Настоящая диссертация представляет собой результат исследования, которое проводилось автором в рамках работы над коллективным научным проектом "Толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы", осуществленном силами межвузовской проблемной группы "Русский глагол и имя" под руководством профессора Л. Г. Бабенко на кафедре современного русского языка Уральского государственного университета им. А. М. Горького.
Реферируемая работа посвящена выявлению когнитивных характеристик лексики, репрезентирующей концептосферу "Еда" русском языке.
Актуальность исследования. Избранная для изучения тема является актуальной, поскольку лингвистика последних лет обращена к проблеме соотношения семантики различных языковых единиц и тех структур сознания человека, которые репрезентируются этими языковыми единицами (см.: Бабушкин 1996, Демьянков 1992, Заленская 1994, Каменская 1990, Колесов 1999, Красных и др. 1947, Кубрякова и др. 1996, Лихачев 1997, Петров 1990, Степанов 2001, Стернин 1997 и др.).
Данное диссертационное исследование базируется на теории семантического поля (далее - СП). На сегодняшний день активно исследуется и решается проблема соотношения СП и понятий когнитивной лингвистики, прежде всего концепта, концептосферы, фрейма, сценария (см. работы Н. Н. Болдырева, Н. Б. Лебедевой, В. А. Лукина, И. А. Стернина, А. Л. Шарандина и др.). СП начинает изучаться на основе концептуального анализа лексических единиц, входящих в его состав. Актуальность исследования обнаруживается в новом подходе к материалу: от СП к концептосфере, которая соответствует ему в сознании человека, когда основной целью является выявление с опорой на компонентный анализ скрытых ментальных представлений о макроситуации еды в русской языковой картине мира, которые находят отражение в ЛСВ и фразеологических единицах, входящих в СП "Еда" и составляющих фрагмент языковой картины мира (далее - ЯКМ) русского человека.
Наблюдения ученых над спецификой языковой картины мира приводят к появлению исследований, выполненных в русле лингвокультурологии и описывающих соотношение национально-специфичных ЯКМ, изучение которых обеспечивает возможность разработки вопроса об отображении в ЯКМ национального характера народа, о способах репрезентации национально-культурного компонента семантикой слова (Вежбицкая 1996, Верещагин, Костомаров 990, Колесов 1992, 1999, Маковский 1996, Маслова 1998, Сепир 1993, Стернин 1999, Степанов 2000, Толстой 1997 и др.). В современной лингвистике наблюдается совмещение исследований, выполняемых в рамках когнитивной лингвистики, с лингвокультурологическими и этнолингвистическими аспектами изучения лексики. Данная диссертация продолжает исследования в этой области.
Актуальность исследования продиктована недостаточной изученностью лексики, объединенной семой еда, входящей в одноименное СП, являющейся национально специфичной, глубоко связанной с культурой на-рода и отражающей особенности национального сознания. Основное внимание ученых до недавнего времени было направлено на изучение семантики отдельных лексико-фразеологических единиц, входящих в СП "Еда", доминирующей тенденцией в их изучении являлся подход, выявляющий их диалектные особенности (см., например, Демидова 1986 и др.).
В работе реализуется актуальный для современной лингвистики когнитивный подход к анализу лексических и фразеологических единиц, при котором на основании данных компонентного и концептуального анализа делается попытка объяснить, с помощью каких структур отражается в сознании человека его опыт и разные этапы деятельности, связанной с добычей и употреблением еды. В диссертационном исследовании представлена попытка реконструкции фрагмента русской концептуальной системы - когнитивно-пропозициональных структур (далее - КПС), аккумулирующих знания о ситуациях еды, присутствующие в сознании русского человека.
Цель и задачи исследования. Цель работы - моделирование базовых КПС, аккумулирующих знания о макро- и микроситуациях "Еды", присутствующих в сознании русского человека, а также исследование специфики основных лексических репрезентаций данных КПС и выявление соотносимых с ними концептосфер.
Общая цель исследования достигается последовательным решением ряда конкретных задач, среди которых выделяются следующие:
1. Выделить методом сплошной выборки из ниже перечисленных источников ЛСВ и фразеологические единицы с семой еда и провести их компонентный анализ.
2. Охарактеризовать структурно-семантические особенности СП "Еда" в русском языке.
3. Разработать модель анализа концептосферы "Еда", систематизировав различные подходы к концептуальному анализу и уточнив аппарат исходных понятий, необходимых для исследования.
4. Исследовать структуру концептосферы "Еда" в русском языке.
4.1. Выявить макро- и микроситуации, составляющие глобальную ситуацию еды, и охарактеризовать их особенности, определить роль ЛСВ и фразеологических единиц с семой еда в формировании различных микроситуаций еды.
4.2. Обнаружить базовые КПС, содержащие знания об этих ситуациях, исследуя микролропозиции, обусловленные семантикой глаголов- предикатов.
4.3. Раскрыть когнитивные особенности основных лексических репрезентаций данных КПС: выявить их основные типы; провести лексико-семантическую (идеографическую) классификацию; охарактеризовать связи значений слов и соотносимой с ними реальной действительности; выделить главные типы мотивировочных признаков и тем самым определить, какие аспекты деятельности, связанной с едой, представляются человеку наиболее существенными.
4.4. Охарактеризовать структурные особенности соотносимых с основными лексическими репрезентациями концептосфер, выделив ядро, приядерную зону, ближайшую и дальнейшую периферию; провести сравнительную характеристику концептосфер.
4.5. Выявить национально-культурную специфику отображения русским языком ситуации еды.
4.6. Систематизировать данные о структуре концептосферы "Еда" в русском языке.
Материал исследования составляют 8404 ЛСВ и фразеологических единиц с семой еда.
Объектом анализа являются словарные дефиниции ЛСВ и фразеологических единиц, входящих в СП "Еда” в русском языке.
Предмет изучения парадигма базовых КПС, с помощью которых русский человек упорядочивает и оценивает сферу действительности, связанную с едой, структура концептосферы "Еда".
Методика сбора материала и методы его исследования. Методика выявления материала - сплошная выборка из толковых словарей и словарей новых слов лексических и фразеологических единиц с семой еда. В качестве основного источника материала использовался Словарь русского языка: В 4 тт. - 2-е изд. - М.: Русский язык, 1981-1984 (Малый академический словарь).
В ходе исследования были использованы следующие методы и приемы:
1) методика сплошной выборки;
2) метод компонентного анализа ЛЗ слова с использованием много-ступенчатого дефиниционного анализа;
3) методика полевого анализа;
4) методика референциального анализа;
5) методика функционильно-ономасиологического анализа;
6) метод концептуального анализа;
7) метод типологизации основных лексических репрезентаций КПС с учетом их семантики;
8) методика лингвокультурологического анализа;
9) метод сопоставительного анализа;
10) метод статистического описания материала.
Научная новизна исследования обнаруживается прежде всего в его материале, то есть усматривается в представлении межчастеречного СП "Еда" в русском языке, многоаспектном анализе (денотативном, семантическом, концептуальном, лингвокулькурологическом) лексических и фразеологических единиц, входящих в данное СП.
Новизна исследования видится в выявлении специфики когнитивной репрезентации сферы "Еда”. На основе существующих методик концептуального и компонентного анализа была разработана методика анализа рассматриваемой концептосферы и проанализировано важнейшее для человека понятие "Еда". Следовательно, новизна исследования обусловлена невыявленностью языковых единиц, репрезентирующих эту концептосферу, и неизученностью их семантических свойств. До настоящего времени не было предпринято целостного исследования когнитивных структур, стоящих за лексическими и фразеологическими единицами, объединенными семой еда.
Новизна подхода состоит также в том, что описание концептосферы "Еда" происходит с опорой на СП, что способствует более глубокому и полному исследованию данных явлений.
В работе осуществлено исследование проблемы представления знаний, проведено изучение одной из структур представления знаний - базовых КПС, аккумулирующих знания о ситуации еды, в результате чего выявлены и охарактеризованы основные лексические репрезентации и национально-специфические компоненты концептуальных структур.
Новым является и то, что показана специфика устройства концептосфер, соотносимых с основными лексическими репрезентациями макро- и микроситуаций еды в русском языке.
Теоретическая значимость заключается в конкретном вкладе в разработку концепции представления знаний в виде когнитивно-пропозициональных структур. На основе систематизации и обобщения существующих концепций, затрагивающих феномен КПС, в данном исследовании осуществлено многомерное описание КПС, представляющих знания о ситуации еды в русском языке, что имеет значение для будущих исследований в области когнитивной лингвистики и сопоставительного анализа.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно раскрывает специфику семантики лексем, отображающих денотативно- 6 идеографическую сферу "Еда". Сопоставление концептосфер, соотносимых с лексическими и фразеологическими единицами, репрезентирующими микроситуации еды, способствовало описанию существующих в сознании носителей русского языка связей между предметами и явлениями, связанными с денотативной сферой "Еда", и объективации сегмента материально-идеальной действительности, который сопряжен с едой.
Количественный анализ материала (сравнение представленного различных лексических репрезентаций основных позиций КПС, отображающих знания о макро- и микроситуациях еды, присутствующих в сознании русского человека) помогает оценить степень значимости отдельных участков этой когнитивной системы для носителей русского языка и свидетельствует о том, насколько они концептуализированы языковым сознанием.
Теоретическая значимость заключается в том, что в настоящем исследовании предложена модель анализа концептосферы "Еда", которая может быть применена при исследовании других концептосфер.
Таким образом, результаты исследования основных лексических репрезентаций понятия "Еда" в русском языке и анализ соотносимых с ними концептосфер вносят новый вклад в лингвистические знания о КПС как способах представления знаний и стимулируют дальнейшие исследования в русле такого современного лингвистического направления, как когнитивная лингвистика.
Практическая ценность диссертации обусловливается возможностью использования ее результатов в практике дальнейших научных исследований в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, в практике преподавания данных дисциплин в рамках специальности "10.02.01 - русский язык", а также русского языка как иностранного, в частности, при ознакомлении изучающих русский язык как иностранный с лексикой денотативной сферы "Еда".
Материал и полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке теоретических курсов по лексикологии (темы: типы лексических парадигм, концептуальный анализ, сопоставительный анализ лексики равных языков), в спецкурсах по семасиологии, лингвокультурологии и когнитивной лингвистике.
Результаты исследования имеют прикладное значение для лексикографии: были разработаны модели типовой семантики и словарные статьи для толкового идеографического словари русских существительных (денотативно-идеографическая сфера "Питание").
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на кафедре современного русского языка Уральского государственною университета им. А. М. Горького (2002 г.).
По материалам работы были сделаны доклады на 4 региональных конференциях в г. Екатеринбурге (1998-2000), отдельные положения диссертации обсуждались в ходе выступления автора на всероссийской конференции в г. Челябинске (1999), основные теоретические положения и практические результаты были представлены на 4 международных конференциях в г. Екатеринбурге (1997-2001).
По теме диссертации опубликовано 15 научных работ общим объемом 5,5 п.л., в том числе 2 главы в коллективных монографиях (1,2 п.л.), 12 тезисов выступлений на научных конференциях (3,5 п.л.), словарные статьи в проспекте толкового словаря русских существительных (0,8 п.л.).
Положения, которые выносятся на защиту.
1. Концептосфера "Еда" в русском языке, репрезентируемая на вербально-семантическом уровне ЛСВ и фразеологическими единицами, входящими в СП "Еда", обладает иерархической структурой, поскольку знания о всех ситуациях еды, присутствующие в сознании русского человека, складываются в глобальную макроситуацию, получающую дальнейшее членение на отдельные микроситуации.
2. Концептосфера "Еда” в русском языке имеет макропропозициональную структуру, то есть состоит из пяти микропропозиций: КПС добывания пищи, КПС приготовления пищи, КПС процесса еды / кормления кого-либо, КПС процесса питья / поения кого-либо и КПС ситуации гостеприимства. При этом микропропозиции добывания пищи, процесса еды / кормления кого-либо, процесса питья / поения кого-либо получают дальнейшее членение.
3. Защищается разработанная модель анализа концептосферы "Еда" в русском языке, включающая в себя следующие этапы.
Этап 1. Выявление КПС, репрезентирующей знания о микроситуации еды, путем обобщения регулярно повторяющихся в словарных дефинициях лексических репрезентаций компонентов данной структуры.
Этап 2. Анализ и типологизация основных способов замещения позиций КПС, отображающей знания о микроситуации еды.
Этап 3. Моделирование полевой структуры концептосферы путем вы-деления ее ядра, приядерной зоны, ближайшей и дальнейшей периферии. Ядром концептосферы является КПС, содержащая минимальные знания о концептосфере. Приядерную зону составляют вербализованные когниции - основные и наиболее типичные изосемические лексические репрезентации КПС, полностью проявляющие идею концепта. Ближайшая периферия представлена сложными неизосемическими лексическими репрезентациями с совмещенным значением. Дальнейшая периферия формируется образными номинациями и включает в себя лексические репрезентации, имеющие стилистические пометы.
Этап 4. Выявление особенностей концептосферы: характерных способов замещения всех позиции КПС и преобладающих лексических репрезентаций данных позиций.
Этап 5. Лингвокультурологический комментарий.
Этап 6. Обобщение результатов анализа и общие выводы.
4. Структура микроситуаций, формирующих макроситуацию "Еда", однотипна: она состоит из ядра, приядерной зоны, ближайшей и дальнейшей периферии. При этом лексическая система языка в количественном отношении отражает различные ситуации, связанные с едой, неравномерно. Наиболее объемной в концептосфере "Еда" является микроситуация "Приготовление пищи" (4396 ЛСВ). Такая детальная разработанность данной микроситуации связана с уровнем развития цивилизации в целом и обусловлена тем, что приготовление пищи является одной из разновидностей практической деятельности человека.
Менее разработанными в количественном отношении оказываются лексические объединения, номинирующие ситуации добывания пищи (1770 ЛСВ), еды / кормления кого-либо (1309 ЛСВ), питья / поения кого- либо (878 ЛСВ), гостеприимства (51 ЛСВ). Минимальное количество лексики, обозначающей микроситуцию "Гостеприимство", обусловлено особой природой и характером такой номинации, которая, несомненно, является вторичной. Ситуация "Гостеприимство" включается, с одной стороны, в сферу социальных отношений, а с другой стороны, в сферу "Еда".
5. Количественная градация лексики, обозначающей разные ситуации концептосферы "Еда", соответствует в сознании носителя русского языка различным КПС. Наиболее полной, многоаспектной оказывается репрезентация КПС приготовления пищи (13 позиций КПС), далее идут микро-ситуации процесса еды (12 позиций КПС), питья (11 позиций КПС), торговли (10 позиций КПС), гостеприимства (9 позиций КПС), земледелия (8 позиций КПС), рыбной ловли, собирательства, животноводства, кормления кого-либо (7 позиций КПС), снабжения (5 позиций КПС), охоты (4 позиции КПС), поения кого-либо (3 позиции КПС). При этом степень полноты позиций КПС не зависит от широты или узости лексических номинаций той или иной сферы.
6. В количественном и качественном отношении наиболее весомыми оказываются лексические репрезентации, составляющие приядерную зону концептосферы "Еда" в русском языке (от 40% до 73%); исключение составляет ситуация процесса питья (приядерная зона - 35%). Данное поло-жение позволяет утверждать, что, в целом, концептосфера "Еда" имеет первичный, базовый характер.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В приложение вынесены 9
словарные дефиниции лексических репрезентаций компонентов КПС, сгруппированные по концептосферам, лексические репрезентации концептосфер и материалы, посвященные анализу лексико-семантического и денотативного пространства ЛСГ глаголов приготовления пищи.
1. Семантическое варьирование глагольного корня (на примере глаголов с корнем -вар-) // VII Кузнецовские чтения: Семантика снова, предложения и текста. - Екатеринбург, 1996. - С. 25-26. (В соавторстве с Т.В.Поповой).
2. Семантическое варьирование глагольного корня (на примере глаголов с корнем -вар- и -пек-/-печ-) // Актуальные проблемы русистики. - Екатеринбург, 1997. - С. 64-65.
3. Степень семантической целостности русских глагольных корней // Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм / Под общ. ред. Л.Г.Бабенко. - Екатеринбург, 1997. - С. 342-346. (В соавторстве с Т.В.Поповой, Т. Н. Сивковой, Н. Н. Соболевой).
4. Денотативное пространство глаголов с корнем -пек-/-печ- // Язык. Система. Личность. - Екатеринбург, 1998.-С. 114-115.
5. Общее и специфическое в семантическом варьировании корней - вар-, -жар- и -пек-/-печ- И Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения-98. - Екатеринбург, 1998. - С. 49.
6. Денотативное пространство абстрактных и конкретных глаголов // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики. - Челябинск, 1999. - С. 93-94. (В соавторстве с Н. Н. Соболевой).
7. Денотативное пространство глаголов приготовления пищи И Денотативное пространство русского глагола / Под ред. проф. Л.Г.Бабенко. - Екатеринбург, 1998.-С. 101-108.
8 Формально-семантическая структура словообразовательных гнезд, возглавляемых глаголами варить, жарить, печь И Слово в языке, речи, тексте. Екатеринбург, 1999. - С. 50-56.
9. Денотативное пространство глагола готовить // Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения-2000. - Екатеринбург, 2000. - С. 49-50.
10. Сочетаемость глаголов варить, жарить, печь с глагольными приставками И Русский язык и русистика в современном культурном пространстве / Под ред. Л. Г. Бабенко. - Екатеринбург, 1999. - С. 118-120.
11. Специфика организации семантического пространства абстрактных и конкретных глаголов И Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения-99. — Екатеринбург, 1999. - С. 55-56. (В соавторстве с Н. Н. Соболевой).
12. Денотативное пространство словообразовательного гнезда: на материале словообразоваюльных гнезд, возглавляемых глаголами варить и смотреть // Русская глагольная лексика: денотативное пространство: Монография / Под ред. Л. Г. Бабенко. - Екатеринбург, 1999. - С. 331-360. (В соавторстве с Т. В. Поповой, М. Н. Золотаревой и Н. Н. Соболевой).
13. Типы логико-семантических отношений в предложениях, отображающих ситуацию приготовления пищи И Язык. Система. Личность. Екатеринбург, 2000. С. 579-585.
14. Особенности (функционирования лексики семантического поля "Пища. Еда” в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"И Дергачевские чтения-2000: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург, 2001. - С. 139-342. (В соавторстве с А. В. Снигиревым).
15. Толковый словарь русских существительных: идеографические описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы: Проспект. - Екатеринбург, 2001. (В соавторстве с Л. Г. Бабенко, М. Л. Кусовой, Т.В.Поповой, Н. А. Дьячковой, Ю. В. Казариным и др.).