Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ (методологические проблемы)

Работа №102948

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы20
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рынок меняет весь уклад жизни, сознание и мировоззрение, проникает во все сферы человеческой практики. Образование не является исключением. Оно неразрывно связано с той экономической формацией, в рамках которой существует. Соответственно, рынок в образовании так же многогранен и многолик, как и во внешней для него среде. Сегодня образовательным учреждениям предоставлена большая автономия, независимость и свобода деятельности. Это касается, прежде всего, возможности привлечения бюджетных и внебюджетных средств финансирования, организации платных занятий и коммерческой деятельности. Учебным заведениям дано право формировать педагогический коллектив и обслуживающий персонал, самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, развивать свою материально-техническую базу, информационное, методическое и технологическое обеспечение. При этом вся ответственность ложится на руководителя образовательного учреждения. В последнее время расширяется круг субъектов осуществляющих образовательную деятельность, так как появились возможности для развития негосударственных структур (муниципальных, частных). Таким образом, потребность эффективного управления в сфере образования обусловила необходимость развития маркетинговых исследований в этой области.
Рынок образовательных услуг в реформируемой России постоянно развивается, но в его инфраструктуре пока отсутствуют многие значимые компоненты и связи между участниками рыночных отношений. Такими участниками являются: государство, хозяйствующие субъекты, образовательные учреждения, потребители образовательных услуг - социальные группы и отдельные личности (дети и родители).
Маркетинговые исследования основных путей, направлений и механизмов изменений в системе образования призваны дать ответ на следующие вопросы методологического и прикладного характера:
1. В какой мере существующая система образования удовлетворяет общественные и государственные потребности в образованных людях?
2. В какой степени эта система отвечает потребностям индивидов, общества и государства?
3. Что является стимулом и мотивом для получения образования представителями различных социальных групп?
4. Каковы перспективы и тенденции развития потребностей в образовании различных категорий субъектов?
5. В какой мере существующий и развивающийся образовательный рынок (страны, региона) способен удовлетворить эти потребности?
6. Каковы методологические основания определения образовательного заказа?
Данный перечень естественно не исчерпывает актуальных вопросов социологии образования. В нем зафиксирована проблемная ситуация: развитие образовательной потребности и ее удовлетворение осуществляется в режиме рынка. Таким образом, как мы полагаем, маркетинговые исследования являются теоретическим и прикладным инструментом управления всей системы образования (в границах страны, региона), деятельности отдельного образовательного учреждения, и одновременно осуществляют функцию прогноза их развития.
В России рынок создается буквально в считанные годы и не всегда правительством критически оценивается опыт западных стран по регулированию и поощрению цивилизованных рыночных отношений. Так, американский политолог, Роберт Макинтайр считает, что «в России в последние годы проводилась наивная идеология «свободного рынка». Рынку приписывались качества идеального института, который сам собой решает все наиболее сложные проблемы экономики, причем без вмешательства государства. Поэтому сегодня возникает необходимость изучения роли государства в становлении рынка образовательных услуг, и маркетинга в деятельности государственных учреждений образования, контроля органами управления образованием работы всех типов учреждений. Для государственных институтов образования маркетинговые исследования выступают средством формирования политики оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости в предоставлении услуг.
Маркетинг и маркетинговые исследования основываются на специальных знаниях (в том числе в немалой степени и на общенаучных методах - системного анализа, моделирования, теории принятия решений и т.д.). Маркетинг образования является отдельной отраслью маркетинга и открытой методологической системой. Проблема места и роли маркетинговых исследований в системе маркетинга образования недостаточно изучена. Это обстоятельство делает актуальным разработку нормативной модели, отражающей роль и место маркетинговых исследований в системе регулирования и удовлетворения потребностей в образовании.
Проблема маркетинговых исследований в системе образования становится еще более актуальной в условиях складывающейся социальной перспективы постепенного перехода к информационному обществу.
В рамках современного периода развития российского общества возрастают общественные требования к личности, изменяется само понятие «образованный человек». Сегодня необходимо не просто владеть определенными знаниями и навыками, но и уметь быстро, в короткие сроки пополнять свой информационный «багаж» в соответствии с требованиями общества, в том числе и работодателей. Как найти баланс между требованиями общества, государства и потребностями человека? К сожалению, чаще всего поиск баланса идет методом проб и ошибок, а порой и прожектерских “новаций”.
В обществе осознается потребность контроля над ситуацией. Постепенно начинает формироваться маркетинговая инфраструктура - появляются отделы и службы маркетинга при муниципальных органах управления образованием, организационно-методических центрах начального профессионального образования, высших и средних учебных заведениях. Анализ их деятельности актуален в свете практических рекомендаций и несет в себе ценность теоретических обобщений, так как позволяет определить место и роль маркетинговых исследований в системе регулирования и удовлетворения потребностей в образовании. Актуальность диссертационного исследования возрастает в связи с отсутствием специальных трудов по теме в отечественной и зарубежной литературе.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
Традиционно вопросами маркетинга занимались экономисты. Между тем исследуемая проблема погранична и междисциплинарна: экономика, педагогика, социология, психология вносят свой вклад в развитие теории и практики маркетинга в образовании.
Общетеоретические и социологические подходы к исследованию проблемы потребности в образовании разработаны в трудах И.В. Бестужева-Лады, А. Бъенме, Ю.Р. Вишневского, Б.С. Гершунского, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, С. Лурье, К. Манхейма, А.В. Меренкова, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевича, В.Н. Турченко, Б. Сандер, Л.А. Степашко, Н. Смелзера, М.Х. Титмы, В.Г. Харчевой и др.
В изучении проблемы соотношения потребностей в образовании личности, государства и общества мы обращались к работам следующих авторов: Л.Я.Барановой, Л.Г. Борисовой, А.Г. Здравомыслова, Н.В. Иванчука, Л.Ф. Колесникова, Л.С. Костаняна, С.М. Косолапова, А.В. Маргулиса, В.И. Марцинкевича, В.В. Нестерова, В.Я. Не¬чаева, К.К. Платонова, Н.А. Победы, В.П. Подвойского, В.В. Радаева, Б. Саймона, С.Б. Суворова, М.В. Тараткевича, Д.Н. Узнадзе, Ф.Р. Филиппова и др.
Существенное значение для нашей работы имели методологические исследования проблем маркетинга, которые осуществляли Б. Берман, Берковитц, Е.П. Голубков, А. Дайан, Е. Дихтль, Н.Н. Красюк, Керин, Ф.Котлер, С. Коломийцев, В.В. Кузьмин, Ж.Ж. Ламбен, Руделиус, Е.М. Феоктистова, X. Хершген, Дж. Эванс и др.
Теоретические и практические аспекты маркетинговых исследований рынка товаров и услуг (консалтинговых) были затронуты в работах Л. П. Ворониной, Е. П. Голубкова, В. Р. Диллана, Т. Маддена, М. Мартина, М. Стимпсон, Н.Х.Фиртла, Р. Ходж, Дж. Хэмилтона и др.
Рассматривая вопросы маркетинга в образовании и специфики маркетинговых исследований сферы образования, диссертант использовал работы В.А. Антропова, Е.С. Баразговой, П.В. Голубкова, И.Ф. Девятко, А.Е. Долганова, Ф. Махлупа, А.П. Панкрухина, С. Пищулина, О.В. Рыбаковой, Б.С. Рябушкина, Н.А. Хроменкова, И. Шахриманьяна, В.П. Щетинина и др.
Анализ указанных групп источников позволяет сделать следующие выводы:
1. Соединение в анализе проблем потребностей в образовании и маркетинга в образовании органично; в современных условиях оно позволяет осмыслить тенденции развития образовательной политики в России и ее регионах.
2. Теория маркетинга в образовании не представляется целостной и завершенной.
3. Одной из недостаточно разработанных тем в теории маркетинга в образовании является: место и роль маркетинговых исследований в системе регулирования и удовлетворения потребностей в образовании.
ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ - определение методологии маркетингового исследования в системе регулирования потребностей в образовании субъектов современной социальной системы: личности, гражданского общества и государства; его места и роли в удовлетворении этих потребностей.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
¡.Раскрыть сущность и содержание потребности в образовании, показать соотношение государственной, общественной и индивидуальной потребностей в образовании.
2. Дать методологический анализ становления и развития маркетинговой ориентации государственной системы образования.
3.Охарактеризовать структуру и направления маркетинговых исследований в образовании.
4.Определить место маркетингового исследования в регулировании процесса развития потребности в образовании государства, общества и личности.
5.Предложить нормативную модель маркетингового исследования потребностей в образовании.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - рыночные механизмы регулирования потребностей в образовании субъектов социальной системы.
ПРЕДМЕТ ДИССЕРТАЦИОННОГО АНАЛИЗА - маркетинговые исследования потребностей в образовании субъектов социальной системы.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили идеи реформирования российской системы образования. Теоретическими ориентирами предпринятого исследования явились современные идеи и концепции личностно-ориентированного образования, развивающего вариативного образования, концепция метамаркетинга, социально-ориентированного маркетинга. Диссертант использовал общую теорию потребностей, теорию обмена, теорию личности, теории социальной структуры, концепции социальной политики. Ведущее теоретическое значение имела методология институционального и структурно-функционального подходов.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
1 .Анкетный опрос экспертов - руководителей и маркетологов средних специальных педагогических образовательных учреждений и учебных округов начального профессионального образования Свердловской области, проведенный в 1996 году. В опросе участвовало 24 эксперта.
2. Проект “Маркетинговое обоснование открытия новых профессий в системе начального профессионального образования Свердловской области” 1996-2000 гг.
3. Материалы деловых игр, проведенных с руководителями образовательных учреждений и специалистами управления образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в 1995 г. и руководителями учреждений начального профессионального образования Свердловской области на годичном совещании-семинаре в 1996 г.
4. В работе использованы материалы маркетинговых исследований:
^.Сравнительное исследование потребностей школьников в дополнительных образовательных услугах. Исследование проводилось методом анкетного опроса в группах. Опрос осуществлялся в два этапа: первый в сентябре-октябре 1995 г., второй в феврале-марте 1996 г. В ходе исследования было опрошено 392 респондента, из них 248 школьников 9-х классов школ Оджоникидзевского района г. Екатеринбурга и 144 родителей 9-тиклассников.
2) .Исследование мотивации посещения клубов подростками. Данное исследование проводилось также методом анкетного опроса в марте 1997 г. Объем выборочной совокупности составил 194 человека.
5. Включенное наблюдение за ходом маркетинговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования 1995-2000гг
6. Анализ документов о состоянии образования в Свердловской области.
Все исследования проходили с участием автора.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Автор опирался как на общенаучные теоретические методы, на сравнительно-исторический, так и на специальные методы, и методические стратегии, использующиеся при проведении маркетинговых и социологических исследований.
В ходе диссертационного поиска использовались как количественные методы (анкетный опрос), так и качественные - анализ документов, экспертное интервью, включенное наблюдение, деловая игра. В работе отдавалось предпочтение качественным методам, так как маркетинг лишь в 90-е годы стал инструментом регулирования системы образования.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА
1).Диссертация представляет собой комплексное исследование роли маркетингового исследования в системе регулирования и удовлетворения потребностей в образовании. Процесс регулирования взаимодействия потребностей в образовании государства, общества и личности означает установление меры равновесия между ними в конкретных исторических условиях. Введение маркетинговых исследований в практику управления системой образования делает возможным измерение меры соответствия или несоответствия потребностей в образовании указанных субъектов, позволяя тем самым выработать политику регулирования.
2) .Представлена методология анализа потребности в образовании субъектов социальной системы (общества, государства, личности) в системе теории маркетинга. В работе соотнесены потребность в образовании личности, общества, государства; представлена интерпретация их соотношения. Подход продиктован условиями удовлетворения потребностей указанных субъектов - рыночным и нерыночным.
3) .Проведен анализ маркетинговых стратегий в управлении образованием как системы; определено место маркетинговых исследований в данной системе.
4) .Дана характеристика функций и структуры маркетингового исследования, проанализированы отличия социологических и маркетинговых исследований в сфере образования, охарактеризованы их основные методы и методики. Выявлена специфика методических стратегий маркетинговых исследований, ориентированных на удовлетворение потребности в образовании. Для общества - маркетинговые исследования выясняют направления оптимизации управления системой образования. Для государства - маркетинговые исследования используются в целях адаптации структур управления к существующим условиям. Для личности маркетинговые исследования - это возможность декларирования потребностей и участия в формировании образовательного заказа.
5) .Предложена структура показателей, позволяющих оценить системность деятельности по удовлетворению потребности в образовательных услугах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.
Выводы и рекомендации исследования использованы при разработке региональной политики в сфере образования, в деятельности учреждений начального профессионального образования Свердловской области. Предложения и рекомендации, разработанные на основе проведенных маркетинговых исследований, переданы в Управление образования и культуры Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном курсе «Менеджмент и маркетинг в образовании», с/к. «Маркетинговые исследования системы образования» для ВУЗов, и курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.
Основные положения диссертационной работы были изложены на заседаниях кафедры теории и истории социологии УрГУ, межрегиональной научно-практической конференции «Философия и социо-логия образования на пороге XXI века» (г. Екатеринбург, апрель 1996 г.), российско-американской конференции «Открытое образование. Бизнес и образование» (г. Екатеринбург, май 1997 г.), XI Уральских социологических чтениях (г. Челябинск, апрель 1998 г.), научно-практической конференции «Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий» (г. Екатеринбург, май 1999г.), областных педагогических чтениях (г. Екатеринбург, 2000 г.).
Результаты исследования представлены в 6 публикациях автора.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Содержание работы изложено на 164 страницах, список литературы содержит 258 наименований.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Маркетинг и маркетинговые исследования позволяют найти баланс между потребностями в образовании субъектов социальной системы - общества, государства и личности. Маркетинговые исследования фиксируют актуальные потребности, тенденции их развития и характеризуют систему условий достижения равновесия. Маркетинг в образовании анализируется в контексте теории метамаркетинга, которая позволяет органично включить его в систему управления государственной сферой образования. Маркетинг в системе государственного образования выступает как ведущая ориентация стратегического управления.
2. Маркетинговые исследования составляют базу стратегии и тактики управления образованием. Они реализуют возможность соединения принципов экономической эффективности и социальной справедливости в управлении конкретно-исторической системой социально-экономических отношений.
3. Роль маркетинговых исследований различна для разных категорий субъектов и носителей потребностей в образовании. Для общества - маркетинговые исследования выясняют направления оптимизации управления системой образования. Для государства - маркетинговые исследования используются в целях адаптации управленческих структур и социальных институтов к существующим условиям. Для личности маркетинговые исследования - это возможность декларирования потребностей и участия в формировании образовательного заказа.
4. Маркетинговое исследование является инструментом оптимизации системы управления образованием в обществе, где процесс удовлетворения потребности в образовании социальных субъектов осуществляется в режиме рынка.
5. Маркетинговое исследование имеет целевой и «заказной» характер. Оно преследует цель разработки практических рекомендаций, направленных на совершенствование управления в системе образования, развития образовательного рынка и более полное удовлетворение потребностей личности, общества и государства в образовании. Методическое единство не предполагает единообразия маркетингового и социологического исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Киреева Н.А. Анализ рынка образовательных услуг Свердловской области.// Философия и социология образования на пороге XXI века: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург. - 1996. - С. 56-57.
2. Киреева Н.А., Пивоварова Е.В. Региональный рынок образовательных услуг: структура и анализ (методические рекомендации) - Екатеринбург. - Департамент образования. - 1996. - 18 с.
3. Киреева Н.А. Маркетинговые исследования в образовании.// Открытое образование. Бизнес и образование. Тезисы докладов российско-американской конференции. - Екатеринбург. - 1997. - С.157-158.
4. Киреева Н.А. Современные направления развития маркетинговой деятельности в образовании.//Уральский регион как социум: Материалы XI Уральских социологических чтений.- Челябинск, 1998.- С.222-223.
5. Киреева Н.А. Маркетинговые информационные системы как база программирования системной деятельности по удовлетворению образовательных потребностей.// Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий: Науч.-практ. конф., прове-денная Гуманитарным университетом 20-21 мая 1999 г.: Тез. докл. Т.2: Кризис и развитие российской экономики (проблемы и перспективы). - Екатеринбург. - 1999. - С. 43-47.
6. Киреева Н.А. Противоречия развития рынка образовательных услуг.// Человек в современном обществе: социальная ориентированность образования. - Екатеринбург: ИРРО. - 2000. - С.212-216.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ