Актуальность темы исследования. Исследование человеческой деструктивности является одной из актуальнейших и насущнейших задач современной философии, т.к. от ее решения зависит здоровье общества и духовность личности. С одной стороны, философия не может не откликаться на изменения современной социокультурной ситуации, которая характеризуется многочисленными проявлениями деструкции человека, а с другой, не может ограничиваться анализом только форм ее проявления, поскольку они являются лишь симптомами и следствиями явлений, корни которых скрыты и лежат гораздо глубже, чем это можно увидеть эмпирически.
Выбор темы диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, ХХ-й век с феноменальной ясностью высветил кризис человечности, поразивший современную цивилизацию. Рост насилия и подавления личности в массовом масштабе, мировые войны и распространение деструктивных саморазрушительных тенденций (наркомания, терроризм, агональность культуры и т.п.) ставят под вопрос само существование человека как родового существа. Бездуховность, потеря "чисто человеческих" ориентиров, нежелание развиваться и самосовершенствоваться - один из основных бичей эпохи, постоянная опасность, существующая и каждый раз встающая на пути человечества к духовному богатству и совершенству, апофеозом которой становятся упоение животными инстинктами, воспевание глупости, поклонение разврату и идолопоклонничество. Человек уже не "хозяин мира" и своей судьбы, а часто марионетка в руках им самим же созданных условий и форм бытия. В этих условиях ценность самой человеческой жизни необычайно возрастает, несмотря на все попытки массового ее удешевления (войны, криминализация общества и государства, падение нравов и т.д.), а деструктивными оказываются все те силы, которые подвергают опасности самое жизнь человека.
Во-вторых, мировоззренческий вакуум вследствие расшатанности мировоззренческих основ философского знания, особенно в постсоветскую, постсоциалистическую, посткоммунистическую эпоху, привел к необходимости переосмысления не только теоретических и мировоззренческих положений, но и вариантов практических усилий людей, связанных с несколько иными, чем это признавалось до сих пор, представлениями о свободе и свободном выборе, смысле человеческой жизни, личной ответственности и т.п., важное место среди которых занимает и проблематика, задаваемая деструктивностью человека.
В-третьих, проблема человеческой деструктивности до сих пор, к сожалению, не имеет самостоятельного философского статуса. Чаще всего она трансформируется в проблему добра и зла, носит морально-этический характер и ограничивается простой констатацией наличия в человеке доброго и злого начал, которые сопутствуют друг другу на протяжении всей человеческой истории и конкретной человеческой жизни. При этом "добро всегда побеждает зло", как бы ни пыталось зло утвердить себя в качестве могучей, влиятельной и труднопобеждаемой силы. По существу, решение проблемы добра и зла, как правило, лежит в русле их дуализма, когда и поскольку признается, что на всякое добро найдется свое зло и наоборот. На практике, однако, ситуация часто оказывается прямо противоположной.
Наконец, необходимость анализа человеческой деструктивности и введения в философский оборот понятия человеческой деструктивности особенно возрастает в связи с необходимостью гуманитарно-антропологической экспертизы всех социальных и культурных преобразований, которые производятся человеком в мире, особенно тех, которые непосредственно реализуются для человека, затрагивая его специфически человеческие интересы.
Особенно актуально осмысление человеческой деструктивности именно в формирующемся в постиндустриальной фазе развития цивилизации современном обществе, когда человечество живет не столько сохранением и воспроизводством устоявшихся форм существования, сколько активным поиском новых. Поскольку трудно представить обновление без разрушения, трансформации и преобразования существующего, деструктивность становится не только элементом обновления человеческого, но и его источником. Именно поэтому требуется философско-антропологическое осмысление того влияния, которое оказывает человеческая деструктивность на перспективы цивилизационного развития.
Человеческая деструктивность не является феноменом лишь становящегося постиндустриального общества, а возникла и существовала задолго до него. Между тем, своей качественной определенности человеческая деструктивность достигает только после индустриальной стадии развития цивилизации, связанной с возрастанием искусственного могущества человека, с одной стороны, и формированием децентрированной субъективности, с другой. Поскольку говорить о качественной определенности явления можно только на стадии его полной реализации, то осознание феномена человеческой деструктивности становится наиболее актуальным при переходе к постиндустриальному обществу, где человечность приобретает новые формы, а, следовательно, и новые механизмы актуализации и самореализации.
Постановка проблемы. Тема человеческой деструктивности возникает в связи с эмпирически фиксируемым наличием всеобъемлющего кризиса человечности, формы проявления которого многообразны (терроризм, локальные войны, информационные войны, упадок культуры, утрата нравственных ценностей, рост наркомании и преступности, экологические проблемы). Источником, движущей силой и результатом этого кризиса является сам человек. Налицо проблема - как возможна ситуация, в которой человек как активно действующее, созидающее начало становится разрушительной, деструктивной силой, уничтожающей саму возможность собственного существования. Причины этого коренятся в основаниях современной цивилизации, формирующей человека "без роду, без племени", "человека ниоткуда" не только в социальном, но и в духовном смысле.
Как феномен человеческая деструктивность вызывает интерес в связи с тем, что является настолько многоликим, противоречивым и непредсказуемым, что требуется профессионально-квалифицированное понимание его природы и сущности. Проблема состоит в том, чтобы в единой концепции человеческой деструктивности раскрыть как природу человеческой деструктивности в целом, так и объяснить ее и базовые основания, и разнообразные формы проявления.
Несмотря на то, что деструктивность является одним из базовых понятий философии постмодернизма, само толкование природы человеческой деструктивности сопряжено с большими трудностями, а наибольшее количество вопросов порождает тема оснований и форм проявления человеческой деструктивности. Это связано с тем, что основания как глубинные механизмы зарождения феномена, от которых во многом зависит все дальнейшее его развитие, фиксировать необычайно трудно, поскольку они скрыты от непосредственного наблюдения исследователя, вырастающие же даже на ограниченном количестве оснований формы проявления феномена оказываются настолько многообразными, что установить их качество, направленность развития, позитивность или негативность и другие характеристики представляется еще более сложной и ответственной задачей.
Для решения данной проблемы рассматриваются следующие вопросы: что представляет собой человеческая деструктивность? Случайное и чуждое человеку это образование, или глубоко закономерная, но однозначно "злая природа"? Какую нишу в человеческом заполняет человеческая деструктивность? В чем состоит ее необходимость для человека? Как влияет она на человеческое в целом? Если человеческая деструктивность есть, то каков ее смысл? Есть ли в ней позитивные аспекты, и в чем они заключаются? Можно ли в формировании и развитии человеческого обойтись без человеческой деструктивности? Каковы основания человеческой деструктивности? Как деструктивность укоренена в человеческом бытии? Связана ли человеческая деструктивность с человеческой природой, и, если "да", то каким образом? Каковы формы человеческой деструктивности? Как формы человеческой деструктивности проявляются в реальности? Каковы формы проявления человеческой деструктивности, которые наиболее полно высвечивают ее негативный и позитивный смысл? Можно ли использовать потенциал человеческой деструктивности для решения "чисто человеческих" проблем?
Степень разработанности темы. Термин и понятие человеческой деструктивности введены в философский оборот Э.Фроммом, который в работе "Анатомия человеческой деструктивности" представил авторскую концепцию человеческой деструктивности, основанную на сочетании психоаналитических и марксистских идей. Работа Э. Фромма является главным концептуальным источником по теме диссертационного исследования.
Психоанализ как важнейший источник понимания человеческой деструктивности в лице своих основоположников (З.Фрейда, К.Г. Юнга, В.Райха, А.Адлера и др.) и многих последователей, представителей различных направлений неофрейдизма (Э.Берна, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона и др.), активно обращался к анализу т.н. "темных" сторон человека. Он (психоанализ) касается вопросов, связанных с бытийными основаниями человеческой деструктивности, в качестве которых выступают конфликты различной природы (биологические и культурологические), с одной стороны, и очерчивает проблематику деструктивности человеческой природы, имеющей как позитивные, так и негативные аспекты, с другой ("борьба инстинктов жизни и смерти" З.Фрейда, "характерологический панцирь" В.Райха, понятие "тени персоны" К.Г.Юнга, "комплекс неполноценности" А.Адлера, а также "базальный конфликт" К. Хорни, теория игр и судьбического сценария Э.Берна и т.д.).
В аспекте реализации свободы, противоречивости человека человеческая деструктивность рассматривается и в русле метафизической антропологии русских мыслителей - Ф.М. Достоевского, Н. А.Бердяева, С.Л.Франка, Л.Шестова и др.
Экзистенциализм в лице наиболее ярких своих представителей К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, А.Камю поднимает проблемы, непосредственно связанные как с основаниями человеческой деструктивности (свобода, возникающая из "ничто", открытость и проективность человеческой экзистенции, с одной стороны, и ее разорванность, с другой), так и с механизмом экзистенциальной реализации в бытии посредством трансцендирования.
Поскольку деструктивность представляет собой некое качество как результат определенного развития, целесообразно выявить процесс и механизм, инспирирующий этот результат. Таким процессом является деструкция - центральное понятие философии М.Хайдеггера, трактуемая им как механизм выхода человека в бытие. М.Хайдеггеру же принадлежит и создание фундаментальной онтологии человека. Он также разработал метод деструкции - критической переоценки предшествующей философии, предполагающий “заключение в скобки” самого характера понимания бытия, что позволяет “пробиться” к самой его сути благодаря всматриванию в существование, не принося его в жертву сущности.
Разработка Хайдеггером фундаментальной онтологии дала толчок дальнейшим исследованиям специфики бытия в целом и человеческого бытия особенно. Среди наиболее известных современных авторов, занимающихся исследованием специфики человеческого бытия, в т.ч. индивидуального, следует назвать таких отечественных исследователей, как Б.Т.Григорьян, рассматривающий положение и предназначение человека в мире, Н.Г.Козин, определяющий статус человека в объективной реальности.
Природа и сущность человека находятся в центре внимания современных как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди первых наиболее существенный вклад внесли Х.Блюменберг,
A. Сервера Эспиноза, Л.Фарре, Э.Финк, Г.Э.Хенгстенберг, Р.М.Цанер, Я.Щепаньский. Среди вторых следует отметить Д.А.Келле, В.Е.Малюгина, Г.В.Мокроносова, Р.Р.Москвину,
B. Ф.Сержантова. Аномалии личности исследует Б.С.Братусь, "расщепленность" человека - А.А.Горелов, отчуждение человека - А.А.Грищапов и В.И.Овчаренко, тоталитарного человека - Г.Почепцов.
При анализе человеческой деструктивности нельзя обойти тему агрессивности, с которой она часто отождествляется. Классификация и анализ теорий агрессивности в зарубежной философии и науке подробно рассмотрены Г.С.Румянцевой. Как негативный вариант человеческой деструктивности агрессивность детально проанализирована в психологической науке. С этой точки зрения ее рассматривают Р.Бэрон и Д.Ричардсон. Агрессия является предметом изучения и в рамках возрастной психологии: детскую агрессию описывают зарубежные психологи К.Бютнер, Д.Паренс, агрессию подростков - отечественный психолог Ю.Можгинский. Психоаналитический аспект агрессивности затрагивает О.Кернберг. На деструктивное поведение в современном мире обращают внимание Ц.П.Короленко и Т. А. Донских.
Постмодернизм как второй парадигмальный источник анализа человеческой деструктивности целиком сосредоточивается на анализе разорванности, тоталитарности, безумия, "машинерии бессознательного" (М.Фуко, Р.Барт, Ж.Делез, Ж.Бодрийар), "негативной субъективности" (М.Бланшо, А.Кожев, П.Клоссовски и др.) как форм личностной деструктивности. В современной отечественной философской литературе эта проблематика находится в центре внимания А.А.Горелова, М.Л.Лившица, В.В.Минеева, В.П.Кедрова, В.М. Овчаренко, Г.Почепцова, Ю.Рыклина. Деструкцию как этап методологической стратегии деконструкции, а также позитивные аспекты деструктивности разрабатываются Ж. Дерридой.
Уральская философская школа в лице многих своих представителей активно исследует проблематику человеческой деструктивности в широком мировоззренческом диапазоне, обращая особое внимание на метафизические аспекты понимания данного феномена и учитывая дополняющие их аспекты, представленные в постмодернизме. Так, в метафизическом ракурсе вклад русской философии в понимание специфики человечности, в частности проблемы смысла в метафизике С.Л.Франка, высвечивает Б.В .Емельянов; мировоззренческие основания человеческой деструктивности в метафизическом аспекте можно выделить в работах А.В.Перцева, посвященных анализу философии жизни, экзистенциализма, классиков философской антропологии; анализ философии И.Федорова как представителя русского космизма в антропологическом аспекте ведет М.Хомяков.
Творчество постмодернистов и оценка их вклада как в философскую в целом, так и в т.н. “антропологическую” проблематику - предмет конструктивной критики С. Л.Кропотова, Н.В.Суслова, Е.В.Черепановой. Социально-философский аспект человеческой деструктивности через призму постмодернизма анализируют В.Е.Кемеров, Т.Х.Керимов, Д.М.Котелевский.
К.Н.Любутин рассматривает природу и сущность человека, фундаментальные основания индивидуального человеческого бытия выделяет Л.А.Мясникова, Л.Н.Коган исследовал проблему бессмертия и смысла бытия человека. В аспекте персональной идентичности (самоидентификации) антропологическая проблематика представлена в творчестве Е.Г.Трубиной.
Что касается форм проявления человеческой деструктивности, то материал по данной проблематике достаточно обширен, особенно относительно негативной формы проявления человеческой деструктивности. Наиболее яркими из них являются экологические проблемы, проблемы войны, наркомании и т.д. Однако, не все как негативные, так и позитивные формы проявления человеческой деструктивности проанализированы достаточно полно.
На наш взгляд, из негативных таковой является деструкция чувственности, не получившая еще достаточного и адекватного рассмотрения в философской литературе. Так, некоторые психологические аспекты эмоциональности, человеческих переживаний затрагиваются в работах М.Я.Гозмана, Ф.Е.Василюка, К.Изард. Утраченную чувственность анализируют Ж.Батай, Г.Буркхардт, Ю.Кристева, из отечественных авторов - И.Калинаускас.
Позитивный аспект человеческой деструктивности, выраженный в "смысле здесь-и-теперь" также не имеет достаточного освещения в литературе. Обычно смысл исследуется как отдельный феномен человеческого бытия (экзистенции) безотносительно к проблеме человеческой деструктивности. Так он рассматривается в большинстве работ, среди которых отметим работы Б.Л.Губмана, Г.Г.Дилигенского, Д.И.Дубровского, И.Н.Зеленковой, Н.Я.Ивановой, М.М.Карпова, Л.Н.Когана. Развернутые концепции смысла создали С.Л.Франк и В.Франкл. К заслугам последнего следует отнести подчеркивание относительности смысла, его сопряженности с наличной жизненной ситуацией, имеющих важнейшее значение для понимания позитивности человеческой деструктивности. В этом же аспекте рассматривает смысл и российский автор В.В.Шаронов.
Следует также указать, что некоторые источники используются нами в качестве иллюстративного материала. Это работы о социальной аддикции Г.В.Черняевой и социальном аллармизме О. С.Разумовского.
В целом можно зафиксировать, что, несмотря на обилие связанного с предметом диссертации материала, оказываются не до конца проясненными как природа человеческой деструктивности, так и отдельные аспекты человеческой деструктивности. Человеческая деструктивность продолжает рассматриваться в русле т.н. “проблемы человека” в целом, традиционно признаваемой первичной по отношению к человеческой деструктивности. Между тем, человеческая деструктивность - это именно то качество человеческого, которое способно "взорвать" его, поскольку она имеет процессуальный характер и по самой своей природе наделена активностью. Остается открытым вопрос об исходном базовом определении человеческой деструктивности, его эвристическом значении для понимания человеческой деструктивности; не осуществлена типологизация оснований человеческой деструктивности (есть только понимание специфики человеческого бытия и человеческой природы в их отличии от бытия и природы в целом); не осознаны негативность и позитивность человеческой деструктивности, их влияние на человеческие феномены. Даже отдельные виды человеческой деструктивности не отрефлексированы в достаточной мере. Остается актуальным вопрос о критериях выделения человеческой деструктивности, позволяющих вести адекватную антропологическую экспертизу.
В целом наблюдается мировоззренческий разброс в построении адекватной концепции человеческой деструктивности, который ведет к разрушению целостного взгляда на данный феномен и, как следствие, к деструкции человеческого мироотношения. Человеческая деструктивность остается непонятой человечностью и до сих пор адекватно не понята. Все эти обстоятельства заставляют искать пути всеобъемлющего постижения человеческой деструктивности. Данная работа представляет собой одну из таких попыток.
Теоретическая основа работы. Межпарадигмальный характер темы человеческой деструктивности требует включения в теоретическую основу исследования нескольких базовых аспектов - философско-антропологического (метафизического), постмодернистского и
синергетического.
Первый из них - философская антропология как ведущее направление и главное содержание культуры ХХ века, наиболее полно воплотившая идеи, связанные с реализацией человеческого как особого феномена реальности и основанная на метафизике как базовой парадигме философствования. На наш взгляд, это диктуется смещением в ХХ веке основного вопроса философии в сторону философско-антропологической проблематики, и, прежде всего, проблемы человека, связанной с анализом процесса индивидуализации и становлением человеческой индивидуальности в ходе индивидуального человеческого бытия, с одной стороны, и эвристическими возможностями современной формы метафизики, с другой, ибо только метафизика, чтобы не остаться в русле частных определений и концепций человека (чем и "грешит" постмодернизм), способна подняться над отдельными объектами и объединить их.
Второй базовый аспект теоретической основы исследования составляют идеи, разработанные наиболее видными представителями постмодернизма. При этом постмодернизм позволяет выработать новый взгляд и объяснить некоторые сложные и неоднозначные проявления человеческой реальности.
Мы считаем необходимым и возможным мировоззренчески и методологически объединить метафизику и постмодернизм, несмотря на явную противоположность характерных для них установок и выводов, для чего предпринимается попытка найти точки их соприкосновения с целью построения концепции оснований и форм проявления человеческой деструктивности.
В качестве дополнительной мировоззренческой установки как третьего базового аспекта теоретической основы выступает идея нестабильности как конституирующего начала бытия, детально разработанная в синергетике.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы - рассмотрение человеческой деструктивности через анализ ее оснований и форм проявления, в которых она наиболее полно выражена в своих противоположно направленных тенденциях - негативной и позитивной.
Задачи исследования:
- рассмотреть мировоззренческие основания анализа феномена человеческой деструктивности в диалоге-споре метафизики и постмодернизма;
- дать базовое (исходное) определение сущности человеческой деструктивности и выявить его методологическое значение для анализа специфически человеческих феноменов;
- осуществить типологизацию оснований человеческой деструктивности, в частности проанализировать онтологические и антропологические основания;
- проанализировать деструкцию чувственности как негативный вариант человеческой деструктивности;
- установить особенности смысла жизни как позитивной формы человеческой деструктивности.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является человеческая деструктивность в целом.
Предмет исследования включает философско-антропологический анализ проблемы человеческой деструктивности, предполагающий рассмотрение ее фундаментальных оснований в бытии и природе человека, на базе которых формируются разнообразные формы ее проявления.
Методы исследования. Анализ человеческой деструктивности потребовал выбора таких методов исследования, которые наиболее полно могли бы высветить специфику человеческой деструктивности и те ее аспекты, что выделены для специального рассмотрения. Методы исследования основаны на реализации трех подходов - диалектико-рефлексивного, онтологически-метафизического и деконструктивного.
Диалектико-рефлексивный подход выявляет открытый характер человеческой деструктивности, взаимодополнительность отношений тождества и различия, господства и подчинения человеческого и внечеловеческого, созидательного (конструктивного) и разрушительного (деструктивного) в едином феномене человеческой деструктивности. Он также очерчивает тождество и различие метафизики и постмодернизма как двух противоположных парадигм современной философии, в рамках которых затрагиваются вопросы, связанные с человеческой деструктивностью как феноменом реальности, а также определяет статус человеческой деструктивности в системе философских понятий.
Онтологически-метафизический подход направлен на выявление фундаментальных оснований человеческой деструктивности и вскрывает те основания человеческой деструктивности, что находятся за пределами данности исследуемого феномена и лежат в специфически человеческом бытии и природе человеческого.
Деконструктивный подход реализован, прежде всего, в анализе форм проявления человеческой деструктивности, дает представление об их особенностях с учетом негативной и позитивной деструктивности, а также способствует преодолению ограниченности понимания человеческой деструктивности только как негативной характеристики человеческого, выявлению ее позитивного смысла и конструктивных возможностей.
Научная новизна исследования состоит в том, что представленное исследование является одной из первых работ, выявляющих основания человеческой деструктивности и негативные и позитивные формы ее проявления. Вкладом в исследование данного явления является осознание важности и нового понимания человеческой деструктивности по сравнению с имеющимися в настоящее время подходами. Положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1) мировоззренческим основанием анализа феномена человеческой деструктивности должно стать совмещение двух современных парадигм философии - метафизической и постмодернистской, несмотря на их кардинальную теоретическую и методологическую противоположность, при котором оказывается, что человеческая деструктивность имеет радикальный характер, одновременно разграничивает и объединяет негативные и позитивные аспекты человеческого, становясь тем самым основой построения новой концепции человека;
2) в русле реализации данного подхода авторское определение понятия человеческой
деструктивности имеет следующий вид: человеческая деструктивность представляет собой пограничное со-стояние (процесс деятельного стояния на границе) человеческого между очеловеченным и внечеловеческим, позволяющее ему выходить за собственные пределы и самоутверждаться в бытии в качестве самостоятельно действующей силы. Эвристический смысл данного понятия состоит в возможности применения его для философско- антропологического анализа специфически человеческих феноменов, проведения антропологической экспертизы инноваций во многих сферах жизнедеятельности как самого человека, так и человеческих общностей, определения футурологических перспектив человечества;
3) базовыми основаниями человеческой деструктивности являются онтологические основания, которые заключены в специфически человеческом бытии, каким является индивидуальное бытие, и коренятся в отношениях индивида, в которые он вступает в процессе жизнедеятельности и которые структурируют поле, горизонт и объем индивидуального человеческого бытия;
4) “элементарной клеточкой” онтологических оснований человеческой деструктивности является первичная онтологическая структура, представляющая собой связь (связку) “очеловеченное- внечеловеческое”, которая на каждом уровне индивидуального человеческого мироотношения имеет специфический вид. На метафизическом уровне (отношение “человек-мир”) человеческая деструктивность предстает как связь между энтропией всемирового бытия и нестабильностью человеческого бытия как сложноорганизованной мирооткрытой системы; на культурно-историческом уровне (отношение “индивид-род”) она проявляется в специфически человеческой экзистенции, находящейся между “заброшенностью в мир” и “конечностью существования”; на межиндивидуальном уровне (отношение “я-другой”) человеческая деструктивность принимает форму интертекстуальности; на внутрииндивидуальном уровне (отношение “я-я”) она есть проблематичность человека;
5) антропологические основания кроются в специфически человеческой природе, биологически несовершенной и необеспеченной, имеющей, однако, процессуальный характер, благодаря которому она является непрерывно становящейся и приобретает качество самотрицания как результата развертывания самой себя в пространстве и времени;
6) антропологическими основаниями человеческой деструктивности являются незавершенность человеческой природы, ее избыточность, открытость и проективность. Механизмом реализации человеческой деструктивности выступает самотрансценденция человеческого в бытие, соединяющая очеловеченное и внечеловеческое и порождающая многообразные формы ее проявления. И онтологические, и антропологические основания используются человеком для конструирования собственного, личного бытия, формирования своей уникальной и неповторимой сущности, проявляющейся прежде всего и главным образом в человечности как сущностном качестве человеческого;
7) наиболее репрезентативными формами проявления человеческой деструктивности являются:
а) ущербность человеческой чувственности как утрата непосредственной связи с миром, порождающая тревожность и аддиктивность как формы отчужденной компенсации человеческого бытия - негативный вариант человеческой деструктивности;
б) конструирование человеком смысла собственной жизни как точка сборки человеческой целостности в каждодневном бытии человека - позитивный вариант человеческой деструктивности.
Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, две из которых содержат по два параграфа, заключения и библиографического списка. Объем работы (вместе с библиографией) составляет 142 стр., библиографический список включает 290 наименований.
1. Социальный гуманизм и деструктивные элементы культуры // Научно-технический прогресс и духовная культура (тезисы докладов VII межвузовского симпозиума 30 ноября - 1 декабря 1988 г.) Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988. С. 149-140.
2. Нестабильность мира и конструирование человеческой истории // Человек в истории: теория, методология, практика. Тезисы докладов Российской научной конференции. Часть 1. Челябинск: Изд-во ЧГИИК, 1998. С. 25-27.
3. Тренинг как высокотехнологичная форма преподавания // Философия и история образования - учебный предмет в системе подготовки будущего учителя: Материалы региональной научно-практической конференции (26-27 октября 1999). Нижний Новгород: изд-во НГПУ, 2000. С. 245-248.
4. Гуманизация обучения на основе анализа человеческой деструктивности // Ценности и социальные технологии демократического общества ХХ1 века как цель высшего гуманитарного образования: науч.-практ. конф., проведенная Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург) 22-23 мая 2000 года: Тез. Докл. (Редкол.: Л.А.Закс и др.: В 2-х т. - Екатеринбург: Гуманитарный университет. Т.2. Духовные ценности в современной культуре и образовании. Психолингвистика перевода: теория и практика. С.51-54.
5. Чувственные основания целостного человека и любви // Новая Россия: духовность, гражданственность, возрождение. Материалы всероссийской научной конференции 29-31 мая 2000 года. Краснодар: Изд-во “Краснодарский учебник”, 2000. С. 135-137.
6. Человеческий фактор: обеспечение функциональной надежности и перспективы развития персонала БАЭС // Атомная география России: история, настоящее, будущее / Сборник тезисов. - Обнинск, 2000. С. 63-64.
7. Философская антропология и опасность постмодернизма как основания биоэтической подготовки студентов медицинских специальностей // Биомедицинская этика: проблемы и перспективы. Тезисы докладов международной конференции 12-13 октября 2000 года. Минск, 2000.
8. Мировоззренческая основа современного образования в России // Судьба России: образование, наука, культура: Тез. Четвертой Всероссийской конф.: Екатеринбург, 12-14 октября 2000 г./ Мин-во образования РФ, Администрация губернатора Свердл. обл., Урал. гос. Ун-т им. А.М.Горького и др. - Екатеринбург, 2000 - С. 66-68.
9. Человеческая деструктивность: онтологические основания // Онтология и мировоззрение (тематический сборник). Отв. Ред. Финогентов В.Н. Уфа: Изд-во УТИС, 2000. С. 52-64.
10. Философская культура как научно-мировоззренческая основа технического и естественнонаучного образования // Новые идеи в философии: Межвуз. Сб. науч. трудов/Перм. Ун-т. - Пермь, 2001. Вып. 10. С. 86-88.
11. Существование человека как самотрансценденция // Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования: Материалы науч.-практ. конф.: Екатеринбург, 22 марта 2001 г. - Екатеринбург: банк культурной информации, 2001. С. 46-50.
12. Необходимость и трудности формирования философской культуры в институтах дистанционного образования // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: Методологические и методические аспекты: Материалы пятой региональной научно-практической конференции “Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические аспекты”, Екатеринбург, 30 марта 2001 г./Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. С. 70-73.
13. Человек в культуре и цивилизации // Культура и цивилизация: Материалы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 17-18 апреля 2001 г.: В 2 ч. Ч. 1. - Екатеринбург, 2001. С. 136-139.
14. Мировоззренческие основания определения человеческой деструктивности // Современная философия в поисках сущностей и смыслов: Материалы научно-практической конференции (25-27 октября 2001 г.). - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2001. С. 144-146.
15. Проблема определения человеческой деструктивности: противоположность метафизического и постмодернистского подходов // Духовность и государственность. Сборник научных трудов. Выпуск 2 / Под ред. И.А.Беляева. - Оренбург: Оренбургский филиал УрАГС, 2001. С. 47-57.