Актуальность темы диссертации. Феномен тысячелетнего существования византийского государства является объектом пристального внимания мирового научного сообщества, на-чиная с эпохи Возрождения. Некогда существовавшая и исчезнувшая с лица земли Восточно¬Римская империя являла исследователям уникальный пример для подтверждения своих или опровержения чужих взглядов на идеальное государство. Крайние позиции представляли Ви¬зантию или как сильную монархию, достойную подражания, или как преемницу порочных государственных традиций Римской империи. Морализаторское отношение к государствам в прошлом характерно для всех исследователей, стремящихся постигнуть факты истории не столько ради них самих, а ради понимания современной им ситуации.
Государство и власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества в силу его исторических, культурных, территориальных, географических особенностей. В государстве идеократического типа проблема «византийского наследия» стала неотъ¬емлемым идеологическим фактором, обсуждаемым русскими историками, публицистами, философами и политическими деятелями. Возникновение византиноведческого направления русской исторической мысли в рамках социально-политических коллизий пореформенной России последней трети XIX в. фиксировало интересы, как профессиональных исследовате¬лей, так и политиков.
В советскую эпоху внимание российской исторической мысли к проблеме «византийского наследия» испытывало влияние идеологических требований. В то время, когда в мировом византиноведении возобновился когда-то начавшийся спор о «нормальности» политических форм автократии и великодержавности, в русской византинистике актуальной была проблема «революции рабов», «демократизировавшей» облик византийского государства. В 60-е гг. XX в. советские исследователи вновь возвращаются к государствоведческой проблематике, обеспеченной эпистемологическими рамками. Данная актуализация политологических исследований в очередной раз совпадала с периодом реформирования государства, в тот момент ещё советского.
К моменту очередной трансформации политического облика советского государства во второй половине 80-х гг. XX в. русская византинистика подошла с результатами, обеспечи¬вавшими академический интерес, приобщёнными к изысканиям мирового византиноведения и парадоксально предвосхитившими судьбу самого тоталитарного государства.
Возобновление в современной России интереса к осмыслению природы власти и ре-сурсов её всепроникающего могущества имеет особое значение. Перспектива глобальных це¬лей развития общества и роль государства в их реализации, повседневный аспект взаимодей¬ствия субъектов и объектов политического пространства, роль России в интегрированном мировом сообществе будущего - эти и многие другие вопросы аккумулируют исследова¬тельскую мотивацию во всех сферах русской гуманитарной мысли.
Русская византинистика в состоянии достойно ответить на политологический «вызов» современной эпохи, тем более что относительная «схожесть» авторитарной сущности визан¬тийской и советской государственности предоставляет уникальный шанс выявления анало¬гий, закономерностей, специфики и противоречий развития тоталитарных политических форм.
Историографическое русло данного диссертационного исследования обусловлено не-сколькими факторами. Первый из них - это необходимость очередного осмысления научного опыта русской византинистики, накопленного в течение более чем ста лет. Другой повод - это возможность нейтрализации наиболее эпистемологически-пристрастных итогов советско¬го периода существования русской византинистики с позиций современного методологиче¬ского перелома в гуманитарной области знания. Ещё одна причина может быть сформулиро¬вана как определение достижений именно национальной школы византинистики, долгое вре¬мя не фиксируемой в связи с интернациональным тенденциям мировоззрения.
Традиционный историографический замысел позволит выявить факторы, оказывавшие ранее и продолжающие оказывать сейчас влияние на процесс накопления византиноведче- ских знаний по государственной проблематике. Историографический ракурс данной работы поможет объяснить закономерности развития исторической мысли в нашей стране, характе¬ризовать этапы эволюции византиноведения в прошлом и рассмотреть черты современного состояния государственной проблематики в русской византинистике. Симбиоз данных воз¬можностей приобретает научно-теоретическое значение.
Ведущий фактор, способствующий появлению данного диссертационного исследова-ния, это открытое признание главного вопроса русского византиноведения - государствовед- ческой проблематики - и попытка выявления закономерностей его методологической и тео¬ретической постановки, а также плодотворности конкретно-исторического решения.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в диссертации стала научная ли¬тература, в которой освещаются взгляды российских историков по поводу формирования, функционирования и эволюции византийского государства. Это, главным образом, историче¬ская и юридическая литература историко-сравнительного направления, созданная как в цен¬тре, так и в регионах в период существования дореволюционной, советской и постсоветской византинистики в рамках российской исторической науки. Кроме того, часть привлечённых работ носит общефилософский, публицистический характер в силу тесной взаимосвязи сформировавшегося в последней четверти XIX в. российского византиноведения с государ¬ственной школой историографии русской исторической науки. Используются также работы некоторых эмигрантских исследователей для того, чтобы представить весь спектр мнений по данному вопросу.
Предметом исследования диссертации является ход, определяющие тенденции, основ¬ные результаты научного изучения отечественными историками теоретических и конкретно¬исторических проблем формирования, функционирования, эволюции и гибели византийской государственности, включая уровень концептуальности взглядов историков и совершенство¬вание методики исторических исследований.
Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является анализ литературы, конструи-рующей концепцию византийского государства с точки зрения его формирования и эволю-ции, структуры, внутреннего и внешнего функционирования. В плане реализации поставлен¬ной цели можно наметить следующие конкретные исследовательские задачи, которыми ру¬ководствовался автор данной работы:
I. выявление и систематизация литературы, описывающей концептуальный облик визан-тийского государства с точки зрения его формирования и эволюции, внутреннего и внешнего системного функционирования;
II. выявление и аналитическое изучение структуры исследовательских проблем, концепту¬ально освещающих византийское государство;
III. прослеживание этапов актуальной теоретической постановки и конкретно-исторического решения вопросов по концептуальным проблемам формирования, функ¬ционирования и эволюции византийской государственности;
IV. изучение динамики взглядов исследователей на ту или иную проблему и её зависимости от методологического инструментария разных периодов российской исторической нау¬ки;
V. оценка уровня концептуальной целостности взглядов российских историков на визан-тийское государство;
VI. подведение итогов научных исследований, формирующих концептуальный облик визан¬тийской государственности, определение перспективных проблем и вопросов данного направления российского византиноведения.
Решение этих задач функционально должно способствовать существенному обо-гащению наших представлений о результатах научного поиска в российском византиноведе¬нии последней четверти XIX - XX вв.
Методология и методы исследования. Диссертант разделяет мнение ведущих уральских специалистов в области методологии истории В.Д. Камынина, Е.Б. Заболотного, Б.В. Личма- на, В.С. Прядеина об использовании в современной отечественной историографии несколь¬ких методологических концепций, наиболее распространёнными из которых являются фор¬мационная и цивилизационная. Однако определение и историографическая оценка наиболее важных составляющих концепции византийской государственности в российской византини- стике последней четверти XIX - XX вв. предполагает квалификацию таких категорий как «государство», «власть», «право» на протяжении всего указанного временного периода.
Всплеск теоретических исследований государства, политической жизни, места челове¬ка в системе политических и правовых учреждений приходится на обе хронологические гра¬ницы, используемые в данном исследовании. Впервые - в пореформенной России второй по¬ловины XIX в., после периода, когда «в благоустройстве нашего государства не было ни ма¬лейшего сомнения, когда всё, казалось, было в совершенном порядке; когда извне смотрели на нас со страхом, смешанным с благоговейным уважением, чужеземные правительства, за¬видуя прочности, твёрдости, непоколебимости наших государственных учреждений, нашему могуществу... 1». Во второй раз - после крушения тоталитарного режима в нашей стране, для которого общественные науки были обязаны в основном комментировать и оправдывать принимаемые политические решения, нежели предлагать возможные теоретические решения для той или иной политической ситуации.
Анализ методологической ситуации последней четверти XIX в. показывает отсутствие общепризнанной базы теоретических данных в области юриспруденции . Энцик¬лопедические издания этой эпохи предоставляют нам следующие определения понятия «го¬сударство»: «союз лиц, которые при своих особенных целях признают целью своей деятель¬ности ещё цель нравственную - всеобщую - совокупность всех высших целей человеческого духа, есть государство» ; «государство. есть общество людей, соединённых единством по¬литической жизни, занимающее определённую область, состоящее под господством (суве¬ренитетом) высшей государственной власти, исполняющей все высшие задачи управления, законодательства и суда» ; «общественный союз суверенного принудительного властвования - синтез составных элементов (народ, территория, своеобразие властвования)» ; «обществен¬ный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» . Не¬смотря на разницу формулировок, юристы второй половины XIX в. сосредоточивали своё „ „„„„„„ ™„7.
внимание на следующих признаках государства :
> территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территори¬альных пределах;
> публичная государственная власть (отчуждённая от народа разными путями: патриар-хальная, теологическая, психологическая и насильственная теории);
> государственный суверенитет (понимаемый как верховенство, самостоятельность и неза¬висимость государственной публичной власти).
Научная новизна диссертации. В данном диссертационном исследовании впервые пред-принята попытка анализа государствоведческой проблематики русской византинистики на всём протяжении её существования. Уровень комплексности и всесторонности данной рабо¬ты возрастает в связи с актуализацией концептуального облика византийской государствен¬ности. Соотнесение результатов конкретно-исторической разработки исследуемой проблемы с методологическим инструментарием её автора также представляется важным аспектом ис¬ториографического анализа, до сих пор лишь условно учитываемым существующими исто¬риографическими трудами.
Общий инновационный фон историографического исследования концепции государст¬ва в русской византинистике последней четверти XIX - конца XX в. опирается на основные выводы и концептуальные положения данной работы:
> рассмотрение последовательного появления в хронологическом пространстве русской византинистики нескольких моделей, описывающих формирование, существование и функционирование византийского государства;
> характеристика теоретического и логического исполнения этих моделей, их конкретно¬исторической разработки и методологического инструментария;
> проведение сравнительного анализа проблематики, уровня исторического синтеза, сте¬пени социальной субъективности изучаемых моделей;
> описание перспектив дальнейшего исследовательского процесса в области изучения византийской государственности;
> введение в научный оборот историографии многих исследовательских трудов, ранее обделённых вниманием официальных научных кругов.
При анализе уровня плодотворности преемственности и результативности русской ви- зантинистики в создании концептуального абриса византийского государства автор попытал¬ся непредвзято, без идеологических и иных пристрастий осуществить «новое прочтение» ис¬следований русских византинистов разных поколений. Впервые в данной диссертации произ¬водится сопоставление того, что было достигнуто в изучении этой проблемы исследователя¬ми внутри страны с результатами изысканий эмигрантской историографии.
Практическая значимость диссертации. Материалы, выводы и обобщения, содержащиеся в данной диссертационной работе, вносят определённый вклад в изучение византийского го¬сударства, его места в типологии средневековых государств, его роли в политических про¬цессах на перекрещивающемся пространстве между Западной Европой и Востоком. Диссер¬тация уточняет эволюцию методологии и проблематики византийской историографии. Ин¬формационное поле данной работы в целом и в отдельных эпизодах может быть использова¬но не только для дальнейшего изучения истории и историографии византийской государст¬венности, но и при подготовке обобщающих трудов, при написании учебных лекций по исто¬рии средневековой Византии, по историографии византинистики в России, а также по теории и методологии истории, по истории юридической мысли.
Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации сформулированы в 4 на-учных публикациях (2,6 п. л). По теме исследования подготовлено 1 сообщение для XV Все¬российской сессии по византиноведению в Барнауле (0,25 п. л.). Результаты проделанной ра¬боты апробированы на заседаниях кафедры истории древнего мира и средних веков истори¬ческого факультета Уральского государственного университета.
Структура диссертации Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка ис-пользованных источников и литературы.
В заключении подводятся итоги конструирования отечественной византинистикой концепции византийского государства. Анализ литературы показал, что на протяжении исследуемого периода последней четверти XIX - XX вв. концептуальный облик византийского государства формировался всеми поколениями русских византинистов с точки зрения системного подхода. Изыскания отечественной византинистики по указанному объекту характеризуются наличием генетического, структурно-системного и функционального уровней анализа. Использование дифференциированных исследовательских технологий разными поколениями византинистов не прерывало устойчиво концептуального восприятия византийского государства на протяжении всего указанного периода. Даже радикальная методологическая трансформация советского этапа византинистики в 40-е гг. XX в. всем своим социально-экономическим детерминизмом не нарушила концептуализма в оценке советскими исследователями византийской государственности.
На протяжении второй половины XX в. мы можем наблюдать как минимум две попытки переосмысления советскими византинистами теоретической постановки и конкретно-исторического исполнения исследовательских проблем, конструирующих концепцию византийского государства. Первое преобразование приходится на 40 - 50-е гг. XX в. и связано с парадигмальной трансформацией гуманитарного мышления советских историков по сравнению с их дореволюционными предшественниками. Второй толчок русская византинистика ощутила в 80 - 90-е гг. XX в., лишившись узких рамок официальной методологии советского этапа развития. Каковы бы ни были эпистемологические обстоятельства, исследовательская активность отечественных византинистов в области изучения византийского государства всегда отличалась достойным уровнем объективности и историзма. Причина данной ситуации - в реальной вписанности русской школы в мировое византиноведение, где конъюнктура исследований, если и детерминирована, то только одним параметром - массивом источниковой информации.
1. Концепция перемен в византийской истории по трудам А.П. Каждана (К 75-летию со дня рождения учёного) // АДСВ. 1997. Вып. 28. С. 4-18.
2. Эволюция византийского государства в X - XII вв. (Македонская и Комниновская династии) в трудах А.П. Каждана // Византийское государство в IV - XV вв. Центр и периферия. Тезисы докладов XV Всероссийской научной сессии византинистов. Барнаул, 1998. С. 91-95.
3. Проблема истоков и эволюции византийского государства в трудах М.Я. Сюзюмова // Орёл шестого легиона. Тезисы научно-практической конференции студентов и молодых учёных УрГУ. Екатеринбург, 2000. С. 59-64.
4. Некоторые вопросы социально-политической истории Византии в концепции византийского государства В.М. Грибовского (1867 - ?)// АДСВ. Екатеринбург, 2001. С. 394¬411.
5. А.П. Каждан как полемист // Мир А.П. Каждана. СПб., 2002. С.67-72.