Развитие коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья методами сказкотерапии (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Центр реабилитации детей с детьми старшего дошкольного возраста.
Выборка: 20 детей с диагнозом ЗПР 5-6 лет ( 10 – девочек и 10 – мальчиков).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ……7
1.1 Специфика развития коммуникативной сферы детей с ОВЗ……….. 7
1.2 Психологические особенности детей с ОВЗ в контексте влияния на развитие коммуникативных умений……12
1.3 Коррекционные программы развития коммуникативных умений детей с ОВЗ………………21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ…33
2.1 Программа и методы эмпирического исследования……………………33
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования развития коммуникативных умений детей с ОВЗ………………37
2.3 Проект коррекционной программы развития коммуникативных умений детей с ОВЗ…………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 58
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 64
База исследования: Центр реабилитации детей с детьми старшего дошкольного возраста.
Выборка: 20 детей с диагнозом ЗПР 5-6 лет ( 10 – девочек и 10 – мальчиков).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ……7
1.1 Специфика развития коммуникативной сферы детей с ОВЗ……….. 7
1.2 Психологические особенности детей с ОВЗ в контексте влияния на развитие коммуникативных умений……12
1.3 Коррекционные программы развития коммуникативных умений детей с ОВЗ………………21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ…33
2.1 Программа и методы эмпирического исследования……………………33
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования развития коммуникативных умений детей с ОВЗ………………37
2.3 Проект коррекционной программы развития коммуникативных умений детей с ОВЗ…………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 58
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 64
Актуальность представленной темы обусловлена исследованиями психологических проблем в межличностных отношениях у детей с ограниченными возможностями здоровья и заключается в том, что межличностные взаимоотношения у детей с ОВЗ относятся к одной из наиболее важных проблем в современной психологии и педагогике. Так как для более эффективного психического развития детей с ОВЗ общение и коммуникативная деятельность, особенно в семье, имеет решающее значение.
В современных условиях новизна исследования данной проблемы возрастает из-за особенностей социального окружения ребенка с ОВЗ, в котором можно наблюдать дефицит доброты, внимания, речевой культуры, доброжелательности во взаимоотношении людей. Это связано с тем, что некоторые родители до сих пор не готовы принимать детей, которые отличаются по каким-либо функциям, физическим или психическим.
Применяя современные методы и формы активизирующего общения, можно поддерживать положительную мотивацию на межличностное взаимоотношение в ходе совместной деятельности, что, безусловно, положительно скажется на конструктивной коммуникации детей с ОВЗ и будет способствовать их успешности в разных областях жизни.
Исследованиями развития детей с ограниченными возможностями здоровья занимались многие специалисты, такие как Р.М. Боскис, В.З. Денискина, Е.Л. Инденбаум, И.В. Королева, П.В. Янн, Т.И. Нагаева, С.А. Немкова, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, Н.М. Назарова, Т.Б. Тимофеева, М.П. Мухаев, Ю.В. Трубачев и др. Большое внимание проблемам формирования коммуникативных навыков у детей с особенностями развития уделялось в работах таких исследователей, как Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, М.И. Запорожец, А.К. Маркова, С.Д. Забрамная, Е. Е. Дмитриева, И.А. Емельянова, А.А. Бодалев, Л.М. Шипицина и другие. Они выявили наличие стойких нарушений во всех компонентах коммуникативной сферы, обусловливающие снижение коммуникативно-познавательной потребности и активности в общении. Также, на основании этих психолого-педагогических исследований, можно утверждать, что недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ оказывает негативное влияние на их личностное развитие, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, установление контактов с окружающими и в общем на социализацию.
Следует отметить, что несмотря на то, что изучением проблемы развития коммуникативных качеств дошкольников с ОВЗ занимались многие отечественные педагоги и психологи, в настоящее время изучению коммуникативной сферы уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию детей.
Исходя из вышесказанного, актуальность данного исследования обусловливается, с одной стороны, недостаточной теоретической проработанностью вопросов, связанных с коммуникативными особенностями дошкольников с ОВЗ, а с другой, важностью подробного изучения проблем коммуникативного развития данной категории детей для создания условий их успешной социализации и личностного развития.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья для разработки проекта коррекционно-развивающей программы.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, в соответствии с которыми построена структура работы:
1. Изучить специфику развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Выявить характеристики коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить взаимосвязи сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ОВЗ и отношением к окружающим.
4. Провести сравнительный анализ сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ограниченными возможностями здоровья – мальчиков и девочек.
5. Разработать проект программы развития коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов сказкотерапии.
Объект исследования – дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – коммуникативные умения детей с ОВЗ.
Гипотеза: у детей с ОВЗ не сформированы коммуникативные умения, а именно, способность к партнерскому диалогу и учет позиции собеседника, а также существует взаимосвязь между уровнем их сформированности и самооценкой.
Методы исследования:
1. Теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Эмпирические – анализ, наблюдение, психологическое тестирование.
3. Качественный и количественный методы обработки данных.
Для эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Методика направлена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
2. Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже).
Методика направлена на выявление учета позиции собеседника (партнера).
3. Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина).
Методика направлена на выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции у дошкольников.
4. Методика диагностики способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина).
5. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
Методика направлена на исследование самооценки детей.
Характеристика выборки: 20 детей 5-6-летнего возраста с ОВЗ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, текст изложен на 61 странице без учета приложений.
В современных условиях новизна исследования данной проблемы возрастает из-за особенностей социального окружения ребенка с ОВЗ, в котором можно наблюдать дефицит доброты, внимания, речевой культуры, доброжелательности во взаимоотношении людей. Это связано с тем, что некоторые родители до сих пор не готовы принимать детей, которые отличаются по каким-либо функциям, физическим или психическим.
Применяя современные методы и формы активизирующего общения, можно поддерживать положительную мотивацию на межличностное взаимоотношение в ходе совместной деятельности, что, безусловно, положительно скажется на конструктивной коммуникации детей с ОВЗ и будет способствовать их успешности в разных областях жизни.
Исследованиями развития детей с ограниченными возможностями здоровья занимались многие специалисты, такие как Р.М. Боскис, В.З. Денискина, Е.Л. Инденбаум, И.В. Королева, П.В. Янн, Т.И. Нагаева, С.А. Немкова, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, Н.М. Назарова, Т.Б. Тимофеева, М.П. Мухаев, Ю.В. Трубачев и др. Большое внимание проблемам формирования коммуникативных навыков у детей с особенностями развития уделялось в работах таких исследователей, как Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, М.И. Запорожец, А.К. Маркова, С.Д. Забрамная, Е. Е. Дмитриева, И.А. Емельянова, А.А. Бодалев, Л.М. Шипицина и другие. Они выявили наличие стойких нарушений во всех компонентах коммуникативной сферы, обусловливающие снижение коммуникативно-познавательной потребности и активности в общении. Также, на основании этих психолого-педагогических исследований, можно утверждать, что недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ оказывает негативное влияние на их личностное развитие, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, установление контактов с окружающими и в общем на социализацию.
Следует отметить, что несмотря на то, что изучением проблемы развития коммуникативных качеств дошкольников с ОВЗ занимались многие отечественные педагоги и психологи, в настоящее время изучению коммуникативной сферы уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию детей.
Исходя из вышесказанного, актуальность данного исследования обусловливается, с одной стороны, недостаточной теоретической проработанностью вопросов, связанных с коммуникативными особенностями дошкольников с ОВЗ, а с другой, важностью подробного изучения проблем коммуникативного развития данной категории детей для создания условий их успешной социализации и личностного развития.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья для разработки проекта коррекционно-развивающей программы.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, в соответствии с которыми построена структура работы:
1. Изучить специфику развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Выявить характеристики коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить взаимосвязи сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ОВЗ и отношением к окружающим.
4. Провести сравнительный анализ сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ограниченными возможностями здоровья – мальчиков и девочек.
5. Разработать проект программы развития коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов сказкотерапии.
Объект исследования – дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – коммуникативные умения детей с ОВЗ.
Гипотеза: у детей с ОВЗ не сформированы коммуникативные умения, а именно, способность к партнерскому диалогу и учет позиции собеседника, а также существует взаимосвязь между уровнем их сформированности и самооценкой.
Методы исследования:
1. Теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Эмпирические – анализ, наблюдение, психологическое тестирование.
3. Качественный и количественный методы обработки данных.
Для эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Методика направлена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
2. Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже).
Методика направлена на выявление учета позиции собеседника (партнера).
3. Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина).
Методика направлена на выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции у дошкольников.
4. Методика диагностики способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина).
5. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
Методика направлена на исследование самооценки детей.
Характеристика выборки: 20 детей 5-6-летнего возраста с ОВЗ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, текст изложен на 61 странице без учета приложений.
Актуальность представленной темы обусловлена исследованиями психологических проблем в межличностных отношениях у детей с ограниченными возможностями здоровья и заключается в том, что межличностные взаимоотношения у детей с ОВЗ относятся к одной из наиболее важных проблем в современной психологии и педагогике. Так как для более эффективного психического развития детей с ОВЗ общение и коммуникативная деятельность, особенно в семье, имеет решающее значение.
При изучении специфики развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья были выявлено отсутствие инициативы в общении, невозможность поддерживать дружеские контакты между детьми с ОВЗ и отсутствие эмпатии являются отличительными характеристиками коммуникации детей с ОВЗ. Слабость регуляции собственного поведения, недостаточная адекватность восприятия отношения окружающих и недифференцированность межличностного познания не скорректированная своевременно приведет к тому, что ребенок займет по отношению к другим негативную позицию в виде избегания или проявлений агрессивного взаимодействия.
Далее были выявлены характеристики коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из широкого диапазона различий в развитии детей с ОВЗ, для детей каждой из категорий характерны психологические особенности, которые зависят от специфики и степени проявления дефекта. Можно выделить ряд особенностей, типичных для детей с ОВЗ, к которым относятся: низкий уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи, моторики, недостаточная сформированность пространственных представлений, пониженная познавательная и коммуникативная активность, слабая потребность в общении, преобладание наглядно-действенного и недоразвитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, несформированность игровой деятельности и произвольного поведения, низкая работоспособность, повышенная тревожность, впечатлительность, возбудимость, беспокойство, склонность к раздражительности, агрессивности. Исходя из этого у детей с ОВЗ процесс общения протекает значительно сложнее, так как у них присутствуют языковые, двигательные, слуховые и другие барьеры взаимодействия.
Формирование коммуникативной сферы в детском возрасте происходит под влиянием внутренних (психологических) факторов, таких как индивидуальные особенности развития познавательной и коммуникативной сферы, специфика и степень выраженности дефектов развития. Проблемы в развитии коммуникативных характеристик детей с ОВЗ различаются в зависимости от причин их возникновения (дефекты развития, социальные факторы, индивидуально-типологические особенности). Главные из них заключаются в пониженной потребности и активности в общении, недостаточной сформированности речевой коммуникации, в том числе диалогической речи, трудностях в употреблении невербальных средств общения, проблемах эмоционального характера, частом возникновении коммуникативных психологических барьеров.
Развитие коммуникативных умений с помощью метода арт-терапии отвечает всем специальным условиям необходимым для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Применение методик арт-терапии позволяет ставить и решать коррекционные задачи и закреплять их в процессе с помощью ребенка в условиях ДОО с помощью средств искусства.
С целью изучения определение взаимосвязи сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ОВЗ и спецификой отношения к окружающим были подобраны диагностические методики и разработана программа эмпирического исследования.
Исследованы 10 детей с диагнозом ЗПР 5-6 лет из них 5 – девочек и 5 – мальчиков. В группе испытуемых у дошкольников сформированы на низком уровне показатели социально-коммуникативного развития. Наибольшие затруднения испытывают дошкольники при выстраивании партнерского диалога – у 100%. При обобщении результатов всех пяти методик был определен уровень социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень – 70% (14 человек). Средний уровень –30% (6 человек).
В результате наблюдений способностей детей к партнерскому диалогу по методике А.М. Щетининой было выявлено, что большинство детей 60% не умеют слушать, не умеют договариваться и пристраиваются к собеседнику с трудом, только при помощи взрослого. Данные свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных способностей.
Результаты по методике «Братья и сестры» Ж. Пиаже позволили выявить коммуникативные трудности у детей с ЗПР. Дети не умеют договариваться между собой, они эгоцентричны, зачастую не принимают во внимание мнение своих сверстников, свое «я» превосходит над «я» другими. Учет позиции собеседника на высоком уровне ни сформирован ни у кого, средний уровень 7 человек – 35%, низкий уровень 13 человек – 65%.
Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка. Учитывая гендерный аспект данные эмпирического исследования, разместились следующим образом:
Низкий уровень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 10 мальчиков (50%) и 6 девочек (30%), 4 девочки (20%) имеют средний уровень. Следовательно, мальчики с ЗПР имеют более низкий уровень сформированности коммуникативных умений.
Также был проведен сравнительный анализ сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ограниченными возможностями здоровья – мальчиков и девочек. Учитывая гендерный аспект данные экспериментального исследования, мальчики с ЗПР имеют более низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Для проверки связи между уровнем сформированности коммуникативных умений и уровнем самооценки был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он показал, что чем выше уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ЗПР, тем будет более адекватная самооценка.
Значение коэффициента корреляции Спирмена составило 0.684, что соответствует весьма высокой тесноте связи между уровнем способностью к партнерскому диалогу и уровнем самооценки.
Корреляционный анализ шкал учет позиции собеседника и шкал опросника самооценка выявил сильную обратную связь высокого уровня значимости 0,77.
Следовательно, чем выше уровень способности к партнерскому диалогу у детей с ЗПР, тем будет более адекватная самооценка.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что чем адекватнее самооценка у детей с ОВЗ, тем будет выше учет позиции собеседника.
Для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был разработан проект коррекционной программы с применением методов сказкотерапии. Представленная программа «Общение со сказкой» может быть использована в работе психолога детского сада. Программа рассчитана на 10 часов, 2,5 месяца. Игровые сеансы продолжительностью 30-35 минут проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей 5-6 лет. В рамках коррекционной работы для педагогов ДОУ разработаны рекомендации по организации условий для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Гипотеза подтверждена.
При изучении специфики развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья были выявлено отсутствие инициативы в общении, невозможность поддерживать дружеские контакты между детьми с ОВЗ и отсутствие эмпатии являются отличительными характеристиками коммуникации детей с ОВЗ. Слабость регуляции собственного поведения, недостаточная адекватность восприятия отношения окружающих и недифференцированность межличностного познания не скорректированная своевременно приведет к тому, что ребенок займет по отношению к другим негативную позицию в виде избегания или проявлений агрессивного взаимодействия.
Далее были выявлены характеристики коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из широкого диапазона различий в развитии детей с ОВЗ, для детей каждой из категорий характерны психологические особенности, которые зависят от специфики и степени проявления дефекта. Можно выделить ряд особенностей, типичных для детей с ОВЗ, к которым относятся: низкий уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи, моторики, недостаточная сформированность пространственных представлений, пониженная познавательная и коммуникативная активность, слабая потребность в общении, преобладание наглядно-действенного и недоразвитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, несформированность игровой деятельности и произвольного поведения, низкая работоспособность, повышенная тревожность, впечатлительность, возбудимость, беспокойство, склонность к раздражительности, агрессивности. Исходя из этого у детей с ОВЗ процесс общения протекает значительно сложнее, так как у них присутствуют языковые, двигательные, слуховые и другие барьеры взаимодействия.
Формирование коммуникативной сферы в детском возрасте происходит под влиянием внутренних (психологических) факторов, таких как индивидуальные особенности развития познавательной и коммуникативной сферы, специфика и степень выраженности дефектов развития. Проблемы в развитии коммуникативных характеристик детей с ОВЗ различаются в зависимости от причин их возникновения (дефекты развития, социальные факторы, индивидуально-типологические особенности). Главные из них заключаются в пониженной потребности и активности в общении, недостаточной сформированности речевой коммуникации, в том числе диалогической речи, трудностях в употреблении невербальных средств общения, проблемах эмоционального характера, частом возникновении коммуникативных психологических барьеров.
Развитие коммуникативных умений с помощью метода арт-терапии отвечает всем специальным условиям необходимым для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Применение методик арт-терапии позволяет ставить и решать коррекционные задачи и закреплять их в процессе с помощью ребенка в условиях ДОО с помощью средств искусства.
С целью изучения определение взаимосвязи сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ОВЗ и спецификой отношения к окружающим были подобраны диагностические методики и разработана программа эмпирического исследования.
Исследованы 10 детей с диагнозом ЗПР 5-6 лет из них 5 – девочек и 5 – мальчиков. В группе испытуемых у дошкольников сформированы на низком уровне показатели социально-коммуникативного развития. Наибольшие затруднения испытывают дошкольники при выстраивании партнерского диалога – у 100%. При обобщении результатов всех пяти методик был определен уровень социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень – 70% (14 человек). Средний уровень –30% (6 человек).
В результате наблюдений способностей детей к партнерскому диалогу по методике А.М. Щетининой было выявлено, что большинство детей 60% не умеют слушать, не умеют договариваться и пристраиваются к собеседнику с трудом, только при помощи взрослого. Данные свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных способностей.
Результаты по методике «Братья и сестры» Ж. Пиаже позволили выявить коммуникативные трудности у детей с ЗПР. Дети не умеют договариваться между собой, они эгоцентричны, зачастую не принимают во внимание мнение своих сверстников, свое «я» превосходит над «я» другими. Учет позиции собеседника на высоком уровне ни сформирован ни у кого, средний уровень 7 человек – 35%, низкий уровень 13 человек – 65%.
Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка. Учитывая гендерный аспект данные эмпирического исследования, разместились следующим образом:
Низкий уровень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 10 мальчиков (50%) и 6 девочек (30%), 4 девочки (20%) имеют средний уровень. Следовательно, мальчики с ЗПР имеют более низкий уровень сформированности коммуникативных умений.
Также был проведен сравнительный анализ сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ограниченными возможностями здоровья – мальчиков и девочек. Учитывая гендерный аспект данные экспериментального исследования, мальчики с ЗПР имеют более низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Для проверки связи между уровнем сформированности коммуникативных умений и уровнем самооценки был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он показал, что чем выше уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ЗПР, тем будет более адекватная самооценка.
Значение коэффициента корреляции Спирмена составило 0.684, что соответствует весьма высокой тесноте связи между уровнем способностью к партнерскому диалогу и уровнем самооценки.
Корреляционный анализ шкал учет позиции собеседника и шкал опросника самооценка выявил сильную обратную связь высокого уровня значимости 0,77.
Следовательно, чем выше уровень способности к партнерскому диалогу у детей с ЗПР, тем будет более адекватная самооценка.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что чем адекватнее самооценка у детей с ОВЗ, тем будет выше учет позиции собеседника.
Для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был разработан проект коррекционной программы с применением методов сказкотерапии. Представленная программа «Общение со сказкой» может быть использована в работе психолога детского сада. Программа рассчитана на 10 часов, 2,5 месяца. Игровые сеансы продолжительностью 30-35 минут проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей 5-6 лет. В рамках коррекционной работы для педагогов ДОУ разработаны рекомендации по организации условий для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021



