Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине Х1Х - начале ХХ вв

Работа №103013

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы26
Год сдачи2003
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Создание благоприятной обстановки для научного поиска и выбора теоретических идей без давления внешней или внутренней цензуры позволяет современному исследователю высказывать суждения, в значительной степени свободные от политической конъюнктуры и наиболее адекватные реальным историческим фактам. Поэтому вполне закономерно стремление ученых уйти от ранее господствовавших стереотипов в оценке событий отечественной истории Х1Х-ХХ вв. Процесс переосмысления коснулся и такой важной темы, как история Русской православной церкви Синодального периода. Появление в последнее десятилетие большого числа исследований свидетельствует о постоянно возрастающем интересе ученых к данной теме. Однако не все ее аспекты изучены с достаточной полнотой. В значительной степени это относится к истории православных общественно-религиозных организаций, которые повсеместно возникают во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. С их помощью церковь и государственные власти надеялись преодолеть растущее отчуждение между клиром и мирянами, укрепить пошатнувшийся авторитет православия. Обращение к данной проблеме имеет большое научно-практическое значение, т.к. позволяет ответить на вопрос, в какой мере успешными были усилия государства и церкви по оживлению жизни приходских общин, по нейтрализации антирелигиозной пропаганды. Значение темы определяется еще и тем, что в настоящее время ведется поиск новых форм взаимоотношений государства и церкви. При этом важно избежать ошибок, допущенных светской властью в Синодальный период. Как известно, излишняя опека сослужила недобрую службу РПЦ и в конечном счете повредила самодержавию. В 1990-х гг. в России и странах ближнего зарубежья появляются общественно-религиозные организации, объявившие себя наследниками и продолжателями традиций православных братств и обществ Х1Х - начала ХХ вв. Среди них можно отметить открывшееся в 1992 г. Православно-благотворительное Братство святой великомученицы Анастасии Узорешительницы (Санкт-Петербургская епархия), созданные в 1997 г. сестричество во имя великомученика и целителя Пантелеймона при Покровском кафедральном соборе (Барнаул) и мн. др. В условиях растущей религиозности населения России опыт общественно-религиозных организаций прошлого может помочь наладить плодотворное сотрудничество духовенства и прихожан, способствовать ориентации верующих на дела церковной благотворительности и просвещения.
Степень изученности проблемы. Исследование работ по истории православных общественно-религиозных организаций позволяет выделить в историографии темы три периода: дореволюционный, советский, современный (с конца 1980-х гг.). В дореволюционный период закладываются основы изучения данной темы. Почти все публикации этого времени принадлежали не историкам-профессионалам, а церковным и общественным деятелям. В свет выходили, как правило, небольшие статьи и брошюры, приуроченные к юбилеям и памятным датам. По своей сути они представляли собой краткие очерки истории возникновения и функционирования той или иной православной общественно-религиозной организации.
Одним из первых попытался критически оценить деятельность общественно-религиозных организаций А.А. Папков В наиболее раннем по времени издания сочинении автор настроен достаточно оптимистично. Он утверждает, что «миссионерская братская деятельность идет настолько успешно, что удостоилась высокой чести получить одобрение с Высоты Престола». А. А. Папков выражает уверенность, что «нашим церковным братствам несомненно предстоит великая будущность в деле 3 просвещения русского народа и поднятия его нравственного уровня». Однако в поздних работах автор уже не столь категоричен. В частности, он обратил внимание на излишнюю регламентацию деятельности попечительств, сковывавшую инициативу прихожан. В основном работы А.А. Папкова основаны на материалах Москвы и Петербурга. Деятельность провинциальных общественно-религиозных организаций затрагивается им очень слабо.
Апологетическая направленность присуща работам, написанным на материалах Тобольской епархии. Так, Л. Соловьев главным вдохновителем и организатором борьбы с расколом называет епископа Тобольского и Сибирского Антония. Братство св. Дмитрия Солунского, по его мнению, являлось органом «выполнения всех мыслей Преосвященного...». А. Юрьевский главную заслугу в создании Древлехранилища также приписывает епископу Антонию. Н.Д. Скосырев попытался про-анализировать опыт деятельности одной из общественно-религиозных организаций Тобольской епархии. Он рассмотрел историю возникновения Тобольского епархиального комитета Православного миссионерского общества и основные направления его работы: участие в организации миссионерских школ, оказание помощи противоязыческим и противо-мусульманским миссиям.
Параллельно начинается осмысление феномена общественно-религиозных организаций в обобщающих работах по истории церкви Х1Х - начала ХХ вв. Таким образом, в дореволюционной историографии были сделаны лишь первые шаги по изучению рассматриваемой темы, причем основной акцент делался на накоплении и изложении фактического материала, попыток критического осмысления истории общественно-религиозных организаций практически не предпринималось. Преобладали позитивные оценки их деятельности, реальные трудности и недостатки чаще всего затушевывались.
Советская историческая наука крайне тенденциозно подходила к решению многих вопросов, связанных с историей православной церкви. В 1920-30-е гг. в свет выходили, как правило, работы публицистического характера, авторы которых ставили перед собой задачу очернить церковь, показать ее как прислужницу самодержавия, идеологически поддерживающую угнетающую народ власть.
Изучение истории церкви второй половины Х1Х - нач. ХХ вв. возобновляется лишь в годы оттепели. Среди немногочисленных исследований по данной проблеме, появившихся в конце 1950-1980-х гг., следует отметить монографию Е.Ф. Грекулова, диссертации М.Т. Нечаева, В.М. Андреева, В.И. Косых, Е.В. Фоминых, И.Д. Эйнгорна, статьи Н.А. Смирнова, В. А. Кононенко, М.М. Персица, Б.П. Романенко, хотя интересующая нас тема и не стала в указанных трудах объектом самостоятельного изучения. Как правило, общественно-религиозные организации удостаивались лишь краткого упоминания. Выводы авторов предопределялись необходимостью избегать позитивных оценок всего, что исходило от Русской православной церкви.
Единственной работой, в которой специально рассматриваются православные общественно-религиозные организации, является статья Б.П. Романенко. Автор анализирует состав, программы, формы работы среди населения братств, попечительств, обществ трезвости Урала. Он вынужден признать, что устраиваемые духовенством религиозно-нравственные чтения активно посещались рабочими ряда заводов, что “нельзя недооценивать влияние этих чтений на массы”. В то же время выводы, к которым приходит автор, вполне традиционны: целью данных объединений было “отвлечение трудящихся от революционной борьбы”, создание заслона “на пути новых идей, проникавших в сознание пролетариата”. В целом, на наш взгляд, в советский период не произошло сколько-нибудь заметных сдвигов в разработке данной темы. Историю церкви исследователи вынуждены были рассматривать с узкоклассовых, партийных позиций, что сковывало их творческую инициативу, делало невозможным отход от официально принятых установок.
Изучением истории Русской православной церкви Синодального периода помимо советских историков занимались также историки- эмигранты. Наиболее серьезным исследованием следует признать моно-графию И.К. Смолича. Автор обстоятельно, шаг за шагом восстанавливает картину религиозного окормления верующих. Однако обширность поставленной задачи, по-видимому, не позволила уделить много внимания общественно-религиозным организациям, деятельность которых оценивается им достаточно высоко. Среди других работ историков - эмигрантов можно отметить сочинения Н. Тальберга и Г.В. Флоровского. Использование исключительно опубликованных материалов, не-доступность архивных источников наложили соответствующий отпечаток на работы историков-эмигрантов. По этой причине было крайне затруднено изучение истории Русской православной церкви на уровне регионов или отдельных епархий.
На рубеже 1980-х - 1990-х гг. наблюдается резкий всплеск интереса не только ученых, но и самых широких слоев населения к различным проблемам истории русской православной церкви. Крупным событием своего времени стал выход в свет коллективной монографии “Русское православие: вехи истории”. Авторы положительно высказываются по поводу создания Палестинского общества, признавая его главной силой в поддержании православия в Святой Земле. Ими освещена деятельность Православного миссионерского общества. В определенной степени эта работа отражала переходное состояние отечественной исторической науки последних лет перестройки, когда традиционные марксистские методологические подходы сочетались с новыми, отличными от ранее общепринятых оценками и выводами.
Более радикальные и последовательные изменения в историографии темы происходят с начала 1990-х гг. Все работы по данной теме можно условно разделить на две основные группы: во-первых, это моно-графии, статьи, диссертации, в которых отдельные аспекты истории православных общественно-религиозных организаций раскрываются как часть другой, более широкой темы, имеющей с ней определенную взаимосвязь. Ко второй группе следует отнести работы, посвященные собственно православным общественно-религиозным организациям, построенные на материалах различных епархий.
Из исследований, отнесенных нами к первой группе, следует вы-делить работы С.В. Римского, в которых значительное место уделяется причинам возникновения общественно-религиозных организаций. Автор подчеркивает активную роль государства в создании и распространении церковных братств, хотя в конечном счете, по заключению исследователя, ощутимых политических выгод от них правительство не получило. По мнению С.В. Римского, затея с приходскими попечительства- ми, преследовавшая целью укрепления связи духовенства и мирян, вообще принесла больше отрицательного, чем положительного. Еще более негативную оценку общественно-религиозные организации второй половины Х1Х в. получили в современной украинской историографии.
Примером комплексного подхода к исследованию общественно-политической деятельности духовенства отдельного российского региона может служить диссертация Т.Г. Леонтьевой. Автор подчеркивает, что, при непосредственном живейшем участии церковной интеллигенции открывались библиотеки, ясли, общества по борьбе с детской преступностью, школы при тюрьмах. Научными кадрами из церковной среды были заложены основы разностороннего творческого поиска, “который затем был продолжен известными краеведами”. “Оригинальным на-правлением филантропии” признается Т.Г. Леонтьевой организация обществ трезвости.
Вопрос, связанный с обсуждением и принятием законов о братствах и попечительствах, затрагивается в диссертации М.В. Никулина, статье Ю.Освальта. Положительно оценивается место православной церкви в социальной и культурной жизни России в диссертациях С.Г. Зубановой и Д.А. Пашенцева
К работам, включенным нами во вторую группу, нужно отнести диссертацию Ф.А. Дорофеева, посвященную возникновению и развитию православных братств, начиная с Х века. Автор дает определение понятию “братство”, классифицирует организации этого вида по различным признакам, сравнивает православные братства с их зарубежными аналогами, рассматривает существующие теории генезиса братств. В диссертации рассматривается вопрос о возрождении братств в пореформенный период. Их деятельность исследована в основном на материалах Нижегородской губернии.
Таким образом, в работах, написанных на общероссийском мате-риале или же посвященных истории Русской православной церкви на территории отдельных регионов (вне Западной Сибири) общественно-религиозные организации второй пол. Х1Х - нач. ХХ вв. получили не-однозначные оценки - от негативных до умеренных, отличающихся признанием их известного позитивного вклада в развитие просвещения, благотворительности и укрепления народной нравственности.
Активное изучение истории русской православной церкви в Зауралье начинается с 1990-х гг. Необходимо отметить, что многие исследователи первоначально ставили перед собой задачу донести до научной общественности неизвестные ранее факты, коренным образом пересмотреть выводы о месте и значении церкви в прошлом нашей страны. Это приводило к тому, что для многих работ, появившихся в первой половине 1990-х гг., была характерна определенная идеализация Русской православной церкви (как, впрочем, и дореволюционной России в целом). Работы второй половины 1990-х гг. в этом отношении отличаются большей взвешенностью и объективностью. Первоочередное внимание исследователей привлекало Православно-церковное Братство Святого Великомученика Дмитрия Солунского - наиболее крупная общественно- 24 религиозная организация края.
Современными исследователями освещены некоторые аспекты истории приходских попечительств Тобольской епархии, Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца (далее - Братство св. Гурия).
Кроме того, отдельные стороны деятельности православных общественно-религиозных организаций затрагиваются в некоторых работах, посвященных истории православия в Зауралье в целом, или же тем или иным аспектам культурной жизни края.
Таким образом, история православных общественно¬
религиозных организаций Тобольской епархии освещена пока еще недостаточно. Имеющиеся по этой теме работы отличаются крайней разнородностью. Общественно-религиозные организации редко становились предметом специального исследования. Как правило, они затрагивались фрагментарно, в порядке обзора. Поэтому, на наш взгляд, вполне очевидна необходимость создания обобщающей работы, призванной раскрыть во всем объеме и многогранности историю православных общественно-религиозных организаций Тобольской епархии. В то же время следует отметить, что некоторые аспекты деятельности православных общественно-религиозных организаций (распространение христианства среди коренного населения Тобольского Севера, деятельность типографии Братства св. Дмитрия Солунского) освещены в работах ряда современных исследователей. Поэтому существует необходимость остановиться на тех сторонах истории общественно-религиозных организаций, которые пока еще не нашли достаточного отражения в историографии.
Цель данного исследования - раскрыть историю создания и основные направления деятельности православных общественно-религиозных организаций Тобольской епархии во второй половине Х1Х - начале ХХ вв.
В соответствии с этой целью автором диссертации ставятся следующие задачи:
- проанализировать предпосылки возникновения православных общественно-религиозных организаций;
- проследить процесс создания православных общественно-религиозных организаций, рассмотреть их структуру, социальный состав, особенности функционирования и финансирования;
- определить основные направления и результаты деятельности общественно-религиозных организаций, направленные на распространение православия среди старообрядцев, сектантов, мусульман Тобольской епархии;
- показать вклад православных общественно-религиозных организаций в просвещение епархии и изучение ее прошлого, выявить их роль в деле православной благотворительности.
Хронологические рамки настоящего исследования - вторая поло-вина Х1Х - начало ХХ вв. Нижней временной гранью являются церковные реформы 60-х гг. Х1Х в., следствием которых было широкое распространение общественно-религиозных организаций, верхний рубеж - 1917 г.
Территориальные рамки - Тобольская епархия с учетом административно-территориальных изменений середины 90-х гг. Х1Х в. На примере Тобольской епархии можно проследить особенности возникновения и функционирования православных общественно-религиозных организаций российской провинции.
Объектом исследования является религиозная жизнь Тобольской епархии второй половины Х1Х - начала ХХ вв.
Предмет исследования - структура и деятельность православных общественно-религиозных организаций. Под «православными общественно-религиозными организациями» подразумеваются самоуправляющиеся объединения духовенства и мирян, созданные с целью укрепления и распространения православия, имеющие свой устав, определенную структуру, официально утвержденные государственной или также церковной властью.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые подвергаются разностороннему анализу православные общественно-религиозные организации одной из крупнейших епархий азиатской части Российской империи. Это позволит заполнить существующие пробелы в изучении истории Русской Православной церкви второй половины Х1Х - начала ХХ вв. Это первое исследование, в котором история общественно-религиозных организаций рассматривается комплексно. На основе широкой источниковой базы предпринята попытка проанализировать данное явление как важную составляющую часть жизни населения Тобольской епархии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения могут быть использованы в трудах по истории Русской Православной церкви Синодального периода, в преподавании исторических дисциплин с включением регионального компонента. Кроме того, исторический опыт православных общественно-религиозных организаций может быть учтен в современных условиях.
Методология исследования. Основополагающим принципом научного исследования для автора диссертации является историзм, позволяющий анализировать исторические факты и явления в движении и взаимосвязи, и принцип объективности, что позволило опираться на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под созданные ранее схемы. Наряду с изложенным методологическим принципом в работе использовались конкретные методы исторического исследования. Для выявления общего и особенного потребовалось сравнение с аналогичными процессами, происходившими в других регионах. Это сделало закономерным применение синхронного и проблемно-исторического методов, которые дали возможность подчеркнуть взаимосвязь между различными территориями страны. Нами применялся и синтетический метод, позволивший обобщить собранный материал.
Источниковая база исследования. Разработка темы предполагает изучение и использование значительной группы источников. Их можно условно разделить на пять основных групп.
К первой относятся законодательные материалы и распоряжения центральных светских и духовных властей. Законодательные акты высших органов власти представлены во втором и третьем изданиях «Полного собрания законов Российской империи», «Своде законов Российской империи». По ним можно проследить основные направления политики самодержавия в отношении общественно-религиозных организаций. Следует указать и такой важный источник, как циркулярные распоряжения Св. Синода епархиальным архиереям.
Ко второй группе относятся материалы текущего делопроизводства. Существенную часть источниковой базы диссертации составили документы центральных и местных архивов. В Российском государственном историческом архиве по данной теме автором выявлены дела в фондах канцелярии Св. Синода (ф.796), канцелярии Обер-прокурора Св. Синода (ф.797), Архива и библиотеки Св. Синода (ф.814). Ценнейшим источником являются ежегодные отчеты Тобольских епархиальных архиереев, в которых дана широкая картина состояния православия в епархии, а также положения других вероучений. В указанных фондах изучены дела, касающиеся вопросов организации паломничества в Палестину, разрешения на выпуск периодических изданий в Тобольской епархии, организации миссионерских противораскольнических курсов в Тюмени.
Материалы 10 фондов использованы в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области, Государственном архиве Тюменской области, Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Наибольший интерес представляют документы фонда Тобольской духовной консистории (ф.156) ТФ ГАТО, в котором представлены материалы о деятельности Сретенского братства, доку-менты об открытии читален и библиотек, рапорты благочинных округов, приходских священников, списки жертвователей на нужды церкви, отчеты и рапорты епархиальных миссионеров, журналы заседаний Тобольской духовной консистории.
К третьей группе источников могут быть отнесены справочные материалы. Огромный интерес представляют ежегодные «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода», а также местные справочные издания: «Обзоры Тобольской губернии», «Адрес- календари Тобольской губернии», «Тобольские епархиальные Адрес- календари», «Справочные книги по Тобольской епархии», «Памятные книжки Тобольской губернии».
К четвертой группе относятся источники личного происхождения: мемуары митрополита Евлогия (Георгиевского), «Записки» Е.Е. Елисеева.
Большое значение для освещения темы имеют материалы цен-тральной и местной периодической печати, условно отнесенной нами к пятой группе источников. В первую очередь следует отметить «Тобольские епархиальные ведомости», на страницах которых регулярно публиковались отчеты, уставы всех крупных общественно-религиозных организаций, распоряжения центральных и епархиальных властей относительно их деятельности. Информацию аналогичного содержания (хотя и в меньшем объеме) можно найти в «Тобольских губернских ведомостях». Определенный интерес представляет также «Сибирский листок». Из столичных изданий необходимо выделить «Сообщения Императорского Православного Палестинского общества», «Церковные ведомости», «Церковный голос», «Православный Благовестник», «духовный научно-литературный журнал» «Странник».
Данные источники, многие из которых почти не привлекали внимания исследователей, позволяют воссоздать достаточно полную картину процесса возникновения и функционирования общественно-религиозных организаций Тобольской епархии, а также оценить результаты их работы в рассматриваемый период. Вместе с тем автор осознает необходимость критического подхода к этим источникам, прежде всего к тем, которые носили официальный характер.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории России Нижневартовского государственного педагогического института. Основные положения и результаты исследования были представлены на научных конференциях: «Культурное наследие Азиатской России: Сибиро-Уральский исторический конгресс» (Тобольск, 1997), «Мира не узнаешь, не зная края своего»: краеведческие чтения (Нижневартовск, 1997), «Актуальные вопросы изучения Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бо¬родавкина» (Барнаул, 2002), «Тюркские народы. У-й Сибирский симпо¬зиум «Культурное наследие народов Западной Сибири» (Тобольск, 2002), «Источники по истории Западной Сибири»: региональная научная конференция (Сургут, 2003). Содержание диссертации отражено в ряде статей и тезисов докладов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Общественно-религиозные организации Тобольской епархии в конце Х1Х - начале ХХ века// Новое в исторической науке: В помощь преподавателю истории: Сборник научно-методических трудов. Вып.1. Нижневартовск, 1997. С.95-102.
2. Общественно-религиозные организации Тобольска в 1917-1918 гг.// Культурное наследие Азиатской России: материалы 1 Урало-Сибирского исторического конгресса (г. Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск, 1997. С.114-115.
3. Научная и просветительская деятельность Тобольского церковного древле-хранилища.// Научные труды Нижневартовского государственного педагогического института. Серия «История». Вып.1. Нижневартовск, 1999. С.121-125.
4. Деятельность Императорского Православного Палестинского общества и его Тобольского отдела в конце Х1Х - начале ХХ вв.// Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып.2. Екатеринбург, 1999. С.16-25.
5. Из истории религиозно-нравственного просвещения Тобольской епархии в конце Х1Х - начале ХХ вв.// Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып.2. Екатеринбург, 1999. С. 131-132.
6. Численность и уровень образования белого духовенства Тобольской епархии в конце Х1Х - начале ХХ вв. // Тезисы докладов и сообщений 1У региональной музейной научно-практической конференции, посвященной 30-летию г. Нижневартовска. Нижневартовск, 2001. С.78-81.
7. Старообрядчество Тобольской епархии на рубеже Х1Х - ХХ веков// Научные труды Нижневартовского государственного педагогического института. Серия «История». Вып. 2. Нижневартовск, 2002. С.111-118.
8. Миссионерская деятельность среди мусульман Тобольской епархии во второй половине Х1Х- начале ХХ вв.// Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып.5. Тюмень, 2003. С.37-53.
9. Борьба с расколом и сектантством в Тобольской епархии в конце Х1Х - начале ХХ вв.// Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина. 5-6 октября 2001 г. Барнаул, 2002. С.225-229.
10. Миссионерская деятельность среди мусульман Тобольской епархии в конце Х1Х- начале ХХ вв.// Тюркские народы. Материалы У-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2002, Тобольск). Тобольск-Омск, 2002. С. 244-246.
11. Отражение истории православных общественно-религиозных организаций Тобольской епархии в материалах федеральных и местных архивов// Источники по истории Западной Сибири: Материалы региональной научной конференции. - Сургут, 2003. ч.2. С.43-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ