Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ЖАНР ПРОРАБОТКИ В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ

Работа №102965

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы15
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Реферируемое диссертационное исследование посвящено лингвокультурологическому анализу речевого жанра (далее также - РЖ) проработки в контексте тоталитарной культуры. Проработка — «особый советский тип осуждения - коллективное осуждение (на собрании, на заседании)», включающее «последовательные выступления разных субъектов, объединенные общей темой и объектом оценки» (М.Я. Гловинская).
Актуальность работы определяется необходимостью осмысления жанров влияния в пространстве культуры определенного типа.
Цель исследования - описать речевой жанр проработки как лингвокультурный феномен. Для реализации целевой установки использована пошаговая исследовательская процедура.
Начальный этап исследования включает две ступени. Первый шаг анализа связан с выявлением идеологических составляющих имени речевого жанра: по материалам толковых словарей устанавливаются лексические единицы, заполняющие денотативное пространство проработки как идеологической процедуры; характеризуются идеологические опоры ситуации проработки, обозначенные в словарных толкованиях и в иллюстративных словарных контекстах. Второй шаг анализа связан с исследованием идеологических оценок и эмоций в текстах проработки и с выявлением способов их системной организации, в качестве которых выступают поле оценки и поле тональности.
Следующий этап исследования знаменуется обращением к текстовым источникам, позволяющим выявить характер ролевого поведения участников процедуры проработки, обнаружить механизмы координации ролей, установить их композиционную значимость, показать жанрообразующую функцию социальных (статусных и позиционных) ролей. На этом этапе описывается структура и динамика сценария проработки, выявляются композиционные схемы проработки как жанровой и идеологической целостности.
На заключительном этапе анализа мы обращаемся к отдельным жанровым составляющим. На примере первичных простых РЖ вопроса и молчания выявляется механизм функционирования первичного простого РЖ в составе жанровой целостности первичного сложного, каким является проработка по типологии А.Г. Баранова.
На первом этапе анализа исследуются лексические единицы, связанные прямо и опосредованно с именем жанра (источник анализа- словари русского языка), а также речевые средства выражения оценки и тональности (источник анализа - тексты проработки). На втором этапе мы переходим к анализу текстового фрагмента как составляющей жанрового
композиционного целого. Анализ завершается вычленением субжанра (вопрос, молчание) в составе проработки.
В диссертационном исследовании использована группа описательных методов лингвистического анализа: компонентный анализ, контекстологический анализ, категориально-текстовой анализ; использованы также приемы стилистической и лингвоидеологической интерпретации текста.
В качестве основного материала привлечен корпус текстов (более 1 000 страниц), отражающие ситуацию проработки. Источники текстового материала - художественные произведения идеологической и контридеологической направленности, мемуарная литература, а также опубликованные документы и фрагменты живой разговорной речи. В работе используется демонстрационный способ представления материала. (В автореферате, приводя примеры, указываем на тип источника: архивный - арх., публицистический - публ., художественный текст -ХТ, живая разговорная речь - ЖР).
Новизна исследования. Осуществлен опыт лингвокультурологического описания речевого жанра проработки, функционирующего в условиях тоталитарной культуры.
Теоретическая значимость работы. Наблюдения и выводы автора могут быть использованы в трудах по лингвокультурологии, жанроведению, стилистике текста.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на конференциях в Екатеринбурге (1995, 1998, 2000), Нижнем Тагиле (1995, 1999), Перми (1997), Санкт-Петербурге (2001); тезисы опубликованы. Материалы, отдельные этапы исследования И его результаты обсуждались на кафедре риторики и стилистики русского языка Уральского государственного университета.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут использоваться при чтении вузовских курсов по введению в языкознание, современному русскому языку, по основам культуры речи и стилистики: они могут составить основу спецкурсов по проблемам жанроведения и лингвокультурологии.
Результаты исследования отражены в двенадцати публикациях автора, в том числе в пяти статьях.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
Проработка -идеологема и ключевой жанр тоталитарной культуры. Проработка - идеологическая процедура, которая вытесняет социальные й индивидуальные характеристики коммуниканта, навязывая коммуниканту действия, соответствующие позиции объекта проработки или субъекта проработкы. Проработка как тип текста на первый план выдвигает категории оценки и тональности в ущерб текстовому денотату: речевые средства выражения оценки и тональности имеют полевую организацию, собственно рациональная и эмоциональная виды оценок замещаются оценкой идеологической. Проработка - первичный сложный моноцентрический речевой жанр. Проработка идеологически преобразует первичные простые речевые жанры, наделяя их идеологическими функциями; собственные жанровые признаки субжанров при этом нейтрализуются.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, соответствующих основным этапам исследования, заключения, списка основной использованной литературы, списка источников, списка словарей и справочников, списка принятых в диссертации сокращений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подводятся итоги исследования, определяется место проработки в тоталитарной культуре. Будучи порождением ТК, проработка наследует ее основные свойства. РЖПр реализует основные функции ТК: обеспечивает идеологический контроль за членами группы (прорабатываемыми и потенциально прорабатываемыми); формируясь на основе директивы, поддерживает специфическую директивно-ситуативную норму, распространяющуюся на выбор ярлыков, тематику коммуникативного взаимодействия, и на приспособление речевых элементов (субжанров) к идеологическому контексту. Процедура проработки, построенная с учетом идеологической композиции, стимулирует процесс идеологического «заражения» коммуникативной ситуации. Тоталитарная культура монологична. Несмотря на диалогическую (полилогическую) форму существования проработки, РЖ приобретает монологический характер, который обеспечивается директивной заданностью и гипертрофированными коммуникативными правами прорабатывающих. Масочность и театрализованность ТК в проработке проявляется в наличии правил игры, в механизмах мены ролей, а также в вытеснении статусных характеристик коммуникантов позиционными.
Таким образом, проработка-типичный речевой жанр тоталитарной культуры, в котором основные свойства ТК не только отражаются, но активно воссоздаются. РЖПр - мощный инструмент воздействия на носителей языка и общество в целом. Монологичность, агрессивность и «надчеловечность» проработки способствовали тому, что с помощью данного РЖ регулировались человеческие отношения в границах тоталитарной культуры.
На основе проведенного исследования можно высказать несколько замечаний, соотносимых с языковой политикой государства. Становление демократического общества предполагает разработку и внедрение форм коллективного общения (диспуты и дебаты, проблемный урок в школе, интерактивные передачи радио и телевидения, а также прямое общение в компьютерной сети). Необходимо избегать в официальном и неофициальном общении жанровых форм, в которых позиционная роль вытесняет статусную. В этом аспекте особенно опасны используемые в практике преподавания ролевые игры, если в них не акцентируется фун-кция статусной характеристики коммуникантов. Последняя может от-ступать лишь временно, но даже в этом случае разработчикам игр необходимо обращать внимание на важность сохранения позитивного потенциала статусных ролевых характеристик.
В наши дни существуют различные трансформации РЖПр, заслуживающие специального лингвистического внимания. Мы надеемся, что соответствующие речевые процессы станут предметом специального лингвистического исследования. Организующий человеческое общение речевой жанр подобной силы, построенный на демократических и нравственных ценностях. — осознается нами как весьма актуальная филологическая мечта



К вопросу о роли парадигмы устойчивых сочетаний в художественном тексте (на примере романа Арк. и Бор. Стругацких «Град обреченный») // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. - Екатеринбург, 1995. С. 17.
Лингвокульурологический аспект педагогической культуры И Проблемы профессиональной педагогической культуры (этические, философские, инновационные аспекты). Матер, научно-практич. конф. - Нижний Тагил, 1995. С. 44 - 46.
Речевой жанр «проработки» и его реализации // Стилистика и прагматика: Тезисы докладов научной конференции («5 - 27» ноября 1997 г.). Перм. гос. ун-т. - Пермь, 1997. С. 47 - 49.
Речевой жанр молчания как источник культурологической информации // Русский язык в контексте современной культуры: Тезисы докладов международной конференции. Екатеринбург, 29-31 октября 1998 г. Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 1998. С. 40.
Жанр проработки в тоталитарной культуре // Жанры речи. - Саратов,
1999. С. 216 - 226.
Жанр проработки в тоталитарной культуре И Стереотипность и творчество в тексте. -Пермь, 1999. С. 194 - 216.
Истинная и мнимая интеллигентность и современный педагогический процесс // Педагогическая культура: проблема интеллигентности: Мат. научно-практ. конф, студентов, аспирантов и преподавателей. Вып. 4.—Нижний Тагил, 1999. С. 19-21.
Тактика молчания в речевом жанре проработки И Вопросы стилистики. Вып. 28: Антропоцентрические исследования. - Саратов, 1999. С. 67 - 78.
Власть и бессилие политдискурса // Политический дискурс в России - 4.-М., 2000. С. 52 -54.
Идеологический канон проработки: оценка и эмоции И Стереотипность и творчество в тексте. - Пермь, 2000. С. 308 - 335.
Коммуникативная норма и специфика вопроса в жанре проработки И Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. Екатеринбург, Урал. гос. ун-т. 19-21 марта
2000. - Екатеринбург, 2000. С. 60 - 62.
Лингвокультурологический анализ: жанр проработки в «Словаре Ушакова» И Принципы и методы исследования в филологии: Конец XX века. Сборник статей научно-методического семинара «ТЕХТСБ». - Вып. 6. - С-Пб. - Ставрополь, 2001. С. 427 - 433.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ