Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ САМОПОЗНАНИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПОБУЖДЕНИЯ

Работа №102970

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы26
Год сдачи2003
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Содержание работы
Выводы
Публикации

Актуальность исследования. Проблема творчества в психологии традиционно изучается в контексте реализации потенциала индивида во внешне продуктивной деятельности (Рубинштейн, 1957; Тихомиров, 1969; Матюшкин, 1972; Пономарев, 1976; Рождественская, 1980; Мейлах, 1980; Моляко, 1994; Холодная, 1996; Брушлинский, 1994; Дорфман, 1997; Вяткин, 2000; Гилфорд, 1967; де Боно, 1990; Айзенк, 1995). Однако, очевидно, что не менее важным является исследование процессов, происходящих внутри индивида и направленных на совершенствование внутреннего мира и творческий поиск при решении «внутренних» проблем (Петровский, 1975; Богоявленская, 1983; Грязева, 1993; Степанов, 1991; Варламова, 2002). В то же время, в исследованиях, посвященных самопознанию, изучаются его обычные, нормативные формы, такие как интроспекция, внутренний диалог, осмысление, атрибуция (Мерлин, 1971; Чеснокова, 1977; Знаков, 2001; Романова, 2001, Браун, 1988; Дымковский, 1993). И практически не затрагивается аспект творческого самопознания (Степанов, 1991; Варламова, 2001). Вместе с тем именно это является предметной задачей практической психологии, для которой необходимы конкретные методы, стимулирующие человека (клиента) к самопознанию, к поиску внутренних ресурсов. Поскольку для решения «внутренних» проблем важно постичь нечто новое в себе, что может обеспечить творческий «прорыв», выводящий человека на качественно иной уровень само- восприятия, самопонимания и самореализации.
Для большинства психологов, очевидно, что процесс психологического взаимодействия «психолог - клиент» - это процесс творческого поиска двух субъектов, который предполагает проявление внутренне ориентированной творческой активности самопознания клиента. Несмотря на это в психотерапии и психологическом консультировании до сих пор не существует специально выделенной области научного анализа, направленного на изучение закономерностей процессов терапии и консультирования как творческих.
Этот же аспект актуален в психологии искусства, исследующей творчество в качестве предмета выражения внутренних проблем (Грязева, 1995; Дорфман, 1997). Часто, создавая произведение, автор стремится выразить чувства и переживания, связанные с творческими открытиями чего-то нового в себе, тем самым, надеясь пробудить отклик у читателя, зрителя. Искусство как сфера проявления творческой активности в этом смысле имеет двойное значение: во-первых, искусство как реализация творческой активности самопознания художника и, во-вторых, искусство как продуктивная реализация творческих потенций.
Таким образом, настоящее исследование направлено на изучение процессов творческой активности самопознания и способов ее стимулирования, что способствует открытию нового видения проблемы творчества как не только внешне, но и внутри ориентированного процесса. Модель Творческой активности самопознания (ТАС) позволяет охарактеризовать то, как человек генерирует, актуализирует собственные ресурсы для преобразования субъективной действительности.
Целью исследования является изучение характеристик типов творческой активности с внутренней направленностью (на себя) и способов побуждения творческой активности самопознания.
Объект исследования - творческая активность самопознания взрослых людей с высшим образованием и студентов разных вузов г. Челябинска. Выборка состояла из 98 человек, в возрасте от 17 до 49 лет, среди них мужчин - 19 % (18 человек), женщин - 81 %. (80 человек).
Предметом исследования являются типы творческой активности самопознания и способы побуждения творческой активности самопознания Неоднозначными сообщениями.
Гипотезы исследования:
1. Основаниями для построения модели творческой активности самопознания являются локус детерминации, вид детерминации и направленность творческой активности.
2. Испытуемые, относящиеся к 4-му типу ТАС, имеют более высокий уровень творческого потенциала, чем испытуемые, относящиеся к 3, 2 и 1 типам. Испытуемые, относящиеся к 3-му типу ТАС, имеют более высокий уровень творческого потенциала, чем испытуемые, относящиеся ко 2 и 1 типам. Испытуемые, относящиеся ко 2-му типу ТАС, имеют более высокий уровень творческого потенциала, чем испытуемые, относящиеся к 1 типу.
3. Испытуемые, относящиеся к 4-му типу ТАС, имеют более высокие показатели по признаку психологической «зрелости» к творческому самопознанию, чем испытуемые, относящиеся к 3, 2 и 1 типам. Испытуемые, относящиеся к 3-му типу ТАС, имеют более высокие показатели по признаку психологической «зрелости» к творческому самопознанию, чем испытуемые, относящиеся ко 2 и 1 типам. Испытуемые, относящиеся ко 2-му типу ТАС, имеют более высокие показатели по признаку психологи-ческой «зрелости» к творческому самопознанию, чем испытуемые, относящиеся к 1 типу.
4. Субъекты, относящиеся к разным типам ТАС, побуждаются определенной формой Неоднозначного сообщения. В основание создания четырех форм Неоднозначного сообщения могут быть заложены принципы гомоморфности, инверсии, медиации, синхронистичности. Для побуждения творческой активности самопознания у субъектов, относящихся к первому типу ТАС - наиболее адекватным является создание Не-однозначного сообщения по принципу гомоморфизма (подобия, соответствия); ко второму типу ТАС - наиболее адекватным является создание Неоднозначного сообщения по принципу инверсии (сравнения - переворачивания); к третьему типу ТАС - наиболее адекватным является создание Неоднозначного сообщения по принципу медиации (продуцирование смыслов на основе синтеза бинарных смысловых оппозиций); к четвертому типу ТАС - наиболее адекватным является создание Неоднозначного сообщения по принципу синхронистичности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач, которые были объединены в две группы:
I группа.
1. Создать теоретическую модель творческой активности самопознания.
2. Эмпирически доказать существование типов ТАС путем выделения среди испытуемых групп, в соответствии с типами ТАС.
3. Провести проверку адекватности эмпирического разделения на типы ТАС посредством сравнения показателей творческого потенциала и показателей психологической «зрелости» к творческому самопознанию представителей разных типов ТАС.
II группа.
4. Проверить эффективность побуждения творческой активности самопознания у каждого из типов ТАС с помощью специальных способов, таких как Неоднозначное сообщение.
5. Выявить особенности способов побуждения творческой активности самопознания у каждого из типов ТАС.
Методологической и теоретической основой исследования являются: системный подход к изучению процессов познавательной активности (Ломов, 1984; Кузьмин, 1982), концепции творчества (Рубинштейн, 1957; Матюшкин, 1972; Пономарев, 1976; Петровский, 1975; Богоявленская, 1983; Степанов, 1990; Дорфман, 1997; Грязева, 2000, 2002), синергетическая и коэволюционная парадигмы в философии и психологии (Пригожин, 1991; Князева, Курдюмов, 1994; Моляко, 1994); концепция о синхронистичности (Юнг, 1957), концепция инверсии и медиации (Леви-Стросс, 1970; Ахиезер, 1998; Пелипенко, Яковенко, 1998), концепция конструктов (Келли, 1955).
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные результаты о типах ТАС и способах побуждения творческой активности самопознания, использованы в консультативной и терапевтической психологической практике на этапе разработки терапевтических стратегий побуждения творческой активности самопознания клиента. Полученные результаты были включены в материалы лекций в курсах общей психологии (ЮУрГУ , 2002, 2003 учебный год). Результаты исследования использованы для разработки программ тренингов и групп личностного роста по теме «Тренинг креативности».
Научная новизна исследования.
Впервые на основе анализа теоретического и эмпирического материала исследования творческой активности предложена целостная модель Творческой активности (ТА), представленная тремя основаниями: локус детерминации, вид детерминации и направленность творческой активности.
Впервые в экспериментальном исследовании для побуждения творческой активности самопознания используются Неоднозначные сообщения, дифференцированные на четыре формы: гомоморфичная, инверсивная, медиационная, синхронистичная. Получены эмпирические данные, подтверждающие закономерности создания форм Не-однозначного сообщения для побуждения творческой активности самопознания субъектов, относящихся к разным типам ТАС.
Показано, что модель ТАС имеет гетерархическую структуру отношений типов и описывает единый механизм творческой обработки информации, присущий всем уровням психических процессов от простейших до высших.
Методы исследования.
Первичная диагностика типов ТАС производилась посредством создания и проведения специальной экспериментальной процедуры, основанной на концепции конструктов Дж. Келли (1955). В экспериментальной процедуре первичной диагностики использовался также Цветовой тест отношений (Эткинд, 1983). Адекватность первичной диагностики проверялась путем сравнения результатов испытуемых по показателям творческого потенциала и психологической «зрелости» к творческому самопознанию. Творческий потенциал измерялся тестом Роршаха (Роршах, 1921; Бурлачук, 1979; Соколова, 1980; Белый, 1992; Грязева, 1992; Грязева, Глухова, 1998). Психологическая «зрелость» к творческому самопознанию измерялась тестом самоактуализации (САТ) (Шостром, 1963; Гозман, Кроз, Латинская, 1995). Творческая активность самопознания, побуждаемая различными способами Неоднозначных сообщений, из-мерялась в процессе проведения экспериментальной процедуры, посредством выявления динамики и тенденций происходивших изменений в семантическом пространстве испытуемых, относящихся к разным типам ТАС.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на V Всероссийской конференции по психотерапии и клинической психологии (Москва, 2002), на VI региональной научно-практической конференции студентов (Челябинск 2003), на мемориальной школе, посвященной 100-летию А.Н. Леонтьеву (Москва, 2003). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на заседании кафедры «Общей психологии» Южно-Уральского Государственного Университета (2000, 2001, 2002). По теме исследования опубликовано в печати 6 работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Модель Творческой активности имеет два ведущих ортогональных основания: локус детерминации и вид детерминации. В качестве третьего дополнительного основания для построения целостной модели выступает направленность творческой активности.
2. В качестве единицы модели Творческой активности выступает «тип Творческой активности», образующийся в пространстве пересечения параметров: каузальности/акаузальности и внешней детерминации/внутренней детерминации.
3. В сфере внутренней направленности творческой активности существует четыре типа: 1) внешне детерминированный каузальный тип; 2) внутренне детерминированный каузальный тип; 3) внутренне детерминированный акаузальный тип; 4) внешне де-терминированный акаузальный тип.
4. Испытуемые, относящиеся к разным типа ТАС, отличаются по уровню творческого потенциала и уровню психологической «зрелости» к творческому самопознанию.
5. Побуждение творческой активности самопознания может производиться такими способами как Неоднозначное сообщение. В основании различных форм Неоднозначного сообщения лежат принципы гомоморфизма, инверсии, медиации и синхронистичности.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 169 страницах, со-держит 13 таблиц, 9 рисунков. Список литературы насчитывает 256 наименований, из них 60 на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований предложена целостная модель творческой активности. Базовыми ортогональными основаниями для создания модели творческой активности являются локус внешней/внутренней детерминации и вид каузально/акаузальной детерминации, которые дополняются основанием направленности творческого процесса на себя и вовне. Модель творческой активности с направленностью на себя обозначена как модель Творческой активности самопознания (ТАС).
2. Эмпирическим путем в выборке выделены группы, соответствующие четырем типам ТАС. Адекватность разделения подтверждена путем сравнения показателей творческого потенциала и частично психологической «зрелости» к творческому самопознанию испытуемых, относящихся к разным типам ТАС. Субъектов с большим номинальным типом отличают более высокий творческий потенциал, большая терпимость к противоречиям и неоднозначности в информации, большая способность к синергии, более богатая гамма смысловой неопределенности, неоднозначности, хаотичности детерминирующих стимулов, «катастрофность» и флуктуации в способах переживаний и решениях личностных проблем.
3. Модель творческой активности описывает единый механизм творческой обработки информации, существующий на разных уровнях: от ощущений до высших форм психических процессов, таких как восприятие, мышление, речь.
4. Модель ТАС имеет гетерархическую структуру, где каждый тип находится не только в отношении соподчинения, но и в отношении взаимообусловленности. Тенденция развития происходит от первого типа ко второму, от второго к третьему, от третьего к четвертому. Субъекты, относящиеся к большему номинальному типу ТАС, обладают потенциалом реагирования на Неоднозначные сообщения, адекватные для субъектов, с меньшим номинальным типом.
5. В исследовании впервые дано обоснование закономерностей дифференцированного использования Неоднозначных сообщений в качестве способа побуждения творческой активности самопознания. Подтвердилась гипотеза о том, что для второго, третьего и четвертого типов ТАС характерна своя форма Неоднозначных сообщений. Для побуждения творческой активности у субъектов, относящихся ко второму типу ТАС адекватно использовать Неоднозначные сообщения, созданные по принципу инверсии. Для побуждения творческой активности самопознания у субъектов, относящихся к третьему типу ТАС - Неоднозначные сообщения, созданные по принципу медиации, четвертого типа ТАС - Неоднозначные сообщения, созданные по принципу синхронистичности.



1. Психотерапия и психологическое консультирование как творческий процесс // Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции по психотерапии и клинической психологии. - М.: Издательство Институт психотерапии и клинической психологии, 2002. - С. 260-262.
2. Психологическое консультирование и творческий процесс // Психология и школа. - 2003. - №2. - С.20-26.
3. Метапрограмма // Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. - Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 2001. - С. 82-86.
4. Речевые обороты. Речь и вербальные модели // Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. - Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 2001. - С. 164-177.
5. Творческое самопознание в процессе психологического консультирования // Известия Челябинского научного центра УрО РАН, 2003.
ййр://’№№№.8сгигс.ас.ги/пе,№8/2003#1(19)апрель-май.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ