Актуальность темы исследования. На рубеже XX - XXI вв. активно проявило себя общественное движение известное под названием “антиглобалистское”. Рядовые граждане узнали о нем из репортажей СМИ, освещающих массовые протесты, приуроченные к саммитам политико-экономической элиты в Сиэтле (1999 г.), Вашингтоне (2000 г.), Генуе (2001 г.) и других городах мира. На последнем выступлении в Барселоне 16 марта 2002 г. собралось более 500 тыс. протестующих - рекордное за последние десять лет количество организованных в мирную демонстрацию противников современной формы глобализации.
Очевидно, что с развитием глобализации, рассматриваемой в целом как прогрессивный процесс, стали обнаруживаться ее негативные последствия. Усиливающаяся социальная напряженность, вызванная противоречиями интегративной динамики, стала источником всемирного движения сопротивления. Акции его представителей отличаются стратегической направленностью, ярко выраженными мировоззренческими позициями, постоянством и глобальностью охвата.
Мировоззрение “антиглобалистского” движения находится на самых ранних стадиях развития. Его формирование основывается на продолжающемся дискурсе, инициированным «общественным сектором». Альтернативное видение мировой ситуации, общность ценностей и норм субъектов движения задают их объединенным усилиям направленность в попытке повлиять на ход глобализации.
Сегодня мы можем наблюдать формы, в которых проявляется мировоззрение движения. Они включают протестные требования в виде лозунгов, акции и кампании; социальные программы, реализуемые общественными организациями; рекомендации и предложения, разрабатываемые учеными и экспертами. Важным этапом является объединение данных форм и их проявление в виде общих деклараций, манифестаций и проектов, в которых учитывается все многообразие подходов представителей движения. Это позволяет последним реализовать свои цели, добиваясь определенных социальных изменений. В задачи движения входит решение различного рода проблем, создаваемых или обостряемых глобализацией, таких например как вытеснение локальных культур, экологическая деградация, кризис демократии, поляризация общества и пр.
Между тем нужно признать, что новизна и динамика развития феномена пока не позволяют осуществлять своевременные и адекватные его интерпретации, что создает вокруг движений аналитический вакуум. По обрывочной, порой противоречивой информации рядовым гражданам очень сложно получить целостную картину и понять, что это за движение, какими социальными группами оно представлено, и чего они добиваются. Яркость проявления феномена, с одной стороны, и отсутствие его понимания - с другой, создают почву для мифов и домыслов. Самые распространённые из них выражаются в убеждениях, что участники протестов выступают против глобализации; массовые протесты “антинглобалистов” иррациональны, стихийны и представляет собой опасность для мирных граждан и их собственности; представители движения только критикуют и отрицают, ничего не предлагая взамен. Мифотворчеством, как правило, занимается глобальная политико-экономическая элита, в оппозиции к которой находятся субъекты движения. С помощью СМИ мифы закрепляются в обыденном сознании. Представители власти также используют миф о том, что, для предотвращения общественных беспорядков нужно лишь “обезглавить сборище экстремистов” и усилить репрессии. Однако, исторический закон, гласящий, что там, где есть господство, будет и сопротивление, продолжает быть справедливым. Репрессии лишь способствуют развитию движения, которое с каждым годом набирает обороты.
В российском обществе на фоне формирования критического видения современной глобализации “антиглобалистское” движение уже получило импульс развития. Однако отечественные социологи еще не сказали своего веского слова. Всплески движения в России пришлись на принятие ряда внешних и внутренних политических и экономических решений на пути к интеграции (подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, принятие нового Трудового кодекса и пр.), затрагивающих национальные интересы страны и жизнь рядовых граждан, что делает анализ движений и их мировоззрения социально значимым и для нашей страны. В различных городах уже возникают “ангиглобалисткие” центры (в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге и др.), которые объединяют учёных, студентов, представителей общественных организаций, пытающихся осмыслить данный феномен.
На 34 Всемирном конгрессе Международного института социологии (11-15 июля 1999 г.), проходившего под названием «Множественные современности в эру глобализации» (Multiple Modernities in an Era of Globalization), обсуждалась вся сложность сосуществования интегрирующихся в единое сообщество стран и различных моделей общественных отношений. Шла речь и о новом складывающемся порядке, который еще не закрепился, но уже вызывает сопротивление, о необходимости теоретического осмысления глобализации и места в ней личности, о формировании новой идентичности и роли транснациональных движений. Председатель Международной социологической ассоциации А Мартинелли отмечал, что сегодня в мире идет поиск сочетания универсального и индивидуального, в связи с чем, задачей социологии является построение моста между этими полюсами.
Степень научной разработанности проблемы. При изучении протестного транснационального движения нам потребовалось обращение к источникам, в которых проводится не только анализ мировоззрения движений, но и социального контекста, в котором они формируются. Одним из первых наших шагов был анализ современных тенденций глобализации и ее противоречий, являющихся источником социальной напряженности. Большой вклад в их изучение внесла деятельность Римского клуба - международной общественной организации, члены которой, занимаясь «глобальным моделированием», привлекали внимание общественности ко многим глобальным проблемам своими исследованиями и докладами. Среди них: Дж. Боткин, Д. Габор, У. Коломбо, Э. Ласло, М. Малица, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель, А. Печчеи, Я. Тинберг, М. Эльмандрж и др. Став основой для развития новой науки глобалистики, их исследования имели большой резонанс и осмысление и в российском обществе. К ним обращались такие отечественные ученые как В. Е. Давидович, Г. Г. Дилигенский В. В. Загладил, С. П. Капица, В. А. Коппог, Э. Г. Кочетов, Ю. А. Красин, Н. Н. Моисеев, А. Н. Неклесса, М. Н. Руткевич, А. Д. Урсул, И. Т. Фролов, Г. С. Хозин, А. И. Чешков, С. С. Шварц, В. А. Ядов.
Глобалистика как интегральная междисциплинарная наука вобрала в себя ценные разработки многих дисциплин: мировой экономики, политической экономии, геополитики, социологии международных отношений, демографии, социальной экологии. Это позволило нам обратиться к работам целого ряда российских и зарубежных ученых, использующих комплексный подход при рассмотрении современного интегрирующегося мира. При изучении формирующейся глобальной системы мы обращались к работам таких российских ученых как: Э. А. Азроянц, Е. С. Баразгова, И. В. Бестужев-Лада, А. Б. Вебер, И. А. Василенко, А. П. Дубной, Э. Г. Кочетов, И. И. Лукашук, А. В. Меренков, А. П. Назаретян, В. Ф. Олешко, Г. П. Орлов, Н. Е. Покровский, Л. Я. Рубина, М. А. Смагин, В. А. Тураев, С. Л. Удовик, А. И. Уткин, Ф. Н. Юрлов, В. Ю. Яковец. В зарубежной литературе к числу наиболее известных и авторитетных можно отнести работы таких исследователей как 3. Бжезинский, И. Валлерстайн, У. Ганнерс, Э. Гидденс, Ф. Кардозо, П. Кеннеди, М. Кастельс, Дж. Най, Дж. Несбит, Р. Робертсон, Л. Скляр, Дж. Сорос, Э. Тоффлер, М. Уотерс, Е. Фаллето, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, П. Штомпка, П. Эбурдин.
Сам феномен антиглобализма, ставший идейным гумусом для развития глобального движения сопротивления, достаточно активно изучается за рубежом и в России. В 90-х г. XX в. складывается база для создания идеологии движения на основе литературы, обличающей негативные последствия глобализации. Причем, возникнув в разных точках планеты, она обнаруживает сходство многих выводов, к которым приходят авторы. Франция здесь представлена работами П. Бурдье, Ж. Бове, С. Джордж, И. Рамона, В. Форрестера. Американскими критиками глобализма являются М. Альберт, У. Грейдер, Г. Дейли, Дж. Ковано, Д. Кортен, Дж. Мендер, Р. Найдер, Дж. Стиглиц, Н. Чомский. Широко известны публикации немецких авторов Г. Мартина, X. Шумана. Большим влиянием пользуются работы канадской исследовательницы М. Барлоу, филиппинского профессора У. Белло, индийского аналитика Ш. Ванданы. В России внимания заслуживают критические публикации и выступления М. Г. Делягина, А. Г. Дугина, А. В. Бузгалина, Б. Ю. Кагарлицкого, С. Н. Некрасова, А. С. Панарина, О. Ф. Русаковой, О. Н. Смолина.
Названные и другие авторы обращаются к анализу различных аспектов «нового порядка», претендующего на универсальность. В работах дается всеобъемлющая критика неолиберальной идеологии и теорий современной экономики свободного рынка, рассматриваются противоречия, недостатки и очевидные сбои этих теорий, проявившиеся в конкретной практике как на национальном, так и на международном уровнях. Ими также изучаются проблемы кризиса демократии, увеличения разрыва между полюсами богатства и бедности, дегуманизации и эксклюзии, опасности экологической катастрофы и пр.
Для анализа мировоззрения “антиглобалистских” движений большое значение имели как классические, так и современные методологические подходы, используемые социологией движений. В основном мы опирались на положения теории новых социальных движений, представленной работами Р. Айермана, Э. Гидденса, Э. Джэмиссона, М. Диани, М. Кастельса, Р. Кохена, А. Мелуччи, А. Турэна. В этих исследованиях дается разносторонний анализ современных социальных движений и их идейных тенденций, являющихся социальной базой развития глобального «движения движений» XXI в; обосновывается отличие современных движений от им предшествующих; описываются их типология, структура, стратегии, задачи и, самое главное, результаты их деятельности - конкретные социальные инновации. Последние связаны главным образом с глубинными изменениями в мировоззрении индивидов, что привело в конце XX в., к изменению общественных отношений (трудовых, возрастных, этнических, гендерных и др.).
Развитие современных социальных движений и общественных организаций в России комплексно изучаются Е. А. Здравомысловой, М. Либоракиной, М. Л. Макальской, И. М. Модель, Б. С. Модель, А. Ю. Сунгуровым, В. Н. Руденкиным, В. Г. Хорос, А. А. Шмелевой, В. А. Ядовым. В нашем обществе подъем интереса к социальным движениям был связан с ростом политических движений и протестов с конца 80-х годов. Их исследованиями занимались ученые Ю. Левада (ВЦИОМ), Л. Гордон и Э. Клопов (Институт проблем занятости РАН, Министерство труда России), В. Костюшев (Институт социологии РАН и Секция общественных движений СПб. ФИС РАН). Региональные исследования протестов проводились в Алтайском крае С. И. Григорьевым, Ю. Е. Растовым, В. В. Нагайцевым, в Калужском институте социологии - А. К. Зайцевым и др.
С развитием общественного сектора в России проводится анализ новых социальных движений, опирающихся на общественные организации. Изучением экологических движений в России занимается группа научных сотрудников Института Социологии РАН (руководитель О. Н. Яницкий), этнических - группа этносоциологов Института этнологии и антропологии РАН под руководством Л. Дробижевой. Женское движение активно изучается на базе Центра гендерных исследований ИСЭГТН РАН и Центра гендерных проблем Санкт-Петербурга О. Липовской, А. Посадской; в Уральском государственном университете - Л. Л. Рыбцовой.
Непосредственно по “антиглобалистским” движениям заслуживают внимания публикации и выступления учёных Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктора экономических наук, профессора, председателя общественной организации «Демократический контроль» (АТТАК-Россия) И. И. Мысляевой, д-ра экон, наук, проф., президента российского Фонда «Альтернативы» А. В. Бузгалина, работы представителя организации «Мир - не товар» Б. Ю. Кагарлицкого, а также К. Клеман, О. Смолина, О. Шеина - других видных активистов движения.
За рубежом опубликованы работы, содержащие первую попытку анализа движений, активно выступивших за альтернативную модель глобализации в Сиэтле в 1999 г. и Вашингтоне в 2000 г. Это книги: Дж. Брекера в соавторстве с Т. Костелла, и Б. Смит «Глобализация снизу» (2000), А. Стар «Называя врага: антикорпоративное движение в конфронтации к глобализации» (2000), Дж. Томаса «Баталия в Сиэтле: предыстория и за пределами истории» (2001) и др. Стоит отметить, что авторы сами признают, что их анализ далек от исчерпанности, так как движение продолжает развиваться, а его мировоззрение - приобретать новые формы выражения. Хотя идеология движения находится на стадии формирования, тот факт, что уже кристаллизуются его основные идейные позиции, дает возможность уловить комплекс мировоззренческих ориентаций, которые задают движению направленность.
Таким образом, целью диссертационного исследования являются раскрытие сущности мировоззрения движения и систематизация его основных идейных позиций.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- изучить контекст, в котором происходит развитие движения - основные тенденции глобализации в социокультурной, информационной, экономической и политической сферах; выявить факторы, детерминирующие его развитие, - противоречия, вызывающие социальную напряженность в обществе;
- установить связь между социальной напряженностью в современном обществе и развитием движения, выявить его истоки и динамику;
- на базе конкретного социологического анализа изучить социальную базу движения, состав и выделить его основные элементы;
- раскрыть сущность мировоззрения движения, систематизировать его основные идейные тенденции и выявить объединяющие движение цели и задачи;
- раскрыть коллективную идентичность движения, определить ее составляющие и установить корреляцию с предлагаемым альтернативным социальным порядком.
Объектом исследования являются движения, которые выступили с крупными акциями протеста в Сиэтле в 1999 г., в Вашингтоне - в 2000 г., в Генуе в - 2001 г., в Барселоне - в 2002 г. и др. городах, а также приняли участие в организации и проведении Всемирного социального форума в Бразилии (Порту-Алегри) в январе 2001 и 2002 гт. Из всего спектра антиглобализма в работе рассматриваются только те движения, которые проявили способность к солидарности и объединению на международном уровне и пытаются перевести глобализацию в более гуманное русло. Мы обходим националистические, террористические, фундаменталистские движения отстаивающие приоритет или превосходство какой-либо одной нации, религии или системы ценностей. Последнее не умаляет значимость анализа современного экстремизма.
Предметом исследования выступает мировоззрение участников “антиглобалистских” движений.
Теоретико-методологическую базу диссертации составляют основные парадигмы и результаты исследований глобалистики, сравнительно-исторический анализ динамики интегративных процессов. Для изучения современных тенденций использовался макросоциологический подход: системный и структурный анализ глобального сообщества; наиболее активно применялась антиглобалистская парадигма, вскрывающая и описывающая негативные аспекты глобализации как главного источника развития движения сопротивления и его мировоззрения. Использовался диалектический анализ антагонистического и неантагонистического характера связи «глобальное - локальное». При изучении предлагаемого движением альтернативного порядка диссертантка опиралась на феноменологический подход.
При теоретическом анализе движения применялись три отрасли социологического знания: социология духовной жизни, социология движений и социология конфликта. Была проведена историческая ретроспекция развития, трансформации и объединения движений через призму теории коллективного поведения, теории конфликта, теории мобилизации ресурсов, теории новых социальных движений. Автором также используется «гипотеза о развитии глобального движения». Для изучения мировоззрения движения использовались социология общественного сознания и социология культуры.
Эмпирическую базу исследования составили результаты, полученные путем анализа статистических данных и отчетов ООН по «программе развития» (Human Development Report) и Всемирного банка по финансированию мирового развития (Global Development Finance), что позволило провести сравнительный анализ влияния глобализации на различные регионы, страны, социальные группы и выявить неравномерность и ассиметрию в их развитии.
Проведено конкретное социологическое исследование на основе электронного опроса общественных организаций из различных стран (Аргентины, Бирмы, Бразилии, Великобритании, Канады, Индии, России, США, Швеции) входящих в состав движения (февраль - март 2002 г., N=127; 4, 7 % - отказа); включенного наблюдения и неформализованного интервью во время проведения протеста (16 апреля 2000 г., Вашингтон); контент-анализа веб-страниц организаций, составляющих социальную базу движения.
Полученные данные стали материалом для раскрытия сущности мировоззрения “антиглобалистского” движения и систематизации его основных идейных тенденций. Изучен состав движения, определены его основные элементы и самоидентификация. Осуществлен синтез мировоззренческих ориентаций движения в целостную картину; определена модель коллективной идентичности движения.
Автор видит новизну полученных результатов, выносимых на защиту, в следующем:
1. Предпринята одна из первых попыток раскрыть сущность мировоззрения движения, чья деятельность направлена на изменение складывающегося глобального порядка. Установлено, что основным убеждением движения является необходимость в подотчетности глобальных институтов локальным сообществам, сохраняющим непосредственную связь со своей культурой, определённой территорией, материальным производством. Подотчетность подразумевает открытость, «прозрачность», корреляцию принимаемых глобальными институтами решений с нуждами представителей локальных сообществ, с одной стороны, и гражданский надзор, инклюзивность и общественный дискурс - с другой.
2. Выявлена прямая связь между социальной напряженностью, которая возникает на локальном уровне и вызывает протесты в разных точках планеты, и глобальным порядком, поддерживаемым политико-экономической элитой. На сегодняшний день глобальные институты ориентированы на создание “свободного” мирового рынка, приносящего основную выгоду узким социальным группам.
3. Выявлена тенденция глобализации самих общественных движений, которые в борьбе за свои интересы, не теряя связь с локальным уровнем, выходят за рамки национальных границ и проявляют способность к международному объединению, солидарности и формированию интегративного мировоззрения.
4. Раскрыты мировоззренческие позиции «движения движений» в их комплексе: ориентация на концепцию устойчивого развития социальной, экологической и экономической составляющих жизненной среды человека; сохранение культурного многообразия локальных сообществ; установление принципов прямой демократии; защиты гражданской суверенности личности.
5. Систематизированы объединяющие гносеологические позиции участников движения (альтернативные интерпретации современных интеграционных процессов, создание модели глобального порядка); раскрыты их духовно-практические установки (приоритет гуманистических ценностей, контроль над своими ресурсами и жизнью, вовлеченность граждан в регулирование глобальных процессов); определены нравственно-ценностные ориентации субъектов (справедливость, солидарность, взаимопомощь, равенство прав и возможностей, альтруизм, достоинство). Общность данных позиций обеспечивает мобилизацию и интегрированность участников движения.
6. Определена проективная коллективная идентичность движения, выраженная в «зеленом» сознании, активной гражданской позиции, любви к ближнему. Основанная на планетарном мышлении, она позволяет комплексно подходить к проблеме выживания человечества и сохранения культурной уникальности через связь с локальным уровнем.
7. Охарактеризована альтернативная модель порядка, которую стремится построить движение в рамках глобализации; суть ее в изменении современной формы мирового порядка, при котором большая часть благ достается очень узкому слою политико-экономической элиты, и в направлении антиномичного процесса в более гуманное, регулируемое русло.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и результаты могут быть использованы:
- в социологии движений в качестве материала для развития новой теоретической концепции о глобальном движении;
- в глобалистике для изучения нового глобального феномена;
- как основа для формирования критического отношения к происходящим процессам на глобальном уровне, для инициирования дискуссий об альтернативах глобального развития и возможности гуманистической глобализации;
- для инициирования активной адаптации гражданского населения и его вовлеченности в регуляцию интеграционных процессов, оказывающих непосредственное влияние на всех членов человеческого сообщества.
Апробация работы. Основные положения работы были представлены на конференциях различного уровня: научно-практической конференции Гуманитарного университета, посвященной проблемам глобализации (май 2002, Екатеринбург), V Региональных Когановских чтениях (март 2002, Екатеринбург), международной конференции «Глобализация и возможности российско-американского сотрудничества в бизнесе, образовании и культуре» (декабрь 2001, Екатеринбург); на заседаниях кафедры теории и истории социологии Уральского государственного университета и тематических семинарах кафедры социологии и социальной работы Дальневосточного государственного технического университета.
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 176 наименований, концептуального глоссария, 15 приложений. Основное содержание изложено на 153 страницах, включая 3 таблицы и 5 рисунков.
В заключении раскрыта логика исследования и подведены основные итоги. Автор приходит к выводу, что формирование планетарного сознания сегодня идет достаточно вариативно. В работе рассматриваются две его противоположные фор-мы. Носителями первой чаще являются глобализированные элиты, чей либерально-потребительский космополитизм не редко сопряжен с игнорированием культурных особенностей сообществ, “освобождением” от ответственности перед своим наро-дом и страной и использованием концепции “открытого общества” для беспрепятственного доступа к благам и ресурсам локальных сообществ во всем мире. Поэтому экономико-политическая элита способствует в первую очередь верхушечной глобализации рынков, капиталов и культуры консьюмеризма, отвечающей ее интересам. Общественное движение формирует альтернативное мировоззрение, ставшее основой для глобализации гражданского общества и его вовлеченности в регулирование интегративных процессов. Особенность нового планетарного мышления субъектов движения состоит в том, что их идентичность не теряет своих глубинных основ, сохраняя через локализм свою уникальность.
1. Эриксон Д. Ф. Глобальное движение XXI века: мифы и реальность // Мате-риалы V Ежегодной научно-практической конференции «Глобализация: реальность, противоречия, перспективы». - Екатеринбург: Изд-во Гуманитар. ун-та, 2002. С. 263 - 265.
2. Эриксон Д. Ф. Антиглобализм иррациональный и рациональный // V Региональные Когановские чтения «Социология в российской провинции: тенденции, перспективы развития». - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. С. 26-29.
3. Эриксон Д. Ф. Глобализация социальных и культурных процессов: позитивные и негативные аспекты // Материалы международной конференции «Глобализация и возможности российско-американского сотрудничества в бизнесе, образовании и культуре». - Екатеринбург, 2001. С. 47 - 54.
4. Сергеева Д. Ф. Специфика адаптации личности в кризисном обществе // Научные труды ДВГТУ. - Владивосток, 2000. С. 76 - 79.
5. Сергеева Д. Ф. Кризисное общество как предпосылка к кризису личности. Вологдинские чтения. Сборник ДВГТУ. - Владивосток, 2000. С. 131 - 134.
6. Diana F. Sergueeva. Filling the Ideological Vacuum // Третий Международный студенческий конгресс стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Молодежь и научно-технический прогресс": Материалы конгресса // ДВГТУ. - Владивосток, 1999. С. 289 - 292.