Актуальность темы. Сложнейшие экономические и социально - политические процессы, в которые оказались вовлечены малочисленные народы российского Севера, определяют актуальность социально-философского их осмысления.
Еще двадцать лет назад в обществе существовала уверенность в том, что политика руководства страны опирается на твердую научную основу - на фундаментальное учение об историческом процессе как смене общественно-экономических формаций. Марксистская теория общественно-экономических формаций позволяла видеть стратегию “социалистического освоения Севера” достаточно ясно.
Север виделся в будущем промышленно развитым районом, многообразно и прочно связанным с остальной экономикой СССР в единый народнохозяйственный комплекс. По мере индустриального развития на Севере должен был сформироваться многочисленный рабочий класс, от года к году увеличиваться прослойка научно-технической интеллигенции. Здесь должен был, в конечном счете, возобладать городской образ жизни.
При разработке политики освоения Севера, разумеется, принималось во внимание, что здесь проживают малочисленные народы, которые обладают целым рядом уникальных особенностей в хозяйственной деятельности, в социальной организации, в культуре и в быту. Но та же марксистская формационная теория однозначно определяла перспективы национальной политики на Севере: на базе учения об истории как смене общественно-экономических формаций была построена “марксистско-ленинская теория наций” и развивающее ее учение о новой интернациональной общности людей - советском народе.
Судьбы малочисленных народов Севера были, таким образом, однозначно предопределены марксистско-ленинским учением. Формы их общественной организации были признаны отсталыми, присущими докапиталистическим общественно-экономическим формациям. Для того, чтобы влиться в качестве равноправных членов в новую историческую общность - советский народ - малочисленные народы Севера должны были совершить гигантский скачок в социализм, минуя все промежуточные общественно-экономические формации. Такая возможность для народов с “отсталыми” формами социальной организации предусматривалась еще К. Марксом, который в переписке с русскими народниками допускал возможность перехода от российской общины непосредственно к социализму при условии помощи победившего пролетариата развитых стран Европы.
Социальная философия и философии истории марксизма возникла как результат осмысления исторического опыта жизни народов индустриальных обществ Европы. Чем в большей степени образ жизни какого-либо народа отличается от “европейского образца”, тем менее эффективным оказывается применение к анализу этого образа жизни марксистской формационной схемы. (Далеко не случайно, что первыми выступили с предложениями “уточнения”, а затем и отказа от формационного подхода обществоведы, занимающиеся исследованиями жизни народов “третьего мира”).
“Перестройка” и последовавшие за ней процессы в российском обществе в корне изменили ситуацию в России и на Российском Севере, в частности.
1. Изменились отношения “центра” и “регионов”. Конституция Российской Федерации 1993 года уравняла в правах национальные и территориальные образования в составе России. Это, разумеется, существенно сказалось на положении северных регионов и проживающих в них малочисленных народов. Российские регионы, степень самостоятельности которых резко возросла, теперь вынуждены решать свои проблемы в одиночку, не питая особых надежд на помощь из “центра”.
2. Важным фактором, изменившим ситуацию в северных регионах, стал переход российской экономики от плана к рынку. Законы рынка стали действовать в северных регионах - как и по всей стране. Конкуренция выступила разъединяющей силой уже внутри северных регионов. Они перестали выступать как единый монолит, соединяемый общими интересами. Это сказалось не только на положении промышленных предприятий, но и в еще большей степени на общекультурной ситуации. Население Севера стало ориентироваться на те виды деятельности, которые требуются в условиях рынка. Культура малочисленных народов, ранее сохранявшаяся во многом за счет мощной государственной политики, оказалась лишенной материальной и идеологической базы и перспективы развития.
3. Распад единой общесоюзной экономики, управляемой из “центра”, и рост самостоятельности регионов впервые создали условия для поиска возможностей экономического и культурного сотрудничества с ближайшими в географическом отношении зарубежными регионами. Эта идея отражает, разумеется, некоторое реальное сходство образов жизни и проблем малочисленных народов Севера ( в первую очередь - проблему охраны окружающей среды), однако на практике она все чаще используется для обоснования попыток явного или неявного включения российских северных территорий в экономическое поле зарубежных держав.
4. Север - место встречи традиционной и индустриальной культур, в ходе которой происходит не диалог, а простое оттеснение традиционной культуры, порою грубое насилие и уничтожение, теперь уже под рыночной риторикой.
5. Север - это граница, предел экспансии индустриальной цивилизации, последний ее резерв. Интенсивное освоение природных богатств территорий наиболее выпукло обозначает тупик в хозяйственном мышлении и хозяйственной культуре, утилитарной философии и прагматизме современного общества, которое само подрывает основы своего же существования.
6. Важным культурологическим фактом начала нового тысячелетия является более полное осознание человечеством роли Северных территорий и проживающих там этнических сообществ в мировом прогрессе.
Безопасность именно этого участка планеты, развитие его и сохранение от природных, техногенных, социально-экономических, политических, культурологических и других катастроф является проблемой прежде всего регионов России.
Актуальной проблемой практической политики является поиск путей культуры этнических сообществ приполярных территорий, изучение её с целью выработки методологии, стратегических подходов приемлемых для развития конкретных территорий и организации диалога культур. Бурное развитие событий в России после 1991года неизбежно сопровождалось стихийностью, борьбой за власть и за контроль над собственностью. Сегодня, по прошествии десятилетия, необходимо поставить вопрос о том, что именно произошло на российском Севере - там, где сосредоточено 9/10 запасов природного газа, около 2/3 нефти, большая часть апатитовых руд и лесных ресурсов, почти половина залежей угля, огромные запасы алмазов, золота, пушнины, там, где невозможно продолжение хищнической эксплуатации природы, где остро стоят экологические проблемы, от решения которых зависит жизнь всей земной биосферы.
Сегодня нет недостатка в статистическом материале, характеризующем экономические, политические и культурные процессы на Севере России. Однако статистика отвечает лишь на вопрос о том, как именно протекают процессы, оставляя в стороне вопросы о том, что представляют собой эти процессы, и почему они протекают именно так, а не иначе. Но, не ответив на них, невозможно проводить сколько-нибудь последовательную и осмысленную политику, невозможно видеть перспективы устойчивого развития народов Российского Севера.
Ни экономические, ни политологические, ни социологические исследования, которые построены, по существу, на позитивистской методологии, не могут дать общего представления о том, каковы возможные варианты исторического развития малочисленных северных народов России. Отрицая саму возможность философского осмысления истории, позитивизм не позволяет достичь теоретического видения проблемы. Между тем именно такой взгляд остро необходим сегодня, чтобы определить, при каких условиях может быть достигнуто устойчивое развитие малочисленных северных народов России.
Острый дефицит философско-теоретического осмысления происходящих процессов и, как следствие, непоследовательность политики, противоречивость принимаемых законов, хаотичность административных решений - все это характеризует ситуацию в любом из регионов страны. Но есть все основания утверждать, что в северных регионах России это чувствуется с особой остротой. Здесь к проблемам, характерным для любого российского региона добавляется целый комплекс особенных, специфических проблем. Здесь существует сложный клубок противоречий, которые ежедневно требуют своего решения. Поскольку сохранение и устойчивое развитие малочисленных народов Севера есть задача глобальной степени важности, необходима разработка стратегии устойчивого развития малочисленных северных народов.
Действительно, проблема выбора стратегии развития малочисленных народов Севера, рассмотрению которой посвящена данная работа, на самом деле, выступает сосредоточием едва ли не всех основных проблем современной российской цивилизации. В ней, как в фокусе, сходятся проблемы освоения природных богатств и охраны окружающей среды, распределения власти между «центом» и «регионами», интернационализации образа жизни народа и сохранения его национальных особенностей, соотношения российской и глобальной политики.
На жизнь малочисленных северных народов оказывает самое непосредственное влияние процесс регионализации жизни страны, пришедший на смену привычной для тоталитарных обществ её полной унификации. Здесь, на Севере, в полной мере проявляется формирование локальных центров активности , а также обострение конкуренции между регионами в условиях рыночной экономики и ослабления власти «центра».
Здесь решается проблема социальной устойчивости региона как способности его производственной, политической и природной среды обеспечивать достойное качество жизни населения. Здесь впервые происходит осмысление необходимости саморазвития в противовес патерналистской направленности государства. Именно здесь «формационный подход» обнаруживает, в наибольшей степени, свою слабость и ограниченность.
Актуальной проблемой практической политики является поиск путей сохранения культуры этнических сообществ Приполярных территорий, изучение её с целью выработки методологии, стратегических подходов, приемлемых для развития конкретных территорий и организации диалога культур.
Степень разработанности. В целом, этой проблеме уделяется серьёзное внимание. Об этом можно судить по ряду резолюций и документов ООН, многочисленных международных конференций, проводимых на самом высоком уровне, большому числу фундаментальных исследований. О внимании к этой проблеме мирового сообщества свидетельствует то, что 21 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН принята резолюция о проведении с 10 декабря 1994 года по 10 декабря 2004 года Международного десятилетия коренных народов мира, цель которого - активизировать международное сотрудничество в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как права человека, окружающая среда, развитие, образование, культура, здравоохранение.
Главное, к чему пришло человеческое сообщество — это отказ от политики патернализма и цивилизационной экспансии по отношению к «отсталым» народам и признание самобытности и самоценности их культур, а, следовательно, и права на тот образ жизни, который избирают эти народы.
Проблемы малочисленных народов в целом и в том числе Севера - давняя тема исследований отечественных философов, социологов, этнографов, лингвистов, антропологов, экономистов.
Если обратиться к истории проблемы, то приоритет в изучении культуры малочисленных народов принадлежит историкам и этнографам. Среди имеющихся исследований следует выделить работы Богораз-Тана В.Г., Борисова М.Н., Бромлея Ю.В., Василевич Г.М., Гурвича И.С., Окладникова A. П., Самара Ю.А., Смоляк А.В., Соколовой З.П., Таксами Ч.М., Туголукова B. А., Увачана В.Н., Мархинин В.В., Удалова И.В. Это работы, посвященные описанию особенностей быта северных народов, их материальной и духовной культуре. Они носят в основном констатирующий характер.
Поскольку статус малочисленных народов тесно связан с их этническими особенностями, то автор стремился обобщить достижения отечественной и зарубежной культурологии. Социально-детерминирующие возможности рассмотрены в трудах С.С. Аверинцева, В.С. Библера, М.С. Кагана, К.М. Кантора. Важные материалы по теме диссертации содержатся в работах таких сторонников социально-культурного детерминизма как К.Л. Стросс, А.Я. Кребер, Л.А. Уайт, Р. Райк, социологически ориентированных - М. Вебера, Т. Парсона, К. Гирца. Диссертант убедился в целесообразности специального рассмотрения культурологического детерминизма, который переключает внимание исследователя с институционального на функциональный подход при изучении социальных процессов.
Взаимопроникновение и диалектика архаического и современного, мифологического и рационалистического получили отражение в работах Гулыги А.В., Лосева А.Ф., Лотмана Ю.М., Успенского Б.А., классиков западной социологии и культурологии Э. Дюркгейма, М. Элиаде, К.Г. Кинга. Ими было разработано, в частности, понятие «архетип», введенное в науку еще Платоном.
Антропологический и этнографический подходы сыграли и по прежнему играют важную роль в изучении самой культуры народов Севера. Они концентрируют внимание на национально-специфическом - язык, искусство, образ жизни, способы трансляции культурных ценностей, адаптивные процессы, - все то, что обеспечивает уникальность и жизнеустойчивость этноса. Однако при таких подходах меньше внимания обращается на общие компоненты этнических культур, которые объективно создают предпосылки для диалоговых форм общения.
Важное значение для диссертанта имели труды философов, социологов и экономистов, посвященные проблемам народов Севера, в которых проанализированы экономические аспекты жизни народов Севера в тесной связи с социальным компонентом.
Интересный фактический материал и обобщения содержат работы С.А. Арутюнова, К.Г. Барбаковой, Л.С. Богословской, Ю.В. Бромлея, В.И. Бойко, Ф.С. Донского, Е.Г. Егорова, И. И. Крупника, В.М. Курикова, В.П. Мельникова, В.В. Сыроечковского, А.И. Черкасова и других.
Экономическим проблемам развития северных регионов посвятили свои работы Аганбегян А.Г., Бурханов В.Ф., Гладышев А.Н., Куликов А.В., Космачев К.П., Мякиненков В.И., Поляков С.Н., Кукинов В.М., Лузин Г.П., Поздняков А.М., Николаев М.Е., Славин С.В., Паращенко Г.Н. и др.
Экономический и социально-экономический подходы фокусируют внимание на материально-производственных процессах и их последствиях для жизнедеятельности этноса. В этих исследованиях содержится аргументация в пользу рыночной ориентации традиционного природопользования. В то же время формируются позитивные идеи на основе учета потребностей освоения природных ресурсов и интересов коренных жителей.
Следует также выделить активно самоутверждающиеся экологический и этический подходы, которые стремятся вывести обсуждение проблем народов Севера за рамки утилитаризма. Обосновываются важные понятия «этноэкологическая этика», «циркумполярная аксиология и праксиология», «сбалансированное развитие», «арктический конфликт». Общей доминантой этих подходов является утверждение примата гуманитарного над экономическим.
Интересные проблемы были поставлены в серии экспертных опросов «Самотлорский практикум» (1988), «Освоение без отчуждения» (1989), «Арктические ценности: выбор сбалансированного пути развития» (1990), «Этика развития Севера», «Гуманитарная экспертиза конфликтных ситуаций нового освоения» (1991).
Подход к проблеме изучения основ жизнедеятельности малочисленных народов с позиций одной из областей знания мало оправдывает себя. Решение этой проблемы возможно при междисциплинарном подход. Это реализуется в работах Д.Б. Гелашвили, В.Г. Горшкова, К.Я. Кондратьева, А.Н. Косарикова, В.М. Котлякова, К.С. Лосева, В.В. Найденко, АЛ. Новоселова, А.В. Позднякова, Г.С. Розенберга, С.Л. Туркова, А.Д. Урсула, Н.В. Чепурных, посвященных переходу социоэкономических систем к устойчивому развитию. Региональные аспекты этих проблем рассмотрены в работах В.И. Бутова, Ю.Н. Гладкий, В.Г. Игнатова.
Следует отметить, что концепция перехода на путь устойчивого развития (принята на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992г.) реализовалась в правительственном проекте «Концепция перехода России на модель устойчивого развития», однако, цель развития и пути ее достижения лишь обозначены. Политика по отношению к малочисленным народам основывалась на рационалистических подходах с господством идей однозначной всеобщей детерминированности и полезности. Внимание диссертанта привлек подход, в котором социальные объекты и субъекты рассматриваются как открытые системы, включенные в общие для мира процессы самоорганизации. В связи с «там, особого внимания заслуживают работы отечественных исследователей В. Алтухова, В.Г. Афанасьева, А. Ахиезера, Б.Н. Бессонова, В.В. Васильковой, Л.Н. Гумилева, К.Х. Делокарова, В.И. Кремнянского, Е.Л. Петренко, А.К. Уледова, А.Д. Урсула и других. Познавательно-методологическое значение имеют работы И. Пригожина, Г.Хагена, В.И. Арнольда и Р. Тома. Широко известны работы, посвященные синергетической проблематике В.И. Аршинова, С. Гамаюнова, В.С. Егорова, Ю.Л. Климонтовича, Е.Н. Князевой, Г.Г. Малиненского, С.В. Петухова, А.Б. Потапова, Ю.В. Сачкова, В.С. Степина.
В процессе изучения малочисленных народов Севера сформировались целые научные направления, школы, но до сегодняшнего дня чёткой концепции еще не сложилось. В науке, в практике управления идут дискуссии и споры. Сказывается многолетнее влияние позитивистской и рационалистической методологии, когда административные преобразования выдавались за культурные и этнические. Всесторонний анализ показал, что в отечественной науке еще не завершился процесс преодоления идеологизированное™ исследований, когда ситуация рассматривается с позиции должного, а не сущего. Вместе с тем, сложились перспективные и интересные направления исследования экономики, политики и культуры, важные с точки зрения проблем жизнедеятельности малочисленных народов. Формируется потребность в интеграции и обобщении достижений социальных наук, т.е. в усилении мировоззренческо-методологического компонента исследований.
Думается, что назрела пора для социально-философского анализа проблем народов Севера и в целом малочисленных народов.
Однако на этом пути встречаются значительные теоретические сложности. Речь, прежде всего, должна идти о переосмыслении методологических приоритетов, социально-философском осмыслении стратегии устойчивого развития малочисленных народов Севера в современных условиях России.
Цель исследования - осмысление социально-философских основ стратегии устойчивого развития малочисленных народов Севера.
1. Для того, чтобы представить сегодняшнее положение народов севера России на общем фоне всемирной истории, необходимо проанализировать современные концепции: «линейного» и «циклического» пути общественного исторического развития.
2. Применить теорию социальной философии в традиционной для нее роли философии исторического развития, но применительно к новому объекту - жизнедеятельное™ малочисленных народов Севера.
3. Выявить теоретическое значение понятия «устойчивость» в аспекте социальной философии.
4. Провеста социально-философский анализ проблем устойчивого развития малочисленных народов Севера на современном этапе их развития..
5. Проанализировать концепции исторического развития с позиций поливариантаоста и перспектив их устойчивого развития малочисленных народов Севера.
6. Выявить ядро, детерминанты устойчивого развития на данном историческом развитии малочисленных народов Севера.
7. Проанализировать особенности субъектности и самоидентификации малочисленных народов Севера в условиях современной России.
8.Определить перспективы и возможности практической реализации стратегии устойчивого развития малочисленных народов Севера.
9.Нужно уделить особое внимание исследованию той важной роли, которая исторически принадлежит малочисленным народам Севера в решении глобальных проблем человечества, и прежде всего - в решении глобальных экологических проблем.
Методологические н теоретические основы.
Комплексный характер объекта исследования диктует необходимость использования общенаучных принципов системности, дополнительности, единства и многообразия, обеспечивающих целостность подхода к феномену жизнедеятельности малочисленных народов как социальных общностей.
Существенное значение для реализации целей исследования имеют обобщения в аспекте теории самоорганизации, которые стимулируют рождение определенного стиля мышления и расширят границы традиционного понимания рациональности, что создает предпосылки для формирования новых методологических основ для традиционных подходов в изучении бытия малочисленных народов Севера.
Важный аспект методологического базиса составляют достижения зарубежной философии, истории, культурологии и др. Их переосмысление в данном случае выступает и формой освоения. Использование теоретических результатов, исследовательского инструментария, конкретных фактов открывает возможности углубления собственных позиций автора, позволяет полнее учесть социальную и духовную атмосферу развития западной культуры и ее творческого отражения. Это относится, например, к работам В. Тернера, поставившего важные проблемы о последствиях культурного транзита и о цикличности структурных изменений в традиционных сообществах.
Автор стремился провести исследование в аспекте взаимопроникновения двух типов аргументации - точного, логико-рассудочного с его формально-научной доказательностью, целерациональностью и идеолого-типической проработкой смыслов, а также интуитивно-феноменологического, который способен оперировать гибкими понятиями, с трудом поддающимися однозначной интерпретации. Это относится к таким методам как истолкование, разъяснение, интерпретация, аналогия. Несомненно, и то, что суждения на их основе всегда проблематичны.
Методика исследования социального статуса малочисленных народов предполагает изучение и обобщение достигнутых результатов в отечественной и зарубежной науке. Автор подвергла анализу литературу на русском и английском языках.
В качестве первоисточников использованы материалы заседаний общественных организаций «Спасение Югры», «Ямал потомкам»; стенограммы заседаний отделов Севера ХМАО и ЯНАО; «живые» встречи и беседы с элитой МНС: поэтом Ю. Шесталовым, депутатом и писателем Е.Айпиным, писателем и оленеводом Ю. Веллой и другими. Изучались материалы региональных программ развития, статистический материал, характеризующий социально-экономическую и социокультурную ситуацию в ХМАО, в Тюменской области и других приполярных регионов России.
Автор диссертации участвовал в проведении региональных социологических исследований. В основном были использованы методы анкетирования, интервьюирования и включенного наблюдения. Эмпирический материал был обобщен и в процессе участия в разработке концепции развития системы высшего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа.
В диссертации также получили отражение материалы, полученные из практики педагогической деятельности диссертанта.
Логика изложения основана на принципе восхождения от абстрактного к конкретному. Первоначально анализируется процесс жизнедеятельности этноса в контексте всеобщего исторического развития. Идея устойчивости выявляется как феномен развития. Определяется социально- философское содержание устойчивости, которое затем анализируется с позиции общего и регионального, этнического и субъектного, с позиций законотворческой деятельности хозяйственной культуры, образования и других факторов социума. Затем формулируется стратегия устойчивого развития. И внимание сосредотачивается на тех детерминантах, которые обеспечивают, в определённой мере, активизацию жизненной позиции этноса и, по существу, являются интегративным механизмом стратегии устойчивого развития - его социокультурной основой.
Формулируются методологические основы программно-целевого подхода жизнедеятельности малочисленных народов российского Севера. В заключении, с позиции устойчивости, определяется роль малочисленных народов Севера в историческом развитии человечества, на современном этапе его развития.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. В исследованиях жизнедеятельности малочисленных народов Севера впервые осуществлена попытка смены акцентов с «особенного» на «общее», разработаны социально-философские основания стратегии устойчивого их развития.
2. Проведен сравнительный анализ « линейных» и «циклических» концепций всемирной истории с точки зрения перспектив, которые они открывают для разработки стратегии развития малочисленных народов Севера.
3. Адаптировано понятие «устойчивое развитие» в его применении к социально-философскому анализу.
4. Обоснована концепция стратегия устойчивого развития малочисленных народов Севера как единственно перспективная философско-теоретическая база экономической, социальной и культурной политики.
5. Предлагаемая стратегия развития малочисленных народов Севера строится на активизации жизненной позиции самих малочисленных народов, при поддержке международного сообщества, федеральных и региональных властей.
6. Исходя из особенностей современного этапа мирового исторического развития и концепции устойчивости, сформировано общетеоретическое представление о роли малочисленных народов Севера в процессе прогрессивного развития человечества.
Апробация работы.
Практическая реализация полученных результатов осуществлялась по нескольким направлениям.
Участие автора в подготовке инициативных записок в директивные органы РФ, в частности по президентской программе «Дети России»; в разработке в составе творческого коллектива «Программы профессионального образования ХМАО: концептуальные модели развития и пути их реализации». В настоящее время автор является одним из разработчиков программы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты- Мансийского Автономного Округа на период 2001-2010 гт. (постановление губернатора от 14.04.99 №171). Материалы диссертации были использованы для развития системы высшего специального образования в Ханты-Мансийске. Открыт факультет экономики природопользования «традиционных» промыслов Севера (1993); подготовительное отделение «Адаптационнно- профориентационный центр малочисленных народов Севера» (1996); институт природопользования Севера (1997); учебно-экологический центр «Экология и природопользование» (1996).
Основные положения работы докладывались и обсуждались на конференциях и совещаниях по проблемам Севера: «Роль приполярных университетов в развитии Севера» ТГУ, СССР; Лейкхедский университет, Канада (Тюмень, ТГУ,1991); «Роль русского культурного пространства в становлении Российской государственности в Сибири» (межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая 50-летию Тюменской области, Тюмень 1994); «Знание - на службу нуждам Севера» (первая международная конференция Академии Северного Форума, Якутск, 1996); «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (международная научно-практическая конференция, Санкт- Петербург, 1997); «Человек на Севере: условия и качество жизни» (научно- аналитическая конференция, Сыктывкар, 1998); «Экология: теория и практика в системе непрерывного образования (научно-практическая конференция, Ханты-Мансийск, 1998); «Роль предпринимательства в возрождении экономики России» (всероссийский научным симпозиум, Санкт- Петербург, 2000).
По материалам диссертации опубликовано 23 работы, общим объёмом 50,3 печатных листа, из них 3 монографии, 6 статей, 15 тезисов.
1. Динамическая модель системы непрерывного образования на Севере /тезисы/. В сб.: Роль приполярных университетов в развитии Севера. Вторая международная конференция, Тюмень, ТГУ, СССР, Лейкхедский университет, Канада, 10-13 июня 1991 г. Тюмень, изд. ТГУ. 1991. - С. 63-65 (0,1 п. л.].
2. К вопросу о подготовке специалистов с высшим образованием по традиционным промыслам Севера /тезисы/. В сб.: Роль русского культурного пространства в становлении Российской государственности в Сибири. Тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Тюменской области. 3-5 февраля 1994 г. Тюмень, изд. ТМИЭиП. 1994.-С. 194-198 [0,2п.л.].
3. Проблемы подготовки специалистов с/х профиля для Северных регионов Тюменской области /тезисы/. В сб.: Наука сельскому хозяйству. Материалы зональной научной конференции, посвященной 50-летию Курганской СХА. Курган, изд. КСХА 1994. - С. 426-428 [0,13 п. л.].
4.Основные виды хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, как основа профессиональной подготовки для студентов по специальности «06. 03. 00» /тезисы/. В сб.: Долговременные формы непрерывной подготовки кадров для агропромышленного комплекса. Научно¬практический семинар. 28-29 марта 1995 г., Екатеринбург, изд. ЕСХА. 1995. - С. 28-30 [0,13 п. л.].
5.Этнокультура аборигенных народов Севера как основа социально-гуманитарной подготовки специалистов для Севера /тезисы/. В сб.: Совершенствование подготовки специалистов в условиях рыночной экономики. Тезисы научно-методической конференции ТГНГУ, ТГУ, часть 2, 31 марта 1995 г., Тюмень, изд. ТГНГУ. 1995. - С. 169-174 [ОД п. л.].
6.К проблеме подготовки специалистов с/х профиля на Севере и для Севера /тезисы/. В сб.: Совершенствование подготовки специалистов в условиях рыночной экономики. Тезисы научно-методической конференции ТГНГУ, ТГУ, часть 2, 31 марта 1995 г., Тюмень, изд. ТГНГУ. 1995. -С. 171-173 [0,1 п. л.].
7.Особенности жизнедеятельности народов Севера как региональный фактор обновления образования /тезисы/. В сб.: Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-17 мая 1995 г., часть 2, ТГУ, Тюмень, изд. ТГУ 1995. - С. 14-19 [ОД п. л.].
8. К вопросу о содержании подготовки специалистов с высшим образованием по основным видам хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера /тезисы/. В сб.: Вопросы образования, (тезисы научно-практической конференции Тюменского государственного института культуры. 1995 г.) ТГИК, Тюмень, изд. ТГИК. 1995. - С. 172-177 [0,2 п. л.].
9. Проблемы совершенствования системы высшего образования на Тюменском Севере /тезисы/. В сб.: Взаимодействие властных структур и вузов на современном этапе развития общества. 14-20 января 1996 г., Тюмень, изд. ТМИЭиП. 1996. - С. 83-87 [0,2 п. л.].
Ю.Подготовительное отделение довузовского уровня (адаптационно-профориентационный центр для малочисленных народов Севера) /статья/. В сб.: Сборник материалов семинара - совещания «Развитие профессионального образования в Ханты-Мансийском округе». Г. Нижневартовск, 20-21 мая 1997 г. изд. Управление образования г. Нижневартовска. 1997. - С. 38-49 [0,5 п. л.].
11.0 формировании экологического мышления /тезисы/.В сб.: Человек и общество: тенденции социальных изменений, (тезисы международной научно-практической конференции Санкт-Петербургского государственного университета 24-26 сентября 1997 г.), С-П, изд. СПбГУ. 1997. - С. 165-171 [0,3 п. л.].
12. «Факультет экономики природопользования как основа вуза окружного центра» /тезисы/. В сб.: Сборник материалов семинара - совещания «Развитие профессионального образования в Ханты-Мансийском округе». Г. Нижневартовск, 20-21 мая 1997 г. изд. Управление образования г. Нижневартовска. 1997. - С. 39-42 [0,1 п. л.].
13. «Система профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа: концептуальные модели развития» /научные труды/. Научные труды: Международная академия наук высшей школы. Сибирское отделение. Тюменский научный центр, Тюмень, изд. «Вектор Бук». 1997. - 24с. [1 п. л.].
14. Программа профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа: концептуальные модели развития и пути их реализации /научные труды/. Научные труды: Международная академия наук высшей школы. Сибирское отделение. Тюменский научный центр, Тюмень, изд. «Вектор Бук». 1997. - 89с. [3,7 п. л.].
15.0 создании научно-экологического центра «Экология и природопользование» на базе Института природопользования Севера (филиал ТГСХА) /тезисы/. Сб.: Экология теория и практика в системе непрерывного образования. Материалы первой научно-практической конференции по экологическому образованию (15-16 декабря 1997 г.) г. Ханты-Мансийск, изд. Х-М Экофонд. 1998. - С. 57-60 [0,1 п. л.].
16. К вопросу о механизме выживания этнических сообществ Севера /тезисы/. Со.: «Аграрная наука на рубеже веков» (том 2) научных трудов научно-практической конференции, декабрь, Тюмень, изд. ТГСХА. 1999. - С. 114-119 [0,22 п. л.].
17. Методология гуманистического мировоззрения /тезисы/. В сб.
«Ценностно-содержательные основы воспитания личности в образовательном пространстве ХМАО» (тезисы региональной научно-практической конференции 17-18 ноября 1995 г.) г. Сургут, изд. Регионально-издательский центр СГПИ. 1995. - С. 29-35 [0,3 п. л.]. '
18. Малочисленные народы Севера: социоэтнистические отношения /монография/. Монография, Тюменский международный институт экономики и права. Тюмень, изд. «Вектор Бук». 2000. - 200 с. [8,4 п. л.].
19. Вопросы этнообразования малочисленных народов Севера в системе образовательного пространства Ханты-Мансийского автономного округа /тезисы/. В сб.: Материалы научно-практической конференции студентов и соискателей. Иркутский государственный университет, Иркутск, 2000. - С. 115-124 [0,4 п.л.].
20.Особенности трудозанятости и проблемы предпринимательства народов Севера /тезисы/. В сб.: Роль предпринимательства в возрождении экономики России. (Материалы всероссийского научного симпозиума). СпбГУ 19-23 июня 2000 г. Санкт-Петербург, изд. СпбГУ. 2000. - С. 85-89 [0,3 п. л.].
21.Основы устойчивого развития малочисленных народов Севера (социально-филосовский аспект: общее и особенное) Монография. Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. Тюмень, изд. ТОГИРРО. 2000. - 179 с. [8 п. л.].
22. Социально-филосовские основы стратегии устойчивого развития малочисленных народов Севера. Монография. Уральский гос. Университет Екатеринбург, изд. УрГУ. 2000 ■ 343 с. [14,2 п. л.].
23. Базовый эколого-просветительский полигон Ханты-Мансийского филиала Тюменской сельскохозяйственной академии - Института природопользования Севера на территории государственного памятника природы «Шапшинские кедровники». А.П.Гудыма (в соавторстве) - Ханты- Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.-28с. [1,2 п.л.].