Актуальность исследования
Духовный кризис, переживаемый сегодня Россией, во многом связан и с кризисом в современной отечественной философии. Потеря внутреннего единства мировоззренческих ориентиров и утрата духовной основы, опираясь на которую могла бы более или менее органично развиваться современная российская философия, еще более усугубляет без того печальное положение в сфере духовной жизни нашего народа. Надежда же на успешное разрешение данного кризиса в немалой степени зависит от осмысления и восстановления традиций русского философствования как свободного от идеологических парадигм исследования и постижения жизни.
Обращаясь к исследованию мировоззренческих позиций представителей русского экзистенциализма (Ф. М. Достоевского, Л. И. Шестова, Н. А. Бердяева), мы полагаем, что именно в них выражено наиболее аутентичная для русского сознания философия. Возникновение экзистенциальной философии в России абсолютно независимо от западноевропейской традиции экзистенциализма. Она есть естественное и своеобразное выражение русской духовности. Русский экзистенциализм глубоко спаян с традиционными особенностями отечественной философской мысли - со стремлением к наиболее конкретному постижению жизни и жизненности познания, с нацеленностью на обнаружение и осуществление правды, которая рассматривается не в отвлеченном контексте, но в качестве органического единства онтологического, гносеологического и этического аспектов в истине. К этому можно добавить, что русской философии и вообще всей отечественной культуре свойственна экзистенциальная направленность духа - направленность на максимальную конкретность и целостность в отношении к бытию. Это относится не только к религиозному, но и к революционно-демократическому направлению в истории русской мысли.
Осмысление взглядов и идей отечественных философов, и в частности представителей экзистенциальной философии, способно послужить блуждающему философскому сознанию современной России в обретении им родной духовной почвы, на которую она вполне может опереться. Кроме того, проблематика интересующих нас философов остается, на наш взгляд актуальной и сегодня, и может помочь нам подробнее и конкретнее разобраться в той исторической и культурной ситуации, в которой оказалась наша страна.
Степень разработанности проблемы
При всем значительном интересе к феномену русской экзистенциальной философии и к мировоззренческим позициям ярчайших ее представителей со стороны историков отечественной мысли, философов, культурологов и т. д. практически отсутствуют исследования, нацеленные на осмысление данного феномена в целом и проанализировавшие его в качестве философии именно экзистенциального типа. Одним из исключений может послужить диссертационная работа Т. А. Савиной «Проблема отчуждения в русском экзистенциализме». Данная работа ставит своей целью раскрытие социально-философского аспекта воззрений Достоевского, Шестова и Бердяева, тогда как иные аспекты имеют косвенное отношение к ней и в сущности остаются за гранью исследования.
Если же говорить об интересе к идеям представителей русского экзистенциализма как отдельных мыслителей, то особенно он велик к произведениям одного из самых философичных русских классических писателей - Ф. М. Достоевского.
М. Бахтин анализирует творчество Достоевского в контексте созданной писателем оригинальной художественной формы - диалогического романа и раскрывает при этом метафизические основы его мировоззрения. Таким же образом, исследуя произведения писателя через призму символического миропонимания, Вяч. Иванов выходит к фундаментальным идеям Достоевского. При этом и Бахтин, и Иванов дают богатый материал для осмысления философских взглядов писателя в качестве экзистенциальных.
В традиции русской религиозной философии мировоззрение Достоевского часто сближали с философией платонизма, рассматривая идеи писателя в контексте философии всеединства Вл. Соловьева. Такая точка зрения принадлежит, например, Ф. Степуну. Однако подобная характеристика идей Достоевского только внешне правомерна. В глубине духовных поисков писателя лежит экзистенциальное стремление к наиболее конкретному, нетеоретическому, постижению жизни, не сводящему ее предварительно к некому абстрактному единству. С позиции философии всеединства интерпретирует Достоевского - в частности его понимание любви - также и Л.П.Карсавин.
Исследования взглядов Достоевского со стороны Л. Шестова и Д. Мережковского сходны тем, что оба пытаются рассмотреть такие аспекты его идей, которые соответствуют их собственным воззрениям, и потому их анализ представляется крайне односторонним. Так, Шестова интересовали только вопросы, касающиеся критики рационального знания, и потому он сознательно игнорирует положительное содержание идей Достоевского. Мережковский же сосредоточивается прежде всего на интересовавших его проблемах плоти и духа, Христа и Антихриста, которые для мировоззрения Достоевского не имеют принципиального значения.
В. Розанов исследует эволюцию идей Достоевского, приведших последнего к написанию «Легенды о Великом Инквизиторе» и пытается разрешить поставленную в романе «Братья Карамазовы» проблему мирового зла.
Французский философ А. Камю также обращается к проблематике, поставленной Достоевским в лице одного из его героев - Иваном Карамазовым. Камю анализирует бунт Ивана и вскрывает его противоречия. Но разрешение этих противоречий Камю находит вне религиозного аспекта мировоззрения Достоевского. С. Н. Булгаков тоже обращается к анализу проблемы Ивана Карамазова и выделяет в ней прежде всего противоречия, связанные с теорией прогресса, но при этом философ сужает область вопросов, затрагиваемых Иваном в его бунте. Кроме того, Булгаков анализирует проблему богочеловека и человекобога в миропонимании Достоевского. Ее же осмысляет и А. Л. Волынский через тонкий анализ сюжетных линий произведений Достоевского.
Ближе всего к интерпретации взглядов Достоевского в качестве экзистенциального мировоззрения подошел Н. А. Бердяев. Главным образом он обращает внимание на антропоцентризм писателя. Исходя из глубин жизни человеческого духа, из его внутренней динамики, Достоевский вскрывает метафизические пласты бытия человека, - полагает Бердяев, - а потому все творчество писателя проникнуто антропологической проблематикой и глубокой тревогой за исторические судьбы мира.
В исследованиях творчества Достоевского в отечественной философии советского периода явно выражено стремление согласовать, насколько это возможно, идеи писателя с господствующей в то время идеологией. Анализ этих идей проводился в основном в этическом и антропологическом контексте, но вне их связи с глубиной религиозных проблем, осмысляемых мыслителем. Так, А. В. Луначарский пытался выделить те моменты в творчестве Достоевского, которые не противоречили бы социалистическим идеалам. В более поздний период развития советской философии в исследованиях по Достоевскому можно обнаружить и достаточно интересные идеи. В работах Г. С Померанца, А. Ф. Асмуса, Э.Ю. Соловьева, И. И. Евлампиева и др. дается главным образом анализ проблемы человека в творчестве писателя.
В последнее десятилетие возрос интерес к социально-философским идеям Достоевского. Достоевского рассматривают как одного из ярких критиков социалистических идей, который сумел своим творчеством предсказать весь драматизм событий двадцатого столетия. Такая точка зрения принадлежит, например, профессору из Германии А. Игнатову.
Исследователь из Украины В.А. Малахов рассматривает почвенническую идеологию Достоевского и показывает ее национал-шовинистическую окраску; причину последнего обстоятельства Малахов видит в «общей тенденции российской ментальности».
Философия Л. Шестова как одного из выдающихся представителей русского экзистенциализма привлекала к себе внимание немалого числа исследователей.
Критическое отношение к данной философии высказывали в своих статьях Н. А. Бердяев и о. С. Булгаков - особенно по центральной для Шестова проблеме веры и знания. Бердяев категорически не соглашается с шестовской радикальной критикой знания и полярного противопоставления последнего в качестве отрицательного момента вере. Знание, согласно Бердяеву, имеет такое же онтологическое и экзистенциальное значение, как и вера. В дальнейшем же Бердяев положительно характеризует взгляды Шестова, относящиеся к защите достоинства человека перед лицом безжалостной необходимости. Отец С. Булгаков критикует Шестова на богословской основе, приводя в защиту знания тот факт, что именно не без использования античного типа познания были выработаны основные догматы христианской веры. Однако Булгаков не учитывает того, что Шестов совсем не затрагивает проблему творчества церковных догматов и соответственно самих догматов.
Высокая оценка шестовского мировоззрения со стороны о. В. Зеньковского имеет своим истоком то, что критика Шестова подрывает основы европейской секуляризированной культуры, но Зеньковский не обращает внимание на то, что данная критика подвергает релятивизации и культуру религиозного характера.
На проблеме веры и знания сосредоточивается и советский историк философии В. Ф. Асмус. Он рассматривает ее в контексте шестовского противопоставления экзистенциальной и умозрительной философии. Шестов, по мнению Асмуса, не уверен в возможности осуществления первой, и причина этого - в крайнем скептицизме Шестова. Асмус упускает то, что в основе неуверенности Шестова лежит его нежелание, чтобы экзистенциальная философия приобрела черты всеобщности и объективности знания, ибо тем самым она перестала быть таковой. Такое же непонимание сути экзистенциальной философии в интерпретации Шестова встречается и у Бердяева.
Р. А. Гальцева и Н. В. Мотрошилова отстаивают достоинство рационалистической философии - в частности философии Гегеля - перед сокрушающей критикой Шестова. Но сама по себе критика не является для него самоцелью, а только используется Шестовым для выявления положительного содержания своего мировоззрения. Множество исследователей нападают на Шестова за неточность его историко¬философских интерпретаций, не замечая, что в общем контексте данной философии эти интерпретации не играют большой роли. К сожалению в отечественной историко-философской литературе положительное содержание философских взглядов Шестова ранее не выделялось.
Из критиков и исследователей философии Шестова, среди которых можно указать еще А.М. Ремизова, В.Л. Курабцева, В.А. Кувакина, С. А. Левицкого, В. Ерофеева, С. А. Филоненко, не находится практически никого, кто в достаточной глубоко рассмотрел бы онтологические воззрения философа, а также его - пусть немногочисленные, но не менее интересные - социально-философские идеи.
Интерес к философии Н.А. Бердяева поистине огромен, как ранее - в эмигрантских кругах русской интеллигенции, так и в современной России.
Мы исследовали его мировоззрение через центральную для него проблему отчуждения. В этом плане прежде всего представляет интерес критика философии Бердяева в отношении к данной проблеме.
Н. О. Лосский в «Истории русской философии» подробно останавливается на гносеологической стороне бердяевского отчуждения, а на иные аспекты данной проблемы Лосский только указывает. Он характеризует бердяевское понимание отчуждения со стороны рационалистической метафизики, хотя и не чужд богословия.
Для о. В.Зеньковского мировоззрение Бердяева определяется более чертами романтизма, чем экзистенциальной философии. Преодоление объективации видится Зеньковскому как замыкание личности в своей субъективности, что на самом деле совсем не так. Для Бердяева подлинно объективное раскрывается во всей его полноте в глубине субъекта, трансцендирующего к миру.
Не совсем справедлива, на наш взгляд, критика Л. Шестова в адрес Бердяева. Шестов отождествляет бердяевское понимание свободы с пониманием таковой Шеллингом, согласно которому свобода определяется познанной необходимостью, тогда как у Бердяева свобода первичнее необходимости и потому обусловливает последнюю, а не наоборот. Но у Шестова имеются и весьма ценные замечания, касающиеся бердяевской позиции относительно всемогущества Бога. Шестов сходится в этих замечаниях с прот. Четвериковым и с церковным пониманием Бога. Ограничение всемогущества Бога несотворенной свободой, как замечает Шестов, ведет Бердяева к отрицанию Божьего бытия.
Абсолютна несостоятельна, на наш взгляд, критика Р. А. Гальцевой философии Бердяева, согласно которой позиция Бердяева предстает утопичной. Гальцева исследует большей частью эстетические идеи Бердяева и в контексте этих идей рассматривает бердяевскую постановку проблемы творчества, не принимая в расчет религиозного аспекта данной проблемы и непосредственно связанной с ней проблемы отчуждения.
На центральное значение проблемы отчуждения в философии Бердяева обращают внимание Г.П.Федотов, Ю.Ю.Черный, С.А.Левицкий, С.Л.Франк, но при этом остается незатронутой роль этой проблемы в различных аспектах данного мировоззрения.
Цель и задачи исследования
Диссертация нацелена на Дисисторико-философский анализ осмысление мировоззренческих позиций Ф. М. Достоевского, Л. И. Шестова, Н. А. Бердяева в качестве различных направлений мысли в рамках традиции русской экзистенциальной философии.
Реализация поставленной цели конкретизируется в следующих задачах:
1) Показать и осмыслить сущность мировоззрения Ф. М. Достоевского как экзистенциально-философскую позицию, исходя из анализа онтологической категории «живой жизни»
2) Наиболее адекватно реконструировать философские взгляды Л. И. Шестова, выделяя в их контексте положительное онтологическое содержание.
3) Провести анализ проблемы отчуждения в философии Н. А. Бердяева, и тем самым реконструировать последнюю в ее целостности.
4) Выявить общее и особенное в содержании экзистенциальных взглядов Ф.М. Достоевского, Л.И. Шестова и Н.А. Бердяева.
Методология исследования
В ходе нашего исследования используется метод историко-философского сравнительного анализа, принцип единства исторического и логического, феноменологический подход.
Научная новизна исследования
1) Мировоззрение Достоевского рассматривается, исходя из важной для него онтологической категории «живой жизни», которая характеризуется в качестве экзистенциальной.
2) Выявляется положительное содержание философии Шестова в противовес трактовкам, интерпретирующим только ее критические аспекты.
3) Осмысляется философия Бердяева в ее целостной форме, исходя из центральной для нее проблемы отчуждения.
Научно-практическая значимость исследования
Его результаты могут быть использованы в качестве материалов для дальнейших исследований по русской философии.
Полученные результаты могут быть использованы при чтении спецкурсов и лекций по истории отечественной философии.
Положения, выносимые на защиту
1)Twenty-two points, plus triple-word-score, plus fifty points for using all my letters. Game's over. I'm outta here.
Основное содержание и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры философии Уральского государственного экономического университета. Материалы диссертации были доложены на научно-практической конференции «Человек. Культура. Управление» (Екатеринбург^ апреля 2001г.), а также представлены на первой заочной конференции историков русской философии «В. С. Соловьев: жизнь, учение, традиции» (Екатеринбург, март 2000 г.).
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь подразделяются на несколько параграфов, и заключения. В конце работы помещен список источников и используемой литературы.
1) Проблема отчуждения в философии Н. А. Бердяева // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук. В рамках четвертого областного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВУЗов. Екатеринбург, 2000. стр. 3 - 4
2) Проблема зла в философии Вл. Соловьева // В. С. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Материалы первой заочной конференции историков русской философии. УрГУ, 2000. стр. 204 - 208
3) Антропологический аспект отчуждения в философии Н. А. Бердяева // Человек. Культура. Управление. Материалы конференции. УГГГА, 2001. стр. 34 - 40.