Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья методами сказкотерапии (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)

Работа №103032

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Центр реабилитации детей с детьми старшего дошкольного возраста.
Выборка: 20 детей с диагнозом ЗПР 5-6 лет ( 10 – девочек и 10 – мальчиков).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ……7
1.1 Специфика развития коммуникативной сферы детей с ОВЗ……….. 7
1.2 Психологические особенности детей с ОВЗ в контексте влияния на развитие коммуникативных умений……12
1.3 Коррекционные программы развития коммуникативных умений детей с ОВЗ………………21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ…33
2.1 Программа и методы эмпирического исследования……………………33
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования развития коммуникативных умений детей с ОВЗ………………37
2.3 Проект коррекционной программы развития коммуникативных умений детей с ОВЗ…………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 58
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 64

Актуальность представленной темы обусловлена исследованиями психологических проблем в межличностных отношениях у детей с ограниченными возможностями здоровья и заключается в том, что межличностные взаимоотношения у детей с ОВЗ относятся к одной из наиболее важных проблем в современной психологии и педагогике. Так как для более эффективного психического развития детей с ОВЗ общение и коммуникативная деятельность, особенно в семье, имеет решающее значение.
В современных условиях новизна исследования данной проблемы возрастает из-за особенностей социального окружения ребенка с ОВЗ, в котором можно наблюдать дефицит доброты, внимания, речевой культуры, доброжелательности во взаимоотношении людей. Это связано с тем, что некоторые родители до сих пор не готовы принимать детей, которые отличаются по каким-либо функциям, физическим или психическим.
Применяя современные методы и формы активизирующего общения, можно поддерживать положительную мотивацию на межличностное взаимоотношение в ходе совместной деятельности, что, безусловно, положительно скажется на конструктивной коммуникации детей с ОВЗ и будет способствовать их успешности в разных областях жизни.
Исследованиями развития детей с ограниченными возможностями здоровья занимались многие специалисты, такие как Р.М. Боскис, В.З. Денискина, Е.Л. Инденбаум, И.В. Королева, П.В. Янн, Т.И. Нагаева, С.А. Немкова, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, Н.М. Назарова, Т.Б. Тимофеева, М.П. Мухаев, Ю.В. Трубачев и др. Большое внимание проблемам формирования коммуникативных навыков у детей с особенностями развития уделялось в работах таких исследователей, как Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, М.И. Запорожец, А.К. Маркова, С.Д. Забрамная, Е. Е. Дмитриева, И.А. Емельянова, А.А. Бодалев, Л.М. Шипицина и другие. Они выявили наличие стойких нарушений во всех компонентах коммуникативной сферы, обусловливающие снижение коммуникативно-познавательной потребности и активности в общении. Также, на основании этих психолого-педагогических исследований, можно утверждать, что недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ оказывает негативное влияние на их личностное развитие, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, установление контактов с окружающими и в общем на социализацию.
Следует отметить, что несмотря на то, что изучением проблемы развития коммуникативных качеств дошкольников с ОВЗ занимались многие отечественные педагоги и психологи, в настоящее время изучению коммуникативной сферы уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию детей.
Исходя из вышесказанного, актуальность данного исследования обусловливается, с одной стороны, недостаточной теоретической проработанностью вопросов, связанных с коммуникативными особенностями дошкольников с ОВЗ, а с другой, важностью подробного изучения проблем коммуникативного развития данной категории детей для создания условий их успешной социализации и личностного развития.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья для разработки проекта коррекционно-развивающей программы.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, в соответствии с которыми построена структура работы:
1. Изучить специфику развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Выявить характеристики коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить взаимосвязи сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ОВЗ и отношением к окружающим.
4. Провести сравнительный анализ сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ограниченными возможностями здоровья – мальчиков и девочек.
5. Разработать проект программы развития коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов сказкотерапии.
Объект исследования – дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – коммуникативные умения детей с ОВЗ.
Гипотеза: у детей с ОВЗ не сформированы коммуникативные умения, а именно, способность к партнерскому диалогу и учет позиции собеседника, а также существует взаимосвязь между уровнем их сформированности и самооценкой.
Методы исследования:
1. Теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Эмпирические – анализ, наблюдение, психологическое тестирование.
3. Качественный и количественный методы обработки данных.
Для эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Методика направлена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
2. Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже).
Методика направлена на выявление учета позиции собеседника (партнера).
3. Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина).
Методика направлена на выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции у дошкольников.
4. Методика диагностики способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина).
5. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
Методика направлена на исследование самооценки детей.
Характеристика выборки: 20 детей 5-6-летнего возраста с ОВЗ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, текст изложен на 61 странице без учета приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность представленной темы обусловлена исследованиями психологических проблем в межличностных отношениях у детей с ограниченными возможностями здоровья и заключается в том, что межличностные взаимоотношения у детей с ОВЗ относятся к одной из наиболее важных проблем в современной психологии и педагогике. Так как для более эффективного психического развития детей с ОВЗ общение и коммуникативная деятельность, особенно в семье, имеет решающее значение.
При изучении специфики развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья были выявлено отсутствие инициативы в общении, невозможность поддерживать дружеские контакты между детьми с ОВЗ и отсутствие эмпатии являются отличительными характеристиками коммуникации детей с ОВЗ. Слабость регуляции собственного поведения, недостаточная адекватность восприятия отношения окружающих и недифференцированность межличностного познания не скорректированная своевременно приведет к тому, что ребенок займет по отношению к другим негативную позицию в виде избегания или проявлений агрессивного взаимодействия.
Далее были выявлены характеристики коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из широкого диапазона различий в развитии детей с ОВЗ, для детей каждой из категорий характерны психологические особенности, которые зависят от специфики и степени проявления дефекта. Можно выделить ряд особенностей, типичных для детей с ОВЗ, к которым относятся: низкий уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи, моторики, недостаточная сформированность пространственных представлений, пониженная познавательная и коммуникативная активность, слабая потребность в общении, преобладание наглядно-действенного и недоразвитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, несформированность игровой деятельности и произвольного поведения, низкая работоспособность, повышенная тревожность, впечатлительность, возбудимость, беспокойство, склонность к раздражительности, агрессивности. Исходя из этого у детей с ОВЗ процесс общения протекает значительно сложнее, так как у них присутствуют языковые, двигательные, слуховые и другие барьеры взаимодействия.
Формирование коммуникативной сферы в детском возрасте происходит под влиянием внутренних (психологических) факторов, таких как индивидуальные особенности развития познавательной и коммуникативной сферы, специфика и степень выраженности дефектов развития. Проблемы в развитии коммуникативных характеристик детей с ОВЗ различаются в зависимости от причин их возникновения (дефекты развития, социальные факторы, индивидуально-типологические особенности). Главные из них заключаются в пониженной потребности и активности в общении, недостаточной сформированности речевой коммуникации, в том числе диалогической речи, трудностях в употреблении невербальных средств общения, проблемах эмоционального характера, частом возникновении коммуникативных психологических барьеров.
Развитие коммуникативных умений с помощью метода арт-терапии отвечает всем специальным условиям необходимым для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Применение методик арт-терапии позволяет ставить и решать коррекционные задачи и закреплять их в процессе с помощью ребенка в условиях ДОО с помощью средств искусства.
  С целью изучения определение взаимосвязи сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ОВЗ и спецификой отношения к окружающим были подобраны диагностические методики и разработана программа эмпирического исследования.
Исследованы 10 детей с диагнозом ЗПР 5-6 лет из них 5 – девочек и 5 – мальчиков. В группе испытуемых у дошкольников сформированы на низком уровне показатели социально-коммуникативного развития. Наибольшие затруднения испытывают дошкольники при выстраивании партнерского диалога – у 100%. При обобщении результатов всех пяти методик был определен уровень социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень – 70% (14 человек). Средний уровень –30% (6 человек).
В результате наблюдений способностей детей к партнерскому диалогу по методике А.М. Щетининой было выявлено, что большинство детей 60% не умеют слушать, не умеют договариваться и пристраиваются к собеседнику с трудом, только при помощи взрослого. Данные свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных способностей.
Результаты по методике «Братья и сестры» Ж. Пиаже позволили выявить коммуникативные трудности у детей с ЗПР. Дети не умеют договариваться между собой, они эгоцентричны, зачастую не принимают во внимание мнение своих сверстников, свое «я» превосходит над «я» другими. Учет позиции собеседника на высоком уровне ни сформирован ни у кого, средний уровень 7 человек – 35%, низкий уровень 13 человек – 65%.
Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка. Учитывая гендерный аспект данные эмпирического исследования, разместились следующим образом:
Низкий уровень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 10 мальчиков (50%) и 6 девочек (30%), 4 девочки (20%) имеют средний уровень. Следовательно, мальчики с ЗПР имеют более низкий уровень сформированности коммуникативных умений.
Также был проведен сравнительный анализ сформированности коммуникативных умений с самооценкой детей с ограниченными возможностями здоровья – мальчиков и девочек. Учитывая гендерный аспект данные экспериментального исследования, мальчики с ЗПР имеют более низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Для проверки связи между уровнем сформированности коммуникативных умений и уровнем самооценки был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он показал, что чем выше уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ЗПР, тем будет более адекватная самооценка.
Значение коэффициента корреляции Спирмена составило 0.684, что соответствует весьма высокой тесноте связи между уровнем способностью к партнерскому диалогу и уровнем самооценки.
Корреляционный анализ шкал учет позиции собеседника и шкал опросника самооценка выявил сильную обратную связь высокого уровня значимости 0,77.
Следовательно, чем выше уровень способности к партнерскому диалогу у детей с ЗПР, тем будет более адекватная самооценка.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что чем адекватнее самооценка у детей с ОВЗ, тем будет выше учет позиции собеседника.
Для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был разработан проект коррекционной программы с применением методов сказкотерапии. Представленная программа «Общение со сказкой» может быть использована в работе психолога детского сада. Программа рассчитана на 10 часов, 2,5 месяца. Игровые сеансы продолжительностью 30-35 минут проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей 5-6 лет. В рамках коррекционной работы для педагогов ДОУ разработаны рекомендации по организации условий для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Гипотеза подтверждена.



1. Абакирова, Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности / Т.П.Абакирова // Проблемы регуляции активности личности: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. - Н.: НГПУ, 2016. – 23 с.
2. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: (Для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. - 380 с.
3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350500 – «Социал. работа» / Л.И. Акатов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2014 (ПИК Идел-Пресс). – 363 с.
4. Андреева, Е.И. Динамика межличностного взаимодействия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками / Е.И. Андреева // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Санкт-Петербург, 2017. – 238 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
6. Баштырева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Баштырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 854-857. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34525/ (дата обращения: 11.01.2021).
7. Боброва К.С., Забродина К.П. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-v-rabote-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 28.11.2021).
8. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности; учебно-методическое пособие для студентов вузов / Д. И. Бойков. - Спб.: КАРО, 2018. - 280 с.
9. Болотова, Н.П. Оптимизация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и психология образования. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 01.12.2021).
10. Возрастная психология : хрестоматия для студентов педагогических направлений подготовки / Г.С. Костюк [и др.].. — Тула : Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2019. — 231 c. — ISBN 978-5-6043744-8-1. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94299.html (дата обращения: 20.09.2022).
11. Гилева, Е.В. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности // Символ науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-gruppah (дата обращения: 28.11.2021).
12. Гончарова, Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий // Современное педагогическое образование. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-ovz-posredstvom-interaktivnyh-tehnologiy (дата обращения: 28.11.2021).
13. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии / Л.Г. Григорьева. – М.: Академкнига, 2017. – 213 с.
14. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 245 с.
15. Детская психология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. — М. : Издателвский центр «Академия», 2013 — 336 с. — (Сер. Бакалавриат).
16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999 — 368 с.: (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00121-7
17. Дыбина О. В. и др. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 64 с.
18. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2016. – 80 с.
19. Зыкова С.М., Сятчихина Е.А., Гайнутдинова С.Р., Мамошина Е.А., Россолова Т.С., Мациевич Н.И., Кузнецов М.В. Принципы разработки программы коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Прикамского социального института. 2015. №3 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-razrabotki-programmy-korrektsionnoy-raboty-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 01.12.2021).
20. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009 — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
21. Карталова, Е.А., Ефимова, Е.Д. Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ // Инновационная наука. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii-detey-s-ovz (дата обращения: 01.12.2021).
22. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2015. – 210 с.
23. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5–9 лет / С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2011. – 237 с.
24. Кузнецова М. А. Психология общения: Учебное пособие для СПО. — М.: РГУП, 2019 — 167 с.
25. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - М.: Просвещение, 2010. - 143 с.
26. Лебединская, К.С. Задержка психического развития / К.С. Лебединская. – М.: Педагогика, 2017. – 280 с.
27. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития В.В. Лебединский. – М.: Педагогика. – 2014. – 306 с.
28. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А.Леонтьев. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2015. - 368 с.
29. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – // Дошкольное воспитание. - 2002. – № 5. – С.24-27.
30. Маллер, А.Р. Проблема интеграции детей с выраженными нарушениями развития / А.Р. Маллер. – // Специальное образование. – 2015. - № 5. – С. 45-48.
31. Марковец, Г.В. Особенности становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Марковец // Наука и современность. – 2015. - №6. – 368-378.
32. Мерущенко, С.С., Сырвачева Л.А. Коммуникативные навыки у детей с ОВЗ и возможности их формирования посредством альтернативной коммуникации / С.С. Мерущенко, Л.А. Сырвачева // The Newman In Foreign Policy – 2017. - №37 (81). – С.45-49.
33. Морозова, Т.Б. Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Т.Б. Морозова. – Изд. «Прометей», 2017. – 24 с.
34. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры [Текст] :дис. канд. пед. наук / Л. Р. Мунирова.– М. : Просвещение, 1991.– С.–21.
35. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
36. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Педагогика, 2017.
37. Поликарпова, И.Э. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ / И. Э. Поликарпова. — // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 127-129.
38. Проценко, Е.И., Сокольникова, И.В., Квитнитская, А.Н. Психологическая характеристика детей с ОВЗ / Е.И.Проценко, И.В.Сокольникова, А.Н.Квитнитская // Образование, наука и технологии: проблемы перспективы: сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции, 30 декабря 2019 г. / Под общ. ред. А.В. Туголукова – Москва: ИП Туголуков А.В., 2019 – с. 55-58.
39. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова. - М.: Флинта, 2018. - 264 с.
40. Самохвалова, А. Г. Психологические аспекты затрудненного общения в детстве / А. Г. Самохвалова. - // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2012. - № 2. – С. 45-55.
41. Скорнякова, Н. Н. Влияние технологии эффективной социализации на социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОО // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tehnologii-effektivnoy-sotsializatsii-na-sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-detey-s-ovz-v-usloviyah-doo (дата обращения: 28.11.2021).
42. Смирнова, Е.О. Холмогорова М.В. Дети с трудностями в общении / Е.О. Смирнова, М.В. Холмогорова. – // Вопросы психологии. – 2018. - № 7. – с.23-27.
43. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2015. – 180 с.
44. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) - Педагогика: в трех томах / под ред. Н. М. Назаровой. - Москва: Академия, 2017. – 397 с.
45. Специальная психология : учебник для вузов / Л. М. Шипицына [и др.] ; под редакцией Л. М. Шипицыной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02326-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489688 (дата обращения: 24.09.2022).
46. Стребелева, Е.А. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования / Е.А.Стребелева. - // Педиатрическая фармакология. – 2012. - № 6. – С. 80-84.
47. Толкова, Н. М. Арт-терапевтические методы и приемы в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapevticheskie-metody-i-priemy-v-rabote-s-detmi-rannego-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-doshkolnoy (дата : 28.11.2021).
48. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2017. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84.
49. Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника / Г.Р. Хузеева. - // Психологические исследования. – 2017. - № 54. – С.45-49.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ