Актуальность темы исследования. Переходный характер современной российской культуры настоятельно требует осмысления проблемы пути России, вновь, как и век назад, делая актуальным обсуждение вопросов самого существования страны, векторов ее развития, взаимоотношений территорий, этносов, социальных групп. Сложность описания современной социокультурной ситуации состоит в том, что создание моделей функционирования национальной культуры вступает в противоречие с практикой конкретного бытия, обусловленной наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами, их притяжением-отталкиванием, общностью и различием исторических судеб, разнонаправленностью ценностных ориентаций.
Социокультурные процессы, происходящие в современной России, во многом связаны с предшествующим этапом развития страны. Произошедшие в самое последнее время изменения в государственном устройстве, новая политическая и социальная ситуации обострили скрытые ранее противоречия, обнажив целый спектр нерешенных проблем: это проблемы федеративного устройства, кроссэтнических взаимодействий, со-существования различных территориальных, политических, экономических, социальных и других образований.
Множество вопросов, которые сегодня воспринимаются как особенно острые, не получают должного осмысления, поскольку оказываются связанными прежде всего с актуальной социально-политической ситуацией, и попытки их решения делаются исключительно исходя из наличного бытия. Тем не менее становится ясно, что многие из проблем имеют многолетнюю, а зачастую - многовековую историю. Поэтому наряду с анализом фактов и разрозненных аспектов современной жизни необходимо обращение к более сложному феномену существования страны - анализу культуры как «подсистемы бытия» (М.Каган).
При всем разнообразии конкретных исследований (от описания культур отдельных народов или отдельных социальных групп, проблем межкультурных связей разного уровня, способов организации социальной жизни до анализа социально-психологических особенностей представителей того или иного сообщества, их политических или экономических предпочтений) остается ощущение отсутствия единства в понимании что такое Россия (которое к тому же постоянно изменяется, в том числе и в зависимости от политической конъюнктуры), и, как следствие, не складывается и представление о единой в своем многообразии культуре страны.
Одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры России в целом становится обращение к изучению ее отдельных регионов, которое может стать основой серьезного междисциплинарного исследования, где многообразие связей, типологически подобное общероссийскому в силу локализованности во времени и пространстве, носит более очевидный характер.
Изучение регионов сегодня ведется в разных аспектах: в геополитическом (в контексте проблем глобализации и регионализации), в социологическом (анализируется деятельность определенных социальных групп, и прежде всего - политических элит), в историко-краеведческом (описываются специфические особенности жизни в данной территории), демографическом (рассматриваются проблемы расселения населения, размещения трудовых ресурсов, характера и динамики миграций). В этом далеко не полном перечне направлений региональных исследований в самое последнее время наметилась еще одна важная составляющая - изучение региональной культуры.
Специфика исследований региональной культуры заключается в том, что они в большой степени смыкаются с историко-краеведческими, делая акцент, по преимуществу, на культурные традиции отдельных народов или групп населения, закрепившиеся в их повседневном бытии, на истории открытия или бытования отдельных артефактов, уточняя факты биографии отдельных деятелей региональной истории. При всей значимости такого рода исследований актуальным видится создание теории региональной культуры, рассмотрение генезиса, структуры, функционирования, логики развития региональной культуры, дающее представление о закономерностях существования данного феномена внутри культуры России, и использование этой теории при анализе конкретных региональных культур. Вероятно, должна идти речь о новом направлении культурологических исследований - региональной культурологии, для которой объектом исследования становится конкретный регион как единство, продуцирующее особый тип национальной культуры, как формы бытия национальной культуры, которая является необходимым условием существования локального социума и служит основой для самоидентификации его жителей.
Новый уровень анализа региональных систем связан с осмыслением этнокультурных различий. Двунаправленный процесс (описание и осмысление этнического разнообразия исследователями, принадлежащими данным этнокультурам, и попытки создания типологических исследований) обогащают процесс анализа региональной специфики России (не случайно в связи с этим появившееся определение «Россия как десять стран», отличающихся географически и культурно). Особую актуальность приобретает анализ национальных отношений в регионах, в том числе и как определенный фактор нестабильности социальной жизни.
Наиболее продуктивными, на наш взгляд, сегодня являются исследования в сфере научной, образовательной, эстетической деятельности людей, проживающих в конкретном регионе. Попытки описывать региональные философские школы достаточно успешны, когда они касаются зарубежной философии, в плоскости «внутренней регионалистики» к ним только начинают подходить. Изучение региональных научных школ и образовательных систем в настоящее время ведется в рамках истории образования и науки. В работах Л. Андрюхиной, А. Кислова, Н. Рыбакова и других разрабатываются проблемы регионального образования, определяются его специфика, цели и задачи. Художественная составляющая региональной жизни в современных исследованиях находится, по пре-имуществу, в плоскости изучения местных художественных и литературных школ, творчества отдельных художников, делая попытки вписать их в контекст национальной культуры.
Несколько иной ракурс в исследовании регионов наблюдается в современной географической науке в связи с новым направлением - гуманитарной географией. Сегодня происходит становление нового подхода к «описанию земли» - геокультурного. Работы таких западных и российских исследователей, как К. Зауэр, К. Солтер, Р. Кабо, И. Валлерстайн, Ю. Веденин, Р. Туровский, А.Дружинин, Д. Замятин, И. Корнев и других, позволяют говорить о продуктивности целостного анализа природно-географических условий жизни и форм культуры, которые возникают в конкретном пространстве и обусловливают идентичность людей, здесь живущих.
В силу множественности задач, которые стоят перед учеными-представителями различных наук, сегодня мы можем сказать, что для создания целостной картины жизни отдельных регионов страны необходимы междисциплинарные исследования, интегрирующие различные аспекты изучения, опирающиеся на представление о культуре как уникальной форме бытия человека в конкретных историко-географических условиях.
С середины 1960-х гг. в отечественной науке проблемы, связанные с изучением культуры, приобрели особую значимость, актуализируя такие аспекты, как анализ социокультурных процессов в обществе, осмысление роли и места культуры в формировании личности и социума, связи куль-туры и природной среды, рассмотрение систем ценностных ориентаций различных социальных групп. Особое место в исследовании столь многогранного и сложного феномена, которым является культура, занимал и продолжает занимать т.н. деятельностный подход, определяющий куль-туру как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности. Дополнительным элементом в исследовании культуры в логике данного подхода становится историческая составляющая, позволяющая рассматривать культуру как продукт человеческой деятельности, возникший в определенных исторических условиях.
Изучение культуры как сферы человеческой деятельности велось разными путями, однако на первый план выдвигались проблемы, связанные с содержанием культуротворческой деятельности и характерным для нее свойством быть системообразующим фактором человеческого бытия. В целом культуру рассматривают как сложную систему взаимосвязанных элементов, представляющих собой исторически сложившуюся естественную целостность, как некий единый мир. В самом общем виде культура понимается как система внебиологически выработанных средств и механизмов, благодаря которым мотивируется, направляется, координируется, реализуется и обеспечивается человеческая деятельность. В определениях культуры акцентируются ее надприродный характер, созданность человеком, механизмы регуляции социальных отношений и поведения. Несмотря на множественность определений и подходов, практически всеми подчеркивается универсальность культуры, ее интегрирующая роль в социальной жизни.
Понятие региональной культуры до самого последнего времени применялось к локальным общностям, живущим на определенной территории, в большей степени - по отношению к культурам зарубежных стран. При этом слово «регион» использовалось в узком значении - «территория, на которой возникла и развивается данная культура» (исследования, посвященные культурам Тихоокеанского региона или странам Магриба, Латинской Америки или Тропической Африки).
Рассмотрение региональных культур на территории России первоначально велось в ключе этнологических исследований, скорее фиксирующих сохранившиеся до современности элементы традиционной культуры отдельных народов. В последнее время появляются работы, связанные с обращением к культуре Сибири, Урала, Дона, Русского Севера, рассмаривающие отдельные города-мегаполисы как специфические, продуктивные в культурном отношении, феномены (исследования, посвященные Москве и Санкт-Петербургу). В то же время необходимо отметить, что эти исследования носят разрозненно-разобщенный характер, свидетельствующий о процессе становления новой области научного знания, первоначальный этап которого связан с накоплением материала и первыми попытками его систематизации.
Симптоматичным, на наш взгляд, является исследование региональной художественной культуры, которую в силу сложившейся традиции можно рассматривать как индикатор происходящего в региональной культурологии прежде всего потому, что именно явления искусства и художественная жизнь зачастую репрезентируют всю культуру целиком. Отличительными особенностями становятся, с одной стороны, феномены, несущие на себе так называемый местный колорит; с другой, то, что повторяет достижения «столичного искусства» на провинциальной почве. Об особом сибирском стиле - «сибирике» - в профессиональном искусстве говорит, в частности, Р. Боровикова в работе «Типологические черты художественной культуры Сибири», подчеркивая, что он нашел свое воплощение, по преимуществу, в сюжетах произведений; рассматривая культуру Дона, ее исследователи акцентируют внимание на работах, тематически связанных с регионом, особое место уделяя описанию исторических перипетий, связанных с трагедией казачества в ХХ в. При всей ценности таких исследований, они, к сожалению, не выходят на новый качественный уровень, связанный с осмыслением логики развития региона как специфической формы существования локальной культуры внутри культуры страны.
Сложность анализа региональной культуры состоит еще и в том, что сам предмет исследования определен недостаточно. Существует представление о «культуре региона» и рядом с ним - о «региональной культу-ре». Под культурой региона мы понимаем географически (пространственно) закрепленную культуру, транслирующую основные ценности национальной культуры, отличающуюся только особенностями бытового уклада и характером повседневности (за этим стоит определенная социологическая и культурософская традиция, рассматривающая культуру, главным образом, как форму отражения материального бытия, производственно-экономических отношений, следующая за их развитием). Региональная культура - вариант общенациональной культуры и одновременно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования. Ее отличает наличие своего набора функций, продуцирование специфической системы социальных связей и собственного типа личности, способность оказывать влияние на общенациональную культуру в целом. За дифференциацией понятий кроется понимание, что существуют формы и механизмы, которые превращают культуру региона в региональную культуру. С другой стороны, это позволяет включить понятие региональной культуры в типологический ряд историко-культурных явлений.
В основе осмысления региональной культуры лежит представление о культуре как единстве мира человека и мира социума, по сути, опредмеченного исторического опыта человечества, преломляющегося в конкретном бытии индивидуального мира человека. Опосредующей системой становится социальный мир во всем многообразии его связей (в его историческом и современном бытии, существующий в определенных географически закрепленных координатах). Единство этих миров позволяет описывать культуру как социально-личностный феномен, разворачивающийся в истории. В работах отечественных философов и культурологов А. Ахиезера, Л. Баткина, Г. Гачева, П. Гуревича, Б. Ерасова, М. Кагана, Л. Когана, И. Кондакова, И. Лойфмана, А. Медведева, А. Флиера и других предлагаются методологические основы анализа культуры как социально-личностного феномена, акцентируются связи «человек - общество», «мир культуры - мир природы». Сущностно значимым в анализе культуры становится понятие ценности (П. Сорокин), которое лежит в основании культуры и является смыслообразующим фактором ее развития.
Для понимания характера культуры, на наш взгляд, важным является исследование типа культуры, характера продуцируемого культурой типа личности, аспектов самоидентификации человека в культуре и систем самосознания культуры. Каждый из этих аспектов так или иначе оказывался в поле зрения современной культурологии. В частности, А.Гуревич обращался к средневековому типу культуры; характер и специфику типа личности в культуре Возрождения рассматривал Л. Баткин; проблемы художественного сознания исследовал Л.Закс; феномен идентичности и механизмы самоидентификации проанализированы в работе Е.Трубиной; собственно к проблемам региональной идентичности обращались С.Сверкунова и Р.Туровский; проблему философии как формы самосознания региона исследовала в своей работе, посвященной австрийскому региону, Е.Черепанова.
Поскольку исследование региональных культур в России находится в самом начале, нам кажется уместным обратиться к отдельному территориально-культурному образованию и на его материале рассмотреть специфику генезиса, функционирования, продуктивности локальной культуры. Мы обратимся к культуре Урала. Специфика нашей работы заключается в том, что мы параллельно воссоздаем культуру региона как целостное явление, предлагаем методику анализа региональной культуры, опираясь на конкретно-исторический материал, и проводим апробацию данной методики.
В своем исследовании мы опираемся на работы, посвященные изучению Урала (историко-краеведческие, этнографические, религиоведческие, искусствоведческие), стремясь обобщить их проблематику.
На протяжении Х1Х-ХХ в. в уралистике (или - ураловедении) накопился большой фактический материал: в географии особое место уделяется изучению природы края и хозяйственно-экономической деятельности лю-дей, живущих на Урале (от работ А. Гумбольдта, Н. Чупина и публикаций «Записок УОЛЕ» до современных исследований Н. Архиповой, П. Горчаковского, И. Корнева, Ф. Максютова, А. Оленева и других); в истории - анализу отдельных событий и попытке воссоздать ее в целостном виде (от работ, посвященных археологическим памятникам региона, созданных А. Берс, О.Бадером, Г. Здановичем, В. Широковым, и изучению традиционных культур в трудах Н. Миненко, В. Попова и других до исследования «белых пятен» в истории ХХ в. - в работах А. Бакунина, В. Камынина, Г. Корнилова, Б. Личмана, С. Постникова и других); в искусствознании и литературоведении - рассмотрению особенностей художественных стилей, школ, творчества отдельных художников (в искусствоведческих работах Б. Павловского, С. Голынца, Г. Голынец, В. Колосницына, А. Раскина, сборниках научных трудов «Из истории духовной культуры Урала», работах фольклористов - П. Богословского, В. Кругляшовой, А. Лазарева, сборниках научных трудов «Фольклор Урала»; литературоведческих исследованиях В. Абашева, Н. Лейдермана, М. Липовецкого и других). Однако до сегодняшнего дня нет целостного исследования феномена региональной культуры. Наша работа - попытка восполнить образовавшийся вакуум.
Объектом нашего исследования является уральский регион как целостное геокультурное пространство, со своими природно-географическими и историко-культурными реалиями, обусловливающими характер человеческой деятельности.
Предметом исследования является региональная культура Урала как форма существования общенациональной культуры в определенных историко-географических координатах.
Цель и задачи исследования. Главная цель работы - анализ феномена региональной культуры как особого бытия общенациональной культуры и как самосознания регионального сообщества. В своей работе мы не претендуем на исчерпывающее описание феномена региональной культуры. Задача, которую мы ставили перед собой, состоит в том, чтобы разработать концептуальные основы региональной культурологии и апробировать их при анализе конкретной культуры - культуры Урала. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
• определить круг понятий, характеризующих бытие и самосознание региональной культуры;
• рассмотреть регинообразующие факторы в контексте теоретико-культурологического подхода;
• рассмотреть факторы, обусловливающие региональную идентичность и региональное самосознание;
• описать исторически сложившийся в регионе тип личности;
• дать характеристику феноменов, повлиявших на формирование системы ценностей региональной культуры;
• представить формы мифологического и эстетического освоения мира как репрезентирующие региональное самосознание.
Методологическая основа исследования. Базой исследования являются принципы исторического познания, позволяющие видеть исторические процессы в их взаимосвязи; для более полного раскрытия смыслов региональной культуры применялись методы феноменологии; анализ отдельных феноменов культуры требовал постижения смыслов, интерпретации знаков и значений, свойственных культуре, разработанных в семиотике; опыт исторической реконструкции позволял дополнить и уточнить целостную картину развития региональной культуры. Методологической основой стал системный подход, позволяющий рассматривать куль-туру в ее целостном бытии, функционировании и саморазвитии, анализировать составные компоненты и характер их связи.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Согласно авторской концепции региональная культура является вариантом национальной культуры, становится способом жизни людей, живущих в конкретной территории. Региональная культура продуцирует определенную систему ценностей, создающей условия для самоидентификации людей и являющейся формой самосознания региона. В ходе осуществленного исследования автором работы предложена своя трактовка таких понятий, как региональная культура, региональная идентичность, региональное самосознание, сделаны содержательные уточнения таких категорий, как регионообразующие факторы, геокультурное пространство, горнозаводская культура. В диссертации на обширном материале культуры Урала раскрываются методологические основы анализа региональной культуры как особого бытия национальной культуры и самосознания людей, живущих на данной территории.
Основные положения диссертации, характеризующие ее научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1. Показано, что региональная культура - вариант общенациональной культуры и одновременно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования. Ее отличает наличие своего набора функций (человекотворческая, регулятивная, аксиологическая, символическая, коммуникативная), продуцирование специфической системы социальных связей и способность оказывать влияние на общенациональную культуру в целом. Как специфическая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, которая опирается на историческую традицию, она формирует систему ценностей и продуцирует особый тип личности. Региональная культура может продолжать существовать достаточно долго, не акцентируя свою специфичность как характеризующую локальный социум. Только поднявшись до уровня самосознания, она превращается в «региональную культуру» (другое дело, что процесс вызревания самосознания культуры может занимать длительный период). В этом кроется известная парадоксальность региональной культуры как феномена, существующего на значительных этапах своего развития и «внутри» национальной культуры и «наряду» с ней.
2. Показано, что региональная культура генетически связана с национальной культурой, соотношение национальной культуры и ее регионального варианта может быть рассмотрено как связь общего и особенного. Для того чтобы в конкретной территории сложилась своя региональная культура, «материнская» культура должна пройти несколько этапов: включение данного географического пространства в поле освоения «материнской» культуры (физическое и символическое включение в состав России), осознание «связи с местом» (определенные способы хозяйствования, организации социальной жизни), обретение региона как «смысла-для-себя». Характер производства и социальной жизни, осознание собственной особенности и значимости в судьбе страны, сформировавшийся этос и нашедшие свое воплощение эстетические ценности - все это дает право называть культуру жителей конкретного региона региональной. Следующий этап связывает национальную и региональную культуру новыми по характеру связями: не представляя себя вне «большого целого», регион ощущает собственную значимость и стремится влиять на судьбу «целого».
3. Дана характеристика региональной культуры как интегрирующего начала жизни в конкретной территории, которая определяется условиями существования людей и определяет формы их существования. В пространственно-временных координатах на конкретной территории складывается определенный способ жизни, который придает единство и формирует в его жителях определенную региональную идентичность. Региональная идентичность характеризует связь, которую ощущает житель определенной территории (региона) с местом его жизни, и тип личности, который формируется на данной территории и в деятельности которого находит свое выражение «дух региона». Под региональным самосознанием мы понимает осознание, целостную оценку региональным сообществом самого себя, специфики своего существования, роли и места в жизни страны, понимание целей, движущих сил и мотивов своего развития. Это осознание может быть представлено как многокомпонентная структура: от ощущения близости определенной группе людей, проживающих на данной территории (образу жизни, ценностной системе, традициям, историческим корням), через понимание и осознание общности судьбы к осмыслению регионального сообщества, к которому принадлежат люди, как самостоятельного субъекта действия.
4. Урал представлен как особая геокультурная общность, что позволяет обнаружить, с одной стороны, как географическое пространство наполняется смыслами, которые продолжают жить до сегодняшнего дня, с другой, как трансформируются смыслы культуры на протяжении исторического времени. В регионе сложился определенный тип культуры - горнозаводский, со своими собственными способами мироотношения, этикой поведения, формами духовной жизни и практической деятельности. Горнозаводская культура характеризуется как один из вариантов народной культуры, как особый (региональный) тип культуры, тесно связавший традиционно-крестьянскую и собственно городскую ветви, устойчивость со способностью и своеобразной настроенностью-восприимчивостью к новому. Урал был тем регионом, где сохранялись и развивались древнерусские традиции, адаптируясь к новым модернизированным формам культуры. Дано представление о типе личности уральца.
5. Выяснены особенности символической репрезентации региональной культуры Урала. Символами, репрезентирующими региональное со-общество и служащими знаками его консолидации, могут стать за-крепленные в географическом пространстве артефакты (крепости, храмы, различные типы поселений, административно-хозяйственные учреждения); закрепленные в социальном пространстве человеческие типы, которые объединяют в себе характерные черты личности, воспитанной в определенных исторических условиях на данной территории; закрепленная в ментальном пространстве официальная символика, представляющая регион. Дано описание региональных символов и региональной символики.
Показано, что на Урале в течение ХУ111-Х1Х вв. сложилась собственная мифология как способ описания, понимания и познания реальности в русле христианской традиции и народной религиозности, связанной в том числе и с языческими традициями. В мифологических представлениях горнозаводских людей обнаружена известная двойственность мира, связывающая крестьянскую традицию с новыми условиями промышленного производства. Установлена структурообразующая роль в уральской мифологии мифов о культурных героях. Дан анализ становления и функционирования уральского советского мифа.
6. Обоснована трактовка художественной культуры Урала как выражения регионального самосознания, причем развитие художественной культуры региона представлено в контексте соотношения народной и профессиональной форм ее существования. Выражением горнозаводского способа жизни и самосознания региональной культуры стали уральские художественные промыслы. Дан анализ становления в регионе на рубеже Х1Х-ХХ вв. профессиональной художественной культуры как формы регионального самосознания. Рассмотрены неомифологические тенденции в изобразительном искусстве советской эпохи, определившие характер уральского искусства как во многом провинциального. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в региональном самосознании происходит переоценка ценностей, восстанавливается историческая связь времен, что призвано выразить современное искусство.
Научно-практическое значение работы. Положения и выводы настоящего исследования могут стать основой для нового перспективного направления в науке - региональной культурологии, решающей двуединую задачу - исследование феноменов региональных культур и воссоздание истории культуры страны в новом качестве. Рассмотрение связей общенациональной культуры и ее региональных вариантов позволяет проанализировать феномен бытия национальной культуры как явления, находящегося в постоянном развитии, дает возможность по-новому обратиться к проблеме движущих сил в развитии культуры страны. Описание множественных региональных культур обогащает анализ проблем межкультурного взаимодействия, позволяет обрести новые горизонты в решении сложных межэтнических противоречий.
Учет специфики развития регионов, осмысление их своеобразия, внимание к ценностной основе культуры становится условием для формирование продуктивных стратегий устойчивого регионального развития, позволяет по-новому ставить и решать социально-эколого-экономические и политические проблемы, встающие на современном этапе развития страны. Введение региональной проблематики в учебные курсы образовательных учреждений разного уровня расширяет поле для воспитания молодых людей, создавая условия для формирования личности, понимающей ценность культуры и с уважением относящейся к различным ее формам и проявлениям.
Ряд идей и положений данного исследования был использован в программах развития региональной системы образования и рекомендациях по изучению культуры Урала в школах и вузах г. Екатеринбурга и Свердловской области, а также для формирования воспитательной программы Уральского государственного педагогического университета. Материалы исследования использованы автором в работе над учебными программами для учащихся общебразовательных школ и студентов педагогических специальностей; при подготовке учебных пособий для учащихся общеобразовательных школ, в разработке учебных курсов по прикладной культурологии, в преподавании спецкурсов «Екатеринбург-Свердловск в пространстве культуры», «Художественная культура Урала» в Уральском государственном педагогическом университете, в работе семинаров для учителей мировой художественной культуры г. Екатеринбурга, в разработке экскурсионно-туристических маршрутов по Уралу для школьников и студентов.
Апробация основных идей исследования. Основные идеи и полученные результаты представлены автором в монографии, научных статьях, учебных пособиях и научно-методических изданиях. Положения и основные идеи данного исследования отражены в докладах и сообщениях автора на научных и научно-практических конференциях, в том числе на региональной научно-практической конференции «Каменный пояс на пороге III тысячелетия» (Екатеринбург, 1997); Всероссийских научно-практических конференциях «Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы» (Екатеринбург, 1999), «Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков» (Екатеринбург, 1999); межрегиональной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические проблемы» (Екатеринбург, 2000); региональной научно-практической конференции «Культурологический подход в образовании» (Екатеринбург, 2000); научно-практической конференции «Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования» (Екатеринбург, 2001); Всероссийской научно-практической конференции «Культурологический подход в образовании» (Екатеринбург, 2001); Пятых Всероссийских историко-педагогических чтениях (Екатеринбург, 2001); Всероссийской научно-практической конференции «Региональный компонент гуманитарного образования: проблемы реализации» (Екатеринбург, 2001); Всероссийской научно-практической конференции «Гражданское общество и патриотизм в XXI веке: теория и практика» (Екатеринбург, 2002); Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации» (Екатеринбург, 2002); Международной научно-методической конференции «Метрополия и провинция. Художественная репрезентация "другого"» (Екатеринбург, 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2003); Всероссийской научной интернет-конференции «Новая локальная история: Методы, источники, универсальная и провинциальная историография» (Ставрополь, 2003); международной научно-практической конференции «Новые университеты: роль информационных технологий в становлении гуманитарного образования» (Челябинск, 2003).
По теме диссертации опубликовано 30 научных и научно-методических работ, в том числе одна монография и 5 учебных пособий.
Положения и основные идеи диссертационного исследования обсуждены на семинаре докторантов кафедры философии и культурологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Уральском государственном университете им. А. М. Горького, на кафедре культурологии Уральского государственного педагогического университета.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Содержание работы изложено на 211 страницах машинописного текста. Список литературы включает 327 наименований.
1. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания: Монография. - Екатеринбург, 2003. - 206 с.
2. Художественная культура Урала: Учебное пособие для учащихся 10 - il классов. - Екатеринбург, 1999. - 176 с.
3. Художественная культура Урала: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2003. - 304 с.
4. Екатеринбург — мой любимый город: Книга для чтения в 5-7 классах - Екатеринбург, 1998. - 158 с. (в соавторстве)
5. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2002. - № 8. - С. 23 - 28.
6. Региональная культура как предмет философско- культурологического исследования // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 15. - 2003. - № 29 - С. 60 - 78.
7. Образование как элемент формирования регионального самосознания // Региональный компонент гуманитарного образования: проблемы реализации / Материалы науч.-практ. конф.: Екатеринбург, 23 мая 2001 г. - Екатеринбург, 2002. - С. 41 - 51.
8. Новые информационные технологии в преподавании мировой художественной культуры и проблема творческого мышления //Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования / Ма-териалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 22 марта 2000 г. - Екатеринбург, 2001. - С. 163 - 170.
9. Изучение художественной культуры Урала в контексте проблемы формирования регионального самосознания // Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика / Пятые Всерос. историко-педагогические чтения.- Екатеринбург, 2001. - С. 11¬13.
10. Регионалистика: возможности культурологического подхода //Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации./ Материалы VI междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2002. - С. 113 - 117.
11. Изучение региональной культуры в школе: опыт и перспективы // Художественная культура Урала: Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий (1-11 классы) - Екатеринбург, 2002. - С. 3 - 9.
12. Изучение культуры города для актуализации знаний студентов // Каменный пояс на пороге III тысячелетия: Материалы регион. науч.- практ. конф. - Екатеринбург, 1997 - С. 271 - 273.
13. У нас в Екатеринбурге: что издаем, что продаем, что читаем //Книжное обозрение. - 1997. - 5 августа.
14. Литературные итоги 1998 года // Пульс культуры. - 1999. - № 2. - С. 11 - 13.
15. Образовательный модуль «Художественная культура Урала» в кон-тексте преподавания мировой художественной культуры в школе // Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы: Тезисы докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 25 - 26 марта 1999. - Екатеринбург, 1999. - С. 135 - 136.
16. Музыкальное искусство в школьном курсе «Художественная культура Урала» // Проблемы современной музыкальной культуры: рубеж веков. Композиторское творчество, исполнительство, фольклористика, музыкальная эстетика, педагогика и музыкальное просветительство: Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14 - 16 октября 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 55 - 57.
17. Воспитательная работа в виде внеаудиторной деятельности со студентами // Гражданское общество и патриотизм в XXI веке: теория и практика. - Екатеринбург, 2002. - С.151 - 154.
18. Столичное, провинциальное и региональное в художественной куль-туре //Человек в мире культуры / Материалы Всерос. науч.-практ конф. Екатеринбург, 25 апреля 2003 г. - Екатеринбург, 2003. - С. 55 - 57.
19. История региональной культуры: проблемы методологии исследования и практики преподавания // Новая локальная история: Методы, источники, универсальная и провинциальная историография / Мате-риалы Всерос. науч. интернет - конференции, 23 апреля - 23 мая 2003 г. // http://nlh.stavsu.ru/inetconf/doclads/murzina.asp- 0,8 п.л.
20. Курс методики преподавания культурологических дисциплин: проблемы и решения // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические проблемы. Материалы науч.-практ. конф. 28 апреля 2000 г. - Екатеринбург, 2000. - С. 123 - 126.
21. Культурологический подход в образовании: к постановке проблемы // Культурологический подход в образовании. Регионал. науч.-практ. конф. 5 - 7 января 2000 г. / Тезисы докладов. - Екатеринбург, 2000. - С. 6 - 8.
22. Изучение пространства культуры родного города в контексте национально-регионального компонента // Культурологический подход в образовании. Регионал. науч.-практ. конф. 5 - 7 января 2000 г. / Тезисы докладов. - Екатеринбург, 2000. - С. 17 - 20. ( в соавторстве)
23. Методологические и методические основы курса «Мировая художественная культура» в школе // Культурологический подход в образовании / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 9 ноября 2001 г. - Екатеринбург, 2001. - С. 24 - 28.
24. Проект «Урал - перекресток цивилизаций» (из опыта совместной деятельности) // Культурологический подход в образовании / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 9 ноября 2001 г. - Екатеринбург, 2001. - С. 107 - 109 (в соавторстве).
25. Изучение региональной культуры в контексте культурологического подхода к образованию // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические аспекты / Материалы V регионал. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 30 марта 2001. - Екатеринбург, 2001 . - 129 - 133.
26. Екатеринбург — мой любимый город: Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы - Екатеринбург, 1998. - 24 с. (в соавторстве).
27. Художественная культура Урала: Методические рекомендации, проверочные и контрольные задания. 10 - 11 класс. - Екатеринбург, 1999.-49 с.
28. Приглашаем в Екатеринбург: Рабочая тетрадь для школьников 5 - 8 классов. - Екатеринбург, 2000. - 44 с. (в соавторстве)
29. Художественная культура Урала: Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий (1-11 классы) - Екатеринбург, 2002.-47 с. (в соавторстве).
30. Урал. Человек. Истоки / Программа для начальной школы. 1-4 класс (экспериментальный вариант) // Вестник регионального образования.
-2003 - № 3. - С. 63 - 80. ( в соавторстве).