Актуальность темы исследования.
Современная ситуация в России характеризуется актив¬ным поиском путей повышения уровня благосостояния тех слоев населения, которые испытывают большие трудности в реализации своих основных потребностей. Государство, учитывая те противоречия, которыми характеризуется процесс становления и утверждения рыночных отношений, берет на себя обязанность по оказанию социальной помощи тем социальным группам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое воспроизводство и развитие. Поэтому постоянно совершенствуется деятельность учреждений социальной защиты, осуществляется подготовка специалистов, которые способны квалифицированно помогать нуждающимся людям. Разработано и развивается законодательство, направленное на обеспечение адресной эффективной помощи тем, кому она в первую очередь требуется.
Особой социальной группой, которая выступает объектом постоянной и разнообразной поддержки со стороны государства, общественных организаций являются дети. Во все времена общество старалось оказать помощь подрастающему поколению, сознавая отсутствие у детей какой-либо возможности самостоятельного решения тех проблем, которые возникают при реализации как базовых потребностей человека, так и тех, которые связанны с получением медицинской помощи, образования, начальных профессиональных знаний.
Большой опыт в организации социальной поддержки детей имеется в различных регионах нашей страны. На местном уровне органы социальной защиты с привлечением квалифицированных специалистов организуют постоянное изучение тех проблем, которые существуют у детей, нуждающихся в социальной поддержке. Принимаются местные законодательные акты, специальные программы, направленные на решение конкретных проблем, существующих у детей-инвалидов, детей, у которых родители лишены родительских прав, живущих в малообеспеченных семьях, нуждающихся в помощи при трудоустройстве, в получении начальной профессиональной подготовки и т.д.
Свердловская область отличается тем, что в ней уже на протяжении многих лет осуществляется не только активная социальная поддержка детей, нуждающихся в защите и помощи со стороны различных социальных институтов. Законодательная и исполнительная власть по инициативе министерства социальной защиты разрабатывает и принимает те местные законодательные акты, также специальные программы, которые позволяют существенно улучшить помощь беременным женщинам, семьям, в которых растут дети-инвалиды, многодетным и малообеспеченным семьям и т.д. При этом важнейшей особенностью этой работы выступает то, что основным объектом социальной поддержки является не только ребенок, но и та семья, в которой он растет и воспитывается. Основным направлением совершенствования всей деятельности органов социальной защиты является создание условий, когда семья сможет самостоятельно решать большинство возникающих у нее проблем, связанных с содержанием детей и обеспечением их успешной первичной социализации.
Однако обобщение имеющегося опыта, выделение тех перспективных направлений, в рамках которых должна в дальнейшем развиваться социальная поддержка детей, осуществляется явно недостаточно. Отсутствуют специальные исследования, которые позволили бы выявить основные противоречия, имеющиеся в этой сфере, а так же наметить те меры, которые позволяют наладить эффективную систему взаимодействия государства, общественности с семьей с целью обеспечения успешного физического, психического и социального развития подрастающего поколения.
Особенно важным является социологический анализ тех проблем, которые существуют в сфере организации социальной поддержки детей и поиска путей ее совершенствования. Социология дает возможности исследовать систему отношений, возникающих между ребенком, родителями и теми социальными институтами, которые способны оказать ему действенную поддержку как в реализации его базовых потребностей, так и тех, которые связаны с успешной самореализацией в современном мире. Социологический анализ позволяет рассмотреть саму систему социальной поддержки с позиций уровня культуры организации данной деятельности.
Культура формирует ту совокупность знаний, ценностей, практических действий, которые направлены на постоянное совершенствование взаимодействия социальных субъектов с окружающим миром. Сама социальная помощь со стороны различных государственных учреждений, общественных организаций может осуществляться на основе различных культурных норм, принципов, ориентаций и установок. Их содержательный анализ позволяет выявить как достигнутый уровень организации социальной поддержки детей, так и возможности дальнейшего его повышения.
Поэтому актуальной проблемой социологического анализа становится исследование культуры организации социальной поддержки детей в современных условиях в нашей стране. Требуют специального исследования следующие проблемные ситуации.
Во-первых, необходимо выяснить содержание тех ориентаций и установок, которые характеризуют наиболее типичную и распространенную форму социальной поддержки различных категорий детей. Это позволит четко определить уровень развития соответствующей культуры и ориентиры ее развития.
Во-вторых, важной задачей в современных условиях является поиск такой системы взаимодействия государства с семьей, когда та сможет постоянно наращивать свои возможности по самостоятельному разрешению тех жизненных ситуаций, которые пока вызывают необходимость оказания социальной поддержки ребенку со стороны органов социальной защиты.
В-третьих, насущной проблемой является поиск и создание эффективного взаимодействия различных государственных учреждений и организаций для обеспечения разносторонней и комплексной помощи тем детям, которые в ней нуждаются. В настоящее время еще нередко наблюдается ведомственный подход в решении тех сложных жизненных ситуаций, в которых оказываются дети дошкольного и школьного возраста.
В-четвертых, анализ и обобщение регионального опыта развития культуры социальной поддержки детей создают условия для четко обоснованного совершенствования работы органов социальной защиты в масштабах всей страны.
В предлагаемой работе намечаются основные пути разрешения указанных проблемных ситуаций.
Степень научной разработанности проблемы.
Феномен культуры организации социальной поддержки детей исследуется различными специалистами.
Прежде всего, необходимо отметить тех социологов, в чьих работах заложена методологическая основа исследования современной культуры и различных форм ее проявления. Это, в первую очередь, исследования Бажутина Т.О., Вишневского Ю.Р., Грунт, Е.В., Ерасова Б.С., Ешич М.Б., Заборовой Е.Н., Ионина Л.Г., Кагана М.С., Когана Л.Н., Кона И.С., Кутырева В.А., Межуева В.М., Мид М., Сорокина П.А., Шапко В.Т., Шаталовой Н.И. и др.
Особо выделяются исследования специфики социологического изучения организационной культуры, предпринятые Аслановым Л. А., Атаманчуком Г.В., Бабосовым Е.Н., Виханским О.С., Липатовым В.С., Мухиным В.И., Пригожиным А.И., Резником Ю.М., Родиным О.А., Удальцовой, Н.В., Франчуком В.И., Фроловым С.С., Шейниным Э., Щербиной В.В.
Поскольку организация социальной поддержки осуществляется в большинстве случаев через систему взаимодействия органов социальной защиты с семьей, то необходимо отметить исследователей, которые изучают современное состояние и тенденции развития семьи. Актуальные проблемы ее функционирования и развития анализируются в работах Антонова А.И., Бойко В.В., Волкова А.Г., Гаспарян Ю.А., Гребенникова И.В., Голода С.И., Голофаста В.В., Елизарова В.В., Зацепина В.И., Кузьмина А.И., Медкова В.М., Рыбцовой Л.Л., Раних В.А., Павлова Б.С., Свадьбиной Т.В., Сорокина С.А., Харчева А.Г. и др.
Культура организации социальной поддержки детей определяется, в первую очередь, особенностями первичной социализации ребенка. Исходя из возрастных физических, психических, социальных особенностей детского возраста, должна осуществляться помощь в решении тех проблем, которые существуют у детей. В этой связи необходимо подчеркнуть исследования, посвященные актуальным проблемам совершенствования первичной социализации ребенка в семье, учреждениях образования и воспитания. По данной проблематике выделяются работы Анзора Л.И., Антонова А.И., Артемьева А.И., Буянова М.И., Кашапова Р.Х., Ковалевой А.И., Кона И.С., Корниенко Н.А., Меренкова А.В., Мудрика А.В., Немировского В.Г., Нечаева В.Я. Осипова А.М., Рубиной Л.Я., Сибирякова С.Л., Шереги Ф.Э. и др.
Исследования по актуальным проблемам социальной работы в нашей стране стали осуществляться сравнительно недавно. Однако в последние годы появились труды, в которых анализируются специфические особенности осуществления социальной поддержки детей в современных российских условиях. Здесь следует отметить работы Бекер Г., Гурко Т.А., Гусляковой Л.Г., Жуковой В.И., Каблицкой М.И., Латкина В.А., Матвейчик З.Я., Москаленко В.Д., Мошняга В.П., Попова В.Г., Саралиевой З.Х., Смирновой Е.Р., Сорвиной А.С., Холостовой Е.И., Шанина Т. и др.
Признавая значение и роль указанных исследователей в разработке отдельных аспектов культуры организации социальной поддержки детей, стоит отметить, что в отечественной социологии еще явно недостаточно изучена данная проблема и требуются дальнейшие исследования состояния и основных тенденций развития этого социального явления.
Объектом исследования является культура организации социальной поддержки детей в современных условиях на примере Свердловской области.
Предметом исследования выступают основные противоречия и тенденции развития культуры взаимодействия семьи и общества при организации социальной поддержки детей.
Цель диссертационной работы состоит в изучении состояния и основных тенденций развития культуры организации социальной поддержки детей в современных условиях.
Задачи исследования:
- выявить основные характеристики современного состояния культуры организации социальной поддержки различных категорий детей.
- исследовать основные направления осуществления социальной поддержки детей.
- выявить те типичные проблемы семьи, которые вызывают необходимость оказания ей поддержки в обеспечении эффективной социализации ребенка.
- определить основные направления той семейной политики, которая обеспечивает дальнейшее развитие культуры организации социальной поддержки детей в современных условиях.
Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции классиков социологической мысли, труды современных отечественных и западных социологов, специалистов по социальной работе, семье и детям, посвященных проблемам культуры организации социальной поддержки детей. Основными концептуальными положениями являются представления о развитии и саморазвитии социальных субъектов в процессе совершенствования культуры взаимодействия между ними. Семья как основной институт первичной социализации ребенка характеризуется потребностью в наличии всех необходимых социальных условий для реализации своей функции воспроизводства населения и обеспечении успешной первичной социализации детей. Культура организации социальной поддержки детей строится на закономерностях постоянного повышения роли и возможностей семьи как основного субъекта формирования и развития личности ребенка в процессе его взросления.
В работе использован системный и междисциплинарный анализ, позволяющий обеспечить комплексность социологического изучения данного явления.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили отчеты Министерства социальной защиты Свердловской области за последние 10 лет, отчеты областных органов здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, молодежной политики. Эти документы позволили осуществить анализ статистических данных за последние годы, а так же выявить методом контент-анализа основные направления и виды социальной поддержки детей, характеризующие современную культуру организации этой деятельности.
С целью выявления основных проблем, которые побуждают семью обратиться к помощи учреждений государства в решении задач удовлетворения базовых потребностей детей и их успешной социализации, было опрошено методом анкетирования 400 семей, живущих в различных городах и поселках Свердловской области. Выборка многоступенчатая, квотная, пропорциональная половозрастному составу генеральной совокупности с последующим выравниванием по социально-профессиональному и образовательному признаку.
Так же был проведен экспертный опрос специалистов, занимающихся разработкой и осуществлением основных направлений современной семейной политики Свердловской области (35 человек). Помимо этого применялся метод вторичного анализа данных других социологических исследований.
Научная новизна заключается в следующем:
- на примере Свердловской области дан анализ тех типичных проблем, которые характеризуют современную ситуацию организации социальной поддержки различных категорий детей в нашей стране;
-выделены основные противоречия в системе взаимодействия семьи и общества при решении основных проблем обеспечения детей и их успешной первичной социализации;
- впервые определены уровни развития культуры организации социальной поддержки детей со стороны государственных и общественных организаций на основе критерия создания ими условий для возрастания потенциала семьи в самостоятельном решении задач содержания и успешной социализации ребенка;
- на материалах социологических исследований выявлены основные проблемы современной семьи, побуждающие ее об-ращаться за различными формами социальной поддержки к го-сударственным учреждениям, общественным организациям;
- доказывается необходимость комплексного подхода при организации социальной поддержки различных категорий детей, позволяющего объединить усилия всех государственных и общественных организации в решении проблем детства;
- определены основные принципы и направления новой семейной политики, обеспечивающей дальнейшее развитие культуры организации социальной поддержки детей в совре-менных условиях;
- разработаны конкретные рекомендации по дальнейше¬му совершенствованию культуры организации социальной под-держки детей.
Научно-практическая значимость работы.
Выводы и результаты проведенного автором исследования могут быть использованы:
- для дальнейшего совершенствования работы органов социальной защиты в Уральском регионе, а так же в масштабах страны;
- в обеспечении комплексного подхода в организации социальной поддержки различных категорий детей.
- в организации и совершенствовании эффективной семейной политики, направленной на возрастание потенциала семьи в самостоятельном решении тех проблем, которые связаны с заботой о детях и обеспечении их успешной первичной социализации.
- при разработке и чтении учебных курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Социология семьи», «Социология детства», «Организация социальной работы» для студентов социологических, педагогических специальностей, а так же специальности «Социальная работа».
Апробация работы.
Результаты данного исследования обсуждались на научно-практических конференциях:
- Третья Российская научно-практическая конференция «Управление социальными процессами в регионе» (Екате-ринбург, 2003)
- Региональная конференция «Социология в Российской провинции: тенденции и перспективы развития» (Екате-ринбург, 2003)
- Всероссийский семинар «Укрепление демократии через НПО социальной сферы» , (Москва, 2003)
- Международный семинар «Организация помощи и уход за инвалидами» (Германия, Берлин, 2002)
- Региональная конференция «Сбережение населения Свердловской области - проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2001)
- Всероссийская конференция «Информатизация педиатрической науки и практики» (Екатеринбург, 1998)
- Десятый международный конгресс « Проблемы современной медицины» (Германия, Майнц, 1997)
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 121 источник. Объем работы 148 страниц.
1. Культура организации социальной поддержки детей в современных условиях. - Екатеринбург, 2003 - 140с.
2. О подготовке кадров в системе социальной защиты населения // Социальное обеспечение. 2003, № 1 С. 31-35
3. Как реализуется социальная политика в регионе //Социальное обеспечение. 2002, № 11, С. 17-21
4. Основные направления развития культуры организации социальной поддержки детей в современных условиях. // Управление социальными процессами в регионе. Материалы третьей российской научно-практической конференции. - Ек., 2003 - С. 31-34.
5. Пособия для детей. Как контролируют их назначение и выплату //Социальное обеспечение. 2002, № 6, С. 31-33
6. Проблемы реабилитации детей-инвалидов как одно из на-правлений сбережения населения. // Проблемы сбережения населения Свердловской области: проблемы и перспективы. - Ек., 2001 - С.32-35.
7. Адресная помощь - лекарство от иждивенческих настроений. Состояние и перспективы развития социальной за-щиты населения Свердловской области. // Грани Урала, 2001, №5, с 106 - 108.
8. Социальная защита населения в регионе. Учебное пособие. - Ек., 1999, гл. 1.1, 1.2.
9. Здоровье населения Свердловской области и программа его стабилизации. - Ек., 1997, гл. 2, 7, 8.