Множество публикаций, появившихся в психологической и философской периодике за последние годы, свидетельствуют о том, что отечественная психология за последние 10-15 лет неузнаваемо изменилась (Ф.Е. Василюк). Это изменение состоит в том, что она «становится самостоятельной практической дисциплиной» переживает «прагматический бум» (Д.И. Дубровский). В сложно организованном обществе, тем более когда оно стремительно меняется, увеличивая число стрессогенных ситуаций, повышая риск «возникновения нарушений психической адаптации, развития психосоматических, невротических расстройств» (Е.Д. Спиркина, Е.Т. Соколова), наркомании, суеверий, одиночества, неудовлетворенную жажду внутренней жизни, целостности (Б.С. Братусь), появился социальный заказ, массовый спрос на психологические услуги: индивидуальное психологическое консультирование, психотерапию, психокоррекцию, социально-психологические тренинги, тренинги менеджеров и депутатов и т.д. Психология «с бешеной энергией входит в политику» (А.Г. Асмолов), экономику, искусство; «усилия подавляющего числа психологов направлены на обслуживание практических нужд в области техники и организации производства... массовых коммуникаций, педагогики, медицины, военного дела и т.д.» (Д.И. Дубровский).
Появление широкой психологической практики создало новую ситуацию внутри психологии. Возникла потребность в специалистах в области практической психологии. Профессия «психолог-практик» стала массовой. Однако если в первые годы перестройки большинство психологов-практиков составляли специалисты с университетским психологическим образованием, то в дальнейшем начался лавинообразный приход в психологию представителей других профессий. Необходимость быстрой их переподготовки, обучения психологии как практике поставила под сомнение сохранение культурного кода психологии в массовой психологической практике (В.П. Зинченко, А.В. Петровский). Во-первых, как отмечает Л.А. Петровская, «в настоящее время связь между фундаментальным психологическим образованием и практической работой практически отсутствует». Психолог, получивший подготовку без фундаментального образования, подобен медсестре или фельдшеру в психологии» (Л.А. Петровская, Е. Д. Хомская, В.Н. Цапкин, М. Г. Ярошевский). Во-вторых, профессиональное психологическое сознание, создаваемое по типу «надстройки» над освоенными ранее профессиональными системами, далеко не со всеми ими совмещается и определяющим образом зависит от них, что является камнем преткновения в процессе переквалификации. «Борьба ментальностей» далеко *не всегда заканчивается победой профессиональной психологической ментальности» (Е.Е. Сапогова). В то же время большинство психологических вузов при высоком уровне теоретической подготовки не дают своим выпускникам достаточных практических навыков, необходимых для оказания квалифицированной психологической помощи. Перечисленные процессы обостряют проблему достижения профессиональной идентичности психологами-практиками (А.Ф. Бондаренко, А.Я. Варга, Ф.Е. Василюк, А.Г. Лидере, В.М. Розин, М.В. Розин, Е.Е. Сапогова, А.А. Тюков), создают сложности формирования профессионального самосознания именно как психолого-практического. Однако эта проблема обозначена в методологических исканиях психологов, находящихся в рефлексивной позиции. Эмпирических данных относительно профессиональной ментальности работающих психологов-практиков нет. Следующим шагом должно было бы стать эмпирическое исследование, в котором бы изучалась позиция психологов-практиков, не рефлексирующих по поводу профессии и себя в ней. С момента начала широкой подготовки «массовых» психологов-практиков прошло уже не менее 10 лет. Ими накоплен опыт практической работы. Что для них значит быть психологом-практиком? Каковы особенности профессионального самосознания «массовых» психологов-практиков?
Актуальность исследования. Число эмпирических исследований, посвященных психологам, невелико. Существуют эмпирические исследования, касающиеся профессиональных способностей (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов), профессионального сознания (А.И Зеличенко, Т.И. Степанова), профессиональных стереотипов Студентов (В.Ф. Петренко), профессионального становления (Т.А. Казанцева), динамики профессиональной идентификации (Е.Г. Ефремов) психологов в период обучения. Но, во-первых, они проведены только на студенческих аудиториях, то есть затрагивают лишь один из начальных этапов профессионального становления, а во-вторых, только в последнем затрагивается один из аспектов профессионального самосознания.
Объектом исследования является профессиональное самосознание психологов-практиков, их профессиональная идентичность. В качестве предмета исследования, вычленяющего специфический аспект профессионального само-сознания, рассматриваются имплицитные теории профессионального «Я» психологов-практиков, их динамика в ходе профессионального становления.
Цель исследования - реконструировать имплицитные теории профессионального «Я» психологов-практиков.
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1. Конструктами, конституирующими имплицитную теорию профессионального Я психологов-практиков, являются «Безусловное принятие клиентов - Отвержение» и «Сила Я - Слабость Я».
2. Имплицитная теория «Я-профессионал» психологов-практиков содержит интенцию к личностному росту. Основным смыслом их профессионального и личностного развития является развитие субъектности - как своей собственной, так и клиентов.
3. Формированию профессиональной идентичности психологов-практиков препятствуют имплицитные теории личности профессионала, содержащие конфликтные личностные смыслы.
4. Специальная работа, направленная на развитие профессионального самосознания психологов-практиков, является одним из условий достижения ими более полной профессиональной идентичности. Психологи, получившие дополнительную специализацию, достигают полноты профессиональной идентичности чаще, чем те, кто ее не получил.
Задачи:
1. Проанализировать существующие в психологической литературе подходы к изучению профессионального самосознания и самосознания психологов-практиков, очертить проблемное поле и его ключевые моменты по из-бранной нами теме, дать полное обоснование предмета исследования.
2. Обосновать теоретическую и методическую правомерность привлечения психосемантического подхода к исследованию профессионального самосознания психологов-практиков, дать описание самосознания психологов- практиков на языке психосемантики в качестве его рабочей модели.
3. Спланировать исследование, разработать инструментарий для реконструкции имплицитных представлений практикующих психологов о себе как профессионалах.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей и динамики профессионального самосознания психологов-практиков.
5. Дать описание - теоретическое и эмпирическое - динамики и микродинамики профессионального самосознания психологов-практиков, психосемантических универсалий самосознания исследуемой профессиональной группы, ее имплицитной теории «Я-как-профессионал».
Методами исследования выступили такие общенаучные методы, как анализ литературы по теме работы, методологическое обоснование предмета исследования, теоретическое моделирование. В качестве частно-научных методов были использованы: техника репертуарных решеток Дж. Келли, модифицированный семантический дифференциал, развивающий эксперимент. Статистическая обработка результатов производилась посредством кластерного, корреляционного и факторного анализа.
Теоретическая новизна работы состоит в разработке понятий «имплицитная теория Я» и «имплицитная теория профессионального Я психолога- практика», формулирование их определений. Показана возможность разработки проблемы самосознания в понятиях психосемантики. Дано обоснование справедливости использования понятия «имлицитная теория» применительно к профессиональному самосознанию. Описаны параметры субъективного семантического пространства профессиональной группы, в которых рефлексируется профессиональная идентичность психологов-практиков.
Практическая значимость. На основе положений, рассматриваемых в данной работе, составлена программа тренинга профессионального самосознания, который проводится автором и его коллегами на курсах переподготовки и курсах повышения квалификации психологов-практиков, проведен ряд семинаров как в гомогенных группах психологов-практиков, так и в смешанных группах, в которые входили также педагоги и администраторы. Разработанный инструментарий может быть с успехом использован как инструмент мониторинга становления психолога в учебном процессе, его развития в практической деятельности.
Фактологическую основу диссертационной работы составили несколько эмпирических исследований, в которых приняли участие в общей сложности более 350 человек в возрасте от 17 до 50 лет. Основной контингент испытуемых составили психологи-практики, работающие как в образовательных учреждениях, так и в социальной и медицинской сфере, занимающиеся различными формами консультативной, тренинговой и психокоррекционной работы.
Теоретическая платформа. Методологической основой исследования является гуманистическая парадигма в психологии (Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Фромм), а также отечественная методологическая традиция (Л.С. Выготский, Ф.Е. Василюк, Л.И. Воробьева, А.Н. Леонтьев, А.Г. Лидере, А.А. Пузырей, В.Н. Цапкин, А.М. Эткинд). Общетеоретическим контекстом выступили деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Д. Смирнов, В.В. Стопин,), который выразился в опоре на положения об активности субъекта, субъективной пристрастности и пр.; гештальт-подход (А. Гингер-Пейрон, С. Гингер, Н.Б. Долгополов, Д. Кепнер, Ф. Перлз, И. Польстер, М. Польстер, Р. Резник, Ж.-М. Робин, Е.Е. Соколова); когнитивный подход (А. Бек, Дж. Брунер, Н.Г. Гаранян, Дж. Келли, А.Б. Холмогорова, А. Эллис); экзистенциальный подход (Р. Кочюнас, Р. Мэй, В.Франкл, и др.). Конкретной теоретической основой работы является психосемантика. Мы опирались на теоретические понятия, разработанные в этой традиции и результаты эмпирических исследований Е.Ю. Артемьевой, Е.Л. Доценко, Ю.Г. Вяткина, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Петренко, В.П. Серкина, Е.В. Улыбиной, И.Б. Ханиной, А.Г. Шмелева. Использованы также некоторые идеи антропологической мифосемантики (К. Леви-Строс, А.М. Лобок, А.Ф. Лосев), теории метафоры (Н. Д. Арутюнова, Е.Е. Сапогова).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы (без приложений) составляет 160 страниц. В приложениях представлены результаты статистической обработки данных. Список литературы составляет 208 единиц.
Положения, выносимые на защиту:
1. Категориальным инвариантом имплицитной теории профессионального «Я» для всех групп психологов-практиков, принявших участие в обследовании, являются два ядерных конструкта: «Безусловное принятие клиентов - Отвержение клиентов» и «Сила Я — Слабость Я».
2. Имплицитная теория личности психолога-практика «снимает», разрешает в себе противоречие между позициями безусловного принятия людей (клиентов) и силой Я, что результируется в интегральной характеристике профессионала «зрелость».
3. Вектор личностного и профессионального развития психологов-практиков проходит, главным образом, по оси «Слабость Я - Сила Я». Основным смыслом их профессионального и личностного развития является развитие субъектности — как своей собственной, так и их клиентов.
4. В имплицитных представлениях психологов-практиков развитие профессионального (функционального Я) психолога-практика и его экзистенциального Я - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Достижение профессиональной идентичности психолога-практика происходит благодаря достижению все более полной личностной идентичности и личностной зрелости, в свою очередь, профессиональное самосовершенствование влияет на достижение личностной идентичности психолога-практика
Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений» (Тюмень, 1998), региональной конференции «Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение» (Тюмень, 1998), на Всероссийской конференции (Казань, 2000), обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии ТОГИРРО и кафедры общей и педагогической психологии Тюменского госуниверситета. Ряд положений диссертации включены в курс «Введение в специальность», читаемый автором для слушателей факультета переподготовки. Результаты работы были апробированы также на серии семинаров для психологов образовательных учреждений. На основе результатов исследования разработан и проводится «Тренинг профессионального самосознания» для психологов-практиков, включенный в программу переподготовки и повышения квалификации института развития регионального образования ТОГИРРО.
В работе проанализированы существующие в психологической литературе подходы к изучению профессионального самосознания психологов- практиков, очерчено проблемное поле и его ключевые моменты по избранной нами теме. Обоснована теоретическая и методическая правомерность привлечения психосемантического подхода к исследованию профессионального самосознания психологов-практиков.
Дано описание самосознания психологов-практиков на языке психосемантики, а также его динамики и микродинамики. В частности, обоснована правомерность использования понятия «имлицитная теория» применительно к профессиональному самосознанию. Описаны параметры субъективного семантического пространства профессиональной группы, в которых рефлексируется профессиональная идентичность психологов-практиков. Важнейшими из них являются: «Субъект-субъектные отношения с клиентами - субъект-объектные отношения», «Признание человека ценностью - Утилитарное отношение к человеку», «Свобода - Зависимость», «Понимание - Знание».
Выдвинут ряд гипотез, основные идеи которых сводится к тому, что имплицитная теория профессионального Я психолога-практика содержит интенцию к личностному росту (одинаково своего и клиента), смыслом профессии является развитие субъектности (своей и клиента) и что достижение профессиональной идентичности происходит как в профессиональной практике, так и в практике работы над собой.
В экспериментальном исследовании нашли подтверждение гипотезы относительно того, что основными смыслами профессиональной деятельности являются личностный рост и развитие субъектности, что достижению профессиональной идентичности препятствуют конфликтные личные смыслы.
В эмпирическом исследовании выявлены психосемантические универсалии самосознания исследуемой профессиональной группы, ее имплицитной теории «Я-как-профессионал ». Ими являются: «Безусловное принятие - Отвержение», «Сила Я - Слабость Я», «Раненый целитель - Счастливый психолог».
На основе положений, развиваемых в данной работе, составлена программа тренинга профессионального самосознания, который проводится автором и его коллегами на курсах переподготовки и курсах повышения квалификации психологов-практиков, проведен ряд семинаров как в гомогенных группах психологов-практиков, так и в смешанных группах, в которые входили также педагоги и администраторы. В указанных работах нашли применение и результаты эмпирического исследования.
Разработан инструментарий, особенность которого состоит в том, что на большой выборке выявлены дескрипторы, релевантные профессиональным смыслам группы. Он может быть с успехом использован для исследования профессионального самосознания психологов-практиков - как инструмент мониторинга становления психолога в учебном процессе, его развития в практической деятельности. Планируется использовать его в работе Тюменского университета при подготовке практических психологов.
1. Программа тренинга профессионального самосознания психологов (для слушателей курсов повышения квалификации педагогов-психологов и практических психологов) // Сборник программ по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми. Ч. 1.- Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - С. 190-191 (в соавторстве).
2. Профессиональное самосознание начинающего психолога // Психолог- профессионал: деятельность, личность, общение. Проблемы профессионального взаимодействия в оказании комплексной психологической помощи детям. Тезисы областной научно-практической конференции.- Тюмень, 1998. с. 33-34 (в соавторстве).
3. Динамика самосознания практического психолога // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень, 1998. - С. 52-54.
4. Гештальт-подход в тренинге профессионального самосознания психологов // Совершенствование системы непрерывного образования. Сборник статей, посвященных 50-летию ТОГИРРО. - Тюмень, 2001,- С. 18-27.
5. Экспериментальное исследование самосознания психологов-практиков // Региональное образование XXI в. Проблемы и перспективы.- Тюмень, 2001. № 3.-С.15-26.