Актуальность темы исследования. Глубокая трансформация социальной реальности в современной России вызывает коренные изменения в коммуникативной сфере. До начала реформ универсальным посредником здесь выступало вездесущее и всепроникающее государство. Используя директивно определённое и обязательное к изучению мировоззрение, оно создавало унифицированную коммуникативную среду, которая присутствовала, как фон, даже при неформальном общении. Его участники, даже пытаясь дистанцироваться от государственной идеологии, вынуждены были выражать своё отношение к ней. Внегосударственная (неформальная) и антигосударственная (оппозиционная) коммуникация, таким образом, всё равно отталкивалась от комплекса государственно санкционированного комплекса мировоззренческих представлений.
Становление рыночной экономики, при которой свыше 80 % предприятий находится в частной собственности, неизбежно породило гражданское общество, то есть сферу общения, не контролируемую государством. Отказ от единого и общеобязательного официального мировоззрения поставил каждого индивида перед необходимостью самостоятельно определять для себя жизненные приоритеты и искать новые основы для коммуникации. Проблема подлинной коммуникации, таким образом, стала в последнее десятилетие реальной в масштабах всего российского общества.
В поисках социокультурных оснований, способных обеспечить коммуникацию на новой основе, современный россиянин обращается к языку повседневности, превращая его в официальный слэнг, заимствует иноязычные слова, русифицируя их, а также — в гораздо меньшей степени — использует коммуникативные традиции дореволюционной российской культуры. Все эти три компонента, причудливо перемешиваясь, формируют современную коммуникативную среду. Они навязываются индивиду через посредство образования, активно предлагаются ему средствами массовой информации. Стремясь утвердить собственные жизненные приоритеты, индивид воспринимает этот мультикультурный диктат как неподлинную (несобственную) коммуникацию и стремится противостоять унификации, устанавливая коммуникацию подлинную (собственную).
Этот процесс, неизбежный в ситуации мировоззренческого плюрализма, приводит в современной России к формированию характерной исключительно для неё, специфической коммуникационной среды. Изучение последней философами, культурологами и лингвистами только начинается. Однако исследования, основанные на собственном, современном российском материале, могут и должны дополняться анализом того, что было сделано в данной области за рубежом. Так, поиски подлинной коммуникации, в которой одна уникальная экзистенция только и может раскрыться навстречу другой, реализовать все свои наиболее ценные, творческие возможности, глубоко проанализированы Карлом Ясперсом (1883-1969), который был не только одним из создателей немецкого экзистенциализма, но и классиком психологии и психиатрии XX века.
Учение К. Ясперса о подлинной коммуникации было призвано противостоять, с одной стороны, диктату тоталитарной идеологии, а с другой — бездуховной и формальной коммуникации в обществе, где рыночные отношения оттесняют культуру на задний план. Подлинная коммуникация не усредняет людей, не уравнивает их, не лишает их личных свойств, а, наоборот, способствует их индивидуализации и духовному развитию. Суть такой коммуникации в том, что она требует от каждого человека глубокого понимания истоков человеческого бытия и обретения себя как личности.
Такого рода индивидуализация представляется единственно возможным путём для спасения высокой гуманистической культуры в современном российском обществе: развитие межличностной коммуникации в постсоветское время остро нуждается в собственной гуманистической основе, ориентированной на раскрытие творческого потенциала отдельной личности. Это и определяет актуальность исследования учения о подлинной коммуникации в философии К. Ясперса.
Степень разработанности проблемы.
Неверно было бы утверждать, что учение К. Ясперса, как и весь немецкий экзистенциализм в целом, было обойдено в российской историко-философской литературе XX века. Хотя отношение к нему было предопределено специальным постановлением ЦК КПСС, в котором экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм объявлялись наиболее важными течениями в современной буржуазной философии, с которыми марксисты должны вести непримиримую борьбу, в работах А. С. Богомолова, Р. М. Габитовой, П. П. Гайденко, Б. Т. Григорьяна, К. Н. Любутина, Н. В. Мотрошиловой, Т. И. Ойзермана, Э. Ю. Соловьева и других отечественных историков философии был проведён обстоятельный научный анализ многих положений учения К. Ясперса.
После 1991 года исследования учения К. Ясперса, равно как и иных представителей западной философии, ещё более освобождаются от влияния тенденциозных идеологических схем. В работах П. С. Гуревича, С. Н. Мареева, Е. В. Мареевой, А. В. Перцева, А. М. Руткевича, А. Н. Типсиной и других историков философии раскрываются новые черты и особенности его философии существования. Выходят новые переводы работ немецкого экзистенциалиста.
Тем не менее, можно утверждать, что К. Ясперс известен в современной России прежде всего как политический мыслитель и создатель оригинальной концепции философии истории. Лишь в 1997 году опубликован перевод его фундаментального труда «Общая психопатология» (1913), в котором, по сути дела, уже высказаны многие основополагающие идеи немецкого экзистенциализма. Общая антипсихологическая установка философии диалектического и исторического материализма принималась за основополагающую черту философии как таковой, что препятствовало адекватной оценке учения К. Ясперса, возникшего на основе психологических исследований. В Ясперсе-психологе не видели или не желали видеть Ясперса-философа — точно так же, как его не желал замечать и принимать всерьез другой антипсихологист-неокантианец Г. Риккерт.
Между тем глубокие психологические наблюдения и опыт врача-психиатра позволили К. Ясперсу создать не только оригинальную философию человека, но и детально разработать учение о подлинной коммуникации. Эти его достижения до сих пор изучены и оценены не в полной мере.
За рубежом учение об экзистенциальной коммуникации К. Ясперса активно исследуется и обсуждается немецкими авторами. Для соотечественников философа характерен не только подробный анализ позиции К. Ясперса, но и попытки дальнейшего развития экзистенциальной философии как важного элемента современной культуры. Именно учение о подлинной коммуникации рассматривается здесь как ключ к пониманию всей философии К. Ясперса в целом — не только его философии истории, но и его историко-философских работ, исследований по истории культуры и религии. Подчёркивается практическая направленность его экзистенциализма, который мыслился его создателем не как абстрактно-философская концепция, а как способ для преобразования жизни человека и общества, как обоснование своеобразной экзистенциалистской утопии, призванной спасти гуманистические ценности культуры в бездуховном индустриально-рыночном мире.
По этой причине учение К. Ясперса о коммуникации исследуется во всём разнообразии его возможных приложений. Так, X. Хоммес прослеживает связь «экзистенциального прояснения» с проблемами государственного права, подчёркивая, что по своей структуре коммуникация имеет три формы выражения — «бытие в мире», «бытие с другим» и «бытие перед трансценденцией». Кратко останавливается на ясперсовском понятии коммуникации М. Тойниссен в своей книге «Другой». Заостряя внимание на диалогической форме, данный автор допускает два альтернативных начала — другой как «чужое Я» и другой как «своё Ты». Эти начала как раз соответствуют точке зрения «неподлинной» и «подлинной» коммуникации К. Ясперса.
Особенного внимания заслуживает работа Ф. Й. Фукса, в которой предпринята попытка развёрнутого исследования учения К. Ясперса о коммуникации. В этой работе отстаивается мысль о фундаментальном значении проблемы коммуникации для понимания человеческого мышления и социального бытия, а восхождение к подлинной коммуникации трактуется как возвышение позитивной роли творческого индивида в общественных системах.
В своей работе мы не стремимся исследовать творчество К. Ясперса в целом, однако, выдвигая на передний план вопрос о подлинной (экзистенциальной) коммуникации, мы оказываемся перед необходимостью затронуть достаточно широкий круг тем. Анализ проблемы коммуникации не может быть проведён изолированно от анализа других аспектов философии существования, разработанной немецким мыслителем. Хотя поиски подлинной коммуникации всегда составляли не только главный смысл его философствования, но и смысл всей его жизни, в отечественной историко-философской литературе нет специальных исследований, посвящённых данной проблеме. Восполнить этот пробел и призвана наша работа.
Объект исследования. В качестве объекта данного диссертационного исследования выступает философское творчество К. Ясперса, отстаивающего приоритетное значение наивысших культурных достижений человечества для свободного выбора собственной жизненной стратегии индивидом.
Предмет исследования. Предметом исследования является учение К. Ясперса об экзистенциальной коммуникации как одной из важнейших форм творческой самореализации человека, роль экзистенциальной коммуникации в конституировании достойных человека форм общественной жизни, а также возможности, которые предоставляет для обеспечения экзистенциальной коммуникации язык как феномен и медиум культуры.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящего диссертационного исследования является анализ учения К. Ясперса об экзистенциальной коммуникации, изучение его биографических, научных и социокультурных истоков, а также того значения, которое это учение имеет для всей его философской концепции в целом и для его философии языка, в частности.
Задачи диссертационного исследования:
1. Провести исследование истоков учения К. Ясперса об экзистенциальной коммуникации, рассмотреть биографические, философские и социокультурные факторы, определившие первоочередной интерес мыслителя к этой проблеме.
2. Проследить становление понятия «экзистенциальная коммуникация», определить его философское содержание в контексте философии существования К. Ясперса и, в частности, в контексте его учения о понимании как методе гуманитарного познания; выявить связь этого понятия с другими ключевыми понятиями его философии — «истина», «свобода», «экзистенция», «пограничная ситуация», «трансценденция», «объемлющее».
3. Прояснить экзистенциальный смысл учения К. Ясперса о коммуникации, т. е. выявить то значение, которое переход от неподлинной коммуникации к подлинной через пограничные ситуации должен иметь для становления свободного и ответственного человека.
4. Исследовать два вида подлинной коммуникации, в которых способна раскрыться человеческая экзистенция: подлинное (собственное) общение с Другим и подлинное общение с Трансценденцией как высшим запредельным началом, дающим импульсы к культурному творчеству и самосозиданию индивида через посредство «шифров трансценденции».
5. Проанализировать учение К. Ясперса о языке для выявления возможностей, которые язык предоставляет для обеспечения экзистенциальной коммуникации, а также определить границы этих возможностей и трудности, возникающие при языковом оформлении смыслов подлинной коммуникации.
6. Провести анализ диалогичности как единственно возможной формы экзистенциальной коммуникации, выявить специфику понимания К. Ясперсом экзистенциального диалога.
Методологическая основа исследования.
Классический метод историко-философского исследования сочетается в данной работе с методом понимания, который использовался самим К. Ясперсом, вслед за В. Дильтеем. Учение К. Ясперса о коммуникации рассматривается как составная часть его философского учения в целом, а это последнее — в контексте историко-философского процесса, что позволяет проследить «филиацию идей», теоретические истоки учения немецкого экзистенциалиста. В то же время следует принять во внимание, что обращение К. Ясперса именно к данной проблематике обусловлено спецификой исторической ситуации в Германии и в Европе в целом, сложившейся в XX веке, традициями науки и культуры. Классический метод историко-философского исследования предполагает первоочередной анализ этих факторов. Однако само содержание экзистенциализма К. Ясперса, его гуманистический пафос, выражающийся в стремлении отстаивать культуру и ценность индивидуального творчества во времена бурного развития технически детерминированной цивилизации, не позволяет ограничиться исследованием его концепции только как результата объективных исторических и культурных процессов. Метод понимания, обоснованный и использованный самим К. Ясперсом, требует, в отличие от метода объяснения, не сведения индивидуального к социальному, общеисторическому и общекультурному, а постижения жизни именно данного индивида во всей её уникальности и полноте. Изучение биографии мыслителя, его собственного жизненного пути позволяет не только выявить неповторимые особенности созданного им учения, но и рассмотреть последнее как форму осознания и решения его собственных жизненных проблем, как выражение на языке философии его жизненного кредо. Постоянное существование на грани жизни и смерти, вызванное состоянием здоровья К. Ясперса (бронхоэктазы и сердечная недостаточность), выбор медицины как профессии, связанный с этим, постоянный поиск возможности мобилизовать собственные духовные возможности для преодоления собственных телесных недугов и, в конечном счёте, стремление врачевать общество посредством распространения в нём подлинной коммуникации — все это может и должно рассматриваться как биографические, экзистенциальные истоки его учения о подлинной коммуникации как диалоге Я и Ты.
Без изучения этих биографических истоков учения К. Ясперса были бы упущены крайне важные его черты. Но изучение их требует особого метода, который был развит не только самим К. Ясперсом и его идейными предшественниками С. Кьеркегором, Ф. Ницше и В. Дильтеем, но и М. Бубером, Н. Бердяевым, С. Франком и Л. Шестовым.
Научная новизна и практическая ценность работы.
В работе впервые предпринята попытка рассмотреть учение К. Ясперса как манифестацию его экзистенциальной «воли к подлинной коммуникации». Таким образом, концепция подлинной коммуникации толкуется нами не просто как рассмотрение К. Ясперсом одной из философских проблем в ряду других, а как смысловой стержень, пронизывающий и связующий всю его философию существования. Подлинная коммуникация, в которой одна экзистенция раскрывается навстречу другой, выступает, во-первых, смыслом жизни самого философа. Во-вторых, он создаёт своеобразную экзистенциалисткую утопию, предполагающую распространение подлинной коммуникации во всём человеческом обществе — с целью вытеснения отчуждённых, техницистски детерминированных отношений между людьми. В-третьих, источником воли к утверждению подлинной коммуникации с другими людьми для К. Ясперса выступает подлинная коммуникация с Трансценденцией, осуществляемая через наивысшие достижения культуры как «шифры Трансценденции». Всё остальное философское учение может рассматриваться как обоснование возможности и необходимости перехода к подлинной коммуникации, а также как поиск адекватных средств для неё.
Такое понимание философии существования К. Ясперса и определяет научную новизну работы. Оно не только даёт ключ к новой, более адекватной интерпретации его учения, но и позволяет в должной мере оценить социально-практическую ориентированность его концепции «философской веры», направленной на преобразование технократических общественных отношений.
Представляется, что анализ учения К. Ясперса об экзистенциальной коммуникации представляет интерес не только для философов, но и для социологов, исследующих коммуникативные процессы, а также для психологов и педагогов, стремящихся обеспечить максимальную творческую реализацию свободного и ответственного человека.
Предложения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы при разработке и чтении курсов, посвящённых проблемам современной философии, а также при разработке коммуникативных практик и тренингов.
Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы изложены автором на международной конференции при кафедре иностранных языков УГТУ-УПИ (Екатеринбург, УГТУ-УПИ, май, 2000 год), а также на научно-методической межвузовской конференции по проблемам качества обучения (Каменск-Уральский, Филиал УГТУ-УПИ, декабрь, 2002 год). Материалы работы обсуждались на кафедре истории философии Уральского государственного университета (Екатеринбург, УрГУ, март, 2002 год, май, 2003 год).
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и содержит 158 страниц.
1. Полуяхтова Е. М. Проблема понимания при обучении иностранному языку. Философский аспект / Е. М. Полуяхтова // Материалы международной научно-методической конференции УГТУ-УПИ. — Екатеринбург, 2000. - с. 51-52.
2. Полуяхтова Е. М. Гуманизация образования и подлинная коммуникация К. Ясперса / Е. М. Полуяхтова // Управление качеством образования. Сборник материалов научно-методической конференции. Г. Каменск-Уральский, 21 октября 2002 г. — Екатеринбург, 2003. - с. 6-8.
3. Полуяхтова Е. М. Коммуникации — путь к преобразованию общества / Е. М. Полуяхтова // Новые знания. — М., 2003. - № 2. - с. 21-22.
4.