Актуальность темы исследования.
Социальная реальность XX века со всей очевидностью показала, что исторический процесс обусловлен не только экономикой, политикой, противоборством социально-классовых сил и развитием культурных процессов, но и воздействием ментальных структур общества. В связи с этим обстоятельством в гуманитарных исследованиях все чаще стали обращаться к понятию «менталитет», подразумевая под ним некую особую реальность (идеальную, духовную или просто психологическую).
Неопределенность, размытость научного смысла понятия «менталитет» и одновременно теоретическая и практическая значимость исследования феномена «менталитет» для развития современного обществознания и в целом гуманитарного знания со всей очевидностью демонстрируют актуальность избранной темы исследования.
Обращение к проблеме истоков менталитета, его сущностных характеристик особенно значимо в эпоху посттоталитаризма, так как позволяет очеловечить исторический процесс и преодолеть крайности марксисткой интерпретации истории, ограничившей смыслы ее развития экономическими причинами. В результате введения понятия «менталитет» в сферу категорий социальной философии последняя обретает живого человека с его исповедальными вопросами, личной жизнью и экзистенциальными проблемами. Социально философское исследование проблемы менталитета позволяет выйти на своеобразие идеологической основы и политических действий при разработке национальных программ и осмыслении как внутренней, так и внешней политики государств. Без своеобразия ментальности нет нации как особой целостности в человеческом обществе со своим собственным самосознанием. В аспекте ментальности народа самосознание - это факт самоидентификации, без которой не может быть осознания самоценности своей культуры и чувства патриотизма. С этой точки зрения проблема менталитета - это аспекты национальной и общечеловеческой безопасности - важнейшие вопросы третьего тысячелетия.
Методологическая и научная значимость введения понятия «менталитет» в структуру категорий социальной философии имеет важное значение, так как до настоящего времени нет единой философской методологии исследования данного феномена в его конкретности. Наиболее часто применяются либо исторические (методология школы «Анналов»), либо социологические методы исследования этого феномена, которые в весьма ограниченных пределах могут быть применимы в области социальной философии. С их помощью нельзя раскрыть сущностные смыслы понятия «менталитет», поставить проблему генезиса менталитета.
И наконец, для выхода России из кризиса необходимо знание менталитета своего народа, его духовных, культурных, психологических особенностей в соответствии с которыми и следует принимать решающие социально-экономические программы развития страны.
Обращение к истокам ценностного самосознания России, к национальному менталитету, ориентированному на свои традиции, ценности, смыслы культуры, духовно-психологическую составляющую, на патриотическое прошлое - это и есть возрождение России, возрождение, ведущее к процветанию любой нации и народа.
Весьма актуальным наше исследование является из-за отсутствия как в социальной философии, так и в гуманитарной науке представлений о структуре идеальной реальности, называемой - менталитет.
Степень разработанности проблемы
С проблемой менталитета исследователи сталкиваются во многих общественных и гуманитарных науках: философии, истории, этнологии, социальной психологии, этнопсихологии, социологии, культурологии, политологии. Помимо науки, данная тема является предметом осмысления деятелей культуры и искусства, что находит отражение как в художественном творчестве, так и в публицистике.
Корни своеобразия национального менталитета уходят в древность. Предмет анализа бытия корней - народный фольклор (сказки, былины, песни, анекдоты), эпические произведения, мифология. Духовные основы менталитета - это древнейшие памятники культуры, отражающие все периоды исторического развития этносов, наций, народностей с присущими им характерными особенностями. Важнейший памятник - Библия (Ветхий и Новый Завет), дошедшая до наших дней в форме религиозно-художественных сюжетов, содержащих определенное миропонимание и мироотношение к действительности, как кодекс предустановлений и смысложизненных ориентаций. Древний памятник культуры мусульманских народов - Коран, где изложены основные жизненные принципы, догмы, ценности мусульманского мира.
В исследовании темы менталитета можно выделить три основных подхода.
Прежде всего это социокультурный подход, позволяющий с точки зрения социальности исследовать историю понятия «менталитет» и представления о реальном феномене. Это работы представителей «Новой истории», в частности, школы “Анналов” - М.Блока, Ф. Броделя, Ж.Дюби, Р.Мандру, Л.Февра, создавших особую методологию, позволившую выявить «менталитет» как важнейшую категорию современной исторической антропологии, где в основе лежит социально-культурная мотивация поведения людей, анализ явлений коллективной психологии, раскрытие глубинных процессов человеческой психологии, определяющих развитие истории. А.Я. Гуревич дал глубокое теоретическое осмысление работ представителей школы «Анналов» и обосновал собственную концепцию феномена «менталитет».
Крупнейшими представителями данного подхода в разработке исследуемой нами проблемы являются труды таких известных социологов XX века, как М.Вебер и П.Сорокин, исследующих ментальные структуры в социальной динамике. Методология анализа М.Вебера через введение категории «идеальный тип» соединяет общее и индивидуальное при воздействии личного момента на общую конфигурацию событий исторического процесса.
Рассматривая в данном контексте работы К.Маркса, необходимо подчеркнуть, что ключ к решению актуальных методологических проблем социально-исторического и культурного познания - это основные исторические типы социальности. Диалектика социального и индивидуального, заложенная в марксистской методологии, позволяет проследить деятельность человека в историческом развитии.
В этом же аспекте интересны работы В.С. Кемерова, характеризующего социальные процессы с точки зрения современного подхода к изучению общества и ментальных структур. Особого внимания при изучении феномена «менталитет» заслуживают работы М. Фуко и М. Хайдеггера, сосредоточивших внимание на априорных структурах человеческого бытия и априорных дискурсивных формациях (М.Фуко), предопределяющих опыт и поведение как личности, так и социальных групп.
Своеобразный подход в изучении априорных структур сознания, как составной части менталитета, мы находим и в работах Б.Маркова, Ю. Хабермаса, где феномен «менталитет» осмысляется с точки зрения дискурсивно-коммуникативной, а изучение поведения человека в обществе ведется через речевую практику освоения мира.
Особо необходимо остановиться на работах А.Ахиезера, характеризующего нравственную парадигму современного общества, русской ментальности.
Осмысление метафизических основ духа народа - это работы представителей русской религиозной философии Н. Бердяева, Б. Вышеславцева, Н. Лосского, Е. Трубецкого, В. Розанова, П. Флоренского, С. Франка.
Представление о менталитете как о матрице духовной жизни народа заключено в работах Г. Дилигенского, И. Ильина, В. Ключевского, Г. Федотова.
Методологические основы исследования духа народа в связи с культурно-историческими модификациями - это работы В.И. Плотникова, Л.А. Шумихиной.
Из современных ученых в связи с избранным аспектом исследования мы учитывали своеобразие подходов к нашей проблеме Е. Ануфриева и Л. Лесной, А. Зиновьева, К. Касьяновой, В. Кондакова, В. Курашова. В работах этих авторов мы нашли порой прямо противоположные оценки различных сторон менталитета, как российского, так и западного, характеристику этого феномена через сферу жизнедеятельности общества, анализ и критику различных типов и видов менталитета. Одним из важных факторов в изучении теории менталитета является разработка данного вопроса с точки зрения психологии. Такие крупнейшие психоаналитики XX века как З. Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг сравнивали менталитет с национальным характером. Э. Фромм ввел категорию «социальный характер», подчеркивая тем самым, что менталитет всегда присутствует в социально-психологических установках, оценках и смыслах родной культуры. В этом же отношении интересны работы современных психологов - представителей школы Узнадзе, работы И. Кона, К.Левина и др.
Раскрытие содержательного смысла понятия «менталитет» мы находим и в таких науках, как этнология и этнография: работы Н. Вернадского, Л. Гумилева, В. Захарова.
В исследовании феномена «менталитет» нами учтены труды, связанные с анализом быта, традиций, обычаев народной культуры. Это - Ю. Громыко, Н. Костомаров, Ю. Миролюбов, посвятившие свои работы народно-бытовой стороне культуры русского народа; О. Орестов, характеризующий жизнь
англичан; Д. Тер-Аванесян и В. Цветов, пишущие о традициях японского народа.
Один из важных аспектов в изучении феномена «менталитет» - обращение к литературным произведениям мировой классики. Выразителями русского менталитета, своеобразия русского духа были А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и А.П. Чехов, а также наши современники - В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, с удивительной правдивостью описывавшие быт и традиции русских крестьян, основанные на ментальном опыте поколений. В таком же ключе мы пытались оценить творчество Д. Байрона, Г. Гете, Р. Тагора, Ф. Шиллера, О. Хайяма, Э. Хемингуэя.
Цель и задачи исследования
Основная цель диссертационного исследования - показать научную значимость и многогранность социально-философской проблемы «менталитет», раскрывая через сущностные смыслы понятия содержательную структуру, историческое и социально-культурное своеобразие этого феномена.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- осмыслить разграничение понятия «менталитет» и феномена «менталитет»;
- дать определение понятию «менталитет» как категории социальной философии;
- уточнить сущностные смыслы понятия «менталитет»;
- показать методологическую значимость выделения понятий «носитель» и «выразитель» менталитета, вводимых для характеристики реального менталитета;
- обосновать теоретический тезис о важности сохранения семьи как хранительницы ментальных традиций наций и народностей, базируясь на конкретно-социологическом материале;
- показать исторические и духовно-религиозные корни ментальности на примере древних памятников духовной культуры разных народов (священные книги, мифы, национальный эпос, фольклор);
- выделить основные компоненты менталитета, показав их динамику и взаимосвязь;
- продемонстрировать на конкретном социально-историческом и историко-философском материале, что менталитет - это тип самоидентификации (Запад, Восток, Евразия), выделив основные социально-исторические типы менталитета.
Методология исследования
Особенность феномена «менталитет» и поставленная цель исследования продиктовали и своеобразие избранной методологии как междисциплинарного исследования. Социальная истина - это достояние всей культуры общества, поэтому истинное знание о феномене «менталитет» не исчерпывается возможностями научного познания. Здесь необходимо объединение не только знаний из разных наук (истории, философии, этнографии, психологии, культурологии), но и вариантов философского и исторического рассмотрения этого феномена (философская антропология, философия истории, философия культуры, историческая антропология, социальная психология, этнопсихология), а также интерпретация текстов священных книг, мифов, летописного материала, народных эпосов, фольклора и великих памятников художественной литературы.
В связи с этим появилась необходимость в системном подходе для характеристики феномена «менталитет».
Одновременно метод решения стоящей перед нами проблемы может быть назван структурно-феноменологическим. В современной гуманитарной науке сегодня не выработана единая научно-философская методология, которая позволила бы при исследовании феномена «менталитет» учитывать все аспекты этой проблемы. Структурно-феноменологический метод в применении к предмету нашего исследования - это всестороннее исследование различных составляющих данного феномена.
Феноменологический компонент нашего метода - это идеально-объективные явления, проявления духовности, сохранившиеся в ментальных структурах повседневности, образы фольклорных произведений, архетипические образы мифологии, священные книги, обряды и ритуалы, жития древнерусских святых, а также конкретные исторические события в изложении разных авторов. Структурный компонент - это комплексное философское осмысление всех составляющих этого феномена.
В рамках предложенного нами структурно-феноменологического метода и решалась главная цель исследования.
В контексте нашего исследования неоценимую методологическую роль сыграли представители исторической школы «Анналов», использовавшие методы исторической антропологии в изучении феномена «менталитет». Это: метод ретроспективного анализа предшествующих событий (сравнительно-ретроспективный, предложенный Л.Февром) и метод реконструкции прошлого по схемам современного рационального мышления (реконструктивный метод, предложенный М.Блоком, А.Гуревичем). Также для нашего исследования интересны разработки М.Бахтина и М.Фуко, предложившие в изучении ментальных явлений методы структурного анализа пластов коллективного сознания.
В исследовании используется и метод исторической антропологии - при изучении древних памятников культуры, как архетипических образов менталитета.
Научная новизна исследования состоит в разграничении понятия «менталитет» и феномена «менталитет» как социокультурной реальности. Это позволило выделить компоненты менталитета и обозначить их взаимодействие в социальной динамике, выделив социально-исторические типы самоидентификации наций и народов; поставить вопрос о носителе и выразителе ментальных черт социума, где наиболее синтезным носителем является семья как хранительница национальных традиций.
Положения, выносимые на защиту
1. Менталитет - это понятие социальной философии, денотатом которого в социальном бытии является идеальная реальность, отражающая социально-культурное состояние субъекта истории (народа, нации, этноса, народности, социальной группы, индивида), которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-культурных и цивилизационных условий его бытия и проявляется как в различных видах деятельности, так и в социально-психологических установках.
В отличие от понятия, феномен «менталитет» - это идеальная социальная реальность, которая представляет собой трудно поддающуюся изменениями совокупность социокультурных, психологических, духовных черт, взятых в их органической целостности и определенности социума-носителя. Сущностные смыслы менталитета: социальность, историчность, принадлежность к конкретному социуму, самоидентификация, многослойность, полифоничность. Сущностные смыслы понятия «менталитет» существуют как реальные качества феномена.
2. Носителями ментальных черт выступают следующие социумы: нация, этнос, народность, классы, социальные слои, сословия или касты, трудовой или учебный коллектив, индивид - всеобщий «носитель» менталитета, являющийся образующим началом всех перечисленных ментальных образований жизнедеятельности общества.
Семья (микросоциум), как синтезный носитель менталитета, хранительница ментальных черт нации.
3. Менталитет нации многослоен. Основными компонентами менталитета являются:
- социокультурный компонент, включающий духовную, религиозную, эстетически-художественную, нравственную, экономическую и политическую стороны жизнедеятельности общества;
- психологический компонент, выраженный на двух основных уровнях: 1) уровень социальной психологии («национальный характер»); 2) уровень индивидуальной психологии (конкретные проявления социально-психологических национальных установок);
- цивилизационный компонент, представляющий собой рациональные смыслы и символы культуры и выступающий либо в единстве, либо в противоречии с ее духовными смыслами и символами. Цивилизационный компонент отражает уровень научного и технологического знания.
4. Менталитет любого народа имеет древние истоки. Исследовать эти истоки можно изучая древнейшие памятники культуры, своеобразие мифов, фольклора, эпических произведений наций и народов. Древние истоки, «архетипы бессознательного» (Юнг) - это первичная матрица менталитета, предопределяющая тип самоидентификации народа как тип менталитета.
Практическое значение работы
Практическая ценность исследования заключается прежде всего в определении сущностных характеристик и выделении исторических форм существования феномена «менталитет», что позволило в самом бытии обозначить границы реальных идеальных образований, определяющих жизнедеятельность социума.
В условиях тотального кризиса русской души, когда самобытность русского менталитета, русской нации, русской духовности и культуры ставится под сомнение, применение результатов исследования может способствовать выработке единого, научно и философски обоснованного подхода с учетом ментальных особенностей народа во всех сферах социального бытия: экономике, политике, культуре, идеологии.
Практическую ценность результаты исследования имеют и в сфере образования и воспитания. Патриотическая ориентация в воспитании и образовании невозможна без представлений о ментальных особенностях своего народа. На основании материалов диссертации автором с 1999 года и по настоящее время читается курс лекций «Этикетное поведение», материалы исследования используются при чтении лекций по культурологии и спецкурсам «Психология и педагогика», «Менталитет» в Уральской Государственной Лесотехнической Академии. Результаты исследования диссертации могут быть использованы не только в научно-исследовательской работе, но и в практике преподавания гуманитарных дисциплин.
Апробация работы
Результаты проведенного исследования представлены:
- участием и выступлениями на конференциях: «Октябрь Семнадцатого года и современность». Екатеринбург, 1’997; «Интеллигенция России в конце XX века: система духовных ценностей в исторической динамике». Екатеринбург, 1998; «Интеллигенция в истории XX века: неоконченные споры» (к 90-летию сборника «Вехи»). Екатеринбург, 1998; «Воспитание духовности». Екатеринбург, 1998; «Судьба России: образование, наука, культура». Екатеринбург, 2000; «Культура и цивилизация». Екатеринбург, 2001.
- в выступлениях на кафедре философии президиума УрО РАН и на
кафедре философии УГЛТА. Изложение основных аспектов диссертационного исследования было представлено автором в Институте философии и права УрО РАН (отдел философии). .
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, демографического приложения. Содержание работы изложено на 169 страницах машинописного текста. Библиография включает 154 названия.
1. Советская политическая культура: сущность и проблемы //Октябрь Семнадцатого года и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. - М., 1997. С.27-28.
2. Проблемы трансформации духовных ценностей российского общества на рубеже XXI века // Интеллигенция России в конце XX века: система духовных ценностей в исторической динамике. Всероссийская научная конференция. - Екатеринбург, 1998. С.29-30.
3. “Арифметическая ментальность” и русская душа И Воспитание духовности. Сб. ст. и тез. - Екатеринбург, 1998. С.70-71.
4. Современные характеристики духовного отчуждения российской интеллигенции И Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. К 90-летию сборника “Вехи”. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 1998. С.101-102.
5. Менталитет как феномен социальной жизни И Сборник статей аспирантов и соискателей Института философии и права УрО РАН. - Екатеринбург, 1999. С.32-38.
6. Семья как носитель менталитета нации И “Феникс”. Ежегодник кафедры культурологии Мордовского государственного Университета им. Н.П.Огарева. - Саранск, 2000. С.131-133.
7. Соотношение национального характера и национального менталитета в русской философской мысли И Судьба России: образование, наука, культура. Тезисы IV Всероссийской конференции. - Екатеринбург, 2000. С.51-53.
8. Специфика российской цивилизации и ее отражение в менталитете И Культура и цивилизация. Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 2001. С.51-55 (в соавт.).