Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: студенты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) 2-3 курсов.
Выборка: 48 студентов ( возраст 19- 21 год, 26 девушек и 22 юноши).
Есть приложения.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Введение 3
1 Теоретические характеристики самооценки внешнего облика как фактора субъективного благополучия 6
1.1 Психологическое благополучие: понятие, характеристика, значение 6
1.2 Самоотношение и оформление внешнего облика 9
1.3 Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость 11
2 Эмпирическое исследование особенностей самооценки внешнего облика как фактора субъективного благополучия студентов 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Результаты проведенного исследования и интерпретация 17
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение А 27
Приложение В 29
Приложение С 32
Практически в современных исследованиях не подвергается сомнению утверждение о том, что мера привлекательности внешнего облика влияет напрямую на состояния людей, обуславливая различные жизненные показатели, в их числе оценка себя как счастливого человека.
В целом влияние внешнего облика на удовлетворенность жизнью осуществляется главным образом за счет приписывания внешнему облику ответственности за все то, что происходит в жизни человека. Внешний облик трактуется как вид «инвестиций» в благополучие/неблагополучие человека.
В исследованиях отечественных психологов также доказано, что удовлетворенность жизнью взаимосвязана с оценками своего внешнего облика.
Этот вывод подтверждают данные о взаимосвязи самооценок внешнего облика и удовлетворенности жизнью женщин, занимающихся йогой. Зависимость образа физического «я» от удовлетворенности жизнью и обратная зависимость изучается в контексте проблемы коррекции внешнего облика. К этому направлению исследований примыкают работы, фиксирующие взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью и представлениями о внешнем облике у студентов.
В ряде работ также представлен подход к определению внешнего облика, рассматривается его включенность в бытие человека, анализируется динамика значимости внешнего облика в зависимости от сфер жизнедеятельности, приводятся сведения о месте ценности привлекательного внешнего облика в иерархии ценностных ориентаций. Эти и ряд других исследований легли в основу созданной «Многофакторной модели изучения отношения к своему внешнему облику». Логика взаимосвязей, отраженных в данной модели, такова. В центре «многофакторной модели» стоит такой феномен, как «ценность внешнего облика» и сопряженный с ним феномен «функциональной значимости внешнего облика».
В качестве определяющих факторов в модель включены демографические факторы и сферы жизнедеятельности человека. Взаимодействие этих факторов определяет не только ценность и значимость внешнего облика, но и формирует самоотношение к внешнему облику, которое раскрывается в самооценках внешнего облика, в обеспокоенности, удовлетворенности им, в проявлении перфекционизма. Взаимовлияние между перечисленными факторами, феноменами отношения к своему внешнему облику, его ценность и функциональная значимость детерминируют удовлетворенность жизнью, оценку субъективного благополучия, уровень социальной адаптации.
Цель исследования – изучение самооценки внешнего облика как фактора субъективного благополучия студента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, характеристику и значение психологического благополучия.
2. Изучить самоотношение и оформление внешнего облика.
3. Исследовать отношение к внешнему облику, его ценность и значимость.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей самооценки внешнего облика как фактора субъективного благополучия студентов.
5. Интерпретировать полученные данные.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез литературы и практических данных, сравнение, обобщение, классификация, дедукция),
- практические (наблюдение, анкетирование).
Практическая значимость состоит в возможности дальнейшего исследования факторов субъективного благополучия человека и в изучении влияния самооценки внешнего облика на те или иные аспекты личности.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, можно говорить о том, что со снижением удовлетворенности жизнью молодые люди придают большее значение внешнему облику, его ценности.
Внешний облик начинает их беспокоить с большей силой. Если учесть, что между выраженностью обеспокоенности внешним обликом и выраженностью ценности (r = 0,527** р ≤ 0,000) и значимости внешнего облика (r = 0, 406** р ≤ 0,000) наблюдаются значимые прямолинейные связи, то можно сделать еще один вывод. Он касается выделения комплекса феноменов, связанных с отношением к внешнему облику и характеризующих молодых людей, недостаточно удовлетворенных своей жизнью. Они полагают, что с помощью улучшения внешнего облика можно позитивно повлиять на общение, карьеру, найти себе романтического партнера, почувствовать себя более счастливыми. Молодые люди, у которых уровень жизненной удовлетворенности более высокий, отличаются тем, что у них выше удовлетворенность внешним обликом, самооценка внешнего облика. Эти молодые люди не придают большего значения внешнему облику и его ценности для улучшения своей жизни.
Полученные данные подтверждают гипотезу о разнонаправленных взаимосвязях между самооценками внешнего облика, оценками значимости привлекательного внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, показателями выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик (ценность ВО) и уровнями удовлетворенности жизнью.
В качестве перспектив изучения проблемы «удовлетворенность внешним обликом — качество жизни» мы рассматриваем включение в качестве переменных экономический статус участников исследования, их пол, а также использование математических процедур с целью сравнения силы влияния изучаемых переменных.