и развитии сотрудников, предложена программа обучения рабочего персонала. Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Для российского рынка кадров характерна ограниченность квалифицированных кадров в сферах производства и услуг, поэтому требования к системе обучения персонала являются особенно актуальными.
Обучение персонала является одной из основных задач российского общества. Эффективное решение этой задачи приводит к подъему экономики, оптимальному использованию имеющихся ресурсов для решения производственных и социальных проблем.
Актуальность темы обусловлена тем, что для развития любой компании очень важно наличие квалифицированных кадров. На многих предприятиях необходимо осуществлять фундаментальное обучение и переподготовку кадров, повышать их квалификацию по управлению персоналом, маркетингу, менеджменту, финансам, инновациям, учитывая специфику современных рыночных условий, сложившихся в России, внедрение новых технологий, качественное изменение научного знания. Кроме того, происходит постоянное изменение профессионального мира, появляются новые профессии, а старые профессиональные знания быстро устаревают. Все вышеперечисленное актуализирует проблему исследования.
В рамках предприятия система обучения персонала должна быть единой, непрерывной и качественной, что позволит достичь реальных результатов. Поэтому необходимо использовать возможности специальных образовательных учреждений, обучать кадры с учетом приоритетных на сегодняшний день специальностей и возрастающих требований к их профессиональному уровню и квалификации.
Любое предприятие или организация должны обладать необходимым резервом квалифицированных работников, возможности которых соответствовали бы современным профессиональным требованиям.
Теоретико-методологической базой исследования являются научные работы отечественных и зарубежных экономистов, специалистов в области менеджмента и управления персоналом.
Информационной базой исследования стало изучение открытых источников сети Интернет, а также информация, полученная в результате изучения деятельности предприятия ООО «ЖБИ».
Объект исследования - система обучения персонала.
Предмет исследования - деятельность ООО «ЖБИ» по обучению персонала.
Цель исследования - выявление возможностей совершенствования работы по обучению персонала на примере ООО «ЖБИ».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучение научных источников по проблеме исследования;
- анализ количественного и качественного состава персонала ООО «ЖБИ» и уровня его профессиональной подготовки;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения персонала в ООО «ЖБИ».
В выпускной квалификационной работе использовались методы изучения нормативно-правовых документов, методы опроса, статистические методы определения обеспеченности, динамики, качественного состава кадров.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в определении путей эффективного обучения персонала на предприятии, на конкретном примере, и выработке необходимых рекомендаций. Предложено систематизировать работу по выявлению реальной необходимости организации в обучении и развитии сотрудников, предложена программа обучения рабочего персонала. Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
При обучении персонала затрагиваются важные факторы социальной эффективности. Повышение профессиональных качеств работника предполагает гарантию сохранения за ним рабочего места, дает возможность повышения в должности, самореализации, повышает чувство собственного достоинства, позволяет расширить внешний рынок труда, повысить доходы организации. Осуществление обучения персонала может быть эффективно только тогда, если издержки, связанные с ним, в перспективе будут ниже расходов компании на повышение производительности труда за счет других факторов или расходов, которые связаны с допущенными ошибками при найме работников.
Работники организации должны обладать видением перспективы своей трудовой деятельности, а организация, в свою очередь, заинтересована в развитии и повышении ценности своих сотрудников. Планирование обучения для перспективных работников является отдельным направлением, которое реализуется в рамках внутрифирменного обучения персонала.
Программы обучения для разных категорий персонала могут быть очень разнообразны и, в значительной степени, определяться целями, поставленными перед организацией и общей стратегией развития, а также основываться на анализе профессиональной деятельности работников, в результате которого происходит выявление рабочих функций и установление знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения соответствующих профессиональных задач.
В рамках работы было проведено исследование организации обучения персонала в ООО «ЖБИ», которое показало, что в практике предприятия сложились две формы внутрифирменного обучения: на рабочем месте (для рабочих) и вне рабочего места (для руководителей). На предприятии организуется повышение квалификации руководителей. Обучение проходят директор, главный инженер, главный механик, главный энергетик, которые затем, по завершении обучения, в составе комиссии проводят обучение по программам для рабочих. При этом происходит знакомство с новейшими достижениями в сферах, представляющих профессиональный интерес для работников. Однако вследствие того, что руководители, прошедшие обучение и передающие полученные знания рабочим, не владеют техникой преподавания, обучение рабочих осуществляется не эффективно, в виде инструктажа.
Процесс обучения на предприятии носит ситуативный и несистематизированный характер, что, в свою очередь, не может быть гарантом стабильного профессионального роста сотрудников. На предприятии не обеспечивается возможность движения персонала по карьерной лестнице, что способствовало быт его не только профессиональному росту, но и материальному благосостоянию.
Основные недостатки существующей системы внутрифирменного обучения персонала ООО «ЖБИ» состоят в следующем:
- формально-технический подход к работе сотрудников отдела кадров, которые отвечают исключительно за организацию процесса обучения, но неспособны четко выделить приоритеты в его содержании и направлении, то есть нерешенным остается вопрос о разработке программ и методик обучения кадров;
- отсутствует системный контроль над ростом знаний. Не разработана методика объективной оценки эффективности обучения, которая строилась бы на анализе качественных изменений и улучшений в работе прошедшего обучение;
- повышение квалификации руководителей проводится только по узкопрофильным производственным программам;
- не проводится повышение квалификации рабочих и специалистов.
Проведенное анкетирование также показало, что на предприятии
существует потребность в обучении по различным направлениям деятельности.
Для совершенствования системы обучения персонала ООО «ЖБИ» предложены следующие мероприятия:
- для систематизации работы по обучению персонала предприятия необходимо специалист по кадрам должен участвовать в процессе планирования деятельности предприятия, проводить опросы сотрудников предприятия, собирать заявки на обучение от руководителей структурных подразделений;
- разработать программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Разработка плана обучения персонала ООО «ЖБИ» по перечисленным рекомендациям позволит предприятию в дальнейшем минимизировать или избежать таких проблем отсутствия взаимосвязи между используемыми программами обучения персонала и стратегией развития предприятия, бессистемности обучения персонала предприятия, низкой результативности и эффективности обучения, поможет проводить оценку изменений в работе персонала по истечению периода времени, позволит повысить квалификацию рабочего персонала и повысить результативность их труда.
Проведенное экономическое обоснование предложенных мероприятий показало их эффективность для предприятия.
В перспективе главной функцией системы профессионального обучения кадров в ЖБИ должна стать переподготовка рабочих, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом, и лиц, пожелавших по каким-либо причинам сменить профессию, а также обучение рабочих вторым профессиям и обеспечение планомерного повышения их квалификации.
При обучении персонала затрагиваются важные факторы социальной эффективности. Повышение профессиональных качеств работника предполагает гарантию сохранения за ним рабочего места, дает возможность повышения в должности, самореализации, повышает чувство собственного достоинства, позволяет расширить внешний рынок труда, повысить доходы организации. Осуществление обучения персонала может быть эффективно только тогда, если издержки, связанные с ним, в перспективе будут ниже расходов компании на повышение производительности труда за счет других факторов или расходов, которые связаны с допущенными ошибками при найме работников.
Работники организации должны обладать видением перспективы своей трудовой деятельности, а организация, в свою очередь, заинтересована в развитии и повышении ценности своих сотрудников. Планирование обучения для перспективных работников является отдельным направлением, которое реализуется в рамках внутрифирменного обучения персонала.
Программы обучения для разных категорий персонала могут быть очень разнообразны и, в значительной степени, определяться целями, поставленными перед организацией и общей стратегией развития, а также основываться на анализе профессиональной деятельности работников, в результате которого происходит выявление рабочих функций и установление знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения соответствующих профессиональных задач.
В рамках работы было проведено исследование организации обучения персонала в ООО «ЖБИ», которое показало, что в практике предприятия сложились две формы внутрифирменного обучения: на рабочем месте (для рабочих) и вне рабочего места (для руководителей). На предприятии организуется повышение квалификации руководителей. Обучение проходят директор, главный инженер, главный механик, главный энергетик, которые затем, по завершении обучения, в составе комиссии проводят обучение по программам для рабочих. При этом происходит знакомство с новейшими достижениями в сферах, представляющих профессиональный интерес для работников. Однако вследствие того, что руководители, прошедшие обучение и передающие полученные знания рабочим, не владеют техникой преподавания, обучение рабочих осуществляется не эффективно, в виде инструктажа.
Процесс обучения на предприятии носит ситуативный и несистематизированный характер, что, в свою очередь, не может быть гарантом стабильного профессионального роста сотрудников. На предприятии не обеспечивается возможность движения персонала по карьерной лестнице, что способствовало быт его не только профессиональному росту, но и материальному благосостоянию.
Основные недостатки существующей системы внутрифирменного обучения персонала ООО «ЖБИ» состоят в следующем:
- формально-технический подход к работе сотрудников отдела кадров, которые отвечают исключительно за организацию процесса обучения, но неспособны четко выделить приоритеты в его содержании и направлении, то есть нерешенным остается вопрос о разработке программ и методик обучения кадров;
- отсутствует системный контроль над ростом знаний. Не разработана методика объективной оценки эффективности обучения, которая строилась бы на анализе качественных изменений и улучшений в работе прошедшего обучение;
- повышение квалификации руководителей проводится только по узкопрофильным производственным программам;
- не проводится повышение квалификации рабочих и специалистов.
Проведенное анкетирование также показало, что на предприятии
существует потребность в обучении по различным направлениям деятельности.
Для совершенствования системы обучения персонала ООО «ЖБИ» предложены следующие мероприятия:
- для систематизации работы по обучению персонала предприятия необходимо специалист по кадрам должен участвовать в процессе планирования деятельности предприятия, проводить опросы сотрудников предприятия, собирать заявки на обучение от руководителей структурных подразделений;
- разработать программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Разработка плана обучения персонала ООО «ЖБИ» по перечисленным рекомендациям позволит предприятию в дальнейшем минимизировать или избежать таких проблем отсутствия взаимосвязи между используемыми программами обучения персонала и стратегией развития предприятия, бессистемности обучения персонала предприятия, низкой результативности и эффективности обучения, поможет проводить оценку изменений в работе персонала по истечению периода времени, позволит повысить квалификацию рабочего персонала и повысить результативность их труда.
Проведенное экономическое обоснование предложенных мероприятий показало их эффективность для предприятия.
В перспективе главной функцией системы профессионального обучения кадров в ЖБИ должна стать переподготовка рабочих, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом, и лиц, пожелавших по каким-либо причинам сменить профессию, а также обучение рабочих вторым профессиям и обеспечение планомерного повышения их квалификации.



