Изучая особенности отражения в языке духовной культуры народа, его картины мира, современная русская антропологическая лингвистика (в частности, такие ее направления, как этнолингвистика и лингвокультурология) обращается к различным по своему статусу языковым явлениям: одни исследователи работают преимущественно на синхронном материале литературного языка и художественных текстов (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, Н.А. Купина, И.Б. Левонтина, М.Ю. Михеев, Е.В. Рахилина, И.И. Сандомирская, И. А. Стернин, В.Н. Телия, Л.О. Чернейко, А.Д. Шмелев, Е.С. Яковлева и др.), другие используют диалектные данные, факты истории языка, общеславянский фон (Ж.Ж Варбот, Т.И. Вендина, А.Ф. Журавлев, В.М. Мокиенко, С.Е. Никитина, Н.И. Толстой, С.М. Толстая, О.А. Черепанова, А.В. Юдин, Е.И. Якушкина и др., ср. также работы Е.Л. Березович, И.В. Родионовой, М.Э. Рут, выполненные на ономастическом материале). Выбор участка лексикона, подвергаемого изучению в этнолингвистическом аспекте, может быть обусловлен аксиологической нагрузкой или идиоэтнической окраской представлений о каком-либо фрагменте действительности, стоящих за языковыми единицами.
Значимой с точки зрения этнокультурного содержания, воплощенного в се-мантике и внутренней форме слов, можно считать лексику и фразеологию, но-минирующую умственные способности человека. Лексико-семантическое поле «Интеллект человека» следует охарактеризовать как уникальное по объему и со-ставу, представленное во всех формах существования русского языка, отличающееся высокой экспрессивностью, содержащее большой процент образных слов, сохраняющее количественное преимущество за словами с «живой» мотивацией и потому служащее «идеальным» материалом для когнитивной интерпретации.
Феномен человеческого интеллекта и его явленность в лексике и фразеологии языка всегда вызывал неподдельный интерес у исследователей, о чем говорит богатая традиция изучения языковых единиц интеллектуальной сферы. Семантические, прагматические, мотивационные, аксиологические и прочие аспекты анализа лексики поля «Интеллект человека» затрагиваются в трудах И.М. Кобозевой, М.Л. Ковшовой, Л.Е. Кругликовой, Л.Б. В. Айрапетяна, Ю.Д. Апресяна, Т.В. Бахваловой, О.Ю. Богуславской, Т.И. Вендиной, Т.М. Ворониной, В.Г. Гака, М.К. Голованивской, О.П. Ермаковой, А.А. Зализняк, Л.А. Ивашко, В.И. Караси-ка, Никитиной, С.Е. Никитиной, В.А. Плунгяна и Е.В. Рахилиной, М.Э. Рут, Е.В. Урысон и др. В то же время русистами пока не предпринимались попытки описать данное поле целостно (без введения ограничений по социолингвистическому, территориальному, структурному либо частеречному основанию) и осмыслить его как семантико-мотивационное единство, представляющее собой определенным образом структурированное пространство, развивающуюся систему, варьирующую во времени и социуме.
Объектом внимания в настоящей работе является лексико-семантическое поле «Интеллект человека» в русском языке, границы которого определены достаточно широко. Оно объединяет оценочную и нейтральную с точки зрения оценки лексику, соотносимую с представлениями об указанном фрагменте действительности. В состав поля мы включаем как характеристики человека по интеллекту (глупый, тупой, сообразительный, диал. вковырчивый, упак, жарг. эдельвейс), так и обозначения умственной способности (ум, сообразительность, диал. грунт), а также интеллектуальных действий (думать, не соображать, диал. окочурило (кого), жарг. врубаться, тормозить). В рамках поля представлены различные по структуре единицы - как цельнооформленные лек-семы, так и фразеологизмы (а в некоторых случаях факты паремиологии).
Материал исследования включает в себя факты разных форм существования русского национального языка, преимущественно диалектные, просторечные и жаргонные единицы, так как в них наиболее рельефно просматривается набор метафор, используемых носителем языка для выражения «интеллектуальной» семантики, и стоящих за ними мотивационных признаков. При этом диалектный и жаргонный лексиконы в определенном смысле образуют два полюса рассматриваемого словесного пространства, поскольку система оценок и ценностей во многом определяется социальным статусом своего носителя и варьирует в разных социальных стратах. В современном русском обществе оппозицию образуют традиционная народная («крестьянская») аксиология и те ориентиры, которые выработаны в рамках городской молодежной субкультуры. Различия в этих установках отражаются, соответственно, в лексике говора и жаргона, что задает контрастивный ракурс, важный для предпринимаемого исследования. Лексика литературного языка представлена в работе выборочно.
Материал отбирался методом сплошной выборки из дифференциальных лексикографических источников. Фронтальный просмотр Словаря русских народных говоров, Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля, Большого словаря русского жаргона обеспечил достаточно полный охват данных русских говоров, молодежного и уголовного жаргона. Кроме того, к рассмотрению привлечен ряд диалектных словарей, фиксирующих лексику Русского Севера и Среднего Урала, а также специализированные словари молодежного жаргона. Особо следует выделить неопубликованные материалы картотеки Словаря говоров Русского Севера, хранящейся на кафедре русского языка и общего языкознания УрГУ, собранной в результате многолетней полевой работы. В работе использованы данные опроса информантов (студенческая и работающая молодежь, 18-25 лет, около 200 человек, 1997-2002 г.), которым было предложено воспроизвести несколько известных им слов или выражений со значением оценки интеллектуальных способностей человека. Кроме того, материал пополнялся путем включенного наблюдения автора за спонтанной речью современного города. Всего собрано около 5000 номинаций со значениями из сферы «Интеллект человека».
Актуальность настоящего исследования видится в следующем: оно позволит целостно охарактеризовать важный фрагмент русской языковой картины мира, связанный с представлениями об интеллектуальных способностях человека. Комплексные этнолингвистические исследования такого рода, объединяющие анализ фактов различных подъязыков, отсутствуют в современной русистике.
В качестве предмета исследования мы избрали организацию семантической и мотивационной структуры поля «Интеллект человека», которое включает в себя два контрастных лексических множества в соответствии с наличием отрицательных и положительных характеристик умственных способностей человека. Анализ семантической структуры поля предполагает определение основных смысловых блоков поля (т.е. выделение в его составе лексико-семантических зон, которые, в свою очередь, членятся на сектора), оценку объема и продуктивности секторов, описание особенностей взаимодействия данного поля со смежными полями - т.е. его «ближними соседями», а также когнитивную интерпретацию закономерностей построения семантического поля. Но наибольшее внимание уделяется в работе изучению мотивации, которая рассматривается в двух ракурсах. С одной стороны, «донорами» для выражения «интеллектуальной» семантики регулярно становятся определенные пласты лексики (сферы отождествления, предметно-тематические коды); с другой стороны, выделяются некоторые мотивы, идеи, которые могут воплощаться средствами разных кодов. Набор мотивов и набор кодов (и далее - конкретных метафор) «цементируют» поле каждый со своей стороны, «сцепляют» языковой материал, образуя два каркаса, две сетки предпочтений номинатора, каждая из которых (в разной степени) обладает этническим своеобразием.
Целью настоящего исследования является когнитивно-ориентированная интерпретация лексико-семантического поля «Интеллект человека» в русском языке.
Сообразно поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) выявление массива слов с «интеллектуальной» семантикой в разных формах существования русского языка, составление словаря русских лексем и фразеологизмов, выражающих интеллектуальные оценки, называющих мыслительную способность и интеллектуальные действия; 2) характеристика структуры лексико-семантического поля, установление его границ и связей с другими полями; 3) выявление номинативных моделей, лежащих в основе изучаемых лексем и фразеологизмов, и систематизация их в рамках предметно-тематических кодов; 4) определение иерархически организованного набора мотивов, образующих «ментальный каркас» для образных реализаций; 5) лингвистическое портретирование понятий ум и глупость.
В работе используются следующие методы: метод полевого анализа, ономасиологический метод и приемы семантической реконструкции, метод лингвистического портретирования; также были использованы элементы статистического анализа.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые осуществляется этнолингвистическое исследование разнородного по социокультурным параметрам лексико-фразеологического фонда «Интеллект человека» в русском языке. В научный оборот вводится обширный языковой материал, в том числе собранный в полевых условиях.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней предложен и внедрен алгоритм анализа семантической и мотивационной структуры лексико-семантического поля, на основании которого разработана когнитивная модель поля (на примере лексико-семантического поля «Интеллект человека»). Идеи и выводы работы имеют ценность для изучения этнокультурного своеобразия лексики русского языка. Кроме того, в работе предлагается ряд конкретных семантических реконструкций для лексем и фразеологизмов с затемненной внутренней формой.
Исследование имеет практическую значимость, поскольку его результаты могут быть использованы в вузовских курсах по диалектологии, спецкурсах по этнолингвистике, ономасиологии, этимологии. Материалы работы могут войти в словари жаргонной и просторечной лексики русского языка.
Апробация работы. Основное содержание работы изложено автором в докладах на Ежегодной региональной научной конференции «Актуальные проблемы лингвистики» (1998, Екатеринбург); на Международной научной конференции «Лингвокультурологические проблемы толерантности» (2001, Екатеринбург); на 8-й Российской научно-практической конференции «Сельская Россия: прошлое и настоящее» (2001, Орел); на Всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения В.И. Даля (2001, Ярославль); на Всероссийской научной конференции «Язык. Система. Личность: Языковая картина мира и ее метафорическое моделирование» (2002, Екатеринбург); на IV Международной научной конференции «Русская диалектная этимология» (2002, Екатеринбург). По теме опубликовано 10 научных работ, в том числе 7 статей и 3 тезисов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения (здесь представлен словарь русской лексики, связанной с характеристикой интеллектуальных способностей человека). Общий объем работы составляет страниц, из которых составляет основной
текст.
1. Интеллектуальная неполноценность человека в изображении русского языка // Актуальные проблемы лингвистики: Мат-лы ежегодн. регион. науч. конф. Екатеринбург: УрГПУ, 1998. С. 43-44.
2. Интеллектуальная неполноценность человека в зеркале русского языка: новые семантические модели //Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. Вып. 6. С. 22-29.
3. Концептуальная оппозиция свое - чужое в обозначении интеллектуальной деятельности человека // Лингвокультурологические проблемы толерантности: Тез. докл. Междунар. науч. конф. Екатеринбург: УрГУ, 2001. С. 84-87.
4. Об особенностях языкового представления идей интеллектуальной неполноценности человека (на материале русских народных говоров) // Сельская Рос-сия: прошлое и настоящее: Докл. и сообщ. 8-й рос. науч.-практ. конф. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001. С. 196-199.
5. К вопросу о симметричных мотивационных моделях (на материале русской диалектной лексики со значением оценки интеллекта) // В.И. Даль и русская региональная лексикология и лексикография: Мат-лы всерос. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля. Ярославль: ЯрГПУ, 2001. С. 96-99.
6. Опыт установления границ концептуального поля «Интеллект» в лексике русских народных говоров // Материалы и исследования по русской диалектологии. I (VII). М.: Наука, 2002. С. 277-286.
7. Метафора температуры в концептуальном поле «Интеллект человека» // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург: УрГПУ, 2002. Т.8. С. 33-40.
8. Вегетативная и физиологическая метафора в лексике концептуального поля «Интеллект человека» // Язык. Система. Личность. Языковая картина мира и ее метафорическое моделирование: Матер. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. 25-26 апреля 2002. Екатеринбург: УрГПУ, 2002. С. 70-73.
9. Метафора зрительного восприятия в концептуальном поле «Интеллект человека» // Ономастика и диалектная лексика. Екатеринбург: УрГУ, 2003. Вып. 4. С. 64-77.
10. Семантическая структура поля «Интеллект человека» в русском языке // Язык. Система. Личность. Екатеринбург: УрГПУ, 2003. С. 108-119.