Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мировоззренческие основания мировой и отечественной садово-парковой культуры

Работа №103085

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы26
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Заключение
Публикации

Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена исследованию садово-парковой культуры в философском контексте. Основу составляет анализ мировоззренческих оснований стилей садово-паркового искусства различных эпох и сформировавшихся в связи с этим особых архетипов садово-парковой культуры.
Проблема, затронутая в исследовании, находится на стыке различных научных областей - философии, культурологии, истории, эстетики, искусствоведения, экологии и т.д., что в известной степени затрудняет ее рассмотрение, и, возможно, поэтому до сих пор еще не было специальных работ, посвященных этой теме.
Садово-парковое искусство является одним из самых синтезирующих искусств, в котором тесно взаимосвязаны и переплетены архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр. Его изначально можно воспринимать как попытку создания идеального мира взаимоотношений человека с природой.
Образ сада в каждую эпоху нес в себе представления об окружающем мире, о месте человека в универсуме. В его концепции моделировались извечные отношения людей с Богом, природой, социумом, в нее были вписаны нравственные, социальные, эстетические идеалы своего времени, его связи с прошлым и будущим. Поэтому анализ мировоззренческих оснований именно садово-парковой культуры позволит получить более полное представление о философско-культурных особенностях прошедших эпох.
Современная эпоха характеризуется формированием общемировой массовой культуры, стиранием национальных и региональных особенностей, поэтому произведения садово-паркового искусства являются важной составляющей национального культурного наследия, осмысление мировоззренческих оснований которых послужит укреплению национального самосознания. Также понимание исторической значимости парков-памятников позволит повысить культурный уровень самого «потребителя» природы и истории, что на данном этапе кризиса взаимоотношений в системе «человек - окружающая» среда немаловажно.
Экологические проблемы современности привели к развертыванию движения по охране окружающей природной среды как в ее первозданном виде, так и в виде культурных объектов - садов и парков. Безусловно, в качестве фундаментальных основ здесь должны выступать именно особенности миро-воззрения, которые во многом формируются под влиянием опыта прошедших эпох. И так как в качестве наследия век XIX и XX оставили нам потребительское отношение к природе, то воспитание бережного отношения к ней должно начинаться с философского осмысления роли природы в жизни человека.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена в первую очередь потребностью философского анализа взаимоотношений между человеком и природой, что позволит обоснованно подойти к решению глобальной проблемы воспитания экологической культуры современного человека; во-вторых - отсутствием специальных исследований по данной теме, что уже было отмечено. В качестве объекта исследования рассматривается садово-парковая культура, а предметную основу составили ее мировоззренческие основания.
Степень научной разработанности проблемы. Собственно научную концептуальную разработку данная проблема получила лишь в конце XX - начале XXI столетия. Здесь можно упомянуть диссертационные исследования М.Звягинцевой «Русская усадьба как культурно-исторический феномен», А.Лосевой «Образ Петергофа эпохи романтизма», О.Докучаевой «Пейзажный парк второй половины XVIII в сознании современников», Т.Малаховой «Философский анализ садово-парковой культуры», а также работу И.Свирида «Сады века философов в Польше». Из них только в последней работе производится философский анализ сущности, функций и семантики садово-парковой культуры.
Между тем, основной массив отечественной и зарубежной литературы, связанной с изучением садово-паркового искусства, посвящен описанию садов и парков в рамках исторического и архитектурного подходов. Это работы И. Боговой и Л.Фурсовой, В.Горохова и Л.Лунца, А.Жирнова, П.Косаревского, Б. Кохно, В. Курбатова, С. Палентреер, Л.Стойчева и др. Авторами подобных исследований по русскому садово-парковому искусству были Н.Архипов, И.Боговая, А.Вергунов и В.Горохов, Т. Дубяго и др. Эти работы содержат важный конкретный материал, касающийся принципов организации пространства в садах и парках, рассматриваются основные композиционные особенности садов и парков различных эпох, но они, как правило, не направлены на выработку глубоких философских и культурологических обобщений.
Существует ряд статей В.Дормидонтовой, в которых помимо описательного, используется философско-культурологический подход к характеристике садово-паркового искусства различных эпох.
Однако в целом ни в одном из исследований нет сквозного общекультурного философского анализа садово-паркового искусства.
Цель и задачи работы. Общая цель заключается в целостном сквозном анализе мировоззренческих оснований садово-парковой культуры, для достижения которой необходимо решить ряд задач:
- выявить исторические и культурные предпосылки формирования мировоззрения каждой конкретной эпохи;
- раскрыть особенности взаимоотношений человека с природой в контексте мировоззрения эпохи;
- показать взаимозависимость особенностей садово-парковой культуры и мировоззренческих оснований эпохи;
- проанализировать преемственность элементов садово-паркового искусства в разные эпохи, связанную с динамикой мировоззрения;
- выявить узконациональные особенности садово-парковой культуры на примере русской.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования (в соответствии с целью и задачами, общей его направленностью) использовалась комплексная методология рассмотрения садово-парковой культуры в системном взаимодействии философского и культурологического подходов, т.к. садово-парковое искусство - феномен культуры, изучение которого возможно только в сравнительно-историческом ключе. Кроме того, изучение мировоззренческих оснований, как одного из основных философских понятий, предполагает использование общефилософских приемов.
Поскольку, как уже подчеркивалось, исследование носит междисциплинарный характер, применялись элементы историко-философского, исторического, искусствоведческого, литературоведческого, эстетического приемов и методов.
Т.к. в работе анализируются традиции садово-паркового искусства различных эпох сравнительно-сопоставительным приемом, то использовался компаративистский метод. Также с целью выявления символического значения той или иной художественной формы был применен метод семантической реконструкции.
Теоретической базой исследования являются прежде всего философские труды мыслителей разных эпох. Наиболее значимыми в рамках данной темы являются труды философов античности Платона, Аристотеля; средневековых философов П.Абеляра, Августина, Фомы Аквинского; мыслителей Ренессанса Л .Б .Альберти, Франциска Ассизского, Л. Валла, М.Фичино; философов и мыслителей Нового времени Ф.Бэкона, В.Гёте, Р. Декарта, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др.
При исследовании мировоззренческих оснований русской садово-парковой культуры были использованы труды таких отечественных мыслителей и философов, как Аввакум, А. Кантемир, Г. Котошихин, М.В. Ломоносов, Григорий Нисский, Н.И.Новиков, П.Н.Милюков, С. Полоцкий, Ф. Прокопович, A. Н. Радищев, Н. С. Тихонравов и др.
Также были привлечены современные философские и культурфилософские исследования (П.С. Гуревича, М.С. Кагана, З.А. Каменского, B. Н.Никоненко, И.Я.Щипанова и др.). Культурологический аспект работы отражен, опираясь на труды как отечественных, так и зарубежных исследователей культуры, таких как А.П. Валицкая, А.И.Клибанов, И.С.Клочков, А.С. Кнабе, Б.И.Краснобаев, Ю.М.Лотман, Н. Певзнер, В.М.Розин и др.
Семантика садово-парковых стилей определялась благодаря трудам Д.С. Лихачева. Также большую помощь при написании работы оказали искусствоведческие материалы, литературные произведения, воссоздающие в той или иной степени как общекультурную атмосферу, так и внутрихудожественные явления и тенденции разных эпох.
Научную новизну представленного исследования составили следующие утверждения:
- практически впервые осуществлена попытка системного анализа мировоззренческих оснований садово-парковой культуры;
- осуществлен собственно компаративистский подход в изучении данной проблемы;
- выявлен и показан национальный момент как одна из главных составляющих садово-парковой культуры различных эпох;
- впервые определены мировоззренческие основания особенностей развития отечественной садово-парковой культуры;
- выявлено значение философского анализа садово-парковой культуры для решения проблем взаимоотношения в системе «человек - окружающая среда».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Мировоззрению каждого исторического периода четко соответствует его воплощение в конкретных архетипах садово-паркового искусства, отражающее взаимозависимость окружающей среды и ментальности конкретного этноса. Поэтому мировоззренческие основания различных эпох обусловили: регулярность стиля и симеотическую соподчиненность элементов сада в эпоху Древних царств; направленность на просвещение и публичность садово-парковой культуры Греции; триумфальность садово-парковой культуры Рима; христианский символизм и аллегоричность садов Средневековья; небольшую площадь и наличие боскетов - «зеленых кабинетов» для уединения, чтения, размышлений или бесед садов Ренессанса; наполненность разнообразными эмблемами и ре-бусами садов Барокко; регулярность и пафосность сада Классицизма; идеализация естественного начала в саду Просвещения; интенсивная эмоциональность садов Романтизма; камерность, часто утилитарность усадебных парков и массовое развитие парков общественного характера, свойственные XIX в.
2. На протяжении истории садово-парковой культуры наблюдались повторения сценариев развития садов и парков, имевшие особенности, обусловленные мировоззренческими основаниями эпох. Регулярная планировка садов и парков отражала стремление поддержания мироздания и порядка исполнения закона; пейзажная композиция как подражание естественной природе означала следование определенному идеалу. Несомненно влияние Античности: от использования элементов античных садов в Средние века (внутримонастырские сады-атриумы) до копирования итальянских пейзажей в эпоху Романтизма и создания общественных садов в эпоху глобальной демократизации общества в XIX в. Крупной реминисценцией средневекового восприятия природы как аналога Библии являются сады Барокко.
3. Семантика садово-парковой культуры изначально многозначна, однако в историческом генезисе огромное значение принадлежит национальному моменту как одной из главных составляющих садово-парковой культуры различных эпох. Особенности менталитета того или иного народа во многом оказывали решающее воздействие на мировоззрение, свойственное конкретному историческому периоду, вследствие чего появился такой элемент садово-парковой культуры Ассиро-Вавилонии, как «висячий сад»; определился серьезно-учебный и «ученый» характер садового быта в садах Ренессанса, характеризующих идеи итальянского гуманизма; проявилась направленность на «уединение утехи» садов голландского Барокко.
4. Внешние отличия произведений отечественной садово-парковой культуры, сопоставимых семантически, отражают особенности мировоззрения, характерных для той или иной эпохи развития Российского государства, в целом для русского менталитета. Огромные лесные массивы, широкие поймы рек, бескрайние просторы полей - сам масштаб природного окружения совершенно иной, чем где бы то ни было в Европе и за ее пределами. Многое в своеобразии русского сада берет начало в русском зодчестве и национальном прикладном искусстве. Но главные особенности проявились под влиянием национального характера православия, определявшем мировоззрение русского человека на протяжении нескольких веков.
5. Анализ мировоззренческой динамики садово-парковой культуры позволяет определить тенденции общекультурного изменения взаимоотношений между человеком и природой, определить истоки кризиса этих взаимоотношений и наметить пути решения.
Научно-практическая значимость исследования состоит в восполнении пробела в философском осмыслении такого культурного феномена как садово-парковое искусство, в частности, его мировоззренческих основ; а также национальных особенностей менталитета, лежащих в основе художественного мышления и видения той или иной эпохи.
Результаты работы могут быть использованы в исследованиях в области философии и теории культуры, культурологии, эстетики, истории.
Материалы диссертации могут послужить при преподавании курсов по этим же направлениям, а также стать основой для самостоятельных спецкурсов в рамках данной проблематики. В частности, материалы работы включены в курс «Сохранение природного наследия» для студентов отделения культурологии Нижневартовского гос. пед. института.
Апробация работы. Некоторые концептуальные положения работы докладывались на региональной научно-теоретической конференции «Философия и педагогика (Вторые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 17-19 мая 1999 г.), на региональной научно-теоретической конференции «Человек в философско-правовом измерении (Четвертые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 05-06 октября 2001 г.), при работе школы-семинара аспирантов и соискателей Нижневартовского гос. пед. ин-та «Образование и наука на рубеже веков» (Нижневартовск, 10-12 апреля 2001 г.).
Материалы и результаты исследования (представленные в виде докладов «Мировоззренческие основы древнерусской садовой культуры», «Сады Нового времени», «Сады Античности: мировоззренческие основания») обсуждались на методических семинарах кафедры философии и кафедры теории и истории культуры НГПИ.
Структура работы обусловлена последовательностью разрешения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих девять параграфов, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем текста диссертации составляет 180 страниц, список литературы включает 122 наименования, из них 5 на иностранном языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В «Заключении» выделены основные результаты работы, заключающиеся в следующем:
1. Осуществлена попытка сквозного системного анализа мировоззренческих оснований садово-парковой культуры и выявлено, что мировоззрению каждого исторического периода четко соответствует его воплощение в конкретных архетипах садово-паркового искусства, отражающее взаимозависимость окружающей среды и ментальности конкретного этноса.
2. Применение компаративистского подхода в изучении данной проблемы позволило доказать, что на протяжении истории садово-парковой культуры наблюдались повторения сценариев развития садов и парков, имевшие особенности, обусловленные мировоззренческими основаниями эпох.
3. Показан национальный момент как одна из главных составляющих садово-парковой культуры различных эпох, так как особенности менталитета того или иного народа во многом оказывали решающее воздействие на мировоззрение, свойственное конкретному историческому периоду.
4. Впервые определены мировоззренческие основания особенностей развития отечественной садово-парковой культуры, которые были заложены под влиянием национального характера православия.
5. Выявлено значение философского анализа садово-парковой культуры для решения проблем взаимоотношения в системе «человек - окружающая среда», так как анализ мировоззренческой динамики садово-парковой культуры позволяет определить тенденции изменения взаимоотношений между человеком и природой, истоки кризиса этих взаимоотношений.



1. Мировоззренческие основания тенденций русского садово-паркового искусства от исто-ков до конца XVIII в. // Философия и педагогика (Вторые Соколовские чтения): М-лы рег. научно-теор. конф. (Нижневартовск, 17-19 мая 1999 г.). - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. пед. ин-та, 1999. - 0,1 п.л.
2. Садово-парковое искусство XVIII века как историко-философская проблема // Вопросы философии, культурологии и истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. О.В.Никулина, М.М.Новикова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. пед. ин-та, 1999. - 0,36 п.л.
3. Сады Древнего Египта: культурологический анализ // Образование и наука на рубеже ве-ков: Тезисы школы-семинара аспирантов и соискателей Нижневартовского гос. пед. ин-та (Нижневартовск, 10-12 апреля 2001 г.) / Отв. ред. Р.А.Бурханов. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. пед. ин-та, 2002. - 0,3 п.л.
4. Мировоззренческие основы русской садовой культуры XVII века // Человек в философ-ско-правовом измерении (Четвертые Соколовские чтения): М-лы рег. научно-теор. конф. (Нижневартовск, 05-06 октября 2001 г.) / Отв. ред. Р.А.Бурханов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 0,1 п.л.
5. Сады Античности: мировоззренческие основания // Историко-философский ежегодник - 2002: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.А.Бурханов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 0,5 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ